Научная статья на тему 'Стендовые и опытно-промышленные испытания уплотнений для горной техники Севера'

Стендовые и опытно-промышленные испытания уплотнений для горной техники Севера Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
249
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНОДОБЫВАЮЩАЯ ТЕХНИКА / MINING EQUIPMENT / ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА / OPERATIONAL PROPERTIES / ТРИБОЛОГИЯ / TRIBOLOGY / УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / SEALING MATERIALS / МОРОЗОСТОЙКОСТЬ / FROST RESISTANCE / ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ / WEAR RESISTANCE / OIL RESISTANCE / МАСЛОСТОЙКОСТЬ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Соколова Марина Дмитриевна, Портнягина Виктория Витальевна, Шадринов Николай Викторович, Христофорова Александра Афанасьевна, Давыдова Мария Ларионовна

Проведены стендовые и опытно-промышленные испытания уплотнений из эластомерных композитов. Установлено, что уплотнения из разработанных материалов имеют явные преимущества при эксплуатации в составе гидравлических систем по сравнению со штатными уплотнениями. Уплотнения внедрены на горнодобывающих предприятиях Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Соколова Марина Дмитриевна, Портнягина Виктория Витальевна, Шадринов Николай Викторович, Христофорова Александра Афанасьевна, Давыдова Мария Ларионовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAND AND PILOT TESTS OF SEALS FOR MINING TECHNICS OF THE NORTH

There are the results of stand and pilot testing of elastomeric seals composites. Found that the seals of the developed materials have distinct advantages when operating in the hydraulic systems in comparison with the standard seals. Seal introduced in the enterprises of the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «Стендовые и опытно-промышленные испытания уплотнений для горной техники Севера»

© М.Д. Соколова, B.B. Портнягина, H.B. Шадринов, A.A. Христофорова, М.Л. Давыдова, 2013

УДК 678.742.2.001.73

М.Д. Соколова, В.В. Портнягина, Н.В. Шадринов, A.A. Христофорова, М.Л. Давыдова

СТЕНДОВЫЕ И ОПЫТНО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ УПЛОТНЕНИЙ ДЛЯ ГОРНОЙ ТЕХНИКИ СЕВЕРА

Проведены стендовые и опытно-промышленные испытания уплотнений из эласто-мерных композитов. Установлено, что уплотнения из разработанных материалов имеют явные преимущества при эксплуатации в составе гидравлических систем по сравнению со штатными уплотнениями. Уплотнения внедрены на горнодобывающих предприятиях Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: горнодобывающая техника, эксплуатационные свойства, трибология, уплотнительные материалы, морозостойкость, износостойкость, маслостой-кость.

Многолетняя практика эксплуатации горнодобывающей техники в условиях Республики Саха (Якутия) показала, что в зимний период в условиях холодного климата производительность на открытых работах снижается примерно в два раза, фактический срок службы сокращается в 2,5-4 раза, что приводит к огромным убыткам. Статистический анализ причин отказов техники показал, что в значительной степени (30%) отказы связаны с неудовлетворительной работой уплотнительных узлов вследствие недостаточной морозостойкости резиновых уплотнительных деталей, комплектация которых достигает до 10 тыс. на машину [1-3].

Крайне низкие температуры в зимнее время года (до -65 °С) северных территорий; высокая прозрачность атмосферы, а, следовательно, и большая интенсивность ультрафиолетового излучения, обуславливающая глубокое протекание радикальных процессов старения полимера; резкие колебания температуры (до 30 °С) в

осенне-весенний период с переходом через 0 °С, приводящие к появлению термических напряжений, накоплению микротрещин и хрупкому разрушению материала - все это осложняет выбор материала для эластомерных изделий [4]. Кроме того, при контакте резино-технических изделий с углеводородными средами (масла, топлива, смазки) введенные в резиновые смеси пластификаторы - низкомолекулярные добавки, повышающие морозостойкость материалов, интенсивно вымываются, приводя к необратимому снижению морозостойкости в начальный период эксплуатации. В связи с этим идет поиск наиболее перспективных модификаторов резин и разработка новых рациональных рецептур, сочетающих высокий уровень морозостойкости, масло- и износостойкости.

В лабораторных условиях не удается смоделировать поведение эла-стомерных материалов при совместном воздействии климатических и эксплуатационных факторов (напри-

мер, воздействие масел, топлив), поэтому для достоверной оценки их работоспособности требуется проведение как стендовых, так и опытно-промышленных испытаний.

Несмотря на высокую информативность стендовых испытаний, позволяющих оценить работоспособность уплотнений при различных условиях эксплуатации и сравнивать технические характеристики различных уплотнительных материалов и устройств в идентичных условиях работы, они обладают существенным недостатком - высокой трудоемкостью при проведении ресурсных испытаний. Проведение испытаний в натурных опытно-промышленных условиях в условиях непосредственной эксплуатации машин позволяет со значительно меньшими затратами для исследователей определять долговечность уплотнений и сравнивать характеристики конструкций и уплотни-тельных материалов с показателями штатных герметизирующих устройств. Такого рода испытания, как правило, проводятся после проведения стендовых испытаний при отсутствии сомнений в работоспособности и наличии достаточных оснований в обеспечении минимально требуемой долговечности опытного уплотнения. В противном случае преждевременный выход из строя уплотнения может привести к существенным затратам на проведение ремонтно-восстанови-тельных работ и потерям от простоя техники.

Машина трения ИИ 5018 (рис. 1, а) представляет большой интерес для исследования триботехнических

свойств резин уплотнительного назначения. Данная машина может стать универсальным стендом для проведения испытаний в условиях, приближенных к эксплуатационным. При работе на ней можно варьировать

б

Рис. 1. Испытания уплотнений из разработанных материалов на машине трения ИИ 5018: а) машина трения, б) фитильная смазка уплотнения

значениями скорости вращения вала, нагрузки на образец и составом рабочей среды. В Институте проблем нефти и газа СО РАН машину дополнительно модифицировали. Во-первых, снабдили прибором «Термо-дат», позволяющим вести непрерывный контроль за испытаниями. Во-вторых, применили фитильную смазку (рис. 1, б), которая позволяет легко менять рабочие среды, значительно облегчить подготовку и сократить установку образцов к испытанию. Стандартная комплектация машины снабжена закрытой камерой с ванной рабочего масла, при этом установка образца занимает 3-4 часа.

Рис. 2. Расположение термопар: а) в узле трения, б) в образце

Рис. 3. Схема трения «вал-колодка»:

1 - вал (контртело), 2 -колодка (образец из резины), V -направление вращения

Для испытаний на машине трения ИИ 5018 выбран режим испытания, имитирующий условия работы гидравлических систем:

- вращение 1000 об/мин (2,6 м/с), 2000 об/мин (5,2 м/с);

- усилие прижима образца -20Н (нагрузка 0,1 МПа);

- температура испытаний -комнатная;

- рабочая среда - индустриальное масло И-50А;

- время испытаний - 6 часов;

- интервал измерения данных термопар - 15 мин;

- расчетные величины: массовый износ, объемный износ, линейный износ.

Термопары размещали в четырех точках: на образце (3 точки) и в зоне смазки (рис. 2). Испытания проводили по схеме "вал - колодка" (рис. 3) при следующих параметрах: нагрузка -20Н, скорость скольжения - 1000 об/мин (2,6 м/с) и 2000 об/мин (5,2 м/с), режим трения - жидкий. Запись данных с термопар осуществляли через каждые 15 мин.

Исследуемый образец представлял собой колодку, вырезанную из кольца прямоугольного сечения (60х80х10), контртело - стальной вал (сталь марки 40Х, термообработанная до ИКС 50+/-1). Принцип действия машины заключается в истирании действия пары испытываемых образцов, прижатых друг к другу силой Р. Образцы перед испытанием очищали ацетоном и этиловым спиртом и взвешивали. Контртело (стальной вал) перед каждым новым испытанием полировали до шероховатости 1,1 мкм.

Испытуемые материалы уплотнений - это серийная резина марки В-14 на основе морозостойкого бутади-ен-нитрильного каучука БНКС-18 и разработанная в Институте проблем нефти и газа СО РАН резина на основе БНКС-18, модифицированная полимерной композицией сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ) и наношпинели магния (патент РФ № 2425851) [5]. Разработанная резина отличается повышенной износостойкостью (в 2 раза), морозостойкостью (в 2-3 раза), стойкостью к воздействию агрессивных сред (в 210 раз в зависимости от среды).

После проведения испытаний на машине трения определяли массовый, объемный и линейный износы. Из табл. 1 видно, что, несмотря на разброс температурного режима, установлен макроэффект улучшения три-ботехнических свойств запатентованной резины. Уменьшены практически все виды износа.

Из табл. 2 видно, что при заданных условиях испытаний не происходит вымывания пластификаторов, которое наблюдается при стандартных испытаниях, проводимых при температуре 70 °С. Объемный износ при абразивном истирании превосходит 2- 5 раз по сравнению при трении в среде масла и по обработанному металлическому валу. Подобные температуры не реализуются в процессе трения при заданных нагрузках и скоростях вращения. Исследования термостойкости резин показали, что температура начала распада материала для В-14 -60 °С, для разработанной -102 °С, что указывает на то, что в процессе испытаний процессы деструкции не должны происходить и их можно не учитывать.

Таким образом, исследования показали, что резина, разработанная в ИПНГ СО РАН имеет улучшенные

свойства в условиях, приближенных к эксплуатации гидравлических промышленных систем: объемный износ снижен на 28 %, линейный на 75 % (при 1000 об/мин) и на 12 % (при 2000 об/мин), температура в зоне трения ниже на 3-7 оС по сравнению с серийной резиной.

Развитие трибологии неразрывно связано с изучением свойств фрикционного контакта, возникающего при взаимодействии твердых тел под нагрузкой. Одним из основных свойств фрикционного контакта является его дискретность (несплошность). Поскольку геометрия поверхностей в результате различных видов их обработки отличается от правильной геометрической формы (макроформы), при сближении тел под нагрузкой, их контакт происходит по отдельным пятнам с высоким давлением, оказывающим существенное влияние на все процессы контактного взаимодействия и изнашивания поверхностей.

Объем межконтактного пространства определяет максимальное количество смазочного материала, удерживаемого в контакте, при отсутствии гидростатических и гидродинамических эффектов.

В процессе изготовления или при эксплуатации деталей машин на их поверхности формируются неровности, которые определяют топографию поверхности. Принято различать четыре вида отклонений от правильной геометрической формы поверхности: макроотклонения, волнистость, шероховатость и субшероховатость.

Электронно-микроскопические исследования поверхностей исследованных образцов показали, что суб-микрошероховатость образуется неровностями, имеющими высоту 2...20 нм (рис. 4-6).

Рабочая поверхность образцов из модифицированных резин до и после

*- уменьшение, + - увеличение показателя запатентованной резины по отношению к резине В-14

Таблица 2

Сравнительные результаты испытаний (стандартная и выбранная методики)

Таблица 1

Триботехнические характеристики уплотнений, полученные на машине трения ИИ5018

№ Материал уплотнений Скорость вращения вала, об/мин Массовый износ, Аш(г) АУ(см3) АЬ(мм) Сравнение свойств материалов +/-*

1 В-14 0,0082 0,0065 -0,080

-28% объемный износ, -75% линейный износ

По рецепту- 1000

2 ре патента 0,0059 0,0047 -0,002

№ 2425851

3 В-14 0,0146 0,0116 0,024

-22% объемный износ, -31% линейный износ

По рецепту- 2000

4 ре патента 0,0123 0,0091 0,016

№ 2425851

Показатели В-14 Материал по рецептуре Патента № 2425851

Степень набухания в масле И-50А, % -2,61 -1,88

Объемный износ, см3 ГОСТ 23509-79 Машина трения ИИ5018 1000 об/мин 2000 об/мин 0,03 0,0065 0,0116 0,018 0,0047 0,0091

Машина трения ИИ5018 температура в зоне трения, °С 1000 об/мин 2000 об/мин 35 43 32 37

Термостойкость (температура начала потери массы), °С 60 102

испытаний на машине трения представлена на рис. 4.

После триботехнических испытаний на машине трения ИИ-5018 на поверхности образца (рис. 4, б) видны следы износа, появились микронеровности, образовались межконтактные пространства, которые определяют максимальное количество смазочного материала.

Поверхность немодифицирован-ной резины до и после испытаний представлена на рис. 5. Видно, что особых изменений рельефа не наблюдается, т.к. при выбранных режимах испытаний образец из немоди-фицированной резины начинает разрушаться.

На рис. 6 видно, что для уплотнений из разработанной резины не на-

V

I

Рис. 5. Поверхность образца из резины В-14: а - до испытаний, б - после испытаний

блюдается спада температуры при высоких оборотах (приработки три-ботехнической пары), уменьшается температура во время испытания образца за счет увеличения межконтактного пространства.

Таким образом, результаты всесторонних испытаний разработанных уплотнительных устройств показывают перспективность их применения в горной технике, предназначенной для эксплуатации в условиях Севера.

Большая работа проведена по внедрению разработанных материалов на предприятиях ЗАО «АЛРОСА». Ре-

зультаты опытно-промышленных испытаний показали, что долговечность разработанных уплотнений в 1,5-3 раза превышает долговечность штатных конструкций. Основным заказчиком являются Ленские авторемонтные мастерские ПУ «Алмаздортранс» АК «АЛРОСА», на котором функционирует участок РТИ. Оформлено 2 акта внедрения.

В 1990 г. на базе Института неметаллических материалов СО РАН (ныне лаборатория материаловедения ИПНГ СО РАН) был организован опытно-промышленный участок производства

т, °с

100 90

80

30 20 10 о -

т^тЧг^г^гО^-^Юи^уЭГ^Г^СОСОСЯОО^т-)

г1 г1 г1

- Ря д! -Ряд2 РядЗ

Время, мин а

Т, °С

-РядЗ, "Ряд! РядЗ

Время, мин

б

Рис. 6. Температура на поверхности образца в процессе испытаний: а - материал по рецептуре Патента № 2425851, б - резина марки В-14

Рис. 7. Структура деятельности опытно-ленного производства уплотнений

резинотехнических изделий (РТИ), целью которого на начальном этапе являлось проведение широкомасштабных испытаний разрабатываемых морозостойких уплотнений в машинах и механизмах, работающих в различных эксплуатационных условиях. Постоянный дефицит морозостойких уплотнений, необходимость обеспечения техники, эксплуатируемой различными отраслями промышленности и населением республики, запасными уплотнительными деталями предопределили значительное расширение объемов производства и ассортимента продукции.

Основным правилом при работе с клиентами является выполнение заказа «под ключ»: клиент предъявляет требования к изделию по основным эксплуатационным характеристикам (прочность, эластичность, износо-, мо-розо-, маслостойкость и.т.д.), а высококвалифицированные сотрудники из

числа научных работников выбирают соответствующий материал, ИТР - разрабатывают конструкции изделия и вулканизационные прессформы, рабочие прессовщики - изготавливают (вулканизуют) изделия (рис. 7).

В 2003 году впервые был объявлен конкурс инновационных проектов, проводимых Фондом содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере по программе «Старт». Основным требованием Фонда развития содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере •промыш~ для предоставления гранта и подписания государственного контракта является создание малого предприятия. Проект «Исследование и разработка новых эластомерных композиционных материалов на основе пропиленоксидного, бутадиен-

нитрильного и других видов каучуков» выиграл грант Фонда. В РС(Я) это был первый проект, выигравший грант программы «СТАРТ». Так, было положено начало существованию ООО «Нордэласт», основной функцией которого организационно являлось продолжение деятельности опытно-промышленного участка РТИ и расширение сферы его деятельности.

В настоящее время ассортимент выпускаемой продукции ООО «Нор-дэласт» по эластомерным уплотнениям составляет более 600 типоразмеров. Следует отметить, что из материалов, разработанных в Институте проблем нефти и газа СО РАН, изготавливаются все манжеты для гидравлических машин и кольца круглого сечения для

особо ответственных узлов машин, что составляет около 40% объема выпускаемой продукции.

Подобная организация производства позволила наиболее мобильно ответить на спрос в морозостойких уплотнениях, предприятие имеет довольно высокую степень рентабельности (около 20%). Одним из показателей успешного развития предприятия

1. Черский И.Н., Попов С.Н., Гольд-штрах И.З. Проектирование и расчет морозостойких подвижных уплотнений - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние РАН, 1992.123 с.

2. Черский И.Н. Полимерные материалы в современной уплотнительной технике. -Якутск: Якут. кн. изд-во, 1975. - 110 с.

3. Бояршинов А. Л. Прогнозирование надежности двигателя ЯМЗ-240н при эксплуатации в северных условиях. Автореф. дис.. .канд. техн. наук. - Якутск, 2000, - 18 с.

4. Портнягина В.В., Соколова М.Д., Петрова Н.Н., Давыдова М.Л., Шадринов

является и то, что оно завоевало широкий круг постоянных потребителей, среди которых ведущие предприятия промышленного комплекса РС (Я): ЗАО «АЁРОСА», ОАО «Саханефте-газсбыт», ОАО «Сахаэнерго», крупные автотранспортные предприятия,

предприятия ЖКХ и др. предприятия промышленного комплекса Республики Саха (Якутия).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Н.В. Модификация резин природными цеолитами при создании морозостойких уплотнений горнодобывающей техники Севера // Горный-информационный аналитический бюллетень. №.11, 2012. С. 392-401.

5. Патент РФ на изобретение № 2425851. Соколова М.Д., Шадринов Н.В., Давыдова М.Д., Христофорова А. А. и др. Резиновая смесь, модифицированная композицией сверхвысокомолекулярного полиэтилена и наношпинели магния (приоритет от 09 марта 2010 г.). ™

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Соколова Марина Дмитриевна - доктор технических наук, зав. лабораторией материаловедения Института проблем нефти и газа СО РАН, профессор биолого-географического факультета Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, [email protected],

Портнягина Виктория Витальевна - кандидат технических наук, директор НОЦ «Геотехнологии Севера им. М.Д. Новопашина» Арктического инновационного центра», Северовосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, младший научный сотрудник Института проблем нефти и газа СО РАН, уюк [email protected],

Шадринов Николай Викторович - младший научный сотрудник Института проблем нефти и газа СО РАН, ведущий инженер НОЦ «Нанотехнологии» Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, [email protected],

Христофорова Александра Афанасьевна - научный сотрудник, Институт проблем нефти и газа СО РАН, [email protected],

Давыдова Мария Ларионовна - кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института проблем нефти и газа СО РАН, доцент автодорожного факультета Северовосточного федерального университета им. М.К. Аммосова, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.