Научная статья на тему 'Стендовое исследование случайных колебаний самолета при электромеханическом моделировании аэродинамических сил на разных режимах полета'

Стендовое исследование случайных колебаний самолета при электромеханическом моделировании аэродинамических сил на разных режимах полета Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
170
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Карклэ П. Г., Нарижный А. Г., Смыслов В. И.

С помощью средств электромеханического воспроизведения аэродинамических сил проведены экспериментальные исследования колебаний самолета в стендовых условиях на докритических режимах и при флаттере. Представлены данные эксперимента, полученные при случайном и гармоническом возбуждении, обработанные средствами спектрально-корреляционного анализа. Показано, что случайное возбуждение при скорости вблизи критической может вызвать как снижение, так и возрастание среднеквадратичного значения амплитуд колебаний. Выявлен характер изменения функции когерентности и плотности распределения амплитуд колебаний в зависимости от уровня случайного возбуждения при наличии автоколебаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Карклэ П. Г., Нарижный А. Г., Смыслов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стендовое исследование случайных колебаний самолета при электромеханическом моделировании аэродинамических сил на разных режимах полета»

__________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ЦАГИ

Том XXIX 199 8

№1-2

УДК 629.735.33.015.4:533.6.013.422

СТЕНДОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУЧАЙНЫХ КОЛЕБАНИЙ САМОЛЕТА ПРИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОМ МОДЕЛИРОВАНИИ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ СИЛ НА РАЗНЫХ РЕЖИМАХ ПОЛЕТА

П. Г. Карклэ, А. Г. Нарижный, В. И. Смыслов

С помощью средств электромеханического воспроизведения аэродинамических сил проведены экспериментальные исследования колебаний само-ч лета в стендовых условиях на докритических режимах и при флаттере. Представлены данные эксперимента, полученные при случайном и гармоническом возбуждении, обработанные средствами спектрально-корреляционного анализа. Показано, что случайное возбуждение при скорости вблизи критической может вызвать как снижение, так и возрастание среднеквадратичного значения амплитуд колебаний. Выявлен характер изменения функции когерентности и плотности распределения амплитуд колебаний в зависимости от уровня случайного возбуждения при наличии автоколебаний.

1. Цель исследований, ©сновной целью настоящей работы была отработка методики стендовых исследований случайных колебаний самолета «в потоке» и оценка влияния случайного возбуждения на колебания вблизи критической скорости флаттера (включая и закрити-ческую область), а также выявление признаков автоколебаний на фоне «шума».

В стендовых условиях проводились исследования вынужденных случайных колебаний самолета при одновременном воспроизведении аэродинамических сил методом электромеханического моделирования (ЭММ), см. [1]—[3].

Такие исследования позволяли в определенной степени уменьшить известный разрыв между лётными испытаниями на флаттер и традиционными испытаниями на флаттер в аэродинамических трубах на динамически подобных моделях (ДПМ), а также испытаниями с ЭММ при гармоническом возбуждении. Обычно при трубных испытаниях с гармоническим (или импульсным) возбуждением исследуются границы устойчивости (критическая скорость флаттера, Ккр), а с применением

ЭММ — колебания в докритической области (У < Укр) и при скорости

V > Ккр, в то время как в реальных летных испытаниях на самолете достижение Укр недопустимо. Из последних испытаний в качестве результатов преимущественно получают записи случайных колебаний на разных режимах полета.

Имитация летных испытаний средствами ЭММ с возбуждением случайных колебаний позволяет связать результаты, полученные на до-критических скоростях, с получаемыми при V > Ккр. Здесь можно исследовать любые режимы, не опасаясь разрушения агрегатов самолета, доступно многократное повторение измерений и получение данных для сравнительного анализа случайных и гармонических колебаний при одинаковых реализуемых условиях «полета».

Особый интерес представляла экспериментальная оценка возможности использования методики спектрально-корреляционного анализа, разработанной для исследования линейных систем (см., например, [4], [5]), в задаче о колебаниях конструкции, содержащей нелинейные элементы.

2. Методика эксперимента. В настоящей работе при исследованиях с ЭММ аэродинамические силы, возникающие при колебаниях горизонтального оперения (ГО) самолета в полете, формировались по сигналам вибродатчиков с помощью аналогового вычислительного устройства (рис. 1). Выходные напряжения последнего преобразовывались посредством усилителей мощности и электродинамических силовозбу-дителей в механические силы, приложенные к конструкции самолета в соответствии с аэродинамической теорией, основанной на гипотезе стационарности (см., например, [6]), аналогично испытаниям самолета в работе [1].

Как и при исследовании гармонических колебаний в [1], в настоящем эксперименте воздействие со стороны потока на вертикальное

Рис. 1.

1 — ЭВМ; 2 — аналоговое вычислительное устройство: .? — усилители мощности; 4 — силовоэбудители; 5 — вибродатчики: 6 — генератор сигналов; 7 — магнитный регистратор; 8 — система анализа: 9 — измерительная аппаратура

оперение и крыло не учитывалось. В проводку управления ГО был специально введен контролируемый люфт для оценки его влияния на флаттер управляемого стабилизатора.

Изменение режимов полета, а также уровней случайного или гармонического возбуждения производилось изменением коэффициентов передачи операционных усилителей по сигналам управляющей микроЭВМ. Напряжение стационарного случайного возбуждения формировалось генератором шума с регулируемым спектром и суммировалось с напряжениями, моделирующими аэродинамические силы на входах усилителей мощности многоканального оборудования. Случайные колебания записывались аналоговым магнитным регистратором, а далее анализировались с помощью системы спектрально-корреляционного анализа.

Возбуждение случайных колебаний производилось с разными уровнями среднеквадратичного значения (СКЗ) выходного напряжения генератора шума, его спектральная плотность 5(ю) имела вид

где 01 о — частота среза, а закон распределения близок к нормальному, при этом величина пик-фактора (отношения максимального значения к СКЗ) составляла примерно 3,5.

Зарегистрированные напряжения подавались на вход цифровой системы анализа. Далее определялись оценки СКЗ и составляющих Яе(А) и 1ш(А) частотной характеристики -К'(ю) = а(ю)/Л/г(ю) (от момента сил возбуждения М. к углу атаки а), спектров возбуждения д/(а>) И колебаний ГО взаимных спектров .УадЛю), а также функция

когерентности Г(со) = -! “г—. Использовались методы спектрального

^ММ^аа

анализа линейных систем, см. [4], [5].

3. Колебания вне потока. Для сравнения результатов, полученных при случайном и гармоническом возбуждении колебаний, использовались контрольные измерения вне потока. На рис. 2 дана зависимость резонансной частоты вращения ГО /р от СКЗ колебаний угла атаки ста при случайном и гармоническом возбуждении, на рис. 3 — зависимость ста от СКЗ момента сил внешнего возбуждения стм . Здесь для случая

гармонических колебаний обозначено: аа = аД/2 и , где а

им.— амплитудные значения.

Из-за люфта и трения в проводке управления ГО резонансная частота при У= О значительно изменяется (от 10 до 22 Гц): с увеличением ста она вначале снижается, а затем растет. Эта зависимость, имеющая характерный для указанных нелинейностей вид, полученная при гармо-

ЖОо

05

У

ническом возбуждении, удовлетворительно согласуется с результатами, полученными при случайном возбуждении. То же относится и к зависимостям аа(аЛ/_) на рис. 3, где для гармонического возбуждения нанесены резонансные значения, а отрицательные (условно) а м. означают сдвиг фаз 180° между М. и а. На рис. 2, 3 можно отметить эффект частичной линеаризации системы при случайных колебаниях.

Резонансные частоты при случайном возбуждении определялись по виду соответствующих частотных характеристик Х’(ю), полученных при разных уровнях а м., резонансным полагалось значение со р, соответствующее обращению в/нуль 11еЛТ(<в). Оценки частотных характеристик определялись по известным соотношениям для сг/ектральных плотностей:

((£>),

I

которые позволяют найти как амплитудную и фазовую зависимости ЛГ(<х>), так и Ле^(со), Гт.К'(со).

При У=0 для среднего значения функции когерентности Г(ю), характеризующей связь входного и выходного сигналов системы (соответственно момента сил возбуждения и угла а), можно отметить его малое изменение с частотой. Получено также, что Г<1 составляет порядка 0,8 при больших СКЗ Мг и снижается до 0,45 при малых. Это свидетельствует, с одной стороны, о сравнительно низком уровне дополнительных шумов (характеризующих «побочное» возбуждение колебаний), а с другой — о нелинейности конструкции, поскольку в линейной системе при условии отсутствия помех Г(ш)=1 и не зависит от уровня колебаний.

4. Исследования колебаний «в потоке». В условиях «полета» на разных значениях скорости величина ста также увеличивается с ростом уровня возбуждения (рис. 4). При фиксированном уровне возбуждения наименьшее значение ста соответствует некоторой скорости 0 < V < Укр, а в области вблизи Укр происходит резкое нарастание ста. Характер на-

растания ста в зависимости от безразмерной скорости полета К/Ккр для разных уровней возбуждения М. = const различен, что вызвано влиянием нелинейности.

В данной нелинейной системе при гармоническом возбуждении, обеспечивающем неизменную амплитуду резонансных колебаний (с изменением скорости), значение V = Укр, т. е. скорости, соответствующей нулевому декременту колебаний 0, было наименьшим лишь для определенной величины а (см. [1] и рис. 5). Всем остальным уровням колебаний соответствует положительное значение декремента при той же скорости.

Качественно подтверждают это и зависимости, полученные для гармонического возбуждения при М. = const (на резонансной частоте для каждого значения скорости), с которыми согласуются зависимости а(>/Ккр), приведенные на рис. 4, полученные для случайного возбуж-

Гармоничшое ' бозбумдение

к

м,-о

0,5 7

Величины •'

Л 1,0

0 0,6 (при флаттере)

А О,В [яри отсутствии флаттера)

V V/V„

2,0

%S

1,0

дения. При малых уровнях воз-рис 4 буждения уменьшения величины

ста с ростом скорости (начиная с У= 0) практически не наблюдается. Отчасти это связано с погрешностями измерения, но в основном определяется сравнительно большими величинами декремента вне потока. Увеличение сга вблизи Укр происходит при средних и больших уровнях возбуждения, а при малых уровнях (ниже порога возбуждения флаттера) оно отсутствует.

На рис. 4 пунктиром показаны уровни установившихся автоколебаний при флаттере в отсутствие сил внешнего возбуждения. Если добавляется и внешнее возбуждение, случайное или гармоническое, относительно малого уровня, при котором значение скорости У, соответствующее нулевому декременту, превышает критическую У ’ > Укр, то

гармоническое возбуждение увеличивает амплитуду колебаний. Если же установившиеся автоколебания отсутствовали при указанном возбуждении, то в окрестности Укр увеличения амплитуды гармонических колебаний может не происходить (см. рис. 4). Больший уровень возбуждения вызывает увеличение ста вблизи Ккр.

При случайном возбуждении с ростом его уровня (в области

V > Укр) наблюдаются нерегулярные автоколебания — возбуждение и «срыв» флаттера, поэтому СКЗ угла а в большей части закритической области ниже, чем при отсутствии шума (ом_ = о). Однако вблизи границ (по скорости полета) этой области наличие случайного возбуждения увеличивает ста, поскольку большой уровень возбуждения, превышающий пороговый, вызывает появление автоколебаний. В соответствии с этим и зависимость аа от пм_ при V > Ккр (см. рис. 3) также

неоднозначна — зависит от начальных условий. При наличии флаттера добавление случайного возбуждения снижает уровень оц, а при отсутствии флаттера ста почти линейно растет с увеличением ам_.

Изменение декремента колебаний с изменением па как при

V < Укр, так и при V > Ккр показано на рис. 5.

Функция когерентности в условиях полета приведена на рис. 6 для

V >УКр. Величина Г(со) практически неизменна в широком диапазоне

частот, но относительно резко снижается в окрестности частоты флаттера, что является косвенным подтверждением возникновения автоколебаний при случайном возбуждении, которые в данном случае играют роль независимого источника «шума». При малом уровне возбуждения изменение характера Г(сп) оказывается менее значительным из-за наличия порога возбуждения автоколебаний.

Другим признаком, позволяющим установить наличие автоколебаний в закритической области, является изменение вида плотности распределения колебаний а (рис. 7). Для уровня возбуждения несколько ниже порогового плотность распределения близка к нормальной, поскольку в линейной системе она должна быть таковой, так как функция распределения силы возбуждения М. сформирована практически по

нормальному закону.

В случае флаттера, когда к установившимся автоколебаниям добавляется случайное возбуждение малого уровня, плотность распределения а принимает вид, характерный для суммы случайного и гармонического колебаний (см. рис. 7). Наконец, большой уровень случайного возбуждения, значительно превышающий пороговый, существенно «забивает» флаттер (вызывает срыв автоколебаний), и на графике функции распределения появляется максимум в области малых а взамен экстремумов, характеризовавших амплитуду колебаний при флаттере. Можно полагать, что с дальнейшим ростом возбуждения картина будет изменяться, приближаясь к виду зависимости для нормальной плотности распределения. Рис. 7 интересен и потому, что допускает анализ записей летных испытаний самолета, в отличие от спектра функции коге-

г

0,8

О,и

0,8

0,4

вМг/М0 -

=;

а)

*мъ/Мо

- е)

10

20 Рис. 6

30 ш/2т1,Гц

рентности, который легко получить в стендовых условиях (при известном ) и практически невозможно по-

лучить в реальном полете.

5. Об оценке погрешностей. Рис. 7

Оценка погрешностей результатов

эксперимента с ЭММ определяется следующими соображениями. Поскольку возбуждение колебаний производится от генератора шума с заданными спектральными характеристиками, колебания можно считать стационарным случайным процессом. При этом наибольшая собственная частота, представляющая интерес, ограничена величиной порядка 25 Гц и при анализе допустимо ограничить полосу частот наивысшим значением /в порядка 30 Гц.

Для предотвращения эффекта наложения частот при цифровых средствах анализа на частоту дискретизации /я накладывается условие /л > 2/в. в данном случае выбрано^ = 100 Гц.

Если длительность отдельной реализации процесса (при обработке) Тп = 5 с, то дискретность полученных спектральных характеристик, или разрешение по частоте, составляет Д/п = 1/Тп =0,2 Гц.

Систематическая погрешность оценки спектральной плотности («ошибки смешения», см. [4]) Дс(? является наибольшей вблизи резонансной частоты и может быть представлена в виде

( кГ \2 4/п

А/р

З(7п/Ре)

где Л/р — ширина резонансной кривой, 0 — логарифмический декремент колебаний. Отсюда при 0 = 0,1 и /р = 20 Гц следует бсС = 3%, что является допустимым значением. В окрестности V = Ккр декремент существенно уменьшается, поэтому систематическая погрешность растет и ее необходимо учитывать.

Случайная погрешность спектральной плотности Д(?ыа, д|Сад/| и частотной характеристики ДК определяется соотношениями:

А<?„а 1 . | Д1^аЛ/1 1 ,

^аа д/л ^аЛ/ Г-уЯ

Ч-г2Л

2 п

і

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где /? — количество реализаций, по которым усредняется окончательный результат. Практически время измерений 7и,м в эксперименте составляет ^изм При общем времени измерений, состаатяющем по-

рядка 100—150 с в данных исследованиях, величина случайной погрешности 6(7 составляет около 20%, а погрешность дК при 1 = 0,8 оказывается вдвое меньше (при Г = 0,6 они равны между собой).

Таким образом, режим измерения и анализа устанашшвается в следующем порядке: исходя из допустимой «ошибки смещения» йсС, для заданных величин резонансной частоты и декремента, длительность одной реализации при анализе составляет

т - !<8

7 п —

П /р0^с^

этим определяется и разрешение по частоте Д/п. Общее время измерений Тизм задается отсюда величиной случайной погрешности, а частота дискретизации — величиной Л.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов Н. И., В а с и л ь е в К. И.. Кути н Д. Б.. Н а -р и ж н ы й А. Г., С м ы с л о в В. И. Экспериментальное исследование флаттера управляемого стабилизатора с нелинейными характеристиками в проводке управления при электромеханическом моделировании аэродинамических сил // Ученые записки ЦАГИ. — 1983. Т. XIV. № 3.

2. Смыслов В. И. Решение задач динамической аэроупругости методами электромеханического моделирования // Труды ЦАГИ. — 1983.

Вып. 2200.

3. С м ы с л о в В. И., Н а р и ж н ы й А. Г., П е д о р а А. П. Моделирование трубных исследований флаттера путем стендовых вибрационных испытаний с воспроизведением аэродинамических сил // ТВФ. — 1995.

№ 5-6.

4. Бендат Дж., Пирсол А. Применения корреляционного и спектрального анализа. — М.: Мир. — 1983.

5. Вибрации в технике: Справочник. Т. 5. Измерения и испытания. —

М.: Машиностроение. — 1981.

6. Баранов Н. И., Комаров А. И., Махлин И. М., Пономарев Ю. В., Стрелков С. П. О влиянии жесткости крепления крыла на устойчивость аэроупругих колебаний // Ученые записки ЦАГИ. —

1975. Т. VI, № 6.

Рукопись поступила 10/IV 1996 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.