Решетневскце чтения
2. Впервые испытана лазерная связь между са- 3. Лазерные системы связи [Электронный ре-молетом и спутником [Электронный ресурс]. URL: сурс]. URL: http://forums.airbase.ru/2002/08/t16586-http://www.aviaport.ru/digest/2006/12/22/113638.html. lazernye-sistemy-svyazi.4760.html.
A. S. Kulikov, R. A. Akzigitov, A. R. Akzigitov, N. V. Eliseeva Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
GLOBAL AQUISITION AND DISPLAY INFORMATION SYSTEM WITH LASER DATA TRANSFER USE
The authors decide a question of air-craft operation system with special committee conceptions for future aeronavigation system.
© Куликов А. С., Акзигитов Р. А., Акзигитов А. Р., Елисеева Н. В., 2011
УДК 621.396.932.1
А. С. Куликов, Д. С. Чепашев, В. М. Мусонов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
СТЕНД ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛОВ РАДИОВЫСОТОМЕРА
Радиовысотомеры малых высот (РВ МВ) представляют собой дальномерные радиолокационные устройства с непрерывным излучением сигнала. Они обеспечивают измерение высоты полета на этапах взлета и посадки от нуля до 1 500 м и выдают экипажу данные о текущей, а также опасной высоте.
Помимо измерения высоты сигналы РВ МВ служат для предупреждения экипажа при достижении установленной высоты принятия решения, для уменьшения коэффициента передачи системы автоматического управления по каналу глиссады, начиная от высоты 200 м и ниже, от максимального значения до нуля на высоте начала выравнивания [1]. Кроме того, сигналы радиовысотомера используются для уменьшения вертикальной скорости при начале выравнивания до значения 0,45 м/с. Предлагаемый нами имитатор сигналов радиовысотомера предназначен для более углубленного изучения принципа работы, наблюдения и исследования электрических сигналов его узлов. В гражданской авиации используются радиовысотомеры двух типов: широкополосные и узкополосные.
В широкополосных радиовысотомерах частота модуляции поддерживается постоянной, и высота полета воздушного судна (ВС) определяется по формуле
Н = 0,125^^^,
где с - скорость распространения электромагнитных волн; Тт - период модулирующего напряжения; -значение разности частот между излучаемым и принятым сигналом; А^ - девиация частоты ЧМ-генератора. Если значения Тт и Аf поддерживать постоянными, то высота полета будет пропорциональна значению разностной частоты: Н = ЫРЕр, где МР = 0,125cTJАf - масштабный коэффициент.
В узкополосных радиовысотомерах следящая система поддерживает постоянным значение разностной
частоты Ер при любой высоте полета, а высота полета ВС определяется по формуле Н = 0,125сТт^р/А/д. Если значения Ер и Аf поддерживать постоянными, то значение высоты полета будет пропорционально периоду модулирующего сигнала Н = М1Тт, где М( = 0,125сРр/А/д - масштабный коэффициент.
В данной работе нами проведено компьютерное моделирование и разработана структурная схема и элементы принципиальной схемы макета имитатора сигналов широкополосного радиовысотомера.
Приведенная на рисунке структурная схема содержит задающий генератор, регулируемую схему задержки, два триггера, два интегратора, два идентичных генератора с частотной модуляцией (ЧМГ-1) и (ЧМГ-2), балансный смеситель и фильтр низких частот (ФНЧ) [2].
Имитатор работает следующим образом. Задающий импульсный генератор формирует импульсы прямоугольной формы, которые поступают на триггер 1 и на регулируемую схему задержки. С выхода схемы задержанные импульсы поступают на триггер 2. Триггеры 1, 2 формируют две последовательности импульсов типа «меандр», временной сдвиг между которыми имитирует в определенном масштабе значение высоты полета ВС. Интеграторы 1, 2 преобразуют прямоугольные импульсы триггеров в напряжение треугольной формы. Выходное напряжение интеграторов поступает на модулирующие входы идентичных генераторов с частотной модуляцией ЧМГ-1 и ЧМГ-2. При линейной модуляционной характеристи-
Эксплуатация и надежность авиационной техники
ке ЧМГ-1 и ЧМГ-2 частота генераторов будет изменяться по линейному закону в соответствии с входным управляющим напряжением, а временной сдвиг между модулирующими напряжениями будет приводить к сдвигу между мгновенными частотами ЧМГ. Разностная частота генераторов выделяется с помощью балансного смесителя и через фильтр нижних частот поступает на выход имитатора.
Для исследования влияния широкополосных помех на работу радиовысотомера на вход балансного смесителя подается напряжение от генератора шумового напряжения с регулируемым уровнем шума.
Таким образом, в предлагаемой работе рассмотрено устройство, позволяющее наглядно иллюстрировать сигналы радиовысотомера малых высот, что позволяет улучшить качество изучения этого устройства.
Библиографические ссылки
1. Авиационная радионавигация : справ. / А. А. Со-сновский [и др.] ; под ред. А. А. Сосновского. М. : Транспорт, 1990.
2. Мусонов В. М., Чижиков В. А. Радиоэлектроника и схемотехника : лаб. практикум / Сиб. гос. аэро-космич. ун-т. Красноярск, 2006.
Структурная схема имитатора сигналов радиовысотомера
A. S. Kulikov, D. S. Chepashev, V. M. Musonov Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
A STAND FOR FORMATION OF SIGNALS OF A RADIO ALTIMETER
Radio altimeter of small heights are distance radiolokatsion devices with continuous radiation of a signal. They provide measurement of height of flight at stages of a takeoff and landing from zero to 1500 m and transmit the data about flowing to the crew, as well as show th dangerous height.
© Куликов А. С., Чепашев Д. С., Мусонов В. М., 2011
УДК 621.7.058.2(083)
В. М. Мусонов, А. А. Щербинин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ПОГРЕШНОСТИ ФАЗОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ В АВИАЦИОННОЙ РАДИОНАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЕ
Представлены структурные схемы аналогового и цифрового вариантов фазоизмерителя, рассмотрено влияние низкочастотной погрешности на точность измерения навигационной аппаратуры.
В основу азимутального канала «VOR (VHF Omnidirectional Radio Range) - всенаправленный радиомаяк УКВ-диапазона» положено измерение разности фаз между сигналом опорной фазы и сигналом рабочей фазы, соответствующим азимуту местополо-
жения воздушного судна (ВС). Значение разности фаз соответствует азимуту ВС относительно радиомаяка [1]. В процессе измерения разности фаз приходится учитывать ряд погрешностей, присущих измерительным устройствам.