Е. Н. Демиденко
(Спасск-Дальний)
Стажерская площадка как интерактивная форма
трансляции педагогических практик
В статье рассматриваются проблемы развития системы повышения квалификации работников образования. Обоснованы преимущества вариативного образования в рамках профессиональной переподготовки педагогических работников, определяются ресурсные возможности стажер-ских площадок, а также показана их специфика как интерактивных форм повышения квалификации.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», а также в документе по развитию системы образования «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» определяется основная задача инновационного развития: создание условий для формирования у граждан способности и готовности к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремлению к новому [12, с. 36]. В программе развития образования «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» делается акцент на том, что «высокоразвитые системы образования концентрируют сегодня внимание на развитии профессиональных компетенций учителя» [4, с. 13].
Существует несколько видов профессиональной компетентности, которые под влиянием внешних воздействий могут совершенствоваться [7]:
- специальная (профессиональная деятельность];
- социальная (профессиональное общение, сотрудничество];
- личностная (самовыражение и саморазвитие];
- индивидуальная (самореализация, готовность к профессионально-личностному росту].
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования, разработанных на основе методологии системно-деятельностного подхода, требует от современного учителя обновления профессиональной деятельности, быстрой и качественной смены профессионально-
го мировоззрения, профессиональной позиции, серьезной перестройки содержания образования и способов его реализации.
Существующие традиционные формы повышения квалификации зачастую являются малоэффективными, ресурсно-затратными, наблюдается также отставание педагогических технологий от требований современного образования, возникают сложности в организации обучения с полным отрывом от производства.
Т. А. Абанкина, А. И. Адамский, А. Г. Каспар-жак, Т. М. Ковалёва, И. Д. Фрумин отмечают необходимость замены архаичных форм повышения квалификации новыми моделями на основе индивидуализации траекторий профессионального развития педагогов, сотрудничества учителей и образовательных учреждений.
В связи с этим в педагогическом сообществе продолжается поиск таких форм повышения квалификации работников образования, которые в достаточной мере удовлетворяли бы потребности педагогов в росте уровня профессионального мастерства в условиях вариативности образования и позволяли педагогам работать со своей инициативой; использование механизмов, вынуждающих участников повышения квалификации к профессиональному самоопределению и формированию собственной субъектной позиции.
По мнению А. Г. Асмолова, именно вариативное образование представляет собой процесс, направленный на расширение возможностей компетентностного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности [2]. Необходим переход от альтернативных научных педагогических школ к системе вариативных инновационных техно-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2015. № 4 (45]
139
логий, от монополии государственного образования к сосуществованию и сотрудничеству государственного, муниципального, негосударственного и семейного образования, от предметоцентризма к образовательным областям при построении индивидуальных учебных планов, от монофункциональных технических средств обучения к полифункциональным средствам и информационным технологиям.
В современных условиях вариативного образования для расширения альтернативных возможностей и выбора образовательных программ и форм в системе повышения квалификации педагогических работников, дис-семинации позитивных эффектов и формирования открытой образовательной среды в системе повышения квалификации; привлечения к реализации программ лидеров системы образования, показывающих стабильные высокие результаты деятельности, создаются на различных уровнях стажерские площадки повышения квалификации.
Анализ литературы показал, что наиболее полно идея стажерской площадки разработана в контексте повышения квалификации специалистов системы дошкольного и школьного образования. Опираясь на исследования, мы под стажерской площадкой понимаем педагогическую организацию, имеющую обобщенный инновационный опыт, транслирующую его и тем самым обеспечивающую повышение квалификации по конкретному направлению инновационной деятельности [5, 9].
Так, Г. З. Праздникова пишет: «... в основе различных форм трансляции педагогических практик лежат три основных механизма данного процесса: семиотический, имитационный, интерактивный. Семиотический механизм предполагает трансляцию посредством знаковых систем, хранящих и передающих информацию» [10].
Существуют следующие семиотические формы трансляции практики, которые предполагают «формализацию её сущности разнообразными вербальными средствами» [10]: представление своего опыта путем размещения материала в базах данных организаций различного уровня; описание опыта в сети Интернет; издание методической литературы и публикации в средствах массовой информации; участие в педагогических диспутах, круглых столах, семинарах, конференциях, ассамблеях и т.п.
Этот механизм не требует значительных ресурсных затрат, в то же время участник любой семиотической формы может изучать описание практики в любое время и по необходимости к нему обращаться.
Имитационный механизм основан на стремлении к тождественности и предполагает обязательное участие группы субъектов. Имитационные формы трансляции практики основаны на взаимодействии их авторов и заинтересованных педагогов и заключаются в визуальном представлении образцов деятельности. Это такие формы, как мастер-класс, открытые уроки и внеклассные мероприятия, выставки, ярмарки, форумы образовательных инициатив, дни открытых дверей и т.п.
Таким образом, идет трансляция образцов деятельности одновременно нескольким участникам, при этом у них появляется потребность подражать, некий эффект «заражения» и стремление к повторению представленной практики.
Стажерская площадка, как и творческая мастерская или школа-лаборатория являются формами интерактивного механизма, так как в них работа основывается на совместном участии субъектов взаимодействия. Причем акцент переносится с отработки способов действий «на процессы переопределения ситуации, адаптации практики к новым условиям, предполагается активное взаимодействие авторов практик и заинтересованных педагогов, в ходе которого формируются новые знания» [10]. Преимущество этого механизма заключается, на наш взгляд, в снижении риска неприятия новых ценностей в ходе трансляции инновационных образовательных практик. Стажер не только знакомится активно с представленным инновационным опытом, но и проходит ряд «проб» на практике под наблюдением носителя и транслятора этого нового опыта - так постепенно, выстроив индивидуальный образовательный маршрут, обучающийся сможет овладеть новым опытом и даже продемонстрировать его.
Как объект инновационной инфраструктуры образовательных систем разных уровней стажерская площадка имеет свою структуру, содержание деятельности, выполняет свои образовательные, методические, организационные, маркетинговые функции. Л. В. Верзу-нова, А. П. Пересыпкин под образовательными функциями понимают разработку и реали-
Демиденко Е. Н. Стажерская площадка как интерактивная форма трансляции педагогических практик
зацию программ стажировок различного уровня, создание условий для усвоения образовательных программ стажировок и для развития профессиональных компетенций стажеров и пр.; под методическими функциями -аккумулирование, анализ и продвижение необходимой учебно-методической документации; консалтинг и экспертизу в предметной области стажерской площадки; научно-методическую поддержку деятельности стажеров и пр.; под организационными функциями -разработку нормативной базы по образовательному и научному взаимодействию с ведущими образовательными организациями разного уровня; определение финансовых условий прохождения стажировок, организацию приема стажеров, ресурсное обеспечение профессиональной поддержки, тьюторское сопровождение деятельности стажеров; под маркетинговыми функциями: обеспечение участия в маркетинговых исследованиях рынка трудовых ресурсов региона, города в соответствии с областью деятельности ста-жерской площадки.
Нам близка позиция С. Д. Ермаковой, которая отмечает, что стажерская площадка - это новая форма профессионального сотрудничества, которая строится на принципах справедливости, честности и постоянства, человеческого достоинства, возможностей и по-
требностей каждого участника в совместной деятельности, долга [5].
Учитывая все вышесказанное, считаем необходимым расширить данный список следующими принципами деятельности стажерской площадки как ресурсного центра педагогических практик, такими как: планомерность, комплексность, последовательность и гибкость в зависимости от профессиональных запросов стажера; опора на технологии деятельностного подхода; содействие и сотрудничество в решении профессиональных задач; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Таким образом, являясь по своей сути ресурсным центром педагогических практик, в котором в целях максимального удовлетворения образовательных потребностей сконцентрированы и широко образовательные ресурсы, стажерская площадка обеспечивает координацию взаимодействия всех участников стажировки, сопровождение практической деятельности стажера, что в конечном итоге определяет результативность и эффективность стажировки. Стажерская площадка как ресурсный центр педагогических практик позволяет сделать обучение в рамках переподготовки и повышения квалификации строго индивидуализированным, адресным, четким и функциональным.
Литература
1. Адольф В. А., Ильина Н. Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления : моногр. -Красноярск! Поликом, 2007. - 204 с.
2. Асмолов А. Г., Левит М. В. Культурная антропология вариативного образования // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2007. - № 2.
3. Герасимов Г. И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. - Ростов-на-Дону: НМД «Логос», 1999. - 136 с.
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/2474/файл/901/Гос-программа_Развитие_образования.pdf (дата обращ. 10.11.15).
5. Ермакова С. Д. Стажерская площадка как форма профессионального сотрудничества педагогов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 2007. - 21 с.
6. Королева О. А. О создании эффективно действующей системы непрерывного образования педагогов на муниципальном уровне // Методист. - 2014. - № 5. - С. 6.
7. Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. - 1995. - № 6. - C. 55-63.
8. Никулина Н. В. Трансляция инновационных образовательных практик: как добиться муниципальных эффектов. - М.: АПКиППРО, 2011. - 40 с.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2015. № 4 (45)
141
9. Новохатько О. В. Стажировка как форма повышения квалификации педагогов учреждения дополнительного образования детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2004. - 19 с.
10. Праздникова Г. З. Механизмы и формы трансляции лучших педагогических практик // Методист. - 2012. - № 1. - С. 25-28.
11. Резинкина Л. В., Марон А. Е. Развитие муниципальной педагогической системы непрерывного образования взрослых : мо-ногр. - СПб.: ЛОИРО, 2015. - 232 с.
12. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 № 2227 [Электронный ресурс]. - URL: http://minsvyaz.ru/common/upload/ 2227-pril.pdf (дата обращения: 23.11.2015).