бюджетная политика ставропольского края при осуществлении
расходов бюджета
л. А. ефремова,
старший преподаватель кафедры финансов и кредита ставропольский кооперативный институт БуПК
В ежегодных бюджетных посланиях Президента рФ Федеральному собранию рФ в течение 2005 — 2007 гг. отмечается, что важнейшими задачами бюджетной политики являются обеспечение общей макроэкономической сбалансированности, повышение качества социальных услуг, предоставляемых населению, подготовка законодательных и практических условий для перехода к среднесрочному финансовому планированию бюджета, повышение эффективности бюджетных расходов. российская Федерация и ее регионы находятся в преддверии перехода к новому качеству роста экономики — к инвестиционному росту на основе фактического начала активной государственной политики в области структурных экономических реформ, появления институтов развития (Банка развития, инвестиционного фонда, российской венчурной компании и др.) на основе использования средств фонда национального благосостояния. таким образом, появились новые возможности в использовании и управлении общественными финансами [1].
новая редакция Бюджетного кодекса рФ, принятая Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством российской Федерации отдельных законодательных актов российской Федерации», предусматривает, в частности, усиление стимулов для органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по эффективному и ответственному управлению региональными и муниципальными финансами [2].
Бюджетная политика государства — главная составная часть финансовой политики, так как она определяет условия и принципы организации фи-
нансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, осуществлении бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. следовательно, бюджетная политика непосредственно влияет на объем и соотношение централизуемых государством финансовых ресурсов, определяет текущую структуру расходов бюджетов и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы.
Законодательство определяет бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. с этих позиций дадим краткую характеристику объема и динамики доходной части бюджета ставропольского края и проведем более детальный анализ его расходной части.
Объектами исследования являются совокупность финансовых отношений в процессе образования и расходования денежных средств краевого бюджета ставропольского края. Основная цель данной статьи, состоявшая в изучении основных направлений расходования бюджетных средств на примере одного из субъектов рФ в динамике за ряд лет, потребовала рассмотрения следующих вопросов:
— определения основных характеристик краевого бюджета ставропольского края в 2005 — 2007 гг;
— оценки политики в области расходов краевого бюджета ставропольского края с определением их объемов и структуры;
— формулировки задач бюджетной политики в ставропольском крае при переходе к среднесрочному финансовому планированию доходов и расходов его бюджета.
Бюджет ставропольского края (краевой бюджет) — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных
к ведению Ставропольского края.
Процесс формирования доходов и расходов краевого бюджета регламентируется статьями гл. 3 Закона от 12.11.2004 № 94-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае». Оценка процесса формирования и исполнения бюджета ставропольского края за ряд последних лет указывает на то, что в течение анализируемого периода имелся дефицит бюджета (табл. 1).
Величина дефицита бюджета к концу анализируемого периода увеличилась в абсолютном выражении в 3,7 раза, а в относительном выражении к общей сумме доходов сократилась в 2,6 раза. Дефицит бюджета является одной из основных характеристик бюджета всех уровней. Дефициту бюджета посвящена отдельная глава Бюджетного кодекса РФ. В законах Ставропольского края о бюджете на соответствующий год устанавливается предельный размер дефицита краевого бюджета и указываются источники его финансирования [3]. Следует также отметить опережающий темп роста расходов по сравнению с изменением доходов бюджета в течение 2005 — 2007 гг., что и способствовало росту объемов дефицита краевого бюджета.
Представим краткую характеристику доходной части краевого бюджета в динамике за ряд лет (табл. 2).
Данные табл. 2 указывают на наличие как позитивных, так и негативных тенденций в процессе исполнения доходной части бюджета Ставропольского края. Положительной оценки заслуживает рост доходов от предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности в формировании доходной части краевого бюджета. К числу отрицательных тенденций, которые не согласуются с современным этапом бюджетной реформы в стране, следует отнести абсолютный и относительный рост безвозмездных перечислений в составе доходов краевого бюджета. В целом по итогам выполненного анализа доходов бюджета Ставропольского края в 2005 — 2007 гг. можно сделать вывод, что процесс их формирования характеризуется устойчивой положительной динамикой и на территории края существует достаточно устойчивая база для финансирования расходов.
Политика в области расходов бюджета Ставропольского края характеризуется данными табл. 3 — 7, в которых представлена группировка расходов краевого бюджета в разрезе функциональной классификации, а также ряд количественных и качественных характеристик расходной части бюджета края в целом и в культурно-социальной сфере.
Данные табл. 3 отражают существенный рост расходов бюджета Ставропольского края в течение 3-летнего периода по всем показателям бюджетной классификации, кроме раздела «Жилищно-коммунальное хозяйство». Максимальный рост расходов отмечен по разделам: «Культура, кинематография и средства массовой информации», «Социальная политика», «Национальная оборона». Аналитические выводы при этом основывались на данных, утвержденных в соответствующих законах о бюджете Ставропольского края.
Исполнение краевого бюджета в 2006 — 2007 гг. осуществлялось Министерством финансов Ставро-
Таблица 1
Основные характеристики бюджета Ставропольского края в 2005 — 2007 гг.
Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. Изменение
Доходы, млн. руб. 23 008,4 27 397,5 32 447,2 141,0 %
Расходы, млн. руб. 23 505,2 28 560,6 34 297,2 145,9 %
Дефицит (-), профицит (+), млн руб. —496,8 —1 163,1 —1 850,0 3,7 раза
Дефицит (-), профицит (+), в % к общей сумме доходов —2,2 —4,2 —5,7 2,6 раза
Источник: Законы Ставропольского края о бюджете на соответствующий год.
Таблица 2
Исполнение доходной части бюджета Ставропольского края в 2005 — 2007 гг.
Доход бюджета 2005 г. 2006 г. 9 мес. 2007 г.
млн руб. % млн руб. % млн руб. %
Всего по плану 23 008,4 - 27 397,5 - 25 604,5 -
Фактически исполнено 22 812,6 99,1 27 511,7 100,4 25 318,1 98,9
В том числе:
Налоговые и неналоговые доходы 11 764,6 51,6 15 472,3 56,2 12 563,0 49,6
Безвозмездные перечисления 10 284,8 45,1 10 887,6 39,6 11 425,8 45,1
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 763,2 3,3 1 151,8 4,2 1 329,2 5,3
Источник: Пояснительные записки к закону Ставропольского края об исполнении бюджета в соответствующем году.
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
49
Таблица 3
Распределение расходов краевого бюджета на 2005— 2007 гг. по разделам (Рз) и подразделам (ПР) функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, млн руб.
Наименование показателя бюджетной классификации Рз ПР 2005 г. 2006 г. 2007 г. Изменение, %
Общегосударственные вопросы 01 00 1 217,876 1 517,621 1 898,672 155,9
Национальная оборона 02 00 4,254 6,015 8,666 203,7
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 03 00 1 702,026 2 156,086 2 404,431 141,3
Национальная экономика 04 00 4 962,472 4 964,988 5 466,984 110,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 05 00 1582899 1187597 1 409,913 88,9
Охрана окружающей среды 06 00 78,612 78,779 121,413 154,5
Образование 07 00 1 228,313 1 868,132 2 290,203 186,4
культура, кинематография и средства массовой информации 08 00 171,356 353,836 472,857 275,9
культура 08 01 110,780 217,113 303,649 274,1
Здравоохранение и спорт 09 00 2 489,826 3 508,413 4 436,360 178,2
социальная политика 10 00 710,651 1 029,214 1 522,730 214,3
Межбюджетные трансферты 11 00 9 353,955 6 759,596 14 264,946 152,5
всего - - 23 505,240 28 560,612 34 297,175 145,9
Источник: Законы ставропольского края «О бюджете ставропольского края на 2005 — 2007 годы».
польского края по казначейской системе на основе сводной бюджетной росписи, составленной в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса рФ. При этом использовались соответствующие постановления Правительства ставропольского края «О мерах по реализации Закона ставропольского края «О бюджете ставропольского края на 2006 год» и «О мерах по реализации Закона ставропольского края «О бюджете ставропольского края на 2007 год». Финансирование расходов краевого бюджета производилось в соответствии с утвержденным порядком, который определял механизм исполнения конкретных расходов краевого бюджета, процедуры контроля и учета.
Исполнение расходной части бюджета ставропольского края по итогам 2006 — 2007 гг. оценивалось с учетом изменений, внесенных в законы о краевом бюджете на соответствующие годы, и характеризуется следующими данными. План по расходам краевого бюджета на 2006 г., утвержденный сводной бюджетной росписью, составил 28 560,612 млн руб. расходы краевого бюджета за 2006 г. профинансированы в объеме 27 719,799 млн руб., что составило 97,1 % к утвержденному плану. При этом недофинансированы относительно плановых назначений расходы краевого бюджета, осуществляемые за счет целевых федеральных средств и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. кассовое исполнение расходов краевого бюджета за отчетный период сложилось в сумме 26 817,527 млн руб., или
93,9 % к утвержденному плану и 96,7 % к объему финансирования [4].
План по расходам краевого бюджета на 9 мес. 2007 г., утвержденный сводной бюджетной росписью в соответствии с законом о бюджете, составил 27 157,890 млн руб. В ходе исполнения краевого бюджета в соответствии с действующим федеральным и региональным бюджетным законодательством, а также нормативными правовыми актами, плановые ассигнования по расходам увеличены на 1 942,722 млн руб., из них: за счет перемещений плановых ассигнований — 265,785 млн руб.; за счет дополнительных поступлений из федерального бюджета — 1 308,102 млн руб., за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности — 368,835 млн руб. Таким образом, уточненный объем расходов краевого бюджета за отчетный период составил 29 100,612 млн руб. [5].
Объем финансирования получателей бюджетных средств за 9 мес. 2007 г. составляет 26 801,729 млн руб., или 92,1 % к уточненному плану по расходам. Основными причинами неполного финансирования расходов краевого бюджета являются: поступление целевых средств из федерального бюджета ниже запланированного уровня; неполное выполнение плана поступления доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, так как указанные средства возвращаются конкретному бюджетополучателю; проблемы финансирования расходов, носящих заявительный характер, которое осуществляется
Таблица 4
Основные параметры исполнения расходной части бюджета Ставропольского края в 2006 — 2007 гг.
Показатель 2006 г. 9 мес. 2007 г.
млн руб. % млн руб. %
План, утвержденный сводной бюджетной росписью 28 560,6 100,0 27 157,9 93,3
Уточненный план 28 560,6 100,0 29 100,6 100,0
Объем финансирования 27 719,8 97,1 26 801,7 92,1
Кассовое исполнение 26 817,5 93,9 23 533,4 80,9
по мере поступления заявок (например, средства резервного фонда Правительства Ставропольского края, выделение кредитов муниципальным образованиям и др.). Кассовое исполнение расходов краевого бюджета за отчетный период сложилось в сумме 23 533,355 млн руб., что составляет 80,87 % к уточненному плану и 87,8 % к объему финансирования. По сравнению с первым полугодием 2007 г. уровень кассового исполнения краевого бюджета по расходам увеличился на 3,47 процентных пункта [5]. Показатели исполнения плана расходов бюджета в табл. 4 определены в процентах к уточненному плану бюджетных расходов.
Уточненный план расходов краевого бюджета по отраслям социально-культурной сферы на 2006 г. составил 6 759,596 млн руб. За отчетный период финансирование расходов социальных отраслей произведено в объеме 6 504,130 млн руб., или 96,2 % к уточненному плану. Выделенные средства освоены в сумме 6 321,821 млн руб., что составило 93,5 % к годовому плану, и 120,9 % к отчету 2006 г. Основная доля остатков на счетах главных распорядителей и получателей необходима для оплаты текущих коммунальных услуг, а также заключенных договоров на закупку товаров и оплату услуг.
Бюджетные средства, предусмотренные на финансирование расходов отраслей социально-культурной сферы, в первоочередном порядке направлялись на осуществление текущих обязательств по заработной плате, начислениям на заработную плату, выплату стипендий и на обеспечение мер социальной поддержки граждан, относящихся к региональным категориям льготников. Учитывая это, на конец отчетного периода кредиторская задолженность по данным видам расходов в бюджетных учреждениях, финансируемых из краевого бюджета, отсутствует.
Исполнение краевого бюджета за 2006 г. отраслей социально-культурной сферы отражено в табл. 5. Ее данные показывают различные темпы роста расходов в социально-культурной сфере Ставропольского края в 2006 г. по сравнению с 2005 г. Однако плановые назначения 2006 г. не по одной
позиции этих видов расходов не были выполнены. Для каждой из отраслей социально-культурной сферы, кроме общих расходов, таких как заработная плата с начислениями, оплата текущего потребления коммунальных услуг, характерны свои особенности по финансированию отдельных видов расходов.
В отрасли «Образование» это средства, предусмотренные на питание учащихся, выплату стипендий и компенсации педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции, на приобретение продуктов питания для детей в учреждениях образования, финансируемых из краевого бюджета и др. Кроме того, в рамках реализации национального проекта в области образования в расходах краевого бюджета по разделу «Образование» были предусмотрены ассигнования в сумме 22,300 млн руб. на выплату денежного поощрения лучших учителей края. Указанные средства освоены в полном объеме.
В области культуры на реставрацию и реконструкцию недвижимых памятников истории и культуры Ставропольского края, реконструкцию зданий направлено 4,367 млн руб., на строительство клуба в поселке Верхнестепной Степновского района — 6,857 млн руб. Данные расходы профинансированы в полном объеме. В отчетном году за счет средств данной отрасли были проведены краевые мероприятия — «День края», «Музыкальная осень Ставрополья» и др.
В целях концентрации бюджетных средств по особо значимым направлениям в краевом бюджете по разделу «Здравоохранение и спорт» были предусмотрены средства на реализацию мероприятий краевых целевых и ведомственных программ, финансирование которых осуществлялось в объеме плановых ассигнований. Мероприятия данных программ исполнены в 2006 г. на 97 % к плановым назначениям.
Исполнение плановых назначений по разделу «Социальная политика» обеспечено на 88,5 %, что ниже средних по краю показателей на 5,4 пункта. Низкий процент исполнения расходов по разделу «Социальная политика» обусловлен рядом причин.
ФИНАНСы И КРЕДИт
51
Таблица 5
Исполнение бюджета Ставропольского края по отраслям социально-культурной сферы в 2006 г., млн руб.
Наименование отраслей Утверждено с учетом изменений Объем финансирования Кассовое исполнение % исполнения к плану Остаток средств на 01.01.2007 % исполнения к 2005 г.
Образование 1 868,132 1 805,970 1 721,762 92,2 84,207 120,3
культура, кинематография, средства массовой информации 353,836 329,088 297,335 84,0 31,753 102,3
Здравоохранение и спорт 3 508,413 3 420,449 3 392,054 96,7 28,395 121,0
социальная политика 1 029,214 948,623 910,670 88,5 37,953 129,4
Итого 6 759,596 6 504,130 6 321,821 93,5 182,309 120,9
Источник: Пояснительная записка к закону ставропольского края «Об исполнении бюджета ставропольского края в 2006 году».
среди них можно назвать низкий уровень освоения ассигнований, поступивших из федерального бюджета на реализацию передаваемых полномочий российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в связи с недостаточностью суммы субсидий для приобретения жилья и отказа очередников от получения субсидий. Одной из причин является существенное невыполнение расходов по обеспечению деятельности учреждений социального обслуживания населения, наличие задолженности по расходам на реализацию федеральных законов, предусматривающих право на получение льгот отдельными категориями граждан и др. [6].
рассмотрим, каким образом в 2007 г. происходило финансирование расходов по разделу: «культура, кинематография и средства массовой информации». Уточненные плановые назначения за 9 мес. 2007 г. составили 425,315 млн руб. Финансирование расхо -дов в целом по разделу произведено в размере 94,3 % к плановым назначениям. кассовое исполнение составило 316,411 млн руб., или 74,4 % к уточненным плановым назначениям (табл. 6).
По состоянию на 01.10.2007 остаток неиспользованных денежных средств на лицевых счетах бюджетополучателей составил 84,651 млн руб. Неполное освоение средств объясняется следующими причинами: направление средств на выплату заработной платой за вторую половину сентября по срокам, которые приходятся на первые числа октября, оплата счетов по коммунальным услугам учреждениями за сентябрь, невозможность освоения ассигнований на приобретение основных средств, проведение текущего и капитального ремонта учреждений, оплата которых производится при заключении соответствующих договоров, длительность проведения конкурсных процедур, заключения государственных контрактов на приобретение компьютерной техники для
Министерства культуры ставропольского края и заключения договоров по проведению текущего ремонта здания.
Данные по исполнению расходов анализируемого раздела в разрезе экономических статей расходов представлены в табл. 7. как свидетельствуют ее данные, процент выполнения плана как в целом по рассматриваемому разделу, так и по экономическим статьям расходов характеризуется невысокими показателями.
По итогам выполненного в статье анализа, автор затронул только некоторые из основных вопросов оценки процесса исполнения расходной части бюджета одного из субъектов рФ, по которому можно сделать ряд выводов.
доходы краевого бюджета увеличились в течение рассматриваемого периода на 41 %, а расходы — на 45,9 %. Одной из важных характеристик бюджета ставропольского края является наличие дефицита, величина которого возросла в отношении к доходам бюджета в течение 3 лет в 2,6 раза. В целом годовые бюджетные назначения выполняются на удовлетворительном уровне.
Оценка исполнения доходной части краевого бюджета позволила сделать вывод, что в данном субъекте рФ существует достаточно устойчивая база для финансирования бюджетных расходов. рассматривая укрупненную структуру доходов краевого бюджета, можно отметить следующее: удельный вес налоговых и неналоговых доходов снизился, доля безвозмездных перечислений осталась на том же уровне, удельный вес доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности постоянно увеличивается.
Изучение распределения расходов бюджета ставропольского края по разделам функциональной классификации расходов бюджетов рФ позволило отметить существенный рост расходов по большинству показателей бюджетной классификации. Мак-
Таблица 6
Исполнение расходов бюджета Ставропольского края по разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации» в 2007 г., млн руб.
Код Наименование раздела, подраздела 9 мес. 2007 г. Остатки на 01.07.2007 Цельный вес остатков в объеме остатков по разделу Цельный вес остатков в объеме финансирования
Утверждено Профинансировано Исполнено % исполнения к плану % исполнения к финансированию
0801 Культура 256,441 237,310 200,003 77,9 84,2 37,307 44,1 15,7
0802 Кинематография 16,435 15,685 14,352 87,3 91,5 1,334 1,6 8,5
0803 Телевидение и радиовещание 30,277 30,277 11,361 37,5 37,5 18,916 22,3 62,4
0804 Периодическая печать и издательства 90,198 85,826 68,840 76,3 80,2 16,987 20,1 19,7
0806 Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации 31,964 31,964 21,856 68,3 68,3 10,108 11,9 31,6
Итого 425,315 401,063 316,411 74,4 78,9 84,652 100,0 21,1
Источник: Пояснительная записка «Об исполнении бюджета Ставропольского края за 9 месяцев 2007 года».
Таблица 7
Исполнение расходов по разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации» по экономическим статьям расходов в 2007 г., млн руб.
Наименование экономических статей расходов 9 мес. 2007 г.. Остатки на 01.10.2007
Утверждено Профинансировано Исполнено % исполнения к плану % исполнения к финансированию
Оплата труда и начисления на оплату труда 114,275 110,297 94,028 82,3 85,3 16,269
Коммунальные услуги 8,690 8,437 5,831 67,1 69,1 2,606
Услуги по содержанию имущества и прочие услуги 145,310 135,011 89,294 61,5 66,2 45,717
Прочие расходы 13,156 8,927 5,680 43,2 63,4 3,247
Увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов, материальных запасов 143,884 138,391 121,578 84,5 87,9 16,813
Итого 425,315 401,063 316,411 74,4 78,9 84,652
симальный рост бюджетных расходов наблюдался по разделам «культура, кинематография и средства массовой информации» и «социальная политика».
Представленный аналитический материал, характеризующий процесс исполнения расходов бюджета ставропольского края в 2006—2007 гг., позволяет сделать следующие выводы. В 2006 г. расходы краевого бюджета были профинансированы на 97,1 % к плану, кассовое исполнение составило 93,9 % к плану и 96,7 % к объему финансирования. За 9 мес. 2007 г. данные показали, что расходы краевого бюджета профинансированы на 92,1 % к плану, кассовое исполнение составило 80,9 % к плану и 87,8 % к объему финансирования. При этом в правительственных документах края указывается на тенденцию повышения кассового исполнения расходов бюджета в этот период по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. почти на 3,5 %.
Исполнение расходов бюджета ставропольского края в 2006 г. в отраслях социально-культурной сферы характеризовалось следующими данными. расходы были профинансированы на 96,2 % к уточненному плану, выделенные средства удалось освоить на 93,5 % к плану. рост исполнения расходов по данному блоку отраслей по сравнению с 2005 г. составил 120,9 %. Была отмечена положительная динамика темпов роста расходов в социально-культурной сфере в 2006 г. по сравнению 2005 г. по всем отраслям. Однако плановые назначения 2006 г. не выполнены не по одной позиции. Максимальный процент исполнения расходов отмечен в отрасли «Здравоохранение и спорт» — 96,7 %, минимальный процент, который составил 84 %, сложился в отрасли «культура, кинематография и средства массовой информации». следует также указать на низкий процент исполнения плановых назначений по разделу «социальная политика», его значение ниже средних показателей, сложившихся при исполнении всех расходов краевого бюджета на 5,4 %.
Финансирование и исполнение бюджетных расходов по данным за 9 мес. 2007 г. изучалось на примере раздела бюджетной классификации рФ «культура, кинематография и средства массовой информации». Финансирование расходов данного раздела осуществлено на уровне 94,3 % к плановым назначениям, кассовое исполнение при этом составило 74,4 % к плану и 78,9 % к объему финансирования. Неисполнение плана расходов по рассматриваемому разделу бюджетной классификации и наличие остатка неиспользованных денежных средств, с одной стороны, объясняется реальными причинами, с другой — на взгляд автора,
нельзя согласиться с тем, что неорганизованность в заключении договоров на выполнение ремонта здания министерства культуры или при проведении конкурсных процедур по размещению государственных заказов на приобретение компьютерной техники для бюджетных учреждений могут рассматриваться как веские причины невыполнения плана исполнения расходов в культурной сфере.
Оценка результатов бюджетной политики ставропольского края в 2005 — 2007 гг. позволяет сделать выводы о том, что он в целом готов к выполнению новых задач, поставленных Президентом рф, при переходе к среднесрочному финансовому планированию, повышению качества бюджетного планирования и ориентации его на конечные результаты. В своих выступлениях на встречах с членами правительства В. В. Путин неоднократно подчеркивал новаторский характер 3-летнего федерального бюджета, который открывает новые возможности в управлении общественными финансами. В ставропольском крае составлен среднесрочный финансовый план на 2008 — 2010 гг., определены основные параметры консолидированного и краевого бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период. Успешное функционирование бюджетного механизма ставропольского края и реализация перспективных направлений его бюджетной политики, как и страны в целом, связаны с выполнением национальных приоритетов: поддержкой пенсионной системы, реального сектора экономики, субъектов рФ, увеличением расходов на культуру, рост по которым предполагается более высокими темпами, чем в среднем по бюджету.
Литература
1. Бюджетное послание Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2008 — 2010 годах»: Указ Президента рФ от 24 июля 2007 г.
2. Тюнина С. В., Шамьюнов М. М. Профессиональный взгляд на новый бюджетный кодекс / с. В. Тюнина, М. М. Шамьюнов // Финансы. — 2007. — № 8. — с. 10 — 15.
3. Лазарева Г. И. Оценка доходов и расходов бюджета ставропольского края // Финансы и кредит. — 2005. — № 19. — с. 29 — 40.
4. Постановление Правительства ставропольского края от 24.01.2007 № 2-п «О мерах по реализации Закона ставропольского края «О бюджете ставропольского края на 2007 год».
5. Пояснительная записка к предварительному прогнозу социально-экономического развития
Ставропольского края на 2008 г. и на период до 2010 г: Проект постановления Правительства Ставропольского края.
6. Реформирование региональных и муниципальных финансов в Ставропольском крае: итоги и перспективы // http://www mfsk. ru/projects/reform. htm
7. Прогноз сводного финансового баланса Ставропольского края на 2008 г. и на период до 2010 г: Распоряжение Правительства Ставропольского края от 27.10.2003 № 418-рп.
8. Среднесрочный финансовый план Ставропольского края на 2006 — 2008 гг: Проект распоряжения Правительства Ставропольского края.
9. Богов Х. М. Развитие межбюджетных отношений и предпосылок экономического роста// Финансы и кредит. — 2006. — № 28. — С. 2 — 10.
10. Ваксова Е. Е. Бюджетные инструменты реализации государственной региональной поли-тики//Финансы. — 2007. — № 4. — С. 22 — 23.
11. Дембицкий С. Г. Эффективная бюджетная система как важное условие формирования в России социального рыночного хозяйства// Финансы и кредит. — 2004. — № 28. — С. 38 — 47.
12. Лазарева Г. И., Рожков О. П. Региональная промышленно-инвестиционная политика и бюджет Ставропольского края. Научно-практическое издание. — Ставрополь.: СевКавГТИ, 2005. — 225 с.
13. Лазарева Г. И. Новый этап управления региональными финансами и развитие межбюджетных отношений в Ставропольском крае // Финансы и кредит. — 2005. — № 22. — С. 14 — 23.
14. Лазарева Г. И. Формирование новой модели управления бюджетными ресурсами. Монография. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005 — 303 с.
15. Казакова Л. В. Проблемы изменения структуры доходов и расходов местных бюджетов в современной экономике // Финансы и кредит. — 2004. — № 12. — С. 47 — 49.
16. Караваева И. В. Финансовые проблемы муниципалитетов // Финансы. — 2007. — № 8. — С. 28 — 31.
17. Коровкина Е. Б. О доходах и расходах федерального бюджета // Финансы. — 2004. — № 8. — С. 27 — 29.
18. Овчинникова О. П., Индутенко А. Н. Бюджетный менеджмент в условиях формирования системы бюджетирования, ориентированного на результат. // Финансы и кредит. — 2007. — № 30. — С. 2 — 8.
19. Пронина Л. И. Местное самоуправление в условиях среднесрочного финансового планирования// Финансы. — 2007. — № 5. — С. 16 — 20.
20. Ставрополье — 2007. Статистический справочник/ Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. — С. 2007. — 48 с.
Приглашаем к сотрудничеству!
Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке - от 40 дней.
Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.fin-izdat.ru
(495) 621-91-90 e-mail: [email protected]
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
55