Научная статья на тему 'СТАТУСНЫЕ РЕЧЕВЫЕ МАСКИ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МАССМЕДИА'

СТАТУСНЫЕ РЕЧЕВЫЕ МАСКИ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МАССМЕДИА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
136
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательные передачи / телевидение / игра / речевая маска / функции / educational TV / game / speech mask / functions

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гладко М. А.

Представлено исследование по выявлению типов статусных речевых масок в коммуникативном про-странстве познавательного телевидения. Описаны функции, тактический репертуар, доминантные лекси-ческие маркеры выявленных масок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS SPEECH MASKS IN THE COMMUNICATIVE SPACE OF MASSMEDIA

The paper presents a study of types of status speech masks in the communicative space of educational televi-sion. The functions, tactical repertoire and dominant lexical markers of the identified masks are described.

Текст научной работы на тему «СТАТУСНЫЕ РЕЧЕВЫЕ МАСКИ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МАССМЕДИА»

PHILOLOGICAL SCIENCES

STATUS SPEECH MASKS IN THE COMMUNICATIVE SPACE OF MASSMEDIA

Gladko M.

Candidate of Philology, Associate Professor, Doctoral Student Department of Speechology and Communication Theory Minsk State Linguistic University, Belarus

СТАТУСНЫЕ РЕЧЕВЫЕ МАСКИ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МАССМЕДИА

Гладко М.А.

кандидат филологических наук, доцент, докторант кафедра речеведения и теории коммункации Минский государственный лингвистический университет, Беларусь

Abstract

The paper presents a study of types of status speech masks in the communicative space of educational television. The functions, tactical repertoire and dominant lexical markers of the identified masks are described. Аннотация

Представлено исследование по выявлению типов статусных речевых масок в коммуникативном пространстве познавательного телевидения. Описаны функции, тактический репертуар, доминантные лексические маркеры выявленных масок.

Keywords: educational TV, game, speech mask, functions.

Ключевые слова: познавательные передачи, телевидение, игра, речевая маска, функции.

В лингвистике особое внимание уделяется исследованию эффективных инструментов непрямого речевого воздействия, способствующего достижению коммуникативных целей. Одним из таких инструментов является использование речевых масок. Роль-маска является одной из популярных и эффективных моделей речевого поведения, с помощью которой личность изменяет собственный образ [3, с. 14]. Ю. М. Лотман отмечал, что в историко-культурном пространстве бытия маска есть один из давних спутников «человека культурного», скрывающего его подлинное «Я» [2]. В настоящей работе, вслед за Т. А. Чеботниковой, роль-маска понимается как тип поведения, представленный в виде своеобразной речеповеденческой модели, включенной в контекст речи и в контекст жизни, отражающий дискурсивные проявления личности, имеющие определенные аксиологические и этические аспекты [3, с. 15]. Суть речевой маски заключается в осознанном отборе адресантом (актером) языковых средств, направленных на формирование определенного образа в сознании адресата (зрителя). Говорящий творит речевую маску, ориентируясь на некоторый образец, которым может быть речь известной адресату личности [1, с. 17].

Речевые маски активно участвуют в конструировании коммуникативного пространства ме-диасферы. Журналисты играют определенные роли, надевают маски, участвуя в создаваемой ими игре. Соответственно, актуальным представляется исследование специфики функционирования речевых масок в медиадискурсе.

Исследования типов речевых масок проводились в различных типах медиадискурса. Данное исследование посвящено выявлению одного из типов типов речевых масок - статусных - в познавательном теледискурсе. Подобное исследование проводится впервые, что определяет его научную новизну.

В качестве материала исследования выбраны 300 познавательных телепередач, транслируемых Белтелерадиокомпанией в период 2013-2021 гг., широкой жанровой представленности: консультативно-инструктивные, информативные жанры. Тематические области текстов для анализа охватывают тематические группы, связанные с повседневной жизнью человека: ремонт, хобби, предметы обихода, здоровье, мода и красота, автотранспорт, т.е. представляющие обыденное/повседневное знание.

В работе комплексно использованы следующие методы исследования: описательно-аналитический, количественно-статический, методы коммуникативно-прагматического, контекстуально-интерпретационного анализа.

Рассмотрим вид ролевых масок в познавательном телепространстве с точки зрения коммуникативного статуса. Коммуникативный статус -это положение субъектов коммуникации относительно друг друга, их позиция, ранг в иерархии/системе [4]. Статусные РМ позволяют автору позиционировать себя как информационного посредника или транслятора, доставляющего познавательную информацию.

Статусные РМ являются ядром игрового пространства телепередач консультативно-инструктивных жанров, одновременно с этим типичны также для наглядно-информативных познавательных жанров (объединенных тематиками хобби, спорт, еда, путешествие). Такая селективность обусловлена полиинтенциональностью данных групп медиатекстов, которую можно выразить формулой: «информирование + инструкция + убеждение». Маски партнера или контролера действий адресата и т.д. позволяют автору обеспечить внутритекстовую навигацию для адресата, конструируя свою «игру» в организации познавательной деятельности, т.е. предоставлении готовых образцов поведения, алгоритма действий в определенных бытовых, жизненных обстоятельствах, ознакомлении с различными сферами жизнедеятельности человека.

Отметим, что при реализации данного вида ролей-масок как самопрезентации автора, явно наблюдается игра на повышение или понижение собственного статуса. Соответственно, возникают следующие типы взаимодействия автора с аудиторией: статус автора: I. выше статуса «адресата»; II. равен ему; III. ниже статуса «адресата». При этом роли-маски образуют пары: инструктор/наставник - ученик, мудрец - ученик. Статусные РМ партнер/соискатель, такой же, как все не образуют пары, так как объединяют автора и адресата в одну группу схожих людей по образу мысли, интересам.

I. Речевые маски, работающие на повышение статуса автора: Инструктор, Мудрец.

РМ Инструктор/Наставник. Надевая маску Инструктора, журналист выступает как доминирующее лицо в коммуникативном акте. Автор транслирует познавательную информацию, задает правила и модели поведения в различных жизненных ситуациях, обучает им. Адресат предстает как ученик, воспринимающий учение или инструкции. Маска Инструктора обращена к зрителю, который по профессиональной подготовке либо уровню знания уступает автору текста. Воздействующая функция обусловлена доверием читателя к мнению человека-специалиста, презентующего научное знание. В случае реализации данного вида ролей-масок, адресат вовлекается в игру в качестве ученика, которому предлагаются рекомендации, инструкции, познавательные сведения зачастую в игровой форме. Например, ведущие просят гостя из студии ответить на предлагаемые вопросы и одновременно угадать, какой предмет находится в закрытом ящике. Игровая оболочка, в которую оформляется информация о способах заражения вирусом, формирует напряжение, возбужденное эмоциональное состояние, свойственное игре. Риторические маяки, оформленные информационными глаголами (глаголами размышления, обдумывания), вопросительной формой высказывания: что вы думаете, как вы считаете, позволяют аудитории в процессе игрофикации не только наблюдать за реакцией и знаниями гостя на экране, но также и самому быть вовлеченным в процесс игры.

Основными тактиками моделирования данной маски являются тактики руководства к действию (56 %), указания (44 %), маркирующие статус субъекта речи как профессионала, знающего обсуждаемую область знания. В текстовом пространстве за-действуются различные вербальные сигналы, участвующие в реализации данной тактической линии поведения: глаголы с императивной семантикой, модальная лексика: нужно, следует, должны, конструкции с краткими причастиями: может быть использован.

РМ Мудрец имеет, как и другие ролевые маски, культурологические основания. Мудрец -это человек большого ума, знания, опыта; мыслитель; философ, который в своем поведении должен руководствоваться законами добродетели [6]. Автор познавательного текста выступает как транслятор мудрости, ценностных ориентиров, которым он предлагает следовать зрителю. Арсенал инструментов, конструирующих такое речевое поведение, составляют тактики конструирования максимы/генерализирующих высказываний и конструирования ценностно-ориентирующих высказываний.

Тактика конструирования максимы/генерализирующих высказываний суммирует опыт социума или жизненный опыт журналиста. Так, следующий фрагмент находится в постпозиции к фактологической части, в которой участники (эксперты, психолог) обсуждали значимость эмпатии в жизни современного человека: Не забывайте, что если вы научились кому-то сопереживать, вы не стали хорошим человеком, но это уже хорошее начало («Здорово здоровым быть», 22.04.21). Такие высказывания часто подытоживают уже представленную информацию. Автор познавательных текстов, транслирующих обыденное знание, выступает как носитель и транслятор утилитарных, витальных, моральных и социальных ценностей.

Нередко генерализированные высказывания автора, надевшего маску Мудреца, помогают создать интригу, игровое напряжение: За каждым успешным мужчиной стоит успешная женщина. Но за каждой успешной женщиной, если верить американскому художнику Стефани Перо, стоит именно он, желанный и опасный. Не переключайтесь, иначе не узнаете («Наукомания. Элек-сир молодости», 2019). Несмотря на то, что генерализованные высказывания являются часто невери-фицированными, относятся к опыту одного человека-участника коммуникативного взаимодействия, они врезаются в память за счет своей неожиданности или парадоксальности. Языковая оболочка, ассоциирующаяся с универсальными и истинностными суждениями, способна действовать на недостаточно просвещенного зрителя гипнотически [5, с. 69], а идея, ассоциирующаяся с таким высказыванием, способна отложиться в памяти как полученное знание.

II. Статусные маски, создающие равноправные отношения, объединяют адресата и автора в едином образе: стиль жизни, мнения, желания. Они не образуют пары, так как адресат объединяется с автором. Автор предстает как часть зрительской

аудитории, либо вместе с зрителем является частью общности, объединенной некоторыми особенностями (опытом, мнением). В случае актуализации РМ Партнера/Соисследователя, автор акцентирует свою заинтересованность в совместном поиске информации и решении тех же, что и у адресата, проблем. Также маска помогает мотивировать слушателя к совместному активному освоению действительности. Семантическую основу РМ Парт-нера/Соисследователя составляют средства коопе-ративности, которые объединяют, своего рода идентифицируют адресата с автором. Доминантными семантическими опорами при этом являются:

инклюзивные местоимения мы, которое помещает адресата совместно с автором в описываемую ситуацию, наши: Эти точки нужно использовать на месте, чтобы мы закрепили это ощущение, потому что в движении, если мы будем слишком близко видеть перед собою, мы можем не увидеть машины подъезжающий, пешехода («Коробка передач», 08.04.18);

лексика, акцентирующая совместную деятельность: совместный, вместе, сближение, мы с вами часто в сочетании с модальными предикативами: В перспективе нас всех ждет артроз? Совместными усилиями мы можем одолеть эту болезнь («Здоровье», 18.04.20). Как правило, лексические единицы такой семантической парадигмы задей-ствуются в случаях описаниях сложных жизненных ситуаций: болезни, проблем с телом и т.д.: В жизни у всех случаются проколы. Если где-то спустило колесо, его надо заменить. ... Мы должны принять все меры, чтобы автомобиль стоял с пробитым колесом на дороге безопасно («Коробка передач», 08.04.18). В таком случае автор дает понять, что он заинтересован в решении сложных задач, а зритель не остается один на один со своей проблемой.

Рисунок РМ Такой же, как и все создается тактиками (1) апелляции к желаемому (38 %) и (2) апелляции к негативному опыту (62 %), которые предполагают активное использование кванторов общности, генерализированных лексических комбинации: мы все, каждый (каждая мама, каждый автомобилист), каждый из нас, большинство, все. Посредством них автор предлагает адресату почувствовать себя частью некоторого сообщества похожих людей, со схожими проблемами: (1) В детстве каждый из нас, наверное, мечтал о своем гоночном автомобиле погонять по городу, покрасоваться. Но у большинства из нас эта мечта так и осталась мечтой («Коробка передач», 08.04.18). (2) Резкая, мучительная боль в мышцах - это состояние, которое знакомо каждому («Здоровье», 20.06.20).

Функциями вкрапления статусных масок, создающих равноправные отношения, в рисунок текста-игры являются консолидирующая и терапевтическая, помогающая снять боязнь перед неизведанным или опасным.

III. Речевая маски, играющие на понижение статуса автора

Маска Простого человека характерна для ведущих познавательных передач, которые являются специалистами в определенной области (врач, тренер и т.д.). Надевая маску, автор имитирует поведенческую модель обычного непросвещенного человека, который задает вопросы, пытаясь разобраться в каких-то вопросах и получить новое знание. Характерно, что получив информацию от специалиста, автор сменяет маску Простого человека на социальную маску Специалиста, дополняя уже озвученные сведения.

Отметим, что вступая в игру, автор передачи вовлекает в нее адресата. В познавательном дискурсе в ряде случаев наблюдаются ситуации «повышения» адресата. Прагматическая модель речевого поведения выглядит следующим образом: 1) мы/я 2) для вас / вам 3) подготовили в процессе поиска, предпринятых усилий или поможем, потому вам это важно 4) полезную информацию. Акцентирование более высокой позиции адресата манифестируется посредством местоименной комбинации я/мы для вас и лексем нашли, раскопали, обнаружили, подыскали, подготовили: Для вас мы раскопали маленький секрет («Врачебные тайны плюс, 2016»).

Таким образом, основные положения статьи сводятся к следующему.

Маска автора в пространстве познавательного текста является одним из инструментов игрового моделирования текста. Речевая маска включает игровую составляющую, которая репрезентирует автора как участника игры, а именно, модератора, определяющего правила игры, т.е. характеристики текста-игры (тональность текста, градус эмоциональности, роль адресата и т.д.). Речевая маска обеспечивает удобство восприятия информации, повышение привлекательности познавательных (научных) сведений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кукс А. В. Конструирование речевой маски в игровом дискурсе: автореф. дисс. ... к. филол. н. Новосибирск, 2010. 22 с.

2. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство - СПб., 1996. 848 с.

3. Чеботникова Т. А. Речевая роль-маска и ее функции // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 2 (66). С. 14-19.

4. Словарь русского языка / РАН, Ин-т линг-вистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. URL: https://kartaslov.ru (дата обращения: 12.12.2020).

5. Суздальцева В.Н. Генерализующие высказывания как средство манипулирования сознанием массового адресата // Медиалингвистика. 2018. Т. 5. № 1. С. 60-72.

6. Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940). URL: http://feb-web. ru/feb/ushakov/ush-

abc/13/us227309.htm?cmd=0&istext=1 (дата обращения: 12.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.