УДК 343.115 С. Л. Бехтерев
СТАТУС УДМУРТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КПСС В ПОЗДНЕСОВЕТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
Рассматриваются историко-правовые аспекты эволюции статуса партийных организаций КПСС в позднесоветской политической системе 1985-1991 гг. на примере конституционного опыта Удмуртской АССР.
Ключевые слова: КПСС, позднесоветская политическая система, историко-правовой аспект.
Формирование конституционных основ Российского государства, равно как и «ренессанс» бывшей советской номенклатуры в политической жизни страны актуализируют научнопрактическую значимость проблемы историко-правовых оснований современной политической системы России, во многом унаследовавшей традиции партийного руководства общественными процессами. В связи с этим представляется целесообразным научный анализ эволюции статуса региональных партийных организаций КПСС в позднесоветской политической системе в период проведения перестройки (1985-1991 гг.).
С избранием в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева начался последний этап в существовании коммунистической партии как ядра политической системы советского общества. Перестройка партийной работы шла по двум направлениям: укрепление власти Генерального секретаря через своих представителей на местах и изменение основ партийно-политической деятельности. 13 декабря 1985 г. П.С. Грищенко, ставленник нового партийного руководства, возглавил Удмуртскую областную организацию, сменив на этом посту В.К. Марисова. Приход к власти в УАССР бывшего второго секретаря Челябинского обкома КПСС являлся продолжением традиции посылки центром «наместников». В отличие, например, от Татарстана, где начиная с 1960 г. все первые секретари обкома КПСС являлись выходцами из региональной номенклатуры1, из 16 предшественников Грищенко только двое были представителями местной политической элиты.
В годы перестройки значительным изменениям подверглась внутренняя жизнь коммунистической партии. Смысл предлагавшихся преобразований был сформулирован в докладе М.С. Горбачева на октябрьском (1985 г.) Пленуме ЦК. Они, с одной стороны, должны были развить инициативу и активность коммунистов, а с другой - повысить их ответственность за судьбу общих дел. В вводной части проекта Устава отмечалось, что партия является высшей формой общественно-политической организации, формирует генеральную перспективу развития страны, руководствуется своей Программой, где определены задачи всестороннего совершенствования социализма. Подтверждалось, что КПСС - ядро советского общества. Вводился совершенно новый раздел «Партия и государственные, общественные организации». Партийное руководство организациями должно было носить политический характер и осуществлялось через работающих в них коммунистов.
Заметным событием внутрипартийной жизни стал XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.). Одной из стратегий провозглашалась открытость в деятельности политического руководства страны. В выступлении М. С. Горбачева впервые прозвучал термин «гласность», означавший первоначально обновление скомпрометированной официальной идеологии. Руководствуясь решениями съезда, июньского (1986 г.) Пленума ЦК, Удмуртский обком КПСС поставил главной задачей повышение качества партийной работы, поворот парткомов и первичных организаций к людям. Под руководством обкома партии было разработано 11 комплексных программ социально-экономического и культурного развития республики. Партийная организация взяла курс на проведение комплексной работы с кадрами, улучшение их состава и подготовку резерва. Только в 1986 г. кадровым вопросам было посвящено 54 % всех постановлений Удмуртского обкома КПСС2. Наметился отход от подмены советских и хозяйственных органов. На руководящие должности более активно стала выдвигаться перспективная молодежь. В практику работы партийных органов вошли аттестация руководителей, собеседования по внедрению передового опыта.
1 Спирин И. А. Место и роль региональных элит в российском политическом процессе: дис. ...канд. полит. наук. Казань, 1999. С. 105.
2 Пахомова И. Кадровая политика в условиях перестройки // Пропагандист и агитатор. 1987. № 5. С. 5.
Январский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС наметил пути и формы углубления социалистической демократии в целом и внутрипартийной в частности. Важным аспектом демократических преобразований называлось осуществление всех форм контроля, особенно «снизу», соблюдение отчетности, обеспечение гласности, развитие критики и самокритики, использование резервов расширения социальной базы демократии - молодежи, женщин, беспартийных, массовых общественных организаций. Мартовский (1987 г.) Пленум Удмуртского обкома КПСС обсудил итоги январского Пленума ЦК и определил задачи областной партийной организации по перестройке политической сферы. Однако, учитывая важную роль областной организации КПСС в формировании и реализации экономической политики, внимание обращалось на необходимость усиления партийного влияния в экономике.
Период с апреля 1985 г. по январь 1988 г. был первым этапом перестройки. Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС определил, что перестройка переходит в этап практических действий, который должны были осуществить «свежие силы».
В соответствии с решениями XIX партконференции с целью более интенсивного использования политических методов руководства, освобождения партийного актива от прямой хозяйственной деятельности осуществлялась реорганизация партийных органов. Согласно решениям Пленума обкома КПСС (10 декабря 1988 г.) численность аппарата Удмуртского обкома сокращалась со 104 до 74 человек, или на 30 %. Высвободившиеся работники направлялись на партийную и советскую работу, в народное хозяйство3. В аппаратах городских и районных комитетов партии были упразднены 39 промышленно-транспортных, отраслевых, сельскохозяйственных и иных отделов, а за счет освобожденных ставок укреплены организационный и идеологический отделы4.
Несмотря на определенную реорганизацию партийного аппарата в центре, общая партийнополитическая обстановка на местах оставалась довольно консервативной. Партия по-прежнему осуществляла всю полноту политической и административно-хозяйственной власти. Это не соответствовало заявлениям, декларированным XXVII съездом КПСС и XIX партконференцией. В постановлении Политбюро ЦК КПСС «О проведении отчетов и выборов в партийных организациях в 1989 году» говорилось о необходимости глубоких перемен в деятельности КПСС и ее руководящих органов5.
Отчетно-выборная кампания 1989 г. отличалась открытостью. Впервые в работе партийных собраний в УАССР приняло участие 7 244 беспартийных, 1 749 из них внесли конкретные предложения по вопросам реализации Продовольственной программы, расширения производства и повышения качества товаров народного потребления, сферы услуг, жилья. Участники собраний отмечали падение авторитета парторганизаций. Росло число добровольно сдавших партийные билеты, исключенных за неуплату партвзносов. Значительно сократился прием в партию, особенно из числа рабочих и колхозников. Впервые за последние 35 лет численность Удмуртской областной парторганизации в 1989 г. сократилась на 874 человека (по сравнению с 1988 г.) и составила 99 910 человек6.
Одновременно перестройка вызвала размежевание в партийных рядах. Пленумы обкома КПСС (апрель, май 1990 г.) рассмотрели Открытое письмо ЦК КПСС «За консолидацию на принципиальной основе». Согласившись с его выводами, участники пленумов выразили обеспокоенность действиями некоторых членов КПСС по расколу единства партии. Бюро обкома КПСС, горкомам и райкомам партии было поручено: не ограничивая свободу дискуссий, отмежеваться от членов КПСС, стоящих на антисоциалистических, антипартийных позициях7.
Отчетно-выборная кампания 1990 г. отличалась широкой гласностью. Ее характер предопределила политическая ситуация в обществе (отмена 6-й статьи Конституции СССР, выборы народных депутатов). Кампания подтвердила тенденцию уменьшения рядов КПСС. Всего по стране в начале 1991 г. в этой партии состояло 14,2 млн. человек, на 2,4 млн. меньше, чем в 1989 г.8 К 1 октября 1990 г. в составе Удмуртской организации находились 83 832 коммуниста, или на 16 078 человек меньше, чем на 1 января 1989 г.; 8 331 коммунист подал заявление о выходе из КПСС «из-за нежелания состоять в
3 Фоминов А. О новой структуре партийного аппарата // Пропагандист и агитатор. 1989. № 3. С. 10, 11.
4 Там же. С. 11, 12.
5 Пахомова И. Новому обществу - обновленную партию // Пропагандист и агитатор. 1989. № 18. С. 5, 6.
6 Томшич В. Кредит доверия // Пропагандист и агитатор. 1989. № 9. С. 4.
7 О деятельности бюро и секретариата обкома КПСС в апреле - июне 1990 года // Вестн. обкома КПСС. 1990. №15. С. 15.
8 Государственный недоворот // Власть. 2001. № 33. С. 13; Лущикова С.Л. Удмуртский обком КПСС в 19871990 гг. // Актуальные проблемы современной России. Ижевск, 2003. С. 4.
ее рядах». Это оказалось в шесть раз больше, чем за 1989 г.9 Доля коммунистов-пенсионеров увеличилась с 18,8 % в 1988 г. до 21 % в 1990 г.10
Отражением изменения статуса партийных организаций стали результаты открывшейся 8 июня 1990 г. XXXIX областной отчетно-выборной партконференции. Самой драматичной ее частью явились выборы первого секретаря Удмуртского обкома КПСС, которые впервые проводились конференцией, а не пленумом. Отдав предпочтение первому секретарю Ижевского горкома КПСС Н.И. Са-пожникову, большинство делегатов выразили свое неприятие административно-командных методов руководства. Партконференция завершилась 12 октября 1990 г. В соответствии с Уставом КПСС создавалась Удмуртская республиканская партийная организация Компартии РСФСР.
В Политическом заявлении конференции были изложены новые подходы к общественным процессам. Документ базировался на Заявлении XXVIII съезда КПСС «К гуманному, демократическому социализму». Коммунисты Удмуртии выступили: за содействие становлению Советов как органов народовластия; за активное использование права законодательной инициативы в интересах улучшения жизни людей, социальной защиты граждан республики в условиях перехода к рынку, укрепления экономического суверенитета Удмуртии; за сотрудничество с партиями и движениями, стоящими на позициях социалистического выбора, гуманизма и демократии для достижения гражданского согласия.
В функциях партаппарата происходил отход от командно-распорядительных принципов работы. Основной упор делался на непосредственное обеспечение деятельности выборных органов, разработку теоретических вопросов, пропагандистскую деятельность. В рескоме число освобожденных партийных работников сократили на 45%, в горкомах и райкомах партии - на 50% и осталось соответственно 37 и 302 человека. Аналогичные изменения произошли в первичных парторганизациях, где было упразднено к февралю 1991 г. 566 должностей11. В партии создавались совершенно новые органы - контрольные комиссии. В Верховном совете УР из числа депутатов-коммунистов сформировалась парламентская группа, а для оказания помощи в организации ее работы - отдел законодательных инициатив и правовых вопросов. В условиях многопартийности встал вопрос о создании при рескоме пресс-группы.
Коммунисты республики по-прежнему видели свое назначение в разработке, пропаганде и реализации программ улучшения социально-экономического положения граждан. При проведении приватизации они выступили за приоритет коллективных форм собственности, создание системы социальной защиты малоимущих слоев населения12. Решение продовольственной проблемы предполагало: обеспечение граждан землей, стройматериалами, инвентарем; использование возможностей предприятий в строительстве баз хранения, оказание помощи малым предприятиям и кооперативам, занимающимся производством продуктов питания. Партийные организации поддержали инициативу ВС и Правительства республики, Ассоциации промышленных предприятий по обеспечению развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Важнейшая социальная проблема виделась в обеспечении населения жильем. Партийная организация выступила за выделение и передачу жилья, исходя из утвержденных норм, безвозмездно в личную собственность и продажу сверхнормативной площади; дифференцированный подход к стоимости жилья; разработку республиканской программы ликвидации ветхого и аварийного жилья. Партийное руководство высказалось за принятие Закона УАССР об охране здоровья и программы «Экология». Предусматривалось ввести льготный режим налогообложения и кредитования для предприятий, вкладывающих средства в охрану окружающей среды.
В области культуры, науки, образования, межнациональных отношений коммунисты предлагали: разработать концепцию их развития; способствовать созданию фондов финансирования научных исследований; сотрудничать с научной и творческой интеллигенцией по повышению духовного потенциала общества; создать при партийных комитетах центры поддержки народного образования, культуры и здравоохранения. Реском партии предусмотрел расширение форм клубной и культурномассовой работы в общественно-политическом и учебном центре; создание на базе конференц-зала
9 Соколов В. Сумеем ли укрепить свои ряды? О некоторых вопросах, связанных с членством в КПСС // Вестн. обкома КПСС. 1990. № 21. С. 4-7.
10 Там же. С. 7.
11 Антонов В. Реском: новая структура, новые функции // Вестник. 1991. № 3. С. 2.
12 Политическое заявление XXXIX Удмуртской партийной конференции (основные направления деятельности коммунистов республики) // Вестн. обкома КПСС. 1990. № 22. С. 2.
рескома клуба творческой интеллигенции; восстановление музейного комплекса «Арсенал»; оказание практической помощи Обществу удмуртской культуры в проведении Всесоюзного съезда удмуртов и др. Также республиканская партийная организация выступила за последовательное проведение в жизнь конституционного принципа равноправия граждан и считала целесообразным: выступать против любых форм дискриминации; содействие утверждению на территории Удмуртской АССР государственными русского и удмуртского языков, обеспечению принципа свободного развития всех языков и культур народов, проживающих в республике; развитие научных и культурных связей областей, республик Уральского, Волго-Вятского и других регионов.
Значительное место в деятельности Удмуртского рескома КПРФ отводилось внутрипартийным вопросам. Предполагалось обеспечить самостоятельность первичных организаций, их участие в выработке партийной политики, практической реализации власти партийных масс, а также принципы равноправия членов партии, гарантии прав меньшинства. Приветствовались предложения по созданию советов секретарей, дискуссионных клубов, теоретических семинаров и других форм объединения членов КПСС по интересам и проблемам.
Выполняя решения партийных форумов по изменению форм и методов работы парткомов, в ноябре 1990 г. бюро приняло решение упразднить существовавшую ранее номенклатуру должностей. На этом заседании был рассмотрен и вопрос «О взаимодействии республиканской организации КП РСФСР с другими общественными объединениями». Образовывался координационный совет, который возглавил второй секретарь рескома КП РСФСР М. А. Козлов. Совету было предложено провести консультации с лидерами общественных объединений УР о принципах взаимодействия в деле достижения гражданского и национального согласия в республике, совместных путях выхода из кризиса13.
В декабре 1990 г. бюро утвердило состав республиканского Совета секретарей партийных организаций, создававшегося в целях укрепления связи первичных парторганизаций с рескомом КП РСФСР, демократизации их взаимоотношений и учета мнений широких масс коммунистов при выработке основополагающих партийных документов.
Одним из важнейших направлений работы провозглашались освоение и накопление опыта парламентской деятельности. В условиях однопартийной системы эта задача не вставала. Новое положение партии потребовало по-новому оценить работу по месту жительства населения, ибо на территорию перемещался центр политической борьбы в период избирательных кампаний. На основе нового Устава предлагалось переводить из трудовых коллективов на работу по месту жительства опытных организаторов и пропагандистов, активнее идти на создание территориальных парторганизаций «нового типа» (объединяющих коммунистов, которые по роду своей служебной деятельности имеют постоянные контакты с населением, - работники правоохранительных органов, торговли, службы быта, почтовой связи, культуры, детских дошкольных учреждений, служащие госучреждений, участковые врачи, учителя и др.).
Требовалось определить отношение партии к изменению положения общественных объединений, прежде всего своего кадрового резерва - ВЛКСМ. В январе 1991 г. бюро рескомов Компартии РСФСР и ВЛКСМ приняли двустороннее соглашение о принципах и формах взаимоотношений. Намечалось обсудить взаимоинтересующие проблемы на совместном пленуме рескомов партии и комсомола и четко сформулировать молодежную политику республиканской парторганизации. Целесообразным признавалось создание молодежной комиссии рескома КП РСФСР.
На повестку встал вопрос о формах партийно-политических действий в трудовых коллективах. На рубеже 1980 - 1990-х гг. появилась практика заключения договоров партийных организаций с администрацией или советами трудовых коллективов. В них фиксировались обязательства партийных организаций проводить воспитательную работу, изучать и обобщать общественное мнение. Администрация или СТК обязывались создать условия для подобной работы парторганизаций: предоставлять безвозмездно помещения, множительную технику, средства связи и др.
В отношениях с СТК, профсоюзами и комсомолом требовалось исходить из принципа уважения их самостоятельности, не допуская каких-либо указаний в их адрес. В то же время партийная организация была вправе высказать свою точку зрения по решениям, которые принимались этими органами, выносить на их рассмотрение через коммунистов альтернативные проекты. Парторганизациям предлагалось проявлять максимум заинтересованности в избрании коммунистов в различные общественные органы, освобождая их от других партийных обязанностей, а также создавать партийные
13 О деятельности бюро и секретариата рескома КП РСФСР за IV квартал 1990 года // Вестник. 1991. № 3. С. 5.
группы в выборных органах. Смысл такой деятельности заключался в том, чтобы предотвратить «пе-реполитизацию» трудовых коллективов в условиях, когда на производстве начинали возникать альтернативные КПСС объединения.
Значительная роль отводилась партийному влиянию в СМИ. Важнейшим участком работы провозглашалось создание эффективной системы информирования трудящихся о работе парторганизаций, доведение до граждан позиции коммунистов по актуальным вопросам жизни. Взаимоотношения с редакциями, по мнению партийного руководства, должны были строиться на принципах равноправия и сотрудничества, ответственности и профессиональной самостоятельности. Выдвигались требования последовательно проводить политическую линию КПСС и не публиковать «антипартийных» выступлений, особенно в подконтрольных изданиях. Секретари парткомов, коммунисты и беспартийные приглашались к активному участию в осуществлении информационной политики партии. Укрепляя редакции журналистами с твердыми партийными убеждениями, предлагалось создавать коллективам благоприятные условия для творческой работы. В связи с повышением цен на газеты и журналы следовало за счет средств, оставляемых от сбора взносов, поддержать партийные издания, вести работу по их распространению среди членов своих организаций. Наконец, перед коммунистами, работающими в СМИ, ставилась задача активно включиться в работу по формированию общественного мнения о Союзном договоре, о частной собственности на землю и, возможно, о названии республики14. Практически в рескоме образовалась пресс-группа. Были достигнуты соглашения с ВС и СМ УАССР о соучредительстве республиканских газет «Удмуртская правда» и «Советской Удмуртия». Планировалось, что с 1992 г. «Удмуртская правда» станет газетой республиканской партийной организации. Одновременно начала выходить газета коммунистов г. Ижевска «Трибуна». Было принято решение об издании нового общественно-политического журнала. На республиканском радио коммунисты смогли организовать собственную редакцию.
Важнейшим событием в партийной жизни республики стал апрельский (1991 г.) Пленум Удмуртского рескома КП РСФСР. В его постановлении отмечалось, что обострение политической и социально-экономической ситуации в стране и партии, усиливавшаяся дезинтеграция народного хозяйства, «разгул антисоветизма», забастовочной и стачечной стихии, падение государственной и общественной дисциплины, резкое снижение жизненного уровня людей оказывали дестабилизирующее влияние на жизнедеятельность республики. В этих условиях главной политической задачей республиканской парторганизации провозглашалось проведение работы за скорейшее подписание Союзного договора. Пленум сосредоточил усилия коммунистов на политической работе по выдвижению и обсуждению кандидатов на пост Президента РСФСР и потребовал от своего ЦК скорейшего созыва пленума. Его участники осудили стремление Кабинета министров СССР переложить тяжесть экономических просчетов переходного периода на трудящихся. Было принято решение обратиться к ВС и СМ УАССР, местным органам Советской власти с требованием изыскать дополнительные возможности по компенсации удара реформы ценообразования по малообеспеченным слоям населения. Участники пленума обратились к народным депутатам, хозяйственным руководителям, общественным организациям, признающим социалистический выбор, с призывом объединить усилия для стабилизации экономики, социальной защиты трудящихся, укрепления дисциплины и порядка, выхода из кризисного состояния15.
В работах ряда авторов16 одной из главных причин кризиса КПСС называется незавершенность реорганизации партии. Однако данное исследование не подтверждает этот тезис. Наоборот, именно в соответствии с решениями XVIII съезда КПСС на первое место выдвигалась задача обновления партии. Значительное внимание уделялось внутрипартийным вопросам и в деятельности Удмуртского рескома КПРФ. Важнейшими направлениями провозглашались парламентская деятельность, работа по месту жительства и др. Это не подтверждает мнение части исследователей о том, что переход к политическим методам не предусматривал вывод парткомов за территорию предприятий и учреждений17.
14 Прозоров Г. Время действовать. По материалам совместного пленума республиканского комитета и контрольной комиссии Удмуртской партийной организации // Вестник. 1991. № 5. С. 5.
15 В трудный час (Пленум Удмуртского рескома КП РСФСР 22 апреля 1991 г.) // Огни Прикамья. 1991. № 1. С. 3, 4.
16 Бутенко А.П. Советская многопартийность: проблема формирования. М., 1991; Лущикова С. Л. Удмуртский обком КПСС в 1987-1990 гг. // Актуальные проблемы современной России. Ижевск, 2003. С. 3-8.
17 Иванов В.Н. КПСС и власть: департизация органов государственной власти и управления на Южном Урале. Челябинск, 1999; Лущикова С. Л. Указ. соч. С. 4.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Однако проведение курса на демократизацию партийной жизни не смогло противостоять кризису. Продолжился массовый отток коммунистов, резко сократился прием в партию, снизилась доля рабочих, повысился средний возраст ее членов. Вскоре после событий августа 1991 г. деятельность КПСС в соответствии с Указом Президента РФ от 6 ноября 1991 г. была прекращена.
После «суда» над КПСС эта политическая сила возродилась в современной России в форме так называемых «партий власти»: «Демократический выбор России» (1993-1995 гг.), «Наш дом - Россия» (1996-1999 гг.) и с 2000 г. - «Единая Россия». Бывшая советская номенклатура по-прежнему определяет политический курс руководства РФ.
Поступила в редакцию 10.07.11
S.L. Bekhterev
Status of the Udmurt CPSU organization in the late-Soviet political system (historical-and-legal aspect)
The present article considers the historical-and-legal evolutionary aspect of the status of CPSU organizations in the late-soviet political system of 1985-1991s by the example of the constitutional experience of the Udmurt ASSR.
Keywords: CPSU, late-soviet political system, historical-and-legal aspect.
Бехтерев Сергей Львович, доктор исторических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» Ижевский юридический институт (Филиал) 426052, Россия, г. Ижевск, ул. Заречное шоссе, 23 E-mail: behtereva@ni.udm.ru
Bekhterev S.L.,
doctor of history, professor
Izhevsk Branch of Russian Legal Academy of Russian Ministry of Justice,
Izhevsk juridical institute
426052, Russia, Izhevsk, Zarechnoe highway st., 23 E-mail: behtereva@ni.udm.ru