.....
I I I ■ M I I I I
СТАТУС БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ ЗА РУБЕЖОМ
П. С. Романов
Московский государственный университет культуры и искусств
В данной статье автор раскрывает взаимосвязь теоретических изысканий в зарубежном библиотековедении с оценкой эффективности деятельности библиотеки как социального учреждения. Усилия зарубежных библиотековедов в последние двадцать лет направлены на создание методологии количественной оценки эффективности работы библиотеки, ими предложены множество методов проведения такой оценки, установлены принципы выбора той или иной методики. В теоретическом аспекте усилия зарубежных исследователей сосредоточились на утверждении принципа создания дополнительной ценности в стенах библиотеки, создания нового интеллектуального продукта, а также на обосновании статуса теоретического библиотековедения.
Ключевые слова: зарубежное библиотековедение, оценка эффективности деятельности библиотеки, количественные методы измерения эффективности, стоимость библиотеки, политэкономия библиотечной деятельности, статус библиотековедения.
The article reveals connection between philosophy of librarianship and measurement of library activity performance. The up-date library is considered as the social institution. The last some decades the foreign researchers have been concentrating their efforts upon the methodology of library effectiveness quantitative measurement, creating the principles of right choice if such measurement method depending upon restricting terms and conditions. The modern theoretical approaches look into the political economy aspects of library activity and library and information studies (LIS) conceptualization.
Key words: library and information science, librarianship, effectiveness, performance, managing performance in the public sector, quantitative assessment, value of library service, library and information studies conceptualization.
Статус библиотековедения как самостоятельной научной и учебной дисциплины, ее отграничение от других социальных наук, соотношение философии и других научных дисциплин - все это на протяжении всей истории зарубежного библиотековедения находилось в поле научных изысканий западных исследователей. Время от времени эти исследования почти прекращались, если судить по числу публикаций и диссертационных разработок (2, 10), временами вспыхивали с новой силой. Последние пятнадцать лет в истории зарубежного библиотековедения ознаменованы
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ
2 (40) март-апрель 2011 140-145
непрекращающимся ростом публикаций на эту тему. По своей сути этот процесс является отражением столкновения множества мнений в библиотечной среде зарубежья, которые опираются на одну общую идею: библиотечное дело - это профессия, и ее необходимо сохранить и защитить. Идея сохранения, поддержания и защиты библиотечного дела на Западе приобретает форму достижения эффективности работы библиотеки и оценки достигнутой эффективности. Эта идея проходит красной нитью по многим аспектам библиотечной деятельности: по теоретическим
.....
ш
изысканиям, содержание которых в основном сводится к утверждению статуса библиотековедения как профессии, а также определению вклада библиотеки в экономику современного общества (политэкономический аспект деятельности современной библиотеки), что предполагает анализ создания в стенах библиотеки прибавочного интеллектуального продукта. Кроме чисто теоретических изысканий, создаются на базе электронно-цифровых технологий методы оценки библиотечной эффективности, в основе которых во многом лежит классические - анкетирования и интервьюирования. Арсенал методов оценки библиотечной деятельности за рубежом пополнили и другие подходы, во многом заимствованные из смежных библиотековедению научных дисциплин.
Темы эффективности и качества библиотечной деятельности в зарубежном библиотековедении тесно смыкаются, что во многом было обусловлено объективным процессом изменений экономической обстановки в жизни большинства зарубежных стран. На эти изменения отреагировали и теоретики, и практики ведущих мировых школ библиотековедения в США, Канаде, Великобритании, Германии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, странах Скандинавского полуострова, некоторых странах Африки. Необходимость количественными методами оценить неосязаемые категории, одной из которых всегда считалась эффективность работы библиотеки, вызвала к жизни целый набор именно количественных методов измерения эффективности. Условно можно разделить все эти методы на две большие группы - в соответствии с тем, какая из двух типов эффективности измеряется: эффективность технологическая или же эффективность экономическая. К первой группе можно отнести методы, основанные на теории разрыва (GAP theory) - SERVQUAL и LIBQUAL. Затем метод анализа пакета данных (Data envelopment analysis, DEA), система измерения конечных результатов деятельности муниципальных библиотек Великобритании (метод Best Value), система оцен-
ки сбалансированных показателей (Balanced Scorecard - BSC), метод консолидированного анализа (Conjoint Analysis), система оценки качества Европейского фонда управления качеством (EFQM Excellence Model), метод эталонных сравнений (бенчмаркинг -benchmarking) (5).
Ко второй группе можно отнести методы, выработанные в рамках теории оценки инвестиционных проектов, финансового анализа, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, кост-менеджмента, логистики информационных потоков. Это - методы соотношения затрат-эффективности, затрат-выгод, оценки основных фондов, метод «директ-костинг», методы специального бюджетирования, метод ABC (Activity-based costing), или метод расчета затрат по видам деятельности, нахождение точки рентабельности, метод системного анализа и отчасти метод управления структурой капитала библиотеки.
Но этим перечислением не завершаются методы оценки эффективности библиотечных учреждений. В зарубежном библиотековедении созданы и введены в практику качественные методы измерения эффективности. Например, около двадцати лет назад американский исследователь B. Dervin предложила т.н. «sense-making approach», или метод осмысления ситуации и процесса коммуникации «пользователь-библиотека» во время поиска информации (9). В то же время в зарубежном библиотековедении до сих пор отсутствует четко сформулированный подход к установлению критериев оценки библиотеки и библиотечного обслуживания, рассмотрению вопроса о критерии как о сущностном признаке, по которому один вариант библиотечного обслуживания признается предпочтительнее другого (7). В зарубежном библиотековедении подобного рода теоретические разработки отсутствуют и по сей день, в то время как отечественное библиотековедение пополнилось таким ценным теоретическим подходом еще в 1982 году.
Методы, относящиеся ко второй группе, входят в арсенал финансового менеджмента.
.....
I I I ■ М I I I
Поэтому можно говорить о том, что в современных условиях экономического развития в практике зарубежных библиотек широко применяется частная методика финансового менеджмента. Почему частная? Это обусловлено тем, что библиотека, разумеется, не коммерческое предприятие. Поэтому для библиотеки из двух вечных основных вопросов финансового менеджмента - откуда взять денежные средства и во что их вложить - актуальным будет только первый. Это, в свою очередь, и обусловливает тот набор методов, который применяется в работе зарубежных библиотек. Относительно формы бухгалтерского баланса эти методы будут направлены, в основном, на позиции правой части баланса, а именно -пассивной, которая обусловливает источники средств для библиотеки. Таким образом, в таком контексте правомерно говорить об управлении капиталом библиотеки и о внебюджетном привлечении средств. Вместе с тем, помимо частной методики финансового менеджмента в деятельности библиотек, нередко применяются и подходы из общей теории управления финансами (3).
В последние десятилетия зарубежные библиотековеды интенсивно разрабатывают тему теоретического осмысления стоимости, или, как говорят современные политэкономы, ценности библиотечной услуги или самой библиотеки (границы, как и в случае эффективности они не проводят).
В библиотековедческих исследованиях за рубежом последних десятилетий бытуют два основных подхода к исследованию библиотечных затрат: подход, в центре которого находится библиотека как система, и подход, в центре которого находится пользователь. Библиотековеды, которые придерживаются первого из перечисленных подходов, считают, что предложенная ими экономическая модель имеет очень характерную или даже типичную характеристику как добавленная стоимость. В исследованиях этого типа все внимание сосредоточено на той дополнительной стоимости, которая добавляется к стоимости этой информации в результате таких опера-
ций библиотечно-информационного центра, как идентификация, доступ, распространение. В случае такого подхода не принимается во внимание стоимость входной информации (на входе системы «библиотека»). Этот недостаток исключен в другом научном подходе, в центре которого находится пользователь и в котором все внимание обращено на оценку информации пользователем. Эту оценку пользователь осуществляет при помощи таких параметров, как полезность, релевантность, точность, своевременность. Ряд исследователей, например Э. Ва'й'деп (8), расширили рамки и глубину этого метода, проведя исследования по внедрению системного подхода. Все перечисленные исследования, где целью проведения было измерить выгоду от информации, получаемую пользователем, в результате раскрывали проблему измерения стоимости информационной услуги с позиции пользователя.
Вместе с тем в исследованиях проблемы стоимости пользования не уделялось достаточного внимания выгоде, которую могли бы получить от информационной услуги непользователи (потенциальные пользователи). В теории стоимости пользования недооценивается стоимость услуги, потому что с ее помощью всего-навсего измеряется стоимость для тех, кто получает услугу и пользуется ее плодами, но вместе с тем не берет в расчет опционную стоимость.
К библиотечной экономике приложим известный из теории классической политэкономии закон стоимости. Этот закон регулирует товарные отношения в библиотечной экономике и гласит, что стоимость товаров - библиотечных продуктов и услуг - определяется не ценами рынка, а их общественной стоимостью, то есть затратами общественного труда.
Из рассмотренных тенденций в зарубежном библиотековедении по оценке стоимости, или ценности, библиотечно-информационных услуг можно сделать следующий вывод. Информационный логистический поток, проходя через четырехзвенную систему «библиотека», меняет свою стоимость. Стоимость
.....
ш
информации на выходе системы будет неизбежно и неизменно выше входного уровня. Стало быть, одно из классических определений библиотеки: «Библиотека - это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование абонентам, осуществляющее другие библиотечные услуги», мы можем продолжить, не меняя при этом его сущности: «...а также увеличивающее при этом стоимость информации, предоставляемой пользователям». В этом случае библиотека предстает как полноправный участник создания общественно полезного продукта в рыночном окружении.
Значительно сложнее обстоит дело в зарубежном библиотековедении с определением статуса, предмета и объекта дисциплины, с утверждением библиотечного дела как полноправной профессии в современной экономике. Следует признать, что в теоретических разработках современных зарубежных библиотековедов, фактически, отсутствуют такие понятия, как предмет и объект библиотековедения. Вряд ли можно здесь согласиться с мнением российского исследователя Е.И. Полтавской о том, что зарубежные библиотековеды, в том числе французские, занимаются установлением объекта и предмета библиотечных исследований (1). Во всяком случае в большинстве публикаций зарубежных исследователей по теоретическим вопросам, а также по вопросу концептуализации библиотековедения как научной дисциплины, статусной проблемы, эти категории (предмет и объект) не упоминаются и, соответственно, не анализируются. Зарубежных библиотековедов гораздо больше волнуют вопросы о статусе библиотечного дела, о признании библиотечного дела полноправной, полноценной профессией. В этом ярко проявляется чисто прагматический подход, главным образом, североамериканских библиотековедов, о чем высказывался в своих трудах В.В. Скворцов (6). Зарубежные библиотековеды в своих работах настойчиво подчеркивали мысль о необ-
ходимости установления четких критериев, по которым библиотековедение можно, без сомнений, отнести к устойчивой профессии, закрепить статус этой научной дисциплины в условиях снижающегося уровня бюджетирования. С этой целью заимствовались теоретические обоснования критериальности профессии из других дисциплин или же разрабатывались собственные. Например, известный библиотековед и философ J.H. Shera в своей работе, посвященной эпистемологическому подходу в библиотековедении, выделил три сущностных признака любой профессиональной деятельности:
- знание того, что представляет собой данная профессия;
- знание того, к какому типу относится данная профессия;
- знание того, что именно отличает данную профессию от других.
Он утверждал, что в каждой профессии есть один сущностный элемент, который является характерным только для данного типа профессии и отличает его от других. К сожалению, в своей работе он не разъяснил, какой элемент в библиотековедении он считает сущностным для этой научной дисциплины (13). Другой американский библиотековед из университета Рочестера Scott Smith провел биб-лиометрический анализ профессиональной библиотековедческой журнальной и периодической литературы США и Канады с целью установить, является ли библиотековедение самостоятельной научной дисциплиной, является ли оно профессией, которая оплачивается и финансируется (14). Библиометрические измерения помогли этому автору обозначить границы фронта научных исследований в области библиотечного дела. В первую очередь был определен индекс Прайса, среднее число обращений к журнальной публикации, число обращений в процентах к другим журналам, которые не проходят пороговый критерий, коэффициент самоцитирования в профессиональной области. В то время как критерии профессионального занятия должны получить точную терминологическую форму, воп-
.....
I I I ■ M I I I
росы статуса библиотековедения, его профессионального положения постоянно обсуждались в научной литературе на протяжении пятидесяти лет (1948-1998 гг.). Обладание уникальным или эзотерическим знанием, профессиональными навыками, обучением - научным, техническим - вот тот круг вопросов, который присутствует во всех публикациях, посвященных данному вопросу, который признается всеми библиотековедами как необходимый для достижения профессионального статуса. Следует отметить, что идентификация и измерение сущностных характеристик ядра литературы в общем объеме публикаций по какой-то научной дисциплине может свидетельствовать о существовании базового знания, что является одним из веских доводов в пользу существования профессионализма в какой-то области. Североамериканские библиотековеды, в основном, в своих исследованиях применяют общие принципы профессионализма, сформулированные в работе J.P. Lysaught (12), и считают, что они носят достаточно универсальный характер, хотя их автор - видный американский ученый-врач, пишущий на темы сестринского дела в Северной Америке. Вот эти принципы:
- сильная приверженность профессии;
- длительный процесс обучения основам профессии, насыщенный большим количеством специальных дисциплин;
- дискреционные полномочия и авторитетное официальное мнение;
- действующая и сплоченная профессио-
Примечания
1. Полтавская, Е. И. Библиотека: учреждение и/или социальный институт?: практическое пособие /Елена Игоревна Полтавская. - М.: Литера, 2009. - 176 с.
2. Романов, П. С. Аннотированный библиографический список англоязычных диссертаций по библиотековедению (1903-2004 гг.) [Электронный ресурс] / МГУКИ; кафедра библиотековедения; составил и перевел П.С. Романов. - М., 2006. - Электрон. текстовые дан. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). (регистрационное свидетельство Федерального агентства по информационным технологиям НТЦ «Информрегистр» № 0320600386 от 24.03.2006 г.).
3. Романов, П. С. Зарубежные библиотеки: финансовый менеджмент: научно-практическое пособие / П.С. Романов. - Либерея-Бибинформ, 2009. - 128 с.
4. Романов, П. С. Экономика и управление библиотечно-информационной деятельностью за рубежом : монография / П.С. Романов; под общ. ред. В.Г. Позднякова. - М.: ЦНСХБ Россельхозакадемии, 2010. - 357 с.
5. Романов, П. С. Эффективность работы зарубежных библиотек: методы расчета и оценка : монография / П.С. Романов; под общ. ред. В.Г. Позднякова. - М.: ЦНСХБ Россельхозакадемии, 2008. - 262 с.
нальная организация-сообщество;
- признаваемая обществом ценность и вклад в работу всего общества;
- уникальный, присущий лишь данной профессии конгломерат знаний и профессиональных навыков.
Эти принципы в качестве определяющих приняты и в библиотечном сообществе США и Канады. Другими словами, библиотековедение этих стран почерпнуло из научной дисциплины - сестринское дело - гораздо больше, чем принято считать в современной научной литературе (11). Взаимодействие библиотековедения с родственными научными дисциплинами - тема особая, и она требует совершенно самостоятельного исследования. В зарубежном библиотековедении строго научно вопрос о статусе и сущности библиотековедения решен лишь частично, о библиотековедении закрепилось восприятие как о конгломерате библиотечной и информационной наук. По-прежнему остается неясным вопрос о предмете и объекте исследования в зарубежном библиотековедении. Вместе с тем чисто прагматическая сторона вопроса получила свое подкрепление в теоретических разработках политэкономических вопросов библиотечной деятельности. Библиотека - это социальное учреждение, которое в своих стенах создает прибавочную стоимость, новый интеллектуальный продукт (4), а библиотековедение занимает достойное место в ряду многих современных профессий, будучи при этом полноправной научной дисциплиной.
.....
I I I ■ M I I I
6. Скворцов, В. В. Библиотековедение: сущность, методология, статус: дис. ... д-ра пед. наук / В.В. Скворцов; Моск. гос. ун-т культуры. - М., 1997. - 422 с.
7. Столяров, Ю. Н. Критерий оценки библиотечного обслуживания: учебное пособие / Ю.Н. Столяров. - М.: МГИК, 1982. - 79 с.
8. Bawden, D. Organised complexity, meaning and understanding: an approach to a unified view of information for information science / David Bawden // AsLib Proceedings. - 2007. - 59(4/5). - P. 307-327.
9. Dervin, B. An Overview of Sense-Making Research: Concepts, Methods, and Results to date / B. Dervin // International Communication Association Annual Meeting, Dallas. (Proceedings.) May, 1983. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://communication.sbs.ohio-state.edu/sense-making/default.html
10. Holmes, B. P. The domain of information science, with an emphasis on contributing disciplines: 1975 to 1998. / Boyd Patterson Holmes // PhD, the University of Western Ontario, London, Ontario. - 2002. - 402 p.
11. Jablonski, J. A. Conceptualizing the field of library and information studies: the perspective of LIS faculty and LIS practitioners in the United States / J.A. Jablonski // Ph.D., University of Visconsin-Madison, 2006. - 397 p.
12. Lysaught, J. P. Action in affirmation: toward an unambiguous profession of nursing / J.P. Lysaught. - New York: McGrow Hill. - 1981. - 173 p.
13. Shera, J. H. Libraries and organization of knowledge / J.H. Shera. - Hamden, CT: Archon Books, 1965. - 224 p.
14. Smith, S. S. A bibliometric analysis of the journal literature of an academic librarianship as an indicator of a professionalism / S.S. Smith // D.E., University of Rochester, Rochester. - New York. - 1998. - 165 p.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ КОММУНИКАЦИИ В МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ БИБЛИОТЕКИ
А. В. Красавина
Московский государственный университет культуры и искусств
Автор осмысливает двадцатилетний связей с общественностью массовых библиотек. В данной статье проанализирован опыт работы регионов по этому направлению и даны приблизительные рекомендации для библиотек небольших городов.
Ключевые слова: библиотека, общественные коммуникации, практический опыт, реклама, стратегические ресурсы, общественные организации.
The author reflects on 20 years experience in PR-activities of public libraries. This article analyzes the experience of regions in this direction and are approximate guidelines for libraries of small towns.
Key words: library, public communication, experience, advertising, strategic resources, social organizations.
Начало 90-х годов ХХ века стало периодом становления в библиотеках отделов по связям с общественностью. Более чем двадцатилетний опыт работы этих структур в штатах биб-
лиотек позволяет говорить о работе с общественностью как о самостоятельном направлении маркетинговой деятельности.
Большинство жителей России живут в
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 145-148