ТЕЗИСЫ V МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОРГЗДРАВ-2017. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ» (18-19 МАЯ 2017 г., МОСКВА)
ветского здравоохранения (1917-1919 гг.) многие принципы организации медицинской помощи населению носили декларативный характер, но уже в 1920 г. был разработан конкретный план мероприятий по развертыванию внебольничной помощи населению страны. Важную роль в развитии сети поликлиник сыграл приказ Наркомздрава СССР от 04.08.1938 «Об улучшении внебольничной помощи и о мерах по снижению заболеваемости». Позже Великая Отечественная война прервала работу по развитию амбулаторно-поликлинической помощи. В 1947 г. на совещании актива работников здравоохранения было констатировано низкое качество лечебно-профилактической помощи, вызванное разобщенностью в работе стационарных и амбулаторно-поликлини-ческих учреждений. Был издан приказ Минздрава СССР № 431 от 24.10.1947 «О мероприятиях по улучшению лечебно-профилактического обслуживания городского населения», которым утверждалась инструкция по объединению городских больниц с поликлиниками. Однако при объединении больниц и поликлиник был допущен ряд ошибок, и впоследствии в 1954 г. от него отказались, особенно в крупных городах, поскольку такое объединение ограничивало доступность амбулаторной помощи для пациентов, а у врачей из-за необходимости ежедневной работы в стационаре сокращалось время поликлинического приема. В 1960 г. был издан приказ Минздрава СССР № 321 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению амбулаторно-поликлинического обслуживания городского населения», в котором подчеркивалось, что ведущее место в системе медицинского обслуживания населения принадлежит поликлиническим учреждениям. В 1962 г. поликлиники были вновь включены в номенклатуру учреждений здравоохранения, и 1960-е гг. отмечены быстрым ростом сети поликлиник. В сентябре 1978 г. Всемирная организация здравоохранения и ЮНИСЕФ провели историческую Международную конференцию по первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в Алма-Ате. Конференция приняла Алма-Атинскую декларацию и стратегию «Здоровье для всех», которая призывает к созданию систем здравоохранения, основанных на ПМСП, гарантирующих равный доступ к медицинскому обслуживанию для всех граждан. Указанные стратегии до сих пор составляют базис здравоохранения многих стран, функционируя на основе философии Алма-Атинской декларации. В середине 1980-х гг. в отечественном здравоохранении сложилась крайне неблагоприятная ситуация: финансирование здравоохранения осуществлялось по остаточному принципу, при этом более 80% общего объема финансирования приходилось на стационарное звено. Благодаря внедрению нового хозяйственного механизма был продемонстрирован большой потенциал реформирования государственной системы здравоохранения и возможности ее существенного усовершенствования. По сути, это стало первым этапом реформирования здравоохранения при постепенном переходе к медицинскому страхованию.
Карайланов М.Г., Русев И.Т., Прокин И.Г._
Стационарзамешаюшие технологии в амбулаторной практике
ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова», Санкт-Петербург
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед государством, является оптимизация расходования бюджетных средств, при этом актуальной проблемой является поиск новых экономически эффективных моделей оказания высококвалифицированной первичной медико-санитарной помощи, в качестве которых можно рассматривать использование стационар-замещающих технологий. На данном этапе не существует принципиального дефицита медицинских технологий, но проблема их выбора в соответствии с желаемыми медицинскими, социальными и экономическими эффектами постоянно нарастает. Конкурсный выбор требует разработки адек-
ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение № 2 2017
39
ИТОГИ V МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОРГЗДРАВ-2017. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.
ватных оценок эффективности медицинских технологий в здравоохранении с целью принятия наиболее приемлемых управленческих решений. ПМСП, будучи наиболее доступной, экономически и социально ориентированной, является центральным звеном здравоохранения. В России до 80% ресурсов здравоохранения используется для финансирования дорогостоящей стационарной медицинской помощи против 30-50% в экономически развитых странах. Потери от неэффективного использования средств достигают 20% от общей суммы государственного финансирования отрасли. Около 30% больных госпитализируются необоснованно и могут получать медицинскую помощь с использованием стационарзамещающих технологий на догоспитальном этапе, на уровне амбулаторно-поликлинического звена. Использование стационарзамещающих технологий в поликлинике предоставляет возможности для решения поставленных задач, является обоснованным и целесообразным в современных социально-экономических условиях. Стационарзамещающие технологии обеспечивают эффективное использование коечного фонда, сокращение уровня необоснованной госпитализации, а также являются резервом экономии ресурсов. При организации в первичном звене здравоохранения стационарзамещающие технологии позволяют амбулаторно-поликлиническим учреждениям повысить эффективность работы и качество оказываемой медицинской помощи. К стационарзамещающим технологиям относят дневные стационары при амбула-торно-поликлинических учреждениях, стационары дневного пребывания в больнице, стационары на дому. В настоящее время в Российской Федерации деятельность стационарзамещающих форм организации медицинской помощи регламентирована приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 438 от 09.12.1999 «Об организации деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях». Цель работы дневного стационара - проведение диагностических, лечебных, реабилитационных, профилактических мероприятий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, с применением современных технологий лечения и обследования в соответствии со стандартами и протоколами ведения пациентов. Для осуществления функций дневного стационара могут быть использованы диагностические, лечебные, реабилитационные и другие подразделения лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого он работает. Ведение пациентов осуществляется лечащим врачом (участковым терапевтом, педиатром, акушером-гинекологом, врачом общей практики и другими врачами-специалистами), при необходимости привлекаются соответствующие врачи-консультанты. Штатную численность и нормы нагрузки медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений устанавливают с учетом наличия в данном учреждении дневного стационара. Исходя из исторических очерков в Российской Федерации стационарзамещающие формы медицинской помощи были впервые созданы в 1930-е гг. в виде ночных стационаров, стационаров выходного дня и дневных стационаров с режимом частичной госпитализации. В последующем аналогичные подразделения с терапевтическим, ревматологическим, хирургическим, пульмонологическим, стоматологическим и другими профилями создавались в Москве, Самаре, Санкт-Петербурге, Твери и других городах. Начавшаяся в нашей стране в 1960-е гг. активизация работы по созданию стационарзамещающих форм медицинской помощи позволила оценить позитивные стороны их деятельности, обосновать их медико-организационную целесообразность. Однако интерес к этой форме работы в последующие 20 лет был потерян. Нерешенность вопросов финансирования стала основной причиной снижения заинтересованности руководителей органов и учреждений здравоохранения в их развитии. Понятие «стационарзамещающие технологии» в первичном звене отечественного здравоохранения вновь появилось в середине 1980-х гг. В дальнейшем появились многочисленные научные труды, подтверждающие терапевтическую и экономическую целесообразность их дальнейшего развития. Все вышеизложенное определяет актуальность и своевременность дальнейших исследований, предоставляющих научное обоснование экономической и терапевтической эффективности развития и использования в условиях модернизации здравоохранения стационарзамещающих технологий.
40
Журнал для непрерывного медицинского образования