СТАТИСТИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ РЫНКА ГИДРОПОННОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
К.В. Патанина, студент Ю.С. Бойцова, студент И.П. Аленин, студент
Национальный исследовательский университет ИТМО (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11026
Аннотация. Целью настоящей работы является описание состояния рынка гидропонного земледелия. Агропроизводство продуктов питания с помощью беспочвенной технологии гидропоники, позволяет вести безопасное и продуктивное сельское хозяйство. Катализатором роста рынка гидропоники во всем мире являются тревожные прогнозы, связанные неуклонно растущем населении и экологическими проблемами. На сегодняшний день мировой рынок гидропонных технологий оценивается в 9,5 млрд долларов. Во многих странах правительственные и неправительственные организации вкладывают значительные средства в НИОКР, дабы получить самые современные технологии, которые увеличивают производство и способствуют разнообразию возможных агрокультур с использованием гидропонного метода. Рынок Европы, Азиатско-Тихоокеанский рынок, Северная Америка являются крупнейшими географическими сегментами на мировом рынке. Растущий спрос на продукцию открывает новые горизонты для перспективного продолжения развития бизнеса. Таким образом, в данной статье был рассмотрен анализ рынка гидропонного земледелия в настоящее время, а также будущие тенденции, которые могут вывести рынок на новый уровень.
Ключевые слова: гидропоника, тенденции рынка гидропоники, беспочвенные методы выращивания, мировой рынок гидропоники, гидропонное земледелие, гидропонные технологии, конкурентная среда рынка.
Гидропоника является одной из самых экологически чистых и прибыльных технологий ведения сельского хозяйства. Правительственные и неправительственные организации во многих странах продвигают данную идею за ее преимущества с точки зрения продовольственной безопасности. Потребность в поставках продуктов питания на случай резкого роста населения к 2050 году стала катализатором роста рынка гидропоники [1].
Цель данного исследования заключается в определении состояния и тенденций рынка гидропонной отрасли, которая является на данный момент один из факторов изменения социально-экономических показателей развития экономики. В процессе исследования использовались общенаучные методы, в том числе анализа и синтеза, абстрагирования, систематизации и обобщения.
Мировой рынок гидропонных технологий в нынешнем 2020 году оценивается в 9,5 млрд долларов. Согласно прогнозам аналитиков, отрасль рынка технологий и методов введения гидропонного сельского хозяйства будет только расти, так, например, ожидается, что к 2025 году данный рынок достигнет 16,6 млрд долларов, учитывая, что среднегодовой темп роста будет равен 11,9% [2].
Динамичный рост рынка данного агро-сектора, обусловлен рядом преимуществ, который предлагает гидропонный метод:
- дает на 20-25% более высокую урожайность, чем традиционное сельское хозяйство;
- круглогодичное земледелие;
- экономия на логистике и ресурсах;
- использование автоматизированных агросистем [2].
Технология гидропонного земледелия включает в себя процесс выращивания аг-
рокультур с использованием растворов минеральных питательных веществ без использования почвы [1]. Питательные вещества и среда — это два неотъемлемых элемента данной технологии, которые необходимы помимо оборудования, используемого в системе [3]. Рынок питательных веществ фрагментирован из-за разной динамики конкуренции домашних и коммерческих гидропонных систем и согласно прогнозам в течение периода 2020-2025 года покажет среднегодовой темп роста равный 6,2%. Коммерческий сегмент имеет значительное присутствие транснациональных игроков, а компании, ориентированные на домашних производителей, представляют собой более мелкие и более локализованные игроки. По прогнозам, с увеличением распространения гидропоники на коммерческом уровне в различных условиях выращивания и в различных географических регионах рынок удобрений, содержащих определенные питательные вещества, будет иметь устойчивые темпы роста [4].
Основным фактором, сдерживающим развитие, отросли гидропонного сельского хозяйства, является достаточны большие капиталовложения для крупных хозяйств [2]. Так, например, в среднем гидропонная ферма площадью 500 кв. футов может стоить до 110 000 долларов за систему базового уровня, которая не является полностью автоматизированной. Эти огромные затраты на первоначальное создание системы и эксплуатационные расходы являются основными факторами, удерживающим фермеров от инвестиций в эти системы. Однако урожай, полученный с помощью этих систем, выше, и продукция также может продаваться как продукция премиум-класса, тем самым повышая рентабельность инвестиций для производителей [2]. Но стоит отметить, что во всем мире проводится много исследований и разработок, направленных на снижение затрат на технологии [1]. С ростом распространения гидропоники во всем мире производители и исследователи работают над повышением эффективности технологии гидропоники, чтобы повысить качество и количество продукции. Многие компании
на рынке вкладывают значительные средства в НИОКР, чтобы получить самые современные технологии, которые увеличивают производство, а также серьезно относятся к разнообразию возможных возделываний. Стратегическое партнерство с исследовательскими лабораториями и институтами способствует дальнейшему росту рынка [2].
Конкурентная среда мирового рынка гидропонного земледелия - это нишевый рынок, на котором различные компании малого и среднего звена занимают очень минимальную долю в мире. Это в свою очередь привело к очень жесткой конкуренции. Развитие региональных рынков и местных игроков в различных частях мира является основным фактором фрагменти-рованности рынка. Рынок Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона - два географических региона, которые демонстрируют максимальную активность конкурентов [5].
Рынок Европы является традиционно крупнейшим географическим сегментом на мировом рынке, где активно внедряются и используются передовые методы гидропонного умного тепличного садоводства. В 2019 году на долю зрелого европейского рынка приходилось около 47,3% от общего рынка [5]. Согласно прогнозам, европейский рынок гидропоники к 2024 году превысит планку в 14 млрд долл. США. Созревший европейский рыночный спрос возглавляют такие страны, как Нидерланды, Испания и Франция [6].
Голландия является крупнейшим производителем гидропонных культур в Европе и, возможно, сохранит лидерство в течение следующих 10 лет. Данная тенденция и прогноз по сохранению лидирующих позиций голландского рынка гидропоники связаны с огромным распространением технологий гидропоники в Нидерландах [5]. По оценкам отраслевых экспертов, почти 90% теплиц в Нидерландах переоборудованы в гидропонные конструкции, и большая часть этой площади используется для выращивания цветов и овощей [6].
Азиатско-Тихоокеанский рынок гидропоники в нынешним 2020 году оценивает-
ся в 68,72 млн долл. и, по прогнозам, достигнет к 2025 году 141,52 млн долл. при среднегодовом темпе роста 16,8%. Рост рынка в основном связан из-за большого населения и растущей экономики [7]. Рынок движется за счет крупных инвестиций в НИОКР для создания производственных мощностей и запуска новых продуктов. В октябре 2017 года Rough Brothers Inc. запустила гидропонную теплицу для выращивания хмеля, которая предназначена для оптимизации урожайности за счет точного земледелия. Китай, Индия и Япония являются основными странами, где ведется гидропонное земледелие [8]. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Глобальный индекс голода (GHI) Индии составляет 27,2 с 189,2 миллионами голодающих [9, 10]. Несмотря на то, что в Китае и Японии процент недоедающих не такой высокий (<2,5%), как в Индии [10], данные страны озабочены вопросом продовольственной безопасности. Благодаря новым технологиям в гидропонике густонаселённым странам Азиатско-Тихоокеанского региона удалось улучшить свои методы ведения сельского хозяйства.
Северная Америка - самый быстрорастущий регион на рынке гидропоники. Основные страны-вкладчики: США, Мексика и Канада [8]. Рынок гидропонных технологий Северной Америки в 2020 году оценивается в 70,92 млн долл. США и по прогнозам достигнет к 2025 году 128,63 млн долл., учитывая, что среднегодовом темп составит 17,3% [11].
По типу сельскохозяйственных гидропонных культур сегмент овощей будет доминировать на рынке среди прочих. Растущий спрос на свежие и экологически чистые пищевые продукты в связи с ростом осведомленности потребителей о пользе органических пищевых продуктов для здоровья будут стимулировать рынок производства гидропонных культур [12]. Овощи, выращенные гидропонным методом, не только обладают более высоким качеством, но также могут выращиваться в непосредственной близости от торговых точек овощных рынков. Это приводит к
значительному сокращению выбросов углекислого газа и затрат на канал сбыта, тем самым повышая ценность продукта для производителей [13].
В 2019 году европейский регион доминировал на мировом рынке гидропонных овощей с долей 53,8% в стоимостном выражении, за ней следуют Северная Америка и Азиатско-Тихоокеанский регион, соответственно [12].
Развитие инновационной системы выращивания откроет новые возможности для рынка гидропонных овощей. Так, например, в сентябре 2019 года Verdeat запустила свою систему гидропонного сада для дома, управляемую с помощью приложения для смартфона и предназначенную для размещения внутри дома или квартиры [12]. Благодаря данной установке в домашних условиях можно вырастить: базилик, рукколу, мяту, цветы, лаванду, салат, шпинат, капусту, тимьян, свеклу, чеснок, клубнику, перец, лимон, укроп, томаты черри, лук, чернику и многое другое.
Стоить отметить, что это не единственная существующая на сегодняшний день подобная гидропонная установка, позволяющая возделывать различные агрокультуры в домашних условиях.
Увеличение числа открывающихся по всему миру ресторанов, где пользуются гидропонной технологией для выращиваний овощей и зелени, откроет прибыльные возможности для рынка гидропонных агрокультур. Например, в январе 2017 года в Китае открылся ресторан Leafln, где используют гидропонную технологию [12].
Растущий спрос на салат айсберг, особенно в торговых точках, является основной тенденцией, и, согласно прогнозам, эта тенденция будет стимулировать рост рынка гидропонных овощей. Согласно анализу Coherent Market Insights, McDonald's использует в гамбургерах значительное количество выращенного на гидропонике салата айсберг. Только в Пуэрто-Рико McDonald's ежемесячно потребляет более 45 000 фунтов салата айсберг.
С учетом каналов сбыта в 2019 году на сегмент гипермаркетов и супермаркетов приходилась самая большая рыночная до-
ля в размере 42,3% в стоимостном выражении, за ними следовали продуктовые магазины и сегмент продуктовых и специализированных магазинов соответственно. Гидропонное земледелие приносит самый высокий доход калифорнийским фермерам, поэтому выращиваются такие культуры, как капуста, горох и салатные овощи, которые лучше всего подходят для этой техники ведения сельского хозяйства [12].
Благодаря усовершенствованным методам гидропонного домашнего и вертикального земледелия, американские производители смогли производить микрозелень в больших масштабах. На долю Северной Америки приходилась самая большая доля в мировой индустрии микрозелени в 2018 году [14].
Исследования влияния Covid-19 на мировой рынок гидропонных технологий показали, что пандемия повлияла на работу многих фермерских хозяйств, нарушила и затормозила цепочки поставок продуктов питания, привела к повсеместной нехватке продуктов питания и росту цен. По ожиданиям аналитиков, гидропонное земледелие укрепит продовольственную безопасность во время пандемии, поскольку повысилась осведомленность потребителей о здоровом питании и здоровом образе жизни в целом.
местного сельского хозяйства. Так, например, Сингапур объявил о новых мерах по ускоренному производству продуктов питания за счет преобразования крыш парковок в государственных жилых комплексах в городские гидропонные фермы. Согласно Coherent Market Insights, ожидается, что рынок гидропонных овощей будет расти значительными темпами в период с 2020 по 2021 год [12].
Исследование рынка гидропонного земледелий показал, что данная отрасль рынка сельского хозяйства растет в геометрической прогрессии. Данный успех связан с возрастающей сложностью выращивания сельскохозяйственных культур на почве и коммерческой рентабельностью, которую несет в себе индустрия гидропоники. Наряду с расширением рынка производители гидропонного оборудования сосредотачиваются на разработке новых эффективных систем. Фрагментированность рынка данного агросектора объясняется развитием региональных рынков и местных игроков в различных частях мира. Развитие инновационных систем и технологий выращивания позволить открыть новые перспективы для рынка агрокультур, выращенных гидропонным способом. Covid-19 только подстегнул рост рынка и популяризировал использование гидропонного земледелия.
Кризис привел к необходимости развития
Библиографический список
1. Hydroponics market - growth, trends and forecasts (2020-2025) // Mordor Intelligence URL: https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/hydroponics-market (дата обращения 26.11.2020)
2. Hydroponics Market by Type (Aggregate Systems, Liquid Systems), Crop Type (Vegetables, Fruits, Flowers), Equipment (HVAC, Led Grow Light, Irrigation Systems, Material Handling, Control Systems), Input, Region - Global Forecast to 2025 // Markets And Markets. -URL: https://www.marketsandmarkets.com/Market-Reports/hydroponic-market-94055021.html (дата обращения 26.11.2020)
3. Global Hydroponic Growth Medium and Nutrients Market - Top 3 Trends by Technavio // Technavio Research. - URL: https://www.businesswire.com/news/home/20171005005911/en/Global-Hydroponic-Growth-Medium-and-Nutrients-Market—Top-3-Trends-by-Technavio (дата обращения 26.11.2020)
5. Hydroponic nutrients market - growth, trends and forecast (2020-2025) // Mordor Intelligence. - URL: https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/hydroponic-nutrients-market (дата обращения 26.11.2020)
6. Hydroponics market - growth, trends and forecast // Research and markets. - URL: https://www.researchandmarkets.com/reports/4703410/hydroponics-market-growth-trends-and-forecast (дата обращения 26.11.2020)
7. Europe hydroponics market // Research and markets. - URL: https://www.researchandmarkets.com/reports/4850713/europe-hydroponics-market-by-origin-natural-and (дата обращения 26.11.2020)
8. Asia-Pacific hydroponics market // Market data forecast. - URL: https://www.marketdataforecast.com/market-reports/asia-pacific-hydroponics-market (дата обращения 26.11.2020)
9. Hydroponics market analysis // Coherent market insights. - URL: https://www.coherentmarketinsights.com/market-insight/hydroponics-market-1001 (дата обращения 26.11.2020)
10. India // Global hunger index. - URL: https://www.globalhungerindex.org/india.html (дата обращения 26.11.2020)
11. State of food security nutrition // Food and agriculture organization. - URL: http://www.fao.org/state-of-food-security-nutrition/2-1-1/en/ (дата обращения 26.11.2020)
12. North America hydroponics market // Market data forecast. - URL: https://www.marketdataforecast.com/market-reports/north-america-hydroponics-market
13. Hydroponic vegetables market analysis // Coherent market insights. - URL: https://www.coherentmarketinsights.com/market-insight/hydroponic-vegetables-market-4004 (дата обращения 26.11.2020)
14. Hydroponic vegetable market size, industry analysis report, regional outlook, application development potential, price trends, competitive market share & forecast, 2020-2026 // Global markets insights. - URL: https://www.gminsights.com/industry-analysis/hydroponic-vegetablemarket#:~:text=Global%20Hydroponic%20Vegetable%20Market%20Siz&text=Hydro ponics%20also%20involves%20efficient%20use%20of%20water%20and%20fertilizers (дата обращения 26.11.2020)
15. Microgreens market - growth, trends and forecasts (2020-2025) // Mordor Intelligence. -URL: https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/microgreens-market (дата обращения 26.11.2020)
STATISTICS AND TRENDS OF DEVELOPMENT OF TECHNOLOGIES IN THE MARKET OF HYDROPONIC AGRICULTURE
K.V. Patanina, Student
Yu.S. Boytsova, Student
I.P. Alenin, Student
National Research University ITMO
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The purpose of this paper is to describe the state of the hydroponic farming market. Agricultural production of food products using soilless hydroponics technology allows for safe and productive farming. Globally, the hydroponics market is boosted by alarming forecasts of a steadily growing population and environmental issues. Today the global market for hydroponic technologies is estimated at $ 9.5 billion. In many countries, governmental and nongovernmental organizations are investing heavily in R&D in order to obtain the most modern technologies that increase production and promote the diversity of possible crops using the hy-droponic method. Europe market, Asia Pacific market, North America are the largest geographic segments in the global market. The growing demand for products opens up new horizons for the promising continuation of business development. Thus, this article reviewed the analysis of the current hydroponic farming market, as well as future trends that could take the market to a new level.
Keywords: hydroponics, hydroponics market trends, soilless growing methods, world hydroponics market, hydroponic farming, hydroponic technologies, competitive market environment.