ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
УДК 669.1
Белоусов В.В., Иванова Т.А., Трофимова В.Ш.
СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЫНКА ЛОМА ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ В РФ
Аннотация. В статье приводится статистика, характеризующая современное состояние рынка лома черных металлов в РФ и тенденции его развития: динамика потребления лома черных металлов в РФ в целом и отдельно несколькими крупными металлургическими заводами в сопоставлении с динамикой объемов производства стали; объем экспорта из РФ и внутреннего потребления в РФ лома черных металлов; объемы перевозки ж/д транспортом лома черных металлов из федеральных округов РФ; объемы перевозки ж/д транспортом лома черных металлов в федеральные округа РФ; баланс потребления лома черных металлов в федеральных округах РФ с 2010 по 2014 год; структура поставок лома по тарифным расстояниям для основных предприятий потребителей лома за 2014 год, по данным о перевозках лома железнодорожным транспортом. Обширный статистический материал, собранный авторами, иллюстрируется многочисленными рисунками и графиками.
Ключевые слова: металлолом, лом черных металлов, рынок лома, ломозаготовители, ломопотребители, объемы перевозок лома, баланс лома в регионе.
На сегодняшний день в условиях модернизации и технического переоснащения металлургического производства лом черных металлов является важнейшим металлургическим сырьем.
В соответствии с изменяющимися объемами выплавки стали изменяется и спрос на сырьё, необходимое для её производства, прежде всего металлическую шихту, одним из главных компонентов которой является металлолом (рис. 1). С 2011 (20 млн т) до 2013 года (19,5 млн т) наблюдается снижение объемов потребления привозного (или закупаемого на рынке) лома (без учета оборотного лома металлургических предприятий), что можно связать с некоторым спадом производства. Увеличение закупа лома в 2014 году (20,6 млн т) соотносится с благоприятной ценовой ситуацией на рынке продукции металлургической отрасли и соответствующим ростом производства, в частности, ММК увеличил производство стали в 2014 году на 9,1% к 2013 г.
факторами: спросом на готовую стальную продукцию; структурой сталеплавильного производства, в частности переходом с мартеновского производства стали на кислородно-конвертерное и электросталеплавильное; вводом новых производственных мощностей; объемом загрузки сталеплавильных мощностей; долей оборотного лома в потребности крупных предприятий; соотношением цен на железорудное сырье и на лом; конъюнктурой мирового рынка лома. Металлурги сталкиваются со многими проблемами при использовании лома черных металлов. Проблемы касаются нескольких аспектов, как экономических - цена закупаемого лома, стоимость доставки лома, география закупа лома, так и технических - качество закупаемого лома, его переработка.
Лидерами по потреблению лома в РФ по данным 2014 года (рис. 2) являются Магнитогорский МК (потребление лома в 2014 году составляет, по данным Металл-Курьера, 12% от потребления лома в целом по РФ), Северсталь (10%), Нижнесергинский ММЗ (9%), Западно-Сибирский МК (6,1%), Новолипецкий МК (5%).
Рис. 1. Динамика объемов производства стали и потребления лома в РФ за 2002-2014 гг., млн т
Изменение объема выплавки стали и соответственно спроса на металлом определяется многими
© Белоусов В.В., Иванова Т.А., Трофимова В.Ш., 2016
Рис. 2. Объемы потребления лома и производства стали крупнейшими металлургическими предприятиям РФ за 2014 г., тыс. т
По производству стали ММК занимает 2 место среди предприятий РФ (производя 17% от российского объема производства стали), Северсталь - 3 место (15%), НСММЗ - 8 место (3%), ЗСМК - 4 место (10%), НЛМК - 1 место (18%) (рис. 2).
Динамика объема потребления лома черных металлов крупными металлургическими заводами за 2010-2014 гг. отражена на рис. 3. Как видно из графика, динамика потребления лома предприятиями раз-нонаправлена. Так, объемы закупа лома ММК изменяются в соответствии с общероссийской динамикой производства стали (рис. 1), в то время как у Северстали объемы закупа снижаются - это связанно с изменением структуры шихты конвертерной и электросталеплавильной плавок для целей ее удешевления. Так, в 2014 г. Северсталь увеличила использование жидкого чугуна при шихтовке конверторов на 30 кг/т и на 70 кг/т в электросталеплавильном производстве -соответственно потребление лома снизилось.
В перспективе по прогнозам экспертов ожидается снижение ломосбора, причем это будет происходить на фоне запуска новых металлургических мощностей. По данным «Металл Курьер», в 2013-2020 годах в России предполагается ввести 8,3 млн т новых мощностей. И почти 95% потребности в сырье для заявленных мощностей предполагается покрывать за счет лома. Уже заработали в Калужской, Тюменской и Саратовской областях новые электрометаллургические заводы НЛМК-Калуга и УГМК, Северсталь-Балаково. В 2017 году Чусовской металлургический завод (Пермский край) собирается запустить печь на 0,9 млн т в год.
Одна из проблем главного участника рынка лома - ломопотребителя, состоит в определении географии закупа лома с целью минимизации транспортной составляющей в цене лома. В разные годы (с 2010 по 2014 гг.) от 60 до 80% всего лома доставляется потребителю железнодорожным транспортом, оставшаяся доля поставок приходится на перевозку автотранспортом и водным. Тенденция последних лет, связанная с удорожанием тарифов на ж/д перевозки, - рост доли поставок лома автотранспортом.
Структуру рынка лома можно представить в виде взаимосвязи трех важнейших участников рынка: ло-мосдатчиков, ломопереработчиков и потребителей лома.
Ломосдатчики — это юридические лица, у которых металлолом образуется в виде отходов их основного производства либо при списании основных средств и/или утилизации зданий, сооружений, и/или физические лица, у которых металлолом образуется в результате их жизнедеятельности.
Ломопереработчики - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, хранению, переработке и реализации металлолома на основании лицензии. Ломо-переработчиков можно условно разделить на предприятия, имеющие одну или несколько площадок, на которых осуществляется полный цикл переработки (сортировка, дробление, резка, прессование и пр.) металлолома с использованием специализированного оборудования и механизмов, и на ломопереработчи-ков - организации, которые осуществляют реализацию металлолома без его хранения и переработки на площадках (транзитные организации).
Замыкают эту цепочку потребители лома — металлургические комбинаты и заводы, которые используют металлолом как сырье для производства изделий из металла и осуществляют приемку, складирование, хранение и подготовку лома для дальнейшего использования в сталеплавильном процессе.
По данным перевозок лома ж/д транспортом (подробная статистика об объемах и географии закупа лома, поставляемого авто- и водным транспортом по потребителям, отсутствует) в РФ за 2014 год действовало 1534 предприятий - грузоотправителей металлолома, при этом 80% объема отгрузки лома ЖД транспортом приходилось на 264 предприятия (17%).
Крупнейший регион - ломозаготовитель - это Центральный ФО, 28 % от всего объема перевозимого лома, затем Приволжский ФО - 25%, Сибирский ФО - 19%, Уральский ФО - 18%. На остальные ФО суммарно приходится 10 % всего отгружаемого лома (рис. 4).
Рис. 3. Фактический объем закупки лома крупными металлургическими предприятиями за 2010-2014 гг. по данным Металл-Курьера, тыс т
Рис. 4. Объемы ломозаготовки по федеральным округам по данным РЖД о перевозках лома ж/д транспортом в 2014 году, тыс т
Надо отметить, что треть всего объема перевозимого лома отгружается из Москвы и Московской обл., республики Татарстан, Свердловской и Челябинской областей, т.е. это регионы - лидеры по отгрузке лома.
По данным перевозок лома ж/д транспортом, крупнейший регион - ломопотребитель - это Уральский ФО, 37 % от всего объема отгружаемого по ЖД лома, затем Центральный ФО - 21%, СевероЗападный, Сибирский и Южный ФО - по 9-10%. На остальные ФО суммарно приходится 13 % всего отгружаемого лома (рис. 5).
Причем 60% всего потребляемого лома приходится на крупные металлургические заводы Свердловской, Челябинской, Кемеровской, Вологодской и Липецкой областей, т.е. это регионы - лидеры ломо-потребления.
ванным (рис. 7). Странами-импортерами российского металлолома являются Турция (объем экспорта, по данным Металл-Эксперта, в 2014 году составил 39% от всего экспортируемого лома), Беларусь (23%), Республика Корея (13%), Испания (12%), Греция, Китай, Тайвань, Молдова, Италия. Одновременно в Россию импортируется лом из Казахстана. По данным о железнодорожных перевозках, общий объем лома из Казахстана в 2014 году составил около 78 тыс. т.
По прогнозам аналитиков, при сокращении ло-мосбора условный дефицит сырья в стране к 2020 году может приблизиться к 10 млн т [8]. Необходимо учитывать наличие металлофонда в РФ, накопленного в прошлые годы, но не привлеченного в металлопере-работку. В последние годы отмечается высокий уровень металлопотребления в РФ, что создает задел к нормализации баланса рынка лома в РФ в долгосрочной перспективе.
Рис. 5. Объемы потребления лома черных металлов по федеральным округам РФ по данным РЖД о перевозках лома ж/д транспортом в 2014 году, тыс. т
Учитывая структуру и объем поставок лома в каждом федеральном округе, можно посчитать баланс лома региона, как разность между ломопотреблением региона и ломообразованием в регионе (рис. 6). Традиционно дефицитными регионами, испытывающими нехватку лома являются Уральский, СевероЗападный, Южный и Дальневосточный ФО. Профицитные регионы, с положительным балансом лома, -Приволжский, Центральный, Сибирский и СевероКавказский округа.
С 2010 по 2014 год наблюдается снижение ломо-заготовки в Центральном ФО при примерно неизменном уровне потребления, поэтому профицит региона уменьшается. С выходом на проектную мощность завода НЛМК - Калуга профицит ЦФО станет минимальным, а в будущем регион может стать дефицитным. В Северо-Западном регионе наблюдается уменьшение дефицита, связанное с существенным снижением уровня потребления лома Северсталью.
В целом по стране баланс лома положителен, т.е. существует некоторый избыток лома, что позволяет считать российский рынок лома экспортноориентиро-
Рис. 6. Баланс потребления лома черных металлов в федеральных округах РФ с 2010 по 2014 год, т
Рис. 7. Объем экспорта из РФ и внутреннего потребления в РФ лома черных металлов, тыс. т
Различия в географическом расположении металлургических предприятий - потребителей лома, соотношения спроса и предложения на лом в «до-
машнем» и соседних регионах, в удаленности от регионов основного ломосбора влияют на радиус поставки металлолома (рис. 8). В 2014 году среднее тарифное расстояние поставки лома для ММК составляло 1403 руб. на тонну, для НСММЗ - 969 руб. на тонну, для Северстали - 1061 руб. на тонну, для НЛМК - 892 руб. на тонну, для ЗСМК - 1048 руб. на тонну.
Причем динамика показателя дальности перевозок для ОАО «ММК» в условиях растущей конкуренции за сырье неутешительна. Так, еще в 2005 году среднее расстояние поставки лома на ММК составляло 912 км, а в 2008 году увеличилось до 1 310 км. В 2014 году среднее расстояние поставки лома на ММК составляет примерно 1252 км.
Рис. 8. Структура поставок лома по тарифным расстояниям для основных предприятий потребителей лома за 2014 год, по данным о перевозках лома железнодорожным транспортом
В условиях повышающейся конкуренции за объемы лома черных металлов и повышающихся тарифов на железнодорожные перевозки, для ломопотребителя, особенно такого крупного, как ОАО «ММК», становится принципиально важным поиск оптимального способа организации закупок лома черных металлов. Главный компонент успеха в решении данного вопроса - понимание металлургическими предприятиями своей
оптимальной структуры закупа лома в географически приближенных регионах РФ, правильное размещение своих дочерних предприятий по закупу металлолома и соответсвенно грамотная ценовая политика предприятия относительно цены закупаемого лома в каждом регионе. Эти меры в совокупности позволят снизить расходы на закуп лома и соответственно расходы на сырье в себестоимости стали.
Список литературы
1. Металл Эксперт Консалтинг. URL: http://metalexpertresearch.ru/
2. Информационное Агентство «Металл-Курьер». URL: http://www.metalcourier.ru/
3. ГосКомСтат РФ. URL: http://gks.ru
4. База перевозок РЖД.
5. Крюкова Е.М. Применение методов организационно-экономического прогнозирования в отрасли лома черных металлов // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2008. Т.74. №7. С. 67-72.
6. Сайт ОАО ММК. URL: http://mmk.ru
7. Сайт ЗАО Профит. URL: http://www.profit.ru
8. Маринович А., Пыжьянова В. Не заржавело // Эксперт Урал. 2014. №15 (596).
Сведения об авторах
Белоусов Владислав Владимирович - ст. менеджер по анализу рынков сбыта продукции ОАО «ММК», Магнитогорск, Россия. E-mail: belousov.vv@mmk.ru
Иванова Татьяна Александровна - канд. экон. наук, доц., ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия. E-mail: jun275@mail.ru
Трофимова Виолетта Шамильевна - канд. экон. наук, доц., ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия. E-mail: violat@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE PAPER IN ENGLISH
THE REVIEW OF THE MARKET OF SCRAP METAL IN RUSSIA
Belousov Vladislav Vladimirovich - Manager analysis of sales markets, Magnitogorsk Iron and Steel Works OJSC, Magnitogorsk, Russia, E-mail: belousov.vv@mmk.ru
Ivanova Tat'yana Aleksandrovna - Ph.D. (Economics), Associate Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia, E-mail: jun275@mail.ru
Trofimova Violetta Shamil'evna - Ph.D. (Economics), Associate Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia, E-mail: violat@mail.ru
Abstracts. The article presents statistics describing the current state of the market of ferrous metals in Russia and tendencies in its development: dynamics of consumption of ferrous scrap in Russia in whole and separately by several major metallurgical plants in comparison with the dynamics of steel production; the volume of exports from Russia and domestic consumption in the Russian
Federation of ferrous scrap; planned and actual volumes ofpurchase of scrap 24 large metallurgical plants in Russia; the volume of transportations by railway transportation of ferrous metals by Federal districts of the Russian Federation; the volume of transportations by railway transportation of scrap in Federal district of the Russian Federation; the balance of consumption of ferrous scrap in the Federal districts of the Russian Federation from 2010 to 2014; the structure of supply of scrap tariff distances for the main enterprise-consumers of scrap in 2014, according to data on the transportation of scrap rail. Extensive statistical material collected by the authors is illustrated by numerous drawings and charts.
Keywords: scrap metal, market of scrap metal, the traffic volumes of scrap, the balance of scrap in the region.
♦ ♦ ♦