нимающегося вопросами АПК республики, в том числе и вопроса- в Южном Дагестане.
ми гидромелиоративного строительства; Эффективность сельскохозяйственного строительства, в част-
s. Почти полное отсутствие контроля со стороны федеральных ности строительства малых ГЭС, гидромелиоративных сооружений,
органов власти за целевым расходованием финансовых средств, в современных условиях в значительной степени зависит от разра-
направляемых в республику для развития АПК, в том числе и на ботки и внедрения в практику современных организационных форм
гидромелиоративное строительство; и методов хозяйствования. Перенос центра тяжести в технической,
4. Игнорирование вопросов безопасности и соблюдения эколо- структурной и инвестиционной политике с расширения производ-
гических норм строительства гидромелиоративных объектов: ственных мощностей на их техническое перевооружение и более
5. Почти полное отсутствие проведения социологических ис- эффективное использование материальных, финансовых и трудо-
следований, опросов общественного мнения и референдумов о воз- вых ресурсов предприятий сельскохозяйственного строительства,
можности сооружения объекта, что особенно проявляется в строи- а не их разворовывание в Республике Дагестан, является одним из
тельстве гидромелиоративных сооружений в бассейне реки Самур основных условий интенсификации труда в этой отрасли [14, 15].
Литература:
1. Михайлов Л.П., Резниковский А.Ш., Фельдман Б.Н. Малая гидроэнергетика и перспективы ее развития. -Гидротехническое строительство. 1982, № 8, стр. 5-10.
2. Михайлов Л.П., Фельдман Б.Н. Большие возможности малых ГЭС -”Наука и жизнь”, 1986, № 8, стр. 27-32.
3. Nechleba M., Kopecky V. Mini and micro hydro in Czechoslovakia. - “Int. Water Power and Dam Constr.”, 1986, 38, № 4, р. 37-39.
4. Муслимов В.Х. Гидротехнические ресурсы Дагестанской АССР.- Дагестанское книжное издательство, Махачкала, 1972, - 211 с.
5. Абдулгалимов А.М., Рамазанова Г.М. Оценка гидроэнергетического потенциала перспективных малых водотоков Дагестана и выбор наиболее выгодных участков для строительства (восстановления) МГЭС. /Отчет о НИР, номер госрегистрации 01.87.0.001405,- ДагЭ-НИН, Махачкала: 1987,- 23 с.
6. Анфиногенова А., Крылатых Э. Стратегия развития АПК с учетом инновационных факторов // АПК: экономика, управление. - 2006.
- №3. - С.4-12.
7. Гордеев А. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» // Экономика сельского хозяйства. - 2006. - № 1. - С.3-4.
8. Митин С. АПК России - приоритетный национальный проект // Сельская жизнь. - 2005. - С.1-4.
9. Попов А.А. Агропромышленный комплекс России: проблемы и решения. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. - 409 с.
10. Ушачев И. Социально-экономические факторы устойчивого развития АПК// Экономист. - 2006. - № 4. - С.85-87.
11. Сайт Правительства Республики Дагестан www.e-dag.ru
12. Сайт Министерства сельского хозяйства РД www.mcxdag.ru
13. Сайт Правительства Российской Федерации www.govemment.ru
14. Сайт Министерства сельского хозяйства РФ www.mcx.ru
15. www.rost.ru
УДК 31:343
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ И ЧИСЛЕННОСТИ ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Абдулгалимов А.М., д.э.н., профессор; зав. кафедрой информационных систем в экономике (ИСЭ),
Абдулгалимова С.С., соискатель кафедры ИСЭ, Оруджев М.И., доцент кафедры ИСЭ, к.ф.-м.н,
Дагестанский государственный технический университет
В работе проведен статистический анализ и сформулированы основные причины, способствующие хронической напряженности на рынке труда в Республике Дагестан. Усовершенствованным методом гармонических весов получены прогнозные оценки численности постоянного населения и влияющих на него факторов на 2009 - 2011 годы. Используя пошаговый алгоритм исключения переменных, реализованный в системе SPSS 11.0.1., получена линейная множественная регрессионная модель численности постоянного населения в республике в зависимости от уровня безработицы и валового регионального продукта на душу постоянного населения.
Ключевые слова: Напряженность на рынке труда, Республика Дагестан, метод гармонических весов, численность населения, прогнозные оценки, множественная регрессионная модель, уровень безработицы, валовой региональный продукт.
STATISTICAL ANALYSIS TO EMPLOYMENT AND NUMBER CONSTANTLY LIVING POPULATIONS IN REPUBLIC DAGESTAN
Abdulgalimov A., d.e.n., professor; head of the chair of the information systems in economy (ISE), Abdulgalimova S., competitor of the pulpit ISE, Orudzhev M., assistant professor of the pulpit ISE, k.f.-m.n,
Dagestanskiy state technical university
In work is organized statistical analysis and are worded main reasons, promoting chronic tension on the market of the labour in Republic Dagestan. The Advanced method harmonic weight are received прогнозные of the estimation to number of the constant population and influencing upon it factor on 2009 - 2011. Using incremental algorithm of the exception variables marketed in system SPSS 11.0.1., is received linear plural регрессионная model to number of the constant population in republic depending on jobless rate and gross regional product on shower of the constant population.
The Keywords: the Tension on the market of the labour, Republic Dagestan, method harmonic weight, the number of the population, прогнозные of the estimation, plural регрессионная model, jobless rate, gross regional product.
1. Республика Дагестан - регион с напряженной ситуацией на рынке труда
Численность постоянного населения является одним из главных показателей демографической статистики, характеризующих
социально-экономическое положение региона. Численность населения зависит от многих социально-экономических факторов. В настоящей работе проведено прогнозирование этого показателя, а также его многомерный статистический анализ.
Прежде, чем провести вышеуказанные процедуры, в настоящей работе проведен анализ того, что Республика Дагестан являет-
Таблица 1. Показатели, характеризующие напряженность на рынке труда в Республике Дагестан в 2008 году
Показатель По Республике Дагестан По Российской Федерации
1.Уровень занятости Г = 4■ 100%= 658'9шЫС'Ч^00% = 46,3%, Чоцн 1423,1 тыс. чел где Уз - уровень занятости; Ч3 - численность занятого населения в возрасте 15-72 лет; Чочн ~ общая численность населения в возрасте 15-72 лет. 63,0%
2.Уровень общей безработицы ГЛ = 4100%= 250’98 ^ 100% = 20,7%, Чэан 1212,48 тыс. чел где Уоб - уровень общей безработицы; Чоб - общая численность безработных; Чжт - численность экономически активного населения. 8,5%
3. Уровень регистрируемой безработицы Уй —Чрб 100%= 100% = 3,86%, р Чэаи 1212,48 тыс. чел где Ур5 - уровень регистрируемой безработицы; Ч 3 - численность зарегистрированных безработных; Чэан ~ численность экономически активного населения. 2,3%
4. Доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более Дх = Ч« 100%= 100% = 52,4%, Чоб 250,98 тыс. чел где Дм - доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более; Чаб - численность безработных, ищущих работу 12 месяцев и более; Чо6 - общая численность безработных. 38,4%
5. Доля работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации Ч 47 13 тыс чел Д = 100% = ’ 100% = 14,7% , Чочр 320,6 тыс. чел где Днз - доля работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации (по крупным и средним организациям); Чт- численность работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации (по крупным и средним организациям); Чочр - общая численность работающих. 5,3%
6. Коэффициент напряженности на рынке труда. Чоб 250,98 тыс. чел К = = = 112 чел/место , Чв 2240 вакантных мест где К - коэффициент напряженности на рынке труда; Чоб- общая численность безработных; Чв- количество вакансий на крупных и средних предприятиях. (95 человек на 1000 вакантны х мест)
ся регионом с напряженной ситуацией на рынке труда, что существенно влияет на демографическую ситуацию в регионе.
Демографические процессы, происходящие в любом обществе в той или иной степени, в зависимости от региона, связаны с социально-экономическим положением в этом обществе. Одним из индикаторов, позволяющим проследить социально-экономическое положение общества, является рынок труда, являющийся неотъемлемой составной частью всего рыночного механизма. Он емко и всесторонне отражает ситуацию как в сфере экономики, так и в сфере занятости населения.
В российских условиях региональный рынок труда каждого субъекта имеет свои особенности и проблемы. Главными индика-
торами его оценки являются уровень безработицы и напряженность на рынке труда. Исходя из этого, все субъекты Российской Федерации поделены на пять групп: первая группа - с уровнем безработицы до 1%; вторая группа - с уровнем безработицы от 1 до 2%; третья группа - с уровнем безработицы от 2 до 3%; четвертая группа -с уровнем безработицы от 3 до 5%; пятая группа - с уровнем безработицы свыше 5%. Республика Дагестан относится к пятой группе. Здесь согласно проводимым нами исследованиям уровень безработицы за весь период , начиная с начала перестройки по настоящее время (декабрь 2009 года) не опускался ниже 18,8 % (см. табл. 2 ниже по тексту).
Для объективной оценки ситуации на региональных рынках
труда с 2001 года Ми-нистерство труда и социального развития РФ (ныне эти функции выполняет Федеральное агентство по труду и занятости, входящее структурно в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации) ввело практику определе-ния субъектов Российской Федерации, относящихся к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Порядок выявления таких тер-риторий предусмотрен постановлением правительства РФ от 21 ноября 2000 г. N° 875 «О правилах отнесения территорий к территориям с на-пряженной ситуацией на рынке труда». Отнесение регионов к регионам с напряженной ситуацией на рынке труда осуществляется на основании статистических данных о занятости населения и безработице, получаемых органами государственной статистики в установленном порядке [1].
Республика Дагестан стабильно относится к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Основные показатели занятости и безработицы в Республике Дагестан согласно вышеприведенным критериям действительно значительно хуже, чем в среднем по России [2]. Рассчитанные нами данные за 2008 год приведены в табл.1.
Статистический анализ хронической напряженности на рынке труда в Республике Дагестан показывает, что основными факторами, способствующими этому негативному явлению являются следующие:
1. Отсутствие целостной системы регулирования рынка труда в республике, что приводит к постоянной его разбалансированнос-ти;
2. Высокая дотационность бюджета республики (в среднем около 80-85 % бюджета ежегодно дотируется из федерального бюджета), что способствует сохранению на высоком уровне воровства государственных средств, повышению криминогенной обстановки, порождению лени и халатного отношения госчиновников и их окружения к созданию рабочих мест и развитию реального сектора экономики;
3. Отсутствие критериев оценки ответственности государственных структур республики в отношении регулирования рынка труда. По нашему мнению эта ответственность, в первую очередь, должна касаться таких проблем, как: создание условий для снижения уровня безработицы; социальная поддержка безработных граждан и их переподготовка и переквалификация;
4. Некомпетентность и неспособность подавляющей части управленческих кадров, занимающихся социально-экономическими вопросами в республике, принимать адекватные возникающим проблемам решения;
5. Отсутствие должного контроля со стороны федеральных органов власти за расходованием бюджетных средств, направляемых в республику из федерального бюджета;
6. Отсутствие прогнозных оценок в потребности рынка труда республики в специалистах определенных профессий и программ их подготовки;
7. Формальная, а не реальная отмена прописки, препятствующей свободному перемещению рабочей силы по стране;
8. Нежелание руководства республики заниматься вопросами производства и реализации продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей, ее конкурентоспособности на российском рынке;
9. Темпы роста основных социально-экономических факторов, влияющих на рынок труда, достаточно маленькие: в сельскохозяйственном производстве - это два с лишним процента, в промышленности - около одного процента (см. табл. 3).
10. Около половины населения в ближайшие годы будет иметь доходы ниже величины прожиточного минимума, а уровень безработицы будет оставаться все еще высоким - около 20,0 процентов (см. табл. 3). Эти условия далеко недостаточны и не могут способствовать улучшению социально-экономической ситуации в Республике Дагестан.
Существующее положение на рынке труда республики повышает уровень бедности и может оказаться серьезным фактором, препятствующим в долгосрочной перспективе развитию демографических процессов в республике, в частности естественному приросту населения в ней.
2. Прогнозирование численности постоянного населения в Республике Дагестан и влияющих на него факторов
Принятые Прави-тельством Российской Федерации меры по
улучшению демографиче-ской ситуации в стране, в частности, увеличение выплат, связанных с рождением детей, пособий по уходу за ребенком и единовременных выплат, положительно повлияли на ситуацию с рождаемостью в Республике Дагестан, хотя существующая и прогнозируемая в будущем социально-экономическая и экологическая ситуация в республике, как показано выше, не способствует в долгосрочной перспективе развитию демографических процессов в ней.
Дагестан остается пока одним из немногих регионов России, где обеспечивается замещение поколения родителей их детьми. Положительный прирост населения республики обеспечивается в основном за счет естественного прироста населения, перекрывающего в разные годы отрицательное сальдо миграции.
Для прогнозирования численности постоянного населения в Республике Дагестан в данной работе используется усовершенствованный метод гармонических весов, который зарекомендовал себя как один из самых эффективных методов среди адаптивных методов прогнозирования социально-экономических процессов [3]. Использование этого метода обусловлено тем, что современное состояние Республики Дагестан так динамично, что даже те процессы, которые в недавнем прошлом можно было считать обладающими большой инерционностью, стали весьма быстротечными. Поэтому при использовании информации для построения прогностических моделей встает вопрос о преемственности данных. Устаревшие данные при прогнозировании часто оказываются бесполезными и даже вредными. Все чаще приходится строить модели по быстро меняющимся по времени процессам при малом количестве наблюдений. Поэтому в подобных случаях альтернативой тем классическим методам, где уровни временного ряда имели одинаковый приоритет, являются адаптивные методы прогнозирования.
Усовершенствованный метод гармонических весов относится, как сказано выше, к адаптивным методам, которые позволяют строить самокорректирующиеся модели, учитывающие результат прогноза, сделанного на предыдущем шаге. В основе этого метода лежит идея скользящего тренда, заключающаяся в том, что исходный временной ряд разбивается на фазы по 3-5 уровней ряда в фазе, и для каждой фазы рассчитывается тренд.
Для осуществления прогноза данным методом исходный временной ряд разбивается на фазы с числом уровней L в каждой фазе; L < п, здесь п - число уровней временного ряда. Далее для каждой фазы рассчитывается скользящий тренд. Трендом может быть полином любой степени р < L.
В настоящей работе приводятся результаты прогнозирования (точечные и интервальные оценки на 2009 и 2011 годы, полученные усовершенствованным методом гармонических весов при уровне значимости ±=0,05; L=3 или 5; р = 1, 2 или 3, 4 соответственно в зависимости от поведения исходных статистических данных) наиболее значимых с нашей точки зрения для анализа демографической ситуации в Республике Дагестан 11-ти социально-экономических показателей. В таблице 2 приведены данные по этим показателям за период с 1992 года по 2008 год. Данные, приведенные в табл.
2, и данные прогнозных оценок на 2009 и 2011 годы в дальнейшем будем использовать для многомерного регрессионного анализа демографической ситуации (численности постоянного населения) в Республике Дагестан. В графе 9 таблицы 2 уровень образования -это отношение числа лиц со средним специальным или высшим образованием к численности постоянного населения.[4,5].
Точечные и интервальные прогнозные оценки на 2009-2011 годы по одиннадцати социально-экономическим показателям, приведенным в таблице 2, приведены в таблице 3.
Проведенные нами натурные выборочные исследования за 6 месяцев 2009 года подтверждают достоверность прогнозных оценок. Например, численность постоянного населения в республике по нашим подсчетам почти соответствует нижней границе доверительного интервала (см. табл. 3).
Остальные десять параметров имеют значения, попадающие в соответствующие доверительные интервалы из табл. 3. Данные, приведенные в настоящей работе значительно отличаются от официальных, приведенных в статистических отчетах по Республике Дагестан. Что касается непосредственно численности постоянного населения, то учет его ведется в государственных органах статистики преимущественно на основе естественного прироста населения. Почти не учитываются сезонные и циклические колебания в миграции населения. Реальная картина такова, что в республике из-за отсутствия надлежащего учета неучтенными остаются длитель-
Таблица 2 Динамика наиболее значимых социально-экономических факторов и численности постоянного населения в РД за период с 1992 года по 2008 год
Год Числен- ность постоян- ного населения в республике, тыс. чел., (У) Уровень безработицы по методологии МОТ, %, (X,) Уровень бедности, %, (Х2) ВРП на душу пост. населе- ния, тыс.руб. в год,. (Хз) Зарегистрированные преступления на 100000 человек населения, чел. (Х4) Величина прожиточного минимума в среднем на душу пост, населения, руб в месяц, (Х5) Среднедушевые денежные доходы пост, населения, руб. в месяц, (Х6) Уровень образования, % (Х7) Валовая продукция сельского хозяйства (в % к 1990 году), (Х8) Объем промышленного производства (в % к 1990 году), (X,) Доля экономически активного населения, в % к общей численности пост, населения, (Хм)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1992 1625,8 72 82 14,65 957 187,2 200,8 0,29 86 25 41,5
1993 1780,8 69 81 2,93 818 190,6 205,5 0,32 81 21 41,5
1994 1952,6 58 68 2,88 748 198,5 210,6 0,34 78 24 41,6
1995 2066,7 46 65 3,32 634 206,1 218,7 0,36 77 20 42,9
1996 2125,0 44 64 5,43 611 264,4 270,8 0,4 83 18 43,1
1997 2073,6 42 55 6,47 551 282,3 373,3 0,45 80 18 44,3
1998 2094,6 43 58 4,06 590 341,1 404,5 0,5 73 17 41,5
1999 2120,1 38 67 6,25 600 666,6 682,1 0,6 83 21 41,5
2000 2242,7 36 45 9,43 637 717,8 983,7 0,63 87 23 42,4
2001 2360,3 34 63 13,39 608 1264,2 1316,9 0,61 99 28 41,6
2002 2497,5 29 48 16,74 553 1455,8 1862,6 0,7 97 32 40,0
2003 2584,2 28 52,7 18,67 471 1658,3 2465 0,8 99,3 32,5 41,5
2004 2621,7 27 50,8 20,97 430 1883,2 3312,4 0,86 101,6 32,8 41,6
2005 2655,3 22,7 49,3 23,35 519 2109,9 4511,9 0,93 103,9 33,2 42,1
2006 2718,5 22,6 49,1 25,88 606 2345,2 5306 1,00 106,7 34,5 42,3
2007 2781,7 22,5 47,9 28,41 628 2580,4 6100,1 1,06 109,5 35,9 42,5
2008 2846,2 20,7 46,8 30,68 639,4 2799,3 6763,8 1,12 112,1 37,2 42,6
Таблица 3. Прогнозные оценки численности постоянного населения в РД и влияющих на нее факторов на 2009-2011 годы
Показатель 2009 год 2010 год 2011 год
Точечная оценка Интервальная оценка Точечная оценка Интервальная оценка Точечная оценка Интервальная оценка
Начало Конец Начало Конец Начало Конец
У 2910,8 2846,5 2975,1 2975,3 2908,1 3042,6 3039,9 2971,3 3108,5
х, 18,8 14,4 23,2 17,0 12,4 21,6 15,1 10,4 19,8
Х2 45,6 40,9 50,2 44,3 39,5 49,2 43,1 38,1 48,0
Х3 32,95 30,30 35,6 35,22 32,45 38,0 37,5 34,67 40,33
х4 650,7 539,1 762,4 662,1 545,3 778,9 673,5 554,3 792,7
X5 3018,2 2816,2 3220,2 3237,1 3025,9 3418,3 3456,0 3240,4 3671,6
АГб 7427,5 6849,9 8005,1 8091,2 7487,1 8695,3 8754,9 8138,3 9371,6
Xj 1Д9 1,15 1,23 1,25 1,21 1,29 1,31 1,27 1,35
X,, 114,8 110,1 119,5 117,4 112,6 122,3 120,1 115,1 125,1
х9 38,6 35,4 41,7 39,9 36,6 43,2 41,2 37,9 44,6
Хм 42,7 41,7 43,8 42,9 41,7 44,0 43,0 41,8 44,1
ное время около двухсот тысяч граждан. Эти граждане в основном уезжают на заработки в другие регионы страны, так и не зарегистрировавшись, потом через некоторое время приезжают, живут по году, а то и более, затем обратно уезжают на заработки и так периодически. Проведенный анализ причин интенсивной внутренней миграции населения республики свидетельствует о том, что в Республике Дагестан темпы создания рабочих мест для трудоспособного населения постепенно замедляются. Это видно из таблицы 4, где приведены данные об общем числе замещаемых рабочих мест на крупных и средних предприятиях Республики Дагестан за период с 2001 года по 2011 год (данные с 2009 года по 2011 год - это проведенные нами усовершенствованным методом гармонических весов точечные прогнозные оценки при уровне значимости ±=0,05)
[3].
Среднегодовой темп роста постоянного населения в Республике Дагестан за период с 2001 года по 2011 год, исходя из данных, приведенных в таблицах 2 и 3, составляет + 2,6 %, а среднегодовой темп роста замещенных рабочих мест за этот же период на крупных и средних предприятиях республики, исходя из данных таблицы 4, составляет ( - 1,2 %). Это говорит о том, Президент Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан и его профильные министерства, получая огромные дотации в бюджет республики из федерального бюджета (например, из 59 миллиардов рублей
республиканского бюджета на 2009 год, 45 миллиардов рублей -это дотации из федерального бюджета в виде субсидий, субвенций и трансфертов) ничего не хотят и не могут делать в подъеме производства и создании рабочих мест в республике, хотя все условия для этого есть. Проведенный нами многолетний анализ профессиональной пригодности руководства Дагестана свидетельствует о том, что они никогда не справятся с задачей обеспечения своего народа рабочими местами, справедливым распределением материальных и социальных благ, так как существующая система власти позволяет удержаться у власти в качестве первых лиц в республике представителям наиболее «крупных» этносов, которые, будучи уверены в своей безнаказанности и незыблемости своей власти, ничего не хотят делать, кроме дележа между собой дотаций из федерального бюджета.
Что в такой ситуации нужно делать? На наш взгляд, в первую очередь нужно урезать дотации из федерального бюджета на 50-60 %. По разным оценкам, такая сумма ежегодно из этих дотаций по различным каналам используется не по целевому назначению. А во вторую очередь, что очень важно, всех глав муниципальных образований районного, городского уровней, а также президента (главу) Республики Дагестан назначить из федерального центра, причем последнего всегда и обязательно назначать из представителей так называемых «средних» и «малых» коренных этносов республики.
Таблица 4. Число замещенных рабочих мест на крупных и средних предприятиях Республики Дагестан за период с 2001 года по 2011 год
Годы 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Замещенные рабочие места, тыс. чел 398,5 372,6 356,6 340,6 336,3 340,0 336,0 333.3 329,3 354,9 353,0
Рост числа жителей в республике происходит не столько за счет повышения уровня жизни населения, а сколько благодаря национальным традициям и еще более изнурительному труду простых людей в личных подсобных хозяйствах и на арендованных земельных участках для производства сельхозпродукции. В долгосрочной перспективе этот естественный рост населения в республике может прекратиться в силу изложенных выше причин.
3. Многомерный регрессионный анализ численности постоянного населения в Республике Дагестан
Регрессионный анализ представляет собой статистический метод исследования зависимости случайной величины у от переменных х (г = 1, 2, ..., к), рассматриваемых как неслучайные величины независимо от истинного закона распределения х . В нашем случае зависимая случайная переменная у - это численность постоянного населения в Республике Дагестан, а х - это приведенные в табл. 1 социально-экономические факторы, к =10, т.е. г = 1, 2, ..., 10. Здесь предполагается, что случайная величина у имеет нормальный закон распределения с условным математическим ожиданием ту/х = (р(х1, х2,...,х10), являющимся функцией от аргументов х, и с постоянной, не зависящей от аргументов, дисперсией я 2 .
Для проведения регрессионного анализа из (к+1=11)-мерной генеральной совокупности (у, х1, х2хк) берется выборка объемом п=20 и каждоеу-ое наблюдение характеризуется значениями переменных (у , х^, ху,.. .,хкр , где х у - значение г-ой переменной
дляу-го наблюдения (]=1,2,...,п), у. - значение результатного признака для у-го наблюдения. На базе этих статистических данных
строится уравнение регрессии у = ту;х = р(х1, Х2Хк ) . В
настоящей работе для этого нами используется множественная линейная модель регрессионного анализа. Она имеет следующий вид:
^ = в0 +в1хи +...+вД+...+вА+е,- (3Л)
где £ I - случайные ошибки наблюдения, независимые между
собой, имеющие нулевую среднюю и неизвестную дисперсию о 2 ;
- неизвестные постоянные коэффициенты, которые нужно определить, используя исходные данные из таблиц 2 и 3.
Исходные данные для многомерного регрессионного анализа численности постоянного населения в Республике Дагестан приведены в таблицах 1 и 2.
В нашем случае зависимая переменная - это У - численность постоянного населения в Республике Дагестан, тыс. чел., а предполагаемые независимые переменные - это х1, х2,..., х10. Число переменных к=10, а число наблюдений (годы) п=20.
Для определения статистической зависимости численности постоянного населения в Республике Дагестан у от приведенных в табл. 2 и 3 социально-экономических факторов х1, х2, ..., х10 , на наш взгляд, оказывающих наиболее существенное влияние на де-
мографическую ситуацию в регионе, проведем регрессионный анализ с использованием пакета программ 8Р88 11.0.1. В табл. 5 приведена матрица парных коэффициентов корреляции.
Анализ матрицы парных коэффициентов корреляции показывает, что результатный показатель у наиболее тесно связан с факторами: х2 - уровнем бедности, х5 - величиной прожиточного минимума, х6 - среднедушевыми денежными доходами постоянного населения в республике, х7 - уровнем образования , х8 - валовой продукцией сельского хозяйства и х9 -объемом промышленного производства. А влияние экономически активного населения (х10) на результатный показатель достаточно мало (см. табл. 5).
В то же время связь между некоторыми факторами-аргументами достаточно тесная. Как видно из табл. 5, существует практически функциональная связь между группами факторов х2, х5, х8, х9 ; х4, х6; х5 х6, х7, х8, х9. О наличии мультиколлинеарности свидетельствуют их парные коэффициенты корреляции.
В силу сказанного для регрессионного анализа остаются следующие переменные: х1 - уровень безработицы, х2 - уровень бедности, х3 - ВРП на душу постоянного населения, х4- среднедушевые денежные доходы.
Реализация алгоритма пошагового регрессионного анализа с исключением переменных, используя пакет программ 8Р88 11.0.1., дает нам следующую матрицу парных коэффициентов корреляции (таблица 6):
Анализ матрицы парных коэффициентов корреляции в табл. 6 показывает, что результатный показатель наиболее тесно связан с х1 - уровнем безработицы, х2 - уровнем бедности и х3 - валовым региональным продуктом на душу постоянного населения. Но факторы х1 и х2 почти мультиколлинеарны, а среднедушевые денежные доходы (х4) не оказывают существенного влияния на результатный показатель у - численность постоянного населения в Республике Дагестан, так как доверительный интервал, содержащий коэффициент при х4 содержит нуль. Этот интервал при доверительной вероятности 0,95 имеет следующие границы: (-0,664; 0,552) . Поэтому пошаговый алгоритм исключения переменных, реализованный в системе 8Р88 11.0.1., позволяет в окончательном виде представить регрессионную модель численности постоянного населения в Республике Дагестан в следующем виде:
у =2757,184-16,531х1 + 13,534х3 (3.2)
V. (32,885) (-11,192) (6,556)
В уравнении (3.2) коэффициенты регрессии в0, в в2 значимы, так как для них расчетные значения критерия Стьюдента по абсолютной величине превышают найденное из таблиц 1 (а=0.05; у=17) = 2,11. Кроме того, соответствующие доверительные интервалы для этих коэффициентов не содержат нуля: (2580,291; 2934,077), (19,647; -13,415), (9,179; 17,890).
Уравнение (3.2) значимо при уровне значимости а=0,05, т.к. рна6л=375,570 > Бкр=3,15 , найденного по таблице Б-распределения
Таблица 5. Матрица парных коэффициентов корреляции
Y х. х2 Хз х4 х5 х6 х7 х8 х9 Х10
Y 1,000 ,695 ,855 ,753 ,676 ,988 ,862 ,813 ,919 ,926 ,183
X] ,695 1,000 ,712 ,695 ,524 ,745 ,695 ,796 ,764 ,762 ,315
х2 ,855 ,712 1,000 ,757 ,462 ,852 ,675 ,725 ,982 ,976 ,165
Х3 ,753 ,695 ,757 1,000 ,459 ,760 ,625 ,656 ,766 ,763 ,051
Х4 ,676 ,524 ,462 ,459 1,000 ,728 ,846 ,695 ,598 ,620 ,361
Х5 ,988 ,745 ,852 ,760 ,728 1,000 ,897 ,854 ,925 ,933 ,176
Х6 ,862 ,695 ,675 ,625 ,846 ,897 1,000 ,852 ,789 ,803 ,300
Х7 ,813 ,796 ,725 ,656 ,695 ,854 ,852 1,000 ,811 ,817 ,434
Х8 ,919 ,764 ,982 ,766 ,598 ,925 ,789 ,811 1,000 ,999 ,233
х9 ,926 ,762 ,976 ,763 ,620 ,933 ,803 ,817 ,999 1,000 ,234
х,0 ,183 ,315 ,165 ,051 ,361 ,176 ,300 ,434 ,233 ,234 1,00
Таблица 6. Скорректированная матрица парных коэффициентов корреляции
У X! X2 X3 X4
У 1 -0,960 -0,882 0,903 -0,471
X, -0,960 1 0,928 -0,789 0,638
x2 -0,882 0,928 1 -0,704 0,611
X3 0,903 -0,789 -0,704 1 -0,126
X4 -0,471 0,638 0,611 -0,126 1
Фишера-Снедекора при а=0.05; у1=3 и у2=17. Коэффициент детерминации R2 = 0,978 для уравнения (3.2) показывает, что дисперсия значений численности постоянного населения у на 97,8 % объясняется влиянием факторов х1 - уровня безработицы и х3 - валового регионального продукта на душу постоянного населения республики в год.
Из уравнения регрессии (3.2) следует, что увеличение х3 - валового регионального продукта на душу постоянного населения в Республике Дагестан на 1000 рублей в год приведет к повышению численности постоянного населения в республике в среднем на 14 человек, а увеличение на 1 % уровня безработицы в Дагестане приводит к понижению роста постоянного населения в среднем на 17 человек в год.
Проведенный анализ показывает зависимость численности постоянного населения в республике (тыс.чел) от социально-эко-
номических факторов. Прямая зависимость численности постоянного населения от х3 - валового регионального продукта на душу постоянного населения республики в год - это достаточно убедительная зависимость. В то же время можно сделать вывод, что при существующих объемах валового регионального продукта невозможно достичь такого реального роста численности постоянного населения в республике, которая уже достигла отметки в 3 миллиона человек. Это говорит о том, что еще существуют какие-то существенные факторы, влияющие на рост постоянного населения, кроме тех 10 факторов, рассматриваемых в настоящей работе.
Литература:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2000 г. № 875 «О правилах отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда».
2. Занятость и безработица в Российской Федерации в сентябре 2009 года. (Итоги обследования населения по проблемам занятости). - Росстат, -2009.
3. Абдулгалимов А.М. Статистическое прогнозирование социально-экономических процессов. - Махачкала: Даг. книжн. изд-во, 1998.- 142 с.
4. Абдулгалимов А.А., Абдулгалимов А.М. Экономико-статистический анализ преступлений в Республике Дагестан // Экономические науки , - №2 (27) , 2007.- С. 67-72.
5.Социально-экономическое положение республики Дагестан за январь-декабрь 2008 года. /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан.
- Махачкала, 2009, -272 с.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Гусейнова У.Г., ассистент Дагестанского государственного технического университета Рассматриваются основные экономические инструменты управления предприятием общепита и даются рекомендации по их реализации. Ключевые слова: общепит, коммерческий расчет, внутрифирменное планирование, финансовая деятельность.
ECONOMIC INSTRUMENTS OF MANAGEMENT ENTERPRISE PUBLIC FEEDING
Guseynova U.G., assistent Dagestanskogo state technical university They Are Considered main economic instruments of management enterprise общепита and are given recommendations upon their realization. Keywords: общепит, commercial calculation, внутрифирменное planning, financial activity.
В условиях рынка важную роль в повышении эффективности управления предприятиями общественного питания играют различные экономические инструменты. К основным элементам хозяйственного механизма экономического управления предприятием общепита можно отнести: коммерческий расчет, внутрифирменное планирование, ценообразование и финансы, кредит, маркетинг и стимулирование эффективной хозяйственной деятельности.
Наиболее важную роль при этом играет коммерческий расчет, как важнейший метод хозяйствования, синтезирующий в себе, как функции управления, так и экономические рычаги направленные на соизмерение затрат и результатов, а также обеспечение прибыльности предприятия[1].
Организация коммерческого расчета в общепите может быть основана на следующих общих принципах хозяйствования:
- окупаемость затрат на производство и реализацию продуктов питания;
- рентабельность процесса обслуживания посетителей;
- оперативно-хозяйственная самостоятельность в распоряжении производственными ресурсами с ориентацией производства продуктов питания на удовлетворение рыночного спроса на выбранном сегменте потребителей полуфабрикатов и готовых продуктов питания;
- материальная заинтересованность в эффективном ведении хозяйства всех работников предприятия общепита;
- финансовый контроль со стороны руководства над ходом и результатами хозяйственной деятельности.
В этом случае коммерческий расчет становится динамичной, регулярно развивающейся системой хозяйствования. При незыб-
лемости основных принципов внутрифирменного коммерческого расчета по мере изменения качества оказываемых услуг, по мере развития рыночных отношений меняются его формы и методы, а также раздвигаются границы договорных и хозяйственных отношений.
При этом, предприятие общепита определяет какую продукцию ему производить на основе анализа спроса и расчета экономической выгоды, т.е. оно формирует свою производственную программу строго согласно своим коммерческим выгодам.
Еще одной важнейшей функцией экономического механизма управления предприятия общепита является совершенствование внутрифирменного планирования. Никакая хозяйственная организация не может эффективно функционировать, не разработав планов развития своих производственных мощностей, с учетом спрогнозированных перспектив развития спроса на оказываемые ее услуги. Система прогнозов, долгосрочных и краткосрочных, перспективных и текущих планов должна предусматривать меры по достижению всех основных целей развития предприятия общепита.
Основной задачей внутрифирменного планирования является разработка оперативного, среднесрочного и стратегического бизнес-планов развития предприятия общепита. При этом решаются подзадачи связанные с выявлением закономерностей развития внешнего окружения предприятия в целом и отдельных его факторов, определяющих изменения потока посетителей, формулирование целей и вероятных стратегий, выявление первостепенных проблем, а также действий для их достижения. После утверждения планов, их представляют в цифрах, формируя бюджет предприятия общественного питания.