ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Статистический анализ трансформации сельского рынка труда Оренбургской области
Т.Д. Дегтярёва, д.э.н., профессор, А.А. Нейфельд, аспирантка, ФГБОУ ВПО Оренбургский ГАУ
В современных условиях при принятом направлении социально ориентированного развития Российской Федерации одной из важных задач экономической политики государства является
повышение эффективности использования всех имеющихся ресурсов, в первую очередь это относится к трудовым ресурсам. При этом в сфере занятости главными целями являются [1]:
— достижение естественного уровня занятости населения и управляемости процессами трудовой миграции;
— повышение качества рабочей силы, её количественного и качественного воспроизводства;
— создание управляемого и прозрачного рынка труда.
Региональные сельские рынки труда подвержены влиянию многих факторов, к которым следует прежде всего отнести географическое положение территории и её протяжённость, неразвитость дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры, своеобразное распределение сельских поселений по территории региона, как правило, отличающееся существенной неоднородностью, низкую мобильность значительной части сельских трудовых ресурсов и др. Эти рынки объединяют рынки труда муниципальных районов, ограниченные административно-территориальными границами.
Сегментацию сельского рынка, кроме территориального признака, производят и по другим показателям, например по отраслевому признаку обычно выделяют рынки сельскохозяйственного и несельскохозяйственного труда. Для более детального изучения занятость сельского населения можно подразделить по типам — аграрная, неаграрная, смешанная. Кроме того, порой анализ проводят и по типам хозяйств — занятость в крупных и средних хозяйствах, самозанятость в личных подсобных хозяйствах и др.
В последние десятилетия, несмотря на реализацию национальных проектов и государственных программ в сферах агропромышленного комплекса, здравоохранения, образования и жилищного строительства, особенно сложное положение наблюдается с трудовыми ресурсами в муниципальных районах региона а именно в сельской местности. Учитывая, что агропромышленный комплекс районов обеспечивает население продовольствием, т.е. выступает гарантом продовольственной независимости не только каждого региона, но и государства в целом, проблема формирования управляемого сельского рынка труда становится крайне актуальной. Формирование и развитие этого рынка труда происходит во многом под влиянием специфики функционирования отрасли сельского хозяйства. К его особенностям следует отнести [2]:
— высокий удельный вес сельскохозяйственной занятости, отсюда существенный объём ручного и немеханизированного труда, а также наличие сезонных колебаний;
— низкое качество рабочей силы, обусловленное полученным уровнем образования и профессиональной подготовки, и, следовательно, её слабая восприимчивость к инновациям, а также более низкая конкурентоспособность, чем у городского населения;
— диспаритет цен на реализацию продукции сельского хозяйства и цен на промышленную продукцию и др.
Всё население Оренбургской области на 1 января 2014 г. составляло 2008,5 тыс. чел., его доля в РФ — 1,4%, в Приволжском федеральном округе (ПФО) — 6,8%, его ранг среди всех субъектов РФ — 23, среди субъектов федерального округа — 7. В состав области входят 12 городов и 35 муниципальных районов, в которых проживает только сельское население. Однако в последние годы в официальной статистике к населению некоторых муниципальных районов области относят и городское население их районных центров.
Городское население области равно 1202045 чел. (доля в РФ — 1,1%, место — 26; соответственно в ПФО - 5,7%, место - 7), сельское - 806521 чел. (доля в РФ - 2,2%, место - 10; в ПФО - 9,4%, место - 3). Доля сельского населения области равна 42%. В Оренбуржье самое высокое в ПФО соотношение городского и сельского населения - на 1000 горожан приходится 671 сельский житель, в Республике Чувашии - 662, в Республике Мордовии - 648, в Республике Башкортостан - 628, в РФ - 348. Эти факты ещё раз подтверждают важность для Оренбургской области проблемы формирования управляемого сельского рынка труда.
Численность сельского населения в трудоспособном возрасте на 1 января 2014 г. была равна 449,2 тыс. чел., или 55,7% от общей численности сельского населения, однако лишь 38,2% из них работали в организациях области, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. Жителей села старше трудоспособного возраста насчитывалось 191,3 тыс. чел. (23,7%), моложе трудоспособного возраста - 166 тыс. чел. (20,8%).
В отрасли сельского хозяйства, охоте и лесном хозяйстве среди других секторов экономики области самая большая среднегодовая численность занятых, в 2013 г. она составляла 215 тыс. чел. По отношению к 2009 г. эта численность уменьшилась на 13,6 тыс. чел. (6%). Её удельный вес в общей численности занятого в экономике области населения равен 19,9% (в 2009 г. - 21,4%). Таким образом, почти половина трудоспособного населения муниципальных районов (47,9%) работает в сельскохозяйственном производстве.
К основным показателям состояния трудовых ресурсов региона относятся: среднегодовая численность работников организаций; фонд оплаты труда работников; среднемесячная заработная плата; численность ищущих работу граждан, не занятых трудовой деятельностью; численность официально зарегистрированных безработных и численность безработных, которым назначено пособие по безработице. Динамика этих показателей в 2000-2013 гг. для Оренбургской области приведена в таблице.
В 2013 г. среднегодовая численность работников организаций в регионе составила 698,3 тыс. чел., при этом наблюдалось её снижение по сравнению с 2000 г. на 17,2%, а с 2010 г. - на 0,4%. Значение этого показателя по совокупности муниципальных
районов области равно 171,7 тыс. чел., т.е. лишь 24,5% от областного уровня. По отношению к 2000 г. численность работников организаций в сельской местности сократилась на 42,6%, к 2010 г. — на 10%. По муниципальным районам она варьировалась от 4,9 тыс. чел. в Гайском районе до 27,6 тыс. чел. в Оренбургском (соотношение её максимального и минимального значений — 5,6). В 2000 г. диапазон изменения данного показателя в районах был иным: от 4,47 тыс. чел. в Домбаровском районе до 16,87 тыс. чел. в Соль-Илецком (включая г. Соль-Илецк). В среднем на 1 район в 2013 г. приходилось 4,9 тыс. работников организаций (в 2000 г. — в 1,74 раза больше).
Фонд оплаты труда работников по Оренбургской области в анализируемом периоде ежегодно увеличивался, вначале он был равен 18712,6 млн руб., к 2005 г. вырос в 2,8 раза, к 2010 г. ещё повысился в 2,4 раза, в 2013 г. достиг 180951 млн руб., т.е. общий рост относительно 2000 г. составлял 9,67 раза. По муниципальным районам его величина изменилась от 4342,8 до 41328,1 млн руб., или в 9,52 раза. Следовательно, изменение фонда оплаты труда работников по совокупности районов полностью соответствует его вариации по области. Наибольшим значение этого показателя в 2010—2013 гг. было в Оренбургском районе (11166,9 млн руб. в 2013 г.), на втором месте — Соль-Илецкий район (2136,8 млн руб.), на третьем до 2013 г. — Яснен-ский, в 2013 г. — Новосергиевский (1869,7 млн руб.). Наименьший фонд оплаты труда имелся в организациях Матвеевского района (292,7 млн руб.).
Заработная плата работников организаций по области в 2013 г. равнялась 21593 руб. в месяц, что на 2322 рубля (12,05%) больше, чем в предыду-
щем году, и на 6393 руб. (42,06%) — чем в 2010 г. В среднем по всем районам она была ниже, чем по области, на 18,38% и равнялась 17623,1 руб. (в 1,58 раза выше по сравнению с 2010 г.). При этом в 20 районах региона сложилась заработная плата работников организаций ниже среднерайонного уровня, наименьшей она была в Адамовском районе (13734 руб.). Её максимальное значение, равное 33714 руб., имел Оренбургский район (в 1,9 раза выше среднерайонного значения и в 2,45 раза выше минимального). Помимо него высокие значения этого показателя имели Домбаровский (26089 руб.), Абдулинский (22487), Ясненский (21698) и Новоорский (21172) районы.
Снижение потребности в трудовых ресурсах в сельскохозяйственных организациях и низкий уровень оплаты труда привели к тому, что в настоящее время значительно усиливаются процессы межрегиональной миграции из сельской местности Оренбургской области. Для большей части муниципальных районов характерен миграционный отток населения, являющийся одним из основных факторов его сокращения в последние годы [3]. С другой стороны, в сельскохозяйственном производстве ощущается дефицит кадров, имеющих профессиональную квалификацию, соответствующую современным требованиям.
Численность не занятых трудовой деятельностью, ищущих работу граждан по области в 2013 г. была равна 13733 чел., из них большинство проживали в муниципальных районах (73%). По сравнению с предыдущим годом значение данного показателя увеличилось на 21%, а по отношению к 2000 г. — втрое. Наиболее высокая численность безработных зафиксирована в Бузулукском (770
Динамика основных показателей состояния трудовых ресурсов Оренбургской области
Год 2013 г.
2000 2005 2010 2011 2012 2013 к 2010 г., %
Среднегодовая численность работников организаций по области, чел. из них по районам: 843467 299034 711819 254696 701451 190735 702482 186580 702356 181586 698346 171664 99,56 90,00
Фонд заработной платы работников организаций по области, млн руб. из них по районам: 18712,6 4342,8 52647,9 13966,2 127942 28589,4 143516 32369,3 162420 37028,8 180951 41328,1 141,43 144,56
Среднемесячная номинальная 1849 6164 15200 17025 19271 21593 142,06
начисленная заработная плата работников организаций по области, руб. в среднем по районам: 1178,9 4046,5 11130,0 12770,3 14856,5 17623,1 158,34
Численность ищущих работу граждан, 4616 9063 14267 13697 11344 13733 96,26
не занятых трудовой деятельностью по области (на конец года), чел. из них по районам2): 2792 6122 10440 10302 8442 10018 95,96
Численность безработных, 3921 8605 13947 13347 10451 12632 90,57
зарегистрированных в службе занятости населения (на конец года) по области, чел. из них по районам2): 2402 5954 10316 10149 8147 9669 93,73
Численность безработных, которым назначено пособие по безработице (на конец года) по области, чел. из них по районам2): 3538 2193 8179 5622 12400 9199 11943 9039 9373 7345 11194 8560 90,27 93,05
чел.), Сорочинском (762), Бугурусланском (663) и Кувандыкском (657) районах (данные по районам, включая города), а наименьшей она была в Грачёв-ском (82 чел.) и Северном (83) районах.
На 1 января 2014 г. численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, по области в целом составила 12632 чел. (на 20,9% выше, чем в 2012 г., и на 5,4% ниже, чем в 2010 г.), из них в сельской местности зарегистрировано 9669 чел. Значение этого показателя изменялось от 76 (Грачёвский район) до 770 чел. (г. Бузулук и Бузулукский район), при этом в среднем на 1 район приходилось 276 безработных. Доля зарегистрированных на территории муниципальных районов безработных в общей численности их трудоспособного населения равна 2,2%.
Пособие по безработице в 2013 г. в регионе получили 11194 чел., что на 1821 чел., или 19,4%, больше, чем в 2012 г., а по всем муниципальным районам их насчитывалось 8560 (76,5% от общей численности получивших пособие по безработице). Наиболее низкие значения этого показателя отмечены в Грачёвском (67 чел.), Саракташском (73) и Северном (75) районах, а наиболее высокие - в Сорочинском (663), Бузулукском (642) и Кувандыкском (617) районах.
Проведённый анализ позволяет отметить следующие основные моменты.
- Наблюдается значительное сокращение среднегодовой численности работников организаций области, по муниципальным районам в 2013 г. она составляла 57,4% по отношению к 2000 г., а за три года отмечено снижение этого показателя на 10% (по сравнению с 2010 г.). В сельскохозяйственном производстве региона и основных массовых профессиях в его отраслях существенно уменьши -лась численность производственных рабочих при сохранении достаточно стабильной отраслевой структуры рабочих кадров [4]. Следовательно, спрос на рабочую силу в сельскохозяйственных организациях ежегодно снижается, поэтому трудоспособное население вынуждено либо реализовывать самозанятость в личных подворьях, либо менять место жительства, переезжая как в города, так в другие регионы. Сельский рынок труда остаётся несбалансированным, эффективные механизмы его государственного регулирования отсутствуют.
- Фонд заработной платы работников организаций по области и их среднемесячная номинальная начисленная заработная плата ежегодно увеличиваются как в целом по области, так и в муниципальных районах. В среднем по районам в 2013 г. по сравнению с 2010 г. рост заработной платы работников достигает 158,6%. В сельскохозяйственном производстве - ключевой отрасли экономики муниципальных районов, в которой трудится пятая часть занятого населения области (свыше 200 тыс. человек), уровень заработной платы также существенно увеличился. Так, в 2013 г. его
рост составил 60,3% по сравнению с 2009 г. Однако подчеркнём, что при этом заработная плата в этом виде деятельности всё-таки по-прежнему остаётся самой низкой среди всех отраслей национальной экономики. Её уровень относительно среднего показателя по Оренбургской области составлял в 2013 г. только 52,7%. К тому же в Оренбургской области заработная плата работников сельского хозяйства на треть ниже, чем в среднем по Российской Федерации.
- Официальные статистические показатели, характеризующие безработицу, значительно возросли по отношению к началу периода и по области, и в её муниципальных районах, однако в 2013 г. по сравнению с 2010 г. произошло небольшое их снижение. Несмотря на то что доля официально зарегистрированных безработных в численности трудоспособного населения области невелика, значительная часть сельских жителей трудится только в личных подсобных хозяйствах, как правило, характеризующихся низкой производительностью труда и приносящих невысокий доход.
Таким образом, учитывая указанные выше обстоятельства, проблема повышения занятости населения на современном этапе развития сельского рынка труда Оренбургской области является одной из важнейших для муниципальных районов. Основными направлениями её решения должны стать: формирование рациональной структуры занятости работников, учитывающей тенденции развития экономики страны и в особенности её аграрного сектора; поддержка создаваемых вновь и уже существующих предприятий по глубокой переработке сельхозпродукции в муниципальных районах региона; совершенствование системы подготовки и переподготовки персонала сельских организаций с целью улучшения качества их кадрового потенциала и повышения его конкурентоспособности; содействие развитию альтернативных видов занятости населения и его самозанятости в личных подсобных хозяйствах; преодоление роста безработицы и миграционного оттока населения в сельской местности. Последнее особенно актуально из-за приграничного статуса области и остро актуальной проблемы снижения плотности населения в муниципальных районах и, следовательно, в перспективе сокращение числа сельских поселений на этой территории.
Литература
1. Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С. Рынок труда: проблемы и решения. М.: Научный эксперт, 2008. 232 с.
2. Панков Б.П., Цырендоржиева Е.А. Региональные проблемы занятости и рынка труда на селе. М.: Компания Спутник+, 2006. 149 с.
3. Дегтярёва Т.Д. Особенности демографической ситуации в муниципальных районах региона // Известия Оренбургского государственного аграрного университета, 2014. № 5 (49). С. 228-231.
4. Чулкова Е.А., Рахматуллина Л.И. Анализ использования квалифицированных рабочих кадров в аграрном производстве региона // Известия Оренбургского государственного аграрного университета, 2014. № 5 (49). С. 231-235.