7. Lin, J. Y., & Rosenblatt, D. Shifting patterns of economic growth and rethinking development. Journal of Economic Policy Reform, 2012. 15(3), 171-194.
8. National Bureau of Statistics of China. The First Three Quarters of 2021 National Economic Performance. URL: http://www.stats.gov.cn
9. Naughton, B. The Chinese economy: adaptations and growth. MIT Press 2017.
10. Organisation for Economic Co-operation and Development. OECD-FAO Agricultural Outlook 2021-2030. URL: https://www.oecd-ilibrary.org.
11. Ren, M., Li, M., & Qi, G. China's outward foreign direct investment and international investment law. Journal of World Investment & Trade, 2018. 19(5), 829-857.
12. Statista. China - statistics & facts. 2021. URL: https://www.statista.com.
13. The Economist. China's state-owned enterprises are both crucial and inefficient. 2019. URL: https://www.economist.com.
14. The World Bank. State-Owned Enterprises in China. 2021. URL: https://openknowledge.worldbank.org.
15. Trading Economics China GDP - Gross Domestic Product. 2021. URL: https://tradingeconomics.com.
16. United Nations Conference on Trade and Development. World Investment Report 2019. Geneva: United Nations.
17. United States Department of Agriculture. Grain: World Markets and Trade. 2021. URL: https://apps.fas.usda.gov.
18. Wang, Q., & Su, M. A preliminary assessment of the impact of COVID-19 on environment-A case study of China. Science of The Total Environment. 2020.
19. Wang, X., & Gao, T. Education and Human Capital in Urban China. In Urban China (pp. 41-58). 2018. Palgrave Macmillan, Singapore.
20. World Economic Forum. Which countries are leading the way in AI research? 2020. URL: https://www.weforum.org.
21. Xinhua. China's state-owned enterprises receive new impetus. 2018. URL: http://www.xinhuanet.com.
22. Zhang, K. H., & Song, S. Rural-urban migration and urbanization in China: Evidence from time-series and cross-section analyses. China Economic Review, 2003. 14(4), 386-400.
EDN: KFDCMO
Г.Г. Гоник - к.э.н., доцент кафедры статистики и прикладной математики, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
G.G. Gonik - candidate of economic sciences, Associate Professor at the Department of Statistics and Applied mathematics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
М.И. Кашина - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
M.I. Kashina - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Т.В. Еськова - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
T. V. Eskova - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И МЕДИА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ STATISTICAL ANALYSIS OF SOCIAL NETWORKS AND MEDIA IN RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В статье проведен статистический анализ социальных сетей и медиа в Российской Федерации. В связи с развитием интернета и социальных медиа, объем информации в разы увеличился, что повлекло за собой интерес в исследованиях данных сфер. Важно оценить влияние социальных сетей и медиа на мировое сообщество, в частности, рассмотреть аудиторию и ее особенности на территории Российской Федерации. В статье рассматривается ТОП-10 социальных сетей по различным показателям на 2023 г. в Российской Федерации. Проведен анализ объема аудитории каждой социальной сети, возрастная структура каждой рассматриваемой платформы, а также жанровые предпочтения пользователей по возрастным категориям. На основе проведенного исследования сделаны выводы, отражающие специфику российской социальной сетевой и медиа-среды, включая популярные платформы, социальные тренды и особенности алгоритмов, используемых для предоставления контента пользователям на основе статистического анализа.
Abstract. The article provides a statistical analysis of social networks and media in the Russian Federation. Due to the development of the Internet and social media, the volume of information has increased significantly, which has led to interest in research in these areas. It is important to assess the impact of social networks and media on the global community, in particular, to consider the audience and its characteristics on the territory of the Russian Federation. The article examines the TOP 10 social networks by various indicators for 2023 in the Russian Federation. The analysis of the audience volume of each social network, the age structure of each platform under consideration, as well as the genre preferences of users by age categories was carried out. Based on the conducted research, conclusions are drawn reflecting the specifics of the Russian social network and media environment, including popular platforms, social trends and features of algorithms used to provide content to users based on statistical analysis.
Ключевые слова: социальные сети, социальные медиа, массивы данных, исследование социальных сетей и медиа, целевая аудитория.
Keywords: social networks, social media, data sets, social media and media research, target audience.
В современном мире социальные сети и медиа становятся неотъемлемой частью жизни общества. Сейчас социальные сети являются основным способом продвижения личных блогов экспертов, брендов, а также уже узнаваемых компаний и марок. Это связано с удобством использования онлайн-площадок. Удаленный формат, широкий доступ к информации, свободные коммуникации, возможность проявлять себя, выражать свое мнение, создавать новые тренды для социально-экономической сферы общества - все это о социальных сетях.
Социальные сети обладают также огромнейшим массивом данных, которые отражают конкретные аспекты жизни нашего общества. В наше время интернет - самая глобальная база данных. На её основе составляются статистические показатели каждой сферы общества: и социальной, и экономической, и политической, и духовной. Информация варьируется от личных мнений до мировых новостей. И эта же информация выступает главным вызовом для исследователей на изучение социального поведения, взаимосвязи людей и влияния социальных сетей на мировое сообщество.
Настолько большие объемы данных требуют качественной оценки, которую можно получить, использовав статистический анализ. Именно он является ключевым инструментом при извлечении и анализе информации больших данных. Рассматривая социальные сети, статистический анализ помогает раскрыть скрытую структуру социальных сетей, исследовать взаимосвязи между пользователями, определить влияние медиа на формирование общественного мнения и многое другое.
Для начала стоит рассмотреть понятия социальных сетей и медиа. Во многих источниках их значения приравнивают друг к другу, но на самом деле, данные понятия не полностью отождествляют друг друга, скорее дополняют. Рассмотрим главные отличия:
1. Цель социальных сетей - обеспечение связи и взаимодействия между людьми. Пользователи создают свои личные профили, куда привлекают аудиторию для дальнейшего взаимодействия. Целью социальных медиа
является обмен информацией в широких массах и выражение общественного мнения. Социальные медиа - это коллективный термин для различных платформ.
2. Социальные связи сосредоточены создании взаимосвязей путем «друзей», «подписчиков» и др. Медиа, с другой стороны, сосредоточены на создании контента, новой информации. Тут пользователи могут добавлять информацию себе на страницу, комментировать, ставить отрицательные или положительные отметки.
3. В социальных сетях взаимодействие на 80 % углубляется в личное общение, личные сообщения, звонки. В социальных медиа взаимодействие осуществляется открытым путем - в виде публичных обсуждений.
4. В социальных сетях доступна приватность контента, то есть информация конкретного пользователя доступна только тем, кто есть у него в друзьях или подписчиках. При желании пользователь может открыть доступ для всех, в том числе и для тех, кто на него не подписан. В социальных медиа контент открыт для всех.
При этом, как было написано раннее, в настоящее время социальные сети и медиа скорее дополняют друг друга, взаимозаменяя функция и возможности. В дальнейшем мы будем рассматривать эти понятия в совокупности.
Таким образом, можно сформулировать два понятия. Социальные сети - это онлайн платформы, созданные для взаимодействия людей с помощью внутреннего функционала сети. Социальные медиа - это онлайн платформы, созданные для обмена информацией и выражения общественного мнения.
На 2023 г. по России насчитывается более 520 социальных сетей и медиа в Российской Федерации. Каждая отличается интерфейсом, возможностями, функционалом, способами взаимодействия и многими другими деталями. Но именно это делает одну социальную сеть предпочтительнее другой, каждый выбирает для себя то, что для него будет наиболее комфортным. Мы будем рассматривать 10 самых популярных и часто используемых на данный момент. В них входят:
1) «ВКонтакте»;
2) «Одноклассники»;
3) «Telegram»;
4) «Instagram*»;
5) «Facebook*»;
6) «Pinterest»;
7) «YouTube»;
8) «Дзен»;
9) «TikTok»;
10) «Twitter».
В России, по данным Global Digital, на 2023 г. насчитывается 127,6 млн интернет-пользователей. Заметим, что Instagram и Facebook - социальные сети, признанные экстремистской в России компании Meta. Для начала рассмотрим рейтинг по количеству пользователей в каждой сети (рисунок 1).
Рисунок 1 - Рейтинг социальных сетей в России по количеству пользователей в 2023 г., млн. чел
Исходя из рисунка 1, видно, что лидирующее место занимает «^оиТиЬе» с постоянной российской аудиторией 93 млн. человек. YouTube - самая популярная платформа в мире для загрузки и просмотра видео. Платформа совмещает в себе широкий спектр контента - начиная от мультфильмов, заканчивая образовательными и научными программами. Как мы видим, несмотря на блокировку монетизации для блогеров из России с 4 марта 2022 года, спрос на данную площадку не уменьшился. Хотя российские пользователи начали выводить свою аудиторию на другие социальные сети.
Второе место в рейтинге занимает «ВКонаткте» - аудитория данной социальной сети составляет более 79,5 млн. человек, что на 13,5 млн. человек или на 16,9 % меньше, чем аудитория YouTube. ВКонтакте (ВК) -является самой популярной российской социальной сетью. Она совмещает в себе общение, прослушивание музыки, просмотр видео и в 2022 году разработчики усилили сторону маркетинга и продвижения товаров и услуг. Нельзя сказать, что это дало резкий приток новой аудитории, но такие решение повлияли положительно.
Третье место занимает «WhatsApp» с аудиторией в 79,4 млн. человек. В сравнении с ВК отрыв очень маленький и разница составляет всего 100 тыс. человек или 0,13 %. WhatsApp - мессенджер, приоритет которого остается быстрая и надежная отправка сообщений из любой точки мира. Также он поддерживает видеозвонки в
хорошем качестве и с хорошим звуком, что также отмечают пользователи.
Четвертую строку занимает «Telegram» (TG) - популярный мессенджер, обладающий широкими возможностями для личных сообщений и групповых чатов. Его отличающей чертой являются так называемые «кружочки» - видеосообщения в реальном времени. То есть предусмотрено целых 3 формата общения: текстовые сообщения, голосовые сообщения и «кружочки». Также преимуществом данного мессенджера является создание телеграм-каналов - сейчас это считается одной из площадок продвижения. Телеграм-каналы создают блогеры, магазины, прочие заведения и даже новостные сообщества. На фоне вышеперечисленных достоинств российская аудитория TG составляет 76 млн. человек, что на 3,4 млн. человек или на 4,5 % меньше по сравнению с WhatsApp.
Серединную строку занимает «Instagram*». Несмотря на блокировку, по данным Global Digital, примерно 85 % пользователей не перестали пользоваться данной социальной сетью. По расчетам весной 2023 г. было зафиксировано 70,1 млн. активных пользователей, это на 5,9 млн. человек или на 8,4 % меньше по сравнению с TG. Instagram с начала своего появления в России (2010 г.) начал стремительно набирать популярность. Изначально платформа была создана для обмена фото и видео, также был доступен мессенджер внутри платформы, но он был не так развит, как на сегодняшний день. Сейчас Instagram является мировой площадкой не только для обмена информацией о себе, но и платформой продвижения. В Instagram доступна реклама (за исключением России), возможность открыть свой магазин уже в приложение установить цены. Главным способом продвижения являются Reels - короткие вертикальные видеоролики. При попадании ролика в рекомендации, можно набрать сотни тысяч аудитории. Преимущество в том, что данный способ продвижения абсолютно бесплатный. Благодаря этому даже появилась новая должность - рилсмейкер. Рилсмейкер - это человек, который снимает, монтирует в соответствии со структурой продающего ролика и, таким образом, создает воронку продаж через Reels. По расчетам «ppc.world», если бы не было блокировки в 2022 году, данная социальная сеть занимала бы первое место по востребованности в России.
6 место занимает «Дзен» - российская аудитория составляет 70 млн. человек, 7 место - «Pinterest» с аудиторией в 65,8 млн. человек, 8 место - «TikTok», аудитория которого 64,9 млн. человек, 9 место - «Facebook*» с аудиторией 63,4 млн. человек. По данным РАЭК, в марте 2022 года 7,9 % россиян удалили аккаунты в Facebook*. За месяц соцсеть потеряла 4,2 % пользователей от общего числа. Закрывают рейтинг «Одноклассники», аудитория которых 62, 4 млн. человек.
Далее проведем анализ по социально-демографическим показателям каждой социальной сети (рисунок 2).
100%
90%
80% 23
70%
60% 16
50%
40% 14
30%
20% 1С
10% 8
0% OK
1
I I I I
FB TikTok Pinterest Дзен
4 ft
9
10
14
9
13 8
15 13
1 И
ra TG
WA
В К You Tube
116-24 "25-34 35-44 45-54 "55-64 65-
Рисунок 2 - Возрастная структура активных пользователей социальных сетей (в % от всех российских пользователей социальных медиа)
Среди пользователей в возрасте 16-24 преобладает TikTok, в процентном соотношении данная возрастная группа составляет 16 % от общего количества пользователей TikTok. TikTok - популярная социальная платформа для создания и просмотра коротких музыкальных видеороликов. Выше мы рассказывали о Reels в Instagram. Стоит пояснить, что изначально внедрение в IG коротких роликов Reels было вызвано высокой активностью пользователей в TikTok. Также данную возрастную группу в наибольшей степени интересует Instagram (14 %), Telegram (15 %) и ВК (15 %). Наименьший процент пользователей 16-24 лет сосредоточен на Одноклассниках (3 %).
Именно тут мы и видим обратную зависимость между самым молодым поколением и самым старшим. Пользователей в возрасте 65+ в наибольшей степени интересуют Одноклассники (23%). На диаграмме видно, что с возрастом концентрация аудитории в данной соцсети увеличивается. В среднем с каждой возрастной группой число аудитории увеличивается на 4%.
Пользователей в возрасте 25-34 в наибольшей степени интересует WhatsApp (16 %), в наименьшей - Facebook (4 %). Аудитория от 35 до 44 лет больше использует также WhatsApp (16 %), в наименьшей степени используется Pinterest (4 %). Люди в возрасте от 45 до 64 также в большей степени поддерживают соцсеть WhatsApp (20 %), практически не используют Pinterest.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что WhatsApp является самой часто используемой социальной сетью среди различных возрастных групп. Она удобна и для младшего поколения, и для более
старшего. Это объясняется простотой интерфейса, наличием различных функций, учитывая, что нет ничего лишнего. Нужно отметить, что в данном приложении высокое качество видеозвонков, оно существенно отличается от других платформ. Мессенджер подходит, как и для повседневного общения, так и делового.
Наименьшей популярностью обладает Pinterest - сеть, ориентированная на обмен идей и визуального контента. Она предлагает возможности для создания коллекций фотографий и вдохновляющих «пинов». Социальная сеть появилась в России относительно недавно и только набирает обороты. Но сейчас данную платформу также начинают использовать как способ продвижения. В частности, это делают контент-мейкеры, графические дизайнеры и те, чья работа связана с визуальной концепцией.
В социальных сетях есть разные виды контента: новости, политика, развлекательный, мультфильмы и прочее. Чтобы разобраться, какой контент является наиболее привлекательным для каждой возрастной группы, рассмотрим жанровые предпочтения каждой категории (рисунок 3).
12-24 10
25-34
35-44 6 2 5
45-54 3 3 11
55- 37 2Н
все 12- Ю 10
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% ■ Новости ■ Политика Развлекательные Мультфильмы "Другое
Рисунок 3 - Жанровые предпочтения по возрастным группам, в %
На основе данных рисунка 3, можем отметить, что в наибольшей степени каждую возрастную группу интересует политика. Самыми заинтересованными являются пользователи в возрасте 55+, в процентном соотношении политика занимает 56 %. Новостями больше всего заинтересованы пользователи в возрасте от 25 до 34 лет, их доля составила 57 %. Меньше всего политикой интересуется молодежь - 12 %. Возрастную группу от 12 до 24 лет привлекает развлекательный контент - доля составила 33 %. Меньше всего развлекательный контент используется спросом у людей старше 55 - всего 2 %. Мультфильмы чаще всего воспроизводят пользователи от 12 до 24 лет, их доля составляет 10 %. К прочему контенту можно отнести разнообразные программы, не относящиеся к вышеуказанным категориям: домашние рецепты, лайфхаки научные статьи и видео и др. Представленный анализ позволяет увидеть, какое количество контента доступно в разных категориях и как оно распределено по возрастным группам. Эти данные могут быть полезны для принятия решений о создании или изменении программного контента, а также для определения целевой аудитории каждой возрастной группы.
Таким образом, проведенный статистический анализ подтвердил мнение о том, что социальные сети действительно играют важную роль для населения России, так как 89 % всего населения пользуются различными интернет-платформами на повседневной основе. Анализ возрастной структуры показал, каким платформам люди различного возраста отдают предпочтение. Анализ жанровых предпочтений позволил выявить, какой контент оказывает наибольшее влияние на каждую возрастную группу. Политика и новости имеют наибольший процент в каждой категории, следовательно, именно они оказывают самое большое влияние на общество.
Относительно рекомендаций по ограничению влияния социальных сетей и медиа на мировое сообщество, необходимо учесть ряд факторов. Социальные сети дают возможность людям проявляться, выражать свое мнение, делиться советами и призывать людей к тому или иному действию, однако неконтролируемое воздействие может иметь негативные последствия. Важно развивать критическое мышление и информационную грамотность у пользователей, особенно среди молодежи.
Также необходимо принимать меры в отношении дезинформации, которая может поступить в открытый доступ. Регулирование содержания, фильтрация нежелательного контента и соблюдение приватности пользователей являются важными аспектами обеспечения безопасности в онлайн-среде.
В дальнейшем рекомендуется не останавливаться на исследованиях данной сферы, чтобы отслеживать все изменения и, в случае опасности, среагировать и предотвратить возможные негативные последствия.
Источники:
1. Голованова, О.С., Фетисов, М.Г. (2020). Социальные сети как инструмент анализа медиаконтента. Вестник Казанского государственного университета. Серия Социально-гуманитарные науки, 22(3), 546-557. https://doi.org/10.26907/1814-9545-2020-22-3-546-557.
2. Дементьев, А.Ю. (2018). Статистический анализ социальных сетей. Москва: Наука.
3. Портал разработки и продвижения сайтов с гарантией результата - WebCanape [Электронный ресурс] URL: https://www.web-canape.ru/.
4. Система мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ - Brand Analytics [Электронный ресурс] URL: https://brandanalytics.ru/.
5. Технологичная исследовательская компания, лидер российского рынка медиаисследований и мониторинга рекламы и СМИ - Mediascope [Электронный ресурс] URL: https://mediascope.net/.