Научная статья на тему 'Статистические данные о подготовке кадров в учреждениях профессионального образования'

Статистические данные о подготовке кадров в учреждениях профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
509
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Предлагаемый материал содержит информацию о числе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, контингенте обучающихся (численность, прием и вы пуск) и конкурсе в них. Показатели численности студентов, приема и выпуска из учреждений СПО и ВПО, а также данные о конкурсе представлены в разрезе укрупненных групп специальностей и на правлений подготовки. По учреждениям НПО выпуск квалифици рованных рабочих показан в разрезе профессий. Источником информации являются данные федерального статисти ческого наблюдения за деятельностью образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статистические данные о подготовке кадров в учреждениях профессионального образования»

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предлагаемый материал1 содержит информацию о числе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, контингенте обучающихся (численность, прием и выпуск) и конкурсе в них. Показатели численности студентов, приема и выпуска из учреждений СПО и ВПО, а также данные о конкурсе представлены в разрезе укрупненных групп специальностей и направлений подготовки. По учреждениям НПО выпуск квалифицированных рабочих показан в разрезе профессий.

Источником информации являются данные федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

в соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.

На начало 2008/2009 учебного года в стране функционировало 2784 учреждения СпО, 1134 учреждения впо и 2860 учреждений НпО (на конец 2008 г.). популярность высшего профессионального образования в нашей стране достаточно велика. в структуре выпуска специалистов (квалифицированных рабочих) учреждениями профессионального образования на долю выпускников вузов в 2008 г. приходилось 51,6 % (в 2000 г. — 32,1%), СпО — 25,5 % (29,3 %), НпО — 22,9 % (38,6 %).

численность студентов вузов на начало 2008/2009 учебного года составляла 7513,1 тыс. человек, увеличившись по сравнению с нача-

1 Материал подготовлен сотрудниками Института статистических исследований и экономики знаний гу вШЭ И.Ю. Эабатуриной, в.И. кузнецовой, О.к.

Озеровой.

Статья поступила в редакцию в феврале 2010 г.

161

Статистика и социология образования

лом 2000/2001 учебного года в 1,6 раза. В системе начального и среднего профессионального образования ситуация была полностью противоположной. за этот же период численность студентов в системе Спо сократилась на 4,9 %, составив на начало 2008/2009 учебного года 2244,1 тыс. человек, а нпо — на треть (1115,2 тыс. человек).

учреждения Спо и впо наиболее активно готовят кадры в сфере экономики и управления. в 2008 г. среднее профессиональное образование по данной специальности получили 25,3 % выпускников государственных и муниципальных учреждений Спо и 47,4 % выпускников негосударственных учреждений Спо. в государственных и муниципальных вузах выпуск по специальностям в сфере экономики и управления превысил треть (34,2 %), по направлению подготовки составил 22,2 %, а в негосударственных вузах этот показатель был еще выше — 58,8 и 44,9 % соответственно.

конкурс в вузы прежде всего характеризует интерес молодых людей к тем или иным специальностям и их представления о профессиональных и карьерных возможностях, открывающихся перед профессионалами в тех или иных областях, а также о будущих заработках. Большой популярностью среди абитуриентов государственных и муниципальных учреждений Спо в 2008 г. пользовались следующие группы специальностей: информационная безопасность (180 заявлений на 100 мест), геология, разведка и разработка полезных ископаемых (144), геодезия и землеустройство (143), информатика и вычислительная техника (141). поступающие в государственные и муниципальные вузы отдавали предпочтение следующим группам специальностей: информационная безопасность (353 заявления на 100 мест), физико-математические науки (330), естественные науки (289), социальные науки (280); среди направлений подготовки — социальные науки (336), безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды (335), физико-математические науки (316), авиационная и ракетно-космическая техника (309), естественные науки (304).

таблица 1 Число учреждений начального профессионального образования

(на конец года)

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Всего 3893 3872 3843 3798 3686 3392 3207 3194 2860

дневные учреждения 3526 3503 3474 3431 3333 3025 2846 2771 2461

в них: отделения на базе среднего (полного) общего образования 2611 2586 2563 2509 2394 2145 2057 1812 1485

отделения на базе основного общего образования 3159 3146 3161 3135 3067 2705 2643 2427 2028

группы, в которых молодежь не получает среднего (полного) общего образования 1942 1926 1934 1871 1774 1597 1510 1399 1180

вечерние (сменные) и другие учреждения 367 369 369 367 353 367 361 423 399

из дневных учреждений — профессиональные лицеи 851 850 853 848 798 724 663 639 539

162

Статистические данные о подготовке кадров в учреждениях профессионального образования

ш

таблица 2 Численность учащихся учреждений начального

профессионального образования*

(на конец года; тыс. человек)

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Всего 1679,3 1648,7 1651,1 1649,4 1603,8 1509,4 1412,7 1256,1 1115,2

Дневные учреждения 1591,7 1560,4 1564,6 1564,8 1523,1 1429,1 1332,4 1173,9 1029,9

В них: отделения на базе среднего (полного) общего образования 255,3 246,1 234,2 221,4 205,4 185,7 173,6 158,0 134,8

отделения на базе основного общего образования 1174,7 1157,8 1174,3 1193,3 1177,1 1117,0 1038,8 909,1 799,4

группы, в которых молодежь не получает среднего (полного) общего образования 161,7 156,5 156,1 150,1 140,5 126,3 120,1 106,8 95,7

Вечерние (сменные) и другие учреждения 87,7 88,3 86,5 84,6 80,8 80,3 80,3 82,2 85,3

Из дневных учреждений — профессиональные лицеи 450,6 449,3 464,8 466,8 449,9 374,3 337,5 273,8 230,7

Здесь и далее в табл. 3-5 данные приведены с учетом образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, реализующих программы начального профессионального образования.

Таблица 3 Прием учащихся в учреждения начального

профессионального образования

(тыс. человек)

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Всего 844,9 836,9 842,4 823,1 782,5 687,8 630,3 586,1 540,7

Дневные учреждения 722,6 713,4 721,7 706,4 666,7 588,3 534,2 481,5 434,0

В них: отделения на базе среднего (полного) общего образования 193,4 184,4 174,2 166,4 155,2 136,3 130,9 124,1 107,6

отделения на базе основного общего образования 430,0 429,9 450,9 450,7 427,5 377,7 334,5 295,1 270,5

группы, в которых молодежь не получает среднего (полного) общего образования 99,2 99,2 96,7 89,3 84,0 74,4 68,8 62,3 55,8

Вечерние (сменные) и другие учреждения 122,3 123,4 120,7 116,7 115,8 99,5 96,1 104,6 106,7

Из дневных учреждений — профессиональные лицеи 181,5 184,7 192,8 190,5 175,5 140,0 125,7 103,9 97,7

163

Статистика и социология образования

Таблица 4 Выпуск квалифицированных рабочих и служащих учреждениями

начального профессионального образования

(тыс. человек)

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Всего 762,8 758,6 745,3 721,5 708,0 702,5 679,7 656,0 604,7

Дневные учреждения 645,6 640,2 627,0 606,7 594,0 595,3 577,1 549,5 493,3

В них: отделения на базе среднего (полного) общегообразования 178,8 176,6 171,1 164,1 154,5 147,0 135,5 124,4 117,3

отделения на базе основного общего образования 356,3 363,4 361,7 350,5 350,3 364,0 365,5 354,1 315,6

группы, в которых молодежь не получает среднего (полного) общего образования 110,5 100,3 94,2 92,0 89,3 84,2 76,1 71,0 60,4

вечерние (сменные) и другие учреждения 117,2 118,4 118,3 114,9 114,0 107,2 102,6 106,5 111,4

из дневных учреждений — профессиональные лицеи 163,3 166,6 168,5 167,8 162,0 151,0 140,0 123,1 109,9

Таблица 5 Выпуск квалифицированных рабочих и служащих учреждениями началь-

ного профессионального образования по профессиям

(тыс. человек)

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Всего 758,6 745,3 721,5 708,0 702,5 679,7 656,0 604,7

в том числе по профессиям: промышленности 230,9 224,5 210,5 212,6 214,0 206,3 202,7 189,4

из них: производства черных и цветных металлов 2,1 2,4 2,4 1,8 2,1 2,0 1,7 1,7

химического производства 1,0 0,7 0,7 0,5 0,6 0,6 0,8 0,5

металлообработки 117,7 114,7 108,8 115,7 115,5 112,3 108,9 105,6

лесозаготовительных работ, деревообрабатывающего производства, производства целлюлозы, бумаги и картона 12,1 12,3 11,8 12,1 16,4 17,0 17,8 17,8

производства строительных материалов 0,3 0,4 0,3 0,3 0,2 0,6 0,5 0,5

легкой 67,7 66,5 60,1 55,3 50,7 46,0 42,0 36,9

из них производства: текстильного 1,5 1,5 1,3 1,4 1,0 0,7 0,8 0,5

швейного 62,4 61,3 55,5 50,3 46,2 42,4 38,4 33,9

обувного 1,3 1,2 1,4 1,5 1,3 1,3 1,3 1,1

сельского хозяйства 96,5 93,2 87,3 81,9 77,4 69,0 61,8 56,7

строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ 88,1 86,9 86,3 85,9 83,5 83,1 80,8 78,1

транспорта 95,3 90,6 89,1 82,7 81,3 75,5 76,3 70,7

связи 4,1 4,1 4,6 4,6 3,9 4,1 4,3 3,8

общественного питания, торговли и производства пищевой продукции 109,2 107,9 106,3 107,1 109,6 108,3 100,7 88,1

сферы обслуживания 14,8 16,1 17,2 17,9 17,3 18,2 16,9 16,3

общим профессиям для всех видов экономической деятельности (до 2005 г. — отраслей экономики) 61,2 63,7 59,5 61,9 62,1 63,0 62,8 58,3

другим 58,6 58,3 60,8 53,4 53,4 52,2 49,7 43,3

164

Статистические данные о подготовке кадров в учреждениях профессионального образования

ш

таблица 6 Число учреждений среднего профессионального образования

(на начало учебного года)

2000/ 2001 2001/ 2002 2002/ 2003 2003/ 2004 2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007 2007/ 2008 2008/ 2009

Всего 2703 2684 2816 2809 2805 2905 2847 2799 2784

Государственные и муниципальные учреждения 2589 2595 2626 2627 2637 2688 2631 2566 2535

в том числе в собственности: федеральной 1573 1531 1572 1589 1577 1433 1232 1120 1039

субъектов российской федерации 766 807 857 831 860 1072 1287 1346 1411

муниципальной 187 194 140 150 145 127 55 45 31

прочей 63 63 57 57 55 56 57 55 54

из них колледжи 989 1010 1056 1111 1143 1250 1234 1276 1280

негосударственные учреждения 114 89 190 182 168 217 216 233 249

из них колледжи 76 61 121 112 102 133 119 134 133

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

таблица 7 Численность, прием студентов и выпуск специалистов учреждениями

среднего профессионального образования по базовому общеобразовательному уровню студентов

___________________________________________________________________(тыс. человек)

Численность студентов*, на начало учебного года Прием студентов* Выпуск специалистов*

Всего На базе основного общего образования На базе среднего (полного) общего образования Всего На базе основного общего образования На базе среднего (полного) общего образования Всего На базе основного общего образования На базе среднего (полного) общего образования

Всего

2000 г. 2360,8 907,9 1452,9 867,2 271,8 595,4 579,3 190,5 388,9

2001 г. 2470,2 932,9 1537,4 877,7 285,6 592,2 608,6 198,9 409,8

2002 г. 2585,5 967,3 1618,2 901,1 301,4 599,7 669,7 201,7 468,0

2003 г. 2612,1 1019,2 1593,0 905,5 325,1 580,5 701,3 202,3 499,0

2004 г. 2599,6 1052,9 1546,7 890,2 328,7 561,5 702,7 212,4 490,3

2005 г. 2590,7 1095,6 1495,1 854,1 332,8 521,3 684,4 220,7 463,7

2006 г. 2514,0 1085,0 1429,0 798,8 304,7 494,1 699,5 230,9 468,6

2007 г. 2408,2 1056,1 1352,1 770,7 303,4 467,3 698,5 243,2 455,4

2008 г. 2244,1 1030,5 1213,6 703,0 309,4 393,6 671,1 249,4 421,7

Государственные и муниципальные учреждения

2000 г. 2308,6 894,6 1414,0 842,4 265,8 576,5 567,7 188,6 379,1

2001 г. 2409,8 917,3 1492,6 850,8 278,7 572,1 593,2 196,2 397,1

2002 г. 2488,5 946,4 1542,2 860,7 292,0 568,8 646,4 198,9 447,5

2003 г. 2501,6 990,4 1511,2 861,9 312,3 549,6 670,7 198,0 472,7

2004 г. 2503,6 1026,2 1477,4 852,5 317,8 534,7 674,7 207,9 466,7

2005 г. 2473,0 1055,3 1417,7 810,9 317,0 493,9 651,4 215,0 436,4

2006 г. 2388,9 1040,8 1348,1 756,2 290,6 465,5 657,9 222,4 435,6

2007 г. 2288,5 1009,1 1279,4 730,3 287,8 442,5 657,0 232,2 424,8

2008 г. 2136,1 985,2 1151,0 670,1 295,3 374,8 631,7 237,5 394,2

Негосударственные учреждения

2000 г. 52,2 13,3 38,9 24,8 6,0 18,8 11,6 1,8 9,8

2001 г. 60,4 15,6 44,8 26,9 6,9 20,1 15,4 2,7 12,7

2002 г. 97,0 20,9 76,1 40,4 9,4 31,0 23,3 2,8 20,5

2003 г. 110,5 28,8 81,8 43,6 12,8 30,8 30,6 4,4 26,2

2004 г. 96,0 26,7 69,3 37,7 10,9 26,8 28,0 4,4 23,6

165

Статистика и социология образования

Окончание табл. 7

Численность студентов*, на начало учебного года Прием студентов* Выпуск специалистов*

Всего На базе основного общего образования На базе среднего (полного) общего образования Всего На базе основного общего образования На базе среднего (полного) общего образования Всего На базе основного общего образования На базе среднего (полного) общего образования

2005 г. 117,7 40,3 77,4 43,2 15,8 27,3 33,0 5,7 27,3

2006 г. 125,2 44,2 80,9 42,6 14,0 28,6 41,6 8,6 33,0

2007 г. 119,7 47,0 72,7 40,4 15,6 24,8 41,5 11,0 30,5

2008 г. 108,0 45,4 62,6 33,0 14,1 18,8 39,5 12,0 27,5

Здесь и далее данные приведены с учетом образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих программы среднего профессионального образования.

таблица 8 Численность студентов учреждений среднего профессионального

образования по формам обучения

(на начало учебного года; тыс. человек)

Всего Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение Экстернат

Всего

2000/2001 2360,8 1721,5 93,4 540,1 5,9

2001/2002 2470,2 1788,6 93,4 581,7 6,5

2002/2003 2585,5 1855,1 95,7 625,9 8,8

2003/2004 2612,1 1903,0 86,9 614,0 8,3

2004/2005 2599,6 1933,3 81,2 575,7 9,4

2005/2006 2590,7 1960,3 70,8 549,4 10,3

2006/2007 2514,0 1910,9 64,4 527,3 11,3

2007/2008 2408,2 1822,7 59,4 511,4 14,7

2008/2009 2244,1 1678,0 53,3 498,8 14,0

Государственные и муниципальные учреждения

2000/2001 2308,6 1697,6 86,9 519,2 4,9

2001/2002 2409,8 1757,1 88,2 559,1 5,4

2002/2003 2488,5 1807,5 84,6 589,4 7,0

2003/2004 2501,6 1842,5 81,4 570,7 7,0

2004/2005 2503,6 1878,4 75,8 541,4 8,0

2005/2006 2473,0 1887,5 66,8 510,3 8,4

2006/2007 2388,9 1836,0 60,4 482,8 9,7

2007/2008 2288,5 1749,2 55,1 472,4 11,8

2008/2009 2136,1 1614,7 50,8 458,8 11,8

Негосударственные учреждения

2000/2001 52,2 23,9 6,5 20,8 1,0

2001/2002 60,4 31,5 5,2 22,6 1,1

2002/2003 97,0 47,6 11,1 36,5 1,8

2003/2004 110,5 60,5 5,5 43,3 1,2

2004/2005 96,0 54,9 5,4 34,3 1,4

2005/2006 117,7 72,8 4,0 39,1 1,9

2006/2007 125,2 75,0 4,0 44,5 1,7

2007/2008 119,7 73,5 4,3 39,0 2,9

2008/2009 108,0 63,3 2,5 40,0 2,2

166

Статистические данные о подготовке кадров в учреждениях профессионального образования

ш

таблица 9 Прием студентов в учреждения среднего

профессионального образования по формам обучения

(тыс. человек)

Всего Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение Экстернат

Всего

2000 г. 867,2 625,1 35,5 202,8 3,8

2001 г. 877,7 638,9 32,3 202,0 4,5

2002 г. 901,1 657,1 32,3 205,3 6,4

2003 г. 905,5 680,1 27,5 192,5 5,5

2004 г. 890,2 680,1 25,7 179,0 5,4

2005 г. 854,1 662,0 20,9 164,9 6,3

2006 г. 798,8 614,3 20,1 157,6 6,8

2007 г. 770,7 583,8 20,4 157,6 8,9

2008 г. 703,0 526,8 18,1 150,6 7,5

Государственные и муниципальные уч реждения

2000 г. 842,4 612,4 31,9 194,8 3,3

2001 г. 850,8 623,9 30,4 192,7 3,8

2002 г. 860,7 636,5 27,4 191,7 5,2

2003 г. 861,9 653,4 25,6 178,3 4,6

2004 г. 852,5 657,0 23,9 167,2 4,4

2005 г. 810,9 633,2 19,5 153,4 4,9

2006 г. 756,2 588,2 18,7 143,6 5,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2007 г. 730,3 558,6 18,7 146,1 6,9

2008 г. 670,1 506,3 17,2 140,0 6,5

Негосударственные учрежд ения

2000 г. 24,8 12,7 3,6 8,0 0,5

2001 г. 26,9 15,0 1,9 9,3 0,7

2002 г. 40,4 20,6 4,9 13,6 1,2

2003 г. 43,6 26,7 1,9 14,2 0,9

2004 г. 37,7 23,1 1,8 11,8 1,0

2005 г. 43,2 28,8 1,4 11,5 1,4

2006 г. 42,6 26,1 1,4 14,0 1,1

2007 г. 40,4 25,3 1,7 11,5 2,0

2008 г. 33,0 20,5 0,9 10,6 1,0

таблица 10 Выпуск специалистов из учреждений среднего профессионального образования по формам обучения (тыс. человек)

Всего Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение Экстернат

Всего

2000 г. 579,3 426,4 25,7 124,1 3,1

2001 г. 608,6 454,3 21,1 129,5 3,7

2002 г. 669,7 487,1 22,8 154,0 5,8

2003 г. 701,3 499,9 24,2 170,5 6,7

2004 г. 702,7 499,3 22,7 174,7 6,0

2005 г. 684,4 493,4 22,7 161,4 6,9

2006 г. 699,5 515,5 20,9 155,8 7,3

2007 г. 698,5 524,5 18,9 146,5 8,6

2008 г. 671,1 506,3 16,0 140,0 8,8

Государственные и муниципальные учреждения

2000 г. 567,7 421,0 24,3 119,6 2,8

2001 г. 593,2 446,0 19,9 124,1 3,2

2002 г. 646,4 475,6 21,3 144,5 5,0

2003 г. 670,7 483,9 22,2 159,0 5,6

167

Статистика и социология образования

Окончание табл. 10

Всего Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение Экстернат

2004 г. 674,7 483,7 21,0 164,7 5,3

2005 г. 651,4 474,9 21,4 149,1 6,0

2006 г. 657,9 493,9 19,5 137,9 6,6

2007 г. 657,0 499,5 17,8 132,7 7,1

2008 г. 631,7 483,1 15,2 126,2 7,2

Негосударственные учреждения

2000 г. 11,6 5,4 1,4 4,5 0,3

2001 г. 15,4 8,2 1,2 5,4 0,5

2002 г. 23,3 11,5 1,5 9,5 0,8

2003 г. 30,6 16,0 2,0 11,5 1,1

2004 г. 28,0 15,6 1,7 10,0 0,7

2005 г. 33,0 18,5 1,3 12,3 0,9

2006 г. 41,6 21,6 1,4 17,9 0,7

2007 г. 41,5 25,1 1,1 13,8 1,5

2008 г. 39,5 23,3 0,9 13,7 1,6

Таблица 11 Численность студентов государственных и муниципальных учреждений среднего профессионального образования по группам специальностей

(на начало учебного года; человек)

2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007 2007/ 2008 2008/ 2009

Всего 2503600 2472997 2388873 2288495 2 136135

физико-математические науки 1027 — — — —

Естественные науки 2122 2084 2045 1811 1608

гуманитарные науки 167940 163143 155876 146799 128563

Социальные науки 4631 4586 4343 3976 4160

образование и педагогика 246 835 245473 236619 222370 204 970

здравоохранение 238783 242118 239 848 233102 223896

культура и искусство 83 539 83 216 83 340 82 676 81 880

Экономика и управление 547738 526762 487756 458765 423876

информационная безопасность 198 572 953 1294 1634

Сфера обслуживания 28 090 31 609 34 551 38 356 39 741

Сельское и рыбное хозяйство 124615 117 404 111076 99 621 87 905

геодезия и землеустройство 11310 11 681 11701 11 530 11 833

геология, разведка и разработка полезных ископаемых 31 871 31 664 31973 33 986 35 334

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 85 477 84 264 82 521 80 477 74 471

Металлургия, машиностроение и материалообработка 137360 132756 126893 118735 107640

Авиационная и ракетно-космическая техника 8738 8665 8440 7999 8157

Морская техника 17 825 17 714 17 118 16 927 15 517

транспортные средства 221 245 221803 217 359 212813 199290

приборостроение и оптотехника 7971 7513 6907 6308 5301

Электронная техника, радиотехника и связь 51 197 50 004 47 641 43 553 38 096

автоматика и управление 33 779 32 083 31 037 29 944 27 636

информатика и вычислительная техника 121614 132637 135 403 133 500 125478

химическая технология и биотехнологии 23 530 22 549 21302 19 434 17 419

воспроизводство и переработка лесных ресурсов 28 884 28 307 27 375 25 806 23 586

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 113 296 108962 101568 94778 86 176

168

Статистические данные о подготовке кадров в учреждениях профессионального образования

ш

2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007 2007/ 2008 2008/ 2009

Архитектура и строительство 152817 154825 155135 154225 151426

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 11 168 10 603 10 093 9710 10 542

таблица 12 Численность студентов негосударственных учреждений среднего

профессионального образования по группам специальностей

(на начало учебного года; человек)

2004/ 2005 2005/ 2006. 2006/ 2007 2007/ 2008 2008/ 2009

Всего 96 033 117731 125168 119717 107990

физико-математические науки 535 — — — —

Естественные науки — 24 — — —

гуманитарные науки 28 960 34 094 34 418 31 104 27 571

Социальные науки 184 167 135 161 100

образование и педагогика 1717 2283 1775 1596 1363

здравоохранение 668 745 835 860 1046

культура и искусство 2075 2273 2909 3166 2905

Экономика и управление 41 196 49 264 55 449 51 080 47 985

информационная безопасность 28 55 80 78 69

Сфера обслуживания 2353 4350 4751 5587 5848

Сельское и рыбное хозяйство 177 142 203 306 409

геодезия и землеустройство — — — 9 42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

геология, разведка и разработка полезных ископаемых 1146 1286 1366 1920 1096

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 24 644 742 744 889

Металлургия, машиностроение и материалообработка 329 295 204 444 95

авиационная и ракетно-космическая техника — 58 — — —

Морская техника 328 261 312 356 427

транспортные средства 2020 3501 3042 3115 2560

приборостроение и оптотехника — 49 24 — —

Электронная техника, радиотехника и связь 226 324 271 233 44

автоматика и управление 614 669 565 452 411

информатика и вычислительная техника 9473 13 570 13 851 14 413 11484

химическая и биотехнологии 309 265 144 348 195

воспроизводство и переработка лесных ресурсов 60 120 174 181 335

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 2897 2544 3147 2750 2355

архитектура и строительство 402 499 456 620 529

безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 312 249 315 194 232

таблица 13 Прием студентов в государственные и муниципальные

учреждения среднего профессионального образования по группам специальностей

(человек)

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Всего 852485 810914 756157 730319 670051

физико-математические науки 795 — — — —

естественные науки 806 765 688 625 515

гуманитарные науки 67 561 64 688 59 657 54 247 45 345

169

Статистика и социология образования

Окончание табл. 13

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Социальные науки 1619 1381 1281 1276 1501

Образование и педагогика 77 100 71993 66 448 61 830 56 545

здравоохранение 80 268 75 478 77 940 73 683 67 831

культура и искусство 25 326 24 667 25 004 24 981 24 955

Экономика и управление 214342 200528 177410 171852 154730

информационная безопасность 195 384 407 583 649

Сфера обслуживания 13 413 14 466 15 154 16 556 16 091

Сельское и рыбное хозяйство 37 094 34 210 30 703 27 153 23 660

геодезия и землеустройство 4000 3862 3706 3672 4032

геология, разведка и разработка полезных ископаемых 9802 9540 9841 10 914 11 050

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 25 485 24 928 23 476 23 377 21 195

Металлургия, машиностроение и материалообработка 40 520 38 412 35 606 33 544 30 957

Авиационная и ракетно-космическая техника 3042 2906 2761 2699 2945

Морская техника 5554 5671 5228 5389 4958

транспортные средства 69 566 66 147 61 858 62 995 57 800

приборостроение и оптотехника 2499 2223 1995 1769 1485

Электронная техника, радиотехника и связь 16 420 15 467 13 928 12 377 10 851

автоматика и управление 9881 9146 8850 8405 8025

информатика и вычислительная техника 42 128 43 223 39 818 38 600 34 504

химическая технология и биотехнологии 7031 6535 6026 5342 4908

воспроизводство и переработка лесных ресурсов 9201 8872 8449 7799 7139

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 35 703 33 452 29 936 28 994 26 474

архитектура и строительство 49 706 48 721 46 876 48 589 48 428

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 3428 3249 3111 3068 3478

Таблица 14 Прием студентов в негосударственные учреждения

среднего профессионального образования по группам специальностей

(человек)

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Всего 37 707 43 152 42 617 40 401 32 967

физико-математические науки 151 — — — —

Естественные науки — 14 — — —

гуманитарные науки 11 590 11 657 11 508 11 199 8541

Социальные науки 42 35 29 70 58

образование и педагогика 596 744 485 445 262

здравоохранение 263 256 315 262 174

культура и искусство 884 965 1045 1038 893

Экономика и управление 16 589 18 761 19 909 18 135 15 555

информационная безопасность 28 25 25 19 15

Сфера обслуживания 1010 2099 2070 2281 2161

Сельское и рыбное хозяйство 41 42 93 55 104

геодезия и землеустройство — — — 9 42

геология, разведка и разработка полезных ископаемых 375 444 457 544 312

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 18 253 271 297 289

Металлургия, машиностроение и материалообработка 145 70 61 150 11

170

Статистические данные о подготовке кадров в учреждениях профессионального образования

ш

окончание табл. 13

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Авиационная и ракетно-космическая техника — 24 — — —

Морская техника 73 86 94 130 174

транспортные средства 691 1229 935 930 683

приборостроение и оптотехника — 27 20 — —

Электронная техника, радиотехника и связь 157 136 57 18 13

автоматика и управление 163 206 149 116 114

информатика и вычислительная техника 3497 4735 3839 3611 2624

химическая технология и биотехнологии 97 90 37 118 70

воспроизводство и переработка лесных ресурсов 26 68 52 60 68

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 1001 891 926 690 564

архитектура и строительство 162 182 166 160 181

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 108 113 74 64 59

таблица 15 Выпуск специалистов государственными и муниципальными

учреждениями среднего профессионального образования по группам

специальностей (человек)

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Всего 674656 651352 657941 657005 631651

физико-математические науки — — — — —

Естественные науки 491 518 460 456 423

гуманитарные науки 61 679 60 045 60 466 56 927 51 833

Социальные науки 873 1038 1307 1261 1132

образование и педагогика 58 075 54 471 55 489 56 370 53 640

здравоохранение 67 584 57 052 66 565 66 214 63 529

культура и искусство 18 107 18 028 17 852 18 691 18 608

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономика и управление 195258 187822 183 098 173454 159809

информационная безопасность — — — 144 267

Сфера обслуживания 8442 9124 9703 10 331 11 259

Сельское и рыбное хозяйство 28 576 28 313 25 569 26 849 24743

геодезия и землеустройство 2170 2523 2714 2865 2879

геология, разведка и разработка полезных ископаемых 7314 7177 7172 7174 7297

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 19 607 18 939 18 886 19 210 19 123

Металлургия, машиностроение и материалообработка 30 532 30 128 29 682 29 855 28 829

авиационная и ракетно-космическая техника 2201 2015 2028 2016 2074

Морская техника 3965 3791 3508 3740 3710

транспортные средства 50 743 49 958 51 222 53 266 53 431

приборостроение и оптотехника 1729 1658 1686 1713 1572

Электронная техника, радиотехника и связь 12 887 12 211 11 853 11926 11925

автоматика и управление 8064 7307 7236 7415 7233

информатика и вычислительная техника 20 914 24 249 27 018 30 412 32 361

химическая технология и биотехнологии 5481 5392 5161 5313 4957

воспроизводство и переработка лесных ресурсов 6616 6260 5943 6476 6133

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 28 362 27 590 27 638 26 836 26 019

архитектура и строительство 32 531 32 936 32 881 35 327 35 960

безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 2455 2807 2804 2764 2905

171

Статистика и социология образования

Таблица 16 Выпуск специалистов негосударственными учреждениями среднего

профессионального образования по группам специальностей

(человек)

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Всего 28 002 32 998 41 603 41 535 39 473

физико-математические науки 296 — — — —

Естественные науки — 19 — — —

гуманитарные науки 10 603 12 007 15 767 12 867 11489

Социальные науки 128 56 47 53 55

образование и педагогика 551 400 528 560 411

здравоохранение 163 208 170 197 224

культура и искусство 227 295 353 384 614

Экономика и управление 12 666 15 295 19 199 19 752 18 704

информационная безопасность — — — 28 22

Сфера обслуживания 582 891 972 1299 1479

Сельское и рыбное хозяйство — 60 43 67 114

геодезия и землеустройство — 18 — — —

геология, разведка и разработка полезных ископаемых 273 275 292 283 273

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника — 110 117 87 138

Металлургия, машиностроение и материалообработка 49 30 37 153 57

Авиационная и ракетно-космическая техника — 20 — — —

Морская техника 99 95 108 105 78

транспортные средства 266 509 647 680 705

приборостроение и оптотехника — 11 8 — —

Электронная техника, радиотехника и связь — — — 55 37

автоматика и управление 141 220 127 179 113

информатика и вычислительная техника 1221 1758 2286 3504 3793

химическая технология и биотехнологии 59 48 46 50 47

воспроизводство и переработка лесных ресурсов — — 9 25 78

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 609 540 732 931 847

архитектура и строительство 43 69 79 134 59

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 26 64 36 142 136

Таблица 17 Число высших учебных заведений

___________________________________________________________(на начало учебного года)

2000/ 2001 2001/ 2002 2002/ 2003 2003/ 2004 2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007 2007/ 2008 2008/ 2009

Всего 965 1008 1039 1044 1071 1068 1090 1108 1134

г осударственные и муниципальные вузы 607 621 655 652 662 655 660 658 660

в том числе в собственности: федеральной 545 548 572 590 596 587 592 595 598

субъектов российской федерации 44 46 55 37 40 48 53 47 47

муниципальной 12 19 21 19 19 13 10 12 11

прочей 6 8 7 6 7 7 5 4 4

негосударственные вузы 358 387 384 392 409 413 430 450 474

172

Статистические данные о подготовке кадров в учреждениях профессионального образования

ш

рис. 1 Конкурс на вступительных экзаменах в государственных и муниципальных

учреждениях среднего профессионального образования по группам специальностей в 2008 г.

(число заявлений о приеме на 100 мест)

Всего

Лица, имеющие основное Лица, имеющие среднее общее образование (полное) общее образование

1 Естественные науки

2 гуманитарные науки

3 Социальные науки

4 образование и педагогика

5 здравоохранение

6 культура и искусство

7 Экономика и управление

8 информационная безопасность

9 Сфера обслуживания

10 Сельское и рыбное хозяйство

11 геодезия и землеустройство

12 геология, разведка и разработка полезных ископаемых

13 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

14 Металлургия, машиностроение и материалообработка

15 Авиационная и ракетно-космическая техника

16 Морская техника

17 транспортные средства

18 приборостроение и оптотехника

19 Электронная техника, радиотехника и связь

20 Автоматика и управление

21 информатика и вычислительная техника

22 химическая и биотехнологии

23 воспроизводство и переработка лесных ресурсов

24 технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

25 Архитектура и строительство

26 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

173

Статистика и социология образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 18 Численность студентов высших учебных заведений

по формам обучения

(на начало учебного года; тыс. человек)

Всего Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение Экстернат

Всего

2000/2001 4741,4 2625,1 302,2 1761,8 52,2

2001/2002 5426,9 2880,6 335,7 2138,1 72,6

2002/2003 5947,5 3104,0 346,0 2399,9 97,6

2003/2004 6455,7 3276,6 351,3 2703,7 124,1

2004/2005 6884,2 3433,5 361,8 2942,5 146,4

2005/2006 7064,6 3508,0 371,2 3031,9 153,4

2006/2007 7309,8 3582,1 372,3 3195,8 159,6

2007/2008 7461,3 3571,3 352,9 3367,9 169,2

2008/2009 7513,1 3457,2 343,7 3540,7 171,5

Государственные и муниципальные вузы

2000/2001 4270,8 2441,9 258,6 1518,8 51,5

2001/2002 4797,4 2657,0 285,4 1783,6 71,4

2002/2003 5228,7 2861,6 298,8 1973,4 94,9

2003/2004 5596,2 3009,9 301,8 2164,9 119,6

2004/2005 5860,1 3143,6 300,3 2279,4 136,8

2005/2006 5985,3 3195,2 299,9 2348,3 141,9

2006/2007 6133,1 3251,2 291,3 2443,2 147,4

2007/2008 6208,4 3240,7 280,4 2532,4 154,8

2008/2009 6214,8 3152,8 269,4 2636,9 155,7

Негосударственные вузы

2000/2001 470,6 183,2 43,6 243,0 0,7

2001/2002 629,5 223,6 50,2 354,5 1,2

2002/2003 718,8 242,4 47,2 426,5 2,7

2003/2004 859,5 266,7 49,5 538,8 4,5

2004/2005 1024,1 289,9 61,5 663,1 9,6

2005/2006 1079,3 312,8 71,3 683,6 11,5

2006/2007 1176,8 330,9 81,0 752,7 12,2

2007/2008 1252,9 330,6 72,4 835,5 14,4

2008/2009 1298,3 304,4 74,3 903,9 15,7

Таблица 19 Прием студентов в высшие учебные заведения

по формам обучения

(тыс. человек)

Всего Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение Экстернат

Всего

2000 г. 1292,5 687,5 81,9 503,4 19,7

2001 г. 1461,6 745,7 88,3 601,7 25,9

2002 г. 1503,9 774,7 85,6 608,6 35,0

2003 г. 1643,4 803,8 83,8 656,9 98,9

2004 г. 1659,1 841,3 87,0 705,6 25,1

2005 г. 1640,5 830,7 86,1 688,7 35,0

2006 г. 1657,6 826,3 81,1 715,7 34,5

2007 г. 1681,6 798,5 74,9 773,8 34,4

2008 г. 1641,7 727,2 71,4 810,0 33,1

174

Статистические данные о подготовке кадров в учреждениях профессионального образования

ш

окончание табл. 19

Всего Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение Экстернат

Государственные и муниципальные вузы

2000 г. 1140,3 621,9 69,1 429,8 19,5

2001 г. 1263,4 669,3 74,8 493,8 25,5

2002 г. 1299,9 698,4 72,2 495,4 34,0

2003 г. 1411,7 724,8 69,7 520,0 97,1

2004 г. 1384,5 758,2 68,4 535,9 22,0

2005 г. 1372,5 746,4 66,1 530,2 29,8

2006 г. 1376,7 740,4 60,8 546,0 29,5

2007 г. 1384,0 715,2 58,4 581,8 28,6

2008 г. 1362,7 667,4 56,7 611,5 26,9

Негосударственные вузы

2000 г. 152,2 65,6 12,8 73,6 0,2

2001 г. 198,2 76,4 13,5 107,9 0,4

2002 г. 204,0 76,4 13,4 113,2 1,0

2003 г. 231,7 79,0 14,1 136,9 1,7

2004 г. 274,6 83,1 18,6 169,7 3,2

2005 г. 268,0 84,3 20,0 158,5 5,3

2006 г. 280,9 85,9 20,3 169,7 5,0

2007 г. 297,6 83,3 16,4 192,1 5,8

2008 г. 279,0 59,7 14,7 198,4 6,1

таблица 20 Выпуск специалистов высшими учебными

заведениями по формам обучения

(тыс. человек)

Всего Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение Экстернат

Всего

2000 г. 635,1 375,3 39,8 216,3 3,7

2001 г. 720,2 405,2 44,9 265,4 4,7

2002 г. 840,4 452,7 50,5 324,2 13,0

2003 г. 976,9 487,0 55,5 404,2 30,1

2004 г. 1076,6 525,6 57,3 467,9 25,8

2005 г. 1151,7 570,5 59,9 495,1 26,2

2006 г. 1255,0 620,5 63,3 548,1 23,1

2007 г. 1335,5 643,9 64,3 604,7 22,7

2008 г. 1358,5 657,3 65,9 610,1 25,1

Государственные и муниципальные вузы

2000 г. 578,9 356,3 31,3 187,6 3,7

2001 г. 647,8 381,1 37,0 225,2 4,5

2002 г. 753,1 423,3 42,9 274,3 12,6

2003 г. 860,2 453,2 47,6 329,8 29,5

2004 г. 930,4 485,8 48,0 372,9 23,7

2005 г. 978,4 524,4 49,8 380,3 23,9

2006 г. 1055,9 565,5 52,5 418,2 19,7

2007 г. 1108,9 581,7 52,8 454,8 19,6

2008 г. 1125,3 596,3 53,2 454,2 21,6

Негосударственные вузы

2000 г. 56,2 19,0 8,5 28,7 0,0

2001 г. 72,4 24,1 7,9 40,2 0,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2002 г. 87,3 29,4 7,6 49,9 0,4

2003 г. 116,7 33,8 7,9 74,4 0,6

175

Статистика и социология образования

Окончание табл. 20

Всего Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение Экстернат

2004 г. 146,2 39,8 9,3 95,0 2,1

2005 г. 173,3 46,1 10,1 114,8 2,3

2006 г. 199,1 55,0 10,8 129,9 3,4

2007 г. 226,6 62,2 11,5 149,8 3,1

2008 г. 233,2 60,9 12,8 156,0 3,5

Таблица 21 Численность студентов государственных

и муниципальных высших учебных заведений по группам специальностей и направлений подготовки

(на начало учебного года; человек)

2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007 2007/ 2008 2008/ 2009

Всего 5860100 5985289 6133071 6208410 6214820

Специальности 5569067 5685859 5 814 046 5853775 5830571

физико-математические науки 147520 73 954 67 556 62 695 57 597

Естественные науки 83 627 79 342 76 757 73 005 69 745

гуманитарные науки 887736 885335 954073 966908 964360

Социальные науки 76 686 80 746 82 138 83 970 81 653

образование и педагогика 679 291 693651 646 707 615376 574 568

здравоохранение 195585 199 645 203697 207221 210 646

культура и искусство 103837 106349 109191 111288 111 860

Экономика и управление 1630516 1773 627 1 867635 1914934 1938 471

информационная безопасность 15 070 17 232 19 078 20 779 21 568

Сфера обслуживания 57 066 66 321 72 392 80 401 88 123

Сельское и рыбное хозяйство 208343 207 469 206128 203350 200 444

геодезия и землеустройство 22 231 23 539 25 215 27 315 29 761

геология, разведка и разработка полезных ископаемых 76 756 78 011 79 764 84 102 86 861

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 138 676 137788 138522 138956 136 591

Металлургия, машиностроение и материалообработка 162036 158983 154943 148816 141269

Авиационная и ракетнокосмическая техника 32 416 32 202 31 003 31708 31 211

оружие и системы вооружения 3609 3611 3449 3367 3145

Морская техника 30 459 30 841 30 090 29 404 28 525

транспортные средства 192593 197806 202633 208 476 210347

приборостроение и оптотехника 45 271 44 340 44 181 41 694 39 662

Электронная техника, радиотехника и связь 91 697 93 076 90 765 85 256 80 511

автоматика и управление 77 260 78 510 79 068 79 466 78 386

информатика и вычислительная техника 126137 130001 131028 132413 130562

химическая технология и биотехнологии 70 203 68 905 66 429 62 979 59 866

воспроизводство и переработка лесных ресурсов 37 949 38 019 37 704 36 730 36 062

176

Статистические данные о подготовке кадров в учреждениях профессионального образования

ш

окончание табл. 21

2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007 2007/ 2008 2008/ 2009

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 108522 108680 104184 101 690 97 644

Архитектура и строительство 208292 216349 224 491 235038 249357

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 59 683 61 527 65 225 66 438 71776

Направления подготовки 291 033 299430 319025 354635 384249

физико-математические науки 22 301 22 844 23 801 24 925 27 132

Естественные науки 12 306 12 017 12 089 13 137 14 073

гуманитарные науки 39 826 43 982 47 849 55 902 61 167

Социальные науки 4623 4949 5748 6659 8148

образование и педагогика 33 170 33 662 36 968 43 132 48 063

культура и искусство 1857 2123 2638 3331 4194

Экономика и управление 54 470 58 236 61 770 72 504 83 580

Сфера обслуживания — 119 256 465 1006

Сельское и рыбное хозяйство 4190 6177 4873 5255 5415

геодезия и землеустройство 1262 1411 1510 1949 1654

геология, разведка и разработка полезных ископаемых 3678 3336 4384 4782 5325

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 21 820 21 246 22 892 23 048 22 709

Металлургия, машиностроение и материалообработка 20 340 19 057 19 591 20 572 21 183

авиационная и ракетнокосмическая техника 2357 2384 2382 2455 2276

Морская техника 714 734 758 721 668

транспортные средства 3960 4229 4517 4720 4762

приборостроение и оптотехника 4967 4672 5757 6422 6645

Электронная техника, радиотехника и связь 12 322 11 387 11 868 12 778 13 423

автоматика и управление 9318 8860 9095 9188 9621

информатика и вычислительная техника 13 038 13 184 14 108 15 390 15 936

химическая технология и биотехнологии 5902 5514 6110 6265 6185

воспроизводство и переработка лесных ресурсов 580 892 1150 1607 1855

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 3298 3984 4188 4050 4194

архитектура и строительство 11353 11916 11765 12 324 11770

безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 3381 2515 2958 3054 3265

177

Статистика и социология образования

Таблица 22 Численность студентов негосударственных

высших учебных заведений по группам специальностей

и направлений подготовки

(на начало учебного года; человек)

2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007 2007/ 2008 2008/ 2009

Всего 1024093 1 079288 1 176767 1 252900 1298299

Специальности 824492 891 670 983417 1 039177 1 091665

Физико-математические науки 10 626 1956 1131 1560 1665

Естественные науки 1030 1970 2136 2085 2061

гуманитарные науки 302399 300408 319 861 321440 339860

Социальные науки 4156 4617 4310 4615 4279

образование и педагогика 20 982 20 035 18 420 17 713 18 248

здравоохранение 2129 1598 2370 1957 2118

культура и искусство 12 178 14 208 15 580 17 382 18 133

Экономика и управление 445087 515 111 582820 627 237 656582

информационная безопасность 646 757 884 1477 1337

Сфера обслуживания 11424 14 006 16 338 18 670 21331

Сельское и рыбное хозяйство — — 33 31 37

геодезия и землеустройство 8 54 90 126 152

геология, разведка и разработка полезных ископаемых 572 734 1030 1350 1498

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 478 362 781 1296 1739

Металлургия, машиностроение и материалообработка 186 183 207 239 182

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авиационная и ракетнокосмическая техника — — — — —

оружие и системы вооружения — — — — —

Морская техника 22 20 — 9 7

транспортные средства 2068 2029 2066 2511 2435

приборостроение и оптотехника 92 92 121 145 40

Электронная техника, радиотехника и связь 465 582 516 547 613

автоматика и управление 788 1128 1113 1846 2226

информатика и вычислительная техника 5218 7329 8238 10250 10511

химическая технология и биотехнологии 173 243 101 84 87

воспроизводство и переработка лесных ресурсов — — 7 14 23

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 1714 1980 2041 1975 1817

архитектура и строительство 1308 1452 2017 3083 3115

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 743 816 1206 1535 1569

Направления подготовки 199601 187618 193350 213 723 206634

физико-математические науки 409 338 192 143 206

естественные науки 134 309 133 133 132

гуманитарные науки 103893 94 083 92 608 98 718 91449

178

Статистические данные о подготовке кадров в учреждениях профессионального образования

ш

окончание табл. 22

2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007 2007/ 2008 2008/ 2009

Социальные науки 458 358 375 456 511

образование и педагогика 330 524 721 2512 989

культура и искусство 48 47 78 774 1193

Экономика и управление 83 616 79 804 83 876 93 216 96 099

Сфера обслуживания — 11 18 161 424

Сельское и рыбное хозяйство — — — — —

геодезия и землеустройство — — — — —

геология, разведка и разработка полезных ископаемых — — — — 30

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 402 815 1332 1064 1110

Металлургия, машиностроение и материалообработка — 32 33 — 5

Авиационная и ракетнокосмическая техника — — — — —

Морская техника — — 13 — —

транспортные средства — — 194 34 —

приборостроение и оптотехника — — — — —

Электронная техника, радиотехника и связь — — — — —

автоматика и управление 72 275 532 381 407

информатика и вычислительная техника 10 134 10 600 11720 14 594 12 508

химическая технология и биотехнологии — — — — —

воспроизводство и переработка лесных ресурсов — — — 68 —

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 105 323 862 783 662

архитектура и строительство — 99 476 466 689

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды — — 187 220 220

таблица 23 Прием студентов в государственные

и муниципальные высшие учебные заведения по группам специальностей и направлений подготовки

(человек)

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Всего 1384506 1372461 1376651 1384018 1362679

Специальности 1307257 1291495 1 290426 1286942 1 256584

физико-математические науки 36 570 16 938 15 136 13 399 12 441

Естественные науки 18 102 16 519 15 737 14 606 14 455

гуманитарные науки 205922 201983 214123 213900 204519

Социальные науки 18 175 17 835 15 614 14 910 13 576

образование и педагогика 151162 147078 132445 120795 111 137

здравоохранение 39 129 38 279 40 182 41 522 41 875

культура и искусство 24 343 24452 25 114 24 399 24 071

Экономика и управление 401995 423984 428195 432 964 421075

информационная безопасность 4353 4619 4834 4911 4865

Сфера обслуживания 16 669 17 603 18 174 20 149 20 880

179

Практика

Окончание табл. 23

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Сельское и рыбное хозяйство 44 851 45 021 45 464 45 026 44 391

Геодезия и землеустройство 5460 5765 6203 6689 7661

геология, разведка и разработка полезных ископаемых 18 172 18288 19 222 19 767 20 665

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 31 694 30 449 30 430 30 538 29 554

Металлургия, машиностроение и материалообработка 34 698 33 737 32 847 32 000 30 109

Авиационная и ракетнокосмическая техника 6640 6380 6284 6690 6569

оружие и системы вооружения 720 730 693 708 651

Морская техника 6574 6678 6354 6096 5919

транспортные средства 46 806 46 300 47 109 49 060 49 629

приборостроение и оптотехника 9532 9136 8678 7896 7713

Электронная техника, радиотехника и связь 21 012 20 149 18 791 17 271 16 830

автоматика и управление 18 738 17 369 17 637 17 943 16 827

информатика и вычислительная техника 31 581 31395 30 244 30 719 30 037

химическая технология и биотехнологии 14 213 13 414 13 043 12 617 11789

воспроизводство и переработка лесных ресурсов 8479 8207 8159 7914 7963

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 25 054 24 208 22 976 22 820 21745

архитектура и строительство 52 192 50 901 51946 57 094 62 310

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 14421 14 078 14 792 14 539 17 328

Направления подготовки 77 249 80 966 86 225 97 076 106095

физико-математические науки 5177 5329 5531 6362 6915

Естественные науки 2960 2777 2712 3225 3437

гуманитарные науки 10 360 12 033 13 018 16 278 17 740

Социальные науки 1167 1465 1647 1952 2736

образование и педагогика 9798 11385 11514 12356 14571

культура и искусство 583 734 955 1178 1391

Экономика и управление 14 691 14 807 16 166 19 106 22 191

Сфера обслуживания — 97 169 249 509

Сельское и рыбное хозяйство 1200 1639 1448 1611 1634

геодезия и землеустройство 429 387 377 579 407

геология, разведка и разработка полезных ископаемых 887 892 1312 1289 1433

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 5611 5591 5924 5956 5791

Металлургия, машиностроение и материалообработка 5307 5032 5282 5992 5959

авиационная и ракетнокосмическая техника 679 665 640 696 600

Морская техника 179 177 179 157 149

транспортные средства 1186 1278 1363 1358 1328

приборостроение и оптотехника 1362 1275 1586 1779 1729

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Электронная техника, радиотехника и связь 3067 2818 3138 3532 3606

автоматика и управление 2440 2240 2494 2399 2298

180

Статистические данные о подготовке кадров в учреждениях профессионального образования

Окончание табл. 23

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

информатика и вычислительная техника 3443 3307 3846 3970 4609

химическая технология и биотехнологии 1509 1432 1489 1570 1702

воспроизводство и переработка лесных ресурсов 202 325 387 548 542

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 1145 1343 1163 1060 1265

Архитектура и строительство 2971 3168 3083 3085 2657

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 896 770 802 789 896

таблица 24 Прием студентов в негосударственные высшие

учебные заведения по группам специальностей и направлений подготовки

(человек)

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Всего 274620 268019 280914 297615 278992

Специальности 218974 225349 237680 253 470 228487

физико-математические науки 3736 538 316 314 305

Естественные науки 245 409 422 360 334

гуманитарные науки 72 938 69 831 73 744 75 067 70 198

Социальные науки 995 919 812 950 761

образование и педагогика 4723 4316 3651 3828 3893

здравоохранение 474 347 625 582 582

культура и искусство 3487 3648 3553 3755 3556

Экономика и управление 122806 136404 145058 156315 138 427

информационная безопасность 232 237 318 515 306

Сфера обслуживания 4464 3563 3696 4841 4325

Сельское и рыбное хозяйство — — 33 7 8

геодезия и землеустройство — 14 29 54 52

геология, разведка и разработка полезных ископаемых 240 147 311 356 303

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 139 65 193 371 353

Металлургия, машиностроение и материалообработка 73 30 60 57 22

авиационная и ракетнокосмическая техника — — — — —

оружие и системы вооружения — — — — —

Морская техника 3 1 — — 5

транспортные средства 595 501 451 585 402

приборостроение и оптотехника 18 17 44 45 12

Электронная техника, радиотехника и связь 205 147 129 135 138

автоматика и управление 291 513 337 644 623

информатика и вычислительная техника 2059 2356 2338 2840 2269

химическая технология и биотехнологии 34 42 25 13 7

воспроизводство и переработка лесных ресурсов — — 7 7 19

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 425 567 498 488 489

181

Практика

Окончание табл. 24

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Архитектура и строительство 505 487 647 967 771

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 287 250 383 374 327

Направления подготовки 55 646 42 670 43 234 44 145 50 505

физико-математические науки 117 72 65 38 31

Естественные науки 45 30 23 23 41

гуманитарные науки 27 580 19 266 19 862 19 007 20 843

Социальные науки 94 84 98 145 88

образование и педагогика 111 116 198 594 240

культура и искусство 23 38 67 416 511

Экономика и управление 23 634 19 586 19 111 19 469 24470

Сфера обслуживания — 11 10 66 144

Сельское и рыбное хозяйство — — — — —

геодезия и землеустройство — — — — —

геология, разведка и разработка полезных ископаемых — — — — 20

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 169 259 326 371 440

Металлургия, машиностроение и материалообработка — 13 — — —

авиационная и ракетнокосмическая техника — — — — —

Морская техника — — 6 — —

транспортные средства — — 24 16 —

приборостроение и оптотехника — — — — —

Электронная техника, радиотехника и связь — — — — —

автоматика и управление 17 101 113 113 165

информатика и вычислительная техника 3830 2929 2901 3346 2865

химическая технология и биотехнологии — — — — —

воспроизводство и переработка лесных ресурсов — — — 15 —

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 26 117 247 256 263

архитектура и строительство — 48 151 205 313

безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды — — 32 65 71

Таблица 25 Выпуск специалистов государственными

и муниципальными высшими учебными заведениями по группам специальностей и направлений подготовки

(человек)

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Всего 930416 978384 1 055927 1108938 1125280

Специальности 868789 914830 989402 1 037940 1 051535

физико-математические науки 17 977 11795 11 187 11 370 11308

естественные науки 13 885 13 657 14325 14 679 14 239

гуманитарные науки 144683 145150 160316 170761 172791

Социальные науки 10225 11184 13663 15611 15655

образование и педагогика 127 538 129031 125263 128913 125556

здравоохранение 26 763 28 171 31 009 31 267 32 093

культура и искусство 14 947 16 446 17 348 17 013 16 791

Экономика и управление 269 936 292712 325563 348994 359707

182

Статистические данные о подготовке кадров в учреждениях профессионального образования

Окончание табл. 25

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

информационная безопасность 908 1349 1858 2285 2846

Сфера обслуживания 3781 6285 8305 10013 11602

Сельское и рыбное хозяйство 32 736 34794 36 915 36 442 35 939

геодезия и землеустройство 2969 3398 3780 3982 4268

геология, разведка и разработка полезных ископаемых 9864 11 285 12 964 13 133 13 331

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 19 919 21956 23 430 24 874 24 619

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Металлургия, машиностроение и материалообработка 23 405 25 800 26 487 26 506 25 745

Авиационная и ракетнокосмическая техника 4728 4852 5107 5289 5203

оружие и системы вооружения 634 561 591 602 595

Морская техника 3344 3402 3840 4132 4142

транспортные средства 26 065 29 365 30 450 31361 33 376

приборостроение и оптотехника 6506 7118 7888 8041 7549

Электронная техника, радиотехника и связь 14 544 15 143 15 895 15 742 16 053

автоматика и управление 10 541 11390 12 686 12 599 13 633

информатика и вычислительная техника 17 526 17 653 20 458 20 506 21 140

химическая технология и биотехнологии 9764 10 715 12 518 12 598 11306

воспроизводство и переработка лесных ресурсов 5768 5871 6298 6534 6667

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 15 652 17 634 19 360 20 094 19 466

архитектура и строительство 26 560 29 362 31760 33 499 34 172

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 7621 8751 10138 11100 11743

Направления подготовки 61 627 63 554 66 525 70 998 73 745

физико-математические науки 5128 5344 5713 5706 6057

Естественные науки 2557 2593 2663 2870 3274

гуманитарные науки 7035 8619 9018 9281 10 581

Социальные науки 784 815 959 1038 1275

образование и педагогика 6336 6051 5938 6989 6111

культура и искусство 346 387 370 444 636

Экономика и управление 12 251 13 235 13 187 14 831 16 389

Сфера обслуживания — — — — 13

Сельское и рыбное хозяйство 904 1070 917 875 1115

геодезия и землеустройство 300 311 251 264 357

геология, разведка и разработка полезных ископаемых 1421 805 829 910 922

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 4717 4591 5344 5627 4919

Металлургия, машиностроение и материалообработка 4504 4423 4379 4506 3900

авиационная и ракетнокосмическая техника 455 544 553 519 485

Морская техника 180 229 195 226 146

транспортные средства 883 820 841 941 775

приборостроение и оптотехника 1151 1035 1303 1429 1469

183

Практика

Окончание табл. 25

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Электронная техника, радиотехника и связь 2579 2567 3059 3115 3076

Автоматика и управление 2047 1944 1990 2144 2153

информатика и вычислительная техника 3092 2942 3390 3286 3542

химическая технология и биотехнологии 1293 1336 1411 1681 1643

воспроизводство и переработка лесных ресурсов 125 139 166 200 303

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 742 822 759 774 858

архитектура и строительство 2082 2331 2589 2710 3137

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 715 601 701 632 609

Таблица 26 Выпуск специалистов негосударственными

высшими учебными заведениями по группам специальностей

и направлений подготовки

(человек)

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Всего 146161 173261 199098 226590 233183

Специальности 120243 142102 166692 184348 191402

физико-математические науки 619 256 116 176 237

Естественные науки 153 377 352 455 417

гуманитарные науки 49 924 55 685 59 878 63 977 65 065

Социальные науки 616 714 926 914 817

образование и педагогика 3300 3135 3231 3381 3227

здравоохранение 335 161 235 245 272

культура и искусство 946 1331 1718 2260 2634

Экономика и управление 62 237 77 006 96 172 108139 112497

информационная безопасность 19 47 75 95 156

Сфера обслуживания 979 1857 1715 2056 2656

Сельское и рыбное хозяйство — — — — —

геодезия и землеустройство — — — 8 18

геология, разведка и разработка полезных ископаемых 18 29 106 162 268

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 122 89 144 103 133

Металлургия, машиностроение и материалообработка 8 13 — 12 18

авиационная и ракетнокосмическая техника — — — — —

оружие и системы вооружения — — — — —

Морская техника — 1 — 1 3

транспортные средства 183 270 346 353 380

приборостроение и оптотехника 14 16 13 14 —

Электронная техника, радиотехника и связь 29 48 164 103 113

автоматика и управление 25 51 25 67 198

информатика и вычислительная техника 328 669 1030 1164 1468

химическая технология и биотехнологии 27 26 45 18 14

воспроизводство и переработка лесных ресурсов — — — — —

184

Статистические данные о подготовке кадров в учреждениях профессионального образования

Окончание табл. 26

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 108 106 219 295 281

Архитектура и строительство 171 167 142 245 355

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 82 48 40 105 175

Направления подготовки 25 918 31 159 32 406 42 242 41 781

физико-математические науки 80 60 41 64 48

Естественные науки 14 85 46 22 41

гуманитарные науки 14995 17 110 16 399 20 477 19 340

Социальные науки 162 85 110 93 77

образование и педагогика 127 137 109 324 108

культура и искусство — — 12 24 61

Экономика и управление 9948 12 885 14467 18 812 18 760

Сфера обслуживания — — — — 19

Сельское и рыбное хозяйство — — — — —

геодезия и землеустройство — — — — —

геология, разведка и разработка полезных ископаемых — — — — —

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 1 — 55 118 81

Металлургия, машиностроение и материалообработка — — — — —

авиационная и ракетнокосмическая техника — — — — —

Морская техника — — 5 — —

транспортные средства — — 25 — —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

приборостроение и оптотехника — — — — —

Электронная техника, радиотехника и связь — — — — —

автоматика и управление 20 20 43 93 85

информатика и вычислительная техника 551 765 989 2090 2850

химическая технология и биотехнологии — — — — —

воспроизводство и переработка лесных ресурсов — — — — —

технология продовольственных продуктов и потребительскихтоваров 20 12 61 76 155

архитектура и строительство — — 27 28 115

безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды — — 17 21 41

185

Практика

Рис. 2 Конкурс на вступительных экзаменах в государственных и муниципальных

высших учебных заведениях по группам специальностей и направлений подготовки

(число заявлений о приеме на 100 мест)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10 11 12

13

14

15

2005

28

27

26

25

24

23

22

21

20

19

18

17

16

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

2008

232

19 5

280

330

120 160 200 240 280 320 360

Число заявлений

физико-математические науки

Естественные науки

гуманитарные науки

Социальные науки

образование и педагогика

здравоохранение

культура и искусство

Экономика и управление

информационная безопасность

Сфера обслуживания

Сельское и рыбное хозяйство

г еодезия и землеустройство

г еология, разведка и разработка полезных

ископаемых

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника Металлургия, машиностроение и материалообработка

Число заявлений

16 Авиационная и ракетно-космическая техника

17 оружие и системы вооружения

18 Морская техника

19 транспортные средства

20 приборостроение и оптотехника

21 Электронная техника, радиотехника и связь

22 автоматика и управление

23 информатика и вычислительная техника

24 химическая и биотехнологии

25 воспроизводство и переработка лесных ресурсов

26 технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

27 архитектура и строительство

28 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

186

Статистические данные о подготовке кадров в учреждениях профессионального образования

Рис. 3

Направления подготовки

2005 2008

Число заявлений

1 физико-математические науки

2 Естественные науки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 гуманитарные науки

4 Социальные науки

5 образование и педагогика

6 культура и искусство

7 Экономика и управление

8 Сфера обслуживания

9 Сельское и рыбное хозяйство

10 геодезия и землеустройство

11 геология, разведка и разработка полезных ископаемых

12 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

13 Металлургия, машиностроение и материалообработка

14 Авиационная и ракетно-космическая техника

15 Морская техника

16 транспортные средства

17 приборостроение и оптотехника

18 Электронная техника, радиотехника и связь

19 Автоматика и управление

20 информатика и вычислительная техника

21 химическая и биотехнологии

22 воспроизводство и переработка лесных ресурсов

23 технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

24 Архитектура и строительство

25 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

187

Практика

Методологические комментарии

Образовательное учреждение начального профессионального образования — учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, а также общеобразовательные программы и дополнительные образовательные программы. кроме того, в учреждении может быть получена профессиональная подготовка, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся. учреждение в соответствии с реализуемыми образовательными программами начального профессионального образования может создавать учебные кабинеты и лаборатории, учебные и учебно-производственные мастерские, а также может иметь филиалы, общежития, учебнопроизводственные хозяйства, учебные полигоны и другие структурные подразделения, в том числе реализующие общеобразовательные программы и дополнительные образовательные программы. учреждения подразделяются на следующие виды: профессиональное училище (реализует основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования); профессиональный лицей (реализует образовательные программы начального профессионального образования, в том числе обеспечивающие приобретение обучающимися более высокого уровня квалификации, более высокого разряда по рабочей профессии).

Образовательное учреждение среднего профессионального образования — учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, а также основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования и дополнительного профессионального образования при наличии соответствующих лицензий. учреждение может иметь в своей структуре филиалы, представительства, отделения, учебные кабинеты и лаборатории, учебные и учебнопроизводственные мастерские и хозяйства, учебные полигоны, структурные подразделения, реализующие основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального и дополнительного профессионального образования, общежития и иные структурные подразделения, связанные с образовательным процессом. к учреждениям среднего профессионального образования относятся: техникум (реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки); колледж (реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки).

Образовательное учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение) — учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования, послевузовского профессионального

188

Статистические данные о подготовке кадров в учреждениях профессионального образования

образования, а также образовательные программы общего, начального профессионального, среднего профессионального образования, образовательные программы дополнительного образования при наличии у высшего учебного заведения соответствующей лицензии. высшее учебное заведение может иметь филиалы, представительства, научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро, аспирантуру (адъюнктуру), интернатуру, ординатуру, докторантуру, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, общежития и другие структурные подразделения.

Формы получения профессионального образования. образовательные программы среднего и высшего профессионального образования могут осваиваться в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и в форме экстерната; образовательные программы начального профессионального образования могут осваиваться в следующих формах: очной, очнозаочной (вечерней) и в форме экстерната. по ряду профессий и специальностей формы очно-заочная (вечерняя), заочная и экстернат не допускаются.

Численность учащихся (студентов) образовательных учреждений профессионального образования — численность обучающихся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. в общую численность студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования не включены иностранные граждане, обучающиеся в российской федерации (за исключением граждан стран Снг, г рузии и Балтии, принятых на условиях общего приема).

Прием в учреждения профессионального образования — численность лиц, принятых на обучение. осуществляется в соответствии с утвержденными правилами. в число принятых не включаются второгодники и лица, восстановленные на обучение.

Конкурс в государственные и муниципальные учреждения профессионального образования. прием в государственные и муниципальные учреждения высшего и среднего профессионального образования производится по заявлениям граждан на конкурсной основе. при анализе результатов приема используется показатель «число заявлений о приеме на 100 мест», который характеризует соотношение численности подавших заявления и численности принятых на обучение.

Выпуск из учреждений профессионального образования — численность лиц, полностью завершивших курс обучения в образовательном учреждении и получивших соответствующее образование (специальность, профессию). лицам, закончившим обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью и выдается диплом. указанные в документах о начальном, среднем, высшем профессиональном образовании квалификации дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.