Научная статья на тему 'Статистическая оценка взаимосвязи рискаликвидности и финансовой устойчивости коммерческих банков'

Статистическая оценка взаимосвязи рискаликвидности и финансовой устойчивости коммерческих банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИКА / АНАЛИЗ / ЛИКВИДНОСТЬ / БАНК / УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ендовицкий Д. Е., Кузнецова Л. В.

Финансово-экономический кризис придал особую актуальность вопросам выявления взаимосвязи и взаимозависимости между ликвидностью и финансовой устойчивостью коммерческого банка. Снижение финансовой устойчивости кредитных учреждений приводит к сокращению банковских услуг и уменьшает возможности предприятий крупного, среднего и малого бизнеса производить материальные блага, оказывать услуги, подрывает их ликвидность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статистическая оценка взаимосвязи рискаликвидности и финансовой устойчивости коммерческих банков»

rfftmutcfeufucHoe

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ

РИСКАЛИКВИДНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Д. А. ЕНДОВИЦКИЙ,

доктор экономических наук, профессор, проректор по экономическомуразвитию и инновациям E-mail: eda@econ.vsu.ru

Л. В. КУЗНЕЦОВА,

аспирант кафедры экономического анализа и аудита E-mail: KuznetcovaLV@vrn.uralsib.ru Воронежский государственный университет

Финансово-экономический кризис придал особую актуальность вопросам выявления взаимосвязи и взаимозависимости между ликвидностью и финансовой устойчивостью коммерческого банка. Снижение финансовой устойчивости кредитных учреждений приводит к сокращению банковских услуг и уменьшает возможности предприятий крупного, среднего и малого бизнеса производить материальные блага, оказывать услуги, подрывает их ликвидность.

Ключевые слова: статистика, анализ,ликвидность, банк, устойчивость.

Современная банковская система функционирует в таких условиях, когда особую важность приобретает изучение содержания категорий «финансовая устойчивость» и «ликвидность», выявление их взаимосвязи и взаимозависимости.

Особую актуальность вопросам регулирования ликвидности банка придал разразившийся в России и во всем мире финансовый кризис. Многие российские коммерческие банки, демонстрировавшие рост в своей деятельности, не смогли решить проблемы ликвидности в сильно переменчивой финансовой среде. Огромное количество кредитных организаций сейчас находится в сложной ситуации.

Обеспечение соответствующего уровня ликвидности является одной из наиболее важных задач управления любым коммерческим банком. Недостаточный уровень ликвидности является первым признаком наличия у кредитной организации серьезных финансовых затруднений. При возникновении такой ситуации банк обычно начинает терять депозиты, что уменьшает его наличные средства, и избавляется от наиболее ликвидных ценных бумаг. Кредитной организации, находящейся на грани банкротства, кредиты и займы предоставляют с большой неохотой. Другие банки осуществляют это либо под дополнительный залог, либо по более высокой процентной ставке, что еще больше сокращает доходы банка, испытывающего финансовые трудности.

В целях поддержания своей финансовой устойчивости банк должен иметь определенный ликвидный резерв для выполнения непредвиденных обязательств, появление которых может быть вызвано различными факторами. К числу факторов, влияющих на ликвидность коммерческого банка, относятся:

- политическая и экономическая ситуация в стране или регионе;

- совершенство банковского законодательства;

- состояние денежного рынка;

- возможность рефинансирования в Банке России;

- поддержка государства в виде субординированных кредитов;

- развитие рынка ценных бумаг;

- обеспеченность собственным капиталом банка;

- надежность клиентов;

- уровень менеджмента в банке и др. Потребности коммерческого банка в ликвидных средствах могут быть рассмотрены с точки зрения спроса и предложения. Для большинства банков спрос на ликвидные средства возникает по следующим причинам:

- из-за снятия клиентами денег со своих счетов;

- в связи с поступлением заявок на получение кредитов от клиентов, которые банк решает принять;

- погашение задолженности по займам банка, которые он мог получить от других банков или Банка России;

- уплата налогов, операционные расходы и выплата денежных дивидендов держателям акций банка.

Источниками предложения ликвидных средств в обычных для банка условиях его деятельности являются:

- поступления вкладов от клиентов;

- средства клиентов на новых счетах и поступления на уже существующие счета;

- погашения клиентами взятых ссуд;

- доходы от предоставления прочих услуг (консультирование, операционное обслуживание идр.).

При наличии дисбаланса источников спроса и предложения ликвидности возникает кризис ликвидности. Он также может возникнуть при неблагоприятном изменении внешних условий, которые формируются под влиянием внешних факторов. Способность затормозить развитие кризиса на данном этапе зависит от способности менеджмента банка предпринимать меры, адекватные сложившейся ситуации, вносить определенные коррективы в политику управления его ликвидностью.

Из-за финансового кризиса многие банки по всему миру сильно пострадали. Российские банки — не исключение. В начале 2008 г. руководство Банка России вынуждено было признать, что в ближайшую трехлетку будет не избыток ликвидности, а ее нехватка, и будет стоять задача не стерилизации ликвидности, а ее стимулирования. Кризис лик-

видности российских банков отразился на снижении уровня их финансовой устойчивости в сторону значительного снижения. Все банки по-разному отреагировали на это, и масштабы последствий у всех были разные.

Так, ОАО «Альфа-банк» за январь—сентябрь 2009 г. получил чистый убыток по РСБУ в размере 3,35 млрд руб. против чистой прибыли в 12,59 млрд руб. за аналогичный период предыдущего года.

Чистая прибыль Сбербанка России по РСБУ за январь—сентябрь 2009 г. составила9,1 млрдруб., что на 91,16% меньше, чем в предыдущем году (102,9 млрдруб.).

Чистый убыток группы ВТБ за второй квартал 2009г. — 31,5 млрдруб.

Госкорпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (далее — Внешэкономбанк) занялся санацией ОАО «Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики» (далее — Связь-банк). Руководство банка признало, что Связь-банк стал первой ласточкой, попавшей в круговорот кризиса. Решение об участии Внешэкономбанка в его поддержке принималось в соответствии с поручением высшего руководства. Нельзя было допустить обрушения банка, на обслуживании которого находилось более 15 млн счетов пенсионеров. За несколько месяцев удалось преодолеть разбалансированность между пассивами и активами, расчистить кредитный портфель, провести комплексный анализ состояния банка. Профильные подразделения изучили ситуацию, предложили план мероприятий по оздоровлению. Внешэкономбанк выкупил дополнительную эмиссию акций банка на 70 млрд руб. Его уставный капитал в результате был увеличен в 15 раз, до 75,1 млрд руб. И сегодня банк работает в нормальном режиме. Главным источником финансовой неустойчивости банка являлась огромная проблемная задолженность. Ссуды выдавались без должного обеспечения, по непонятным схемам, причем не только российским, но и зарубежным компаниям.

В конце 2008 г. стало известно, что ЗАО «Газэнергопромбанк» покупает 100% акций Акционерного банка «Содействие общественным инициативам» (ОАО) (далее — Собинбанк) при непосредственном участии Банка России. По итогам первого полугодия 2008 г. банк занял 40-е место по размеру активов в рэнкинге «Интерфакс-100». Собинбанк занимал 39-е место по размерам активов. Закрытое акционерное общество коммерческий банк «ГЛОБЭКС» (далее — «Глобэкс»)

по итогам первого полугодия 2008 г. занимал 35-е место по размеру активов и имел частные вклады в объеме 800 млн долл. Осенью 2008 г. он испытал серьезные финансовые трудности и не смог выполнить своих обязательств перед клиентами. За период 01.09.2008-14.10.2008 объем вкладов в банке сократился почти на треть (с 27,1 до 20 млрд руб.). «Глобэкс» ввел запрет на досрочное снятие средств со срочных вкладов частных клиентов, что являлось нарушением Гражданского кодекса РФ, согласно которому граждане имеют право забрать свои средства из банка в любой момент. Внешэкономбанк начал санацию банка «Глобэкс». Указание о его покупке он получил от Правительства РФ. Внешэкономбанк выкупил у «Глобэкса» и у аффилированных с его бывшими собственниками структур ряд непрофильных активов в секторе недвижимости. В результате Внешэкономбанку понадобилось три месяца для санации банка «Глобэкс». Теперь банк не отягощен сложным по структуре ссудным портфелем, его ликвидность восстановлена. В 2010 г. Внешэкономбанк выставил санированный им банк «Глобэкс» на продажу.

«КИТ Финанс» Инвестиционный банк (ОАО) (далее — «КИТ Финанс»), серьезно пострадал от кризиса осенью 2008г. В октябре 2008г. консорциум инвесторов в составе ОАО «Инвестиционная группа АЛРОСА» и ОАО «Российские железные дороги» подписали соглашение о приобретении 90 % его акций (каждый по 45 %). Оставшиеся 10 % приобрели структуры, связанные с НПФ «Благосостояние». Принятый план предусматривал в дальнейшем продажу АК «АЛРОСА» своего пакета в «КИТ Финансе». В итоге ОАО «Российские железные

дороги» приобрело 45 % акций «КИТ Финанса». Другим акционером стало ООО «ТрансФинКапи-тал» (53,95 % акций).

Из-за кризиса банки занялись слияниями и поглощениями. Так, произошло слияние ОАО «МДМ-Банк» и ОАО «УРСА-Банк», в ходе которого банки сконсолидировали свои активы и сократили издержки. Кроме того, крупные и сильные банки, для которых кризис не стал глобальной катастрофой, покупают региональные отделения более слабых, для которых это последний шанс выжить и попытаться восстановить свою деятельность. Такая практика характерна и для европейских стран, и для стран СНГ.

Одной из основных причин дефицита платежных средств у банков является увеличение трудностей с оплатой кредитов должников — физических и юридических лиц. С одной стороны, кредиты, депозиты и прочие размещенные средства организациям выросли с 9 532,56 млрд руб. на 01.01.2008 до 12419,17млрдруб. на01.10.2008, кредиты физическим лицам — с 2 971,13 млрд руб. до 4 017,58 млрд руб. за аналогичный период (рис. 1). Однако, если рассматривать темпы прироста, например, кредитного портфеля юридических лиц, то можно увидеть, что за период с 01.01.2008 до 01.10.2008 темпы прироста стабильно сокращались (с 11,27 до 7,54 %) (рис. 2). В четвертом квартале 2008 г. многие банки вообще перестали кредитовать, в особенности это касается выдачи крупных кредитов юридическим лицам. Темпы прироста кредитного портфеля юридических лиц сократились еще и составили 3,42 % по сравнению с третьим кварталом 2008 г.

Далее, с января 2009 г., начался небольшой процесс оживления кредитования юридических

16 000 000 14 000 000 12 000 000 10 000 000 8 000 000 6 000 000 4 000 000 2 000 000 о

Январь Апрель Июль Октябрь Январь 2008 2008 2008 2008 2009

Апрель Июль Октябрь 2009 2009 2009

■ Кредиты организациям

■ Кредиты физическим лицам

Рис. 1. Кредиты, депозиты о прочие привлеченные средства, предоставленные физическим лицам и организациям в 2008-2009 гг.,млнруб.

■ Кредиты организациям, темп прироста

■ Кредиты физическим лицам, темп прироста

Рис. 2. Темп прироста объемов кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям и физическим лицам в 2008-2009гг.,%

Октябрь 2009

лиц. Объем выданных кредитов составил 12 843,52 млрд руб. (темп прироста — 7,06%). Это было вызвано возросшим спросом на кредитные ресурсы со стороны юридических лиц и поддержкой государства. Однако начиная 01.02.2009 объем кредитного портфеля юридических лиц начал сокращаться с 13 750,86 млрд руб. на 01.02.2009 до 12 973,36 млрд руб. на 01.11.2009 (темп прироста находился в основном в интервале от 1,57 % до 0,02 %, за исключением мая 2009 г., когда прирост портфеля составил 0,32%). В декабре 2009 г. объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств организациям вырос, хоть и незначительно, — до13 014,41 млрд руб.

Объемы же кредитования физических лиц продолжали сокращаться с 4 017,21 млрд руб. на 01.01.2009 до 3 586,25 млрд руб. на 01.12.2009 (или

600

500

400

300

200

100

Январь 2008

Апрель 2008

Январь 2009

Рис. 3. Величина просроченной задолженности нефинансовых организаций, физических лиц, банков и прочих кредитов в 2008—2009 гг., млрд руб.

на 10,73%). Снижение объема предоставленных кредитов физическим лицам происходило по причине недостаточного спроса со стороны заемщиков. Это связано с высокой стоимостью кредитов, а также с сокращением реальных доходов населения. Отрицательную роль играли ожидания возможной потери рабочихмест, а также другие факторы, связанные со спадом в экономике.

Кроме того, большая часть кредитов приобрела черты проблемности и невозвратности (рис. 3 и 4). По данным рис. 3 видно, что за период с 01.01.2008 до 01.05.2009 просроченная задолженность нефинансовых организаций выросла с 86,1 млрд руб. до 524,3 млрд руб. (или на 508,94 %), а ее удельный вес в кредитах нефинансовым организациям — с 0,9 % до4% (рис. 4).

Просроченная задолженность физических лиц выросла с 96,5 до 195,2 млрд руб. (или на 102,28 %), а ее удельный вес в общем объеме кредитов физических лиц увеличился с 3,3 до 5,1%.

Об ухудшении качества кредитного портфеля за период с 01.01.2008 до 01.05.2009 свидетельствует и рост резервов на возможные потери по ссудам (рис. 5 и 6).

По данным рис. 5 и 6 можно увидеть, что рост резервов на возможные потери по ссудам произошел как в абсолютном

■ Кредиты нефинансовым организациям

■ Кредиты физическим лицам

Апрель 2009

-По кредитам физических лиц

-По кредитам нефинансовых организаций

Рис. 4. Доля просроченной задолженности в общем кредитном портфеле банков (общая величина, по кредитам нефинансовых организаций, физических лиц, банков

и прочих кредитов), %

1 400

1 200

1 ооо

800

600

400

200

Январь 2008

Июль 2008

Январь 2009

Апрель 2009

Рис. 5. Резервы на возможные потери по кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам в 2008—2009гг., млрдруб.

Январь 2008 Июль 2008 Январь 2009 Апрель 2009 Май 2009

Рис. 6. Размер созданных резервов по отношению к объему кредитного портфеля

в 2008—2009гг., %

выражении (с 532,0 млрдруб. до 1220,3 млрдруб.), так и по отношению ко всем кредитам (с 3,7до6 %).

Таккакденьги стали очень дорогими и источники внешнего финансирования закрылись, то большинство коммерческих банков стали делать акцент

на вклады физических лиц. Поднимая ставки по вкладам, коммерческие банки преследовали цель поддержать свою конкурентоспособность, так как именно за счет физических лиц обеспечивается ликвидность, которая банкам очень нужна. В тяжелых ситуациях банки должны накапливать свою ликвидность, потому что не знают, что будет завтра. За период с 01.01.2008 по 01.01.2009 размер вкладов (депозитов) физических лиц, привлеченных кредитными организациями, увеличился с 5 825,53 до 7481,30млрд. руб. (или на28,42%) (рис. 7).

Кроме того, за период с 01.01.2008 до 01.12.2009 эта величина еще возросла на 19,68% и составила 8 953,79 млрд руб. За исследуемый период увеличились и привлечения коммерческих банков со стороны организаций. За период с 01.01.2008 по 01.10.2008 величина привлеченных кредитными организациями средств нефинансовых организации увеличилась с 3 520,01 до 5 175,39 млрд руб. (47,03%). Начиная с IV квартала 2008 г. динамика привлеченных средств носит волнообразный характер, при этом колебания незначительны.

В период нехватки денежных средств коммерческим банкам Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Банк России пред-

Май 2009

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4

3 -

2 -

1

О

10 ООО ООО

9 ООО ООО

7 ООО ООО

6 ООО ООО

4 ООО ООО

3 ООО ООО

- Вклады физических лиц

- Депозиты юридических лиц

Январь 2008

Апрель 2008

Июль 2008

Октябрь Январь 2008 2009

Рис. 7. Вклады физических лиц и депозиты нефинансовых организаций в 2008—2009гг., млнруб.

В конце 2008 г. Наблюдательный совет Внешэкономбанка рекомендовал выделить субординированные кредиты первым трем частным банкам на общую сумму 18,3 млрд руб. Больше всего денег государства получил Альфа-банк —11,9 млрд руб., Номос-банку выделили 4,5 млрд руб., Ханты-Мансийскому банку —1,9 млрд руб.

Правительство рассчитывало на то, что

принимали различные меры по увеличению уровня ликвидности в банковской системе. Российским банкам были предоставлены субординированные кредиты на срок не менее пяти лет.

Первая антикризисная программа в России началась в ноябре 2008 г. Координатором программы выступал Внешэкономбанк (через него происходило кредитование коммерческих банков — выдача субординированных кредитов). Он получил 1 550 млрд руб. из федерального бюджета. Кроме того, ему было выделено 2,5 и 2 млрд долл. под Libor + 1 % из Банка России для поддержки Связь-банка и банка «Глобэкс» соответственно. Банк России и ЗАО «Газэнергопромбанк» выделили 0,5 млрддолл. для поддержки Акционерного банка «Содействие общественным инициативам».

Антикризисная программа начала непосредственно осуществляться только через три банка: Сбербанк России, ВТБ и Россельхозбанк. Банк России совместно с Фондом национального благосостояния предоставили субординированные кредиты (500 и 450 млрд руб. соответственно) сроком до 2020 г. под 8 % годовых коммерческим банкам. Из общей суммы 950 млрд руб. до 500 млрд руб. получил Сбербанк, до 200 млрд руб. — ВТБ. Россельхозбанку досталось до 25 млрд рублей. Альфа-банк через Внешэкономбанк получил субординированные кредиты на сумму 40 млрд руб. Оставшиеся 185 млрд руб. смогли получить другие российские банки при условии, что сумма кредита не превышала 15% уставного капитала банка, а владельцы были готовы внести два рубля своих средств на рубль государственных. Суммарно все российские банки получили господдержку в размере 5 трлн руб.

все эти банки будут непосредственно кредитовать более мелкие банки и предприятия денежными средствами. Другими словами, эти средства банки должны были направить на кредитование приоритетных отраслей экономики, в частности малого и среднего бизнеса, торговли, недвижимости и т. д. Но, как оказалось, коммерческие банки, получившие господдержку, неохотно осуществляли это. Вместо этого коммерческие банки стали скупать наличные доллары, поднимая на них спрос и подрывая положение российского рубля. Тем самым банки зарабатывали на этих операциях намного больше и быстрее, чем на кредитовании. В итоге пострадали более мелкие банки и региональные банки, до которых государственные деньги так и не дошли (в отличие от коммерческих банков Москвы и Санкт-Петербурга). «Если бы все знали, что на самом деле происходит в банковской системе, и кто на самом деле рулит во всем этом финансовом блоке, ни у кого не было бы вопросов по поводу тех событий, которые нет-нет, да и происходят. В банковской среде всем все понятно, все всё знают. Но это крайне закрытый круг общения для внешних потребителей информации», — рассказывал Алексей Мамонтов, президент Московской международной валютной ассоциации.

В связи с этим государство намерено тщательно следить затем, как расходуются антикризисные средства. Для этого создается особая группа, в составе которой представители Генпрокуратуры, ФСБ, МВД, ФНС России, Росфинмониторингаи Банка России. В их обязанности входит отслеживание прохождения денежных потоков и их целевого использования.

Кроме того, уже на втором этапе антикризисных мер было принято решение о снижении

ставки налога на прибыль с 24 до 20 %. В декабре 2008—январе 2009 г. за счет средств Банка России было предоставлено кредитов банкам в размере 545 млрд руб.

Для поддержания ликвидности коммерческих банков Банк России активно занимался предоставлением обеспеченных кредитов, в том числе ломбардных кредитов как по фиксированной процентной ставке, так и на аукционной основе. Для завершения операционного дня Банк России также предоставлял кредиты овернайт. Для преодоления кризиса ликвидности банков правительство пошло на размещение в них средств Пенсионного фонда. Коммерческим банкам также было выделено 135, 200 и 143 млрд руб. из Федерального бюджета, Фонда реформирования ЖКХ, Госкорпорации ЖКХ соответственно.

В 2009 г. расходы федерального бюджета на реализацию антикризисных мер правительства составили 1,213 трлнруб.

Параллельно с денежной поддержкой коммерческих банков Банк России принимал меры нефинансового характера по увеличению уровня ликвидности в банковской системе. Это постоянное расширение активов, которые можно дать Банку России в залог, расширение списка ценных бумаг в ломбардном списке (аукцион РЕПО), упрощение системы доступа банков к рефинансированию (объединение механизмов кредитования банков под залоги) и др.

На съезде Ассоциации российских банков в апреле 2009 г. прозвучало предложение принять программу защиты банковских активов: государство должно стимулировать процессы консолидации, так как только сильные и крупные частные банки могут создать достойную конкуренцию госбанкам. Но, по мнению руководства АРБ, курс на исключительную поддержку крупных банков ошибочный, так как именно региональные банки обеспечивают развитие малого и среднего бизнеса в регионах и создают конкурентную среду на банковском рынке. В СМИ постоянно идет дискуссия о том, сколько и каких банков нужно России.

По мнению авторов, с одной стороны, правительство должно поддерживать системообразующие банки страны, но с другой стороны, — должно видеть и другую сторону медали — роль конкуренции и то, что региональные банки несут не только социальную нагрузку, но и выполняют экономическую функцию по развитию бизнеса в своих регионах. Это вызвано тем, что развитие малого и среднего бизнеса тесно связано с регио-

нальными банками. Необходимо продвигать идею поддержки системообразующих банков страны в целом и региональных системообразующих банков. При этом основными критериями для их выделения должны являться: социальная значимость, количество вкладчиков, экономический эффект, который региональные банки дают, в том числе за счет кредитования малого бизнеса.

Советом Федерации приняты поправки в Федеральный закон от 02.12.1990 № 395—1 «О банках и банковской деятельности». С 01.01.2010 размер собственных средств (капитала) банка должен быть не менее 90 млн руб. Ас 01.01.2012 — не менее 180 млн руб. В связи с этим у банков, которые попадают под несоблюдение данного условия, для выхода из ситуации будут следующие пути: увеличивать свой капитал; сливаться с другими банками; закрываться; ходатайствовать об изменении своего статуса на статус «небанковской кредитной организации». За 2009 г. Банк России отозвал лицензию у 44 банков, 15 ушли с рынка самостоятельно или через слияния с другими банками. За период с 01.01.2010 (когда было 1 007 банков) по 19.02.2010 остались без лицензий 4 банка, 4 покинули рынок самостоятельно. На 19.02.2010 в России осталось 999 коммерческих банков, имеющих право на осуществление банковских операций.

Все это повлияло на финансовую устойчивость коммерческих банков в сторону снижения ее уровня. А это в свою очередь отразилось на прибыльности кредитных организаций. Финансовые результаты деятельности коммерческих банков, а также количество прибыльных и убыточных коммерческих банков представлены нарис. 8и9.

За первый квартал 2008 г. размер прибыли, полученной коммерческими банками, составил 134 598 млн руб., доля прибыльных банков составляла 92,4%. За второй квартал прибыль была 149 941 млн руб., доля прибыльных банков увеличилась до 95,4%. Прибыль, полученная в третьем квартале, была в 2,13 раза меньше, чем за предыдущий квартал, выросло число убыточных банков — 5,8 % от общего количества. В четвертом квартале положительный финансовый результат составил 54 381 млн руб. Девальвация рубля и переоценка валютных активов привели к росту доходов от валютных операций в 15 раз (относительно четвертого квартала 2007 г.). Именно этот фактор и обусловил прибыль по итогам четвертого квартала 2008 г. Без его учета убыток составил бы 136 млрд руб. Из-за ухудшения качества кредитных портфелей резервы возросли в 11 раз и нивелировали позитивную

600 000

500 000 -Ш

1

400 000

300 000

200 000 -р

100 000

120,0

100,0

80,0

60,0

40,0

20,0

0,0

ШИШ Объем прибыли текущего года, млн руб.

■•■ ■ ■ Удельный вес кредитных организаций, имевших убыток, %

-■— Удельный вес кредитных организаций, имевших прибыль, %

Рис. 8. Финансовые результаты деятельности кредитных организаций (нарастающим итогом с начала года) и количество прибыльных и убыточных кредитных организаций в 2008—2009 гг.

200 ООО

150 ООО

100 ООО

50 ООО

-50 ООО

-100 ООО

Рис. 9. Финансовые результаты деятельности кредитных организаций в 2008—2009гг., (поквартально), млнруб.

тенденцию роста операционного дохода. В итоге за 2008 г. коммерческими банками была получена чистая прибыль в размере 409 186 млн руб., что на 19,45 % меньше, чем за предыдущий год.

В 2009 г. ситуация оставалась очень тяжелой. В первом квартале кредитные организации сработали положительно, получив всего 58 261 млн руб., при этом доля убыточных банков возросла до 10,1 %. Во втором квартале 2009г. расходы банковского сектора значительно превышали доходы (убыток составил 51 466 млн руб.). Это связано с ростом отчислений на формирование резервов на возможные потери и со снижением доходов по активным операциям. В рассматриваемый период доля убыточных банков продолжала сохраняться на очень высоком уровне (11 %). В третьем квартале 2009 г. коммерческие банки попытались стаби-

лизировать ситуацию. Об этом свидетельствует превышение доходов банков над их расходами (прибыль получена в размере 31 204 млн руб.). Однако выросла доля убыточных банков (на 01.10.2009 - 13,2%). Это было непосредственно связано с тем, что в третьем квартале 2009 г. задолженность по рублевым кредитам нефинансовым организациям увеличилась в абсолютном выражении. Это может быть признаком определенной стабилизации ситуации на рынках предоставления кредитов, но не является явным признаком положительных изменений.

Осенью 2009 г. многие экономисты и ученые все чаще стали заявлять, что кризис миновал, и финансовая устойчивость банков повышается. В подтверждение этого объем операций «валютный своп» в третьем квартале 2009 г. составил около 10 млрд руб. Это значительно меньше, чем в первом (0,4 трлн руб.) и втором (0,1 трлн руб.) кварталах 2009 г. Кроме того, объем внутридневных кредитов в третьем квартале 2009 г. составил 5,3 трлн руб., что на 53,1 % меньше, чем в первом полугодии (11,3 трлн рублей). Эти данные свидетельствуют об улучшении ситуации с ликвидностью банков в стране. Но многие не разделяли оптимистического подхода, так как не были устранены причины, которые привели к кризису, и не было фундаментальных предпосылок, которые способствовали бы росту потребительского спроса, доступности кредитов и реструктуризации неэффективного бизнеса.

Благодаря мероприятиям, проводимым высшим руководством страны, удалось стабилизировать ликвидность российских коммерческих банков и преодолеть кризис ликвидности. Сейчас основная проблема — это ухудшение качества кредитного портфеля банков в условиях стагниру-ющего в 2009 г. рынка кредитования.

Для снижения давления на банки постоянно растущей доли проблемных активов нужно пре-

Объем прибыли и убытков, млн руб.

0

доставлять по ним государственные гарантии на возмездной основе. Это приведет к сокращению рисковых активов и снизит давление на капитал. Данная мера — не что иное, как программа распределения убытков между банком и третьей стороной. Банки остаются полноправными участниками процесса при любом уровне потерь, что позволит сохранить их заинтересованность в самостоятельной работе с пулом проблемными активами. Такой комплекс мер сейчас реализуется в Великобритании и США. Он эффективно повышает финансовую устойчивость банков, так как страхует от дальнейшего ухудшения качества активов, снижает требования к капиталу банков. Этот комплекс мер относительно несложен с точки зрения организации, не нуждается в денежных вливаниях правительства, не требует больших затрат времени и не исключает других путей финансирования для увеличения активов. Недостатком является то, что «плохие» активы продолжат сказываться в будущем.

Для запуска такой программы необходимы следующие шаги:

создание рабочей группы в составе представителей Банка России, Минфина России и коммерческих банков;

- оценка и отбор классов активов, наиболее подверженных ухудшению и негативно влияющих на реальный сектор экономики (ипотека, автокредиты, кредиты малому и среднему биз-

Список литературы

несу). Оценка объема проблемных кредитов на текущий момент и динамики качества активов на следующие 12—24 мес.;

- разработка механизма предоставления гарантий, а также критериев отбора банков — участников программы, исходя из концентрации «плохих» активов;

- подготовка проекта изменений законодательно-правовой базы для внедрения программы защиты активов.

По мнению главы Сбербанка России Г. Грефа, в 2010 г. банковские резервы придется увеличивать. Сбербанк будет частично распускать резервы, а частично доформировывать их. Величина резервов составит 13—13,5% от кредитного портфеля коммерческих банков. С учетом неизбежного дальнейшего роста резервов на возможные потери по ссудам, снижения доходности по активам (прежде всего по кредитам из-за ухудшения их качества), роста стоимости привлеченных ресурсов в ближайшие месяцы следует ожидать небольшой прибыли банковского сектора (возможно, и убытка) и сохранения значительного числа убыточных банков.

На сегодняшний момент становится ясно, что без выхода кредитов на доступный уровень для юридических и физических лиц, существенного роста в экономике страны не произойдет. А пока что банки кредитуют с большой осторожностью из-за высокого риска невозвратадолгов.

1. иКЬ: http://www.cbr.ru/publ/main.asp?Prtid=BBS.

2. иКЬ: http://www.business-gazeta.ru/article/19674/15.

3. иКЬ: http://www.ng.ru/economics/2008-09-12/l_trillion.html.

4. иКЕ http://www.bankir.ru/publication/interview/talk/2493929.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.