Научная статья на тему 'Старшие помощники студенчества в путешествии по лабиринтам социальной памяти: ментор, тьютор, куратор, эдвайзер'

Старшие помощники студенчества в путешествии по лабиринтам социальной памяти: ментор, тьютор, куратор, эдвайзер Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
57
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / социальная память / высшее образование / педагогическое сопровождение / студенчество / history / social memory / higher education / pedagogical support / students

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лезина О. В., Терновая Л. О.

Статья раскрывает тему, актуальную в свете решения о проведении в 2023 г. в Российской Федерации тематического года, посвященного педагогам и наставникам. Процесс обучения включает не только непосредственно передачу знаний, но и предполагает погружение обучающихся в глубины социальной памяти. Для успешной адаптации учеников к условиям учебного заведения, будь это школа или университет, необходимо в общем пространстве социальной памяти выделять ту ее часть, что связана с их историей, культурой, традициями. Выполнение этой задачи было возложено на таких педагогических работников, функции которых часто оказывались не прописанными формально, но именно неформальный подход помогал им быть ближе к обучающимся, пробуждать интерес к профессии, выстраивать новые коммуникации и развивать научные, технические и социальные проекты. Такие формы педагогической активности возникали на разных этапах истории образования и всякий раз четко отвечали запросам времени. В статье раскрывается специфика деятельности менторов, коучей, тьюторов, кураторов, эдвайзеров. Квалификационное наполнение каждой из перечисленных профессий отражало как изменения в обществе, науке, технике, так и в видении молодыми людьми их собственного будущего, исходя из той картины социальной памяти, которую им помогали постигать старшие наставники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Senior student assistants on a journey through the labyrinths of social memory: mentor, tutor, curator, advisor

The article reveals a topic that is relevant in the light of the decision to hold a thematic year in the Russian Federation in 2023 dedicated to teachers and mentors. The learning process includes not only the direct transfer of knowledge, but also involves immersion of students in the depths of social memory. For students to successfully adapt to the conditions of an educational institution, be it a school or a university, it is necessary to single out in the general space of social memory that part of it that is connected with their history, culture, and traditions. The fulfillment of this task was entrusted to such pedagogical workers, whose functions often turned out to be not formally prescribed, but it was precisely the informal approach that helped them to be closer to students, arouse interest in the profession, build new communications and develop scientific, technical and social projects. Such forms of pedagogical activity arose at different stages of the history of education and each time clearly met the needs of the time. The article reveals the specifics of the activities of mentors, coaches, tutors, curators, advisors. The qualification content of each of the listed professions reflected both changes in society, science, technology, and in the vision of young people of their own future, based on the picture of social memory that senior mentors helped them comprehend.

Текст научной работы на тему «Старшие помощники студенчества в путешествии по лабиринтам социальной памяти: ментор, тьютор, куратор, эдвайзер»

Лезина О.В.

Заместитель декана факультета управления Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

Терновая Л.О.

Доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Старшие помощники студенчества в путешествии по лабиринтам социальной памяти: ментор, тьютор, куратор, эдвайзер

2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. Указом Президента Российской Федерации В. Путина Правительству РФ предписано сформировать оргкомитет по проведению этого тематического года, разработать и утвердить план основных мероприятий1. В этой связи в тесте Указа органам исполнительной власти регионов и местного самоуправления рекомендовалось принять участие в подготовке и проведении этих мероприятий. Министр просвещения С. Кравцов, комментируя решение проведении Года педагога и наставника, отметил его как признание высокого статуса этих специалистов в нашем обществе и важности их работы. «Мы видим, как растет популярность этой профессии, какие яркие и мотивированные абитуриенты приходят в педагогические вузы, с каким энтузиазмом работают, вливаются в учительскую когорту молодые специалисты, как поддерживают их опытные коллеги и наставники, как развиваются профессиональные конкурсы и как загораются новые педагогические звезды»2. Он также подчеркнул, что ведомство делает все, чтобы профессия учителя вышла на качественно новый уровень, особо выделив новые законодательные инициативы по отказу от формулировки «образовательная услуга», снижению отчетности, созданию возможности каждому специалисту проявить свои способности в про-

1 Указ Президента РФ №401 от 27 июня 2022 года «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» [Электронный документ] // URL: http://prezident.org/artides/ukaz-prezidenta-rf-401-ot-27-iyunja-2022-goda-27-06-2022.html.

2 2023 год объявлен Годом педагога и наставника [Электронный документ] // URL: https://edu.gov.ru/ press/5398/2023-god-obyavlen-godom-pedagoga-i-nastavnika.

фессиональных конкурсах.

Несмотря на всю ценность отмеченных направлений, они представляют собой конкретные практические меры, во многом ориентированные на повышение профессионального мастерства педагогов и наставников. Однако ясно, что без понимания главной сути их действий две единые ветви педагогического процесса, составляющие его своеобразную ДНК, — образовательная и воспитательная — потеряют удивительную подпитывающую каждую из них силу и разойдутся в стороны. Смысл, который соединяет эти процессы, может быть назван социальной памятью. Она, прежде всего, направлена поддержание преемственности поколений, укрепление национального самосознания. Также следует расценивать социальную память как золотой фонд, хранящий ценнейшую информацию не только о деяниях прошлого, достижениях и просчетах, на которых следует учиться, выстаивая новую социально-экономическую, политическую и духовно-нравственную реальность, но и множество сведений прикладного характера, без чего никакая вооруженность новейшими научными знаниями не поможет решить простейшую практическую задачу в любой области.

Масштабность социальной памяти требует, с одной стороны, столь же грандиозных усилий и по ее поддержанию, и по преобразованию, для того, чтобы она могла органично, естественно восприниматься каждым новым молодым поколением, в постоянно изменяющихся условиях. С другой стороны, память, включая социальную, еще и локальна. Отчасти смысл такой локализации памяти отражает понятие, которое было введено французским ученым Пьером Нора в начале 1980-х гг. Это — «место памяти» (фр. lieu de mémoire), предающее общность духовного начала и того материального мира, в котором возникла искра данной духовности3.

Ниточкой, связующей эти два мира, выступают социальные институты. Каждый из них обладает собственным багажом социальной памяти. И, более того, из этого багажа легче всего черпать те необходимые в данный момент, для данной общности, в связи со сформулированными ею целями тем социальным акторам, что приняли на себя определенные социальные роли. Из-за того, что социальная память представляет собой комплексное явление, сложную совокупность сведений из невероятного многообразия областей, эти роли могут быть связаны с функциями государственного управления, сохранения традиционных ценностей, сбе-

3 Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Ви-нок / Пер. с фр. Дина Хапаева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 26.

режения исторического знания и пр. Причем как информационная, так и прикладная наполненность таких сообщений из прошлого постоянно варьируется в зависимости от субъективных факторов, отражающих не только богатейший персональный выбор трансляторов этой памяти, но и воздействия на механизмы ее передачи старых и новых идеологий, верований, мифов, политической и экономической конъюнктуры и пр. Институты социальной памяти и выражающие ее суть акторы могут осознанно или невольно находиться в плену ложной пропаганды, быть опутаны тенетами, как бы сейчас сказали, фейков.

Все перечисленные выше особенности социальной памяти делают ее похожей на лабиринт, из которого, как в древнегреческом мифе о герое Тесее, победившем Минотавра, невозможно выбраться, не имея чудесной путеводной нити. В наши дни такой клубок Ариадны находится у тех, кому и будет посвящен следующий тематической год в России, — педагогов и наставников. Известно, что понятие «педагог» (греч. paidagдgos) ведет начало от наименования раба, на которого были возложены обязанности ухода за мальчиками с шестилетнего возраста, включающие защиту воспитанников от нравственных и физических опасностей и угроз. Однако за время, прошедшее с того античного периода не только гигантски возросло число всяческих рисков, встречающихся на пути подрастающего поколения, но также вырос груз знаний и навыков, которые требуется передать вступающему в жизнь молодому человеку. Социальная память наполнилась новыми смыслами. Поэтому и на поле педагогической деятельности возникли самые разные специализации.

Обычно мы их разделяем сообразно образовательным ступеням, говоря о воспитателе дошкольного учреждения, учителе в школе, преподавателе в университете. Однако часто остается в стороне та часть образовательно-воспитательного процесса, которая не связана напрямую с передачей знаний по конкретной учебной дисциплине, но представляет не менее ценную компоненту процесса обучения не чему-то заключенному в определенную программу дисциплины в школе или в университете, а в целом, восприятию жизни через постижение социальной памяти. Уже в древности стали оформляться такие профили педагогических работников, целью которых выступало содействие молодежи по продвижению по лабиринтам социальной памяти. К этим видам деятельности можно отнести работу ментора, коуча, тьютора, куратора, эдвайзера.

Особенности такой профессиональной деятельности формировались в разных образовательных учреждениях, всякий раз отражая потребно-

сти в новом понимании отдельными социальными стратами конкретных задач институтов социальной памяти, отвечающих в первую очередь общественно-экономическому предназначению и положению этих слоев, а также господствующими в них этико-конфессиональными установками. Образно говоря, подобный институт выступал в качестве коллективного или индивидуального Вергилия из «Божественной комедии» Данте. Но если Вергилий выводит поэта из «сумрачного леса», который символизирует духовный тупик, где автор оказался к середине своей жизни, то перечисленные выше проводники были призваны в первую очередь заботиться о юношестве, чтобы оно в такой тупик не угодило и, более того, чтобы в самостоятельной жизни способствовало социальному продвижению не только собственной персоны, но в всей той общности, к которой принадлежали молодые люди или в которую они стремились войти, пройдя соответствующее обучение.

В прошлом таких престижных площадок, куда поднимал претендентов такой социальный лифт, как образование, было относительно мало и находились они достаточно низко от стартовой точки социального продвижения. Помощники, облегчающие социальную адаптацию обучающихся также были немногочисленны, а их функции преимущественно ограничивались обязанностями, не выходящими за пределы учебного заведения. Сейчас, с одной стороны, социальный лифт в виде образования способен вознести претендента гораздо выше, чем ранее. Но, с другой стороны, столь же возможна мобильность вниз или продвижение, напоминающее траволатор4. Отсюда от большинства педагогических специализаций, проявляемых в ролях ментора, тьютора, куратора и эдвайзера, требуются компетенции, выходящие за пределы высшей школы. Поэтому те специализации педагогов, что были ориентированы преимущественно на создание обучающимся комфортного пребывания внутри учебного заведения, на их адаптацию к среде, имеющей специфическую социальную память, замещаются активностями, раскрывающими как мир будущей профессиональной деятельности через сформированные в этой области особенности социальной памяти, так и те сферы общественной жизни, где от молодых людей ожидают самого живого участия, в частности, пробуждая интерес к молодежным парламентам или волонтерству.

В качестве самой ранней фигуры студенческого опекуна в период

4 Терновая Л.О., Шастина А.Е. Маркеры социальной стратификации современной молодежи: когни-тариат, салариат, прекариат // Миссия конфессий. 2022. Т. 11. Ч. 2 (№ 59). С. 67-74.

Средневековья можно назвать регента хора монастыря, при котором функционировала церковная школа. В один из дней Рождественско-но-вогоднего цикла этот регент передавал свой посох старшему из представителей младшего клира (лат. subdiaconi, hypodiaconi) и школяров. Этим действием регент не только позволял отрыть Праздник дураков (лат. festum stultorum, festum fatuorum; фр. fête des fous, нем. Narrenfest, Bischofsspiel), послуживший прообразом студенческих праздников5, но и поддерживал в рядах младшего клира и школяров социальную память. Очень многие элементы этой памяти сберегли для нас ваганты в своих песнях6.

Прослеживая исторический путь трансформации задач, стоящих перед педагогами-наставниками, следует начать с фигуры ментора (от др.-греч. Mévtwp). Такое имя носил персонаж древнегреческой мифологии с острова Итаки. Метнор был старым другом Одиссея и воспитателем его сына Телемаха. Когда Одиссей вместе с другими греческими героями отправился в Трою, возвращать Елену Прекрасную, то он поручил Ментору заботиться о доме и домочадцах. Именно Ментор более других препятствовал сватовству женихов Пенелопы. Но как нарицательное его имя вошло в оборот благодаря не «Одиссее» Гомера, а французскому писателю Франсуа Фенелону, в 1699 г. издавшему роман «Приключения Телемака» (фр. Les Aventures de Télemaque). Так, с конца XVII столетия понятие «ментор» приобрело смыслы наставника или руководителя юношества. В наши дни идеи менторинга не исчезли, хотя на бытовом уроне понятие «менторство» связывается, как правило, с прямой, видимой формой передачи наставником собственного знания и навыков младшим, находящимся у него в обучении, и характеризуется формулой «делай как я». Понятно, что при таком традиционном подходе исчезает творческое начало, а ценности менторинга девальвируются. На самом деле статистика доказывает, что менторинг приносит ощутимые результаты:

- 71% компаний, включенных в список Fortune500, обладают корпоративными менторскими программами;

- 77% компаний в мире убеждены, что менторство помогает удерживать ценных сотрудников в организации;

- 76% европейских организаций предлагают своим сотрудникам менторство;

5 Терновая Л.О. Студенческий корпоративизм: испытания на прочность: монография. М.: ИНФРА-М, 2019.

6 Денежкин М.Г. Поэзия вагантов и развитие университетской культуры на рубеже XII - XIII вв. // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 4 (14). С. 3-12.

- 78% сотрудников, которые были задействованы в менторских программах, не попадают под сокращение;

- 60% соискателей в Европе и США отмечают менторство в качестве обязательного критерия нового места работы;

- ежегодно на сумму от пяти до двадцати двух тысяч долларов больше получают сотрудники, у которых был ментор7.

Можно заключить, что, несмотря на давнее происхождение этой формы наставничества, она сохранилась до наших дней. Но, главное, сбережен инструментарий работы ментора, построенный на личной связи, учете психологических особенностей обучающихся, а также постоянном мониторинге внешних факторов. Несомненно, границы профессиональной активности ментора существенно расширились и во многом включили в себя функции коуча и тренера, превратив менторинг в широкое поле деятельности. Но из высшего образования менторство практически ушло, хотя и в наши дни многие педагогики воспринимаются в отрицательном смысле как менторы, не обладающие необходимой для современного преподавателя гибкостью, умением признать свои ошибки и не считать себя непогрешимым образцом и носителем истины.

В связи с тем, что менторинг сравнивается с коучингом (англ. coaching — тренировка), необходимо обратиться к истокам и этого вида педагогической деятельности, возникшей внутри университетской системы. Понятие «коуч» (от нем. der Kutsche — карета), которое, кстати, дало такое заимствование в русском языке, как слово «кучер», впервые зафиксировано в Оксфордском университете (англ. University of Oxford) в 1830 г. не в официальной лексике, а в студенческом сленге. Тогда оно имело значение наставника, помогающего благополучно «провезти» студента через экзаменационную сессию. Через три десятилетия данное понятие стало трактоваться как «спортивный тренер», «инструктор». Сейчас в некоторых высших учебных заведениях практикуется академический коучинг, нацеленный на помощь студентам в овладении навыками самостоятельной работы и ориентацию при выборе индивидуальной программы обучения. От обычного репетиторства этот вид учебной работы отличает большая широта и межпредметный охват, что приближает его к тьюторству.

Тьютор (англ. tutor — наставник, репетитор, преподаватель) — одна из наиболее ярких и часто запоминающихся студентам надолго после

7 Кто такие менторы. Чем ментор отличается от коуча и бизнес-тренера [Электронный документ] // URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5a808d651410c34bdda9669f/kto-takie-mentory-chem-mentor-otlichaetsia-ot-koucha-i-biznestrenera-5f293121e22c814dbedf35ce.

окончания обучения фигура педагога. В отличие от штатных должностей профессора, доцента, ассистента и пр. тьютор представляет собой неформальную педагогическую должность. Специалисты по истории педагогики истоки подобной образовательной помощи обнаруживают еще в Древней Греции. Отличие от менторства проявлялось в большей импровизации, помогающей обучающимся получить знания и навыки в конкретной предметной области8. В отдельную форму педагогического сопровождения тьюторство превратилось в первых европейских университетах9. У тьюторства множество достоинств, которые оказались особенно привлекательными, когда из-за пандемии коронавирус-ной инфекции многие учебные заведения перешли на дистанционный формат обучения10. Работа тьютора не замыкается в стенах университета, она может вестись на природе, в кафе, дома у тьютора и т.д. Смысл данной активности резко отличается от менторства, поскольку она нацелена не на копирование опыта, а на пробуждение фантазии. Одна из главных задач тьютора состоит в том, чтобы понять, какие у студентов имеются ресурсы и научить их использовать свой творческий потенциал. Таким образом, тьюторская работа не просто становится частью усилий педагогического коллектива по передаче социальной памяти студенчеству, она подталкивает молодых людей к развитию тех проявлений этой памяти, которые наиболее востребованы социумом. Например, в период борьбы с COVID-19 таким элементом социальной памяти стало добровольчество, направленное на оказание помощи пожилым или маломобильным людям11.

В современной России отличие от надзирателей, которые следили за благонадежностью поведения студенческой молодежи в царские времена, тьюторы имеют совершенно другие обязанности. Должностные требования к тьютору были еще в 2010 г. установлены Министерством образования и социального развития Российской Федерации12. Однако

8 Gardner III R. et al. Tutoring system innovations: Past practice to future prototypes // Intervention in School and Clinic. 2007. Т. 43. № 2. P. 71-81.

9 Гедгафова Л.М. Опыт тьюторского обучения в университетах Оксфорда и Кембриджа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2011. Сер. 12. Вып. 1. С. 119-124.

10 Вознесенский И.С., Миронова Т.А., Терновая Л.О. Вызовы устойчивости высшего образования и противостояние им (на практике Московского-автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)) // Альманах «Крым». 2021. № 23. С. 38-47.

11 Voznesensky I.S., Mironova T.A., Ternovaya L.O. Developing Resistance to the Challenges of Higher Education Sustainability in Covid-19 Conditions // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Conference on Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism (SCTCMG 2021) / 19-21 March, 2021. Grozny, Chechen Republic, Russia. Edited by Dena Karim-Sultanovich Bataev. Volume 117. P. 1525-1530.

12 Приказ от 26.08.10 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей ра-

несмотря на несомненные преимущества такого вида педагогического сопровождения, состоящего, заключающиеся в сочетании индивидуального подхода и творческой направленности, а также имеющиеся институциональные рамки, тьюторство в отечественной высшей школе не получило широкого распространения в отличие от кураторства.

Востребованность работы куратора (лат. curator — опекун) вызвана необходимостью наблюдения и контроля хода многих видов работ в тех сферах деятельности, где простые исполнители не обладают необходимыми компетенциями и могут допустить непоправимую ошибку. Неудивительно, что чаще всего мы встречаемся с примерами работы кураторов в области современного искусства. Майкл Баскар, писатель, исследователь, издатель цифровых книг и соучредитель издательства Canelo в книге «Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка» выделяет четыре главные принципа кураторской работы, исхода из четырех основных функций современного куратора:

- первый: компетентный отбор, опирающийся на знания конкретного предмета, которые невозможно сфабриковать;

- второй: систематизация, основанная на таком восприятии проблемы, при котором возникает понимание тех скрытых рамок, что структурируют реальность, создается переход от частного к общему, выделяются и формируются определенные паттерны;

- третий: упрощение, которое само по себе не требует расшифровки;

- четвертый: контекстуализация, которая встраивает предмет внимания в контекст, не позволяя ему существовать как отдельный факт13.

В истории российского университетского образования возникновение института кураторства относится к началу прошлого столетия, когда в 1903 г. Николай II подписал Инструкцию для кураторов Томского технологического института, где была дана характеристика основных функций куратора и перечислены его должностные обязанности. Однако исследователи отмечают присутствие кураторов в жизни университетов России и до этой даты, указывая, что этот институт формировался в рамках опекунской и попечительской деятельности14. Наиболее высока

ботников образования"» [Электронный документ] // URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-26082010-n-761n.

13 Баскар М. Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка / Пер. М. Шер. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. С. 74-90.

14 Буянова Г.В. Кураторство в вузе — история и перспективы развития // Евразийский Союз Ученых. 2014. № 7-6 (7). С. 30-32; Ильяева И.А., Леонтенко Т.А. Институт кураторства в вузах России в условиях глобализации образования // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 1. С. 40-43; Лаптева С.В. Функции куратора в современном вузе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 9. С. 171-175.

роль куратора на младших курсах обучения, когда студенты входят в новую для них социальную среду вуза и его социальная память, которая сохраняется в музее высшего учебного заведения, традициях посвящения в студенты и т.д., с помощью куратора способствует скорейшей адаптации первокурсников к университетской жизни.

Еще античными мудрецами была замечена закономерность, что «все течет, все изменяется». Под влиянием социальных перемен роль куратора все более смещается в сторону специализации, присущей эдвайзеру. Этот термин происходит от старофранцузского слова «avisen» («раздумывать»)15. К концу XIV столетия данное понятие пополнилось смыслом «давать совет». Эдвайзер, став куратором более высокого уровня, оказался необходим старшекурсникам, которые создают собственные проекты, а некоторые из них перерастают в стартапы. Для успеха такого стартапа жизненно важна профессиональная помощь в выработке подходов к управлению командой, определении стратегии, формировании бизнес-модели, поиске бизнес-партнеров и инвесторов. Некоторые российские университеты уже ввели практику назначения эдвайзеров для содействия студентам в развитии их инициатив.

Сохраняющееся многообразие таких специализаций педагогического сопровождения учебной, научно-исследовательской и общественной активности студентов, как ментор, коуч, тьютор, куратор, эдвайзер, тоже есть признак социальной памяти университетской среды. В разных учебных заведениях и различных обстоятельствах каждый из этих профессионалов способен более тонко настраивать студентов на повышение интереса к избранной профессии, адаптацию к новой вузовской среде, развитие новых коммуникативных практик. Все вместе они способствуют тому, чтобы высшая школа могла быть устремлена в будущее, не забывая о том лучшем, что было в ее прошлом.

Список литературы:

1. 2023 год объявлен Годом педагога и наставника // URL: https://edu.gov.ru/press/5398/2023-god-obyavlen-godom-pedagoga-i-nastavnika.

2.. Баскар М. Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка / Пер. М. Шер. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 359 с.

3. Буянова Г.В. Кураторство в вузе — история и перспективы развития // Евразийский Союз Ученых. 2014. № 7-6 (7). С. 30-32.

4. Вознесенский И.С., Миронова Т.А., Терновая Л.О. Вызовы устойчивости высшего образования и противостояние им (на практике Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)) // Альманах «Крым». 2021. № 23. С. 38-47.

5. Гедгафова Л.М. Опыт тьюторского обучения в университетах Оксфорда и Кембриджа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2011. Сер. 12. Вып. 1. С. 119-124.

6. Денежкин М.Г. Поэзия вагантов и развитие университетской культуры на рубеже XII - XIII вв. // Вестник Ивановского

15 Соколова Е.И. Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 4 (4). С. 124-135.

государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 4 (14). С. 3-12.

7. Ильяева И.А., Леонтенко Т.А. Институт кураторства в вузах России в условиях глобализации образования // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 1. С. 40-43.

8. Кто такие менторы. Чем ментор отличается от коуча и бизнес-тренера // URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5a808d-651410c34bdda9669f/kto-takie-mentory-chem-mentor-otlichaetsia-ot-koucha-i-biznestrenera-5f293121e22c814dbedf35ce.

9. Лаптева С.В. Функции куратора в современном вузе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 9. С. 171-175.

10. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок / Пер. с фр. Дина Хапаева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17-50.

11. Приказ от 26.08.10 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования"» // URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-26082010-n-761n.

12. Соколова Е.И. Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 4 (4). С. 124-135.

13. Терновая Л.О. Студенческий корпоративизм: испытания на прочность: монография. М.: ИНФРА-М, 2019. 383 с.

14. Терновая Л.О., Шастина А.Е. Маркеры социальной стратификации современной молодежи: когнитариат, салариат, прека-риат // Миссия конфессий. 2022. Т. 11. Ч. 2 (№ 59). С. 67-74.

15. Указ Президента РФ №401 от 27 июня 2022 года «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» // URL: http://prezident.org/articles/ukaz-prezidenta-rf-401-ot-27-iyunja-2022-goda-27-06-2022.html.

16. Gardner III R. et al. Tutoring system innovations: Past practice to future prototypes // Intervention in School and Clinic. 2007. Т. 43. № 2. Pp. 71- 81.

17. Voznesensky I.S., Mironova T.A., Ternovaya L.O. Developing Resistance to the Challenges of Higher Education Sustainability in Covid-19 Conditions // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Conference on Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism (SCTCMG 2021) / 19 - 21 March, 2021. Grozny, Chechen Republic, Russia. Edited by Dena Karim-Sultanovich Bataev. Volume 117. P. 1525-1530.

Bibliography

1. 2023 is declared the Year of the Teacher and Mentor // URL: https://edu.gov.ru/press/5398/2023-god-obyavlen-godom-pedagoga-i-nastavnika.

2. Baskar M. The principle of supervision. The role of choice in an era of oversupply / Per. M. Sher. M.: Ad Marginem Press, 2017. 359 p.

3. Buyanova G.V. Curatorship at the university - history and development prospects // Eurasian Union of Scientists. 2014. № 7-6 (7). P. 30-32.

4. Voznesensky I.S., Mironova T.A., Ternovaya L.O. Challenges to the sustainability of higher education and countering them (in practice of the Moscow Automobile and Highway State Technical University (MADI)) // Almanac "Crimea". 2021. № 23. P. 38-47.

5. Gedgafova L.M. The experience of tutoring at the universities of Oxford and Cambridge // Bulletin of St. Petersburg University. Sociology. 2011. Ser. 12. Issue. 1. P. 119-124.

6. Denezhkin M.G. Poetry of the Vagants and the development of university culture at the turn of the 12th - 13th centuries. // Bulletin of the Ivanovo State University. Series: Humanities. 2014. № 4 (14). pp. 3-12.

7. Ilyaeva I.A., Leontenko T.A. Institute of curatorship in Russian universities in the context of globalization of education // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2010. № 1. P. 40-43.

8. Who are mentors. How a mentor differs from a coach and a business trainer .

9. Lapteva S.V. The functions of a curator in a modern university // Problems and prospects for the development of education in Russia. 2011. № 9. P. 171-175.

10. Nora P. Problems of places of memory // France-memory / P. Nora, M. Ozuf, J. de Puymezh, M. Vinok / Per. from fr. Dina Khapaeva. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg. un-ta, 1999. P. 17-50.

11. Order dated 26.08.10 № 761n "On approval of the unified qualification directory of positions of managers, specialists and employees, section "Qualification characteristics of positions of educators'"' // URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf -ot-26082010-n-761n.

12. Sokolova E.I. Analysis of the terminological series "coach", "mentor", "tutor", "facilitator", "adviser" in the context of lifelong education // Continuous education: XXI century. 2013. № 4 (4). P. 124-135.

13. Ternovaya L.O. Student corporatism: strength tests: monograph. M.: INFRA-M, 2019. 383 p.

14. Ternovaya L.O., Shastina A.E. Markers of social stratification of modern youth: cognitariat, salariat, precariat // Mission of confessions. 2022. Vol. 11. Part 2 (№ 59). P. 67-74.

15. Decree of the President of the Russian Federation № 401 of June 27, 2022 "On holding the Year of the Teacher and Mentor in the Russian Federation" // URL: http://prezident.org/articles/ukaz-prezidenta-rf-401-ot-27-iyunja -2022-goda-27-06-2022.html.

16. Gardner III R. et al. Tutoring system innovations: Past practice to future prototypes // Intervention in School and Clinic. 2007. Vol. 43. № 2. Pp. 71-81.

17. Voznesensky I.S., Mironova T.A., Ternovaya L.O. Developing Resistance to the Challenges of Higher Education Sustainability in Covid-19 Conditions // European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS. International Conference on Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism (SCTCMG 2021) / 19 - 21 March, 2021. Grozny, Chechen Republic, Russia. Edited by Dena Karim-Sultanovich Bataev. Volume 117. P. 1525-1530.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.