РАЗДЕЛ 6 СТУДЕНЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 281.96(571.1/.5)=161.1
В. И. Авдеева, студент Красноярский государственный институт искусств (Красноярск, Россия)
lera-lesik@mail.ru
СТАРООБРЯДЦЫ СИБИРИ - КЕРЖАКИ
Аннотация. Представлена обзорная характеристика некоторых культурных обычаев и семейно-бытовых традиций кержаков - этноконфессиональной группы старообрядческого населения сибирского региона, в основу которой положен анализ содержания опубликованных работ частных собирателей образцов старообрядческого фольклора разных лет, архивные документы и материалы из собственных фондов ряда сибирских музеев.
Ключевые слова: старообрядчество, Сибирь, кержаки, культура, культурное наследие.
Старообрядчество - сложнейшее историческое и социальное явление, неразрывно связанное с историей заселения Сибири. Выделяются четыре основные группы староверов Сибири -кержаки, семейские Забайкалья, каменщики («бухтарминцы») и «поляки» Алтая. Данные группы сформировались из староверов, не принявших реформу патриарха Никона. Из-за гонения царской власти им пришлось скрываться в глубинах сибирского леса, образовывать «заимки», которые впоследствии стали большими старообрядческими поселениями.
А. М. Селищев в книге «Семейские Забайкалья» писал, что предки старообрядцев Забайкалья и «поляков» Алтая до переселения в Польшу жили «в местностях, близких одна к другой», «к югу от Москвы, в пределах нынешней Тульской, Орловской, Калужской областей и южной части Рязанской губерний». Кержаки и «каменщики» - Алтая это выходцы из северных территорий Нижегородской и Вологодских областей. Старообрядцы, образовав замкнутые сообщества и живя в полной изоляции от остального русского населения, смогли сохранить в полной консервации древние особенности своей культуры.
Весь старообрядческий мир делится на два основных течения: поповцы и беспоповцы. Беспоповцы - это старообрядцы, не принимающие священства (попов), они остались вовсе без церковной иерархии, и не приняли к себе новопоставленных священников. Они были полностью лишены церковных таинств: причащение, миропомазание. Службу справляют грамотные общинники, таинства крещения и исповеди стали совершаться обычными мирянами, они же создавали церковные согласия (Часовенное, Поморское, Федосеевское). В некоторых деревнях для этого выделяются особые дома - часовни, поэтому и называется это течение беспоповцев «Часовенное согласие».
Поповцы прибегли к помощи священника, отрёкшегося от Никоновской реформы. Так, в 1846 году с помощью Босно-Сараевского митрополита Амвросия (Поповича) возникла Белокри-ницкая иерархия, в настоящее время Русская Православная Старообрядческая Церковь. А в 1920 г. к поповцам присоединился епископ Николай (Позднев), создав трёхчинную иерархию, на данный момент это Древлеправославная церковь. Одними из самых ярких представителей старообрядческой культуры Сибири являются группа кержаки. Кержаки - выходцы с реки Керженец, Нижегородской губернии. Являются носителями культуры северорусского типа и одними из самых первых старообрядцев, переселившихся в Сибирь. Главными центрами старообрядческой культуры в 1650-1660-х годах были Москва и Нижегородская область (Нижний Новгород).
Там же на Нижегородской земле родился известный лидер старообрядческого движения протопоп Аввакум Петров. В 1720 году после изгнания староверов из губерний Москвы начался разгром старообрядческих скитов Нижегородской губернии, большинство которых было расположено по берегам реки Керженец (левый приток Волги). Кержаки потеряли священников и стали беспоповцами в первой половине XIX века. Одни бежали в Польшу и Австрию, другие в Пермскую область. Но и здесь царская власть добиралась до их поселений, жестоко издеваясь, убивая и сжигая староверов.
Судьба заставляла уходить всё дальше от родных мест, в далёкую Сибирь. Здесь были незаселённые места, и им можно было спрятаться в глубине леса. Но так как численность рода была большой, не все семьи шли «табуном» в Сибирь. Позже, через 200 лет, в Сибирь пришли уже потомки староверов, после манифеста Екатерины II от 25 октября 1762 года «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу».
Настоящим примером является семья кержаков Лыковых, история фамилии идёт от названия населённого пункта Лыково, находящегося по правую строну реки Керженец. Семья староверов, скрываясь от гонений Советской власти, ушла в Сибирь и спряталась в глубине лесов Красноярского края. В 90-е годы на «заимку Лыковых» наткнулись геологи, которые исследовали реку Большой Абакан (заимка находилась на границе кузбасского и хакасского леса), ныне это территория Красноярского края. В семье проживало шесть человек: отец семейства Карп Осипович, мать Акулина, сыновья Саввин и Дмитрий и дочери Наталья и Агафья. В настоящее время осталась одна Агафья Лыкова. Живя в полной изоляции от цивилизации, их семья не знала о том, что была Великая Отечественная война. В данный момент Агафья проживает одна в тайге, на берегу реки, до сих пор живёт по старому исчислению года, читает древнюю Библию.
Культура этой этноконфессиональной группы уникальна. Живя в отдалённых местах от цивилизации, они смогли сохранить свою самобытную культуру. Большие поселения сибирских кержаков были в Новосибирской области (Болотинский и Мошковский районы), на юге Красноярского края (Каратузский и Енисейский районы), Кемеровской области (Юргинский район) и в Алтайском крае (р. Катунь). Семьи кержаков были изолированы от внешнего мира, к старожильческому населению относились недружелюбно. По этой причине суждения о них были, например, такими: «Это был сильно развитый народ, хитрые мужики, народ надменный, заносчивый, лукавый и нетерпимый в высшей степени». Так, Ф. М. Достоевский писал о сибирских старообрядцах: «Кержака упертого, его, и верно, не нагнешь. Ему что? Он вон в чисто поле выйдет, лаптем землю поковыряет, в затылке почешет, да и возьмет от этой землицы все: и пропитание, и одёжу, и дом поставит, и мельницу изладит. Лет через пять вместо голого места - полное хозяйство и в ребятах прибыток».
Научной литературы о сибирских кержаках очень мало, основной причиной является своеобразное поведение этой этноконфессиональной группы. Бытует мнение, что если пустить чужака в дом, весь твой род вымрет, популярное выражение «накликать беду». Об этом подробно пишет Евдокия Турова в книге «Кержаки», автор сама из кержацкой семьи. Быт и культура старообрядцев отличается от старожильческого населения Сибири, строение домов было отличительной чертой, выглядели они так: «два дома, а посередине сени». Удивительным было и отношение к еде: «кержаки никогда не ели картофель, который считали «нечистым». Название «чертово яблоко» говорит само за себя. Также они не пили чай, а только горячую воду. Из еды предпочитали щи толстые кержацкие из ячменной крупы на квасу, соковые шаньги из кислого теста, смазанного конопляным соком, разнообразные кисели, приготовленные по старинным рецептам.
Фольклорист А. Чесноков в 1908 г. в этнографическом очерке «Среди кержаков» пишет: «Наблюдая и лично участвуя в сельскохозяйственных работах, работая вместе с кержаками все лето 1907 г., я поражался... в то время, когда женщины косят или жнут, мужчина преспокойно берет ружьё и уходит в лес. Но случается, что найдет туча, польётся дождь, вдруг, откуда ни возьмись, появляется охотник и, несмотря на то, что вследствие уже начавшегося дождя убрать сено невозможно, напускается на женщину, почему она не управилась до дождя с работой».
По наблюдению того же А. Чеснокова, «в семейном быту кержак является властным и грубым, в особенности по отношению к женщине. Дети же пользуются некоторой любовью,
Раздел 6. Студенческие исследования
но все-таки, несмотря на строгое предписание «цветников духовных», старообрядческих начетников, так называемых «стариков», держат детей в страхе Божьем. Дети пользуются многими вольностями, скоро усваивают грубые и циничные выходки родителей и, воздерживаясь от пития чая, курения табака, еде из разной посуды, все-таки скоро развращаются». Многие исследователи отмечают такую черту старообрядческого населения как выносливость. Это заключение они делали еще в связи с тем, что в сильные морозы часто встречали в деревнях детей, «бегающих совершенно босыми или в одном белье». Также «девушки, несмотря на морозы, идут совершенно спокойно в сарафане, и за водой, и за кормом скоту, только лишь руки покрывают исподками (варежки)».
В селе Поперечное Юргинского района Кемеровской области в школе существует музей старообрядческой культуры «кержаков», из фотографий и архивных материалов мы видим, что долго кержаки сохраняли приверженность к традиционной одежде. Женщины носили косоклинные темные дубасы - крашеный сарафан из сатина, кожаные коты, легкие холщовые шабуры. Строго следили, чтобы «мирские» люди не молились на их иконы. Женились и выходили замуж только за единоверцев.
Существует «Кержацкая суббота», в которую поминают умерших родственников. В настоящее время потомки кержаков не идентифицируют себя как староверы, но поминки проводят исключительно в кержацкую субботу после Семика. Эта традиция бытует в старообрядческих семьях и по сей день, обусловлен этот праздник следующим: по народным представлениям, именно в этот день один раз в году души всех умерших «получают от Господа однодневный отпуск на землю». Потомки кержаков в деревне Козловка Болотинского района Новосибирской области рассказывают: «радуницу или родительский день старообрядцы не отмечают, Троицу в отличие от других жителей проводят в субботу. Отличительной особенностью похоронного обряда является: умершего кладут в гроб ногами по направлению к иконе, при выносе разворачивают ногами к выходу, по истечению девяти дней и полгода усопшего не поминают».
В Красноярском крае в 1930 г. на заброшенных шлюзах енисейского канала появились первые старообрядческие поселения. Гонимые советской властью беспоповцы-кержаки бежали в енисейский район, д. Безымянная, из Томской губернии. Так по берегам р. Большого Каса (левый приток р. Енисей) обозначены три заимки, на которых проживают семьи старообрядцев.
Александровский шлюз - это первый шлюз на канале. К сожалению, он оказался полностью разрушенным временем, ледоходами и половодьями. Кроме того, в 1942 г. его занесенные песком ворота взорвали, чтобы дать возможность пройти пароходам, которые перегоняли из Енисея в Обь. А в последние годы в этом месте река вообще изменила свое русло. На шлюзе стоит деревня староверов (более 30 дворов). Нынешней весной их затопило (вода заходила в дома на 1,5 метра) и староверы впервые просили помощи у МЧС. Известный Георгиевский шлюз (в 30 км от д. Безымянная) сохранился в более первозданном виде. Уникальная древняя постройка, плотное качество подгонки бревен. Построены они все из сосновых брёвен. Все одинакового размера, собраны в шип без гвоздей. Ворота армированы четырехметровыми болтами с квадратными гайками. Около шлюза стоит заимка Василия Земзеева (семья старообрядцев), в которой он проживает со своими сестрами (Мария, Апполинария, Агафья).
В самой д. Безымянная располагается крупный поселок староверов, около 30 семей (данные от 2008 г.).
История кержаков тесно связана с заселением русскими Сибири, они первые, кто организовал сибирские старообрядческие поселения. Некоторые выбрали «путь отшельника» и ушли в глухую тайгу, другие образовали мелкие «заимки», которые переросли в деревни и сёла. В период церковных преобразований советской власти потомки старообрядцев-кержаков утратили свои культурные ценности. В 90-е годы XX века, благодаря геологическим и фольклорным экспедициям, в глубинах сибирского леса были обнаружены семьи отшельников-кержаков, такие как Лыковы, Змеевики и другие. В 2002 году во время всероссийской переписи населения принадлежность к этноконфессио-нальной группе подтвердили всего 18 человек. Жизнь и быт старообрядцев-кержаков описывается в художественной книге А. Черкасова «Хмель», входящей в трилогию «Сказания о людях тайги».
В XXI веке, потомки чаще всего не придерживаются никакой старообрядческой группы. Но потомки кержаков часто не называют себя так, поскольку не являются верующими. Из этого
правила есть исключения; как сказала одна женщина, «мои родители кержаками были, значит, и я кержачка». Старообрядцы заслуживают уважения хотя бы за то, что благодаря им сохранилось огромное множество первопечатных и рукописных книг, которые после введения «никоновских» новшеств признавались еретическими и подлежали уничтожению. Также старообрядцы сохранили предметы древнерусского обихода: старинные братины и чаши; расшитые драгоценными камнями женские и мужские уборы; древнее оружие, иконы и другие предметы русской культуры допетровского времени.
Список литературы
1. Зеньковский, С. А Русское старообрядчество: духовные движения XVII века. - Munchen : Wilhelm Fink Verl.? 92: (Forum Slav. ; T. 21), 1995. - 92 с.
2. Селищев, А. М. Забайкальские старообрядцы. Семейские. - Иркутск : Изд-во гос. Иркутского унта : Паровая тип. общ-ва потребителей «Сиб. Кн. Дело», 1920. - 81 с.
3. Старообрядчество в России : сб. науч. тр. / Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. - Москва : Языки славянской культуры, 2010. - Вып. 4. - 752 с. : ил. - (Studia histórica).
4. Молзинский, В. В. Старообрядческое движение второй половины XVII века в русской научно-исторической литературе. - Санкт-Петербург : СПбГАК, 1997. - 240 с.
5. Турова, Е. Кержаки : сб. - Пермь : Маматов, 2007. - 316 с.
6. Чесноков, А. Среди «кержаков»: этнографический очерк // Пермская земская неделя. - 1908. - № 11. - С. 23-26.
Valeria I. Avdeeva, Student Krasnoyarsk State Institute of Culture (Krasnoyarsk, Russia)
lera-lesik@mail.ru
SIBERIAN OLD BELIEVERS, «KERZHAKS»
Abstract. The paper reviews some cultural customs and domestic traditions of «Kerzhaks», which are peculiar ethnic and confessional group inside the Siberian old believers' community. The report's based on the analysis of old believers' folklore collectors' published works of various years, archival materials and documents from Siberian museums stocks.
Keywords: Old Belief, Siberia, «kerzhaks», culture, cultural heritage.
УДК 73
Ю. П. Беляева, студент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
quarimith@ya.ru
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ И ЯПОНСКИХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ШАРНИРНЫХ КУКЛАХ
Аннотация. Кратко изложена история зарождения и становления японской традиции создания кукол, охарактеризовано её влияние на развитие европейских технологий производства шарнирных кукол. Приведены оригинальные названия разновидностей японских кукол, описаны основные особенности их изготовления, прослеживается эволюция функционального назначения кукол: от персонализированного участника социальной коммуникации до предмета искусства и атрибута детских игр.
Ключевые слова: Япония, традиция изготовления кукол, шарнирная кукла, фигурка, искусство, Европа, нинге, итчиматсу.
Во всем мире, во всяком случае, в большинстве стран, куклы ассоциируются исключительно с детскими забавами. А вот в Японии в куклы играют не только дети, но и взрослые, причем