видится необходимость публикации архива в электронном виде для большей доступности исследователям. Материалы сборника проливают свет на вопросы, не потерявшие для изучения старообрядчества своей актуальности и сегодня. Также книга будет интересна ученым, работающим в области микроистории и филологии, а множество интересных этнографических деталей в источниках делает знакомство с ней полезным и для антропологов.
В.С. Елагина
Рецензия на: Старообрядцы-беспоповцы Нижегородской области. 1988-1998. Фотографии Льва Зильберта: Фотоальбом (на русском и немецком языках). Нижний Новгород: Кварц, 2017. 80 с.
В фотоальбоме «Старообрядцы-беспоповцы Нижегородской области 1988- 1998» Льва Зильберта представлен ряд фото зарисовок с рассказами о жизни старообрядцев в Нижегородской губернии. Нижегородская область является одним из мест традиционного расселения старообрядцев. В книге представлены фотографии, которые рассказывают о судьбе, о современном состоянии старообрядческих общин. В этом регионе проживают различные группы старообрядцев: единоверцы, «австрийцы», поморцы, спасов-цы, филипповцы и федосеевцы.
Фотограф Лев Зильберт интересуется жизнью нижегородских старообрядцев. Он наблюдал за ними через объектив во время экспедиций, организованных Горьковским государственным университетом имениН.И. Лобачевского (1988-1991) и Институтом рукописной и старопечатной книги (1992), а также в период самостоятельных творческих поездок в 1996 и 1998 гг. в Нижегородскую область, где ещё сохранились немногочисленные общины старообрядцев-беспоповцев. После выставки фотографий, посвящен-
Религиоведческие исследования. 1 (17). 2018. 139
doi:10.23761/rrs2018-17.139-141
ной жизни старообрядцев, он издал книгу. Важно отметить, что выставка проходила не только в России, но и в Германии. Этот альбом издавался Львом Зильбертом три раза на немецком языке и первый раз - на русском.
Фотоработы посвящены теме беспоповского старообрядчества в России в период с 1988-1998 год. В работах отражены характеры героев, атмосфера, быт и уникальная местная природа (среди них - знаменитая река Керженец, по названию которой староверов до сих пор называют «кержаками» и местночтимое озеро Светлояр). Одним из героев Л. Зилберта является знаменитый федосеевский наставник и книжник - Африкан Иванович Мокроусов (1930-2002).
В описаниях к фото отражена тема нежелания старообрядцев принимать участие в фотосъемке. «Прохор Матвеевич был человеком суровым, следовал старым традициям, фотографироваться отказался наотрез, считая это дело большим грехом, да и жене своей строго-настрого запретил». Жена же его, Васса Абрамовна, напротив, хотела оставить фото для внуков. Мужу она не сказала, что ее будут фотографировать, он догадался сам, но ничего не сказал об этом, снимки отдали через неделю. Некоторые старообрядцы не фотографируются, потому что считают это грехом, лики могут оставаться только на иконах. Через несколько лет Васса Абрамовна умерла, а ее муж поблагодарил за фотокарточки Льва Зильберта. Фото с Вассой Абрамовной излучает свет, одежда ручной работы, в которую одета старушка, придаёт ее образу тепло и уют. Автор приоткрывает нам завесу старообрядческой жизни, показывает характерные черты быта, уклада жизни через фото. На мой взгляд, недостатком работы является малое количество текста, на фоне изобилующих иллюстраций. Также изданию не хватает вступительной статьи об истории и современном состоянии старообрядчества в регионе.
Преимуществом книги является то, что она издана на двух языках: русском и немецком. Текст Льва Зильбера и перевод Сабины Фаль идет параллельно. В книге представлен очень редкий визуальный материал, который будет интересен как ценителям профессиональной портретной фотографии, так и исследователям старообрядческой культуры.
Х.О. Денисюк
LIBERALISM, TOTALITARIANISM... AND
CHRISTIANITY (RELIGION IN THE PUBLIC SPHERE: CONTEMPORARY APPROACH)1
Reviewed: Enache G. Orthodoxy, liberalism and totalitarianism in modern and contemporary Romania. Targoviste: Editura Cetatea de Scaun, 2016. 391 pp.
Religion in the modern world is represented as an inexhaustible item which never ceases to amaze or intrigue and meanwhile never stops to generate various social myths and contradictions.
At the same time, researchers often pass by the 'essence' of religion. Each of different approaches and prospects in the study of religion may eventually prove itself incomplete and incapable of presenting the phenomenon of religion as a whole. George Enache,2 the author of Orthodoxy, liberalism and totalitarianism in modern and contemporary Romania, puts up the question «What is the most appropriate approach to the study of religious phenomena?» Holding this question
1 The article was prepared with the financial support of the RFBR within the framework of the project «Religious communities in network social order structures: protest dynamics and institutional stability of the Russian region» (No. 17-33-01143).
2 Enache, George Eugen - doctor of history, professor, teacher of the Faculty of History, Philosophy and Theology of the University of Galati (Galati, Romania). Reads courses on Romanian history, church history, history of culture, historiography, international relations. (profile on the Academia. edu: https://ugal.academia.edu/GeorgeEnache).
Религиоведческие исследования. 1 (17). 2018. 141
doi:10.23761/rrs2018-17.141-145