Научная статья на тему 'СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО В МЕДНОЛИТНОМ ОБРАЗЕ'

СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО В МЕДНОЛИТНОМ ОБРАЗЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Старообрядчество / медное литье / Выговское общежительство / село Большое Красное / складни / Распятия с предстоящими / стекловидные эмали / ставротеки / Old Belief / copper casting / Vyhovsky hostel / village of Bolshoye Krasnoe / fold / Crucifixes with forthcoming / vitreous emanels / stavrotecs [reliquaries with a cross (crucifix) depicted on them]

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Протоиерей Сергий Зинчук

Автор статьи рассказывает о таком культурном феномене старообрядчества, каким является металлическое литье. Утвердившееся в русском церковном искусстве в домонгольскую эпоху, и представленное в основном маленькими наперстными крестами, иконами и ковчегами-мощевиками, свое дальнейшее развитие данный вид церковного искусства получил в староверческих общинах и согласиях. Необычайно богатые и неповторимые по разнообразию своих форм и сюжетных содержаний, сохранившиеся произведения старообрядческого медного литья нуждаются в тщательном научном изучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLD-BELIEF MASTERY IN A COPPER-PLATED IMAGE

The author tells the story of this cultural phenomenon of the Old Believers, namely metal casting. Approved in Russian religious art in the pre-Mongol era, and represented mainly by small pectoral crosses, icons and the ark reliquary, this type of religious art was further developed in the Old Believers’ communities and religious groupings. Extraordinarily rich and unique in the variety of their forms and contents of the plot, preserved works of Old Believers’ copper casting require a careful scientific study.

Текст научной работы на тему «СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО В МЕДНОЛИТНОМ ОБРАЗЕ»

ДИАЛОГ СО СТАРООБРЯДЧЕСТВОМ

Протоиерей Сергий Зинчук

СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО В МЕДНОЛИТНОМ ОБРАЗЕ

Перспектива сближения Русской Православной Церкви Московского Патриархата и старообрядческой церкви повышает интерес к культуре старообрядцев, особенно к их сакральному искусству. В связи с этим актуальным представляется проблема развития отраженного в святых образах старообрядческого металлического литья.

Литье, утвердившееся в русском церковном искусстве в домонгольскую эпоху, было представлено в основном мелкой пластикой - маленькими наперстными крестами, иконами и ковчегами-мощеви-ками (т. н. «энкальпионами»). Сделанные, как правило, по индивидуальным заказам, они нередко имели изображения небесных патронов заказчиков1. Свое второе рождение литье пережило на рубеже ХУП-ХУШ Басов Николай Федорович столетий, однако в это время изготовление Доктор педагогических наук, литых икон, складней, разнообразных профессор, заслуженный крестов сделалось достоянием только работник высшей школы РФ старообрядцев. Исключение составляло г. Кострома, Костромской производство нательных и напрестольных государственный университет крестов и литых лампад, которые продолжали отливаться и в мастерских, предлагавших свою продукцию Православной Церкви.

На протяжении двух с половиной столетий старообрядцы преследовались государственной властью и были лишены возможности открыто строить свои храмы и монастыри. Постоянно перевозить на новое место большие храмовые иконы было затруднительно. Громоздкие иконы падали, трескались, ломались, красочный слой осыпался, их было трудно скрывать при постоянных обысках. Вследствие чего именно литые иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования и в беспоповских со-

1 1000-летие Русской художественной культуры. / Под ред. Ларченко М. Н., Мартынова Ю. А. и др. - М.: 1988. - С. 373-374.

гласиях, главным образом у поморцев, произошел расцвет медного литья. Впрочем, нужно сказать, что мир искусства у старообрядцев представлял собой более крупное и цельное явление, чем это казалось ранее2. Сопоставление и сравнение меднолитых предметов и ряда икон позволит оценить их в едином контексте духовного пространства.

Начало и расцвет старообрядческого производства меднолитых крестов, икон и складней традиционно связывают с Выговскими монастырями и скитами. Уже в 70-е гг. XVII в. на реке Выг появились поселения, основанные бежавшими иноками Соловецкого монастыря, которые, не соглашаясь служить по книгам, присланным Патриархом Никоном, подвергались осаде царскими войсками в течение восьми лет с 1668 по 1676 гг. В октябре 1694 г. два поселения, основанные Даниилом Викулиным и Андреем Денисовым3, были объединены в Выговское общежительство - монастырь, ставший идейным центром старообрядчества беспоповского толка на следующие полтора века. Именно в этих скитах произошло возрождение древнерусской традиции изготовления литых икон. При этом выгорецкие мастера добились небывалого технического и эстетического совершенства своих изделий. Иконы и кресты выговского литья отличаются необыкновенным изяществом, тонкостью литья, передающим мельчайшие детали, вплоть до завитков волос и глазных зрачков. Замысловатые орнаменты заполнялись многоцветными стекловидными эмалями, значительная часть изделий подвергалась огненному золочению. Любимым изделием выговских медниц были маленькие двустворчатые и трехстворчатые складни, у которых многоцветными эмалями покрывалась не только лицевая, но и прихотливо орнаментированная обратная сторона. На Выге были изобретены распространившиеся впоследствии по всей России «Распятия с предстоящими», напоминавшие по форме букву «Ф». Здесь же были отлиты первые «большие створы» - четырехстворчатые складни с изображением двунадесятых праздников.

Позднее по выговским образцам стали отливаться кресты и иконы в Гус-лицах (село Владимирской губернии) и в Загарье (несколько сел Богородского уезда Московской губернии, занятых производством меднолитых крестов и икон). Затем, в XVIII - начале XIX вв. старообрядческие кресты отливают и в других городах Центральной России, на Урале4, где с освоением бронзоли-тейного производства большое количество литья создается в Верх-Исетском заводе5. В Костромской губернии медное художественное литье появилось в

2 Рындина А. В. Старообрядческое искусство. / Древнерусская культура: научный сборник. - Вып. 6. : Проблемы иконографии. Выпуск первый. - М.: 2009, МГМ «Дом Бур-ганова».- С. 140.

3 Старообрядчество. Иллюстрированная энциклопедия. / Под ред. В. В. Боченкова. ДПСЦ «Панагия», 2005. - С. 34.

4 Островский А. Б., Федоров Ю. А. Русский православный крест в собрании Российского этнографического музея / Автор-составитель А. Б. Островский. - Спб: Издатель-сво «Арт-Палас», 2007. - С. 38.

5 Русское медное литье. Сборник статей. Выпуск 2./ Составитель и научный редак-

240

селе Большое Красное в конце XIX - первой четверти XX вв.6

Наиболее распространенный в литье иконографический тип - Деисус. Русское слово «Деисус» - это искаженное греческое слово «Деисис», что означает «моление». Деисус - изображение Иисуса Христа, восседающего на престоле, справа от которого находится Богородица, слева - Иоанн Предтеча. В старообрядческом медном литье Деисус чаще всего является средником трехстворчатых складней, получивших название «девяток». Каждая боковая створка такого складня несет изображение избранных святых. Чаще всего это митрополит Филипп, апостол Иоанн Богослов, святитель Николай - на левой створке; Ангел-хранитель, преподобные Зосима и Савватий - на правой. Такой подбор святых не случаен. Зосима, Савватий и Филипп - святые, подвиги которых были совершены в Соловецком монастыре, очень почитаемом у старообрядцев, где были отлиты первые такие складни. Присутствие Ангела-хранителя и Николая Чудотворца - покровителя путешественников - показывает, что «девятки» были «путевыми» иконами. Их брали в дорогу, носили в качестве нательных икон. Голгофский крест на обратной стороне одной из створок позволял обходиться без отдельно носимого нательного креста.

Нерукотворный Образ Спасителя чаще всего встречается в литье в виде наверший отдельных икон и складней. Эта традиция берет начало в самых древних образцах литья, причем иконография образа меняется очень заметно от изысканных изводов XVII столетия, на которых изображался и плат с его причудливыми складками, до простых почти схематических изображений XVШ и XIX вв.

В старообрядческом медном литье воспроизводится сокращенный извод Софии Премудрости Божией, известный в иконографии с XVII в. под названием «Спас Благое Молчание». Молчание - символ невысказанности, неявленности, невоплощенности. Молчание Софии - символ невоплощенно-сти Предвечного Логоса, а Сама София - это Логос до Воплощения. Таким образом, икона «Спас Благое Молчание» - это образ Иисуса Христа до Его Воплощения. Образ «Благое Молчание» представляет собой поясное изображение Софии в его новгородском изводе. Это крылатый Ангел с лицом юноши, звездчатым вписанным в круг нимбом, облаченный в царский далматик, с руками, скрещенными на груди. В литье этот образ появляется только к концу XVIII в. Он существует либо в виде небольшой отливки, где изображен только Ангел, либо в виде иконы большего размера, где Ангел превращается в средник, вписанный в рамку с 18-ю круглыми медальонами, в которых находятся поясные фигуры разных святых. Эти иконы, как правило, расцвечивались эмалями самых различных оттенков.

Богословская содержательность этой очень нарядной иконы уступает более скромному, но не менее загадочному образу Ангела Великого Совета.

тор С. В. Гнутова. - М.: «Сол Систем», 1993. - С. 77.

6 Русское медное литье. Сборник статей. Выпуск 1./ Составитель и научный редактор С. В. Гнутова. - М.: «Сол Систем», 1993.

241

Крест киотный "Распятие Христово 12 медных икон («Спас Благое

с предстоящими". Выг, XIXвек

Молчание и Двунадесятые Праздники») врезанных в доску. 19 век

Складень Деисус с избранными святыми. XVIII век

Четырехстворчатый складень "Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богородицы". Выг, 1717год

Спас Благое Молчание с Деисусом, Нерукотворный Образ Спасителя

пророками и апостолами. чаще всего встречается в литье в

Россия, XIX в. виде наверший отдельных икон и

складней

"Собор трех святителей". Гуслицы, XIX век

Домашний иконостас. Датировка: XVIII-нач.XIX векаВырублен из цельного куска древесины. Из врезанных икон представлены: крест с херувимами, расположен в оглавии иконостаса. Слева расположена икона "Николай Мирликийский".

- правая створа складня с изображением "Кирика и Улиты".

- ниже, по центру, расположен складень "Рождество Пресвятой Богородицы".

- ниже, по центру иконостаса, расположен складень "Святой Тихон".

Икона врезная "Сошествие Святого Духа на Апостолов" с предстоящими, выполнеными в живописной манере по дереву. Датировка: XVIII-нач.XIX

Именно так называют это изображение Ангела на кресте известные собиратели XIX в. братья Ханенко7. Другой известный исследователь древнерусского искусства Перетц8 называет эту отливку «Единородный Сыне», прямо связывая ее с «отреченными» иконами XVI в. Сам Ангел с зерцалом и мерилом в руках напоминает хорошо известное изображение архангела Михаила. Однако присутствие креста за спиной у Ангела помогает увидеть в этом образе более глубокое богословское содержание, то есть Самого Иисуса Христа.

Отличительной чертой большинства произведений старообрядческих меднолитейных мастерских XVIII - начала ХХ вв. стали замечательные по красоте, разнообразию и качеству стекловидные эмали, покрывающие удивительным соцветием фон и поля образков, складней и крестов. Покрытые разноцветной эмалью медные иконки создавали различные оттенки эмоционального восприятия образа. Цвет - великое средство духовного воздействия, особые свойства которого хорошо знала и использовала средневековая культура. Старообрядцы как хранители и продолжатели древнерусских традиций понимали, насколько важно цветовое оформление меднолитых изделий, поэтому искусство «финифтом наводить» довели до высочайшего уровня.9

Среди икон, бытовавших, преимущественно, в старообрядческой среде, имели распространение культовые произведения, соединяющие элементы живописи и медной пластики. Особое значение они приобрели в Сибири и на Урале в XVШ-XIX вв. Литые бронзовые иконы неоднократно запрещались указами властей и Православной Церкви. Несмотря на бытование и распространение медного литья у православного населения, основным носителем целого пласта культуры в виде комбинированных произведений оставались именно старообрядцы через так называемые «врезки».

Слово «врезка» имеет два значения. В одном случае так называется прием, когда в новую основу переносят аккуратно вырезанный из старой иконы фрагмент, или всю ветхую икону врезают в новую доску, в целях сохранения. А у старообрядцев врезкой называют иконы, в которые вставлены медные складни, кресты или плашки (иконки). Такая врезка безошибочно указывает, что икона старообрядческая. Также, иногда старообрядческие врезные иконы именовали ставротекой. Ставротекой (от греч. staurotheke: stauros - «крест» и «йеке» - «хранилище») принято называть «Ковчег для Креста» (реже - мо-щевик), выполненный в форме плоского ящика или ларца для хранения в нем частиц Животворящего Креста Господня («Святого Креста» или «Честного Древа»).

Врезные произведения можно разделить на три группы:

В первой группе композиционной основой являются литые произве-

7 Ханенко Б.И., Ханенко В.Н. Древности русские. Кресты и образки. Вып. 1. Киев, 1899. - С. 30.

8 Перетц В.Н. О некоторых основаниях в датировке медного литья. Л., 1933. - С.

42.

9 Русское медное литье. Сборник статей. Выпуск 2./ Составитель и научный редактор С. В. Гнутова. - М.: «Сол Систем», 1993. - С. 121.

246

дения пластики: распятие, икона, складень. Доска, в которую они врезаны, служит «кивоткой» - декоративным оформлением пластического элемента, занимающего промежуточное место между иконами и объёмными киотами. Они представляют собой сосновые доски, обработанные как для иконы, со сквозной врезной шпонкой или меньшие - без шпонки, с декоративной росписью маслом и вырезанными в дереве выемками для медной пластики, возможны элементы накладной резьбы.

В произведениях второй группы бронзовая пластика и живопись составляют единую систему, равноправную в идейном и композиционном отношениях.

К третьей группе относятся домашние иконостасы. Обычно это доска, обработанная как иконная, размером до полуметра, покрытая краской или сусальным золотом. На ней укреплено несколько произведений медного литья: в центре - обычно Распятие, вверху трехстворчатый бронзовый складень с изображением Деисуса. Другие сюжеты менее каноничны - либо это изображения особо почитаемых святых, либо соимённых владельцу и членам его семьи.

«Кивотки», получившие большее или меньшее распространение в крестьянской старообрядческой среде, были произведениями народной культуры. Широкое распространение в православной среде крестьянской иконы в XIX в. представляет собой близкое «кивоткам» явление. Кроме того, глаз православного верующего был приучен к соединению живописи с металлическими окладами, получившими широкое распространение в русской среде с середины XVI в. Однако в «кивотках» художественный приём как бы переосмысливается наоборот: здесь живопись обрамляет пластику, в то время как в канонической иконе металлический оклад имеет декоративную функцию, обрамляя письмо.

В результате трагических событий 1917 г. старообрядческая церковь также подверглась гонениям. Верующим приходилось укрывать свои металлические образы, а во время Великой Отечественной войны подобные иконы часто носились воинами на груди, либо были зашиты в специальных тайниках в одежде, так как они воспринимались православными солдатами как молитвенный щит на поле брани.

Тем не менее, многие образцы уникального литья были безвозвратно уничтожены или проданы за рубеж: к примеру, на Вологодском паровозо-ва-гонном заводе им. М. И. Калинина в период разгула воинствующего безбожия из конфискованных у Церкви и населения крестов, икон и складней отливались в месяц до тысячи бюстов коммунистических вождей, причём каждый бюст весил 8 кг. и требовалось до 200 меднолитных икон для одной скульптуры10. На этом этапе мытарства меднолитных икон не закончились: после распада советской системы, по воспоминаниям Т. Е. Ефремовой, реставратора 2-го разряда московских мастерских, в 1993-1994-х гг. иконы, складни и кресты, уцелевшие после революции и хрущевских гонений, из Великого

10 Суров М. В. Вологодчина: неизвестная давность. - Вологда, 2002. - С. 442.

247

Устюга и из других регионов России опять потекли «рекой» за границу, особенно в Германию, Польшу и Китай, где в основном продавались за бесценок или обменивались на товары первой необходимости11.

На сегодняшний день старообрядческим медным литьем обладают музеи России и стран ближнего и дальнего зарубежья, большое количество уникальных крестов, икон и ставротек находится в частных коллекциях. На данный момент самая большая из них имеется у Стефана Йеккеля, гражданина Германии. Наша задача состоит в том, чтобы сохранить и научно изучить те небольшие остатки древнего медного литья, которые сохранились в домашних иконостасах и церковных ризницах и археологических музеях духовных семинарий и академий.

Произведения медного художественного литья XVП-XX вв. являются необычайно богатыми и неповторимыми по разнообразию своих форм и сюжетных содержаний, что свидетельствует о высоком уровне старообрядческой культуры в целом.

Источники и литература

1. 1000-летие Русской художественной культуры. / Под ред. Ларченко М. Н., Мартынова Ю. А. и др. - М.: 1988. - 446 с.

2. Интервью Ефремовой Т. Е. (записано протоиереем Зинчук С. М. 17.06.2015)

3. Островский А. Б., Федоров Ю. А. Русский православный крест в собрании Российского этнографического музея / Автор-составитель А. Б. Островский. - Спб: Издательсво «Арт-Палас», 2007. - 347 с.

4. Перетц В. Н. О некоторых основаниях в датировке медного литья. Л., 1933. - 230 с.

5. Русское медное литье. Сборник статей. Выпуск 1./ Составитель и научный редактор С. В. Гнутова. - М.: «Сол Систем», 1993. - 192 с.

6. Русское медное литье. Сборник статей. Выпуск 2./ Составитель и научный редактор С. В. Гнутова. - М.: «Сол Систем», 1993. - 200 с.

7. Рындина А. В. Старообрядческое искусство. / Древнерусская культура: научный сборник. - Вып. 6. : Проблемы иконографии. Выпуск первый. - М.: 2009, МГМ «Дом Бурганова». - 187 с.

8. Старообрядчество. Иллюстрированная энциклопедия. / Под ред. В. В. Боченкова. ДПСЦ «Панагия», 2005. - 225 с.

9. Суров М. В. Вологодчина: неизвестная давность. - Вологда, 2002. - 380

с.

10. Ханенко Б.И., Ханенко В.Н. Древности русские. Кресты и образки. Вып. 1. Киев, 1899. - 260 с.

11 Интервью Ефремовой Т. Е. (записано протоиереем Зинчук С. М. 17.06.2015).

248

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.