2019 №1 (18)
HAPOAbl M PEAMrMM EBPA3MM
Издание основано в 2007 г.
Главный редактор:
П. К. Дашковский, доктор исторических наук (Россия, Барнаул)
Редакционная коллегия:
С. А. Васютин, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Н. Л. Жуковская, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. П. Забияко, доктор философских наук (Россия, Благовещенск) А. А. Тишкин, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Н. А. Томилов, доктор исторических наук (Россия, Омск) Т.Д. Скрынникова, доктор исторических наук (Россия, Санкт-Петербург) О. М. Хомушку, доктор философских наук (Россия, Кызыл) Л. И. Шерстова, доктор исторических наук (Россия, Томск) Е. А. Шершнева (отв. секретарь), кандидат исторических наук (Россия, Барнаул)
Редакционный совет журнала:
Л. Н. Ермоленко, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Ю. А. Лысенко, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Л. С. Марсадолов, доктор культурологии (Россия, Санкт-Петербург) Г. Е Пиков, доктор исторических наук, доктор культурологии (Россия, Новосибирск) А. К. Погасий, доктор философских наук (Россия, Казань) К. А. Руденко, доктор исторических наук (Россия, Казань) С. А. Яценко, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. С. Жанбасинова, доктор исторических наук (Казахстан, Усть-Каменогорск) Н. И. Осмонова, доктор философских наук (Кыргыстан, Бишкек) Н. Цэдэв, кандидат педагогических наук (Монголия, Улан-Батор) Ц. Степанов, доктор исторических наук (Болгария, София) 3. С. Самашев, доктор исторических наук (Казахстан, Астаны).
Журнал утвержден научно-техническим советом Алтайского государственного университета и зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации ПИ№ ФС 77-69787 от 18.05.2017 г. Все права защищены. Ни одна из частей журнала либо издание в целом не могут быть перепечатаны без письменного разрешения авторов или издателя.
Журнал подготовлен при частичной финансовой поддержке проекта Минобрнауки РФ «Развитие этнорелигиозной ситуации в трансграничном пространстве Алтая, Казахстана и Монголии в контексте государственно-конфессиональной политики: исторический опыт и современные тенденции» (проект №33.2177.2017/4.6).
© Оформление. Издательство
Алтайского госуниверситета, 2019
2019 №1 (18)
NATIONS AND RELIGIONS OF THE EURASIA
The journal was founded in 2007
Executive editor:
P.K. Dashkovskiy (doctor of historical sciences)
The editorial Board:
S. A. Vasutin, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) N.L. Zhukovskay, doctor of historical sciences (Russia, Moskow) A. P. Zabiyako, doctor of philosophical sciences (Russia, Blagoveshchensk) A. A. Tishkin, doctor of historical sciences (Russia, Barnaul) N.A. Tomilov, doctor of historical sciences (Russia, Omsk) T.D. Skrynnikova, doctor of historical sciences (Russia, Saint-Petersburg) O. M. Homushku, doctor of philosophy (Russia, Kyzyl) L. I. Sherstova, doctor of historical sciences (Russia, Tomsk) E. A. Shershneva (resp. secretary), candidate of historical sciences (Russia, Barnaul)
The journal editorial Board:
L.N. Yarmolenko, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) U. A. Lusenko, doctor of historical sciences Russia, Barnaul) L. S. Marsadolov, doctor of Culturology (Russia, St. Petersburg) G. G. Pikov, doctor of historical sciences, doctor of cultural studies (Russia, Novosibirsk) A. K. Pogassiy, doctor of philosophical sciences (Russia, Kazan) K.A. Rudenko, doctor of historical sciences (Russia, Kazan) S.A. Yatsenko, doctor of historical sciences (Russia, Moscow) A. S. Zhanbosynov, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk) N. I. Osmonova, candidate of philosophical sciences (Kyrgyzstan, Bishkek) N. Cedev, candidate of pedagogical sciences (Mongolia, Ulaanbaatar) Ts. Stepanov, doctor of historical sciences (Bolgariy, Sofiy) Z. S. Samashev, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Astana)
Approved for publication by the Joint Scientific and Technical Council of Altai State University. All rights reserved. No publication in whole or in part may be reproduced without the written permission of the authors or the publisher. Registered with the RF Committee on Printing. Registration certificate PI№ &C 77-69787. Registration date 18.05.2017.
The magazine was prepared with the partial financial support of the project Ministry of education and science of the Russian Federation (the project "Development of ethno-religious situation in cross-border space of Altai, Kazakhstan and Mongolia in the context of state-confessional policy: historical experience and modern trends", No. 33.2177.2017/4.6).
© Altai State University Publisher, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I
АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ
Сериков Ю. Б. Предметы неутилитарного назначения в кладах каменных
изделий Урала и Сибири...............................................................................................................7
Казаков А. А. Материалы первого тысячелетия с памятника Ближние Елбаны 3
(по материалам Государственного Эрмитажа)......................................................................18
Ксенжик Г. Н. Археология и этнокультурная история казахов по русским картографическим материалам XVIII — начала XX в.:
теоретико-методологические проблемы.................................................................................26
Серегин Н. Н., Васютин С. А. Тюркские оградки комплексов Большой
Курманак-I и II (Центральный Алтай): по материалам раскопок A.C. Васютина........37
Пиков Г. Г. Западное Ляо (1125-1218) как результат этнокультурного трансфера.......50
Раздел II
ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Атдаев С.Дж. Русалки и водяные девы сув-периси в традиционном
представлении туркмен...............................................................................................................61
Сакович Е. Е Происхождение этнонима «печенеги»: сведения источников
и мнения исследователей............................................................................................................73
Кожа М. Б., Амантуров М. К. О захоронениях в склепах Казахстана..............................81
Раздел III
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Матыцин К. С. Старообрядческий список «Путешественника» из коллекции
Солонешенского музея (Алтай)................................................................................................91
Хвастунова Ю. В. Новый тип религиозного лидера в неоязычестве на примере
группы Алтай Jair Ак Jair в Республике Алтай....................................................................104
Вртанесян Г. С. Змеедержец: миграции календарного символа.......................................113
Раздел IV
ИНФОРМАЦИЯ О КОНФЕРЕНЦИЯХ
Байпаков К. М., Дашковский П. К. Международная научно-практическая конференция «Центральная Азия на Великом Шёлковом пути: диалог культур и конфессий от древности до современности»...................................................................129
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ......................................................................................................135
ДЛЯ АВТОРОВ..........................................................................................................................137
CONTENT
Section I
ARCHAEOLOGY AND ETNO CULTURAL HISTORY
Serikov U. B. Artefacts of non-utilitarian purpose in buried treasure of stone artefacts
of Ural and Siberia............................................................................................................................7
Kazakov A. A. Materials of the 1st millennium monument Blizhnie Elbany 3
(materials of the State Hermitage)................................................................................................18
Ksenzhik G. N. Archeology and ethnocultural history of the kazakhs on russian cartographic materials XVIII — the beginning of the XX century.: theoretical and
methodological problems...............................................................................................................26
Seregin N. N., Vasyutin S. A. Turkic enclosures of complexes Bolshoi Kurmanak-I
and II (Central Altai): based on excavations by A. S. Vasyutin.................................................37
Pikov G. G. Western Liao (1125-1218) as a result of ethno-cultural transfer.........................50
Section II
ETHNOLOGY AND NATIONAL POLICY
Atdaev S. f. Mermaids and water virges — Suv-perisi in the traditional representation
of turkmen........................................................................................................................................61
Sakovich E. G. The origin of the ethnonym "pechenegs": information of sources and
opinions of researchers...................................................................................................................73
Khozha M. B., Amanturov M. K. About crypt burials of Kazakhkstan.....................................81
Section III
RELIGIOUS STUDIES AND STATE-CONFESSIONAL RELATIONS
Matytsin K. S. The old belivers' manuscript «Puteshestvennik» from the museum
of Soloneshnoe village (Altai)........................................................................................................91
Khvastunova J.V. A new type of religious leader in the neo-paganism on the example
of Altay Jang Ak Jang in the Republic of Altai...........................................................................104
Vrtanesjan G. S. Snakeholder. Calendar symbol migration......................................................113
Section IV
INFORMATION ABOUT CONFERENCES
Baybakov K. M., Dashkovskiy P. K. International scientific-practical conference "Central Asia on the Silk Road: the dialogue of cultures and religions from ancient times to the present".....................................................................................................................129
INFORMATION ABOUT CONFERENCES.........................................................................135
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS.........................................................................137
Раздел III
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
УДК 94:2 (571.150)
Б01: 10.14258/пгеиг (2019) 1-09
К. С. Матыцин
Алтайский госуларственный университет, Барнаул (Россия)
СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ СПИСОК «ПУТЕШЕСТВЕННИКА» ИЗ КОЛЛЕКЦИИ СОЛОНЕШЕНСКОГО МУЗЕЯ (АЛТАЙ)'
Автор статьи анализирует фотокопию старообрядческой рукописи № 423 из Соло-нешенского районного краевого музея. Рукопись создана в среде беглопоповцев Алтая во второй половине XIX в. В процессе анализа рукописи в ее составе выявлено два списка. В обоих списках указаны маршруты к местам, где сохранено старообрядческое священство.
Первый список в составе рукописи имеет название «Путешественник» — популярный среди старообрядцев путеводитель до легендарной страны Беловодье, располагающейся на островах Японского архипелага. «Путешественник» является новым, 17-м списком, выявленным среди обнаруженных ранее. Произведены анализ и классификация текста «Путешественника».
Второй список, входящий в рукопись, не имеет названия. Благодаря сравнительному анализу удалось установить, что он является неполной копией текста «Дорога заграницу». В тексте говорится о существовании старообрядческого священства за пределами Российской империи в середине XIX столетия. Кроме того, установлено, что в данном списке речь идет о Белокриницкой иерархии. При сравнении двух списков в составе «Путешественника» были выявлены их общие аспекты. Автор статьи пришел к выво-
Работа выполнена в рамках госзадания Минобрнауки РФ по теме «Развитие этнорелигиозной ситуации в трансграничном пространстве Алтая, Казахстана и Монголии в контексте государственно-конфессиональной политики: исторический опыт и современные тенденции» (проект №33.2177.2017/4.6).
ду о хождении подобных рукописей среди старообрядцев, принадлежащих к часовенному согласию и приемлющих священство.
Ключевые слова: Беловодье, часовенное согласие, стариковцы, Белокриницкое согласие, «Путешественник», Марк Топозерский, старообрядчество, Алтай.
K.S. Matytsin
Altai State University, Barnaul (Russia)
THE OLD BELIVERS' MANUSCRIPT "PUTESHESTVENNIK" FROM THE MUSEUM OF SOLONESHNOE VILLAGE (ALTAI)
The author of the article analyzes a photocopy of the Old Believers' manuscript No. 423 from the regional ethnographic museum of Soloneshnoe village. The manuscript was created in the environment of the Altai Old Believers — "beglopopovtsy" in the second half of the XIX century. During the process of analyzing the manuscript, two lists were found in composition of it. Both lists show routes to places where the Old Believer priesthood is preserved.
The first list in the manuscript is entitled "Puteshestvennik" — a popular guide among the Old Believers to the legendary country Belovodye, located in the Sea of Japan. The "Puteshestvennik" is a new, 17th identified list among those found earlier. The analysis and classification of the text "Puteshestvennik" have been done.
The second list included in the manuscript has no name. Through a comparative analysis, it was possible to establish that it is an incomplete copy of the text "Road abroad". The text refers to the existence of the Old Believer priesthood outside the borders of the Russian Empire in the middle of the XIX century. In addition, it has been established that this list refers to the Belokrinitsky hierarchy. When comparing the two lists in the composition of the "Puteshestvennik", their common aspects were revealed. The author of the article concluded that such manuscripts circulated among Old Believers belonging to Chasovennoe soglasie, who accepted the priesthood.
Key words: Belovodye, Chasovennoe soglasie, "starikovtsy", Belokrinitskoe soglasie, "Puteshestvennik" Marka Topozerskogo, Old Believers, Altai.
Матыцин Кирилл Сергеевич, лаборант Лаборатории этнокультурных и религиоведческих исследований Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: cyril.matytsin@gmail.com.
В июле 2018 г. нами была совершена поездка в краеведческий музей села Солоне-шное Алтайского края с целью исследовать старообрядческую рукопись под названием «Путешественник». В музее выяснилось, что в нем находится ксерокопия старообрядческой рукописи, снятая с оригинала. Оригинал, по словам директора
музея Т. Г. Беликовой, принадлежит туристу, проживающему в Бийске, который, путешествуя по горам близ Солонешного, нашел рукопись в одном из заброшенных домов. Возвращаясь в Бийск, турист зашел в музей села Солонешное и показал найденную рукопись, с которой впоследствии сотрудники музея сделали ксерокопию (рис.).
В журнале музея ксерокопия рукописи имеет инвентаризационный номер (№423), указана дата поступления в музей (ноябрь 2009 г.). В нашем исследовании нумерацию страниц мы будем указывать по рукописи, а не по ксерокопии.
Рукопись написана полууставом, формат в четвертую долю листа. Содержание имеет два раздела, в каждом из которых указано географическое место, где, по мнению автора списка, сохранилось легитимное старообрядческое священничество. В первом разделе говорится о Беловодье, которое располагается на островах Японского архипелага. Во втором разделе указана Сербская земля. В каждом разделе автор рукописи прокладывает путь до указанных мест.
' ' /У / v » /<?
ДНТ1 ЬЖИ спросит! 18?ГрА КЖИНДЬ
К Л МЖОЛО I IТЬ . ПОТЛ«НМГ ЩЦИйЪ»
I 1
ЛКОЧ'СМ'Л ждолеко М1ННД НСН-ЯГОШЛ I'Mfil ШГЩ1'ГЯЛНАИтА ?*F 'ГШГЪ*
л/ 1 / * --
наш «ид- сичггл штмг т ;-:о 1-*дл « £&№ИН Г0(]ДЛ»И о €(ТЙ ЩтШ. Щт KCNKA j> кяш 'ГОтШННД ЧДСОНМА *
/ г. .» / ,„ /
которой О^ЧТ/Шрт» IKQSi'A едим ИИ
\va |'б;иф-А, к'нид em щогол^'!^ пр« НМ'ИсГ . шй р
рЬ'.йг, лясг ' r'juj ¿•'•"'йпш Г, ^M-TtAH «ЛШйтСл, ?
, <■!■.4 екЩл Ж*
нлфпклшо н'Ыкс&но^ лтмяъ щп 'ГЕЛЬЕ'ГКО {кшггрмл* с ¡^МЩЩ /Щ
кцнщ Шчк- шс'грй г . ..;'
• Щ™" ' ИД/-:,?/ WV 1У.--Д % )
. ... • у.' л ' : ,
Л'.-^Т, v % Ш
гер тм jrcciWiTH» V ^фт \ ьш'^ ошго ¿¡fa
M^h-fcljUW' - .........
• ¡'Oil ' рАЖЛГЫШ'Л 4
Ксерокопия первой страницы «Путешественника» из Солонешенского музея (СРКМ. №423)
Автор списка и место его создания, датировка «Путешественника»
В «Путешественнике» из районного краеведческого музея села Солонешного указан автор списка, некий Григорий Иванович из Бийска. Установить более детальных подробностей об авторе списка нам, к сожалению, не удалось.
Указанная в списке дата создания рукописи — 7395 год от сотворения мира. На первый взгляд вычислить датировку «Путешественника» из Солонешенского районного краевого музея по общепринятому времясчислению не представляется сложным. Для этого от даты создания рукописи 7395 лет от сотворения мира необходимо отнять 5508 лет [Климишин, 1985: 64]. В результате мы получим 1887 г. нашей эры, или от Рождества Христова. Но здесь есть ряд нюансов. Исходя из нашего исследования мы предполагаем, что автор рукописи, по которой сделана фотокопия, принадлежал к часовенному согласию. Среди некоторых представителей часовенного согласия бытовало представление о том, что между сотворением мира и Рождеством Христовым следует считать не 5508, а 5500 лет [Покровский, Зольникова, 2002: 207]. Таким образом, список мог быть создан либо в 1887 г., либо в 1895 г.
Аргументацией в пользу последней даты может служить указание датировки создания текста, приводимого во втором разделе Солонешенского списка. В нем говорится, что некий инок Аларий 7350-го года от сотворения мира записал сведения о присутствии старообрядческого священства за границей Российской империи. Сведения в Солонешенской рукописи представлены не в полном объеме. В аналогичном списке из Российской государственной библиотеки (Собрание Барсова. № 184) дополнительно указывается Белая Криница с перечислением имен священнослужителей: Амвросий, Кирилл (Майносский?), Аркадий (Славский?) [РГБ, Ф. 17. №184: 21-23]. Вычислим дату сведений о старообрядческом священстве, полученных иноком Аларием: 7350-5508 = 1842 г. н. э. Нам известно, что Белокриницкая иерархия была образована в 1846 г., т.е. на четыре года позже записей Алария. Если мы применим «часовенный» подход, то Аларий сделал свою запись в 1850 г., что вполне согласуется с тем, что иноку было известно о существовании Белокриницкого согласия.
«Путешественник». Первый раздел является старообрядческим текстом «Путешественника». Данное произведение являлось популярным среди старообрядцев, искавших Беловодье с православными поселениями, не затронутыми реформами по греческому образцу, которые были проведены патриархом Никоном. Предположительно вся рукопись, с которой был сделана ксерокопия, была названа по первому разделу.
Согласно С. И. Гуляеву, изначально под Беловодьем понималась вся территория Алтая, а затем с продвижением демидовских заводов границы Беловодья сузились до предгорных районов [Гуляев, 1854]. Представление о Беловодье, располагающемся в пределах Бухтармы, также фиксировали А. Принтц [1867], Е. Шмурло [1898], Д.Н. Беликов [1901], Б. Г. Герасимов [1911].
В первой половине XIX столетия у старообрядцев Юго-Западного Алтая возникает новое представление о Беловодье. Теперь под Беловодьем понималась исключительно гористая местность, недоступная для правительственных властей и официальной церкви. Так, согласно материалам из Государственного архива Алтайского края [Ф. 2. Оп. 2. Д. 14], в 20-х гг. XIX в. на поиски Беловодья отправились крестьяне из Малого и Боль-
шого Бащелака. Основной аргументацией их побега было то, что только в горах возможно спасение. Свою убежденность они черпали, толкуя книги Ефрема Сирина и Ипполита, папы Римского. Конфессиональный состав крестьян был представлен в основном беспоповцами — поморцами и стариковцами (беспоповским направлением часовенного согласия) [ГААК. Ф. 2. Оп. 2. Д. 14]. Пользовались ли старообрядцы какой-ни-будь письменной картой, в следственном деле указано не было.
Старообрядческое сочинение «Путешественник» возникдо также в XIX в. Несмотря на то, что в нем указывались горы, но такого большого значения они уже не имели. Беловодье переместилось на острова Японского моря. В XIX в., помимо старообрядцев, списки «Путешественника» были известны представителям властей и официальной церкви, например Д. Н. Беликову [1901] и П. И. Мельникову [1864]. До настоящего времени рукописи со списком «Путешественника» были найдены и рассмотрены советскими и российскими учеными М.Н. Сперанским [1930], В. И. Малышевым [1960], К. В. Чистовым [1962], И.М.Кудрявцевым [1974], В. Ф. Лобановым [1980], Е.М. Сморгу-новой [1999],В.А.Трусовым [2007], А.А.Чувьюровым [2011],Ю.Д. Рыковым [2015] идр.
А. А. Чувьюров в своей статье отметил, что ему известно о 14-ти списках «Путешественника» [2011: 225]. Ю.Д. Рыков добавил к этому числу 15-й список «Путешественника» из Ярославля [2015:38]. Известно также, что в Екатеринбурге хранится 16-й список [Бабаева, 2017: 83-85]. Таким образом, в Солонешенском краеведческом музее Алтайского края нами был обнаружен 17-й список «Путешественника».
В середине XX в. К. В. Чистов предложил классифицировать список «Путешественника» согласно трем редакциям, две из которых обозначены как северорусская и сибирская [1962: 134-135]. По замечанию К. В. Чистова, три редакции имеют между собой ряд отличий. Основное отличие заключается в том, что в северорусской редакции в качестве автора «Путешественника» мы встречаем инока Марка Топозерского, тогда как в двух других автором выступает Михаил [Чистов, 1962: 140]. «Путешественник» из Солонешенского музея относится к северорусской редакции [СРКМ. №423: 1об.].
В первом разделе списка указан поиск и принятие антиохийского священства. Здесь будет интересна мысль Е. Э. Бломквист и Н. П. Гринковой о том, что старообрядцам было известно о распространении несторианства в Азии [Бломквист, Гринкова, 1930: 36]. В «Путешественнике» говорится о гонениях на антиохийцев со стороны некоего римского еретика, из-за которого антиохийцы удалились в восточные страны [СРКМ. №423: 1об.-2].
Среди ученых, исследовавших списки «Путешественника», существует разногласие по поводу идентификации старообрядческого согласия, в котором возник текст. К. В. Чистов связывал старообрядцев, искавших Беловодье, со странническим толком, беспоповским направлением [Чистов, 1962: 121]. Такого же мнения придерживаются и другие ученые, в частности Е.Е. Дутчак [2007]. Она отмечает, что возникновение «Путешественника» в беспоповской среде можно объяснить рядом факторов, например необходимостью в обряде повторного крещения, описанного в тексте «Путешественника» [Дутчак, 2007: 170]. На наш взгляд, повторное крещение не связано с бес-поповством, так как принятие несторианства могло также совершаться через повторный обряд крещения.
В отличие от К. В. Чистова и Е.Е. Дутчак, Е.Э. Бломквист и Н.П. Гринкова [1930], а вслед за ними и ряд других ученых (А.И. Мальцев [2002], A.A. Чувьюров [2011], Н. Н. Покровский [2012]) считали, что поиск священства в легендарном Беловодье не связан со странническим толком. А. И. Мальцев, подвергая критике К. В. Чистова, утверждал: «ни в одном из страннических сочинений XVIII-XX вв. нет упоминаний о Б [еловодье], ни в одной страннической рукописи не встречаются списки «Путешественника». Представление о существовании целой страны, где нет и не может быть Антихриста, где сохранилось во всей полноте «дониконовское» священство, в корне противоречит учению странников о всемирной и окончательной победе Антихриста и конечном истреблении им «истинного» священства. Возникновение и распространение легенды о Б [еловодье] не связано с деятельностью определенного старообрядческого согласия, она жила среди поморцев, часовенных, беглопоповцев и др.» [Мальцев, 2002: 534].
A. А. Чувьюров, соглашаясь с А. И. Мальцевым, уточняет: «Жители алтайских деревень, которые упоминаются в «Путешественнике» (Ай, Устюба, Уймонская (Димон-ская), согласно архивным документам, относились к беглопоповскому согласию (часовенные)» [Чувьюров, 2011: 225]. Кроме того, придерживаясь взгляда на распространение легенды о Беловодье преимущественно среди часовенного согласия, Н. Н. Покровский и Н. Д. Зольникова добавили: «Проблема поисков «истинного» священства наложит свой отпечаток на всю дальнейшую историю старообрядчества востока России, включая неоднократные в XIX — начале XX в. попытки обретения такового в легендарном Беловодье» [Покровский, Зольникова, 2002: 77-78].
Дополнительным фактом в пользу часовенных также может послужить то, что в «Путешественнике» в качестве одного из ориентиров в Беловодье мы встречаем часовню, в которой служит уставщик схимник Иосиф [СРКМ. №423:1]. Согласно архивным материалам, под Иосифом понимался крестьянин Иван Гудков. Он вместе со своим братом схимником Паисием (Прокопием Гудковым) был обнаружен полицейскими властями. Известно, что оба схимника скрывались в выдолбленных дуплах высохших кедровых деревьев. Такие дупла были обнаружены близ деревень Устьубы, Каличи и Тав-ды. Здесь для нас примечательно то, что у схимников Иосифа и Паисия имелись «запасные дары» — деревянный сосуд и причастие [РГИА. Ф. 1284. Оп. 198. Д. 59 (1840): 12-14об.]. Важно отметить, что для представителей часовенного согласия было важно иметь при себе пресуществленную (ранее освященную) просфору и вино (кровь Христова). Это связано с тем, что в отличие от представителей поморского согласия часовенные считали невозможным спасение без видимого причастия. Вино для таинства причастия у задержанных схимников найдено не было. Здесь мы можем сделать вывод о том, что либо его где-то брали, либо заменяли водой. Согласно собору часовенных, проходившему в Ирюме в 1723 г., допускалось заменять вино водой, освящаемой на Богоявление [Покровский, Зольникова, 2002: 80].
B. Ф. Лобанов считал, что первоначальный вариант текста «Путешественника» сложился 1810-1815 гг., так как инок Иосиф (Иван Гудков) появился на Алтае не ранее указанного времени [Лобанов, 1980:207]. Однако другой исследователь, Ю. Д. Рыков, отметил, что часовня, указанная в «Путешественнике», была построена в 1823 г. Таким образом, текст появился позже, чем это представлял себе В.Ф. Лобанов [Рыков, 2015:37].
«Путешественник» из Солонешенского музея начинается не с описания европейской части маршрута, а с указания информатора Петра и располагающихся рядом с его жилищем потаенных пещерах [СРКМ. №423: 1]. Опущение описания традиционной части «Путешественника» гипотетически мы можем объяснить тем, что данный список был адресован жителю Алтая. Другими словами, описание маршрута до алтайских деревень не представляло собой ценной информации для старообрядца. О том, что листы с описанием европейской части маршрута не были утрачены, говорит нумерация страниц. Почерк, которым нумерованы страницы «Путешественника» из Солонешенского краеведческого музея, совпадает с почерком всей рукописи.
Странноприимец Петр, так же, как и схимник Иосиф, является реальным лицом. Установлено, что он — Петр Кириллов по прозванию Машаров был судим за укрывательство беглых крестьян. Петр Кириллов проживал в деревне Устьуба [РГИА: Ф. 1284. Оп. 198. Д. 59 (1840): 12-14об.]. Согласно Солонешенскому «Путешественнику», путники, которые желают добраться до Беловодья, должны пройти от Петра вдоль снеговых гор 300 верст, пока не доберутся до деревни Улокенки, в которой есть часовня со служащим в ней иноком Иосифом [СРКМ. №423:1]. Деревня Улокенка является искаженным топонимом деревни Уймонской, или Уймона. Как отмечает Ю. Д. Рыков, во всех списках «Путешественника» название данной деревни искажено [Рыков, 2015: 49]. Так, в списках «Путешественника», обнаруженных П. И. Мельниковым (МП-1 и МП-2), Уймон назван деревней «Умьменской» и «Устьменской» соответственно. В других списках Уймон может встречаться под названиями деревня «Умайска», «Установска», «Умонка», «Ум-мойска», «Димонска», «Дамасская деревня» [Рыков, 2015: 49-50].
Из деревни Уймон, как указано в Солонешенском списке «Путешественника», необходимо следовать в горы, в которых есть проход в государство «Китаиц» (Китай). Из Китая через Кубан-реку к Беловодскому морю-океану [СРКМ. №423: 1]. Название реки Кубан или Кубань в «Путешественнике», помимо солонешенского списка, встречается только в рязанском (ИРЛИ-4) и пермском (Пермь-1) вариантах. В других списках реки обозначены как «Губань», «Бан», «Буран-река», «Бурат» и т. д. [Рыков, 2015: 50]. Появление в «Путешественнике» названия реки как Кубань Ю. Д. Рыков пытается пояснить следующими словами: «Название «Кубань» следует сразу же исключить из списка подозреваемых на достоверность алтайских топонимов. Это название возникло явно позднее по причине переосмысления незнакомого топонима «Губань» на созвучное название «Кубань», которое позднее было «творчески» переосмыслено писцами как название хорошо известной реки. Она течёт в горах Кавказа и впадает в Азовское море. Естественно, название р. Кубань жителям Европейской части территории Российской империи было более известно, чем жителям Сибири и Алтая, и поэтому можно полагать, что такое переосмысление неизвестного и малопонятного названия р. Губань на более известное и понятное гидронимиче-ское название было осуществлено переписчиком, жившим, несомненно, в Европейской части России» [Рыков, 2015: 51].
С одной стороны, мы можем не согласиться с утверждением Ю. Д. Рыкова о том, что замена неизвестного гидронима на название «Кубань» произошла в пределах Европейской России, так как автор Солонешенского списка являлся жителем горо-
да Бийска. С другой стороны, он мог сделать свою копию с «европейского» варианта «Путешественника».
Интересное предположение о гидрониме Губань (Кубань) выдвигал П. И. Мельников. Его предположение строилось на том, что Губань — это не гидроним, а название пустыни Гоби [Мельников, 1864: 40]. С данной точкой зрения согласен Ю.Д. Рыков: «Мнение П. И. Мельникова, сближавшего название «Губань» с названием центрально-азиатской пустыни («степи») Гоби, представляется достаточно правдоподобным. Ведь пустыня Гоби начинается именно от предгорий Алтая и Тянь-Шаня и простирается на 1600 км в длину и на 800 км в ширину по территории Южной Монголии и Северного Китая. Переход через это безводное пространство с довольно редкой растительностью действительно продолжителен и очень труден» [Рыков, 2015: 51].
Во время анализа «Путешественника» перед нами встал еще один вопрос. Почему среди одной части часовенных старообрядцев был актуален поиск священства, а для другой он не являлся необходимым (например, в том же «Путешественнике» схимники представлены как странноприимцы, а не как путники, снискавшие Беловодье)? Мы нашли два ответа. Первый ответ — это то, что указаны иноки, т. е. лица, ведущие монашескую жизнь, отдаленную от центра, в котором сохранилось священство, в данном случае Беловодья. Чтобы дать второй ответ, необходимо внимательнее посмотреть на историю часовенного согласия.
Представители часовенного согласия на протяжении всего периода его существования испытывали кризис в священстве. Отчасти он был связан с тем, что при принятии священника из господствующей церкви последнему требовалось доказать свое трехпо-гружательное крещение. Другой фактор — это географическая отдаленность общин, нуждающихся в священниках, от старообрядческих центров. Таким образом, часовенное согласие встало перед выбором — осуществлять дальнейший поиск священников либо отказаться от них и принять беспоповское положение. Невьянский собор часовенных в 1777 г. закончился компромиссным вариантом — «ныне и впредь вопрос о том, нужны или нет священники для церковных таинств, остается для каждого „на ево воле"» [Покровский, Зольникова, 2002: 77].
Оказавшись в двояком положении, часть часовенных, особенно среди крестьян, вероятно, допускала два варианта существования: как в беглопоповском, так и беспоповском положении. Отсюда мы видим, что схимники могли и не нуждаться в священниках, но при этом признавали их существование. Аналогично поступали и другие часовенные — стариковцы, придерживавшиеся беспоповства. Другая же часть старооб-рядцев-часовенных, стоящих на позиции беглопоповства, все же предпринимала попытки поиска священства, одним из центров которого являлась, по их представлению, страна Беловодье.
«Дорога заграницу». Второй раздел рукописи посвящен поселениям старообрядцев в Сербской земле. Повествование о них повторяется два раза. Автором сведений о поселениях выступает инок Аларий [СРКМ. №423: 5об.]. Его описание ведется от 3 февраля 7350 г. от сотворения мира (1842 г. н.э.).
Рассказ о поселениях начинается с того, что в турецкой области в Сербской земле находятся две слободы, Ивановская и Димитриевская, в которых стоят старообрядче-
ские монастыри. О священстве в первой версии написано, что в Ивановской слободе имеются два епископа, священники и дьяконы, а в Димитриевской слободе один епископ, священики и дьяконы [СРКМ. №423: 3]. Во второй версии инок Аларий указывает, что священство двух слобод представлено архиереями (без указания их числа и духовного сана), священниками и дьяконами [СРКМ. №423: 4-4об.]. Добраться до поселений старообрядцев можно из барнаульской земли, по Дунаю, из Молдавии к реке Сава и вверх по ней [СРКМ. №423:4об.].
Данный текст второго раздела совпадает с текстом одной из рукописей собрания Е. В. Барсова, в которой также приводится текст «Путешественника» [РГБ. Ф. 17. № 184]. Но в рукописи из Барсовского собрания имеются дополнительные сведения. Так, в ней указано о четырех дорогах, ведущих, помимо Молдавии, в Турцию и Австрию, где сохранилось старообрядческое священство. Данный текст также имеет название «Дорога заграницу» [РГБ. Ф. 17. № 184:20об.]. Сравнивая второй раздел из Со-лонешенской рукописи и список № 184 из собрания Барсова, отметим, что в последнем также указаны место — Белая Криница и имена некоторых архиереев: Амвросий, Кирилл, Аркадий [РГБ. Ф. 17. № 184: 21-23]. Таким образом, мы можем заключить, что во втором разделе Солонешенского списка речь идет о поиске священства среди старообрядцев юго-западной части Российской империи и за ее пределами — там, где концентрация старообрядческого духовенства была большой, где образовалась Белокриницкая иерархия.
Указание в тексте о признании Белокриницкого согласия беглопоповцами Алтая может служить также объединяющим фактором двух текстов в «Путешественнике» из села Солонешное. Согласно мнению Е. Э. Бломквист и Н. П. Гринковой, внимание старообрядцев Алтая падает на Белую Криницу, так как «Белая Криница — на языке буковинских славян — есть то же Беловодье» [Бломквист, Гринкова, 1930: 36].
Кроме того, в двух разделах упоминается Русский Север: в первом разделе это Соловецкая обитель, Ледовитое море (вероятно, имелся в виду Ледовитый океан), во втором разделе — Белое море [СРКМ. №423: 2, 5]. От Соловецкой обители ведут преемственность как поморское, так и часовенное согласия [Покровский, Зольникова, 2002: 183-204].
«Путешественник» из коллекции Солонешенского музея и подобные ему списки, на наш взгляд, отражают положение беглопоповцев в XIX в. Предположительно, автор рассматриваемого нами списка Григорий Иванович из Бийска принадлежал как раз к часовенному согласию, в котором на территории Алтая был отмечен затяжной кризис, связанный с отсутствием священства в XIX в. Стоит сказать, что вместо того, чтобы окончательно принять позицию беспоповства, алтайские старообрядцы-часовен-ные не теряли надежду обрести священство. В одном случае это привело к неудачным поискам Беловодья, в другом — присоединению части старообрядцев-часовенных к Бе-локриницкому согласию.
Исследование Солонешенского списка также пролило свет на проблему Беловодья, выделив несколько этапов существования представления о нем. Первый этап — это земли, на которых старообрядцы могли свободно совершать свои богослужения, где нет светской власти и официальной церкви. Белый цвет ассоциируется с цветом свободы.
Второй этап обозначился так: Беловодье — гористая местность. Только в ней возможно спасение. Третий этап представления о Беловодье — это зафиксированный на бумаге маршрут в страну, находящуюся под юрисдикцией Японии, в которой сохранено священство, служащее по антиохийскому обычаю. Четвертый этап — отождествление Беловодья с Белой Криницей и Белокриницким согласием.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бабаева М. Е. Социально-утопическая легенда о Беловодье в контексте исторического исследования // Многомерность общества: человек в социальном взаимодействии: сб. ст. Екатеринбург, 2017. С. 83-85.
Беликов Д. Н. Томский раскол: исторический очерк от 1834 по 1880 г. Томск, 1901. 247 с.
Бломквист Е.Э., Гринкова Н.П. Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930.460 с.
Герасимов Б. Г. В долине Бухтармы: краткий историко-этнографический очерк // Записки Семипалатинского подотдела ЗСОРГО. Вып. 5. Семипалатинск, 1911.
Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 2. Оп. 2. Д. 14.
Гуляев С. И. Алтайские каменщики // Санкт-Петербургские губернские ведомости. 1854. №21.
Дутчак Е. Е. Из «Вавилона» в «Беловодье»: адаптационные возможности таежных общин староверов-странников (вторая половина XIX — начало XXI в.). Томск, 2007.410 с.
Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1985. 478 с.
Кудрявцев И.М. Описание собрания Е.В. Барсова (ф. 17). М., 1974.
Лобанов В. Ф. Новый список «Путешественника» инока Михаила // Сибирское источниковедение и археография : сб. ст. / отв. ред. Н. Н. Покровский, Е. К. Ромоданов-ская. Новосибирск, 1980. С. 208-211.
Малышев В. И. Усть-цилемские рукописные сборники ХУ1-ХУП вв. Сыктывкар, 1960. 214 с.
Мальцев А. И. Беловодье // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 534-535.
Мельников П. И. Исторические очерки по истории поповщины. СПб., 1864. Ч. 1.
Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в ХУШ-ХХ вв.: Проблемы творчества и общественного сознания. М., 2002. 471 с.
Покровский Н. Н. Урало-сибирские староверы-часовенные // Дни в Романовке: Японские фотографии, запечатлевшие русское старообрядческое село в Маньчжурии на рубеже 1930-1940-х годов, из собрания Приморского государственного объединенного музея им. В. К. Арсеньева во Владивостоке. М., 2012. С. 44-53.
Принтц А. Каменщики, ясачные крестьяне Бухтарминской волости Томской губернии и поездка в их селения и в Бухтарминский край в 1863 г. // Записки РГО по общей географии. СПб., 1867. Т. 1. С. 548-552.
Российская государственная библиотека. Собрание Е.В. Барсова (Ф. 17). № 184.
Российский государственный исторический архив. Ф. 1284. Оп. 198. Д. 59 (1840).
Рыков Ю. Д. Ярославский список «Путешественника» Марка Топозерского // Книжная культура Ярославского края — 2014: сб. статей и материалов. Ярославль, 2015. С. 11-57.
Сморгунова E. M. Исход староверов вчера и сегодня: уход от мира и поиски земли обетованной // История церкви: изучение и преподавание : материалы науч. конф., по-свящ. 2000-летию христианства (22-25 ноября 1999 г.). Екатеринбург, 1999. С. 211-219.
Солонешенский районный краеведческий музей. Путешественник. №423.
Сперанский M. Н. Сказание об Индийском царстве // Известия АН СССР по русскому языку и словесности. М., 1930. Т. 3, кн. 2.
Трусов В. А. Три списка с рукописи Путешественника Марко Топозерского // Старообрядчество: история, культура, современность : материалы VIII Международной науч.-практ. конф. М., 2007. Т. 2. С. 234-241.
Чистов К. В. Легенда о Беловодье // Труды Карельского филиала АН СССР. Петрозаводск, 1962. №35. С. 116-181.
Чувьюров А. А. «Путешественник Марка Топозерского»: география бытования рукописных сборников // Фольклор и этнография. К девяностолетию со дня рождения К. В. Чистова : сб. науч. ст. СПб., 2011. С. 218-232.
Шмурло Е. Русские поселения за Южным Алтайским хребтом // Записки ЗСОРГО. Кн. 25. Омск, 1898. С. 1-64.
REFERENCES
Babaeva M. E. Sotsial'no-utopicheskaia legenda о Belovode v kontekste istoricheskogo issledovaniia [Socio-Utopian Legend of Belovode in the Context of Historical Research]. Mnogomernost' obshchestva: chelovek v sotsial'nom vzaimodeistvii: sb. St [Multidimensionality of Society: The Person in Social Interaction]. Ekateinburg, 2017. S. 83-85 (in Russian).
Belikov D.N. Tomskii raskol: Istoricheskii ocherk ot 1834po 1880g. [Tomsk Schism: The Historical Sketch from 1834 to 1880]. Tomsk, 1901. 247 s. (in Russian).
Blomkvist E. E., Grinkova N. P. Bukhtarminskie staroobriadtsy [Bukhtarma Old Believers]. L., 1930. 460 s. (in Russian).
Gerasimov B. G. V doline Bukhtarmy: Kratkii istoriko-etnograficheskii ocherk [In the Bukhtarma Valley: The Brief Historical and Ethnographic Essays]. Zapiski Semipalatinskogo podotdela ZSORGO [Notes of Semipalatinsk Section of ZSORGO]. Semipalatinsk, 1911. Vyp. 5 (in Russian).
Gosudarstvennyi arkhiv Altaiskogo kraia (GAAK) [State Archive of the Altai territory]. Fund 2. Inventory 2. File 14 (in Russian).
Guliaev S.I. Altaiskie kamenshchiki [Altai Old Believers-kamenshchiki]. Sankt-Peterburgskie gub. Vedomosti [St. Petersburg Province Statements]. SPb., 1854. №21 (in Russian).
Dutchak E. E. Iz "Vavilona" v "Belovode": adaptatsionnye vozmozhnosti taezhnykh obshchin staroverov-strannikov (vtoraia polovina XIX — nachalo XXI v.) [From "Babylon" in "Belovodye": The Adaptive Capabilities of the Taiga Communities of Old Believers-Stranniki (Second Half of the 19th — Early 21st Centuries)]. Tomsk, 2007.410 s. (in Russian).
Klimishin I. A. Kalendar' i khronologiia [Calendar and Chronology]. M., 1985. 478 s. (in Russian).
Kudriavtsev I.M. Opisanie sobraniia E. V. Barsova (F. 17) [Description of the Collection of E. V. Barsov (F.17)]. M., 1974 (in Russian).
Lobanov V. F. Novyi spisok «Puteshestvennika» inoka Mikhaila [The New List of "Puteshestvennik" by Monk Michael]. Sibirskoe istochnikovedenie i arkheografiia: sb. st. otv. red. N. N. Pokrovskii, E. K. Romodanovskaia [Siberian Source Study and Archeography]. Novosibirsk, 1980. S. 208-211 (in Russian).
Malyshev V. I. Ust' — tsilemskie rukopisnye sborniki XVI-XVII vv. [Ust-Tsilem Manuscripts of XVI-XVII Centuries]. Syktyvkar, 1960. 214 s. (in Russian).
Mal'tsevA.I. Belovode [Belovodye].Pravoslavnaiaentsiklopediia [OrthodoxEncyclopedia]. M., 2002. T. 4. S. 534-535 (in Russian).
Mel'nikov P. I. Istoricheskie ocherkipo istorii popovshchiny [Historical Essays on the History of Popvshchina]. SPb., 1864. Ch. 1 (in Russian).
Pokrovskii N. N., Zol'nikova N. D. Starovery-chasovennye na vostoke Rossii vXVIII-XX vv.: Problemy tvorchestva i obshchestvennogo soznaniia [Old Believers — Chasovennye in the East of Russia in the XVIII-XX Centuries: Problems of Creativity and Public Consciousness]. M., 2002. 471 s. (in Russian).
Pokrovskii N. N. Uralo-sibirskie starovery-chasovennye [Ural-Siberian Old Believers-Chasovennye]. Dni v Romanovke: Iaponskiefotografii, zapechatlevshie russkoe staroobriadcheskoe selo v Manchzhurii na rubezhe 1930-1940-kh godov, iz sobraniia Primorskogo gosudarstvennogo ob»edinennogo muzeia im. V. K. Arseneva vo Vladivostoke [Romanovka Days: Japanese Photographs Depicting a Russian Old Believer Village in Manchuria at the Turn of the 1930s — 1940s]. M., 2012. S. 44-53 (in Russian).
Printts A. Kamenshchiki, iasachnye krest'iane Bukhtarminskoi volosti Tomskoi gubernii i poezdka v ikh seleniia i v Bukhtarminskii krai v 1863 g. [Kamenshchiki, Iasachnye of the Bukhtarma Volost of the Tomsk Province and an Expedition to Villages and to the Bukhtarma Region in 1863]. Zapiski RGOpo obshch. Geografii [Notes of the Russian Geographical Society on General Geography]. SPb., 1867. T. 1. S. 548-552 (in Russian).
Rossiiskaia gosudarstvennaia biblioteka. Sobranie E. V. Barsova (E 17) [Russian State Library. Collection E. V. Barsova (E 17)]. № 184 (in Russian).
Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv [Russian State Historical Archive]. Fund 1284. Inventory 198. File 59 (1840) (in Russian).
Rykov Iu. D. Iaroslavskii spisok "Puteshestvennika" Marka Topozerskogo [Yaroslavl list "Puteshestvennik" Mark Topozersky]. Knizhnaia kul'tura Iaroslavskogo kraia — 2014 sbornik statei i materialov [Book Culture of Yaroslavl Region — 2014 Collection of Articles and Materials]. Iaroslavl', 2015. S. 11-57 (in Russian).
Smorgunova E. M. Iskhod staroverov vchera i segodnia: ukhod ot mira i poiski zemli obetovannoi [Exodus of the Old Believers Yesterday and Today: The Departure from the World and the Search for the Promised Land]. Istoriia tserkvi: izuchenie i prepodavanie: materialy nauch. konf., posviashch. 2000-letiiu khristianstva (22-25 noiabria 1999 g.) [Church History: Study and Teaching]. Ekaterinburg, 1999. S. 211-219 (in Russian).
Soloneshenskii raionnyi kraevedcheskii muzei. Puteshestvennik [Regional Ethnographic Museum of Soloneshnoe village. Puteshestvennik] №423 (in Russian).
Speranskii M. N. Skazanie ob Indiiskom tsarstve [The Legend of the Indian Kingdom]. Izvestiia AN SSSR po russkomu iazyku i slovesnosti [Works of the Academy of Sciences of the USSR in the Russian Language and Literature]. M., 1930. T. 3, kn. 2 (in Russian).
Trusov V. A. Tri spiska s rukopisi Puteshestvennika Marko Topozerskogo. Staroobriadchestvo: istoriia, kul'tura, sovremennost': materialy VIII mezhdu- nar. nauch. —prakt. konf., 13-15 noiabria [Three Lists with the Manuscript of the Puteshestvennik Marco Topozersky. Old Believers: History, Culture, Modernity], M„ 2007. T. 2. S. 234-241 (in Russian).
Chistov K. V. Legenda o Belovode [The Legend of Belovodye].Trudy Karel'skogofiliala AN SSSR [Works of the Karelian Branch of the USSR Academy of Sciences]. Petrozavodsk, 1962. №35. S. 116-181 (in Russian).
Chuv'iurov A. A. "Puteshestvennik Marka Topozerskogo": geografiia bytovaniia rukopisnykh sbornikov. Fol'klor i etnografiia. K devianostoletiiu so dnia rozhdeniia K. V. Chistova: sb. nauch. st. ["Puteshestvennik Marka Topozerskogo": The Geography of the Manuscripts. Folklore and Ethnography]. SPb., 2011. S. 218-232 (in Russian).
Shmurlo E. Russkie poseleniia za Iuzhnym Altaiskim khrebtom [Russian Settlements Behind the Southern Altai Range]. Zapiski ZSORGO [Notes of ZSORGO]. Kn. 25. Omsk, 1898. S. 1-64 (in Russian).
Цитирование статьи:
Матыцин К. С. Старообрядческий список «Путешественника» из коллекции Солоне-шенского музея (Алтай) // Народы и религии Евразии. 2019. № 1 (18). С. 91-103. Citation:
Matytsin К. S. The old belivers' manuscript "Puteshestvennik" from the museum of Soloneshnoe village (Altai). Nations and religions of Eurasia. 2019. № 1 (18). P. 91-103.