СТАРИННЫЕ ИТАЛЬЯНСКИЕ АРИИ КАК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ
Е. М. Барвинская,
Детская школа искусств № 1 г. Липецка, г. Липецк, Российская Федерация, 398020
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие при выборе учебно-методического репертуара в классе вокала в детских школах искусств. Обосновывается педагогическая целесообразность обогащения разучиваемого репертуара старинными итальянскими ариями. Представлен анализ: а) старинных итальянских арий с музыкальной, вокально-технической и эмоционально-смысловой сторон; строения мелодической линии, аккомпанемента, исполнительской эстетики; б) физиологических и психологических особенностей обучающихся, а также особенностей их голосовых аппаратов и голосовых возможностей; в) методических требований к вокально-техническому и художественному исполнению старинных итальянских арий. Приводятся сравнительные результаты проведённого анализа. Раскрывается роль учебно-методического репертуара в психологическом, эмоциональном, музыкально-эстетическом, вокально-техническом и вокально-исполнительском развитии учащихся: влияние тематики старинных итальянских арий на становление художественных идеалов, духовных приоритетов, на приобретение эмоционального опыта; значение точного выполнения авторских динамических и темповых указаний для формирования мышечно-слуховых стереотипов, исполнительских умений, приобретения опыта переживаний различных психологических состояний, выбора и сублимации эмоций и подбора вокально-технических приёмов их воплощения в процессе исполнения. Приведён примерный список старинных итальянских арий для использования в учебно-образовательном процессе.
Ключевые слова: детские школы искусств, класс вокала, старинные итальянские арии, голосовой аппарат, физиологические и психологические особенности детей, вокально-технические и вокально-исполнительские умения, исполнительская эстетика.
135
ANCIENT ITALIAN ARIAS AS TEACHING AND METHODOLOGICAL REPERTOIRE IN CHILDREN'S SCHOOLS OF ARTS
Ekaterina M. Barvinskaya,
Children's art school No. 1 in city Lipetsk, Lipetsk, Russian Federation, 398020
136
Abstract. In article the main problems arising at the choice of the teaching and methodological repertoire for pupils of school age in a vocal class at children's schools of arts are considered. The pedagogical expediency of enrichment of the repertoire studied with pupils with the ancient Italian arias is found. The analysis is submitted: a) ancient Italian arias with musical, vocal and technical, emotional semantic aspect; forming of a melody, accompaniment, performing esthetics; b) physiological and psychological features of students of children's age; features of their voice device and voice opportunities; e) methodological requirements to vocal technically and art performance of ancient Italian arias. Comparative data of results of the carried-out analysis are provided. The roles of the educational and methodological repertoire in psychological, emotional, musical and esthetic, vocal and technical and vocal and performing development of pupils are revealed. These are influence of subject of ancient Italian arias on formation of artistic ideals, spiritual priorities, acquisition of emotional experience; value of exact implementation of author's dynamic and tempo instructions for formation of muscular auditory stereotypes, performing abilities, developing experience of emotions of various psychological states, the choice and selection of vocal techniques of their embodiment in the course of execution. The approximate list of ancient Italian arias to use is provided in educational and training process.
Keywords: children's art schools, vocal class, ancient Italian arias, features of voice device, physiological and psychological features of children, vocal and technical and vocal and performing abilities, performing esthetic.
Введение
В классе вокала учебно-методический репертуар, как известно, подбирается в соответствии с педагогическими задачами и учётом индивидуальных физиологических и психологических особенностей ученика, уровня его вокальной подготовки. Кроме вокально-технической направленности, во внимание принимаются эмоциональная, художественная, образная, психологическая, воспитывающая, развивающая и обучающая грани. Одна из основных
задач вокального обучения - подбор репертуарных произведений, способствующих эффективному всестороннему вокально-техническому, вокально-исполнительскому, эмоциональному, психологическому, музыкально-эстетическому и личностному развитию учащихся на основе анализа музыкальной, вокально-технической, эмоционально-смысловой сторон вокальных произведений, строения мелодической линии, гармонического сопровождения, исполнительских задач; стилистических
и жанровых особенностей с точки зрения доступности и полезности для ученика. Помимо вокально-педагогических задач, работа с репертуарными произведениями позволяет решать задачи общемузыкального развития, формирования художественного и музыкального вкуса учащихся.
Проблема выбора учебно-методического репертуара для учащихся школьного возраста неразрывно связана с их возрастными психологическими и физиологическими особенностями. Широко применяемые в практике обучения вокальному искусству школы пения (М. Маркези [1], М. Гарсиа-мл. [2], Дж. Ламперти [3], Ж. Дюпре [4], М. У Балфа [5], М. И. Глинки [6], А. Е. Варламова [7] и др.) сориентированы на работу со «взрослыми» голосами. Список классических произведений, представляющих методическую ценность для изучения в вокальных классах детских школ искусств (ДШИ), крайне ограничен. Как показывает практика, преподаватели используют в учебном процессе в основном произведения современного детского репертуара (Г. Гладкова, Е. Крылатова, В. Шаинского, Я. Ду-бравина и др.). Однако подобный репертуар, понятный по смысловому содержанию и доступный юным певцам по вокально-техническому уровню, является скорее концертным, поскольку изначально не сориентирован на академическую постановку их голоса.
Целесообразность использования
старинных итальянских арий
в качестве учебно-методического репертуара в ДШИ
Одним из решений проблемы недостаточности учебно-методического репертуара для работы с учащимися ДШИ в классе вокала может стать включение
в учебно-образовательный процесс старинных итальянских арий. Данный подход имеет как исторические корни, так и методические основания.
Первыми светскими центрами вокального обучения в XVII веке в Италии, как известно, были консерватории, куда принимались дети с 6-7 лет. Обучение продолжалось десять лет, и к 17 годам учащиеся достигали уровня подготовки профессиональных оперных певцов. Следовательно, музыкальный материал, на котором воспитывались будущие вокалисты в рассматриваемый период, был педагогически целесообразным, соответствовал задачам профессиональной вокальной подготовки детей этого возраста и сегодня вполне может быть использован в работе с учащимися ДШИ.
Обращение к старинным итальянским ариям не является для вокальной педагогики чем-то новым [8-10 и др.] и широко применяется в педагогической практике подготовки профессиональных вокалистов. Так, А. С. Яковлева в своём исследовании пишет: «Как правило, все преподаватели на начальном этапе обучения вырабатывают на упражнениях элементарные навыки звукообразования и звуковедения, затем включают много вокализов... старинных итальянских классических арий, и только после этого осваивается известный оперный и камерный репертуар» [8, с. 387]. Например, в классе У. А. Ма-зетти на начальном этапе предпочтение отдавалось «произведениям старинных классиков, которые в большинстве своём написаны удобно, в диапазоне, не превышающем обычно полутора октав, в ясной и строгой форме; требуют чёткого, благородного произношения текста, что очень
137
138
важно, особенно для начинающих, когда основным является выработка правильного звукообразования и зву-коведения» [8, с. 196].
Анализ старинных итальянских арий с музыкальной, эмоционально-
смысловой,
вокально-технической
сторон, строения мелодической линии, аккомпанемента, исполнительских задач показывает, что для них характерны: смысловая доступность содержания; отсутствие эмоциональной напряжённости; октавный (реже полутораоктавный) диапазон; узкие интервалы (преимущественно терции); простая, запоминающаяся мелодическая линия; короткие мелодические построения; простота, ясность и камерность («прозрачность») аккомпанемента (как правило, дублирующего мелодическую линию); чёткая, логичная форма; отсутствие резких динамических изменений.
Вокально-исполнительская эстетика XVI-XVII веков предполагала использование при исполнении вокальной речи умеренной громкости (малой силы звука), речевого (грудного) дыхания, фальцетного звучания при переходе в высокий регистр.
От исполнительской эстетики напрямую зависят и методические требования того времени: свободное, лёгкое, грудное дыхание; спокойная, ненапряжённая вокальная речь; отсутствие продолжительной фонации; ровность звука; развитие лёгкости и беглости голоса.
Методические принципы вокального обучения в Италии ХУГ-ХУГГ веков могут быть применены к развитию детских голосов, так как полностью соответствуют их психологическим и физиологическим особенностям (см. таблицу). Как отмечает К. Плужников, «голосовой
аппарат в этом возрасте очень тонкий, хрупкий, гибкий и мало развит...» [11, с. 18]. Характерными его особенностями с точки зрения вокальной деятельности являются: высокое положение гортани; несформированность голосовых складок; узкие носовые ходы, глотка, гортань, органы дыхания, покрытые нежной слизистой оболочкой; небольшой объём лёгких; плохая управляемость голосовым аппаратом.
Кроме того, старинные итальянские арии можно транспонировать в удобную для вокалиста тональность с целью исключения напряжения и форсирования, что является важным для вокальной педагогики. Подобное транспонирование необходимо, когда детские голоса находятся в стадии активного формирования и требуется учёт физиологических и функциональных изменений, происходящих в голосовом аппарате. Таким образом, работа со старинными итальянскими ариями позволяет сохранять репертуар и исполнять его в удобной тесситуре, в то время как классические произведения ХУГГГ-ХГХ веков транспонировать не принято. В случае голосовых изменений у учащихся приходится менять репертуар.
Особое методическое значение в классе вокала имеет разучивание таких произведений на итальянском языке. Итальянская фонетика наиболее благоприятна для формирования академического звука: «Поисками правильного произнесения гласных и слогов в пении итальянские педагоги не занимаются, всё это уже заложено в фонетике языка» [8, с. 389].
Исполнение старинных итальянских арий на языке оригинала позволяет решать задачи перестройки работы артикуляционного аппарата
Соответствие старинных итальянских арий возрастным особенностям и исполнительским возможностям детских голосов
Психологические и физиологические особенности детей Вокально-исполнительские возможности детей Особенности музыкального языка старинных арий Вокально-исполнительская эстетика ХМ-ДОП веков
Высокое положение гортани, Несформированность голосовых складок Фальцетный режим голосообразования, ограниченный диапазон, плохая управляемость голосовым аппаратом Октавный (полутораоктав- ный) диапазон, отсутствие широких интервалов Использование: фальцетного режима при переходе в высокий регистр, ненапряжённой «вокальной речи»
Несформированность органов дыхания, нежная слизистая оболочка, маленький объём лёгких Невозможность брать глубокий вдох, малая сила голоса, необходимость частых вдохов Отсутствие резких динамических изменений, короткие музыкальные фразы Речевое (грудное) дыхание, умеренная громкость
Несформированность психики, ограниченная эмоциональность Отсутствие эмоциональной окрашенности звука, ограниченные возможности эмоционально- образной выразительности Отсутствие эмоциональной напряжённости и активной динамики Ровность звука, отсутствие эмоциональной динамики
естественно, используя специфику фонетики итальянского языка, а не за счёт специальных артикуляционных и мышечных приспособлений, влекущих за собой неестественность работы голосового аппарата и всевозможные мышечные зажимы.
При выборе произведения следует учитывать его духовное, эмоциональное, нравственное содержание и воспитательный потенциал. Использование старинных итальянских арий позволяет решить ещё одну проблему, возникающую при выборе учебно-методического репертуара для учащихся ДШИ, а именно проблему соответствия смыслового содержания возрасту учащегося. Тематика старинных итальянских арий - возвышенные чувства любви, скорби, веры, созерцания природы и т. д. В подобных же ситуа-
циях, как утверждал Л. С. Выготский, «единственным воспитанием, способным образовать новые реакции в организме, является собственный опыт организма. Только та связь остаётся для него действительной, которая была дана в личном опыте. Вот почему личный опыт. делается основной базой педагогической работы» [12, с. 82].
Исполнение высокохудожественных произведений способствует формированию переживания «высоких», «возвышенных», «книжных» чувств, приобретению собственного эмоционального опыта, который качественно отличается от опыта повседневной жизни, и становлению художественных идеалов, духовных приоритетов. Формирование эмоционально-ценностных приоритетов в процессе изучения произведений искусства и ак-
139
140
тивной творческой деятельности происходит с высокой степенью эффективности.
Как правило, текст старинных итальянских арий содержит одну основную тему, одно настроение, одну эмоцию и состоит из многократно повторяющихся предложений, что даёт возможность исполнять их, сохраняя единый эмоционально-образный план. Работа над исполнительским планом сочинения может быть полностью основана на авторских (ш1еХ;) или редакторских динамических и темповых указаниях.
Данная работа формирует у учащихся музыкальную грамотность и исполнительскую культуру. Исходя из канонов исполнительской эстетики ХУГ-ХУГГ веков, для качественной интерпретации старинных арий достаточно выполнить рекомендации автора, без включения страстности, переизбытка чувств и эмоций. Техническое воплощение динамических и темповых нюансов на начальном этапе позволяет выработать мышеч-но-слуховые стереотипы нюансировки и по мере формирования эмоциональной отзывчивости учащегося способствует развитию его исполнительских умений. Решение стоящих перед исполнителем задач помогает приобрести опыт переживаний различных психологических состояний, выбора и сублимации значимых для того или иного произведения эмоций и способов их воплощения в процессе исполнения.
Вокальная деятельность оказывает огромное влияние на физиологию и психологию человека [13], способствует формированию интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой культуры благодаря требованиям, предъявляемым к умениям и навыкам вокального исполнительства и методам работы с произведением.
Выводы и предложения
Проведённый анализ и многолетний опыт обучения вокалу учащихся в ДШИ показывают, что использование старинных итальянских арий в качестве учебно-методического репертуара:
• соответствует психологическим и физиологическим особенностям детского возраста, позволяя избегать мышечного и эмоционального напряжения, форсирования звучания, работы в неудобной тесситуре, необходимости брать глубокий вдох;
• способствует формированию вокально-слуховых координаций естественным образом, без использования напряжённой мышечной работы голосообразующего аппарата;
• развивает мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы,
• стимулирует развитие эмоциональной отзывчивости;
• способствует формированию и развитию вокально-технических и вокально-исполнительских умений и навыков, исполнительской культуры и музыкально-эстетического вкуса.
В качестве учебного материала для включения в репертуар учащихся в классе вокала могут быть рекомендованы следующие произведения: G. Cac-cini Madrigale 'Amarilli"; J. Peri Aria "Gioite al canto mio..."; C. Monteverdi Kanzone "Con che soavita"; F. Caccini Lied eines Hirten aus dem Festspiel "La liberazione di Ruggiero dall'isola dAlcina"; "Per la piu vaga e bella"; G. Ca-rissimi Kanzone "No, no, non si speri..."; F. Provenzale Arie des Armidoro aus "La Stellidaura vendicata"; D. Gabrielli Arie aus der Oper "Clearco in Negroponte", "Bellezza tiranna..."; A. Caldara Arie aus einer Solo-Kantate "Vaghe luci", Arie aus einer Solo-Kantate "Mirti faggi...", "Seb-
ben, crudele"; A. Vivaldi Passacaglia "Piango, gemo...", "Vieni, vieni"; F. Durante Arietta "Danza, danza", "Vergine, tutto amor"; A. Scarlatti Canzonetta "Le violette", Canzonetta " Gia il sole dal Gange"; L. Leo Rezitativ und Arie des Megacles aus der Oper "Olimpiade"; G. Aldovran-dini Arie "Di Stella infesta"; Anonumus (ок. 1688) Ariette 'Amor, fammi goder".
В данном перечне представлены произведения композиторов, исполне-
ние которых, как показывает наша педагогическая практика, доступно обучающимся вокалу в ДШИ. Включение этих произведений в репертуар способствует приобщению подрастающего поколения к этому уникальному пласту вокальной литературы с присущими ему кругом образов, особым интонационным строем, средствами музыкальной выразительности.
Автор выражает благодарность руководству Детской школы искусств № 1 г. Липецка, на базе которой была осуществлена опытно-исследовательская работа по проверке выдвигаемых в данной статье концептуальных положений.
The author expresses gratitude to the management of Children's school of arts No. 1 in Lipetsk. The experimental research work to check the concepts which are put forward in this article has been carried out at this school.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маркези, М. Школа пения [Ноты] : практическое руководство в трёх частях : [с сопровождением фортепиано] / М. Маркези ; общ. ред. и предисл. Р. В. Котовой. -М. : Музыка, 2011. - 150 с.
2. Гарсиа-мл., М. Школа пения [Текст, ноты] / М. Гарсиа-мл. - М. : Музгиз, 1956. - 127 с.
3. Ламперти, Дж. Техника бельканто [Текст, ноты] : учеб. пособие / Дж. Ламперти. -СПб. : Планета музыки, 2013. - 48 с.
4. Дюпре, Ж. Искусство пения [Текст, ноты] / Э. Дюпре. - М. : Музгиз, 1955. - 285 с.
5. Балф, М. У. Итальянская школа пения. Ежедневные упражнения для голоса [Текст, ноты] : учеб. пособие / М. У Балф. -СПб. : Планета музыки, 2018. - 64 с.
6. Глинка, М. И. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано [Текст, ноты] : учеб. пособие / М. И. Глинка. - СПб. : Планета музыки, 2018. - 72 с.
7. Варламов, А. Е. Полная школа пения [Текст, ноты] / А. Е. Варламов. - СПб. : Планета музыки, 2008. - 120 с.
8. Яковлева, А. С. Искусство пения [Текст] : Исследовательские очерки. Материалы. Статьи / А. Яковлева. - М. : Информбюро, 2007. - 480 с.
9. Людько, М. Г. Старинная музыка в классе камерного пения [Текст, ноты] : учеб.-ме-тод. пособие / М. Г. Людько. - 2-е изд. -СПб. : Планета музыки, 2017. - 180 с. 141
10. Хрестоматия для начального обучения сольному пению. Произведения русских и зарубежных композиторов ХУ[-Х1Х вв. [Ноты] / сост. Т. Д. Смелкова. - 2-е изд., стер. - СПб. : Планета музыки, 2018. -80 с.
11. Плужников, К. Вокальные воззрения семьи Гарсиа [Текст, ноты] / К. Плужников. - СПб. : Композитор, 2006. - 104 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
13. Барвинская, Е. М. Вопросы вокально-педагогической работы с детьми и подростками [Текст] / Е. М. Барвинская // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2013. -№ 1. - С. 124-129.
7.
REFERENCES
Marchesi M. Shkola peniya: prakticheskoe rukovodstvo v trekh chastyakh [Vocal method. Practice direction in 3 parts]. Moscow: Muzyka Publ., 2011. 150 p. (in Russian). Garcia Jr., M. Shkola peniya [School of singing]. Moscow: Muzgiz Publ., 1956. 127 p. (in Russian).
Lamperti G. B. Tekhnika bel'kanto [Bel canto technique]. St. Petersburg: Planeta muzyki Publ., 2013, 48 p. (in Russian). Dupre J. Iskusstvopeniya [Art of singing (Gilbert Duprez L'art du chant - in French)]. Moscow: Muzgiz Publ., 1955. 285 p. (in Russian). Balfe M. W. Ital'yanskaya shkola peniya. Ezhednevnye uprazhneniya dlya golosa [The Italian school of singing. Daily exercises for voice]. St. Petersburg: Planeta muzyki Publ., 2018. 64 p. (in Russian). Glinka M. I. Uprazhneniya dlya usovershen-stvovaniya golosa. Shkola peniya dlya soprano [Exercises to improve the voice. Singing school for soprano]. St. Petersburg: Planeta muzyki Publ., 2018. 72 p. (in Russian). Varlamov A. E. Polnaya shkola peniya [The Complete school of singing]. St. Petersburg: Planeta muzyki Publ., 2008. 120 p. (in Russian). Yakovleva A. S. Iskusstvo peniya: Issledova-tel'skiye ocherki. Materialy. Stat'i [Art of singing: Research essays. Materials. Arti-
cles]. Moscow: Informbyuro Publ., 2007. 480 p. (in Russian).
9. Lyud'ko M. G. Starinnaya muzyka v klasse kamernogo peniya [Ancient music in the class of chamber singing]. 2nd ed. St. Petersburg: Planeta muzyki Publ., 2017. 180 p. (in Russian).
10. Khrestomatiya dlya nachal'nogo obucheniya sol'nomu peniyu. Proizvedeniya russkikh i zarubezhnykh kompozitorov XVI—XIX vv. [Chrestomathy for elementary teaching solo singing. Musical piece by Russian and foreign composers of the XVI-XIX centuries]. Compiler T. D. Smelkova. 2nd ed. St. Petersburg: Planeta muzyki Publ., 2018. 80 p.
11. Pluzhnikov K. Vokal'nye vozzreniya sem'i Garcia [Vocal views of the Garcia family]. St. Petersburg: Kompozitor Publ., 2006. 104 p. (in Russian).
12. Vygotskij L. S. Pedagogicheskaya psikholo-giya [Pedagogical psychology]. Moscow: Pe-dagogika-Press Publ., 1999. 536 p. (in Russian).
13. Barvinskaya E. M. Voprosy vokal'no-peda-gogicheskoj raboty s det'mi i podrostkami [The problem of vocal and pedagogical practice with children and adolescents]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2013, no. 1, pp. 124-129 (in Russian).
142
Статья поступила в редакцию 08.04.2017. The article was received on 08.04.2017.
Барвинская Екатерина Михайловна, кандидат педагогических наук, преподаватель
e-mail: barvinskayaem@mail.ru
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 1» г. Липецка,
ул. Интернациональная, 53А, г. Липецк, Российская Федерация, 398020
Ekaterina М. Barvinskaya, PhD in Pedagogical Sciences, teacher e-mail: barvinskayaem@mail.ru
Municipal Budgetary Institution of Additional Education
"Children's art school No. 1 in city Lipetsk",
International Street, 53A, Lipetsk, Russian Federation, 398020