УДК 67.01
десятов В. Г
Старейшее сооружение на реке Исети
Городу Екатеринбургу в 2013 году исполняется 290 лет. Годом основания города считается ноябрь 1723 года, когда на заводе, построенном на реке Исети, отлили бронзовое блюдо и отослали его Петру I в подарок. Город стал называться Екатеринбург. Статья посвящена изучению процесса становления города.
Ключевые слова: плотина, Екатеринбург, река Исеть, строительство плотины, основание города, В. Н. Татищев, реконструкция.
DESYATOV V. G.
OLDEST BUILDING ON THE ISET RIVER
City of Yekaterinburg in 2013 marks 290years. The founding year of the city is in November 1723, when the factory was built on the river Iset. Builders have made a bronze dish and sent it as a gift to Peter. The city became known as Yekaterinburg.
Keywords: dam, Ekaterinburg, Iset River, the construction of the dam, the foundation of the city, V. N. Tatischev, reconstruction.
Десятов
Владимир
Григорьевич
доктор архитектуры, профессор,
член-корреспондент РААСН
Городу Екатеринбургу в 2013 г. исполняется 290 лет. Годом основания города считается ноябрь 1723 г., когда на заводе, построенном на реке Исети, отлили бронзовое блюдо и отослали его Петру I в подарок. Город стал называться Екатеринбургом.
Но прежде чем все это свершилось, надо было построить плотину, чтобы создать пруд, обеспечивающий энергетическое оснащение завода. Вода, собранная в пруду, текла по лоткам и затем падала на лопасти водоотливных колес, приводя их в движение. Чем больше была разница между отметками воды, собранной плотиной, и отметками лопастей колес, тем лучше вращались колеса. На постройку плотины были направлены силы Василия Никитича Татищева.
В начале 1721 г. было выбрано место для строительства плотины на полноводной реке Исети, в шести верстах севернее Уктус-ского завода. В. Н. Татищев поехал на Исеть, осмотрел выбранное место и тотчас написал письмо в Берг-коллегию. Он обдумывал план строительства целого комбината с домнами, плавильными стальными, проволочными, токарными и жестяными отделениями. Все свои идеи он экономически обосновывал, подсчитывал, сколько и когда получит прибыли казна. В. Н. Татищев решил строить этот завод на реке Исети.
Два года ушло у него на заботы о заводе, обещанном императору Петру I. В этот период происходили схватки и с заводчиком Демидовым, приобретавшим свои владения на Урале, и с Берг-коллегией. В результате этой борьбы
В. Н. Татищев утратил свое былое могущество горного начальника. На его смену был назначен Г. В. де Геннин.
Несмотря на то, что В. Н. Татищев уже не был горным начальником, строительство нового завода велось по его чертежам, все работы проводились под руководством Василия Никитича. Строительство плотины началось весной 1723 г.
Д. Н. Мамин-Сибиряк в историческом очерке «Город Екатеринбург» писал, что в июне этого года одних крестьян набралось 1351 человек: 428 плотников, чернорабочих на лошадях 297 и пеших 626 человек, а в июле работало уже 1452 пеших крестьянина и 520 конных, да еще 960 солдат Тобольского полка.
Строительство плотины нужно было закончить за лето, до заморозков, а затем подготовиться к весеннему половодью. Все силы были брошены на ее строительство.
Исетская плотина была в ту пору одной из самых больших на Урале. Плотина строилась с марта 1723 г. группой плотинных мастеров и подмастерий Невьянского завода во главе с Леонтием Степановичем Злобиным. Демидов неохотно дал своих мастеров на строительство государственной плотины.
Длина плотины составляла 100 саженей, ее высота была 3 сажени. Плотина рубилась из лиственницы, каменеющей в воде, ряжами, которые забивались глиной. Между рядами лиственниц в ряже прокладывали английское сукно. Глину в ряже надо было уплотнять, утрамбовывать. Русские умельцы придумали загонять в ряж стадо овец, которые утрамбовывали своими копытами глину в ряже. По-
Иллюстрация 1. В. Н. Татищев
Иллюстрация 2. Екатеринбург, набережная. Гравюра. 1964 г
этому в списках строителей плотины был пастух.
В середине плотины сделан вешний проток, а справа и слева от него располагались ларевые прорезы, через которые вода подавалась на наливные колеса, приводившие в движение заводские механизмы. Протоки были снабжены запорами, которые могли открываться и пропускать воду, а затем закрываться для накопления воды в пруду. Протоки перекрывались каменными сводами. После засыпки пазух и выравнивания поверхности по плотине в ее южной стороне проложена трасса, соединяющая левый и правый берега реки Исеть. В северной части уложены деревянные щиты, по которым шли пешеходы.
Я помню эти деревянные щиты, сохранившиеся до нашего времени. Впервые левобережье сообщалось с правобережьем без лодок и других плавсредств.
Наконец, в 1885 г. горожане поставили памятники императору Петру I и императрице Екатерине I. Плотина была выбрана местом
для установки памятников как первое сооружение, построенное в Екатеринбурге.
Плотина стояла прочно, а выше нее был городской пруд, излюбленное место отдыха горожан в летнее время. Все левое побережье было заставлено лодками, на которых катались по глади пруда. У правого берега, напротив дома Главного горного начальника стоял ресторан «Поплавок», как тогда его называли.
Зимой на льду пруда устраивался каток, а также шла заготовка льда. Пешнями вырубали изумрудные брусья и свозили их на берег, складывали в бурты, укрывали соломой. Они стояли там почти до новых холодов. Льдом заполнялись погреба, где хранились мясо и рыба. Зимой на пруду делались полыньи, где бабы полоскали белье. Над полыньями устраивались навесы, которые защищали женщин от ветра, свободно гулявшего по просторам пруда.
Немало невзгод вынесла плотина в период многократных реконструкций, но она прочно стояла на своем основании, заложенном в реку, —
строении из лиственниц, задуманном В. Н. Татищевым.
Пришли годы революции. Ачинский отдельный конный дивизион, сформированный из восставшего населения Красноуфимского уезда, в апреле 1917 г. проходил через город. Солдаты Ачинского полка сбросили с пьедесталов царские бюсты, которые стояли на плотине. Одни говорили, что их разбили паровым молотом в железнодорожных мастерских, другие — что царские бюсты затопили в городском пруду.
При Советской власти Плотина, или как ее называли, «Плотинка», стала излюбленным местом отдыха городской молодежи. «Плотинка» становится главной площадкой, где собирались молодые рабочие, студенты.
Двести сорок с лишним лет простояла плотина на реке Исети. В советский период два раза в год устраивались демонстрации трудящихся, которые проходили по ней. Ширина проезжей части по плотине стала недостаточной для существующего транспорта.
Иллюстрация 3. В. В. Назаров, участник Иллюстрация 4. Строительство Исторического сквера. 1963 г строительства Плотинки, выпускник УПИ
Иллюстрация 5. Северная сторона Плотинки
Если убрать плотину и построить широкий мост, то тогда мог исчезнуть пруд, который стал для города водоемом, обеспечивающим его питьевой водой. Кроме того, пруд в центре города является существенной частью городского благоустройства. Его не хотели лишаться как отцы города, так и рядовые граждане. Да и разборка плотины и строительство нового моста стоили немалых денег. Поэтому приняли решение расширить существующую плотину.
Расширение плотины было поручено Свердловскому отделению института «Водоканалпроект». Неизменным оставалось тело плотины из лиственницы, глины, утрамбованной в камень, и гранита в кладках над протоками. Прогнившие деревянные конструкции заменялись новым материалом — железобетоном. Расширение плотины основывалось на вновь забитых железобетонных сваях.
На строительство плотины был направлен выпускник строительного факультета УПИ, уже имевший опыт такой работы, инженер-гидростроитель В. П. Назаров. Я встречал его на плотине, где велись работы по ее расширению. Василий Павлович — мой одногруппник в Уральском политехникуме. Мы вместе поступили в институт как лучшие выпускники, попавшие в число 5%, зачисленных в вуз по итогам обучения в политехникуме.
В. П. Назаров рассказывал, что большая часть конструкций была скрыта под водой и землей. Пришлось перерабатывать около 30 тыс. кубометров грунта. В основа-
нии подпорных стенок было забито 324 железобетонных сваи, уложено более 200 кубометров сборного железобетона и около трех тысяч кубометров монолитного бетона. Производство работ осложнялось тем, что весной приходилось осуществлять пропуск паводковых вод.
Проектом было предусмотрено расширение плотины в сторону пруда на три метра, а в южную сторону — на восемь метров. «Пол», по которому течет вода водосброса, представляет бетонную подушку толщиной в 1,2-2 метра. Стены водосброса одеты железобетонными ребристыми плитами. Вода под сводом идет от головной части водосброса в железобетонный лоток и гаситель. Два металлических сегментных затвора, управляемые пультами, регулируют весь сброс плотины. В середине плотины в затворах образуется водопад. Он перекрыт аркой новой части плотины. По замыслу архитекторов, эта арка снизу имеет ширину водосброса и расширяется кверху.
После сноса кирпичной стены завода южная сторона плотины получила каменное ограждение на всю высоту плотины. Правый сток был ликвидирован, но на его месте появилась арка. Левый сток воды тоже ликвидирован. На его месте сделан подземный переход, соединяющий нижний бьеф плотины с выходом на северном верхнем бьефе на поверхность плотины. Этот проход минует весь транспорт, что идет сейчас по телу плотины. С южной стороны плотины сделан барьер из решетки, что была наверху каменной стены завода. На конечных сторонах барьера поставлены гранитные по-
стаменты, на которых возведены железные кружевные прутья, символизирующие мягкость и гибкость уральского металла.
Скульпторы Екатеринбурга стремились украсить южный фасад плотины. На правой части плотины был выложен рельеф об истории создания города Екатеринбурга. Северная сторона плотины облицована гранитом, но лишилась решетки, так украшавшей ее.
На месте двух царственных бюстов поместили скульптурное изображение П. П. Бажова, нашего земляка, писавшего сказы об Урале, и Д. Н. Мамина-Сибиряка, много сказавшего о нашем сказочном крае и о крепостном труде его обитателей. Северная часть плотины благоустроена, летом ее украшают цветы.
Великий В. Н. Татищев оставил после себя плотину, соединявшую два берега реки Исети, которая стоит уже почти 300 лет.