Научная статья на тему 'Старчество в поздний советский период: "духовная свобода" и ответственность'

Старчество в поздний советский период: "духовная свобода" и ответственность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
117
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРЧЕСТВО / ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ЦЕРКВИ / HOLY ELDERS / ORTHODOX MISSION / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND THE STATE / THE HISTORICAL PATH OF THE CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Берджесс Джон

В статье рассматривается советский период развития христианского старчества в его социально-духовном и религиозном аспекте. Важным моментом проекта становится изучение современного значения старчества для христианской миссии и реальной церковной практики в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Holy elders in the late Soviet period: lessons of spiritual freedom

The article examines social and religious aspects of the phenomenon of Orthodox holy eldership in the late Soviet period. An important dimension of the investigation project is the relevance of the holy elders of that time for Christian mission and spiritual practice today.

Текст научной работы на тему «Старчество в поздний советский период: "духовная свобода" и ответственность»

Материалы Вторых Свято-Иннокентьевских Международных миссионерских чтений «Молодежь XXI века: духовная свобода и социальная ответственность»

Джон Берджесс, профессор Питтсбургской духовной семинарии, г. Питтсбург, Пенсильвания, США jburgess@pts.edu

Старчество в поздний советский период: уроки духовной

свободы

Аннотация: В статье рассматривается советский период развития христианского старчества в его социально-духовном и религиозном аспекте. Важным моментом проекта становится изучение современного значения старчества для христианской миссии и реальной церковной практики в современных условиях.

Ключевые слова: старчество, православная миссия, Русская Православная Церковь и государство, исторический путь Церкви.

John Burgess,

Professor of Pittsburgh Theological Seminary, Pittsburgh, Pennsylvania, USA jburgess@pts.edu

Holy elders in the late Soviet period: lessons of spiritual freedom

Abstract: the article examines social and religious aspects of the phenomenon of Orthodox holy eldership in the late Soviet period. An important dimension of the investigation project is the relevance of the holy elders of that time for Christian mission and spiritual practice today.

Key words: holy elders, Orthodox mission, Russian Orthodox Church and the state, the historical path of the Church.

В отличие от двадцатых и тридцатых годов, в шестидесятых и семидесятых годах советское правительство не старалось уничтожить религию посредствам лагерей и убийств. Тем не менее, оно усиливало свою идеологическую работу против Церкви в том, что оно способствовало научно-атеистическому образованию в школах и университетах и распространяло агрессивную антирелигиозную пропаганду в обществе в целом. Через КГБ и уполномоченных Совета по делам религии правительство постоянно следило за работой и действиями священников, определяло места их служения, и управляло приходскими делами (часто через давление на

старосту прихода). Однако, хотя правительство стремилось к наблюдению за всеми областями общественной жизни и к контролю над ними, советские граждане всё же находили «свободные места» в среде семьи и друзей и в разных незаметных углах общества.

Также православные верующие находили «островки» свободы в СССР. Некоторые из таких островков появились вокруг выдающихся духовных личностей. В том числе можно считать некоторых «старцев», которые часто жили в отдаленных деревнях или монастырях, где чиновники редко мешали им, - такие старцы, как в Белгородской области Серафим (Тяпочкин) и Григорий (Давыдов). Историк М.М. Громыко утверждает, что «движение к старцам имело место на всех этапах существования безбожной власти и в разных регионах страны» [2, с.235]. Она насчитывает более семидесяти старцев советского времени [2, с.237]. Не все они были священниками или монахами; старцами тоже явились некоторые миряне, владевшие особенным духовными дарами - такие люди, как Матрона Московская. Несколько старцев стали известными во всей стране, приняв паломников издалека, а другие старцы имели только местную репутацию. Старцы также отличались в своем темпераменте и по уровню своего образования. Но, несмотря на различия, все эти старцы проявили особую свободу, к которой тянулись советские люди. В присутствии старца люди ощущали силы, которые превысили силы безбожного правительства и коммунистической партии. Хотя силы старца были духовного рода, а не политического, тем не менее, благодаря этим силам он мог освободить людей из страха перед злыми политическими событиями и властями этого мира.

Конечно, мы не можем определить точно, в какой степени эти старцы и их «духовная свобода» влияли на Церковь в целом. С одной стороны, без сомнения старчество занимало важное место в Церкви того времени. Громыко убеждена в том, что распространение и популярность старчества в советское время отражают глубокое духовное сознание русского народа, которое сохранялось, несмотря на устремления коммунистов искоренить его [2, с.236,238]. К тому же, влияние старцев проявлялось в том, что некоторые духовные чада по их благословению стали священниками, и потом приняли главные должности в Церкви после распада СССР. Например, таким человеком является митрополит Тихон (Шевкунов), духовным наставником которого являлся Иоанн (Крестьянкин). С другой стороны, можно предлагать, что фактически численность тех, кто регулярно приезжал к старцам за духовным руководством, была на самом деле сравнительно небольшой. Мало того, не только старцы, но также и другие яркие личности определяли путь Церкви в эти годы - такие люди, как митрополит Никодим (Ротов) в Санкт-Петербурге, который влиял на все поколение молодых священников, в том

числе и на Кирилла (Гундяева), будущего Патриарха Русской Православной Церкви. Старчество было только одним моментом в Церкви того времени.

Тем не менее, сегодня интерес к старцам - в том числе тех позднего советского периода - растет. В книжном магазине Сретенского монастыря в Москве создан целый отдел, посвященный старчеству, который включает несколько сотен книг, а издательство Сретенского монастыря предоставляет серию коротких популярных книг о старцах ХХ века. Издательство «Благочестие» недавно опубликовал 13-е издание книги «Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин)» [3]. Общим тиражом всех 13-х изданий составляет более 100 000 экземпляров. Недавно в Православном Свято-Тихоновском университете в Москве состоялся вечер памяти старца архимандрита Тавриона (Батозского), духовника Спасо-Преображенской пустыни Свято-Троицкого женского монастыря Рижской епархии до его смерти в 1978 г. [4]. На вечере выступили выдающиеся московские священники: епископ Пантелеимон (Шатов), Дмитрий Смирнов и Владимир Воробьев. В Курске журналист Екатерина Худякова снимает документальные фильмы об известных местных старцах советского периода - таких, как матушка Мисаила (Зорина) и отец Гавриил (Разоренов). Как в советском времени, так и сегодня, люди, нуждающиеся в освобождении от тяжелых бремен жизни, ищут наставления старцев.

По мнению Громыко, люди советского времени обращались к старцу в тех случаях, когда перед людьми возникали конкретные вопросы, которые они сами не могли решить - такие, как устроиться на работу, вопросы брака, как лечиться или как помочь близким, страдающим от проблем и трудностей [2, с.236]. Люди, обращавшиеся к старцу, были убежденными в том, что он владеет особенными силами, теми силами, в которых они нуждались, чтобы преодолеть страдание. Громыко выделяет три особых дара старчества по народному пониманию: прозорливость, целительство и сильную молитву. В отношении к прозорливости люди ожидали, что старец сможет проникнуть в сердце человека и открыть его духовное состояние. Так как старец знает человека лучше, чем человек знает себя, человеку не удается скрывать свои мысли, помыслы и сомнения от старца. Обращаясь за исцелением, люди ожидали, что старец умеет определить причину болезни человека и сам исцелит его или что старец благословит их исцелиться посредством, может быть, операции или лекарства. Оба этих дара связаны с третьим даром: сильной молитвой. Люди ожидали, что через свою молитву старец будет способен открыть волю Бога для человека и узнает, может ли Бог изменить свою волю о страдании человека в ответе на молитву старца и страдающего человека. К тому же люди желали наставления и благословения старца, чтобы поступить в соответствии с Божественной волей [2, с.213].

В то же время Громыко подчеркивает, что старцы считали личные проблемы и трудности человека, обращавшегося к ним, способом исправить его в духовном плане. Громыко пишет, что «старцы стремились соединить ответы на конкретные вопросы и целительство с общими духовными назиданием и воспитанием» [2, с.236]. Исцеление явилось возможностью «показать силу Божию - целительство тесно смыкалось с евангельской проповедью» [2, с. 153]. Благодаря своей прозорливости, старец мог посмотреть сквозь человека, обнаружить его грехи и призвать его к покаянию. Старец учил человека, обращавшегося к нему, тому, что настоящее исцеление заключается в преображении жизни - что человек преодолевает свои проблемы и трудности, только в том случае, когда он обращается к Богу и живет по его воле.

В начале ХХ века Павел Флоренский, будущий выдающийся религиозный философ, но в то время молодой студент, только что поступавший в Московскую духовную академию, заинтересовался феноменом старчества, познакомился с некоторыми живыми старцами того времени и постарался определить в том суть старчества. В описании жизни отца Исидора, монаха и старца в Гефсиманском ските при Свято-Троицкой Лавре и духовного отца Флоренского, Флоренский выделяет такие же особые дары - прозорливость, целительство и сильную молитву - которые Громыко выделяет. Но в еще большей степени, чем у Громыко, Флоренский подчеркивает, что старец пользуется этими дарами, чтобы обратить внимание человека на его грехи и на силу Бога изменить и спасти его. Духовный дар отца Исидора заключается в том, что он умеет убедить грешного человека в том, что если он признает его грех и покается, Бог простит его и отложит такие проблемы и трудности, которые обременяют его. Для Флоренского настоящий старец предоставляет человеку возможность приобрести настоящую свободу, духовную свободу.

В частности, Флоренский описывает такую духовную свободу, которую ощущали люди, исповедующиеся у отца Исидора. Пишет Флоренский: «Батюшка принимал к себе всякого, и от одного взгляда Старца душа отчаянная и ожесточенная размягчалась» [5, с. 458]. «Исповедник видел себя пред лицом не человека... а перед лицом Самой Вечности... Ни сетований, ни упреков, ни даже единого движения на лице Старца. Одним словом, каждый исповедующийся твердо знал, что попал в царство свободы» [5, с.458]. Такой род свободы означает не только освобождение человека от греха, но также и его освобождение к жизни в Боге. Такой человек является полным Божественной любовью к страдающему миру вокруг него. Человек, направленный духовной свободой, старается примириться со всеми людьми и сберечь каждую тварь, потому что он знает, что вся жизнь принадлежит Богу, Самой Жизни.

Духовная свобода отличается от других представлений свободы, которые сегодня распространяются везде в нашем мире. В сборнике воспоминаний духовных чад о Серафиме (Тяпочкине) отец Николай Германский, настоятель Свято-Никольского храма в поселке Ракитном, где старец Серафим служил долгое время до его смерти и 1982 г., предупреждает нас о современных искажениях свободы. Отец Николай пишет, что «парадокс сегодняшнего дня, может быть, в том, что он на самом деле породил свободу... не от греха, а для греха. <...> Многие нынче полагают <...> [что им] можно приобрести свободу [за деньги]» [1, с.5]. Но настоящая свобода заключается в том, что человек оказывает «преданность Богу и подлинную любовь к каждому» [1, с.130]. Старцы - такие, как Серафим (Тяпочкин) -были носителями «той пламенной веры, которой горели святые Апостолы», но которую мы, к сожалению, слишком редко встречаем сегодня [1, с.5]. «Люди ощущали на себе его молитву и его любовь, как при жизни, так и после его отшествия. Многие в полном смысле <...> укреплялись как духовно, как и телесно. <...> Мы нуждаемся в его молитвах [и сегодня]» [1, ^130].

Серафим (Тяпочкин) и другие старцы позднего советского времени пришли к духовной свободе только через сильные испытания. Многие старцы, в том числе Серафим (Тяпочкин), провели долгие годы в советском лагере или ссылке. Удивительным образом это страдание не уничтожило их духа и веры, но, наоборот, укрепляло их. Когда они освободились из заключения и вернулись домой, они воспитывали своих духовных чад и посетителей в такой же духовной свободе, которой они сами учились. Часто духовные семьи образовались вокруг старца, члены которых ощущали невероятную радость в его присутствии. Они хотели бывать у старца на службах и трудиться с ним над хозяйственными делами в приходе или монастыре, где он жил. Эти духовные чада просили его духовного совета и подчинились его управлению. Во время, в котором официальной Церкви постоянно приходилась подчиняться государству, старчество стало источником духовного авторитета вместе с авторитетом церковной иерархии, а иногда и в отличие от него.

Этот опыт влияет до сегодняшнего дня на концепцию священнического служения среди таких священников, которые выросли в поздний советский период и были духовными чадами старцев. Хотя эти священники не претендуют на особые дары прозорливости или целетельства, они стремятся к такой же сильной молитве, которая характеризует старцев. К тому же, подобно старцам, эти священники собирают вокруг себя духовных чад, которым они дают совет о том, как жить по церковному уставу, осуществлять настоящую христианскую общину друг с другом в приходе или монастыре, и оказывать помощь нуждающимся вне Церкви.

Сегодня растет влияние Православная Церкви в России, но нам еще не известно, продолжит ли наследие старчества позднего советского времени влиять на Церковь и его пасторов-священников и мирян. Свидетельство этих старцев едва касается нового поколения верующих, которые не пережили ни политические репрессий, ни гонение на Церковь ХХ века. Познакомятся ли верующие с наследием известных старцев советского времени? Узнают ли верующие, как эти старцы влияли на своих духовных чад, в том числе, может быть, даже на настоятелей, недавно служивших в приходах этих верующих? Будут ли верующие нового поколения посещать места, где эти старцы жили и служили? Будут ли поминать их в своих молитвах, читать их жития и сохранять их фотографии? В какой степени будут приходы этих молодых верующих «духовными семьями», в которых люди на самом деле знают друг друга лично и поддерживают друг друга в духовном и также в материальном плане?

Может быть, ответ заключается в том, стремимся ли мы как христиане сегодня к настоящей свободе - к духовной свободе - вместо лжесвободы, к которой современное, потребительское общество постоянно искушает каждого из нас. Если мы позволим им, то старцы ХХ века покажут нам путь вперед.

Библиография

1. Германский, Николай, ред. Праведник наших дней. Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). - Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия, 2003.

2. Громыко, М.М. Обращение к старцам в духовной жизни русских ХХ века. - Москва: Паломник, 2016.

3. Макрицкий, Софроний. Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Неугасимый свет любви. - Москва: Благочестие, 2017.

4. Свято-Тихоновский университет. «Новости университета. Стенограмма выступлений на вечере памяти архимандрита Тавриона (Батозского)». 11 декабря 2018 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pstgu.ru/news/university/2018/12/11/78610/

5. Флоренский, П.А. «Соль Земли». Богословские труды, 1902 -1909. - Москва: ПСТГУ, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.