Литература
1. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собрание сочинений: в 6 т. Т.4. - М.: Педагогика, 1984.
- 432 с.
2. Гоулман Д., Бояцис Р., Маки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 301с.
3. Журавлев А.Л. Влияние коммуникативных качеств личности руководителя на эффективность руководства коллективом // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1987. - 219 с.
4. Запорожец A.B. Избранные психологические труды: в 2 т. Т.1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 320с.
5. Кузнецова А.И. Социальный и эмоциональный интеллект: общее и особенное // Ломоносов-2009 (Москва, 9-10 апреля 2009 г.): материалы докл. XVI Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Секция «Психология». -М.: МАКС Пресс, 2009. - С.376-378.
6. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 608 с.
7. Лебедева Н.М. Ценности и отношения к инновациям российских, канадских и китайских студентов // Психология в экономике и управлении. - 2010. - № 2. - С.59.
8. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Избранные статьи: в 3 т. - Т1. - Таллинн: Александра, 1999. - С.76
9. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. - М.: Дело, 1999. -440 с.
10. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С.3-22.
11. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. - М., 2000. - С.29-39.
12. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова A.C. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования /под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2004. - С.129-140.
13. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: Олма-Пресс, 2002. - С. 17.
14. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999.
15. Рейковский Я. Эмоции как процесс, организующий поведение [Электронный ресурс]. URL: http:
//www.flogiston.ru/library/reic2
16. Bar-On, R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) [Text] // Psicothema. - 2006. - №18. - P.13-25
17. Hofstede, G. Cultural Dimensions [Электронный ресурс]. URL: http://www.geert-hofstede.com/hofstede_dimensions.php
18. Salovey, P. Emotional Intelligence [Text] // Imagination, Cognition and Personality. -1990. - № 9. - P. 185-211.
Комарова Алина Игоревна - аспирант Волгоградской академии государственной службы (г. Волгоград). E-mail: [email protected]
Komarova Alina Igorevna - postgraduate student of Volgograd Academy of Public Administration (Volgograd). E-mail: [email protected]
УДК 628.3 O.B. Волкова
СТАНОВЛЕНИЕ ВОЛЕВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА: НОЭТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
В статье рассматриваются возрастные и личностные особенности подростков, получающих профессиональное образование (в вузе). В качестве одной из особенностей данного возраста отмечено снижение уровня развития волевой составляющей личности, что обусловливает ряд проблем, касающихся познавательной, трудовой и коммуникативной активности подростка. Определено одно из направлений изучения воли подро-стка-студента - исследование ее поэтического компонента.
Ключевые слова: возрастные особенности, подросток, студент, воля, ноэзис, личность, активность, высшее учебное заведение, волевые качества личности.
O.V. Volkova
FORMATION OF STUDENT’S PERSONALITY VOLITION:
NOETIC COMPONENT
The article describes age and personal peculiarities of teenagers getting professional education. One of them is the decreasing of development level ofpersonal will-power, it determines the list ofproblems in cognitive, labor and communicative activities of teenager. The noetical component is suggested to be a way for investigation teenagers ’ willpower.
Keywords: age peculiarities, teenager, student, will-power, noesis, person, activity, higher educational institution, personal will features.
В настоящее время в системе высшего профессионального образования, несомненно, существует проблема развития воли как одного из основных факторов, влияющих на качество образования, поскольку уровень развития произвольности является базовым качеством для достижения успехов как в процессе обучения, так и в дальнейшем карьерном росте. Многие студенты не справляются с программой профессионального образования уже на первом году обучения в силу низкого уровня развития воли и волевых качеств личности, неумения с планировать свою деятельность и расставлять приоритеты, предпочитать трудоемкий процесс обучения (часто самостоятельного, внеаудиторного) развлечениям.
Процесс психического развития рассматривается большинством исследователей как динамичный процесс качественных и количественных изменений, в ходе которого возникают новые психические образования на основе и посредством дифференциации прежних структур. Изучение закономерностей развития человека в студенческом возрасте как периоде интенсивного интеллектуального развития, формирования учебно-профессиональной деятельности, усвоения роли студента, вхождения в новую, «взрослую» жизнь позволяет говорить о психических особенностях этого периода [1; 3; 9; 13; 17; 22; 26].
Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций индивидума. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе (при наличии благоприятных условий) у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности, восприятия, памяти, мышления, внимания, владения определенным кругом логических операций, а также развития воли [2].
Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие эту категорию населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости [13].
Возраст 18-20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека - гражданских, профессионально-трудовых. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы [6; 17; 22].
Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его - установка по отношению к самому себе. Она включает познавательный элемент (открытие своего «Я»), понятийный элемент (представление о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями, обусловливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни - возможно, их изменение и дальнейшее развитие. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, борьбе и одолении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Важным новообразованием юности является появление жизненных планов, а в этом заключается установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла [17; 26].
Для подростка воля стоит на одном из первых мест. Люди, обладающие волевыми качествами, становятся для него идеалом, на который он хотел бы походить и которому старается подражать. Именно такой высокой оценкой подростками волевых свойств личности и объясняется то, что в качестве перспективы самовоспитания они чаще всего выделяют задачу воспитания воли.
Однако именно про подростков принято говорить, что у них слабая воля - более слабая, чем у детей других школьных возрастов. Подростки недостаточно организованны, легко пасуют перед труд-
ностями, поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным, казалось бы, требованиям и правилам поведения. На самом деле уровень развития воли у них сам по себе не становится ниже, просто подростки живут и действуют в более сложной социальной ситуации, требующей от них максимально высоких форм саморегуляции, в том числе и более сложных проявлений волевого поведения, к чему они не всегда готовы [17; 22; 26].
Наблюдения показывают, что очень часто ребята проходят стадию так называемого классического волевого акта. Они переживают острую борьбу мотивов (делать ли то, что надо, или то, что хочется), после чего появляется намерение и, наконец, осуществляется его исполнение. Однако такого рода произвольное поведение очень сложное и трудное. У подростков очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения за счет поведения необходимого, требуемого. Словом, сильные эмоции им гораздо чаще, чем взрослым, мешают принять разумное решение [14; 15; 18; 21].
Огромное значение имеет формирование таких качеств личности подростка, как чувство долга, ответственность, привычка к систематическому труду, а также наличие широких познавательных интересов. Очень важно, чтобы перед молодым человеком уже возникала проблема самоопределения, то есть постепенно складывалось представление о его будущем месте в жизни, устойчивый интерес к получаемой профессии или какому-либо виду деятельности. Это залог организованности поведения, умения достигать поставленных целей [21].
Проблема воли, управления своим поведением является в современной психологии одной из важнейших как в плане теоретического рассмотрения, так и в плане экспериментальных исследований. Анализ имеющихся в настоящее время трактовок понятия воли показал их неоднозначность. На современном этапе среди психологических исследований волевой регуляции можно выделить, на наш взгляд, три основных направления: изучение особенностей регуляции деятельности (Абульханова-Славская, 1980; Конопкин, 1980; Зейгарник, 1981 [1; 14; 18]; исследования личностной регуляции поведения (Иванников, 1986; Миславский, 1989; Шаров, 1999; Ядов, 2000) [15; 21; 24; 25]; изучение социальной, нормативной регуляции поведения (Бобнева, 1986; Якобсон, 1989) [4; 22].
В результате рассмотрения отдельных подходов к исследованию волевой регуляции мы отметили следующее.
Волевая регуляция рассматривается авторами как сложный системный процесс, взаимодействие компонентов которого подчинено определенным целям и задачам (Альбуханова-Славская, 1980; Конопкин, 1980; Выготский, 1983) [1; 6; 18]; во всех концепциях подчеркивается роль целостного субъекта в процессе регуляции (Выготский, 1983; Смирнова, 2001) [6; 24]; в качестве главного системообразующего признака авторы выделяют цель деятельности как модель будущего, ценностные ориентации личности, являющиеся высшим регулятором активности человека (Конопкин, 1980; Выготский, 1982) [6; 18]; к основным функциям воли относят психическую и личностную регуляцию, регуляцию и коррекцию действий, деятельности и поведения (Эльконин, 1970; Смирнова, 2000) [24; 27]. В структуре волевой регуляции выделяют субъективный компонент (внутренние особенности личности, субъекта, определяющие характер процесса регуляции - мотивы, смыслы, ценности, установки) (Эльконин, 1966; Выготский, 1982) [6; 27], объективный компонент (анализ сложившейся ситуации, условий, взаимоотношений) (Смирнова, 1999, 2000) [24], поведенческий или действенный компонент (непосредственная реализация системы действий и поступков) (Абульханова-Славская, 1980; Запорожец, 1986 [1; 12]. Функционирование регулятивного процесса осуществляется благодаря внутренним психологическим механизмам, в качестве которых выделяют контроль и оценку действий по ходу их осуществления, механизм личностного смысла, самооценку и самоконтроль, противоречие положительного образа себя и отрицательного образа своего поведения, внутренние психологические установки разных уровней (Эльконин, 1970; Конопкин, 1980; Немов, 1995; Смирнова, 1998) [18; 22; 24; 27]; с психологическими механизмами регуляции жизнедеятельности человека тесно связано развитие его личности; становление личности происходит посредством совершенствования уже имеющихся и возникновения новых психологических механизмов регуляции (Выготский, 1982; Рубинштейн, 1989; Смирнова, 1999) [6; 23; 24].
Современные исследования личности требуют учета всех детерминирующих факторов. Соответственно, важным теоретико-методологическим основанием являются концептуальные положения современной биопсихосоционоэтической модели. В рамках этой модели любой феномен в объектном поле психологической науки наиболее полно рассматривается как системный феномен с системной (причинной и непричинной) детерминацией, системной структурно-уровневой организацией (психи-
ческий - функциональный, психологический - душевный, психологический - духовный) в их интимном и специфическом отношении с физическим (соматическим) (Залевский, 1999) [10; 11]. Одним из наиболее важных направлений развития человека является совершенствование ноэтической составляющей его личности - формирование наивысшей духовной ступени личностного развития. В ходе анализа имеющихся исследований нами было выявлено, что подходы к изучению волевой регуляции в большинстве своем затрагивают проблемы, связанные с изучением деятельности, ее результатов и мотивации к ее выполнению. Однако ноэзис играет немаловажную роль в отказе от привлекательных образов в пользу социально значимых, но требующих приложения волевых усилий [16].
Ноэзис (ноэсис) (греч. vo^oig - «мышление»; прил. «ноэтический») - в феноменологии Э. Гуссерля понятие, означающее реальное содержание переживания сознания, то есть собственно само переживание, непосредственно сознаваемое в нем. Ноэзис надстраивается над гилетическим слоем сознания - ощущениями (боль, прикосновение, щекотание, цвет и т.п.), которые сами по себе не являются интенционалъными переживаниями, но представляют лишь материал для них, чувственную материю для интенциональной формы. Это физические феномены (в отличие от психических - интенциональ-ных). В ноэзисе гилетический слой сознания «одушевляется», наделяется смыслом. Ноэзис является моментом интенционального свершения актов сознания или способом данности предмета. Он содержит два компонента - компонент ощущения (hyletische Daten) и компонент смыслообразования (sinngebende Daten). Ноэма фиксирует наполнение интенции содержанием восприятия [7].
Воля в ее ноэтическом понимании может рассматриваться как духовная способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Она осуществляется через произвольную и осознанную форму мотивации. Психологическим механизмом произвольного изменения побуждения является изменение смысла и духовной ценности конкретного действия. Поэтому за волевыми усилиями стоит особая духовная активность по мобилизации всех возможностей человека, происходящая во внутреннем плане сознания. Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Как характеристика сознания и деятельности она сформировалась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами [7; 16].
Выше была упомянута важность формирования волевых качеств личности студентов, основными из которых являются сила воли - способность преодолевать препятствия, отказываться от соблазнов; целеустремленность - активная направленность личности на результат деятельности; инициативность - обилие новых идей и планов; выдержка - позволяет затормозить действия, чувства, мысли; решительность - умение принимать и осуществлять быстрые решения; энергичность - умение сконцентрировать силы на достижении цели; настойчивость - умение постоянно и длительно преследовать цель; самостоятельность - способность не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы [4; 14; 15; 18; 21; 24; 25].
При оценке человека по критерию «волевой - слабовольный» следует учитывать его способность создавать дополнительное побуждение к действию через изменение смысловой стороны последнего. От этого зависит инициация действия, а также сила, темп, скорость, длительность работы, преодоление внешних и внутренних (психологических) препятствий. Поскольку волевая регуляция определяется смысловыми изменениями в сознании, то она зависит от таких компонентов личности, как мировоззрение, характер смысловой сферы, убежденность [16; 22; 25].
Проведенный теоретико-практический анализ современных психологических исследований показал важность, новизну и актуальность изучения волевого развития человека через выявление взаимосвязи воли и ноэтической составляющей личности на этапе обучения в высшем учебном заведении.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980. - 336 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. - 339 с.
3. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. - ИП РАН, 2006. - 513 с.
4. Бобнева М.И., Шорохова Е.В Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 1979. - 336 с.
5. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 209 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. - М., 1984. - 432 с.
7. Гуссерль Э. Идея феноменологии. - М.: Изд-во Гуманитарная Академия, 2008. - 224 с.
9. Дворяшина М.Д., Келасьев В.Н. Комплексное экспериментальное изучение человека // Журнал социологии и социальной антропологии. - СПб., 2000. - №4. - Т. 3. - С. 30.
10. Залевский Г.В. К истории, состоянию и проблемам современной клинической психологии // Сибирский психологический журнал. - 1999. - №10. - С.53 - 56.
11. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения // Сер.: Достижения в психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 336с.
12. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. - Т.1.: Психическое развитие ребенка. - М., 1986. - 316 с.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 1999, 206 с.
14. Зейгарник Б. В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии // Вестник МГУ. Сер. Психология. - 1981.
- № 2. - С. 9-15.
15. Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // Проблемы психологии воли. - Рязань, 1991. - С. 7-9.
16. Кабрин В.И. Ноэтическое измерение в психологии человека: новое и вечное // Сибирский психологический журнал. - 2000. - № 12. - С. 57-65.
17. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.
18. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Наука, 1980. - 255 с.
19. Леонтьев А. А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность). - М.: Смысл, 2001. - 380 с.
20. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997.
21. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 1991.
22. Немов P.C. Психология: в 3 книгах. - М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001.- 705 с.
24. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредствованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С.26-37.
25. Шаров A.C. Рефлексия в развитии личности // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации. - Новосибирск, 1995. - С.224- 225.
26. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. - М., 2003. - 976 с.
27. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
Волкова Олеся Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры делового иностранного языка Сибирского аэрокосмического университета им. ак. М.Ф. Решетнева (г. Красноярск). E-mail: [email protected]
Volkova Olesya Vladimirovna - candidate of psychology, associate professor of Business foreign language department, M.F. Reshetnyov Siberian Aerospace University (Krasnoyarsk). E-mail: [email protected]
УДК 159.943 E.A. Черенева
ПРОБЛЕМА ВОЛИ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ в психологии
В статье проводится теоретический анализ проблемы становления воли и произвольного поведения в психологии. Указаны основные концептуальные положения и направления исследований.
Ключевые слова: воля, произвольность, поведение, деятельность, произвольное поведение.
E.A. Cherenyova PROBLEM OF VOLITION AND SELF-REGULATION IN PSYCHOLOGY
The article presents a theoretical analysis of the problem of will formation and behavior self-regulation in psychology. The basic conceptual positions, directions of researches and formation of scientific concepts are shown.
Keywords: volition, self-regulation, behavior, activity, arbitrary behavior.
Проблема произвольности и неотделимая от нее проблема воли с древности являются актуальными для философии и психологии. В течение долгого времени понятие воли было одной из трех основных категорий психологии наряду с разумом и чувствами. В истории науки можно выделить периоды резкого спада интереса к этому вопросу и возврата к нему, что объясняется как логикой развития психологии, так и чисто социальными причинами. В задачу нашей работы не входит подробное рассмотрение и анализ истории категории воли в психологии. Этой в высшей степени важной и сложной задаче было посвящено немало фундаментальных работ (Иванников В.А., 1989; Селиванов В.И., 1974; Рубинштейн С.Л., 1946; Ярошевский М.Г., 1976 и др.).
Анализ литературы, посвященной проблеме произвольности, свидетельствует о том, что это качество рассматривается разными авторами в различных контекстах и терминах. Вместе с тем можно выделить два основных подхода к определению сущности данного понятия и его исследованию. Первый рассматривает произвольность (и волю) в контексте проблемы сознания, второй - в рамках мотивации.