УДК 1/14
Б01: 10.18384/2310-7227-2019-3-73-79
СТАНОВЛЕНИЕ ЦИФРОВОЙ АКСИОЛОГИИ: КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ
Тимофеев А. В.
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 244, Российская Федерация Аннотация. В статье анализируется феномен цифровой аксиологии. С этой целью выделяется и получает осмысление ряд её ключевых понятий и проблем. В своей совокупности они отражают процесс становления современного цифрового общества, специфику мировидения и экзистенции формирующейся в нём личности. В качестве приоритетных аксиологических установок эпохи цифровизации выделяются равенство и гуманизм. Ценностный статус религиозного и художественного познания определяется в соответствии с реалиями цифровизации. Обсуждается вопрос о роли знания в жизни современного человека и общества. Проводится рассмотрение и сопоставление с аксиологической точки зрения ресурсов естественного и искусственного интеллекта. На основе системного подхода делается вывод о необходимости гуманизации цифрового общества, что имеет непреходящую мировоззренческую значимость для современной России, вступившей на путь цифровизации и построения цифровой экономики.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая аксиология, цифровое общество, цифровая культура, виртуальная среда, равенство, гуманизм
THE FORMATION OF DIGITAL AXIOLOGY: KEY CONCEPTS AND PROBLEMS
A. Timofeyev
Samara State Technical University
244, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100, Russian Federation Abstract. The article analyzes the phenomenon of digital axiology. With this aim in view a number of its key concepts and problems are found out and considered. They reflect in their totality the process of formation of modern digital society, the specifics of the worldview and the existence of the human forming in its area. Equality and humanism are interpreted as priority axiological attitudes of the digital era. The value status of religious and artistic knowledge is determined in accordance with the realities of digitalization. The role of knowledge in the life of modern human and society is discussed. Resources of natural and artificial intelligence are considered and compared from the axiological point of view. The conclusion about the necessity of the digital society humanization is made, which has a great significance for contemporary Russia that has set on the path of digitalization and digital economy construction.
Keywords: digitalization, digital axiology, digital society, digital culture, virtual environment, equality, humanism
© CC BY Тимофеев А. В. , 2019 .
В условиях становления цифрового общества происходит радикальная мировоззренческая трансформация, ведущая к формированию новой системы аксиологических ориентаций человека и, как следствие, к становлению цифровой аксиологии . Цифровая аксиология выстраивается путём наделения новым смыслом многих традиционных ценностей культуры, а также формирования принципиально новых ценностных ори-ентаций, которые выступают продуктом собственно эпохи цифровизации. Комплекс вновь отрефлексированных и заново внедряемых аксиологических установок формирует в совокупности проблемное поле цифровой аксиологии, обогащая её при этом рядом новых концептуальных обозначений
Одним из важнейших понятий цифровой аксиологии является «равенство», но не в традиционном смысле этого слова. Применительно к ситуации циф-ровизации равенство предполагает возможность полноценного доступа к ИКТ и цифровым ресурсам для всех граждан вне зависимости от их государственной, национальной, сословной или имущественной принадлежности В этой связи приоритетным направлением осуществления государственной политики должно стать достижение цифрового равенства В современном мире это необходимое условие для обеспечения социальной справедливости [2, с. 310]. Несоблюдение данного требования исключает саму возможность предоставления гражданам равных стартовых возможностей, а также полноценного использования ими услуг государственной, медицинской и образовательной сфер
Цифровое общество часто называют «обществом равных возможно-
стей» [4, с . 6]. Чтобы в действительности соответствовать такого рода сущностной характеристике, социальное развитие должно выстраиваться с учётом двух приоритетных факторов Прежде всего в нём должны интенсивно развиваться и максимально широко распространяться цифровые и инфо-коммуникационные технологии, в том числе дистанционное обучение, занятость, предоставление и получение услуг. Кроме того, неотъемлемым фактором социального развития становится гуманизация общества. Если общество негуманно, в нём по определению невозможно достойное существование человека как личности, причём речь идёт не только о его социальном, но и о духовном и элементарном физическом бытии В целом научно-технический прогресс и вытекающая из него циф-ровизация теряют смысл без соответствующего реформирования культурной среды
Цифровая аксиология предполагает необходимость формирования у современного человека особой цифровой культуры как элемента культуры общечеловеческой и обязательного условия комфортного существования в социуме . Для успешной реализации данной задачи требуется адаптация человека к постоянно меняющимся условиям цифровизации, где он пребывает в диалектическом симбиозе с новейшими цифровыми технологиями [9, с . 20]. Сегодня в различные сферы человеческой жизнедеятельности активно внедряются инновации, что ориентирует людей на постоянное развитие, совершенствование своих умений и компетенций, овладение новыми видами деятельности. Работа рутинного характера всё более передается
машинам, разного рода техническим устройствам, а от их пользователя -человека - требуются такие качества, как творческая инициативность, гибкость мышления, готовность к сотрудничеству в неординарных поисковых ситуациях, умение критически оценивать получаемую информацию на предмет её достоверности и возможности логического встраивания в текущие задачи .
Ещё одной важнейшей проблемой цифровой аксиологии является статус религиозного и художественного познания. Названные разновидности познавательной активности человека основаны на воспроизводстве им явлений идеальной природы, вне которых оказывается, по существу, немыслимой его полноценная духовная экзистенция. Мыслители этого направления «внесли существенный вклад в познание феномена человека и подготовили "антропологический поворот" XX в . [1, с. 159], понимая, что исключительно благодаря своей духовности человек становится носителем таких замечательных качеств, как милосердие и сострадание, уважение к близким, чувство прекрасного и т п [3, с . 6]. Без них комплексное преобразование человеком окружающего его бытия становится в принципе невозможным . Однако религиозные и художественные виды знания претерпевают существенную девальвацию - они уже не являются внутренне необходимыми для большинства современных людей
В условиях становления цифрового общества практически обесценивается феномен знания в его традиционном понимании . Здесь аксиологиче-ски значимым и практически ценным
считается не владение знанием как таковым, а умение его приобрести, вычленив из колоссальных информационных ресурсов, причём в определённое время и в необходимых масштабах Дальнейшее хранение приобретённого таким путём знания в памяти человека не имеет смысла в виду наличия специально предназначенных для выполнения этой функции устройств, таких как жёсткие диски или специализированные серверы . В силу данного обстоятельства идеал эрудированной, энциклопедически образованной личности девальвируется, утрачивает свой прежний социально значимый статус, что приводит к его невостребованности в современном обществе и превращению в своеобразный пережиток прошлого [8, с 224]
Предметом оживлённых дискуссий в цифровой аксиологии становится проблема ценности естественного интеллекта В первую очередь это связано с продвижением интеллекта искусственного и масштабным распространением его различных проводников В число этих последних обычно включаются не только сверхсложные технические изобретения, успешно имитирующие свойственные человеку принципы мыслительной деятельности, но и достаточно простая электронно-вычислительная техника, наподобие смартфонов или персональных компьютеров Все эти информационно-коммуникационные приборы, неразрывно связанные с новейшими цифровыми технологиями, как бы «переключают» на себя большую часть функций, ранее выполнявшихся исключительно человеческим интеллектом Как следствие, имеет место ослабление и даже обесценивание
человеческого разума, который утрачивает стимул к развитию, а в худшем случае может даже полностью деградировать
Как известно, появление и быстрое распространение интернета ознаменовало собой формирование особого виртуального мира, наполненного новыми информационно-коммуникационными связями, такими как онлайн игры, социальные сети и пр . При этом реальный и виртуальный миры оказались в отношениях взаимозависимости, а их слияние привело к образованию ещё одного - «гибридного» мира. В этом последнем происходит совершение человеком жизненно важных и необходимых действий в реальном мире, но с использованием потенциала и ресурсов мира виртуального [4, с . 6]. Необходимым условием для успешной реализации такого рода интеракций является эффективность цифровых технологий и доступ к ресурсам цифровой инфраструктуры .
Большую часть своего времени современный экзистенциально активный человек проводит в виртуальной среде В связи с этим особенно ценной для него становится возможность своевременно и беспрепятственно получать любую необходимую ему информацию, осуществлять коммуникацию в режиме online, беспрепятственно оперировать информационными ресурсами и потоками Буквально на наших глазах инновационные инфо-коммуникационные технологии становятся всё более совершенными и функциональными . Через их посредство человек коммуницирует с окружающим миром: приобретает знания, строит бизнес, проводит досуг, осуществляет общение независимо от
пространственной удалённости его участников
Подобное виртуальное бытие весьма привлекательно, однако оно не предполагает целенаправленной рефлексии, углублённого самопознания и даже элементарного осознания собственного одиночества от пребывания в отрыве от общества [10, р . 102]. Фактически виртуальная среда предоставляет человеку уникальную возможность наблюдать за всем происходящим в мире - за людьми, объектами, процессами - и давать им оценку в состоянии реального момента времени Эта возможность становится для современного человека экзистенциальной ценностью и насущной потребностью . Она активизирует совокупность субъективно-эмоциональных факторов человека в его стремлении проявлять осведомлённость, быть в курсе происходящего
Пребывание в виртуальной среде квалифицируется в цифровой аксиологии как несомненное благо, дарованное человеку развитием цивилизации Однако подобное виртуальное бытие и даже online общение, по существу, оказываются неспособны избавить его от нарастающей проблемы одиночества и чрезмерной индивидуализации [5, с . 55]. Конечно, интернет гарантирует своему пользователю беспрепятственный доступ ко всему колоссальному массиву информационных ресурсов, существенно облегчает межсубъектное взаимодействие Но наряду с этим он обладает и ярко выраженными негативными следствиями своего применения . Так, долговременное нахождение в виртуальной среде детерминирует обособление человека от других людей, способствует его «вы-
падению» из жизни реального общества, в рамках которого встраивание в систему социальных отношений являет собой значительно более сложную задачу, нежели необременительное манипулирование ими в условиях виртуальной реальности
Кроме того, современный человек, тотально вовлечённый в процесс интернет-коммуникации, практически не успевает, да, как правило, и не желает осуществлять целенаправленную рефлексию происходящего У него элементарно не хватает времени на обдумывание и прогнозирование ситуаций, осознанное принятие решений . Ставя целью максимальную активизацию процесса своей деятельности, погружённый в виртуальную среду человек перестаёт ценить одиночество как необходимое условие самопознания, понимания внутренних диалектически взаимосвязанных мотивов своего поведения [6, с . 70]. Отсутствие реального, «живого» общения влечёт за собой снижение грамотности речи, неумение чётко формулировать свои мысли, выстраивать письменную и устную речь, обесценивает любовь к чтению как таковому.
Всё вышеперечисленное связано с перемещением основного массива межличностной коммуникации в виртуальную среду Осуществляя в ней преимущественное коммуникативное взаимодействие, человек общается в основном на уровне обыденной речи, что не предполагает соблюдения правил правописания Поэтому навыки грамотного письма здесь не усваиваются Более того, осуществляя общение дистанционно, люди его существенно обедняют в плане эмоциональной окрашенности Дистанционная
коммуникация не даёт возможности полноценной передачи того сопровождающего фона, который возникает в процессе реального общения при применении определённой интонации, использовании жестикуляции и пр Отсутствие ярко выраженного эмоционального сопровождения - ещё одна важнейшая проблема виртуальной коммуникации, которую «высвечивает» цифровая аксиология
Из проведённого анализа следует, что в цифровой аксиологии имеет место масштабная перестройка традиционной системы ценностей Здесь практически обесцениваются феномены знания и эрудиции, отходят на задний план религиозное и художественное мировосприятие, девальвируется способность осуществлять целенаправленную рефлексию происходящего Наряду с этим повышаются творческая инициативность, гибкость мышления, умение критически оценивать получаемую информацию Ведущими ценностями цифрового мира становятся неограниченный доступ к информационно-коммуникационным технологиям и цифровым ресурсам, цифровое равенство и умение адаптироваться к виртуальной среде [7, с. 71]. Духовное здесь часто подменяется материальным, естественный интеллект - искусственным, бескорыстное стремление к идеалу - эгоистичной склонностью к потреблению
В силу вышеперечисленных обстоятельств современное цифровое общество не может быть названо подлинно «гуманистическим» Ему ещё только предстоит внедрять и укреплять фундаментальные для прогрессивного общества гуманистические ценности [11, р 53] Однако это совершенно необхо-
димо, т к прогресс цифровой сферы жизни общества - лишь внешняя сторона его развития Истинный прогресс социума не представляется возможным без совершенствования самой личности, развития её духовности и интеллектуальных способностей Только общество,
состоящее преимущественно из такого рода личностей, может быть названо подлинно гуманистическим и, следовательно, прогрессивным
Статья поступила в редакцию 27.08.2019 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондарева Я . В ., Устинов О . А. Религиозно-философская антропологическая парадигма в русской философии XIX - начала XX века: историко-философский анализ // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2017. № 4. С. 159-171.
2. Гурьянова А. В . Проблема социального неравенства в эпоху цифровизации // Российская наука: актуальные исследования и разработки. Ч . 1. Самара, 2019. С. 309-312.
3. Гурьянова А. В. , Фролов В . А. Духовность как феномен бытия человека // Духовно-нравственное воспитание . 2018 . № 6 . С. 6-11.
4 . Кешелава А . В . , Буданов В . Г. , Румянцев В . Ю . Введение в «Цифровую» экономику. М . ,
2017. 28 с .
5 . Маховиков А. Е. Онтологическое самоопределение личности: цивилизационно-цен-
ностный аспект // Научное мнение. 2018 . № 10 . С. 53-57.
6 Маховиков А Е «Человек - личность» как мировоззренческий проект в основании техногенной цивилизации Запада // Ценности и смыслы. 2016 . № 1 (41). С. 63-71.
7. Стоцкая Т. Г. Сетевое общество и виртуальная реальность // Научный взгляд в будущее . 2018 . Т. 2. № 11. С. 71-76 .
8 Тимофеев А В Трансформация аксиологических ориентаций человека в условиях цифровизации: опыт философского анализа // Наука XXI века: актуальные направления развития. Вып. 1. Ч. 2. Самара, 2019 . С. 221-225.
9 . Тимофеев А. В . Этический релятивизм как тенденция интерпретации ценностей
культуры // Научное мнение . 2019 . № 3. С. 19-21.
10 . Guryanova A . , Khafiyatullina E . , Kolibanov A. , Makhovikov A . , Frolov V. Philosophical
View on Human Existence in the World of Technic and Information // The Impact of Information on Modern Humans: Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 622. Cham: Springer, 2018 . P. 97-104. 11. Guryanova A . V. , Smotrova I . V. Transformation of the worldview orientations in the digital era: humanism vs . anti-, post- and transhumanism // Digital Age: Chances, Challenges and Future: Lecture Notes in Networks and Systems . Vol. 84. Springer, Cham, 2020. P. 47-53.
REFERENCES
1. Bondareva Y . V. , Ustinov O . A. [Religious, philosophical and anthropological paradigm in Russian philosophy of the 19th - early 20th century: historical and philosophical analysis]. In: Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya [Bulletin of Tver State University. Series: Philosophy], 2017, no . 4, pp . 159-171.
2. Guryanova A. V. [The problem of social inequality in the era of digitalization] In: Rossiiskaya nauka: aktualnye issledovaniya i razrabotki. [Russian Science: Current Research and Developments . Iss. 2. Samara, 2019, pp. 309-312.
3. Guryanova A. V. , Frolov V. A. [Spirituality as a phenomenon of human existence]. In: Dukhovno-nravstvennoe vospitanie [Spiritual and Moral Education], 2018, no. 6, pp. 6-11.
4 . Keshelava A . V. , Budanov V. G . , Rumyantsev V. Y. Vvedenie v «Tsifrovuyu» ekonomiku [An
Introduction to Digital Economy], Moscow, 2017. 28 p .
5 . Makhovikov A . E . [Ontological self-identity: civilizational and value aspect]. In: Nauchnoe
mnenie [Scientific Opinion], 2018, no. 10, pp. 53-57.
6 . Makhovikov A . E . [«Man is Personality» as an ideological project lying in the basis of
industrial civilization of the West], In: Tsennosti i smysly [Values and Sences], 2016, no. 1 (41), pp. 63-71.
7 . Stotskaya T. G . [Network society and virtual reality]. In: Nauchnyi vzglyad v budushchee
[Scientific View of the Future], 2018, vol. 2, no. 11, pp. 71-76 .
8 . Timofeev A. V [Transformation of axiological orientations of a person in terms of digitization:
the experience ofphilosophical analysis, no . 1, vol. 2]. In: Nauka XXI veka: aktualnye napravleniya razvitiya. no . 1, vol. 2 [Scientific View of the Future], Samara, 2019, pp. 221-225.
9 . Timofeev A . V. [Ethical relativism as the tendency to interpret cultural values]. In: Nauchnoe
mnenie [Scientific Opinion], 2019, no. 3, pp. 19-21.
10 Guryanova A , Khafiyatullina E , Kolibanov A , Makhovikov A , Frolov V Philosophical View on Human Existence in the World of Technology and Information . In: The Impact of Information on Modern Humans: Advances in Intelligent Systems and Computing . Vol . 622. Springer International Publishing AG, Springer, Cham, 2018 .P. 97-104.
11. Guryanova A. V. , Smotrova I . V Transformation of the worldview orientations in the digital era: humanism vs. anti-, post- and transhumanism. In: Digital Age: Chances, Challenges and Future: Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 84. Springer, Cham, 2020. P. 47-53.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Тимофеев Александр Вадимович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных развивающих образовательных систем и технологий Самарского государственного технического университета; e-mail: timofeev_av@list.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Alexander V Timofeyev - PhD in Pedagogy, associate professor at the Department of IT Education Systems, Samara State Technical University; e-mail: timofeev_av@list.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА
Тимофеев А. В. Становление цифровой аксиологии: ключевые понятия и проблемы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки . 2019 . № 3. С. 73-79. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-3-73-79
FOR CITATION
Timofeyev A . V. The Formation of Digital Axiology: Key Concepts and Problems . In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2019, no. 3, pp. 73-79. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-3-73-79