Научная статья на тему 'Становление целостной личности с развитым экологическим сознанием'

Становление целостной личности с развитым экологическим сознанием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
349
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЦЕЛОСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / НООСФЕРА / SOCIAL CHANGES / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / INTEGRATED PERSON / NOOSPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Блягоз Нафсет Шумафовна

В статье аргументируется цель ноосферного образования становление личности с позиции экологизации сознания, где последнее представлено как восстановление целостности личности. Экологичность понимается как определяющий фактор отношения к природе и бытию человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of an integrated person with developed ecological consciousness

The article arguments the goal of noosphere education the formation of a person from a position of consciousness ecologization where consciousness is presented as restitution of personal integrity. Ecological compatibility is considered as a determining factor of interrelation of nature and human life

Текст научной работы на тему «Становление целостной личности с развитым экологическим сознанием»

Н. Ш. Блягоз

(Майкоп)

СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ С РАЗВИТЫМ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОЗНАНИЕМ

В статье аргументируется цель ноосферного образования - становление личности с позиции экологизации сознания, где последнее представлено как восстановление целостности личности. Экологичность понимается как определяющий фактор отношения к природе и бытию человека

Если ХХ век характеризовался развитием физики, техники, биологических наук о «живом», то в наше время на первый план выдвигается человеческая личность, и это вызвано «экологическим императивом». Как справедливо отмечал Н. А. Бердяев, все социальные перемены в судьбе человечества непременно связаны с отношением человека к природе. Глобальные процессы, происходящие в современном мире, поставили экологическую проблему как смысложизненную, она перестала носить локальный характер и приняла мировые масштабы. Человечество приобрело общую цель: утверждение и сохранение планетарного гомеостаза популяции Homo sapiens, что предполагает такой тип хозяйственной деятельности и отношений каждой личности к природе, который не превысит допустимого порога возмущения биосферы и сохранит необходимый объем естественной среды, обеспечивающий аккомодационноассимиляционную устойчивость биосферы и дальнейшее ее развитие и процветание.

В современном мире совершается грандиозный переход от эпохи доэкологиче-ской к эпохе экологической. Он должен произойти обязательно, так как в зависимости от него находится судьба рода человеческого. От того, сумеет ли человек стать экологическим существом или не сумеет, зависит, быть ему на Земле или не быть [1, с. 17]. В этих условиях становление человека как экологически культурной, а значит, сознательной (разумной) и ответственной за сохранение жизни на Земле личности через экологизацию его сознания и становление целостности является не чем-то жела-

тельным, а строго обязательным требованием жизни, целью общества.

Известно, что перемены, происходящие во внешней среде, и в особенности в социально-экономической, социально-экологической сферах, влияют на систему образования, которая как целостная и достаточно автономная система развивается в соответствии с собственными целями, отражающими происходящие в обществе перемены. Согласно этому каждая эпоха вносит свои коррективы в цели образования. Так, «Международная комиссия по образованию для XXI века», созданная ЮНЕСКО в 1993 году, заключила, что главная цель ориентации модели системы образования XXI столетия - это выживание всего человечества. В связи с этим последние 20 лет ХХ века были объявлены ЮНЕСКО годами экологического образования, которое в России в это время становится составной частью системы образования во всех образовательных учреждениях, институтах повышения квалификации и переподготовки кадров.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» определил необходимость всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающего все этапы дошкольного, школьного, внешкольного образования, профессиональную подготовку специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышение квалификации кадров.

Экологическое образование, появившись во второй половине XX века, встроилось в функционировавший тогда формирующий подход в системе социально ори-

ентированной авторитарной парадигмы образования, в общую цель образования и воспитания - формирование всесторонне и гармонично развитой личности. В рамках обозначенной парадигмы и общей цели образования и воспитания личности цель экологического образования (формирование научных знаний, умений, навыков, экологического сознания и мышления, экологической культуры) была направлена на развитие одной из многочисленных сторон личности, и ее реализация выступала как государственный заказ.

Когда сознание представлялось в качестве исключительно внешнего управляемого объекта, «создавалась абсолютная формула однозначной уверенности в том, что сознание лишено собственной логики, инерции внутреннего движения и самодвижения. Формирование сознания осознанно подменялось формированием правильного мировоззрения» [2]. Главной ценностью такого подхода служит идеология «вооружения» знаниями, привнесение в сознание извне готовых смыслов. Формирующий подход, признав единственно объективным характер научной истины, игнорирует обыденный уровень сознания с пластами мировой культуры (мифологической, религиозной, национально-эмпирической), накопленной человечеством за всю историю своего развития. В результате создается образ «частичной», «дробной» личности с таким же «дробным», «частичным» сознанием. Обучающаяся молодежь, конкретная личность оказывается «разорванной», «разделенной» образованием на «научного» человека, формируемого системой образования, и того, кто он есть вне системы образования, когда руководствуется обыденным уровнем сознания. Впоследствии у большинства выпускников образовательных учреждений происходит отчуждение социального «Я» от «Я» реального, в ущерб исходной целостности личности и ее сознания разрушая внутреннюю гармонию и соответственно, гармонию с окружающей природой, жизнью. Происходит трансформация внутреннего мира личности, утрата ею сущностной потенции к универсальному и целостному мировосприятию, ощущению себя, отчуждение от природы.

Осуществляемое таким образом, эколо-

гическое образование наносит ущерб личности, целостности ее сознания. В итоге личность сама становится фрагментом, отпечатком науки: ее познания носят научный характер, а поведение осуществляется на основе обыденного (жизненного) уровня сознания. Это приводит к противоречию между огромным багажом научных экологических знаний личности, не ставших лич-ностно значимыми, и ее поведением. Такая драматическая ситуация развития личности в образовании противоречит принципу культуры - взращивать целостную личность - и во многом объясняет причину возникновения экологического кризиса и проблему неудачи его разрешения.

Личность по своей природе целостна. Она не может быть только научной, ибо одновременно существует в целой иерархии «онтологических слоев» мироздания, укореняясь в каждом из них различными уровнями своей субъективной целостности. Ее экзистенцию невозможно свести к какой-либо одной определенной сущности, к какой-то одной системе отношений. Сложно представить себе человека, который наряду с деятельностью обучения не решал бы задач собственного жизнеобеспечения как члена конкретной социальной общности: этноса, религии, обитателя определенной природной территории, общества в целом. Какие бы качества и свойства личности образование ни формировало, ни одно качество не может существовать вне целостной личности и всегда выступает как ее проявление. Поэтому как бы образование ни старалось формировать экологически культурную, сознательную, ответственную личность без «охвата» ее как личности целостной, а значит, и ее сознания как целостности, обозначенные личностные качества сформировать не представляется возможным.

Конкретную экологическую проблему решает конкретная личность в равной степени определенных национальности, вероисповедания, места обитания, образования, и все эти ее стороны нужно включить в процесс экологического образования, не ограничиваясь «человеком научным» - маленькой частицей целостной личности. Тогда к этому процессу «подключаются» природные, социальные и психические свойст-

ва личности, что позволяют развивать ее целостность.

«Целостность» - это обобщенная характеристика личности как системы, обладающей сложной внутренней структурой. Она выражает ее интегративность и характеризует качественное своеобразие личности, обусловленное закономерностями ее функционирования и развития. Сущность эффекта целостности состоит в том, что появляющееся свойство целостной системы во много раз значительнее, чем сумма свойств ее элементов, взятых отдельно. Целое больше, чем сумма частей, оно обладает свойствами, отсутствующими у частей.

Существенным признаком целостной личности как системы является и целостный характер ее взаимодействия со средой и другими системами. Потеряв свое единство, личность теряет свою живую связь с миром, что мы и наблюдаем сегодня.

Однако целостность в теории систем с точки зрения динамики и зависимости от множества обстоятельств рассматривается как свойство, не постоянно присущее тому или иному предмету или процессу. На каком-то этапе развития предмета в силу тех или иных причин свойство целостности может возникнуть, а затем на другом этапе в силу других причин оно может исчезнуть, разрушиться. Это утверждение имеет прямое отношение и к личности. Особенности современной социально-экологической ситуации, острота проблемы личности актуализировали переход от воспитания «частичного» человека к воспитанию целостной личности, «внутреннего» человека, способного к саморазвитию и саморегуляции, стремящегося проявить свою целостность, а значит, индивидуальность в противовес безличной педагогике и технологиз-му методов образования [2].

Л. Е. Плескач предполагает, что признаком целостной личности является доминирующее положение в сознании человека процесса разума [4]. Проблему целостной личности с позиции соотношения процессов сознания, отражения и рефлексии исследовал Н. М. Бахтин. Исходя из того, что сознание, находящееся в равновесном, гармоничном состоянии, экологично и способно побуждать личность к аналогичным

действиям - гармоничному отношению к окружающей действительности, мы подходим к проблеме развития целостной личности с позиции гармоничного соразвития научно-теоретического и обыденного уровней сознания на основе синергетизма процессов сознания. На наш взгляд, только внутренняя гармония создает внешнюю гармонию, внутренняя целостность - внешнюю целостность, ибо любое волевое решение личности определяется ее внутренним миром, миром ее сознания. «Гармония в целостности и целостность в гармонии» -именно это фундаментальное экологическое понятие отражает наши представления об оптимальном варианте отношений между людьми, между человеком и природой в решении экологической проблемы и проблемы становления целостной личности.

Следовательно, в нашем понимании, речь должна идти об экологизации сознания - прежде всего о восстановлении его целостности - и об осуществлении экологически культурного оптимального взаимодействия человека и природы как условия становления целостной личности. «...Изначальная антиэкологичность человека разумного может быть подвержена корректировке через формирование такого интегрального ценностного качества, как экологичность», - считает и В. В. Калита [6]. В начале есть отношение между человеком и его сознанием, а «отношение есть взаимность» - взаимность между человеком и его сознанием. Если эта взаимность отношений осуществляется, тогда появляется целостная личность, строящая свои отношения уже в виде диалога, диалога человека с природой, людьми, миром. Сознание - это основная гуманистическая категория, источник и механизм поведения, порождающий все личностное в индивиде.

Решающий этап взаимосвязи сознания и бытия - это опережение сознанием бытия. Сознание должно опережать бытие, направлять его по траектории выживания. Тогда образованию не нужно будет готовить личность, способную находить выход в кризисных, катастрофических ситуациях, «догоняющую события» - оно будет готовить личность, не допускающую, не доводящую до таких ситуаций, предупреждающую

возможность подобного, «прогнозирующую события». Эта парадигма развития опережающего ноосферного (разумного) образования, где экологическое образование приобретает статус системообразующего фактора, определяет его стратегическую цель и ведущие направления.

Жизнь любого человека, того же школьника есть, прежде всего, движение, развитие, непрерывный процесс становления его личности. Развитие, соответственно, личностное становление сопровождает его с самого рождения, он живет в процессе становления. С. Кьеркегор считал, что «наша изначальная структура всегда организована как некое „Я“, задача которого - становление самого себя» [7].

Школьник как личность - это постоянно развивающееся открытое целое, находящееся в состоянии развития своих сил и качеств, в процессе поиска смыслов и собственной индивидуальности. Развитие, как непрерывный внутренний процесс становления его личности, сопровождает школьника с самого рождения - как универсальное свойство, как эволюция, генезис - и представляет собой закономерное изменение личности, а значит, и сознания, которое, правильно отразив действительность, само становится определяющим по отношению к действительности. Согласно этому основная проблема жизни школьника есть изменение собственного сознания, а главная задача системы образования - помочь ему в этом изменении, поскольку от его направленности зависит отношение к окружающему миру. Исходя из положения, что человек является частью природы, природным существом, экологизацию сознания школьника можно характеризовать как имманентно заданный процесс, осуществляющийся в течение жизни, а присущий ему целостный и экологически ценностный процесс имеет организменную основу и базируется на доверии человека к мудрости целостного «Я». Согласно этому общечеловеческие универсальные (экологические) ценности лежат не вне школьника, не в какой бы то ни было присвоенной им морали или идеологии, а в нем самом. Поэтому в системе образования можно лишь придать целевую направленность и создать определенные условия для развития человека.

Этот процесс начинается и заканчивается не в общеобразовательном учебном заведении. Он непрерывен, осуществляется в течение жизни и призван вестись педагогически целенаправленно в рамках экологического образования, начиная с дошкольного образования и заканчивая курсами повышения квалификации. Школьное образование, как определенный этап жизни школьника, должно подключиться к данному процессу, не нарушая непрерывного процесса становления его как целостной личности.

Сегодня научный мир вынужден признать, что прежний принцип функционирования человека, его механизм адаптации, основанный на природно-биологической автоматизации, без привлечения изменяющегося сознания не работает.

Сознание человека в своем развитии проходит теологическую (религиозно-духовную), метафизическую (абстрактную) и позитивную стадии, в рамках которых осуществляется переход к точному знанию. Сознание личности школьника как бы повторяет модель исторического развития сознания. Вследствие этого эволюция сознания школьника должна стать основой осуществления педагогической поддержки в становлении целостной личности, которая, по сути, экологически направлена, должна не прерываться и быть устойчивой. Становление как процесс саморазвития, са-мосозидания личности школьника предполагает направленность и непрерывность, оно должно обеспечиваться организованным образованием. В этом и выражается непрерывность экологического образования.

Становление, саморазвитие, самосози-дание личности школьника - естественный внутренний свободный процесс. В этом процессе, который К. Роджерс назвал «спокойной революционностью», он живет, мыслит и действует. В каждой личности существует актуализирующая тенденция -тенденция расти и развиваться, реализовать весь свой потенциал в направлении все более полного развития и высвобождения этого свободного движения. Следовательно, становление предполагает ценностно-целевую личностную направленность как способность становиться субъектом,

достигая в процессе этого становления высшего уровня субъектности. От становления самого себя как целостной личности, от свободной реализации собственных личностных потенций и становления экологической культуры зависит включенность личности школьника в мир, ведь он живет не в «научном», не в «образовательном» и даже не в «физическом» мире. Он живет в «экологическом мире» (Дж. Гибсон) и существует через бытие - в нём. Если человек не является экологически сознательной и культурной личностью, его общая культура и любая деятельность не природо(эко)со-образны и столь же не целесообразны.

В этих условиях трансляция ценностей экологической культуры в общеобразовательной школе становится имманентным образовательным средством, направленным на решение глобальной и всеобщей задачи всей системы образования - воспитания гражданина Вселенной, несущей ответственность за жизнь на Земле.

В связи с этим встает задача обеспечить в школе личностный экологический рост обучающегося как целостный, единый процесс посредством создания возможностей, условий для саморазвития, свободного раскрытия сущностных сил школьника. От становления самого себя как субъекта собственной деятельности, свободной реализации собственных личностных, экологических потенций, от становления экологической культуры при содействии гуманистической педагогики зависит становление школьника как целостной личности - человека культуры, базирующейся на экологической культуре.

Эти представления существенно меняют парадигму изучения человека и его сознания. «Можно утверждать, что методологическая база современной педагогики в целом создана», - считает Л. Е. Плескач [4] и называет положения, на которые она опирается. Среди них - педагогика как наука о сознании и поведении человека. Отсюда следует, что организация педагогического процесса должна основываться на принципах, описывающих механизмы работы сознания.

Использование информационной моде-

ли сознания позволяет рассматривать личность как проявление некой подсистемы общего информационного поля. Таким образом, мы как бы переходим от «корпускулярной» педагогики к более общей - «полевой». С данной точки зрения теория личности может рассматриваться как прикладная дисциплина, вытекающая из теории сознания» [4]. В соответствии с этими идеями экологизация сознания представляется как становление мировоззренческих основ ядра личности - наиболее устойчивой части «эго», как выработка у школьника экологического мышления и подготовка его в духе общечеловеческих (экологических) ценностей к гармонии с природой и самим собой. Развитое экологическое сознание -это и есть, в нашем представлении, целостное мировоззренческое сознание как высшая форма сознания.

Такая модификация знаменует этап перехода биосферы в ноосферу - грядущую сферу разума. Основная особенность ноосферы - это взаимосвязь сознания и бытия, где приоритет отдается сознанию, которое, опережая бытие, направляет его по траектории выживания. Образованию будущего не придется готовить подрастающее поколение таким, как сегодня - ищущим выход из кризисных ситуаций. Оно будет готовить людей, не допускающих таких ситуаций, прогнозирующих события, деятельность которых будет направлена на обеспечение процветания природы и высокого качества жизни человека и личности. Эта парадигма цивилизационного развития предстает основой стратегии опережающего развития науки и ноосферного образования, где экологическое образование приобретает статус смысло- и системообразующего фактора образования, определяет его стратегическую цель и ведущие направления. В этих условиях трансляция ценностей экологической культуры как общечеловеческой становится имманентным образовательным средством, определяет целевые ориентиры культуры. Это соответствует общей цели - утверждению и сохранению планетарного гомеостаза и ориентации модели системы образования XXI столетия на выживание всего человечества.

Литература

1. Гирусов Э. В. Основы социальной экологии: Учеб. пособие. -М.: Изд-во РУДН, 1998.

2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика. - Ростов-на-Дону, 1999.

3. Пидкасистый П. И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психологодидактический справочник преподавателя высшей школы. - М: Педагогическое сообщество России, 1999.

4. Плескач Л. Е. Целостное педагогическое сознание как категория педагогики: Дис. ... докт. пед. наук - Майкоп, 2000.

5. Иванов Ю. Г. Влияние природных факторов на процесс вызревания целостной личности: Дис. канд. филос. наук. - М., 2000.

6. Калита В. В. Экологичность сознания профессионала: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1996.

7. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М: Республика, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.