Научная статья на тему 'Становление светской системы народного образования Приишимья'

Становление светской системы народного образования Приишимья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИИШИМЬЕ / НАЧАЛЬНЫЕ И НИЗШИЕ ШКОЛЫ / ELEMENTARY AND LOWER SCHOOLS / ПЕРЕДВИЖНЫЕ ШКОЛЫ / MOBILE SCHOOLS / ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН / EDUCATION AND INSTRUCTION OF PEASANTS / PRIISHIMYE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермачкова Елена Петровна

Статья обобщает статистические и архивные материалы, раскрывающие особенности зарождения светского образования в Приишимье. Государство поддерживало открытие и содержание школ в сибирской глубинке, так как от качества образования непосредственно зависели темпы экономического и политического развития края, нравственное состояние в обществе. Значительная часть крестьянских детей посещали одноклассные и двухклассные министерские училища, передвижные и частные школы различных ведомств и только единицам удавалось поступить в гимназии, прогимназии и реальные училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SECULAR SYSTEM OF NATIONAL EDUCATION OF PRIISHIMYE

The article generalizes the statistical and archival materials opening the features of originating the secular education in Priishimye. The state supported opening and the maintenance of schools in the Siberian remote place because the rates of regional economic and political development as well as moral state in society directly depended on the quality of education. A considerable part of country children attended one-grade and two-grade ministerial schools, mobile schools of various departments and just a few managed to enter gymnasiums, a pro-gymnasium and real schools.

Текст научной работы на тему «Становление светской системы народного образования Приишимья»

YAK 371.21; 37.062.2 ББК376

Е.П. ЕРМАЧКОВА

Y.P. YERMACHKOVA

СТАНОВЛЕНИЕ СВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИИШИМЬЯ

FORMATION OF SECULAR SYSTEM OF NATIONAL EDUCATION OF PRIISHIMYE

Статья обобщает статистические и архивные материалы, раскрывающие особенности зарождения светского образования в Приишимье. Государство поддерживало открытие и содержание школ в сибирской глубинке, так как от качества образования непосредственно зависели темпы экономического и политического развития края, нравственное состояние в обществе. Значительная часть крестьянских детей посещали одноклассные и двухклассные министерские училища, передвижные и частные школы различных ведомств и только единицам удавалось поступить в гимназии, прогимназии и реальные училища.

The article generalizes the statistical and archival materials opening the features of originating the secular education in Priishimye. The state supported opening and the maintenance of schools in the Siberian remote place because the rates of regional economic and political development as well as moral state in society directly depended on the quality of education. A considerable part of country children attended one-grade and two-grade ministerial schools, mobile schools of various departments and just a few managed to enter gymnasiums, a pro-gymnasium and real schools.

Ключевые слова: Приишимье, начальные и низшие школы, передвижные школы, образование и просвещение крестьян.

Key words: Priishimye, elementary and lower schools, mobile schools, education and instruction of peasants.

Среди огромной массы переселенцев за Урал на протяжении всех четырёх столетий, в наиболее благоприятных условиях оказывались люди, имеющие профессиональное образование. В Сибири всегда находилось место грамотному, образованному человеку, который помогал властям наладить учёт населения, спроектировать гражданское или военное поселение, мирское или духовное здание, оказать медицинскую или юридическую помощь и т. д. Необходимые для службы грамотные люди комплектовались из высылаемых из Москвы и других городов служилых или иностранцев, всякого рода «въезжих» и пленных - «литвы» (поляков), «немцев», «черкас» (запорожцев) и прочих «грамотных, видалых и бывалых», разных «нетяглых добрых молодцов, к воинскому делу обвыклых и стрелять умелых». Поэтому первые приишимские служилые люди обладали энергией, расторопностью, находчивостью, решимостью, грамотой. По данным первой переписи населения Коркиной слободы (с 1782 г. - город Ишим) и окрестных деревень в 1710 г. там проживало 1310 человек, из них пятеро были грамотными: священник В. Иванов, пономарь О. Фёдоров, писной дьячок судной избы Я. Смирнов, церковный дьячок М. Прокопьев, драгун И. Анофриев [10, с. 11]. Именно они помогали на первых порах провести учёт местного населения, составляли крестьянам всевозможные прошения, занимались торговыми подсчётами. К сожалению, пока документально не установлена дата открытия первой сельской школы в Приишимье, массовое их появление началось только в пореформенный период с 1861 г.

В западносибирской деревне существовали школы различных видов, типов, принадлежащие нескольким ведомствам: частные, министерские, духовные. Только одноклассных и двухклассных министерских начальных школ

(тогда назывались училищами) было 17 типов. Все они отличались друг от друга задачами, материальным положением, управлением, программой обучения. Типология светских сельских учебных заведений зависела от их принадлежности к тем или иным ведомствам. Первая группа включала учебные заведения ведомства Министерства народного просвещения (далее - МНП), ко второй относились учебные заведения разных ведомств, подчиняющихся в учебном отношении МНП и к третьей - учебные заведения, которые входили в состав ведомства МНП, но существовали на основании особых положений. К первой группе, рассчитанной на широкие массы сельского населения, относились: передвижные (1-2 года), железнодорожные по правилам 1898 г. (1-2 года), сельские одноклассные по положению 1874 г., а также по инструкции 4 июня 1875 г. (3-4 года) и двухклассные (с 5-6 летним курсом) начальные училища.

Во вторую группу разных ведомств, подчинённых в учебном отношении МНП, входили сельские училища Министерства внутренних дел (далее -МВД) и Министерства государственных имуществ (далее - МГИ). Финансирование осуществлялось за счёт нескольких источников. К 1 января 1888 г. в 35 сельских начальных училищах МГИ, расположенных в Ишимском округе, обучалось 674 мальчика и 209 девочки [7, с. 196-197].

К третьей группе учебных заведений относились частные начальные школы III разряда.

Все эти школы назывались низшими, передвижные и школы грамоты -начальными.

Наибольшее распространение в Приишимье получили одноклассные (трёхгодичные) и двухклассные (пятигодичные) учебные заведения, учреждаемые в наиболее многолюдных сёлах. Такие школы открывались при условии, что сельские сходы выделят для них бесплатно земельный участок и будут нести все расходы на их содержание. Обучение чаще всего было раздельным. Учитель одновременно преподавал сразу в трёх классах (отделениях). В одноклассных министерских училищах изучали закон Божий, русский язык с чистописанием, арифметику, церковное пение. Обучение в двухклассных школах продолжалось пять или шесть лет. Первые 3-4 года считались первым классом, а последующие два - вторым. Выпускники этих школ могли продолжить обучение в низших технических училищах и держать вступительные экзамены в учительские семинарии [6, с. 23].

16 марта 1900 г. открыло свои двери Петуховское сельское двухклассное (образцовое) училище МНП. Из государственной казны на его нужды было выделено 300 руб., остальное собирали всем миром. До постройки собственного каменного здания уроки проводились в помещении бывшего начального училища. 21 мальчик и 5 девочек изучали разнообразные предметы под руководством учительницы М. Евстафьевой и священника А.А. Филиппова, получившего образование в Тобольской духовной семинарии. В 1906 г. из-за отказа местных крестьян доставлять для отопления дрова и собирать средства на освещение, училище перевели в д. Юдино-Вознесенское в специально нанятый для этого дом [3, л. 4]. В стеснённых условиях обучались ученики Калугинского одноклассного сельского министерского училища. Но такая сложная ситуация с отоплением и оплатой повседневных нужд учебных заведений встречалась не часто. В собственном просторном помещении открылась 1 сентября 1899 г. Абатское сельское двухклассное (образцовое) училище МНП. На его содержание в 1900 г. государство выделило 610 руб., кроме этого, поступали средства, собранные земством и сельскими обществами. Учебный процесс проходил под руководством священника А. Вахрушева, выпускника духовной семинарии. Занятия с детьми проводили и два учителя, окончившие Омскую учительскую семинарию - П.М. Вдовчен-ко, и В.И. Киряковский. Законоучитель за свою работу получал 150 руб., первый учитель - 360 руб., второй - 330 руб. в год.

Таблица 1

Сельские училища Ишимского уезда на 1 января 1894 г.

[9, с. 63, с. 100]

Одноклассные училища Двухклассные училища

учащихся Всего учащихся учащихся Всего учащихся

училищ 01 ^ о Е 3 ч у м д училищ о л е Е 3 ч у м д

67 69 1902 639 2541 2 10 65 133 198

На каждую волость уезда в среднем приходилось по 2 школы, что никак не способствовало полноценному образованию селян. По данным Первой Всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 г. жителями Тобольской губернии являлись 1433043 чел., из них в Ишимском округе проживали 269031 (18,8%). По уровню грамотность губерния занимала одно их последних мест в стране - только 11,28% её жителей умели читать и писать (17,73% мужчин и 5,15% женщин). В Ишимском округе грамотных среди селян оказались 7,89% (12,55% мужчин и 1,97% женщин), поэтому по уровню грамотности округ занимал последнее 10-е место в Тобольской губернии [11, с. 1]. Не хватало школ, учителей, финансирования. Большой редкостью в те времена являлось открытие даже в крупном селе сразу двух учебных заведений, поэтому на одну сельскую школу в округе иногда приходилась около 2000 детей школьного возраста. Правительство, заинтересованное в образовании и просвещении крестьян, старалось помочь выдачей безвозвратных ссуд на строительство сельских школ. Если в 1894 г. в уезде насчитывалось 77 учебных заведений, то уже через пять лет, к 1899 г. их оказалось 113. Значительную часть школьников составляли мальчики, которым в будущем могло пригодиться умение писать и считать в ведении хозяйства, участь девочек была предрешена заранее - мать семейства. Как отмечали городские чиновники, «на селе учат грамоте только мальчиков, а «девкам» говорят - грамота не нужна: девке не в солдаты идти, писарем не бывать, да и на сходе неча делать. Для девки грамота баловство: парням записки будет писать» [8]. Поэтому в сельских школах Ишимского уезда в тот период обучение проходили 2517 мальчиков и только 708 девочек (28%), в уездном Ишиме в 6 учебных заведениях образование получали 408 мальчиков и 195 девочек (47,8%) [1, с. 49].

Для расширения сети начальных школ в западносибирской деревне стали внедрять новый тип учебных заведений - передвижные школы, которые открывались в селениях, расположенных на большом расстоянии друг от друга (в Ишимском уезде на одно селение в среднем приходилось 480 человек). Основная цель создания передвижных школ - самым дешёвым способом и в наиболее глухих местах приучить детей к более или менее самостоятельному продолжению получения знаний после отъезда учительницы. Школа одновременно обслуживала три селения (где не имелось министерских или церковно-приходских школ), оставаясь по два года в каждом из них, и снова возвращалась в исходный пункт через 6 лет, считая со времени открытия. Каждые три посёлка должны были находиться на расстоянии друг от друга не менее чем в 5 верстах. В 1911 г. предполагалось открыть передвижные школы в следующих посёлках: Гончаровский Красноярской вол., Коро-таевский Локтинской вол., Михайловский Ларихинской вол., Павловский Усовской вол., Святославский Малышевской вол., Троицкий Тоболовской волости [4, л. 87].

Курс занятий с неграмотными детьми заключался в изучении молитв, обучении чтению и письму, а также первым правилам арифметики. В некоторых школах, в зависимости от знаний учительницы, велось преподавание церковного пения. Курс занятий в передвижных школах установили такой же, как и в министерских. После сдачи экзамена выпускникам предоставлялись одинаковые льготы и преимущества.

Помещения училищ находились в крестьянских наёмных избах, мало пригодных для занятий. На общем сходе селяне решали, чей дом следует предоставить в аренду для школьников, не придавая особого значения его размерам и освещению.

В правилах МНП 1907 г. оговаривалось, что каждый родитель или воспитатель, отдавая мальчика или девочку в сельскую передвижную школу, обещает «без особой крайности не задерживать их дома, обременяя домашними работами в ущерб учению или воспитанию». В воскресные, праздничные и высокоторжественные дни школьники должны были посещать общественные богослужения рядом с училищем, во время обедни грамотные ученики становились на клирос и принимали участие в песнопениях. Им запрещалось посещать разного рода увеселительные заведения, клубы, маскарады, кинотеатры, ходить на кулачные бои и участвовать в них. За проступками следовали довольно своеобразные наказания: за упорную леность - строгий выговор с вызовом родителей, дурное поведение - арест в здании училища от 6 до 12 часов, «повышенную лохматость» (длинные волосы) и подделку подписи учителя - оставление после уроков на 2 часа [5, л. 121-122 об].

В 1908 г. вышел закон о всеобщем начальном образовании, в государственном бюджете появилась специальная статья на нужды образования, выросло жалование учителям. Значительный рост начальных школ Приишимья произошёл в 1909-1913 гг., когда государство и губернские власти начали выделять больше средств на устройство учебных заведений, а вот на школьную и внешкольную работу из казны расходовалось ежегодно по 15 коп. на душу населения, в то время как в центральных губерниях империи - 50 коп. Тем не менее, количество образовательных учреждений Ишимкого уезда возросло с 1887 г. по 1915 г. почти в 9 раз - с 35 до 304.

На основании закона 1913 г. о пособиях на осуществление всеобщего образования предполагалось отпускать на каждое училище, вернее комплект в 50 человек, из казны 700 рублей, а земские средства направлять лишь на строительные нужды. Для осуществления данных мероприятий потребовалось бы до 4 млн рублей в год. Планам помешала Первая мировая война, и эти начинания были прерваны.

Следует отметить, что с ростом школ начального и низшего уровня, в начале ХХ в. в Сибири все чаще стали открываться гимназии и прогимназии, реальные училища. При этом дать своим детям среднее образование могли только зажиточные горожане и крестьяне, занимающиеся оптовой торговлей, т. к. обучение в этих учебных заведениях оставалось платным. По сведениям 1909 г., среднее образование получали 1,9% ишимских детей школьного возраста и 0,18% выходцев из сельской местности [2, л. 11]. Поэтому некоторые волости открывали стипендии для одарённых детей, желающих получить гимназическое или профессиональное образование.

Таблица 2

Доступность среднего образования жителям Ишимского уезда. 1909 г.

г. Ишим Ишимский уезд

Население 12688 316172

Детей школьного возраста 1183 35048

Обучается в средних уч. заведениях 23 61

Таким образом, можно сделать вывод, что познавательная деятельность жителей Приищимья по получению новых знаний, умений и навыков привела к образованию системы просвещения, создавшей внешние и внутренние условия для развития детей и подростков в процессе усвоения ценностей культуры. От качества образования непосредственно зависели темпы экономического и политического развития края, нравственное состояние в обществе. Расширение сети государственных светских низших, начальных и средних учебных заведений способствовало социальной мобильности не только отдельных индивидов, но и целых социальных групп, повышение уровня культуры сближало сибиряков с жителями центральных регионов Российской империи.

Литература

1. Адрес-календарь Тобольской губернии на 1901 г. - Тобольск : Тобольская губернская типография, 1900.

2. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 417. ОП. 1. Д. 381.

3. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 5. ОП. 1. Д. 11.

4. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-5. Оп. 1. Д. 33.

5. ГУТО ГАТО (Государственный архив Тюменской области) Ф. И-78, ОП. 1. Д. 5.

6. Ермачкова, Е.П. Образование и просвещение в западносибирской деревне (1861-1913 гг.) [Текст] / Е.П. Ермачкова. - Ишим : ИГПИ им. П.П. Ершова, 2010.

7. Извлечение из отчётов попечителя Западно-Сибирского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1888 г.: отдельный оттиск в циркулярах [Текст]. - Томск, 1889.

8. К вопросу о введении всеобщего обязательного обучения в Сибири [Текст] // Тобольские губернские ведомости. - 1895. - № 32.

9. Начальное народное образование в России [Текст] / под ред. Г. Фальборка и В. Чарнолуцкого. - СПб. : Типография товарищества «Народная польза», 1900. - Т. 1.

10. Пашков, Ф.М. Переписи населения Ишимского уезда в 1710, 1725 и 1747 годах [Текст] / Ф.М. Пашков // Коркина слобода. - 2010. - № 11.

11. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г. Т. 78 : Тобольская губерния [Текст]. - СПб. : Пушкинская скоропечатня, 1905.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.