KOH M.N. TO THE PROBLEM OF UNIVERSITY TEACHER'S COMPETENCE ASSESSMENT
The article focuses on the specifics of university teacher's activities in conditions of competence-based approach realization. The modern teacher should perform a lot of pedagogical functions, that's why an appropriate criterion for his competence assessment will be his preparedness for continual professional development and a firm professional position.
Key words: competence assessment of university teacher, result of pedagogical activity, professional development, teacher's professional position.
Становление
Е.В. МЕДВЕДЕВА, к. психол. наук, субъектности студента ст. преподаватель в образовательном
процессе вуза
В статье с системных позиций рассматривается организация процесса становления субъектности студентов в образовательном процессе вуза, которая способна обеспечить органичное сочетание обучения и воспитания как основы личностно-про-фессионального развития студента.
Ключевые слова: субъектность, личность студента, образовательный процесс, становление субъектности, развитие, обучение, воспитание.
В современных условиях подготовка центральных задач вузов. Поэтому сегод-
специалистов с высоким уровнем профес- ня важно выявить содержательные и про-
сиональной компетентности, способных к цессуальные аспекты образовательного
непрерывному самосовершенствованию, процесса в высшей профессиональной шко-
постоянному пополнению и расширению ле, которые могут способствовать решению
спектра своих знаний и умений, т.е. способ- поставленных задач. Очевидно, что в про-
ных учиться всю жизнь, является одной из фессиональном образовании на смену иде-
ологии «информативно-описательного преподавания » должна прийти идеология методологической направленности обучения, которая, как отмечает Б.Б. Коссов, «призвана помочь студенту перейти от содержательно-отражательного получения научных знаний к конструктивно-деятельност-ному» [1].
В данной статье мы выделяем и рассматриваем одно из направлений совершенствования системы подготовки специалистов в высшей школе - становление субъектнос-ти студента в образовательном процессе вуза. Следует особо подчеркнуть, что эта задача является междисциплинарной и требует интеграции усилий многих специалистов: педагогов, психологов, социологов и др.
Проблема субъекта и субъектности неизменно привлекает внимание исследователей, занимающихся вопросами личности и индивидуальности, к ней неоднократно обращалась философская и психологическая мысль. Наиболее систематически и последовательно проблема субъекта разрабатывается в современной науке на методологической основе деятельностного, точнее, субъектно-деятельностного подхода. Его сущность выражена С.Л. Рубинштейном следующим образом: «Итак, субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, но в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле» [2].
По мнению ряда исследователей, субъ-ектность как интегральное качество личности раскрывает направленность развития человека на совершенствование, на его вершину - «акме». Субъектность развивается в практической деятельности. Основой формирования субъектности, субъек-
тной позиции личности выступает ее активность, способность к организации времени жизни.
Идея субъектности в профессиональном образовании ориентирует преподавателей на создание для каждого студента индивидуализированных условий, которые способны обеспечить целостность и результативность процесса его личностно-профес-сионального развития. При этом организационная структура, технология конструирования и реализации образовательного процесса приобретают гуманистическую направленность, обеспечивая осуществление обучающимися своих возможностей в соответствии со своими способностями к освоению различных видов деятельности и социальных отношений.
Необходимо содержательно раскрыть психологические категории «субъект», «субъектность», «становление субъектности » в предметном поле педагогики профессионального образования. Категорию «субъект» мы используем в ее основном значении - как «носитель предметно-практической активности и познания, осуществ-
ляющий изменение в других людях и в себе самом» [3]. Субъект (студент) - это самоутверждающаяся, самореализующаяся в образовательном процессе вуза личность, способная к эффективной самоорганизации и саморегуляции своих действий и поступков.
В философии и методологии образования можно выделить два направления, в рамках которых развивается субъектный подход. В первом «субъектность » и «субъектная позиция » рассматриваются как цель образования. Делаются попытки определить основные критерии и показатели субъектности учащегося (студента) в образовательной системе [4]. Возникает задача - выявить факторы, влияющие на развитие субъектности учащегося, и барьеры, препятствующие этому процессу. Так, в дидактической системе компьютерного образования к основным критериям субъектнос-ти студента относят следующие факторы:
♦ осознание себя субъектом,самостоятельно решающим задачи собственного образования с использованием методов и средств, представляемых компьютерной средой;
♦ осознание значимости своего интеллектуального труда для других людей;
♦ способность находить, преобразовывать и использовать информацию для достижения собственных целей;
♦ потребность в рефлексии как условии осознанного регулирования своего поведения.
В контексте второго направления развитая субъектность студента, его субъектная позиция выступают как необходимое условие продуктивности образовательного процесса [5]. Субъектность - это системное качество студента, овладевающего разнообразными новыми видами и формами деятельности и социальных отношений, обладающего индивидуальным комплексом личностно-психологических функций,ко-торые определяют и отражают результативность осуществляемой деятельности и
детерминируют его сущностную, интегральную характеристику - общую способность к осознанному, самостоятельному, целенаправленному, саморегулируемому преобразованию исходных способностей и свойств в социально значимые и профессионально важные качества. Субъектность студента проявляется в его учебно-познавательной деятельности, общении, самопознании. Во внутриличностном плане для студента ощущение субъектности заключается в сознании значимости собственной роли в достижении успеха.
Анализ сущностных характеристик субъекта и субъектности позволяет в качестве основных функций студента как субъекта деятельности выделить следующие: самопознание, самореализация, самоутверждение, самооценка, саморегуляция, самодетерминация, самоактуализация.
Личностно-профессиональное развитие студента в вузе непосредственно связано с процессом обучения и становится возможным при наличии взаимодействующих субъектов. Следует заметить, что в современной педагогике обучение понимается как «расширение возможностей развития личности » (А.Г. Асмолов), как управление процессом развития личности, а не как воздействие на нее. Б.Б. Коссов отмечает: «Существует процесс развития личности, который регулируется, корректируется, обогащается ... педагогически организованными деятельностями и общением (индивидуальными, групповыми, коллективными, массовыми). Это и есть обучение» [1].
Следовательно, обучение можно рассматривать как механизм целенаправленного педагогического управления процессом субъектного преобразования студентов. Напомним, что в традиционном понимании «управление» является деятельностью преподавателя по организации, координации, регулированию, контролю «за» деятельностью обучаемых. Сегодня общим принципом педагогического управления, как ут-
верждает В.А. Якунин, должен стать перевод студентов из созерцательной и исполнительской позиции в позицию активного субъекта деятельности[6].
Можно выделить следующие три аспекта становления субъектности студента в образовательном процессе вуза:
■ социально-профессиональный (идентификация с социокультурным и профессиональным окружением, принятие его ценностей, осмысление социального и профессионального значения обучения как инструмента, способствующего усвоению общественного опыта, норм, правил, традиций);
■ индивидуально-ценностный (раскрытие и развертывание «самости» студента в деятельности, его содержательно-результативных и процессуально-динамических характеристик);
■ операционально-деятельностный (достижение гармоничного сочетания социально-профессионального и индивидуально-ценностного, синхронизация педагогической деятельности преподавателя и лич-ностно-профессионального развития студента через совокупность способов, форм организации их взаимодействия).
Итак, становление субъектности студента представляет собой процесс и результат возрастания его самоорганизации, самоутверждения и самореализации в социокуль-турной,профессиональной среде вуза. В соответствии с этим образовательный процесс рассматривается как средство и условие субъектного преобразования его участников (студентов и преподавателей) в едином пространстве взаимодействия.
Становление субъект-ности студента в вузе сопряжено с непрерывным порождением и разреше-
нием противоречий. Их сущностный аспект состоит в несоответствии актуальных возможностей личности студента (имеются в виду все потенциалы личности, а не только когнитивный) внешним по отношению к ней условиям и требованиям на определенном временном этапе. Другими словами, данное противоречие представляет собой личностный диссонанс, несовпадение сформировавшихся у студента взглядов, убеждений, нравственно-этических качеств, индивидуального опыта и внешнего опыта, объективно заданного, существующего в конкретный момент времени.
Конструктивное разрешение противоречий является движущей силой личност-но-профессионального развития студента, поступательно-восходящего самодвижения, раскрытия, развертывания «самости». Методологическая позиция преподавателя проявляется здесь при определении путей преодоления эффекта личностного диссонанса и при выборе направления проектирования педагогического процесса в целом. Однако личностно-ориентированный образовательный процесс реализуется лишь при условии внутренне детерминированной активности самого студента.
Личностно-профессиональное развитие студентов может быть представлено последовательностью стадий:
■ адаптация к условиям вуза, принятие нового социального статуса;
■ идентификация с требованиями учебной, учебно-профессиональной деятельности;
■ самореализация в образовательном процессе;
■ самопроектирование профессионального становления.
На первой стадии доминирует активное приспособление студента к новым условиям, требованиям вуза, осознание своих функций, обязанностей и прав.
Вторая стадия направлена на активное освоение и квалифицированное выполнение студентом своей социальной роли и предполагает подготовку к предстоящей специализации, сознательное руководство собственной деятельностью и поведением на основе осознанных мотивов и целей.
Третья стадия заключается в целенаправленном формировании личностных качеств, профессиональных умений. При этом во всех видах деятельности обеспечивается взаимосвязь и соединение мотивов и целей, внутренних интенций с внешним педагогическим влиянием. Возрастают самодетерминация и осознанная саморегуляция в различных видах деятельности.
Сущность четвертой стадии состоит в проявлении субъектности студента, который осуществляет самостоятельное целеустремленное преобразование исходных способностей и личностных свойств в социально и профессионально значимые качества, реализует возможности достижения определенного уровня квалификации и разностороннего личностного развития для успешного выполнения предстоящей профессиональной деятельности.
Рассматривая стадии личностно-профес-сионального развития студента в вузе, необходимо иметь в виду их диалектическую связь с этапами преподавательской деятельности. Последние представляют собой че-тырехкомпонентную последовательную структуру, включающую мотивационно-ус-
тановочный этап, этап формирования первичных навыков и умений, этап формирования профессиональной компетентности и преобразовательно-практический этап.
Внутренним содержанием каждой стадии является «синхронизация» процессов адаптации, идентификации, самореализа-ции,самопроектирования личности студента, а также создание условий для реализации его «самости » в образовательном процессе вуза. Этим достигается единство последовательных этапов педагогической деятельности преподавателя и личностно-профессионального развития студента.
Стадии адаптации соответствует моти-вационно-установочный этап деятельности преподавателя. Деятельность педагога в этот период направлена на создание благоприятных условий для установления межличностных отношений, на изучение индивидуальных особенностей студента. От преподавателя требуется обеспечить в максимально сжатые сроки формирование у студента необходимых умений и навыков учения в вузе, самообразования, дидактической самостоятельности, приобщить его к основам профессии.
Этап работы преподавателя по формированию первичных навыков и умений профессиональной деятельности соответствует стадии становления студента как субъекта учения. Задачи педагога на этом этапе заключаются в создании таких условий в учебно-воспитательном процессе, которые учитывали бы индивидуальные особенности развивающейся личности обучающегося.
Ход личностно-профессионального развития студента на стадии самореализации задает следующий этап педагогической деятельности - формирование первоначальных навыков профессиональной компетентности специалиста. Действия преподавателя направлены на создание условий, при которых каждый обучающийся имел бы возможность постоянно повышать свой культурный уровень, развивать свои нрав-
ственные и волевые качества, проявлять и расширять свои интересы, способности и тем самым активизировать свою учебно-познавательную деятельность, работать организованно, собранно и целеустремленно, подчинять близкие цели дальним.
Завершающий этап деятельности преподавателя - преобразовательно-практический - направлен на подготовку студента к предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности. Основная задача преподавателя на данном этапе состоит в том, чтобы предварительно адаптировать студента к предстоящей профессиональной деятельности, создать условия для субъектного «самочувствия» обучающегося как специалиста, способного полноценно выполнять свои функциональные обязанности, ориентировать его на непрерывное самообразование.
Технологической основой решения психолого-педагогической проблемы становления субъектности студента в образовательном процессе вуза может стать ин-тегративно-дифференцированное обучение, которое базируется на идее достижения когнитивного резонанса - соответствия уровня сложности обучения уровню актуального личностно-профессионально-го развития каждого студента. Основой реализации технологии интегративно-диф-ференцированного обучения являются:
■ непрерывный мониторинг личност-но-профессионального развития студентов, что предполагает содержательное описание субъективных детерминант - лично-стно-психологических составляющих (доминирующей профессиональной направленности, ценностной и учебной мотивации, самосознания, самооценки, учебной успешности, социометрического статуса, коммуникативной компетентности), а также субъектных механизмов регуляции личностно-профессионального развития (волевой саморегуляции и самодетерминации);
■ групповаяформа обучения, при ко-
торой академическая учебная группа разделяется на мобильные подгруппы, составляемые из студентов с одинаковыми уровнями выраженности личностно-психологи-ческих составляющих.
Технология интегративно-дифференци-рованного обучения направлена на достижение максимальных (по темпу и качеству) результатов личностно-профессионально-го развития студентов на основе дифференциации и интеграции преподавания и учения. Ее последовательное, поэтапное осуществление способствует самореализации, самоактуализации, развитию интегративно-го «Я» личности студента, гармонизации личностного и профессионального «Я » в целостной «Я-концепции».
Исследуя процесс становления субъект-ности студента в вузе, необходимо обратить внимание на то, что раскрытие и реализация обучающимся своих потенциальных возможностей является фактором его лич-ностно-профессионального развития. Для того чтобы данный фактор приобрел позитивную направленность, студент должен глубоко осмысливать и осознанно принимать внешние требования и задачи, выступать «не как бесстрастный деятель-исполнитель... а как пристрастный сценарист своих действий (на высших уровнях развития даже режиссер)» [1], которому присуща целеустремленность преобразователя, основанная на субъектной активности, развиваемой, организуемой и контролируемой самим студентом. Она актуализирует его личностные потенциалы и служит источником возникновения социально значимых новообразований.
Таким образом, становление субъект-ности студента в вузе может рассматриваться одновременно как управляемый и саморазвивающийся процесс. При этом он может быть более и менее управляемым в зависимости от решаемых задач, содержания, методов и средств, а также от потребностей и возможностей субъектов этого процесса.
Системная организация процесса становления субъектности студента в образовательном процессе вуза может обеспечить реализацию, с одной стороны, процессов развития как самодвижения, основанного на инициативе, активности обучающегося, с другой - процессов обучения и воспитания как целенаправленного управления личностно-профессиональным ростом студента. Она способствует превращению внутриличностного потенциала в реальные профессионально значимые качества выпускника.
Литература
1. Коссов Б.Б. Личность: Теория, диагностика и развитие: Учеб.-метод. пособие для
высш. учеб. заведений. М.: Академический проект, 2000.
2. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.:
Изд-во АН СССР, 1957.
3. Осницкий А.К. Проблемы исследования
субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1.
4. Субъект, личность и психология человечес-
кого бытия / Под ред. В.В. Знакова и З.И. Рябикиной. М.: Институт психологии РАН, 2005. 384 с.
5. Личность и бытие: субъектный подход. Ста-
новление и реализация субъектности личности в образовании // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: КубГАУ, 2005. 124 с.
6. Якунин В.А. Современные методы обуче-
ния в высшей школе. Л.: ЛГУ, 1991.
MEDVEDEVA E.V. FORMATION OF STUDENTS' SUBJECTIVITY IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER SCHOOL
The key theme of the article is the systematic organization of the process of students' subjectivity formation in educational process at the university. This enables to achieve an organic combination of the processes of development, training and upbringing of students, and to make education a purposeful process of personal and professional development of students.
Key words: subjectivity, student as a person, educational process, formation of subjectivity, personal and professional development, education, upbringing.