ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЕ
PERSONAL-PROFESSIONAL HUMAN DEVELOPMENT
УДК 159.923
СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТА ИННОВАЦИОННОН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Малова Елена Николаевна — старший преподаватель кафедры педагогики Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых; ул. Горького, 87, Владимир, Россия, 600000, e-mail:shaposhnikov62@mail.ru
Изменения национальной политики в сфере образования предъявляют требования к компетенциям педагога, связанным с инновационной деятельностью. Субъектность учащегося как ожидаемый результат образования порождается субъектной позицией педагога, носителя ценностей личностного и профессионального саморазвития, влияющего на изменение образовательной среды.
В науке проблема становления субъекта инновационной педагогической деятельности характеризуется нарастающей дифференциацией исследований. За последние годы осмыслено содержание инновационного развития образования [6; 7], описаны основные параметры творческого аспекта деятельности субъектов образовательного процесса [4; 5; 13], разработаны методики готовности к инновационной деятельности [9; 12],
определены закономерности динамики субъектности в процессе становления профессионализма [2; 3; 10], в т.ч. на этапе профессионального обучения [1; 14], в т.ч. педагогического образования [8].
В акмеологической модели профессионального самоопределения субъектность педагога соотносится со средним (продуктивным) и высоким (творческим) уровнем [3]. При наличии высокой внутренней мотивации к профессиональному
РЕЗЮМЕ
Содержание статьи описывает итоги исследования, организованного с целью эмпирической проверки модели субъекта инновационной педагогической деятельности. С помощью экспериментальной методики «Стадии становления субъекта профессиональной деятельности» В.И. Панова, И.В. Плаксиной выявлялись достигнутые выборкой педагогов стадии субъектности экопсихологи-ческой (онтологической) модели В.И. Панова; устанавливались различия в субъектных качествах испытуемых, связанных со стажем профессиональной деятельности; анализировались преобладающие проявления субъектности в различных видах профессиональной активности.
Анализ полученных результатов позволил установить, что у половины испытуемых педагогов в лич-ностно-профессиональном саморазвитии достигнута субъектность продуктивного уровня (стадия Творец), что определяет готовность к инновационной педагогической деятельности. Опыт работы в образовании способствует восходящей стадиальной динамике. Многие виды профессиональной активности взаимосвязанно требуют и формируют мотивацию к творческому самовыражению и преобразованию образовательной среды.
Результаты исследования верифицируют положения теоретической модели субъекта инновационной педагогической деятельности и актуализируют психологический аспект в системе научно-методического обеспечения процесса формирования компетенций в области инновационной педагогической деятельности. Результаты исследования могут стать обоснованием применения онтологической модели поэтапного развития субъектности в высшем педагогическом образовании. Апробирование в качестве диагностического инструментария исследования экспериментальной методики В.И. Панова, И.В. Плаксиной создаёт возможности её использования в практике образования.
В дальнейшем исследовательском поиске запланирована экспериментальная проверка теоретической модели становления субъекта инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационная педагогическая деятельность, педагог, субъект, экопсихологи-ческая (онтологическая) модель.
Таблица 1
Средние значения стадий субъектности педагогов
Наблюдатель Подмастерье Ученик Мастер Эксперт Творец
2,84 3,25 3,345 3,93 3,17 4,3
развитию, их отличает степень овладения профессией и подверженность отношения к ней влиянию внешних факторов. Восхождение возможно только через опору на предыдущий уровень.
Идеи стадиальности и преемственности в развитии субъектных качеств существуют в экопсихологической модели В.И. Панова, состоящей из семи онтологически последовательных этапов: субъект мотивации (субъект, имеющий потребность); субъект восприятия (Наблюдатель); субъект подражательного действия (Подмастерье); субъект планирования и произвольного выполнения при внешнем контроле (Ученик); субъект планирования и произвольного выполнения при внутреннем контроле (Мастер); субъект внешнего контроля за выполнением действия другими (учитель, Эксперт); субъект развития и творческого самовыражения (Творец) [11].
Процесс становления субъекта инновационной педагогической деятельности в этой модели видится таковым: этап формирования мотивации к инновационной преобразующей деятельности; этап знакомства с инновационной практикой, этап подражательного действия; этап освоения инновационных технологий при внешнем, а затем при внутреннем контроле; этап экстериоризации функции внешнего контроля за преобразующей деятельностью других; этап творческого самовыражения и продуктивного влияния на образовательную среду/пространство.
Проявление характеристик инновационного поведения профессионала соответствует стадии Мастера в экопсихологической модели В.И. Панова,
т.е. высокому уровню профессионального мастерства, обращённого к учащемуся. Стадии, завершающие становление субъектности, — Эксперта и Творца — предполагают преобразование своей деятельности и порождение инновационной педагогической среды в сотворчестве субъектов инновационной деятельности. Целью исследования стала эмпирическая проверка модели субъекта инновационной педагогической деятельности.
В качестве диагностического инструментария применялась оригинальная методика «Стадии становления субъекта профессиональной деятельности» В.И. Панова, И.В. Плаксиной, представляющая собой описание десяти ситуаций педагогической деятельности. К каждой ситуации предлагается шесть возможных вариантов поведения, характерных определённым этапам становления субъекта модели В.И. Панова. Испытуемым предлагалось проранжиро-вать варианты ответов по степени пред-почитаемости.
Выборку составили педагоги школ г. Владимира (п = 31). Выделены группы по стажу работы в школе: группа 1 — до пяти лет (п = 13), группа 2 — от пяти до десяти лет (п = 10), группа 3 — более десяти лет (п = 8).
Средние значения стадий субъектности всей выборки представлены в табл. 1.
Среднее значение стадии Эксперт (3,17) ниже, чем у стадий Ученик (3,345) и Подмастерье (3,25). Установленное требует уточнения в дальнейшем анализе, экспертная оценка преобразующей деятельности других необходима в инновационном процессе.
Доли испытуемых (в %), достигших определённых стадий субъектности, представлены в табл. 2.
Субъектами продуктивного развития (стадия Творец) являются 54,84% учителей. На стадии Мастер находятся 12,9% испытуемых. Стадии Эксперт достигло 3,23%. Ещё 9,68% имеют равные значения по стадиям Мастер — Творец и Мастер — Эксперт. В целом, 80,65% испытуемых осуществляют свою профессиональную деятельность, достигнув верхних стадий в модели В.И. Панова.
Однако, по 9,68% педагогов находятся на стадиях Ученик и Подмастерье. Низкая мотивация к саморазвитию может объясняться ограничениями в период профессионального обучения, несовершенством системы сопровождения личностно-профессионального развития педагогов в школе.
Результаты средних значений групп по стажу работы представлены графически (рис. 1).
Использование и-критерия Манна-Уитни выявило статистически достоверные различия между средними значениями групп 3 и 1: по стадии Наблюдатель (Иэмп = 24,5; р < 0,05), по стадии Подмастерье (Иэмп = 27; р < 0,05), по стадии Эксперт (Иэмп. = 25,5; р < 0,05), по стадии Творец (Иэмп. = 20,5; р < 0,05).
Установленные различия групп 3 и 1 констатируют, что в профессиональном опыте субъектность педагога развивается поступательно: стадии Подмастерье и Ученик преодолеваются, нарастает субъектность стадий Эксперт и Творец. Субъектность стадии Мастер не сопряжена со стажем работы.
Таблица 2
Выраженность стадий субъектности педагогов
Стадии субъектности Количество испытуемых Доля испытуемых
Группа 1 Группа 2 Группа 3 в целом по выборке
Подмастерье 2 1 — 3 9,68%
Ученик 3 — — 3 9,68%
Мастер 1 2 1 4 12,9%
Эксперт 1 — — 1 3,23%
Творец 5 6 6 17 54,84%
Мастер — Творец 1 1 — 2 6,45%
Мастер — Эксперт — — 1 1 3,23%
Творец
Эксперт
Мастер
Ученик
Подмастерье
Наблюдатель
] Группа 3 I Группа 2 I Группа 1
12 3 4
Рис. 1. Средние значения стадий субъектности групп
Статистически достоверные различия между средними результатами групп 3 и 2 выявлены только по стадии Эксперт (иэмп. = 16,5; р < 0,05). Субъект-ность данной стадии у педагога связана со значительным (более 10 лет) опытом в профессии.
Установленная тенденция вступает в противоречие с мнением В.И. Панова о том, что этапы Эксперт и Мастер идут не последовательно друг за другом, а одновременно [13]. Кроме того, усиливает озадаченность и профессиональная компетентность специалиста, коррекционная функция ко-
торого является профессиональной (контроль и исправления деятельности учащихся).
По Сластенину В.А., инновационная деятельность носит всё более избирательный, исследовательский характер [15]. Западающая функция внешнего контроля за преобразующей деятельностью других видится ограничением в исследовательском поиске и инновационной деятельности.
Анализ средних значений ответов на ситуации методики (табл. 3) установил, что только в половине из них преобладает субъектность стадии Творец.
Анализ 1 и 2 рангов рейтинга вариантов поведения выявил виды профессиональной активности, в которых большей частью выборки предпочтён ответ (ранг 1), характерный для стадии Творец (табл. 4).
В 7 из 10 ситуаций методики как видов профессиональной деятельности испытуемые в количестве от 1/3 (ситуации 1, 6, 7, 8, 10) до 2/3 (ситуации 2, 5) предпочитают поведение, соответствующее субъектности стадии Творец. Многообразие ситуаций современного педагогического труда объективно стимулирует учителя к творчеству и совер-
Таблица 3
Средние значения проявлений субъектности в видах профессиональной деятельности
0
6
5
Виды профессиональной деятельности Стадии субъектности
Наблюдатель Подмастерье Ученик Мастер Эксперт Творец
1. Выполняя новые рекомендации руководителя 4,45 1,94 3,19 4,26 2,77 4,39
2. Планируя новый урок 2,13 1,9 3,32 4,29 4,32 4,84
3. Проходя аттестацию на подтверждение квалификационной категории или присвоение новой 4,19 3,065 3,94 3,1 3,29 3,42
4. При подготовке к педсовету, семинару, конференции 2,13 3,19 4,42 4,06 2,81 4,39
5. Решая сложную рабочую ситуацию, возникшую в работе с классом или одним учеником 2,94 3,65 2,26 4 3,1 5,06
6. Изучая требования ФГОС (или другого регламента) и средства реализации их в образовательном процессе 3,1 3,68 3,45 3,39 3,03 4,39
7. Пройдя курсы повышения квалификации и получив новые знания 2,39 4,16 3,32 4,32 2,45 4,35
8. В ситуации, когда учащиеся продемонстрировали невысокие результаты по итогам изучения темы (раздела и др.) 2,13 2,87 2,87 4,06 4,13 4,84
9. Участвуя в коллективном инновационном проекте 2,61 4,06 3,87 3,42 3,06 3,97
10. Реализуя проектную деятельность на уроке 2,35 3,9 3,58 4,42 2,48 4,16
Таблица 4
Виды деятельности с пе
рворанговым выбором поведения стадии Творец
Виды профессиональной деятельности Ранг рейтинга Количество выборов рангов в%) Стадия субъект-ности Вариант поведения в видах профессиональной деятельности (ответы методики)
1. Выполняя новые рекомендации руководителя 1 32,25% Творец Я размышляю над тем, какие новые рекомендации использовать в целях совершенствования своей деятельности
2 25,8% Наблюдатель Я ознакомлюсь с вариантами выполнения рекомендаций
2. Планируя новый урок 1 64,52% Творец Я думаю над тем, как сделать его ярким, интересным, творческим
2 22,58% Эксперт Проанализирую имеющиеся планы, учту сделанные ошибки, недостаточно проработанные аспекты урока, учту их при новом планировании
5. Решая сложную рабочую ситуацию, возникшую в работе с классом или одним учеником 1 61,29% Творец Я буду искать лучший способ решения именно этой проблемы и максимально подходящий именно для этих детей (их возраста, личностных особенностей и др.)
2 16,13% Мастер Я воспользуюсь проверенным на своём опыте способом решения подобных проблем
6. Изучая требования ФГОС (или другого регламента) и средства реализации их в образовательном процессе 1 35,48% Творец Я оцениваю перспективы и новые возможности, любые изменения — это возможность обновления и развития
2 19,3% Ученик Я буду вносить изменения в свою деятельность и просить коллег оценить мой опыт
7. Пройдя курсы повышения квалификации и получив новые знания 1 2 29,03% Творец Новые знания всегда дают творческий импульс к обновлению привычных способов педагогической деятельности, рождению новых идей и проектов
Мастер Несомненно, буду использовать полученные знания для достижения высоких результатов в работе
8. В ситуации, когда учащиеся продемонстрировали невысокие результаты по итогам изучения темы (раздела и др.) 1 38,7% Творец Я буду искать новые способы, приёмы, технологии, которые позволят усилить мотивацию учащихся и качество усвоения материала
2 32,26% Эксперт Я делаю полный анализ ошибок, их возможных причин (возможности учащихся, содержание материала учебника, методика преподавания)
10. Реализуя проектную деятельность на уроке 1 35,48% Творец Я использую проектную деятельность на уроке как возможность для творческого развития себя, своих педагогических компетенций и развития познавательной творческой активности учащихся
2 22,58% Мастер Я планирую проектную деятельность, ищу вместе с детьми интересные, соответствующие их возрасту и учебному предмету темы
шенствует субъектные качества продуктивной стадии.
В трёх ситуациях большей частью выборки предпочтён ответ, характерный для субъектности репродуктивных стадий (табл. 5).
Не содействуют творческому самовыражению такие виды профессиональной активности: прохождение аттестации (35,48% предпочли вариант поведения стадии Наблюдатель); подготовка к педсовету, семинару, конференции (35,48% учителей выбрали проявление субъектности стадии Ученик)); участие в коллективном инновационном проекте (по 25,8% указали субъектность стадий Подмастерье и Ученик).
Лишь 22,5% педагогов выбрали «Я использую инновационную деятель-
ность как возможность для своего развития» (Творец). При том, что на индивидуальном уровне половина выборки достигла стадии Творец, подобные результаты объясняем организационными ограничениями и возникающим сопротивлением специалистов. Столь важные аспекты труда учителя требуют грамотного, ориентированного на внутреннюю мотивацию к саморазвитию, сопровождения со стороны администрации образовательных учреждений.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Большинство испытуемых педагогов (80,65%) осуществляют профессиональную деятельность с высоким уровнем развития субъектности (стадии Мастер, Эксперт, Творец), что предполагает го-
товность к инновационной деятельности. Из них 54,84% имеют субъектность продуктивного уровня (стадия Творец).
2. Статистически достоверные различия между достигнутыми стадиями субъектности групп, выделенных по стажу работы, указывают на значение опыта работы в достижении высоких стадий субъектности (Эксперт, Творец). Достижение стадии Эксперт требует значительного (более 10 лет) профессионального опыта. Субъектность стадии Мастер со стажем работы не сопряжена; инновационное поведение профессионала может проявляться и на раннем этапе педагогической деятельности.
3. Низкий уровень развития субъектности по стадии Эксперт предполагает усовершенствование преемственной
Таблица 5
Виды деятельности с перворанговым выбором поведения репродуктивных стадий
Виды профессиональной деятельности Ранг рейтинга Количество выборов ранга 1 (в%) Стадия субъектности Вариант поведения в видах профессиональной деятельности (ответы методики)
3. Проходя аттестацию на подтверждение квалификационной категории или присвоение новой 1 35,48% Наблюдатель Я ознакомлюсь с документами, которые были подготовлены коллегами в тех же целях
2 22,58% Творец Я думаю о том, как я совершенствую своё мастерство и могу подтвердить это с помощью объективных результатов
4. При подготовке к педсовету, семинару, конференции 1 35,48% Ученик Я подготовлю своё сообщение (мастер-класс и др.) и попрошу более опытного коллегу проверить правильность выполнения
2 22,58% Мастер Я подготовлю хорошее сообщение в соответствии с целями мероприятия, у меня это хорошо получается
9. Участвуя в коллективном инновационном проекте 1-2 25,8% Подмастерье Я включусь в общую деятельность и буду делать то, что для меня будет понятным
Ученик Я испытываю интерес к совместной деятельности и надеюсь на помощь более опытных коллег
системы вузовской подготовки и сопровождения личностно-профессионально-го развития педагога в образовательном учреждении. Использование педтехно-логий с проверкой, анализом, рецензированием, оцениванием формирует функцию внешнего контроля за преобразующей деятельностью других ещё на этапе обучения.
4. Многие виды профессиональной активности предполагают и могут формировать мотивацию к творческому усовершенствованию своей деятельности и образовательной среды в целом. Согласованность организационно-управленческих решений и скоординиро-ванность методических служб школы, освоение командных форм творческого сотрудничества необходимы для инновационной педагогической деятельности.
Эмпирическая проверка теоретической модели субъекта инновационной деятельности определяет психологический аспект в создании системы научно-методического обеспечения процесса формирования компетенций в области инновационной педагогической деятельности.
Продолжение исследования предполагает расширение выборки и экспериментальную проверку теоретической модели становления субъекта инновационной деятельности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00251.
ССЫЛКИ
[1]. Агирова С.Х., Керефова З.В. Ак-меологические аспекты профессионального развития личности студента в вузе // Акмеология. — 2014. — № 1-2. —
С. 21-22. URL: https://acmeology.elpub. ru/jour/index
[2]. Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеоло-гический феномен // Акмеология. — 2016. — № 1. — С. 8-13. URL: https:// acmeology.elpub.ru/jour/index
[3]. Деркач А.А., Назаров С.А. Профессиональное самоопределение: сущность, структура, содержание // Акмеология. — 2018. — № 1 (65). — С. 5-8. URL: https://acmeology.elpub.ru/jour/ index
[4]. Звягинцева Н.Ю. Сопряжённое формирование инновационной компетентности старшеклассника в самообразовательной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2012.. — URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 5.09.2018)
[5]. Ильина Н.Ф. Становление инновационной компетентности педагога: вопросы теории и практики: монография. — Красноярск: Поликом, 2014. — 224 с. URL: http://kco-kras.ru/index.php/ publications/books/ilyina/
[6]. Кларин М.В. Инструмент инновационного образования: организационно-деятельностная педагогика [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. Научный электронный журнал. — 2016. — Т. 13, № 1. — С. 86-103. doi: 10.15393/j5.art.2016.3072 (дата обращения: 15.09.2018)
[7]. Колесов В.И., Казаков Ю.Н. Ак-меологическое измерение инновацион-ности развития современного образования в России // Акмеология. — 2016. № 4. — С. 243-248. URL: https:// acmeology.elpub.ru/jour/index
[8]. Кошман Д.М. Акмеологическая компетентность будущего учителя: сущность, структура и содержание // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 9495. URL: https://acmeology.elpub.ru/jour/ index
[9]. Мурзина Н.П. Изучение готовности педагогов школы к инновационной деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы // Вестник практической психологии образования. — 2010. — № 4 (25). — С. 52-63. URL: http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/
[10]. Назаров С.А. Акмеологическая система профессионального развития личности // Акмеология. — 2016. — № 1S. — С. 79-80. URL: https:// acmeology.elpub.ru/jour/index
[11]. Панов В.И. Экопсихология: Пара-дигмальный поиск / В.И. Панов. — М.; СПб.: Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014. — 296 с. URL: https://nestorbook.ru/uCat/item/770
[12]. Пантелеева В.В., Кнышева Т.П. Опросник инновационной готовности персонала // Акмеология. — 2016. — № 3. — С. 81-86. URL: https://acmeology. elpub.ru/jour/index
[13]. Прищепа Т.А. Значение профессионального опыта в процессах формирования и развития инновационного компонента педагогической деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2010. — № 1. — С. 131-134. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/
[14]. Сабанчиева Р.З., Хамизова И.Х. Акмеологическая готовность студентов к профессиональной деятельности // Акмеология. — 2014. № 3-4. — С. 228-229. URL: https://acmeology.elpub. ru/jour/index
[15]. Сластенин В.А., Исаев В.А., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего образования / В.А. Сластенин, В.А. Исаев, Е.Н.Шиянов. — М.: Академия, 2014. — 608 с. URL: https://nashol. com/2016010887887/pedagogika-slastenin-v-a-isaev-i-f-shiyanov-e-n-2014.html
REFERENCES
[1]. Agirova S.H., Kerefova Z.V. Akmeo-logicheskie aspekty professional'nogo ra-zvitija lichnosti studenta v vuze [Acmeolo-gical aspects of professional development of a student's personality in a University]. Akmeologia [Akmeology], 2014, no. 1-2, рр. 21-22.
[2]. Derkach A.A. Professional'naja sub'ektnost' kak psihologo-akmeologi-cheskij fenomen [Professional subjectivity as a psycho-acmeological phenomen (continued)]. Akmeologia [Akmeology], 2016, no. 1, рр. 8-13.
[3]. Derkach A.A., Nazarov S.A. Profes-sional'noe samoopredelenie: sushhnost', struktura, soderzhanie [Professional identity: essence, structure, content]. Akmeologia [Akmeology], 2018, no. 1(65), рр. 5-8.
[4]. Zvjaginceva N.Ju. Soprjazhjonnoe formirovanie innovacionnoj kompetent-nosti starsheklassnika v samoobrazova-tel'noj dejatel'nosti [Conjugate formation of innovative competence of the senior pupil in self-educational activity]. Available at: http://cyberleninka.ru/ (accessed 5 September 2018).
[5]. Il'ina N.F. Stanovlenie innovacionnoj kompetentnosti pedagoga: voprosy teo-rii i praktiki: monografija [The formation of innovative competence of the teacher: theory and practice. Monography]. Krasnoyarsk, Polikom, 2014. — 224 p.
[6]. Klarin M.V. Instrument innovacion-nogo obrazovanija: organizacionno-de-jatel'nostnaja pedagogika [Tool of innovative education: organizational activity pedagogy]. Available at: doi: 10.15393/ j5.art.2016.3072 (accessed 15 September 2018).
[7]. Kolesov V.I., Kazakov Ju.N. Ak-meologicheskoe izmerenie innovacion-nosti razvitija sovremennogo obrazovani-ja v Rossii [Acmeological measurement of innovation development of modern education in Russia]. Akmeologia [Akmeology], 2016, no. 4, pp. 243-248.
[8]. Koshman D.M. Akmeologicheskaja kompetentnost' budushhego uchitelja: sushhnost', struktura i soderzhanie [Acmeological competence of future teacher: essence, structure and content]. Akmeologia [Akmeology], 2015, no. 3, pp. 94-95.
[9]. Murzina N.P. Izuchenie gotovnosti pedagogov shkoly k innovacionnoj dejatel'nosti v processe opytno-jeksperimen-tal'noj raboty [The study of readiness of teachers to innovation activity in the process of experimental work]. Vestnik prak-ticheskoj psihologii obrazovanija [Bulletin of practical psychology of education], 2010, no. 4 (25), pp. 52-63.
[10]. Nazarov S.A. Akmeologicheskaja sistema professional'nogo razvitija lich-
nosti // Akmeologija [Acmeological system of professional development of the individual]. Akmeologia [Akmeology], 2016, no. 1S, pp. 79-80.
[11]. Panov V.I. Jekopsihologija: Para-digmal'nyj poisk [Ecopsychology: paradigm search]. Moscow; Saint-Petersburg, Psihologicheskij institut RAO; Nestor-Is-torija, 2014. — 296 p.
[12]. Panteleeva V.V., Knysheva T.P. Oprosnik innovacionnoj gotovnosti perso-nala // Akmeologija [Innovational readiness of the personnel questionnaire]. Akmeologia [Akmeology], 2016, no. 3, pp. 81-86.
[13]. Prishhepa T.A. Znachenie professional'nogo opyta v processah formirova-nija i razvitija innovacionnogo komponen-ta pedagogicheskoj dejatel'nosti [The value of professional experience in the processes of formation and development of innovative component of the pedagogical activities]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2010, no. 1, pp. 131-134.
[14]. Sabanchieva R.Z., Hamizova I.H. Akmeologicheskaja gotovnost' studentov k professional'noj dejatel'nosti [Acmeolo-gical the readiness of students for professional activity]. Akmeologia [Akmeology], 2014, no. 3-4, pp. 228-229.
[15]. Slastenin V.A., Isaev V.A., Shija-nov E.N. Pedagogika. Uchebnik dlja studentov uchrezhdenij vysshego obrazovanija [Pedagogy. Textbook for students of higher education institutions]. Moscow, Akademija, 2014. — 608 p.
FORMATION OF THE SUBJECT OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY: EXPERIENCE OF THE THEORETICAL AND EMPIRICAL RESEARCH
Elena N. Malova — Senior Lecturer, Department of Pedagogy, Vladimir State University; Gorky Street, 87, Vladimir, 600000, Russia; e-mail: shaposhnikov62@mail.ru
ABSTRACT
The content of the article describes the results of the investigation organized with the aim to verify empirically the model of the innovational pedagogical activities' subject.
By means of V.I. Panov's and I.V. Plaksina's experimental method «Formative stages of the subject of professional activity», subjectness stages of V.I. Panov's ecopsychological (ontological) model, reached by selection of pedagogues, were being revealed; differences in subject qualities among the testees, related to the period of professional performance, were being determined; prevailing demonstrations of subjectness in different kinds of professional activity were being analyzed.
Analysis of the obtained results allowed determining that more than a half of tested pedagogues reached up to productive level of their subjectness (stage of Creator). This defines readiness to innovational pedagogical performance. Practice of work in education promotes rising stage dynamics. Many kinds of professional performance, being correlated, require and form motivation for creative self-expression and transformation of education environment.
The investigation results verify the points of theoretical model of the innovational pedagogical activity subject and actualize psychological aspect in the system of scientific and methodic provision of the competencies forming process in the scope of innovational pedagogical performance. The investigations results can become justification for using an ontological model of step-by-step development of the subjectness in higher pedagogical education. Approbation of V.I. Panov's and I.V. Plaksina's experimental method's investigation as diagnostic tools creates opportunities for its usage in educational practice.
The experimental verification of theoretical model for forming the innovational performance subject is planned for the further investigational search.
Keywords: innovational pedagogical activity, subject, ecopsychological (ontological) model.