мировой опыт
европейская политика в области профориентации
Становление современных систем профессиональной ориентации в странах Европы
Модернизация системы профессиональной ориентации в Европе заключается в распространении на нее концепции непрерывного образования, или образования в течение всей жизни — Lifelong Learning. Это означает, что основополагающим принципом профессиональной подготовки и переподготовки является нацеленность на формирование мобильности, способности человека меняться в соответствии с изменениями условий его жизни и труда. В таком понимании профориентация становится одним из приоритетов государственной политики стран Европы.
оЛЕйНиковД ольга Николаевна,
доктор педагогических наук, профессор, директор Центра изучения проблем профессионального образования, Москва
Профориентация есть оказание помощи лицам любого возраста и в любой момент их жизни в выборе вариантов обучения, образования и занятости, а также в управлении карьерой.
в международной практике принято устанавливать требования к компетенциям лиц, которые оказывают услуги по профессиональной ориентации и консультированию.
европейские стандарты
Европейские страны сейчас стремятся проводить единую политику модернизации системы профессиональной ориентации. В реализации этой политики в разных странах есть особенности, обусловленные различиями в экономической ситуации, уровне благосостояния общества, политическом устройстве, системе образования.
система профориентации — это сложный многомерный механизм, охватывающий различные инструменты и направленный на удовлетворение потребностей различных целевых групп. согласно рабочему определению организации экономического сотрудничества и развития, профориентация есть оказание помощи лицам любого возраста и в любой момент их жизни в выборе вариантов обучения, образования и занятости, а также в управлении карьерой. круг обязанностей служб, предоставляющих услуги по профессиональной ориентации, постоянно расширяется, а их задачи усложняются, включая в себя содействие становлению самодостаточных граждан, способных эффективно справляться с множественными изменениями в сфере занятости и реализовы-ваться профессионально. При общности целей этих служб, в каждой стране они приобретают собственную конфигурацию в зависимости от традиций, социально-экономических условий и модели регулирования.
В международной практике принято устанавливать требования к компетенциям лиц, которые оказывают услуги по профессиональной ориентации и консультированию. для этого разработано три документа: европейская рамка аккредитации (EAF), сборник стандартов качества для консультантов в сфере профессиональной ориентации и консультирования (MEVOC) и европейский сертификат в сфере профессиональной ориентации (ECGC).
Первый документ обеспечивает оценку подготовки кандидата по четырем видам деятельности: предоставление информации в сфере профориентации, консультирование по выбору карьеры, осуществление групповой профориентации, поддержка клиентов и представление их интересов. Вид деятельности выбирает сам кандидат на аккредитацию. Процедура предполагает наблюдение за деятельностью кандидата на рабочем месте. По каждому виду деятельности консультант работает как со студентами, так и со взрослым населением. компетенции по работе с другими целевыми группами (мигранты, лица с ограничениями здоровья, заключенные и др.) могут быть сертифицированы дополнительно.
Второй документ содержит требования по четырем группам компетенций: образование и карьера, практика консультирования, личность, умения в области икТ. В каждой группе 12 стандартов и 35 компетенций. Требования разработаны группой экспертов из Австрии, германии, Великобритании, Нидерландов, Румынии, Польши.
европейский сертификат в сфере профессиональной ориентации введен в действие 31 октября 2009 года. Практический экзамен на сертификат основан на стандартах MEVOC.
европейская политика в области профориентации
мировой опыт
Новая государственная политика в области профессиональной ориентации
Обзор международной практики свидетельствует, что во всех странах, взявших курс на модернизацию систем профориентации, осуществляется новая государственная политика. Разработаны и реализованы соответствующие государственные инициативы, образованы новые центры и службы занятости, открыты электронные порталы национальной профориентации в течение всей жизни, содержащие широкий набор анкет для самооценки, базы данных о профессиях и возможностях их освоения.
Так, в Ирландии с 2000 года вопросы совершенствования системы профориентации включаются в планы национального развития страны. В 2003 году Департамент образования и науки обратился к Национальному центру профессиональной ориентации в сфере образования (National Centre for Guidance in Education) с предложением выступить координатором создания Национального форума по профориентации (National Guidance forum). далее была сформирована координационная группа, которая привлекла к созданию форума министерство предпринимательства, министерство образования, институт консультантов по профориентации и Сертифицированный институт развития персонала.
В Греции идея профессиональной ориентации реализуется организацией по трудоустройству рабочей силы. Эта организация состоит из четырех отделов, предоставляющих услуги по профориентации. Ее роль заключается в определении стратегий, управлении местными отделами организации, а также в обеспечении их необходимыми ресурсами и системами обеспечения качества.
В Венгрии согласно закону «О занятости» создано Центральное агентство занятости и государственная служба занятости. Агентство является центром по оказанию услуг в сфере профориентации и консультирования. В период 2008-2010 годов была создана сеть профессиональной ориентации для обучения в течение всей жизни — ReferNet, ставшая частью программы социального обновления страны (TAMOP). Элементами программы являются: 1) базовая сеть специалистов; 2) широкая разноуровневая сеть организаций; 3) повышение качества специалистов; 4) разработка инструментов обмена информацией о профориентации.
В Болгарии профориентационные услуги в среднем образовании предоставляются министерством образования, молодежи и науки, инспекциями по образованию и непосредственно школами. При министерстве действует центр развития человеческих ресурсов, куда входит структура «Euro guidance», предоставляющая информацию и услуги по профориентации. С 2011 г. формируется система профориентации для школьников
в рамках программы министерства образования «Развитие человеческих ресурсов», предусматривающей учреждение 28 региональных центров развития карьеры и специальных отделов профессиональной ориентации на национальном, региональном и школьном уровне. Услуги в области развития карьеры предоставляются не только в рамках системы образования, но и Службой занятости при министерстве труда и биржами труда, являющимися ее региональными структурами.
Во Франции в ноябре 2009 году принят закон, который предусматривает объединение разрозненных служб в сфере профориентации. Пример объединения услуг — проект «Cité des Métiers» (город профессий). Это интегрированная консультационно-ресурсная электронная платформа для граждан всех возрастов, ищущих информацию о профессиях и трудоустройстве. «Cité des Métiers» организует интервью, предоставляет в режиме самообслуживания постоянно обновляемую документацию по вопросам занятости, вакансий и обучения, проводит информационные дни, семинары и встречи.
Согласно «Резолюции о профориентации» (2008 г.) для всех учащихся средней школы в возрасте от 12 лет реализуется программа «Поиск рабочих мест и обучения», предусматривающая формирование умений по управлению собственной карьерой. В программе выделены три области знаний — знание профессии, знание учебных курсов, самооценка и самопознание. Они интегрированы в программу национального экзамена, который сдают выпускники коллежей (примерно соответствует нашему 9 классу) чтобы получить Diplôme National du Brevet и учитываются проводимой с начала 2010/2011 учебного года реформой программ профессионального образования и обучения. В 2009 году в профессиональном образовании и обучении преподавателей введен Bilan des competences (Паспорт компетенций). Инновации направлены на создание более прозрачных и доступных систем обучения и трудовой деятельности. По закону 2005 года у 50% молодежи должны быть квалификации старшей степени общего образования, из них у 80% — диплом профессионального бакалавриата.
В Литве принята Национальная программа, одним из приоритетов которой является создание национальных моделей профориентации. Помимо этого, разработана Националь-
Европа уже вступила в «эпоху знаний», и успешный переход к экономике и обществу, основанным на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования.
в ирландии с 2000 года вопросы совершенствования системы профориентации включаются в планы национального развития страны.
во Франции в 2009 году принят закон,который предусматривает объединение разрозненных служб в сфере профориентации.
МИРОВОЙ опыт
ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
ная рамка компетенций в области управления карьерой. Идея создания Национальной рамки предусмотрена в Национальной стратегии профессиональной ориентации (2004),
в великобритании с 2010 года введена система профориентации взрослого населения — единый национальный сервис, предоставляющий свои услуги всем взрослым гражданам страны в офисах, по телефону или в сети в режиме реального времени.
профориентации общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ.
В Великобритании с августа 2010 года введена система профориентации взрослого населения — единый национальный сервис, предоставляющий свои услуги всем взро-
круг обязанностей служб, предоставляющих услуги по профессиональной ориентации,постоянно расширяется, включая в себя содействие становлению самодостаточных граждан.
лестнице. Профориентация включает информирование о состоянии рынка труда, курсах обучения, профессиональных требованиях, государственной поддержке обучения, предоставление услуг по оценке умений и индивидуальных способностей претендентов и др.
В Германии в 2006 г. создан Национальный форум по вопросам консультирования в обра-
Оогласно французской «резолюции о профориентации» для всех учащихся средней школы в возрасте от 12 лет реализуется программа «Поиск рабочих мест и обучения», предусматривающая формирование умений по управлению собственной карьерой. в профессиональном образовании и обучении преподавателей введен Bilan des competences (Паспорт компетенций).
ров и попечительский совет (Kuratorium), назначаемый советом директоров.
Сайт Национального форума и информационный портал planet-beruf.de представляют собой комплекс различных ресурсов, касающихся выбора карьеры, а также региональных сервисов по вопросам профессиональной
принятой министерством образования и науки и министерством труда. В формировании Национальной рамки компетенций приняли участие министерство образования и науки, эксперты и практики из литовского Дворца творчества молодежи (Центра планирования карьеры), Университетского кластерного центра, служб
слым гражданам страны в офисах, по телефону или в сети в режиме реального времени. Задача профориентации взрослого населения состоит в том, чтобы 50 % людей, обратившихся за консультацией, смогли устроиться на работу или подняться по карьерной
зовании, развитии карьеры и занятости, представляющий собой платформу для обмена опытом и знаниями путем проведения семинаров и конференций, участия в проектах и мероприятиях. Форум способствует созданию сетей, развитию сотрудничества и координации деятельности различных заинтересованных сторон и участников. Структура управления форума включает в себя Генеральную ассамблею, совет директо-
ориентации и программам ученичества. Сочетание онлайновых информационных ресурсов, печатных изданий и компакт-дисков уже используется более чем в 11 000 учебных заведений страны.
Профориентация в течение жизни
В настоящее время системы профориентации и консультирования европейских стран значительно расширили целевые группы пользователей и масштаб собственной деятельности в соответствии с двумя резолюциями Совета Европы (2004 и 2008 гг.), посвященными вопросам развития профориентации в течение всей жизни.
Так, в Греции профессиональная ориентация понимается как система, имеющая образовательную (педагогическую) природу, реализуемая организацией по трудоустройству рабочей силы (OAED — Organismos Apasholisis Ergatikou Dinamikou), которая ежегодно готовит доклад с анализом существующих потребностей на рынке труда и предложением вакантных рабочих мест. Концепция консультирования и профессиональной ориентации в OAED включает в себя:
- изучение, анализ и развитие личностных факторов учащихся (интересы, личные качества, ценности, умения и т.д.);
- изучение, оценку и классификацию информации о возможностях обучения с учетом личных предпочтений различных групп пользователей и тенденций развития рынка труда;
- сбор информации о возможностях профессиональной карьеры для различных категорий населения и формирование у них умений в области принятия решений относительно собственного обучения и выбора профессии;
- обучение целевых групп разработке собственного плана обучения и освоения профессии.
В Болгарии под профессиональной ориентацией понимается предоставление консультаций и рекомендаций обучающимся и другим лицам в вопросах выбора профессии и развития карьеры. Основные задачи, определенные законом о профориентации, включают в себя оказание помощи как молодежи в свободном выборе образования, профессионального обучения и квалификации, так и взрослым (работающим и безработным) в принятии решений о повышении уровня образования и квалификации, переобучении, начале трудовой деятельности или смене рабочего места. В рамках стратегии «Образование и обучение 2020» предусмотрено создание гибких траекторий обучения, признание неформального и спонтанного обучения и создание национальных систем квалификаций. Услуги профориентации в среднем образовании предоставляются министерством образования, молодежи и науки, инспекциями по образованию и непосредственно школами.
европейская политика в области профориентации
мировой опыт
В стране завершается формирование единой системы национальной профориентации в течение всей жизни, разработана программа подготовки и требования к квалификациям специалистов-профориентологов.
В Чешской республике национальная стратегия определяет профориентацию как ключевой элемент обеспечения стратегии обучения в течение всей жизни, расширения доступности качественного образования, улучшения качества информационных и консультационных услуг, повышения уровня образования и занятости.
В Словакии в Стратегии обучения и профориентации в течение всей жизни (2007 г.) подчеркнута взаимосвязь между обучением и профориентацией, а также роль профориентации в повышении качества профессиональной жизни граждан.
В Ирландии благодаря деятельности Национального форума по профориентации разработана национальная рамка профориентации, определяющая знания, умения и компетенции, которые должны развить граждане в течение жизни. Был представлен доклад о существующих услугах в сфере профориентации в системе образования, на рынке труда и в обществе, сформированы рамочные требования к практическим работникам данной области, рамка качества услуг, рамочные требования к организационной структуре предоставления и координации услуг в области профориентации.
В Австрии профориентация в течение всей жизни является национальным приоритетом на протяжении уже многих лет. Профориентация в австрийской системе образования основана на трехуровневой модели, в которой основное внимание уделяется интеграции обучения в области профориентации и психологической поддержки. Вопросы профориентации и развития карьеры находятся в сфере ответственности министерства образования, искусств и культуры, министерства науки и исследований, министерства труда, социальных вопросов и защиты интересов потребителей, министерства экономики, семьи и молодежи, государственных служб занятости, социальных партнеров (Палата труда, Экономическая палата, Федерация австрийской промышленности), специалистов-практиков (преподавателей в области развития карьеры, школьных психологов, консультантов по психологии и т.д.).
В стране в начале 2000 г. создан Национальный форум по профориентации в течение всей жизни (NLLGF-AT), являющийся стратегической платформой для всех форм и областей профориентации. В 2007 году опубликована стратегия профориентации в течение всей жизни, цели которой состоят в ориентации на потребности граждан, обучении базовым компетенциям для профобразования и планирования жизни, обеспечении широкого доступа к услугам, связи со стратегиями обучения в течение всей жизни.
В рамках стратегии определено пять дополнительных приоритетов: 1) внедрение базовых компетенций во все учебные планы; 2) повышение внимания к процессу консультирования и поддержки; 3) профессионализм консультантов и тренеров; 4) обеспечение качества и оценка; 5) расширение доступа — предоставление услуг новым целевым группам. ***
обзор международной практики становления систем профориентации в течение всей жизни свидетельствует, что развитие профориентации стало для большинства стран национальным приоритетом. одним из инновационных подходов стала модернизация и интеграция мероприятий в области профориентации на всех уровнях (национальный, региональный, местный) и по всем направлениям (профориентация в средней школе, переход от школы к трудовой деятельности, карьера и ее развитие для взрослых). основные направления развития политики в сфере профориентации включают
в себя создание норматив- в Австрии профориентация в те-но-правовой базы и эконо- чение всей жизни является нацио-
мических и организацион- нальным приоритетом на протяже-
ных условий и гарантий для нии уже многих лет.
свободного профессионального определения человека, его самореализации в труде и адаптации в условиях рыночных отношений и развитие психолого-педагогических услуг.
Литература
1. Bulgaria VET in Europe — Country Report. сеаеЬр, 2011.
2. Career development at work. A review of career guidance to support people in employment. Cedefop Panorama series; 151. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008.
3. Career guidance: a handbook for policy makers. Paris: OECD/ European Communities, 2004.
4. National Employment Service, Hungary. http://en.munka.hu.
5. Jarvis, Ph. S. Career Information and Delivery Systems. The Next Generation. Paper presented to a Careers Guidance and Counseling Conference on "Theory and Practice for the 21st Century". ETF, World Bank: Budapest, March 2000.
6. Lifelong Guidance Policies: Work in Progress. A report on the work of the European Lifelong Guidance Policy Network 2008-10, The European Lifelong Guidance Policy Network (ELGPN), 2010.
7. Professionalising career guidance: Practitioner competences and qualification routes in Europe. Luxembourg: Cedefop, 2009.
в ирландии разработана национальная рамка профориентации, определяющая знания, умения и компетенции, которые должны развить граждане в течение жизни.