УДК 930. 2
СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.
© 2018 А. И. Ильинова
аспирант кафедры истории России e-mail: a.ilinova2l@,mail.ru
Курский государственный университет
В работе на основе первичных источников рассматривается важная, но фактически не разработанная в современной отечественной историографии проблема - становление социального предпринимательства в рыночной повседневности рубежа XX-XXI вв. Показано, что радикальные социально-экономические реформы, открыв широкий простор для предпринимательской деятельности всех людей, одновременно стимулировали социально-экономическую дифференциацию населения. Следствием стало то, что активно стали формироваться категории населения и отраслей, требовавших повышенного внимания в рыночных условиях хозяйствования.
В работе показано, что развитие малого предпринимательства в Курской области стало основой формирования отдельной категории социально ориентированных бизнесменов, видевших необходимость и понимавших сущность оказания помощи населению. Устойчивое развитие малого бизнеса, опыт социально ориентированной деятельности стали основой развития самостоятельного вида деятельности - социального предпринимательства.
Ключевые слова: реформы, рыночная повседневность, предпринимательство, бизнес, социально ориентированное предпринимательство, социальное предпринимательство.
При всех неоднозначных оценках радикальных социально-экономических реформ, проведённых в России в конце XX - начале XXI в. бесспорным остаётся тот факт, что они способствовали формированию условий для развития предпринимательской инициативы и развития бизнеса во всех сферах жизнедеятельности и жизнеобеспечения населения. Развитие рыночных форм хозяйствования способствовало формированию и воспитанию предпринимательской общественности в постсоветской России. Мы полагаем, что результатом этих процессов стало зарождение и развитие такого экономического феномена, как социальное предпринимательство.
В современной России это достаточно молодой вид деятельности, а потому весьма сложный с точки зрения определения понятий и сущности. Вместе с тем имеются работы, где авторы на основе имеющихся теоретических разработок и анализа экономической практики рубежа XX-XXI вв. предприняли попытки определить сущность названного явления. Среди них выделяются Е. Власов [2013], Ю.Н. Арай [2013], К.М. Бабаев [2013], Я.С. Гришина [2013] и другие. Определённый вклад в разработку проблемы внесли также курские учёные и практики. В числе их работ выделяются публикации А.М Борисова [2008], А.Л. Чулакова [2010], С В. Дурневой [2010].
Не останавливаясь на тонкостях дискуссий и критериев определения сущности социального предпринимательства, будем исходить из того, что это особый вид инновационной хозяйственно-организаторской деятельности, связанной с решением благотворительно-инвестиционных социально значимых проектов. Дело в том, что в социальном предпринимательстве руководство организаций, помимо получения прибыли, решает весьма важную личностно-психологическую проблему собственной общественной востребованности.
Анализ источников показывает, что социальное предпринимательство в постсоветской России - весьма молодой вид деятельности и что не все его признаки и направления работы оформились и чётко просматриваются в современных условиях. Вместе с тем изучение регионального опыта в этом деле не только позволит увидеть картину, но и будет способствовать развитию теории проблемы.
Важным представляется то, что в Курской области властные структуры имеют весьма чёткую и правильную позицию относительно социального предпринимательства. «Социальное предпринимательство, - сказано в издании комитета потребительского рынка региона, - это принципиально новый вид бизнеса. В отличие от традиционного, социальный бизнес извлекает прибыль, решая социальные проблемы и помогая обществу функционировать более эффективно. Он принимает вызовы общества, комбинируя деловые ноу-хау со стремлением повысить качество жизни и фокусируясь не на самом себе, а на окружающем мире» [Социальное предпринимательство... 2015].
Однако важно заметить, что такое понимание социального бизнеса пришло не сразу, а в результате практической деятельности властных структур по изучению деятельности предпринимательского сообщества в конце XX - начале XXI в. и созданию условий для развития среднего и малого бизнеса в регионе. Кроме того, органы государственной и муниципальной власти активно нацеливали и стимулировали бизнес-сообщество на решение социальных проблем населения в рыночной повседневности.
Радикальные социально-экономические преобразования конца XX - начала XXI в. во всех сферах жизнеобеспечения имели наряду с позитивными изменениями, активизировавшими социально-экономическую мобильность населения, и естественные негативные последствия. Они, прежде всего, были вызваны радикальным реформированием советской модели хозяйствования, что ускорило социально-экономическую дифференциацию занятий и уровня жизни населения. В новых условиях хозяйствования значительно выросла прослойка социально незащищённых категорий населения и видов деятельности, особенно в социальной сфере. Это, по нашему мнению, и стало стимулировать развитие социального предпринимательства в стране и регионе.
Анализ исторических источников показывает, что социальное предпринимательство в практической деятельности гораздо шире, чем трактуется практиками и научной общественностью. Дело в том, что бизнесмены извлекают прибыль, решая комплекс сложных социальных проблем, начиная от занятости населения до оказания адресной и иной помощи нуждающимся людям. При этом в определённой мере они стимулируют решение проблем самомотивации деятельности части не определившихся в новых условиях людей. В этом плане весьма важно рассмотреть основные вехи развития социального предпринимательства в регионе.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что развитие социального предпринимательства в Курской области конце XX - начале XXI в. стало результатом реализации рыночных реформ как условия развития бизнеса в целом. Мы полагаем, что период «перестройки» стал важным рубежным этапом в развитии предпринимательства в широком смысле как основы социального предпринимательства. Это время можно назвать периодом предпринимательского ученичества и понимания.
На этот аспект проблемы обратил внимание А.В. Третьяков. Он писал, что за период с 1985 по 1991 г. в регионе были созданы адекватные времени, но не совсем совершенные нормативно-правовые и экономические условия для внедрения экономических методов хозяйствования. Развитие социалистической предприимчивости, хозрасчёта, бригадных форм организации труда, арендных отношений, стимулировавших становление (крестьянских) фермерских хозяйств и иных разрешённых законом форм деятельности, показывает правильность партийно-государственного курса на
эволюционный перевод планового хозяйствования к рыночной экономике во всех сферах жизнедеятельности [Третьяков 2018].
Однако победившие в 1991 г. в правительстве сторонники рыночного фундаментализма изменили курс на радикальные экономические реформы, ускоренную приватизацию и дискредитацию колхозно-совхозной системы хозяйствования. Всё привело к смене модели экономического развития и изменило методы формирования рыночного ландшафта в России и регионе [Социальное предпринимательство... 2015].
Источники показывают, что в рыночной повседневности рубежа ХХ-ХХ1 вв. в регионе малые предприятия зарождались изначально как социально-ориентированные. данный феномен можно считать результатом советской коллективной ментальности, суть которой состояла в том, что нельзя оставить человека в беде или в трудной ситуации.
Возьмём, к примеру, фермерское движение. Особенно фермеров «первой волны». «Вся сельская инфраструктура, - писал А.Н. Михайлов, - держалась на колхозах и совхозах, которые в считанные годы были ликвидированы под предлогом возрождения чувства хозяина у крестьянства. Деревенские жители фактически оказались предоставленными сами себе. На селе в конце XX - начале XXI в. сложилась противоречивая ситуация, когда крупные хозяйства, несмотря на трудное экономическое положение выделявшие определённые средства на сельское образование, медицину, культуру, дорожное строительство и иные нужды, были фактически быстро ликвидированы, новые же фермерские хозяйства находились в стадии становления и не имели возможности в полном объёме заменить социально-бытовую деятельность колхозов и совхозов» [Михайлов А. 2010: 178].
В этих сложных условиях начинающие сельские предприниматели оказывали возможную помощь людям. Это прежде всего касалось решения проблемы сохранения крестьянских паевых земель в условиях безденежья собственников и тотальной их скупки. Успешный ныне Медвенский фермер Ю.Г. Верёвкин вспоминал: «Мы с мужиками, посоветовавшись, решили сложить свои «капиталы» в общую кучу» [Белунова 2010]. Это давало возможность создавать рабочие места, сократить уход сельского населения. В 1992 г. фермеры Беловского района трудоустроили 63 человека, Большесолдатского -48, Дмитриевского - 1501. В хозяйстве Ю.Г. Верёвкина занято около 30 человек, в хозяйстве С.Н. Бочарова работают не менее 40 бывших колхозников [Агропромышленный комплекс. 2010: 96-97]
В полном объёме социально ориентированной следует назвать практику деятельности руководства ООО «Садовский» В.Н. Петрова и ООО «Петроком» А.В. Петрова. У них в 2009 г. было занято 80 человек с зарплатой 12-14 тыс. рублей. Петровы одинаково внимательны к проблемам своих дольщиков и жителей, окрестных сёл. «Петров не бросает людей на произвол судьбы. По мере необходимости выделяют средства на ремонт водопроводных сетей, поддержание в хорошем состоянии дорог. Пайщики наши не обижены. Оказывается финансовая помощь Медвенской средней школе, Успенской церкви. Не оставляем людей в трудные минуты. Больше 200 тысяч рублей вложили в обустройство местного кладбища. За последние годы 70% работников хозяйства приобрели личные автомобили.
Не хватает человеку энной суммы, он смело идёт к Виктору Николаевичу, потому что знает: ему не откажут в просьбе. Потом в течение определённого срока времени деньги постепенно вычитают из заработной платы работника без всяких процентов. В этом году за счёт средств хозяйства девять его работников отдохнули на берегу Чёрного моря. У ООО "Садовский" заключён договор со страховой фирмой "АСКО". Работники
1 Подсчитано по: ГАКО. Р-3168. Оп. 3. Д. 2090. Л. 1-167
хозяйства абсолютно бесплатно проходят курс лечения в областной больнице. Бесплатно кормят людей в местной столовой» [Согачёв 2015].
В производственной сфере и сфере обслуживания населения ситуация развивалась аналогичным образом. Так, на базе открывшегося в 1990 г. в г. Железногорске дорожно-строительного кооператива «Гранит» появилась научно-производственная фирма. Для занятости жён сотрудников организации стали развивать швейное дело, производство мебели, возрождать традиционные народные ремёсла. Обращает на себя внимание тот факт, что кооператив создавал «хорошие условия для деятельности инициативных и творческих людей» [Бессорабов 1992].
Интересен опыт работы семейного магазина № 64 г. Железногорска, который открыла в 1990 г. многодетная семья. Деятельность его строилась на базе мониторинга спроса населения. «Основное внимание работники нового магазина уделяют тому, чтобы здесь было всё, что в первую очередь необходимо многодетным семьям. Оно и понятно: Валентина Николаевна и Леонид Валерьянович воспитывают восемь детей» [Михайлов В. 1990].
В целом же в 1992 г. в Курской области действовали 302 разнопрофильных кооператива, в которых было занято 3 832 человека, в том числе 45 кооперативов занимались бытовым обслуживанием населения, пять оказывали медицинские услуги, три художественно-оформительских кооператива и один занимался спортивно-оздоровительной работой [Деятельность кооперативов. 1993: 3]. К тому же в это время в регионе действовали 228 малых предприятий, в которых работали 6 119 человек. Из них шесть оказывали непроизводственные виды бытового обслуживания населения, одно предоставляло услуги ЖКХ, 35 занимались организацией услуг здравоохранения и социального обеспечения (медпомощь оказывала 31 организация, девять занимались вопросами организации народного образования) [Там же: 17]
Анализ статистических материалов и иных источников показывает, что на рубеже XX-XXI вв. в условиях осуществления радикальных экономических реформ, совершенствования законодательства и приобретения опыта хозяйствования в рыночных условиях в Курской области относительно устойчиво формировался малый бизнес как основа становления и развития социального предпринимательства в регионе.
В 1997 г. в области действовало 2,3 тыс. малых предприятий, в 1998 - 2,9 тыс., в 1999 - 2,3 тыс., в 2000 - 2,8 тыс., в 2001 - 2,8 тыс., в 2002 их число выросло до 3 тысяч. Несмотря на относительное увеличение численности предприятий, их доля в экономике оставалась незначительной и составляла 0,3 % [Лидеры малого бизнеса. 2004: 22]. По средней численности работников это были организации, где работало от 11 до 15 человек или от 8,7 до 11,6 человек на одно предприятие. В силу этого в рейтинге регионов Центрального федерального округа, в который входит 17 областей, Курская область по числу малых предприятий не поднималась выше 14-го места (см.: [Там же: 42, 48]).
Важно подчеркнуть, что малые предприятия, становление которых приходилось на конец XX в., в определённой своей части можно называть социально-ориентированными по многим критериям, главным среди них остаётся оказание помощи особо нуждающимся людям и категориям населения. По отраслям экономики на рубеже XX-XXI вв. рост численности малых предприятий был не однородным. Темпы увеличения количества малых предприятий в торговле, общественном питании и сфере обслуживания значительно опережали рост их численности в чисто производственной сфере. Если в промышленности в 1998 г. действовало 13,8% малых предприятий от общей численности предприятий региона, в 2002 - 13,3%, в строительстве - 17% и 13,3 % соответственно, то в торговле, общественном питании и сфере услуг в 1998 г. - 55%, в 2002 - 48,6% малых предприятий от их общего числа в регионе [Там же: 22-25].
Вместе с тем в 2001 и 2002 гг. в Курской области постоянными лидерами «Рейтинга-100» являлось 31 малое предприятие в сфере науки и социальных услуг. Среди них выделялись ООО «Голубая птица», ООО «Медикоб», ООО фирма «Отдых», ООО фирма «Нейрон», ООО «Медимпульс» [Лидеры малого бизнеса. 2004: 90]. Успешную деятельность развивали в г. Курске Центр творческого развития «Диалог», ООО «Дизайнер-центр», ЗАО «Инстэб», ООО «Стоматологическая помощь» [Там же: 111-114].
Следует заметить, что конец XX - начало XXI в. в развитии малого предпринимательства характеризуется зарождением и развитием социальных предприятий в нынешнем понимании их сущности. На наш взгляд это отставание можно объяснить тем, что хозяйственно-экономическая сфера имела широкий спектр видов деятельности для формирования бизнеса, время социальной специализации в узком смысле слова ещё не пришло, но развитие малого бизнеса формировало условия для этого.
Анализ источников свидетельствует о том, что к началу XXI в. определённая социальная специализация в деятельности малых предприятий начинает просматриваться более чётко. Это стало результатом того, что численный рост малых предприятий и их позитивное влияние на социально-экономическую сферу в Курской области сопровождалось развитием теории социального предпринимательства и системной деятельностью властно-муниципальных структур по развитию малого предпринимательства во всех сферах жизнеобеспечения населения.
Практическая деятельность по оказанию малыми предприятиями необходимых услуг различным категориям населения и теоретические разработки учёных привели к пониманию общественно-экономической сущности социального предпринимательства. На рубеже XX-XXI вв. социальное предпринимательство стали рассматривать не только как квалифицированное оказание профессиональных услуг, но как и специализированную помощь различным категориям населения, отдельным людям.
В начале XXI в. тенденция развития малых предприятий в регионе приобрела устойчивый характер, что активизировало процесс развития социального предпринимательства и его специализацию. Статистические материалы показывают, что количество малых предприятий в Курской области в период с 2005 по 2007 г. относительно стабильно увеличивалась. Если на конец 2005 г. в области действовало всего 4 288 малых предприятий, то в 2007 г. их общая численность достигла 4 916 [Малое предпринимательство. 2008: 10]. При этом наблюдается тенденция увеличения численности предприятий, специализирующихся на оказании различного рода услуг, не связанных прямо с производственной деятельностью. В 2005 г. в регионе услуги, связанные с операциями с недвижимостью, арендой, оказывали 494 малых предприятия, гостиниц и ресторанов - 37 предприятий, по организации образования - 7, здравоохранения и социальных услуг - 53. Помимо этого ещё 79 организаций оказывали «прочие коммунальные, социальные, персональные услуги». В 2007 г. численность организаций, оказывающих названные услуги, увеличилась до 663, 137, 10, 59 и 99 соответственно Там же]
В последующие годы начала XXI в. тенденция расширения сети малых предприятий приобрела характер устойчивого развития. В этих условиях, наряду с увеличением общей численности малых предприятий, по видам деятельности расширялась сеть малых предприятий, оказывающих профессионально социальные услуги. Кроме того, все малые предприятия, естественно в разной степени, приближались к социально ориентированным организациям.
Статистические данные за 2010 г. показывают, что в Курской области было 8 021 малых предприятий, из которых 6 687 являлись микропредприятиями. В 2010 г. деятельность осуществляли 20 905 индивидуальных предпринимателей [Итоги. 2012: 7]
Анализ источников показывает, что увеличение общей численности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей создавали в регионе условия для развития сети предпринимательских организаций считающих социальную направленность главным видом бизнеса. Если рассматривать предприятия по формам собственности, то увидим, что в период с 2005 по 2007 г. основная масса малых предприятий были частными. Это, по нашему мнению, способствовало решению государственно-региональных задач за счёт частных инвестиций. Так, из всех малых предприятий, работавших в это время в Курской области, 97 % были частными, 1,3 % - смешанные российские, 1,1 % - смешанные российско-иностранные и 0,6 % - иностранные [Малое предпринимательство. 2008: 11]. Фактически начало XXI в. в регионе характеризуется формированием и развитием системы частно-государственного партнёрства в решении социальных проблем населения.
Об устойчивости тенденции развития малого предпринимательства в регионе свидетельствует стабильный рост инвестиций в производство. Так, в 2005 г. инвестиции в основной капитал составили 633,5 млн рублей (3,5%), в 2006 - 879,7 млн рублей (4,2%), в 2007 - 1252,0 млн рублей (4,3%) [Там же: 9]. В 2010 г. инвестиции в основной капитал малых предприятий увеличились до 5,9 %, в том числе в микропредприятиях рост составил 2,9 %. Существенным показателем устойчивости малого бизнеса как условия развития социального предпринимательства является увеличение числа организаций, имеющих в 2010 г. «затраты на инновации». Число этих юридических лиц составляло 0,3 %, в том числе микропредприятия составляли 0,1 % [Итоги. 2012: 10]
Источники показывают, что развитие сети малых предприятий в Курской области, расширение их видов деятельности способствовало профессиональному и правовому оформлению статуса и сети социально ориентированных и социальных малых предприятий. Данные за 2010 г. свидетельствуют о том, что в структуре малого бизнеса стала оформляться система малых предприятий, включающая юридические лица и индивидуальных предпринимателей, оказывавших разнородные услуги населению. В неё вошли гостиничный и ресторанный бизнес, сфера транспорта и связи, финансовой деятельности, операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сфера оказания прочих коммунальных, социальных и персональных услуг [Там же: 47-49]
Мы полагаем, опираясь на статистический материал, что именно из этих и связанных с ними видов деятельности и стало формироваться в начале XXI в. социальное предпринимательство. Хотя объективный анализ разноплановых источников даёт основание полагать, что всё то, что сегодня понимают под социальным предпринимательством, сужает его сущностно-деловую сферу, приближая его в определённой степени к системе оказания социальной помощи, а не собственно предоставления социальных услуг всему населению.
Понимая сложности данной работы, а также в целях совершенствования развития социального предпринимательства в 2015 г. по инициативе Комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области на базе некоммерческого партнёрства «Областной центр поддержки малого и среднего предпринимательства» был создан Центр поддержки социального предпринимательства [Социальное предпринимательство. 2015: 1] Основными задачами Центра стали:
«- обучение основам социального предпринимательства и практическим навыкам создания и открытия собственного социального бизнеса;
- тиражирование успешных российских и социально-предпринимательских практик;
- консультационное, информационное и аналитическое сопровождение деятельности социальных предпринимателей;
- создание и развитие инструментов поддержки социального предпринимательства, включая все виды ресурсной поддержки» [Социальное предпринимательство. 2015: 1].
Проведённый в 2015 г. опрос показал, что в начале года в Курской области преобладающим видом социального предпринимательства были детские развивающие центры. Они составляли 79% от общего объёма. «Другие направления социального предпринимательства в совокупности от общего объёма составляют 21%, в т.ч. медико-реабилитационные центры - 9%,психологические центры - 6%, производство и услуги с участием людей с ограниченными возможностями - 4%, патронажные службы - 2%» [Там же]. Заслуживает внимания деятельность ООО «Учебно-производственный центр инвалидов», ИП А.А. Толстых Курская патронажная служба «Патронаж плюс», ИН К.В. Куракса Детский центр народного творчества «Хоровод» в Курске (см.: [Там же]).
Внимательное отношение властных структур региона к проблемам развития малого бизнеса и деятельность Центра поддержки социального предпринимательства существенно улучшили качественные и количественные показатели в этом виде работы. В 2018 г. на территории области по-прежнему «как основной вид социального предпринимательства преобладают детские развивающие центры (72%). Другие направления социального предпринимательства в совокупности от общего составляют 28 %, в т.ч. медико-реабилитационные центры - 13%, психологические центры - 7%, производство и услуги с участием людей с ограниченными возможностями - 6%, патронажные службы - 2%» [Малый бизнес. 2018: 3].
Интересный опыт работы и хорошие результаты деятельности получили многие социальные предприниматели. Среди них можно назвать «Центр увлекательных программ с музеем занимательных наук «Атмосфера Открытий», созданный в 2012 г. ИП О.В. Ткаченко. «Атмосфера Открытий» - это первый в Курске интерактивный научно-познавательный центр для детей и взрослых. На территории около 1 500 кв. м. размещены уникальные экспонаты музея занимательных наук, захватывающие шоу и представления в научной лаборатории, увлекательные мастер-классы в творческих мастерских и кулинарной студии, игротека конструкторов и возможность создать собственного робота в конструкторском бюро, открытая площадка для различных проектов и идей, игровые программы, экскурсии и квесты, научно-творческий городской лагерь, самые весёлые и необычные праздники и, конечно же, собственные открытия!» [День предпринимателя. 2018: 12]
Заслуживает внимания деятельность ООО «Медико-реабилитационный центр "Орто-Доктор" им. Ю.И. Алёхина». «Это одна из крупнейших частных компаний, которая представляет полный комплекс услуг по протезированию, ортезированию и реабилитации инвалидов. Центр регулярно отслеживает обновления, внедряемые в производство, модернизирует технологии изготовления протезов, а также открыт инновациям в сфере протезирования. Компания изготавливает высокотехнологичные протезы, которые действуют на основе импульса мышц» [Там же].
Из вышеизложенного материала следует, что радикальные хозяйственно-экономические реформы конца XX - начала XXI в. открыли широкий простор для предпринимательской деятельности населения во всех сферах жизнеобеспечения, а укреплявшееся рыночное хозяйствование ускоряло процесс социально-экономической дифференциации. В новых условиях стал быстро формироваться контингент населения и сфер жизнедеятельности, нуждавшихся в социальной поддержке и помощи.
Деятельность властных структур региона по формированию условий для развития малого предпринимательства способствовала системному развитию малого бизнеса во всех сферах жизнеобеспечения. Становление малого предпринимательства в
хозяйственно-производственной сфере, формирование опыта работы с различными категориями населения и организациями способствовали выявлению общественных проблем и формированию социальной составляющей в деятельности малого бизнеса.
Социальное предпринимательство стало закономерным результатом устойчивого развития малого бизнеса в регионе в целом. Решение социальных проблем отдельных людей, категорий населения и отраслей рассматривается социальным бизнесом как важное условие развитие перспективных форм хозяйствования в рыночной повседневности.
Библиографический список
Агропромышленный комплекс Курской области. 2010. Курск, 2010. 159 с..
Арай Ю.Н. Социальное предпринимательство в начале ХХ! века: основные понятия и страновые особенности // Российский журнал менеджмента. 2013. № 1. С. 111-130.
Бабаев К.М. Социальные аспекты предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений // Экономические науки. 2013. № 9. С. 119-122.
Белунова А. Земля любит терпеливых // Курская правда. 2010. 4 февр.
Бессорабов В. Расширил границы «Гранит». От кооператива к фирме // Курская правда. 1992. 7 февр.
Борисов А.М. Власть и предприниматель: оценивает бизнес // Проблемы формирования и развития налоговой политики Российской Федерации в условиях рыночной экономики: сб. науч. ст. 7-й сессии постоянно действующего науч.- практ. семинара. Ч. 2. Курск, 2008. С. 36-42.
Власов Е. Социальное предпринимательство: эволюция взглядов и подходов // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 3. С. 129-131.
Гришина Я.С. Правовая регламентация государственно-частного партнерства в условиях формирования правовой модели социального предпринимательства // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2013. № 3. С. 35-42.
День предпринимателя Курской области. Региональный форум. 27 апреля 2018. Курск, 2018. 18 с.
Деятельность кооперативов и малых предприятий в 1992 г.: стат. бюллетень. Курск, 1993. 54 с.
Дурнева С.В. Предпринимательство как социальная роль // Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства Курской области. Ежегодная науч.-практ. конф. в рамках Васильевских чтений Курского филиала Российского государственного торгово-экономического университета, 25 марта 2010 г. Курск, 2010. С. 73-77.
Итоги сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 год: в 3 т. / Территориальный орган Федеральной государственной статистики по Курской области. Курск, 2012. Т.1. Юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (сводные итоги). 105 с.
Лидеры малого бизнеса Курской области: аналитический рейтинг-справочник. Курск, 2004. 115 с.
Малое предпринимательство Курской области (2005-2007): стат. сб. Курск, 2008.
57 с.
Малый бизнес в социальном предпринимательстве. 2018. Курск, 2018. 14 с.
Михайлов А.Н. Становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в аграрном производстве Курской области в конце XX - начале XXI веков: дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2010. 220 с.
Михайлов В. Приглашает семейный магазин // Курская правда. 1990. 28 февр.
Согачёв В. «Секреты» Петровых // Курская правда. 2009. 28 авг.
Социальное предпринимательство Курской области. История успеха. Курск, 2015.
14 с.
Третьяков А.В. Становление рыночных форм хозяйствования в Курской области в годы «перестройки»:1985-1991гг.// Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. №2 (46). URL http: // scientific-notes.ru/pdf/051-012.pdf (дата обращения: 13.08.2018).
Чулаков А.Л. Деятельность предприятий Курской области в сфере социальной ответственности бизнеса // Актуальные проблемы развития территорий и систем регионального и муниципального управления: материалы V Междунар. науч.-практ.конф. / редкол. Ю.В. Вертакова. Курск, 2010. Вып. 3. С. 154-160.