УДК 9.908 ББК 63.3(0)6
Е.В. Туфанов, И.Н. Кравченко, О.Н. Шматько
Ставропольский государственный аграрный университет
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПАРТИЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ 1920-х гг. (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬЯ И ТЕРЕКА)
Статья посвящена актуальной научной проблеме - формированию многоступенчатой структуры идеологического образования в начале 1920-х гг. В центре внимания исследования находятся законодательные инициативы как центральной власти, так и действия руководства регионов по вопросу политического образования и идеологического воспитания социума Советского государства. В представленной статье исследуется процесс политического образования - сроки обучения, содержание и объем учебных программ, методы и формы учебных занятий. На основе введенных в научный оборот архивных материалов и периодической печати исследуемого периода авторы изучают социокультурный уровень курсантов партийных образовательных учреждений. Авторы приходит к выводу, что благодаря ряду мероприятий к концу 1922 года на территории Ставрополья и Терека была сформирована и функционировала система партийного просвещения, которая выстраивалась в многоступенчатую структуру и включала в себя: партшколу, политшколы и курсы, кружки повышенного и среднего типа, школы передвижки. Система партийного образования впоследствии становится одним из важнейших атрибутов, влиявших на процесс формирования руководящих партийных кадров. В исследуемый период закладываются основы партийного образования, целью которого была дальнейшая трансформация системы политического образования в компонент общегосударственной политической системы.
Ключевые слова: Партийный форум, правящая партия, идеологическое образование, губернские партийные организации, агитаторы, партийное строительство, управленческие кадры, коммунистические университеты, политическая безграмотность, социум.
E.V. Tufanov, I.N. Kravchenko, O.N. Shmatko
Stavropol State Agrarian University
THE ESTABLISHMENT OF THE SYSTEM OF IDEOLOGICAL EDUCATION IN THE EARLY 1920s. (ON MATERIALS OF STAVROPOL TERRITORY AND TEREK)
The article is devoted to actual scientific problem - the formation of a multi-stage structure of ideological education in the early 1920s, the focus of the study is legislative initiatives by the Central government and the actions of the regions on the issue of political and ideological education of the society of the Soviet state. The article investigates the process ofpolitical education that is training period, the content and scope of curricula, methods andforms of studies. The authors investigated the scientific circulation in archival materials and periodicals of that period and also the socio-cultural level of students in party educational institutions. The authors come to the conclusion that a number of activities held at the end of1922 in the territory of Stavropol and Terek promoted the establishment and functioning the system ofparty education. The system had a multi-stage structure and included schools and courses for party members, special party clubs of high and medium-type, mobile schools. Eventually the system ofparty education became one of the most important attributes influencing the formation process of the governing party staff. The beginning of1920-s was the foundation period of party education with the purpose of transforming the system of political education into an integral part of the national political system.
Keywords: Party forum, the ruling party, ideological education, the provincial party organizations, propagandists, party building, personnel management, the Communist universities, political ignorance, society.
В начале 20-х годов страна находилась в глубоком экономическом кризисе, вызванном большими потерями за годы Первой мировой и гражданской войн. После политических кризисов на Россию обрушилось новое тяжкое испытание: небывалый голод 1921-1922 гг. В этой сложной ситуации правящая партия в результате решений партийного форума начинает отход от экономической политики «военного коммунизма», продразверстка заменена твердым натуральным налогом. X съезд РКП (б) в марте 1921 года положил начало далеко идущим изменениям во внутренней политике не только правящей партии, но и всего государства.
Партийный форум одной из главных проблем партийного строительства видел в качественном улучшении состава правящей партии, повышении сознательности членов РКП (б), посредством усиления воспитания политического сознания, развертывания комплексной сети политического образования и просвещения.
Проблеме образования и подготовки управленческих кадров, идейно-политической работы в партии в период деятельности НЭПа посвящен ряд исследовательских работ. Следует отметить огромный вклад в исследование проблемы идейно-воспитательной деятельности партии, который сделал Н. Мамай [12]. В своей работе он дает анализ государственных документов о формировании системы партийного образования. Показаны конкретные действия по идеологическому просвещению масс советского общества. Однако автор не ставит перед собой цель показать просветительскую деятельность партийных организаций на местах. В исследованиях М.П. Фильченкова, Л.И. Леонтьевой, Л.М. Чижовой освещены вопросы организации подготовки управленцев среди партийных и советских работников [17]. Следует отметить, что данные работы не раскрывают специфики ее решения партийными структурами, не отражают своеобразные особенности в процессе идеологического образования в многоэтническом регионе, каким является Северный Кавказ. Цель данного исследования - рассмотреть указанную проблему, осветить специфику многонационального региона в процессе формирования системы идеологического образования.
В молодом государстве потребность в квалифицированных специалистах постоянно росла. Это, прежде всего, было актуально для подготовки квалифицированных партийных и советских руководителей, образование которых имело свою особенность. Исследования современных ученых выявили также региональные различия (по уровню грамотности) в составах парторганизаций регионов. Так, Северный Кавказ (наряду с Украиной и Сибирью) отличался преобладанием большевиков с низшим образованием (60,3 %) [16, с.75-77]. Претворение в жизнь решений X съезда РКП (б) проходило в тяжелых условиях. На Северном Кавказе процесс затруднялся рядом особенностей экономического и социального характера. Горские народы в своей общей массе были безграмотны, вследствие своей культурной отсталости они находились под влиянием духовенства, зажиточного кулачества. Экономика региона, где проживали многочисленные народности Северного Кавказа, была отсталой, с элементами патриархального уклада. Кроме того, в таких крестьянских регионах, как Ставропольская и Терская области, партийные организации были малочисленными, так как рабочий класс отсутствовал по объективным причинам. Удельный вес рабочих-коммунистов в партийных организациях был невелик, в то же время была значительная крестьянская прослойка. В партийных организациях региона было мало коммунистов с дореволюционным стажем, уровень политической грамотности был низок. В то же время в рядах Ставропольской и Терской парторганизаций значительный вес имели демобилизованные военнослужащие Красной Армии, прошедшие практическую школу идеологического образования. Именно на такие кадры опирался партийный
актив в своей деятельности. Лидер государства В.И. Ленин в своем письме к организациям РКП о подготовке к партийному съезду писал: «Рабочие и крестьяне, пришедшие к партии в такой тяжелый момент, составляют лучшие надежнейшие кадры руководителей революционного пролетариата и неэксплуататорской части крестьянства. Перед нами задача - наиболее быстро, успешно, деловито помочь довоспитанию этих молодых членов партии, помочь выработке из них кадров строителей коммунизма, наиболее сознательных, способных выполнять наиболее ответственные должности, а вместе с тем теснейше связанных с массами, т.е. с большинством рабочих и неэксплу-атирующих чужого труда крестьян» [10, с. 141].
Решениями X партийного форума было намечено создание широкой сети учреждений партийного образования. В нее входили уже функционирующие: созданный в 1919 году первый высший коммунистический университет имени Свердлова, четыре коммунистических университета повышенного типа и областные совпартшколы. Опыт их работы стал основой создания системы партийных учебных заведений. Решением съезда РКП (б) в каждом губернском городе создавалась хорошо поставленная совпартшкола с двумя-тремя выпусками в год и не менее чем в половине уездов республики организовать уездные совпартшколы по сокращенной программе [7, с. 552]. Кроме того, организовывались политкружки, политшколы, партийные дискуссионные клубы, где широко обсуждались вопросы партийного и советского строительства. Проблемы партийного образования и подготовки управленческих кадров получили дальнейшее развитие в постановлениях I Всероссийского совещания заведующих отделами агитации и пропаганды губернских и областных комитетов РКП (б), в решениях Всероссийской конференции работников совпартшкол и политико-просветительных курсов, и также в резолюции XI Всероссийской конференции РКП (б) [8, с. 596-597]. Были скорректированы цели и задачи учебных заведений всех типов, сроки обучения, содержание и объем программ и учебных планов, методы и формы проведения учебных мероприятий, расширялась сеть партийных школ за счет сокращения учебных заведений, не имеющих непосредственного воспитательного значения для рабочего класса. Огромное методическое значение имели рекомендации о переработке рабочих программ совпартшкол в соответствии с уровнем подготовки слушателей учебных заведений.
В 1921-1923 гг. коммунистические университеты были созданы в Петрограде, Саратове, Екатеринбурге, Омске. В 1920-е годы создавались комвузы для подготовки национальных кадров. В 1921 г. открылся Коммунистический университет национальных меньшинств Запада, Коммунистический университет трудящихся Востока. Научные кадры готовились в образованном в 1921 году институте красной профессуры. В 1931 году он был реорганизован в десять самостоятельных институтов красной профессуры: экономический, аграрный, мирового хозяйства и мировой политики, философский, исторический, советского строительства и права, естествознания, литературы, техники и историю-партийный [1, с. 71]. Однако высшее партийное образование там получали не все руководящие работники. Часть из них имела партийное образование в объеме советско-партийных школ (СПШ), которые были созданы в 1921 году. В системе партийного образования было установлено три типа учебных заведений: совпартшкола I ступени (уездная), со сроком занятий 3 месяца для рабочих и 4 месяца для крестьян, ставила задачей дать начальные политические знания региональным работникам. После окончания школы основная масса слушателей возвращалась на места своей прежней работы. Совпартшкола II ступени (губернская), со сроком занятий 9 месяцев, готовила советских и партийных работников. Она комплектовалась из лиц, окончивших школу I ступени или имеющих знания в этом объеме.
Совпартшкола II ступени должна была дать слушателям разностороннее марксистское развитие. Курс был рассчитан на срок шесть месяцев теоретических занятий и три месяца учебы на специальных отделениях. Совпартшкола III ступени являлась коммунистическим университетом с трехлетним курсом обучения (два года - общетеоретический курс и один год - специализация). Она должна была готовить «образованных марксистов, призванных сменять старую партийную гвардию» [11, с. 31-32]. Учебные программы разного типа школ параллельно с изучением общественных наук включали общеобразовательные дисциплины и были взаимосвязаны. Решения партии определили главную задачу деятельности партийных организаций Ставрополья и Терека в области партийного просвещения. Задачи восстановления народного хозяйства и привлечение широких масс к строительству нового социума требовали повышения идейно-теоретической и политической подготовки коммунистов, создания обширной сети политического образования. На совещании заведующих окружными политотделами и политпросветами Терской губернии, состоявшемся в июле 1921 года, был сформирован план организации партпросвещения «от комиссии до губернской партшколы и кружков по изучению марксизма», решено было открыть две окружные совпартшколы, помимо действующей губернской партшколы [5]. В конце 1921 года в Терской губернии функционировали две партшколы: II ступени (49 слушателей) и I ступени (57 курсантов) [6]. Одной из главных задач формирующейся сети партийного образования было уничтожение политической необразованности среди членов правящей партии и кандидатов в РКП (б), освоение основ марксизма, изучение важнейших вех в истории партии большевиков, расширение их политического, экономического и культурного кругозора. Ликвидация идеологической неграмотности представителей правящей партии являлась необходимым условием для решения сверхсложной проблемы марксистского образования для всех членов и кандидатов в ряды РКП (б), формирования кадров подготовленных советских и партийных работников, которые находились в авангарде социума и проводили идеи партии в жизнь.
Для достижения цели организации политического образования Ставропольский и Терский губкомы использовали различные формы и методики идеологической и политико-просветительской работы. В Благодарненском уезде Ставропольского региона в конце 1920 года силами уездного политпросвета был организован «Рабоче-крестьянский коммунистический университет». В его учебный план входили дисциплины: программа РКП (б) - 12 часов, история РКП (б) - 12 часов, новая история -40 часов, политическая экономия - 40 часов, конституция РСФСР - 10 часов, русский язык - 45 часов, арифметика - 45 часов, астрономия - 15 часов. Также параллельно с лекционным курсом велась и кружковая работа. Занятия проводились в течение трех месяцев, было выпущено 120 человек. Членов партии и кандидатов среди курсантов Рабоче-крестьянского коммунистического университета было 49%, комсомольцев 21% и беспартийных 30%. По социальному составу доминировало крестьянство, так как Ставрополье - аграрный регион, но среди слушателей присутствовали и рабочие по социальному положению 26% [2, с. 3-9]. Подобное учебное заведение функционировало и в городе Ставрополь. Данная форма решения проблемы образования являлась следствием поиска наиболее эффективных способов идеологического образования среди широких масс населения региона. В целях повышения уровня политического образования также использовались так называемые двухнедельники по укреплению правящей партии, во время которых в повестку дня на специальных партийных собраниях выносились вопросы советского и партийного строительства, организовывались и проводились занятия, посвященные истории РКП (б) и программе правящей партии.
Особое внимание уделялось самообразованию коммунистов в ячейках по повышению политических знаний, так называемые «самокурсы». Парторганизациями всех уровней проводился учет всех членов партии и кандидатов, которым было необходимо повысить уровень своих политических и культурных знаний. IV Благодарненская уездная партконференция в связи с проведением районирования уездов принимает постановление о прикреплении к районам квалифицированных партийных работников, открытии в районах школ по ликвидации политнеграмотности, среди членов и кандидатов РКП (б), открытии уездной партшколы, осуществления более строгого контроля по приему в ряды правящей партии [14, с. 10]. Кандидаты в члены партии, которые сумели показать свои знания в области партийного и советского строительства, программы партии и Основного документа государства, переводились в члены руководящей партии. В соответствии с указанием губернских центров в 1921 году оживилась работа уездных организаций, где особое внимание уделялось организации парткурсов, передвижных курсов (с 8-10-дневной программой занятий), кружковой работы.
Таким образом, процесс ликвидации политической безграмотности не только проходил в губернских центрах, но и охватывал уездные организации, данный факт показывает значимость и актуальность процесса политического просвещения для всего государства. Следует отметить, что работа в Ставропольской и Терской губернии тормозилась рядом таких объективных причин, как нехватка денежных средств и агитационной литературы, слабая связь низовых партийных ячеек с уездными и губернскими партийными организациями, отсутствие транспорта. Все это усугублялось тяжелым социально-экономическим положением в регионе и в стране в целом. Также одним из недостатков было то, что работа велась в рамках кампаний, причем в эти кампании вовлекались партийные ячейки сел, расположенных в непосредственной близости к уездному и губернскому центру.
Огромное значение имела пропаганда решений X съезда РКП (б) и популяризация новой экономической политики. Руководство партией поставило задачу агитации населения по вопросу продналога. С этой целью были сформулированы основные тезисы для агитационных групп, которые были усиленны опытными партийными работниками. Также вопрос о важности новой экономической политики ставился на всех партийных и советских форумах и обсуждался в периодической печати. В целях агитации и просвещения народных масс агитотделом Терского губернского комитета были организованы специальные курсы агитаторов для пропаганды и разъяснения решений партийного форума. Следует отметить, что под эгидой Терского губернского комитета было издана методическая литература, разъясняющая смысл и значение новой политики государства и партии. В совпартшколах вводились специализированные курсы по новой экономической политике. Кроме того, на собраниях партийных и советских работников обсуждались вопросы нэпа. Огромную работу в области политического образования проводил губполитпросвет. Организационно-осведомительное отделение губполитпросвета в своем отчете о проделанной работе за март 1921 года отмечало о реализации запланированного Ставропольским губернским комитетом партии плана по поднятию уровня политического образования членов правящей партии. Также в отчете отмечалась организация и постановка докладов и тезисов по основам марксизма-ленинизма и то, что «...были приняты меры к всестороннему и возможно более популярному ознакомлению рядовых членов с работами X съезда» [3, с. 6]. Следует отметить, что партийные комитеты уделяли значительное внимание организации работы сети партийного просвещения. Ставропольским губкомом РКП (б) был принят план развития партийно-советских школ в Ставропольской губернии. Данный проект предусматривал открытие школ политического образования, «начиная от
элементарной школы ликвидации политбезграмотности и кончая уездными и районами школами повышенного типа» [4, с. 59]. В своей деятельности совпартшколы в исследуемый период сталкивались с большими трудностями, как и все государство. Не везде были приемлемые условия для организации обучения и жизни курсантов, не хватало квалифицированных преподавателей. По этой причине даже сокращалось количество отведенных часов на ту или иную дисциплину.
Центральная власть оказывала всестороннюю помощь в процессе организации советского и партийного образования. На совещании заведующих агитотделами губкомов и облсткомов были приняты решения: «О совпартшколах», «О высших партийных школах». «О содержании, методах и формах агитации». В этих решениях определялись и уточнялись цели, задачи, сроки и методы ведения занятий совпартшкол всех уровней, содержание и методы, формы агитационной и пропагандистской деятельности партийных комитетов. Совещание констатировало важную роль первичных партийных организаций в политическом образовании членов партии, а также рекомендовало в обязательном порядке включать в повестку дня советских и партийных собраний доклады и лекции по вопросам внутренней и внешней политики молодого Советского государства. Также совещание настоятельно рекомендовало сформировать разветвленную сеть партийных клубов, где устраивались лекции, доклады и проводились обсуждения и дебаты различных вопросов, что естественно способствовало формированию марксистско-ленинского мировоззрения. Совещание отметило роль совпартшкол I и II ступени в деле углубленного изучения маркизма-ленинизма и политического воспитания слушателей совпартшкол [13, с. 33-34].
Важнейшей и стратегической задачей в области политического образования являлась необходимость произвести организационное укрепление агитпропотделов и добиться установления прочной связи их с политпросветительными организациями. С этой целью была проведена тщательная работа в Терском губернском комитете, были сформулированы четкие задачи агитотдела; выработаны штаты как местного, так и губернского агитотделов, точно сформулированы взаимоотношения с политпросветом, сконструирована коллегия из представителей просветительных органов. Также на заседаниях агитпрома Ставропольского губернского комитета партии были решены вопросы организационного плана, вопросы взаимоотношений с политико-просветительными организациями, выработан план работы. Терский и Ставропольский губернские комитеты партии проводили активную работу и внедряли принцип «ударности» в политико-просветительной работе. Были выделены опорные политико-просветительные организации, которым оказывалась первоочередная помощь в их деятельности. Такими структурами являлись: губполитпросвет, культотдел совпрофа, политсекретариат губвоенкома и милиции, губпрофобр и отдел социального воспитания. Также разрабатывались новые методики агитации и пропаганды. Так, на совещании заведующих окружными агитпропотделами и политпросветами Терека, которое состоялось в июле 1921 года, были предложены такие формы агитации, как: живая и световая газеты, инсценировки политсудов, создание театра революционной сатиры. Агитпропотдел Ставропольского губернского комитета партии в своем плане действий на 1922 год обратил внимание на использование в целях политико-просветительной работы среди членов правящей партии системы партийного образования, включавшей партийно-советские школы 3-х типов (губернская, уездная, школа ликвидации политнеграмотности), партийных дней, партийных собраний, кружков самообразования, лекций и собеседований. В плане работы намечалась организация марксистского клуба, предусматривались регулярные совещания лекторов и пропагандистов. Следует отметить, что в ежемесячном отчете по Ставропольской губернии
за декабрь 1921 года, составленном сотрудником оргинструкторского отдела ЦК РКП (б), положительная динамика деятельности агитационно-пропагандистского отдела губ-кома, который, согласно ранее намеченному плану, открыл по территории Ставропольской губернии сеть краткосрочных политкурсов для членов и кандидатов партии, организовал работу школ-передвижек по ликвидации политнеграмотности с 8-10 дневной программой занятий и кружковые занятия [15, с. 1-2].
В 1922 г. Терский и Ставропольский губкомы продолжали деятельность по становлению и укреплению сети политического образования. Работа местных партийных организаций была полностью под контролем Центрального Комитета партии, который направлял и координировал действия местных партийных организаций. В постановлении XI Всероссийской конференции РКП (б) «По вопросу об укреплении партии в связи с учетом опыта проверки личного состава ее» говорилось о необходимости расширения сети партийных школ за счет сокращения учебных заведений, не имеющих непосредственного воспитательного значения для рабочего класса, и превратить партийный день в день укрепления партии [9, с. 597]. Главной задачей партийного образования являлось повышение теоретического уровня всех членов правящей партии.
Благодаря проведенным мероприятиям, к концу 1922 года в Ставропольской губернии сеть партпросвещения расширилась и укрепилась. Она включала в себя: партшколу, политшколы и курсы, кружки повышенного и среднего типа, школы передвижки. Только с мая по декабрь 1922 года число кружков политграмоты увеличилось с 12 до 48. Системой партийной учебы было охвачено 32 % членов Ставропольской партийной организации. Все это создавало возможность для дальнейшей успешной работы в области партийного образования. Деятельность партийных организаций Ставрополья, Терека по политическому образованию в исследуемый период имела большое положительное значение в деле консолидации и усиления дееспособности партийных рядов.
Политическое образование - один из ключевых факторов, влиявших на формирование руководящих партийных кадров. В начале 1920-х годов внимание к этой части социальной характеристики членов партии было связано со сложнейшими задачами по управлению социумом. Партийно-политическое образование с начала 1920-х постепенно становилось необходимым атрибутом партийца. Абсолютное большинство получивших его уже находилось на руководящей советской и партийной работе или имело благоприятные перспективы для занятия руководящей должности в системе государственной власти. Все социальное, экономическое, контролируемое интеллектуальное развитие в 20-е годы достигалось жестким контролем партийных органов. В исследуемый период закладываются основы партийного образования, целью которого была дальнейшая трансформация системы политического образования в компонент общегосударственной политической системы.
Список литературы
1. Барткевич JI.JI. Подготовка партийных кадров. Рига, 1980. С. 147.
2. ГАРФ, Ф. - 3318. Оп. 1. Д. 212, Л. 3-9об.
3. ГАСК, Ф. Р-164, Оп-1. Д. 371, Л. 6.
4. ГАСК, Ф. Р-164, Оп-1. Д. 368, Л. 59.
5. Известия Терского губисполкома и губкома РКП (б) 1/ VIII- 1921 г.
6. Известия Терского губисполкома и губкома РКП (б) 15/ XII-1921 г.
7. КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1898-1924. М., 1954. С. 832.
8. КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1898-1924. М., 1954. С. 832.
9. КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1898-1924. М., 1954. С. 832.
10. Ленин В.И. Письмо к организациям РКП о подготовке к партийному съезду. // Ленин В.И. Полн. соб. соч. М., 1963. Т. 40. С. 508.
11. Леонова Л. С. Из истории подготовки партийных кадров в советско-партийных школах и коммунистических университетах (1921-1925 гг.). М., 1972. С. 181.
12. Мамай Н. Коммунистическая партия в борьбе за идейно-политическое воспитание масс в первые годы нэпа. М.,1954.
13. Мамай Н. Коммунистическая партия в борьбе за идейно-политическое воспитание масс в первые годы нэпа. М.,1954. С. 136.
14. РГАСПИ, Ф.-17. Оп. 13. Д. 693, Л. 10.
15. РГАСПИ, Ф.-17. Оп. 4. Д. 735, Л. 1-2.
16. Тяжельникова B.C. Состав партийных организаций в конце 20-х годов (Опыт количественного анализа по материалам Всесоюзной партийной переписи 1927 г.) // Вопросы истории КПСС. 1990. № 1. С. 75-77.
17. Фильченков М.П. Из истории партийных учебных заведений. // «Вопросы истории КПСС» 1958. №1., Леонова Л.И. Из истории подготовки партийных кадров в коммунистических университетах и советско-партийных школах в 1921-1925 гг. // «Вестник Московского университета» 1964 №5, серия IX., Чижова Л.М. Из истории подготовки партийных работников (1921-1925 гг.) // «Вопросы истории КПСС» 1968. №6.