УДК 75.047
Е. С. Кирсанова
становление школы художественной фотографии в приморском крае (1960-1980-е годы)
Рассматриваются особенности становления школы Приморской художественной фотографии. Прослеживается ее история, даются сведения о наиболее известных мастерах.
Ключевые слова: фотография, фотоклубы, фотомаринистика Приморья.
The formation of art photography school in the Primorsky Krai (1960-1980). EUGENIA S. KIRSANOVA (Far Eastern Federal University, Vladivostok).
The article is concerned with the formation of the art photography school in the Primorsky Krai. It contains the information on the most known representatives of the school and the history of its formation has been traced in.
Key words: photography, photo clubs, photographic seascapes.
Фотография появилась в Приморском крае в первые же годы его заселения (вторая половина XIX в.). Она прошла путь от салонного фотоискусства дореволюционной России, документалистики советского периода до зарождения школы художественной светописи (1960-1980-е годы), которая развивается и совершенствуется по сегодняшний день.
Среди исследований по искусству фотографии в Приморском крае можно назвать работы И.Н. Клименко «Миг между прошлым и будущим. Фотосалоны Владивостока конца 19 - начала 20 вв.», Б.А. Дьяченко «Скрепы памяти» и статьи Ю.К. Луганского Но научных работ, рассматривающих проблему становления школы художественной фотографии в Приморье, в том числе советского периода, нет.
Цель данной статьи - рассмотреть особенности становления школы Приморской художественной фотографии 1960-1980-х годов.
Приморская школа фотографии начинает формироваться именно с 1960-х годов. С самого начала ее отличает своя стилистика: лаконизм в передаче пространства, многообразие форм, монохромность видения, отрицание лубка, использование изысканных средств и эффектов, присущих морской стихии, «туманному» состоянию, сдержанному колориту пространства. Этому процессу способствовало появление во Владивостоке и Приморье фотоклубов, в которые фотохудожники активно объединялись с конца 1960-х годов. Первый такой клуб, «Трепанг», был создан при ДК Ильича в конце 1950-х годов. В него входили увлеченные фотографией Я. Гендлер, В. Веревкин, А. Добржанский. Затем появляются еще два объединения, занимающиеся популяризацией приморской фотографии: «Рыбацкий меридиан» (основан в 1969 г. Ю.К. Луганским1) и «Дельфин» (1975 г., основатели - Ю. Луганский, который и стал его руководителем, Б. Пинчук и Б. Дьяченко2),
КИРСАНОВА Евгения Сергеевна, аспирантка Школы искусства, культуры и спорта (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: zhen_shen@mail.ru
©Кирсанова Е.С., 2011
1 Юрий Кириллович Луганский - известный фотограф и журналист, член Союза фотохудожников России, председатель Тихоокеанского Союза фотохудожников. Родился в 1946 г. в селе Лазо Дальнереченского района Приморского края. Стал увлекаться фотографией в 1956 г. Окончил отделение журналистики филологического факультета ДВГУ, в фотовыставках участвует с 1963 г. С 1967 г. его снимки появляются на страницах газет «Красное Знамя» и «Комсомольская правда», он сотрудничает с газетами «Труд», «Советская Россия». «Литературная газета», журналами «Морской флот» и «Советское фото» [2, с. 168]. Ю.К. Луганский является автором 40 персональных выставок фотографии в СССР, России, Японии, США, Литве, КНР, Республике Корея и КНДР. Его знаменитая фотография «Морской волк» в 1983 г. появляется в альбоме лучших фотографий планеты [6].
2 Борис Александрович Дьяченко (1940-2001) - еще одна видная фигура в фотоискусстве этого периода. По образованию -инженер-судоремонтник. Работал преподавателем в мореходном училище. С детства интересовался фотографией. Принял участие более чем в 50 различных выставках, конкурсах, становился лауреатом и дипломантом более 40 раз. Работы «Совет тренера», «Мотогонки» принесли ему первую главную награду уже в начале творческого пути [1]. С 1980-х годов Борис Дьяченко начинает активно заниматься краеведением. В 1985 г. его избирают заместителем председателя Приморского филиала Географического общества СССР, а в 1988 г. - председателем Приморского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Все это время Дьяченко продолжает активно публиковаться, например, в 1992 г. издается альбом «Старый Владивосток» (Борис Дьяченко - автор текста и составитель).
2011 • № з • гуманитарные исследования в восточной сибири и на дальнем востоке
37
Филология. культурология
со временем завоевавший звание народного (из интервью с председателем Тихоокеанского Союза фотохудожников Ю.К. Луганским)1.
Значительный вклад в фотографическое искусство Приморья внесла владивостокская фотостудия «Дельфин» межсоюзного Дома ученых. Сначала это был клуб, насчитывающий примерно10 человек, но к 1980-м годам число участников увеличилось до 30 [4]. В те времена не было ни помещений, ни оборудования, и фотографы печатали свои снимки, как правило, дома. Одно из главных условий клуба - приносить на очередную встречу новые снимки, что способствовало образованию ядра истинных энтузиастов фотографии. В четкой работе клуба и успехах его участников, несомненно, была большая заслуга его руководителя Ю.К. Луганского. Совет клуба (на протяжении многих лет его председателем был Б.А. Дьяченко) избирался каждый год. Здесь проходило обсуждение и творческий разбор снимков клубной коллекции для краевых, всесоюзных и международных выставок, решались вопросы по участию в организации и проведении краевых фотовыставок. В «Дельфине» каждый для какого-либо заседания готовил обзор новой литературы и фотографий, журналов, фотоальбомов, знакомил с творчеством фотомастеров и их работами. Юрий Луганский читал лекции по творческим вопросам фотоискусства (что делает и сегодня).
Именно фотостудии «Дельфин» принадлежала идея восстановления ежегодной фотовыставки «Приморская весна» (проводилась с 1964 г.), география участников которой с каждым годом увеличивалась (и к началу 1980-х годов в ней уже принимали участие фотолюбители из Мурманска, Вильнюса, Каунаса, Москвы и других городов). Наряду с традиционными выставками проводились и тематические - «Рыбацкий меридиан», посвященный Дню рыбака, «Человек и океан», «На вахте пятилетки» и др. «Дельфин» представлял на суд зрителей и персональные выставки его участников: «Избранное» Б.А. Дьяченко, «Человек. Наука. Океан» В.П. Белоусова, «Миражи Америки» Ю.К. Луганского [4].
Фотолюбители «Дельфина» были постоянными участниками всех проводимых в крае фотовыставок. Это люди самых разных профессий и возрастов, поэтому и темы для снимков они выбирали самые различные.
Кроме «Дельфина» и «Рыбацкого меридиана», в Приморье существовало множество других фотографических объединений. Одно из первых, «Океан», работало под руководством Игоря Гусева в Находке. Примерно в одно время с «Рыбацким меридианом» образовался фотоклуб «Гелиос» Геннадия Димова. Свои фотоклубы были во всех городах Приморья. Эти фотообъединения появились в итоге поездки представителя фотографического общества СССР Рудольфа Крупнова
1 Здесь и далее - все интервью проведены автором статьи.
по Приморью с целью создания фотоклубов. Всего в 1970-е годы в крае было более 70 фотокружков, за развитие фотографии отвечал Краевой центр народного (впоследствии - самодеятельного) творчества (из интервью с Ю.К. Луганским).
Что касается фотоклуба «Таежный» в пос. Кавале-рово, то он один из немногих, который не прекращал своей деятельности с момента образования в 1975 г. и до наших дней.
Ядро клуба составили истинные таежники, путешественники, краеведы: Геннадий Терских, Евгений Кальницкий, Валерий Агафонов, Виталий Фомин, Борис Обозный. Они были ревностными хранителями клубных традиций. Их фотопейзажи запечатлели красоты Сихотэ-Алиня, восходы и закаты солнца, таежные дебри и горные речки. Их задачей было не только показывать необыкновенную красоту окружающей природы, но и воспитывать у жителей района любовь к родному краю, стремление жить в согласии с природой, беречь таежные богатства, рационально использовать их.
Фотографы этого клуба с самого начала его основания вели работу по двум направлениям: популяризация фотоискусства в районе и творческое общение единомышленников. Возможно, именно такая стратегия и помогла «Таежному» выжить в трудные 1990-е годы, когда прекратили свое существование все остальные фотоколлективы Приморья.
Можно назвать множество имен фотографов периода 1960-1980-х годов, которые работали в одиночку. Так, весомый вклад в развитии фотографии этого периода внесли известные фотографы того периода Николай Назаров и Виктор Мариковский. Они были соорганизаторами почти всех фотовыставок, являлись членами жюри. Но все же главная роль в развитии фотоискусства в Приморье принадлежит организаторам всей фотографической жизни Приморья, которыми были лидеры вышеперечисленных фотоклубов: Юрий Луганский, Геннадий Терских, Борис Пинчук, Борис Дьяченко, Яков Гендлер, Юрий Синачин (организатор детского фотоклуба в Славянке), Александр Мясников (г. Артем) и др.
Нужно отметить, что Юрий Луганский - первый, кто во Владивостоке начал заниматься цветной профессиональной фотографией (1970-е годы). У него была собственная фотолаборатория, что для того времени считалось роскошью. В ней делали свои снимки, большое внимание уделяя качеству и технике обработки, многие мастера (из интервью с Ю.К. Луганским). Именно Луганскому принадлежит первенство в разработке творческого стиля фотохудожников Приморского края. Этот стиль отличает тематическое разнообразие и наличие стержня, который отражает особенности, присущие краю и его ландшафту (Тихий океан, Сихо-тэ-Алинь и т.п.). Снимки приморских фотографов строятся за счет графических линий волн, прибоя, облаков и снега. Дли них характерен минимализм в передаче
38 ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЯЕДоВАНИЯ в восточной СИБИРИ и НА дальнем востоке • № 3 • 2011
становление школы художественной фотографии в приморском крае
Е. С. КИРСАНОВА
пространства, нетронутых земель Дальнего Востока и особый психологизм [6].
Борис Дьяченко также оказал влияние на развитие фотоискусства в Приморье. Уважение, пристальное внимание к человеку помогли автору создать своеобразный символический портрет-обобщение. Среди его героев немало портретов геологов-первопроходцев, людей науки - такой выбор объясняется его страстью к путешествиям. При яркой образности фоторабот Б. Дьяченко нельзя сказать, что они повторяются - напротив, его творческий почерк весьма разнороден.
Один из организаторов фотоклуба «Таежный» Геннадий Терских пришел в фотографию в зрелом возрасте. Врач по специальности, он, попав в Приморский край, много времени посвящал охоте и природе. Но постепенно ружье заменил фотоаппарат, он начал участвовать в краевых, республиканских и союзных выставках. Автор работал в нескольких направлениях - портрет, «морские зарисовки», часть которых составляют подводные фотографии, но лучше всего ему удаются фотографии природы [3].
Благодаря этим объединениям Приморье в 19601980-е годы занимает прочное место в фотоискусстве страны, а Владивосток по праву становится фотостолицей Дальнего Востока. В это время здесь рождаются международные фотоконкурсы «Человек и море», «Утро планеты». Ведущие критики СССР пишут о творчестве приморских фотохудожников, подчеркивая оригинальность, мастерство, масштабность, разнообразие тем и сюжетов, особенный приморский стиль. В 1990 г. зональную выставку фотографии Дальнего Востока, Сибири и Забайкалья проводят во Владивостоке.
Огромное значение для фотоискусства Приморского края имеет такое явление, как фотомаринистика. Владивосток по праву считается одним из центров ее развития в нашей стране.
Еще на заре развития фотографии первые фотографы-путешественники, офицеры, ученые В.В. Ланин, С.Б. Туманов, С.О. Макаров, А.А. Бунге, Э.В. Толь, В.К. Арсеньев, Г.Я. Седов, Н.В. Пинегин, В.П. Марга-ритов и другие стремились запечатлеть море во всей красе исвоеобразии.
Впоследствии развитию темы «Человек и море» способствовали моряки и фотолюбители Владивостока Л. Проневич, В. Веревкин, Б. Пинчук, Б. Дьяченко, М. Воробей, Г. Ильин, Б. Ревенко, В. Белоусов, А. Попов, Г. Димов, А. Василевский, В. Басенко. Первый большой смотр морской фотографии во Владивостоке в
1969 г. привлек внимание критики. Главный редактор журнала «Советское фото» М. Бугаева отмечала: «Две выставки, организованные фотолюбителями, продемонстрировали размах, которое приобрело фотолюби-тельское движение в Приморье» [5, с. 4].
Первые победы приморских мастеров в фотоконкурсах в Одессе, Мурманске, Москве, Клайпеде, Николаеве, Загребе, Сан-Франциско, Такоме, Потсдаме, Берлине свидетельствовали о том, что начало фото-маринистики на Дальнем Востоке было многообещающим. Можно с уверенностью говорить о том, что в 1960-1970-е годы во Владивостоке возникает подлинная творческая атмосфера и взаимопонимание в среде фотографов-профессионалов и любителей - формируется сообщество мыслящих, интеллигентных, концептуальных фотохудожников.
Фотоконкурсы «Человек и море» 1960-х годов предопределили расцвет темы «фотомарина» 1970-1998 гг. [5, с. 4]. Более 30 крупных выставок и фотофестивалей закрепили за приморскими фотохудожниками право считаться ведущими мастерами, о чем свидетельствуют сотни публикаций в советской, российской и зарубежной прессе.
Если говорить о современном состоянии фотомари-нистики в Приморском крае, то следует отметить, что с 2003 г. Приморское отделение Союза фотохудожников России - организатор I Международного фестиваля современной фотографии «Океан». С тех пор этот фестиваль проводится ежегодно и стал традицией [5, с. 5].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борис Дьяченко. Выставка фотографий: проспект. Владивосток, 1981. 2 с.
2. Все Приморье: Кто есть кто в крае. 100 выдающихся сограждан. Коллективные портреты: альманах. Т. 1 / авт,-сост. В. Печорин, М. Савченко. Владивосток: Тихоокеан. форум прессы, 2002. 224 с.
3. Геннадий Терских. Проспект фотовыставки. Кавалеро-во, 1985.
4. Из опыта работы народной фотостудии «Дельфин» межсоюзного Дома ученых: проспект. Владивосток, 1983. 4 с.
5. Луганский Ю. Океан в фотографиях мастеров и дебютантов / Тихоокеан. союз фотохудожников. Владивосток, 2008. 164 с.
6. Юрий Луганский. 50 лет в фотографии: проспект. Владивосток, 2006. 2 с.
2011 • № 3 • гуманитарные исследования в восточной сибири и на дальнем востокЕ 39