ИССЛЕДОВАНИЕ
1 11 Шишкарева Н.В. , Савченко И.И. , Ухалова Т.С.
1 Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Становление российского инновационного образования при переходе к экономике нового типа: актуальность и проблемы
АННОТАЦИЯ:
В статье акцентируется внимание на том, что в достижении цели построения инновационной экономики в России первостепенную роль играет система образования, в том числе высшего. Однако становление российского инновационного образования сталкивается с рядом проблем: снижением качества образования в последние десятилетия; неподготовленностью студентов к самостоятельной работе с научной информацией и ее осмыслением; ослаблением воспитательной деятельности в вузах; недостаточным финансированием сферы образования и др. В статье отмечается, что главной задачей образования в России является формирование инновационной личности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационная экономика, инновационное образование, «инновационный человек», образовательные стандарты, методы обучения, воспитательная политика
JEL: 123, 125, 030
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Шишкарева Н.В., Савченко И.И., Ухалова Т.С. Становление российского инновационного образования при переходе к экономике нового типа: актуальность и проблемы // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 5. — С. 487-496. — doi: 10.18334^.10.5.35252
Шишкарева Наталья Валерьевна, доцент кафедры экономической теории, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток ([email protected])
Савченко Ирина Ивановна, доцент кафедры экономической теории, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Ухалова Татьяна Сергеевна, старший преподаватель кафедры экономической теории, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 16.05.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 31.05.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/ce.10.5.35252
(с) Шишкарева Н.В., Савченко И.И., Ухалова Т.С. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Ведение
Актуальность совершенствования системы образования в России обусловлена глобальными вызовами в политической, экономической, социальной и экологической сферах. Мир стоит на пороге новой парадигмы развития, а именно создания такой системы социально-экономических отношений, которая обеспечивала бы оптимальное сочетание максимальной эффективности общественного производства и социальной справедливости.
На современном этапе развития общества магистральным направлением решения проблемы выбора в процессе хозяйственной жизни является переход к новому типу экономики, который различными авторами определяется как «интеллектуальная экономика», «экономика знаний», «креативная экономика», «инновационная экономика» и т.п. Общей чертой для данных типов экономик является то, что главным ресурсом социально-экономического развития является использование инновационных технологий, научных знаний и инноваций в общественном производстве. Без активизации инновационной деятельности Россия не совершит крупного технологического прорыва.
Основной задачей инновационной экономики является обеспечение устойчивого развития экономики путем создания конкурентных преимуществ как на внутреннем, так и на внешнем рынках за счет ведущей роли научно-технического процесса и интеллектуализации основного фактора производства - человеческого потенциала.
Данные Интернет портала «World Business», а также рейтинга парижской школы INSEAD показывают, что в настоящее время в семерку стран с инновационной экономикой входят США, ФРГ, Великобритания, Япония, Франция, Сингапур, Швейцария. Что касается России, то в данном рейтинге она заняла 54 место [1], поскольку на мировом рынке доля наукоемкой продукции России составляет 0,3%, тогда как доля Японии - 30%, США - 36% [8].
Следует отметить, что Россия, в отличие от большинства развитых стран, намного позже встала на путь инновационной экономики. Основной чертой российской экономики, как известно, является ее сырьевая направленность, что создает определенные трудности для перехода к экономике нового типа. Добиться же конкурентных преимуществ возможно только путем инноваций. Без
активизации инновационной деятельности Россия не совершит крупного технологического прорыва.
Необходимость перехода России к инновационной экономике неоднократно утверждалась как в трудах ведущих экономистов, так и официальных документах Президента РФ, правительства, министерств и ведомств. Доказательством тому является принятие Правительством РФ президентской стратегии социально-экономического развития России до 2020 г. «Инновационная Россиия-2020». Согласно данной стратегии, единственно возможной альтернативой развития для нашей страны является инновационный тип развития, который должен опираться на человеческий потенциал, на умения и знания людей.
Это связано с тем, что реализовывать инновационные идеи на практике может только инновационная личность, которая представляет собой особый социальный тип личности, которой присущи следующие характеристики: креативность, компетентность, любознательность, высокая стрессоустойчивость, определенная степень свободы, стремление к новым знаниям, принятие на себя ответственности по осуществлению решений и контролю результатов. Помочь российской экономике в сжатые сроки перейти на новый тип развития призван «инновационный человек», который должен быть готов к постоянным изменениям, как в собственной жизни, так и в экономическом и научно-техническом развитии.
Быстро адаптироваться «инновационному человеку» к происходящим в обществе изменениям, научиться учиться, легко ориентироваться среди большого объема информации призваны такие структуры гражданского общества, как научные организации, бизнес-сообщество, органы власти и т.д. Но в наибольшей степени - высшая школа, прививающая профессиональные умения, знания и навыки. Именно в этой сфере происходит раскрытие возможностей и индивидуальной природы человека.
В современную эпоху образование является движущей силой развития человеческого потенциала и формирует будущее нации. Как отмечает Б.С. Гершунский, только образование может помочь человечеству осознать и ответить на вызов грядущего столетия. Только образование, по его мнению, в состоянии переломить те негативные
тенденции в духовной сфере человечества, которые стремительно нарастают [2].
Российская система образования переживает тяжелые времена и претерпевает глобальные изменения, которые связаны, в первую очередь, с процессами информатизации и глобализации экономики. Данные процессы распространились на все сферы общественной жизни и несут в себе как преимущества, так и негативные тенденции. В сложившихся условиях образованию отводится роль фактора, который позволил бы вписаться в происходящие процессы. Следующей причиной, вызывающей изменения в образовании, является тот факт, что в современных условиях образование выступает одним из мощнейших факторов устойчивого социально-экономического процветания страны. Так, в Докладе Всемирного банка отмечается, что «экономический рост сегодня является в такой же мере процессом накопления знаний, как и процессом накопления капитала» [9, с. 7—8].
В этой связи необходимо отметить, что переход российской экономики на новый путь развития требует модернизации господствующего в наши дни классического образования. В XXI веке образование должно взять курс на овладение базовыми компетенциями, которые позволят индивиду саморазвиваться и самообразовываться. Инновационное образование — это такое образование, которое направлено на подготовку «инновационного человека», способного генерировать новое знание, повышать конкурентоспособность предприятия на рынке. Однако, как показывают исследования, наше образование отстает от запросов рынка к качеству человеческого капитала [6, с. 539].
Однако в настоящее время существует целый ряд сложностей, которые препятствуют становлению образования инновационного типа и являются признаком серьезного кризиса высшего образования в современной России.
Нами обобщены некоторые позиции по проблемам становления российского инновационного образования.
Первая проблема связана с изменением понятия образования и его роли в условиях инновационной экономики. Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет образование как целенаправленный процесс в интересах всех членов общества и государства в целом. Новые экономические реалии обусловили
изменения во взгляде на роль образования и его функции в обществе. В современных условиях инновационное образование — это не просто миссия и социальное благо, а прежде всего услуга, к которой предъявляются соответствующие требования к качеству. Именно так работают лучшие вузы мира. К сожалению, в России образование до сих пор ориентировано, прежде всего, на индустриальную экономику, где на первом месте находятся профессиональные знания. Это так называемая одноуровневая модель образования, которую наша страна унаследовала от эпохи социализма. Одноуровневая модель подготовки предполагает получение квалификации, приближенной к профессиональным стандартам, с которой специалист имеет право заниматься профессиональной деятельностью в какой-то определенной области. Другими словами, российский вуз готовит специалиста на определенное рабочее место, оборудование которого через несколько лет может кардинально поменяться.
После подписания Болонской декларации российское образование получило новый импульс для развития. Положительными сторонами вхождения нашей страны в болонский процесс являются: выход российского образования на уровень международного высшего образования; вступление России в образовательное пространство Европы; признание российских дипломов европейскими работодателями; возможность продолжить обучение в любом вузе Европы.
Вторая проблема связана с переосмыслением традиционных методов обучения при переходе к инновационному образованию. Анализ зарубежной и отечественной литературы по вопросам педагогики показал, что среди основных методов обучения выделяют две концепции обучения: педоцентрическую концепцию Дж. Дьюи и традиционную дидактическую концепцию И.-Ф. Гербарта.
Согласно первой концепции, основная роль процесса обучения заключается в содействии росту обучаемого и «подталкивании» его к самостоятельному выявлению знаний, которые соответствуют их потребностям. В данной концепции акцент ставится на стремлении ученика к самопознанию и саморазвитию. Преподавателю отводится второстепенная роль консультанта [12].
Вторая концепция строится на доминирующей роли педагога в процессе обучения. Основной целью гербартовской концепции является
идея «воспитывающего» обучения, передача педагогом готовых знаний и выработка у учащихся навыков, умений применить полученные им знания в реальной жизни [11].
В условиях перехода к инновационному образованию приоритет отдается концепции Дж. Дьюи, поскольку в современном обществе информация становится основной ценностью, а задача образования -сформировать у будущего молодого специалиста способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию. В связи с этим в современных условиях существенно повышается роль самостоятельной работы студента. Меняется и роль преподавателя в сложившихся условиях — из поставщика информации он превращается в мотиватора, основной задачей которого является оказание помощи в поиске, оценке и использовании имеющейся информации, на основе которой учащийся смог бы максимально реализовать себя в научной и творческой деятельности. В свою очередь, мы считаем, что нельзя недооценивать роль преподавателя в учебном процессе и сводить ее только к роли «учитель-консультант». Это связано с тем, что из-за отсутствия у большинства студентов навыков самостоятельной мыслительной деятельности самостоятельная работа обучаемых без помощи преподавателя будет неэффективна.
Безусловно, традиционные приемы и методы обучения в вузе не соответствуют задачам интеллектуальной экономики и их необходимо модернизировать. Необходим переход к инновационным методам обучения, построенным с учетом уровня развития аналитических способностей студентов и направленным на содействие субъекту обучения в его учебной деятельности. В сложившихся условиях преподаватель должен быть открыт к происходящим изменениям и нацелен на профессиональный рост и непрерывное самосовершенствование. Он должен быть нацелен на поиск и овладение актуальных на сегодняшний день таких педагогических технологий, как проблемные методы обучения; бихевиористские технологии; эвристические технологии; технологии сотрудничества и др. Как отмечает М.В. Кларин, преподаватель вуза, который использует в своей методике преподавания современные модели обучения, становится не просто транслятором готовых знаний, а участником общения, модератором, что вовлекает студентов в активную умственную деятельность и приучает мыслить [4].
Таким образом, для становления инновационного образования необходимы специалисты, владеющие современными методами обучения и мотивирующие вовлечение студентов в учебную, самостоятельную и научно-исследовательскую работу, основанную на творческом подходе. В свою очередь, основной задачей вуза в условиях инновационного образования является создание таких условий, при которых будущий специалист будет стремиться к готовности к действию в разнообразных ситуациях, саморазвитию и достижению высоких результатов в жизни и в карьере. Другими словами - «Знания надо не получать, а добывать их», «Студент - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» и т.д.
Третья проблема, которая затрудняет повышение престижа российских университетов в мировом академическом сообществе, связана с финансированием образования. В настоящее время большинство российских вузов испытывают острую нехватку финансовых ресурсов, что не позволяет вузам оперативно откликаться на быстро изменяющиеся запросы инновационной экономики. Проблема финансирования образования является актуальной не только для России. Это общемировая проблема, которая связана с сокращением общего объема государственного финансирования сферы образования. Но, несмотря на это, например, в странах ЕС, данная сфера финансируется за счет общественно-государственных расходов примерно на 80%. А в таких странах, как Испания, Греция, Франция, Румыния и др., свыше 90% государственных средств, которые выделены на сферу высшего образования, поступают непосредственно в бюджет вузов [10].
В этой связи для достижения высокого уровня конкурентоспособности наших выпускников на мировом рынке труда необходимо обеспечить приоритетное финансирование сферы образования. В решении данной проблемы особая роль должна принадлежать государству и государственной политике в области образования.
Четвертая проблема, снижающая эффективность современного образования, заключается в отсутствии целенаправленной воспитательной политики в вузе. Необходимо отметить, что воспитание является важнейшей и неотъемлемой функцией образования. Несмотря
на то, что воспитание и обучение выполняют разные функции, но вместе с тем они находятся в единстве и дополняют друг друга. Единство воспитания и обучения в процессе образования была четко сформулирована в классической педагогике еще в XIX в. Так, И.Ф. Гербарт считал, что обучение является главным средством воспитания личности. Он ввел в педагогику такое понятие, как «воспитывающее обучение»? и не признавал обучения, которое не воспитывает [11].
По данной проблеме в настоящее время опубликовано много программ, исследований, проведено конференций, семинаров и совещаний. К сожалению, в реальности все обстоит несколько хуже, чем в теории. Приходится констатировать тот факт, что в настоящее время воспитание еще не стало необходимой и равноправной составляющей образовательного процесса: отстает от требований нового времени материальная и экспериментально-исследовательская база вузов; уровень заработной платы преподавателей такой, что многие вынуждены работать по совместительству в разных местах; наблюдается нехватка энергии и времени на внеучебную деятельность; многие преподаватели не умеют и не хотят влиять на социально-психологический настрой студентов и т.д. Все это негативно сказывается на ухудшении качества образования и препятствует формированию «инновационного человека».
Заключение
1. При переходе к инновационной экономике повышаются требования к качеству трудовых ресурсов и к уровню профессиональной подготовки работников. Данные изменения объективно привели к необходимости реформирования российской системы образования, поскольку в сложившихся условиях образование является одним из основных факторов социально-экономического развития.
2. Если классическое российское образование развивалось как отдельная часть социального целого и являлось транслятором готовых знаний, то в современных условиях оно начинает пронизывать все сферы жизни. В связи с этим национальная конкурентоспособность и уровень благосостояния общества в XXI в. зависит от состояния системы образования и способности государства обеспечивать образование всех членов общества. Все это предопределяет необходимость увеличения затрат государства на модернизацию системы образования.
ИСТОЧНИКИ:
1. Ветров Н.П., Зыкова М.Е., Шманев С.В. Проблемы формирования инновационного
развития экономики России // Вестник научно-исследовательского института развития профессионального образования. Серия «Экономика и управление». -2009. - № 1. - С. 136-144.
2. Гершунский Б.С. Философия образования: Учебное пособие. - М.: Московский
психолого-социальный институт, 1998. - 432 с.
3. Делия В.П. Инновационное образование, формирующее инновационное мышление:
Монография. - Балашиха: ИСЭПИМ, 2005. - 265 с.
4. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. -
М.: Наука, 1997. - 223 с.
5. Кошелева А.О. Концепция становления личностной зрелости будущего специалиста в
инновационных условиях высшего профессионального образования: Автореф. дис. ... д.пед.н.: 13.00.08. - Елец, 2009.
6. Мельников О.Н., Чибисова В.Г. Насколько эффективно формирование творческой
активности студентов в процессе обучения в высшей школе // Креативная экономика. - 2015. - Т. 9. - № 4. - С. 539-552.
7. Негодаев И.А. Информатизация культуры: Монография. - Ростов-на-Дону: Книга, 2003.
- 320 с.
8. Прытин Д. Самые инновационные страны в 2006 году [Электронный ресурс] // РБК
Рейтинг. - 2007. - 4 июня. - Режим доступа: http://rating.rbc.ru/article.shtml72007/06/04/31506802
9. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. - М:
Весь Мир, 2003. - 232 с.
10. Modernization of Higher Education in Europe: Funding and Social Dimension. - Brüssels:
Eurydice, 2011. - 120 p.; Maassen P. The Modernization of European Higher Education
- A multi-level analysis. - Oslo: University of Oslo, 2007. - P. 116.
11. Asmus W. Herbarts Lehre vom erziehenden Unterricht // Erziehender Unterricht - Fiktion
und Faktum? Bericht über die Jahrestagung 1984 der Gesellschaft zur Förderung Pädagogischer Forschung am 25. u. 26. Oktober in der Theodor-Heuss -Akademie, Gummersbach (GFPF-Materialien Nr. 17). - Frankfurt am Main, 1985. - S. 7-22.
12. ДьюиДж. Школа и общество. - М.: Госиздат, 1924. - 168 с.
Natalya V. Shishkareva, Associate Professor at the Department of Economic Theory, Far East Federal University, Vladivostok
Irina I. Savchenko, Associate Professor at the Department of Economic Theory, Far East Federal University, Vladivostok
Tatiana S. Ukhalova, Senior Lecturer at the Department of Economic Theory, Far East Federal University, Vladivostok
Formation of the Russian innovative education in the transition to a new type of economy, its relevance and challenges
ABSTRACT
The article focuses on the fact that the primary role in the achieving the goals of establishing an innovative economy in Russia is played by the education system, including higher education. However, the formation of the Russian innovative education is facing a number of problems such as reducing quality of education in recent decades; unpreparedness of students to work independently with scientific information and its comprehension; weakening of educational activities in universities; inadequate funding of education, and others. The authors note that the development of innovative personality is the main objective of education in Russia.
KEYWORDS: innovative economy, innovative education, «innovative person», educational standards, teaching methods, educational policy