ББК Ю91(2Р54) Раздел 1. История становления
УДК 15(09) научной и практической психологии
Е. П. Федорова, В. И. Екинцев в Забайкальском крае
Становление психологии Становление психологии в Читинс-
в Забайкальском крае кой области начинается с 1990 г., когда
на базе Читинского государственного
В статье прослеживается история педагогического института им. Н.Г. Чер-
психологии в Забайкальском крае, ос- нышевского была начата подготовка сту-
нованием которой явилось становление дентов по направлению «педагогика и
психологического образования. Психо- психология», которое было организова-
логическое образование связано с разви- но заведующим кафедрой педагогики и
тием практической и прикладной пси- ‘ V 1 I I психологии, а впоследствии первым де-
хологии. В статье приводятся данные о каном социально-психологического фа-
работе психологических центров и на- культета Т.К. Клименко. На тот момент
правлениях прикладных исследований, в регионе ощущался острый дефицит
данные об организаторах психологичес- профессиональных кадров - психологов.
кого образования в Забайкальском крае, Было принято решение о направлении
первых психологах в регионе, а также в ведущие научные и образовательные
научных школах, ученых, внесших су- центры специалистов для получения
щественный вклад в становле ние пси- психологического образования в форме
хологии в Забайкальском крае; обоб- переподготовки - в Санкт-Петербурге и
щены данные о развитии психологии в Москве на спецфакультетах. С 1992 г. на-
регионе в период 1990-2007 гг. чалась подготовка психологов для психо-
Ключевые слова: история психологии, логической службы Читинской области
психология образования, практическая при непосредственном участии с НИИ
и прикладная психология. «Развитие образования народов Сибири
и Крайнего Севера» (г. Томск, директор
член корр. РАО, д. психол. наук, проф.
E. P. Fedorova, V. I. Ekintsev Г.В. Залевский), кафедры психологии
Томского государственного педагогичес-
Formation of psychology кого университета, которые осуществля-
in Zabaykalsky krai ли подготовку по специальности «соци-
J J альный психолог в системе образования»
In this article you may see a history of на базе высшего профессионального
У J J psychology in Zabaykalsky krai, which образования. Среди первых преподава-
based on formation of psychological educa- телей кафедры психологии и педагогики,
tion. It connected with evolution of practi- которые вели подготовку первых педаго-
cal and applied psychology. This article гов-психологов в ЧГПИ были: В. Бикеева,
г r г J bJ gives an example of psychological central's В.Я. Гребнев, А.В. Гольберт, В.И. Грабек-
work and ways of applied research, orga- лис, Е.В. Змановская, С.В. Казанцева, И.Н.
nizers data about education in Zabaykalsky Макарова, Н.М. Сараева, М.В. Семина,
krai,first psychologists of region and schools Е.П. Федорова, Е.И. Эрнандес-Кастро. Ак-
' I J О о of science, scientists which render a service тивное участие в подготовке специалис-
in psychology in Zabaykalsky krai. тов-психологов в ЧГПИ принимала канд.
г J о у у V Key words: history of psychology, psy- психол. наук, проф. Н.М. Сараева; пер-
У J г J oJ' Г J— chological education, practical and applied вый заведующий кафедрой психологии,
psychology. доц. В.Я Гребнев.
В разное время плодотворно работа-
Первый выпуск педагогов-психоло-
ли на факультете психологии канд. пед.
гов в ЧГПИ состоялся в 1995 г. а в 1996 г.
наук, доц. Н.М. Дьячкова, канд. психол.
был открыт социально-психологический
наук, доц. М.А. Соболева, канд. психол.
факультет (декан факультета Т.К. Кли-
наук, доц. Э.Л. Ванданова и др.
менко), который позволил впоследствии
расширить подготовку специалистов-
психологов. С 1995 г. в Читинском го-
сударственном педагогическом инсти-
туте осуществляется подготовка по спе-
циальности дошкольная педагогика и
психология, начинается подготовка по
направлению «психология» (бакалаври-
ат). С 1999 г. в Читинском институте по-
вышения квалификации ведется пере-
подготовка учителей по специальности
«педагогика и психология».
Большую роль в подготовке высоко-
квалифицированных специалистов для
региона и становления аспирантуры по
специальности 190001 Общая психология,
Н.М. Сараева
психология личности, история психологии
сыграла научная школа доктора психол
В 1990 г. был образован первый об-
наук, проф. В.Е. Клочко и доктора пси-
ластной психологический центр «Эдис»
хол. наук, проф. О.М. Кряснорядцевой,
(руководитель канд. психол. наук -
которые выступили инициаторами и
Н.В. Гузяева), в котором была открыта
первыми научными руководителями
первая в г. Чите и регионе линия теле-
межрегиональной Школы молодых
фона доверия (руководитель А.И. Ку-
ученых-психологов и педагогов, про-
ликов), а в 1992 г. при Читинском облас-
водимых в Читинской области в 2000-
тном институте повышения квалифи-
2002 гг. при непосредственной и де-
кации и переподготовки педагогичес-
ятельной поддержке председателя
ких кадров была создана лаборатория
Комитета образования, науки и мо-
прикладной и практической психоло-
лодежной политики Читинской об-
гии (руководитель Е.В. Змановская); де-
ласти Т.К. Клименко. В целом следует
ятельность лаборатории была направ-
отметить огромное влияние сибирс-
лена на оказание научно-методичес-
ких научных психологических школ
кой, практической помощи участникам
и ученых-психологов Томского госу-
образовательного процесса - педагогам
дарственного университета, таких как
психологам. В числе первых регионов
системная психологическая антропо-
Сибири в 1992 г. в Читинской области
логия (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядце-
утверждено «Положение о психологи-
ва), общей теории ригидности (Г.В. За-
ческой службе в системе образования
левский), теории транскоммуникации
Читинской области» и подготовлена об-
(В.И. Кабрин), которые определили на-
ластная комплексная целевая програм-
правление научных исследований пси-
ма «Школьная психологическая служба
хологов Забайкальского края.
1995-2000 гг.» при участии специалиста
В разное время подготовка психо-
областного управления образования
логов осуществлялась в 4 вузах реги-
Читинской области Г.И. Зимирева.
она - Забайкальском государственном
гуманитарно-педагогическом универ-
гии. Созданы и успешно функциониру-
ситете им. Н.Г. Чернышевского («спе-
ют психологические центры: областной
циальная психология»; «бакалавр пси-
психологический Центр «Дар», центр
хологии»; «бакалавр педагогики: прак-
помощи семье и детям «Доверие», центр
тическая психология в образовании»
диагностики и консультирования «Се-
«педагогика и психология», «психоло-
мья», Центр психолого-медико-социаль-
гия»; заведующий кафедрой теоретичес-
ного сопровождения «ЛАД» Комитета
кой и экспериментальной психологии
образования администрации городско-
В.И. Екинцев, зав. кафедрой общей и
го округа «Город Чита», психотерапев-
практической психологии О.В. Ворона,
тический центр развития и коррекции
зав. кафедрой специальной психологии
личности «Кодар», психологический
Н.М. Дьячкова); Читинском государствен-
центр «Успех» и другие. Психологичес-
ном университете (с 2004 г. специальность
кие структуры (службы) функциониру-
«психология», заведующая кафедрой
ют и в ведомственных учреждениях -
психологии доктор пед. наук, профессор
Забайкальская железная дорога (фили-
К.Г. Эрдынеева); Читинском институте
ал ОАО РЖД), Управление исполнения
повышения квалификации работников
наказаний по Читинской области и дру-
образования (специальность «педагогика
гих. Большой вклад в развитие психоло-
и психология», зав кафедрой психологии
гического образования и психологичес-
Т.А. Пономаренко, зав. Центром приклад-
кой службы в системе образования вне-
ной и практической психологии Л.К. Пор-
сла доктор пед. наук Т.К. Клименко. По
тнова; Читинским институтом (филиал)
данным Комитета образования, науки и
Байкальского государственного универ-
молодежной политики Читинской об-
ситета экономики и права (специализация
ласти, в 2007 г. в общеобразовательных
< Психология управления персоналом» на
школах и детских садах работало 325 пе-
базе специальности «Экономика труда»
дагогов-психологов, в психологических
зав. кафедрой психологии и социологии
центрах органов образования - 41 спе-
Е.П. Федорова).
циалист, в реабилитационных учреж-
В последние годы в Забайкальском
дения около 40 педагогов-психологов
крае наблюдается активное развитие
в коррекционных учреждениях-около
практической и прикладной психоло-
10 специальных психологов.
Раздел 2. Биографические и профессион внесли свой вклад в становление пси
альные сведения о людях, которые 1хологии в Читинской области
Т.К. Клименко (11. 06. 1953 г.р., с. Быр-
Т.А. Терехова (15. 07. 1948 г.р.
ка Приаргунского района Читинской
Чита), доктор психологических наук
области), доктор педагогических наук,
профессор. С 1975 г. по 1999 г. работала
профессор, председатель диссертаци-
в Забайкальском институте железнодо-
онного совета по защите кандидатских
рожного транспорта от ассистента до
диссертаций по специальности 13.00.01
заместителя директора по учебной ра-
Общее образование, история педагогики и
боте. В 1991 г. защитила кандидатскую
образования. В 1986 г. окончила аспиран-
диссертацию, а в 2000 г. - докторскую
туру МПГУ им. В.И. Ленина и защитила
диссертацию по теме «Мотивацион-
кандидатскую диссертацию. Окончила
ная детерминация познавательной де-
цокторантуру Хабаровского государс-
ятельности личности» (специальность
твенного педагогического универси-
19.00.01 Общая психология, психология
тета и в 2000 г. защитила докторскую_____________личности, история психологии). С 2000 г
диссертацию «Становление личности
по 2002 г. работала заместителем ди-
будущего учителя в условиях иннова-
ректора по учебной работе Читинского
ционного образования», автор более 50
филиала Современного гуманитарного
научных работ, в том числе «Иннова-
университета. С 2002 г. и по настоящее
ционное образование как фактор ста-
время работает профессором кафедры
новления будущего учителя» (моно-
психологии и социологии Читинского
графия, 1999). По инициативе Т.К. Кли-
института Байкальского государствен-
менко с 2004 г. в Забайкальском государс-
ного университета экономики и права
твенном гуманитарно-педагогическом
Является автором более 120 научных
университете им. Н.Г. Чернышевского
публикаций, в том числе 3 монографий
(ЗабГГПУ) открыт диссертационный со-
и 6 учебных пособий. Основные труды
вет К 212.069.02 по защите кандидатских
(монографии): «Моделирование учеб-
диссертаций, председателем которого
ных дисциплин в вузе», 1999 г.; «Пси-
она является. За 10 лет работы аспиран-
хологический анализ познавательной
туры и 4 года работы диссертационно-
деятельности личности», 2003 г.; «Стра-
го совета 25 аспирантов и соискателей
тегии эффективного руководства: пси-
подготовлено под руководством докто-
хология возможного».
ра пед. наук Т.К. Клименко, организа-
С 2004 г. является членом
межреги
онального диссертационного совета
тора развития психологического обра-
зования и психологической службы в
(кандидатского) при Дальневосточном
Читинской области.
государственном университете путей
сообщения (г. Хабаровск). Под руководс-
твом проф. Т.А. Тереховой защищено
10 кандидатских диссертаций. Научные
интересы: психология труда (психоло-
гия профессионального выгорания
личностные детерминанты професси-
ональной деятельности специалиста
психология профессиональной карь-
еры), общая психология (психология
познавательной деятельности), эконо-
мическая психология (психологические
аспекты экономической социализации)
Т.А. Терехова
г
ЗабГГПУ (открытом в 2003 г.) действо-
вали по 2008 г. 4 кафедры: теоретичес-
кой и экспериментальной психологии
Раздел 3. Коллективы, которые
плодотворно работают в области
психологии в Забайкальском крае
3. 1. Факультет психологии
Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического
университета
B составе факультета психологии
Н.И. Bиноградова
общей и практической психологии
специальной психологии, психологии
(межфакультетская кафедра), на кото-
Н.И. Bиноградова (18.09. 1957 г.
рых работают более 70 преподавателей
г. Чита), доктор психологических наук.
обучающих более 1000 студентов на оч-
B 1991 г. защитила кандидатскую дис-
ном и заочном отделении. B настоящее
сертацию по педагогике в Bолгоградс-
время на факультете работают 3 кафед-
ком государственном педагогическом
ры: психологии образования, теорети-
институте им. Серафимовича. Закон-
ческой и прикладной психологии, спе-
чила докторантуру под руководством
циальной психологии.
Н^. Кузьминой при лаборатории «Ак-
На факультете психологии сформи-
меологии профессионального образо-
ровалось несколько направлений на-
вания» Ленинградского государствен-
учно-исследовательской деятельности:
ного университета им. А.С. Пушкина. B
этнопсихологии (канд. психол. наук
2006 г. защитила докторскую диссерта-
доц. Э.Л. Bанданова и др.); психологии
цию «Психологические закономернос-
профессионализма (докт. психол. наук
ти развития профессионализма учите-
проф. Н.И. Bиноградова); психологии
ля начальной школы» по специальнос-
коммуникации, юридической и истори-
ти 19.00.13 Психология развития, акмео-
ческой психологии (канд. психол. наук
логия; 19.00.07 Педагогическая психология.
проф. B.^ Екинцев); экологической
B настоящее время заведует кафедрой
психологии (канд. психол. наук, проф
психологии образования ЗабГГПУ
^M. Сараева и др.); семейной психоло-
им. Н.Г. Чернышевского. Автор 68 на-
гии (канд. пед. наук, доц. M.B. Семина);
учных работ. Основные труды - моно-
психологии аддиктивного поведения
графии: «Акмеологические механизмы
(канд. психол. наук, доц. О.Б. Симатова)
становления профессионализма учите-
и др. Проводятся исследования по эко-
ля начальной школы»; «Становление
логической психологии в лаборатории
профессионализма педагога: факторы,
«Системных исследований психики»
условия, закономерности»; «Акмеоло-
(рук. ^M. Сараева).
гия профессионально педагогического
B 2007 г. коллектив кафедры теорети-
образования» (2004-2006 гг.).
ческой и экспериментальной психоло-
гии (зав. кафедрой B.^ Екинцев) совмес-
тно с АНО «Забайкальское региональ-
ное агентство общественных коммуни-
каций» (рук. Е.П. Федорова) выполнил рия по изучению профессионально-лич-
грант Президента РФ для некоммер- ностных проблем педагога. Современное
ческих организаций «Профилактика содержание деятельности структуры ох-
зависимого (аддиктивного) поведения у ватывает широкий спектр вопросов: пси-
детей и подростков», в котором реали- холого-педагогическое сопровождение
зуется программа профилактики, раз- ЕГЭ и профильной школы, бесконфлик-
работанная О.Б. Симатовой; проводится тное поведение, обучение учителей пси-
исследование проблем коммуникации, хотерапевтическому взаимодействию,
девиантного поведения в молодежных одаренность и пр. Разработаны програм-
субкультурах, психологии туризма (под мы переподготовки для преподавателей
У У У 1 ' У 1 V < рук. В.И. Екинцева). Преподавателями психологии и специалистов по домашне-
кафедры специальной психологии реа- му обучению «Гувернер».
лизован грант Президента РФ (2008 г.) у у У г г
для некоммерческих организаций «До- 3.3. Центр прикладной
машний патронаж детей-инвалидов с и практической психологи
низкой способностью к реабилитации и Читинского института
их семей» (рук. Л.Г. Заборина). Сотруд- повышения квалификации
ники факультета психологии участво- работников образования
вали в выполнении грантов российских
научных фондов (РФФИ - И.В. Замаре- В 1992 г. была создана лаборатория
хина, А.В. Черданцева, И.В. Бондаренко, прикладной и практической психоло-
РГНФ - Н.М. Сараева и др.). гии (руководитель канд. психол. наук
Е.В. Змановская), которая в 1994 г. пре-
3.2. Кафедра психологии образована в центр прикладной и прак-
Читинского института тической психологии (в настоящее вре-
повышения квалификации мя руководитель к.пс.н. Л.К. Портно-
работников образования Г У т ^ г ва). Направления деятельности центра:
научное, методическое и прикладное.
Кафедра психологии и педагогики в У 7 п ^ 1 Научное направление предполагает
Читинском ИПК создана в 1990 г. Актив- у г г проведение научных исследований, те-
ным организатором кафедры выступила Г ^ У 7 оретическое обоснование и разработка
канд. пед. наук. В.И. Грабеклис, возглав- психодиагностических, психокоррекци-
лявшая ее до 1998 г. За период сущес- онных, развивающих программ, а также
твования кафедры в ее состав входили разработка и апробация современных
Н.В. Гузяева, канд. психол. наук; А.В. Ро- психолого-педагогических технологий.
гова, доктор. пед. наук; В.А .Сарапулов, Методическое направление реализуется
канд. пед. наук; Т.И. Ежевская, канд. пси- через следующее содержание: создание
хол. наук. Сотрудники кафедры решали 1 > 'У I банка данных о службе практической
задачу психологического сопровождения У г психологии в образовательных учреж-
личности учителя в образовательном г г дениях, оказание методической помо-
процессе, обучения его психологичес- щи педагогам-психологам через курсы
ким методам эффективного взаимодейс- повышения квалификации, проблем-
твия, развития фасилитативных умений ные семинары, стажировки и индиви-
' Г Г Г V*. Г V ^ ^ и навыков. С 1999 г. структура переиме- дуальные консультации. В центре отра-
ГУ У I I нована в кафедру психологии ЧИПКРО 'У У I I батывается экспериментальная модель
(зав. кафедрой канд. психол. наук, доц. профессионального сопровождения пе-
Т.И. Пономаренко). При кафедре откры- дагогов-психологов, по накопленным и
та научно-исследовательская лаборато- экспериментально обоснованным мате-
риалам, выявляющим уровень и разви- ЧИ БГуЭиП по проблемам организации
тие профессиональной компетентнос- учебного процесса и аспектам внутриву-
ти. Одним из приоритетных направле- У г ] Г* ] зовской работы под руководством канд.
ний деятельности центра является мето- г • ГУ ^ филос. наук, доц. А.Г. Янкова («Удовлет-
дическое обеспечение муниципальных воренность материальным стимулирова-
служб психолого-педагогического и ме- нием и оплатой труда преподавателей»,
дико-социального сопровождения. «Совершенствование научно-исследова-
г J тельской работы в вузе», «Оценка студен-
3.4. Кафедра психологии там качества преподавания дисциплин»).
и социологии Читинского института Научные проблемы, над которыми рабо-
(филиала) Байкальского тают сотрудники кафедры в настоящее
государственного университета время: «Личностные детерминанты про-
экономики и права фессиональной деятельности специалис-
та», «Психологические аспекты экономи-
Кафедра была образована в Читин- ческой социализации» (доктор психол.
ском институте Байкальского государс- наук, проф. Т.А. Терехова), «Психология
твенного университета экономики и пра- профессиональной карьеры» (канд. пси-
ва в феврале 2005 г. (заведующая кафед- хол. наук, доц. Н.В. Гузяева), «Становление
рой к.пс.н, д. Е.П. Федорова). Основным «жизненного пространства» человека»
направлением работы кафедры является (канд. психол. наук, доц. Е.П. Федорова),
обеспечение профессионально-психоло- «Исследование социальных представле-
гического компонента в подготовке эко- ний в контексте современной социально-
номистов и менеджеров, подготовка по экономической и политической ситуации
специализации «Психология управле- в забайкальском крае» (канд. психол. наук,
ния персоналом» (на базе специальности Г V лг ■ У ' доц. Е.П. Федорова; канд. психол. наук,
«Экономика труда»). Другое направле- доц. Н.В. Гузяева; канд. психол. наук, доц.
I 7' / / '1 у г ние работы кафедры - научные исследо- В.И. Екинцев).
вания в области экономической психо-
логии и психологии труда, осуществлен- 3.5. Кафедра психологии Читинского
ные под руководством доктора психол. государственного университета
наук, проф. Т.А. Тереховой.
Кафедра работает при тесном взаимо- Кафедра психологии образована в
действии и сотрудничестве с кафедрой 2003 г. (зав. кафедрой доктор пед. наук,
социальной и экономической психо- проф. К.Г. Эрдынеева), входит в состав
логии Байкальского университета эко- социально-психологического факульте-
номики и права (зав. кафедрой, доктор та Института социально-политических
психол. наук, проф. А.Д. Карнышев). За систем; осуществляет подготовку специа-
небольшой период существования пре- ; У ' {^ У ^ листов по специальности «психология» с
подавателями кафедры подготовлено 2004 г.; обеспечивает преподавание психо-
более 30 научных публикаций, среди логических дисциплин, подготовку спе-
которых 3 монографии, 2 учебных посо- циалистов-психологов к системе допол-
бия. По инициативе кафедры образована нительного профессионального образо-
учебно-научная лаборатория социоло- вания. Коллектив кафедры сосредоточи-
1 ' г г гических и психологических исследова- вает свою научную деятельность на ана-
ний, в рамках которой проводятся при- лизе подходов в современной психологии
кладные социально-психологические ис- и использовании новейших психолого-
следования, а также социологические оп- педагогических технологий в подготовке
росы среди преподавателей и студентов специалистов-психологов, на разработке
психолого-педагогических основ и мето- С 2004 г. центр представляет собой еди-
дического обеспечения становления про- ную (городскую) службу психолого-ме-
фессионала в оптимальных условиях его дико-социального сопровождения учеб-
личностной реализации. Основные на- но-воспитательного процесса. В составе
правления научных исследований: «Со- центра осуществляет деятельность город-
циально-психологическое обеспечение ская психолого-медико-педагогическая
региональной политики», «Психология комиссия (ПМПК). Психологами центра
коренных народов Забайкалья», «Психо- проводятся тренинги личностного роста,
логия здоровья», «Психологический об- занятия по развитию коммуникативных
раз профессионала в культурах мира», навыков, группы коррекции детско-ро-
«Этнопсихологическая безопасность ре- дительских отношений, профилактике
гиона», «Психология и проблемы станов- эмоционального выгорания, занятия по
ления правопорядка», «Психологические подготовке детей к школе, с использова-
основы подготовки социальных работни- нием методов арт-терапии, сказкотера-
ков в Забайкалье». При кафедре действу- пи, песочной терапии, игровой терапии,
ет лаборатория «Здоровьесберегающие психодраммы и других. Программы охва-
технологии в высшей тттколе». тывают детей в возрасте от 3 лет, учащих-
ся школ, педагогов, родителей. В центре
3.6. Центр психолого-медико- осуществляют деятельность следующие
социального сопровождения «ЛАД» специалисты: педагоги-психологи; де-
Комитета образования администрации тские психологи, учителя-дефектологи,
городского округа «Город Чита» учителя-логопеды, профконсультанты,
(директор центра психолог У ’ Г Г У 1 ' психологи-диагносты, семейные психо-
Е.О. Казаченко). логи, психологи- консультанты.
Центр создан в 2003 г. в рамках реали- 3.7. Психотерапевтический центр
зации программы «Развитие образова- развития и коррекции
ния в городе Чите». Деятельность цент- личности «Кодар»
ра направлена на:
- оказание помощи детям и под- Центр «Кодар» образован в 1999 г.
росткам группы риска, диагностику, (директор психотерапевт А.И. Колчин).
адаптацию, реабилитацию, первичную В настоящее время коллектив ТТРИКЛ
^ г 7 г 3 помощь в решении проблем несовер- «Кодар» состоит из 5 психотерапев-
шеннолетних; усиление роли и статуса тов, получивших профессиональную
V ; ^ ^ г у психолога, социального педагога; учеб- 7 У г г J подготовку в ведущих психотерапевти-
но-методическое обеспечение деятель- ческих учреждениях России (таких как
ности педагогов классов выравнивания Санкт-Петербургский научно-иссле-
и компенсирующего обучения; на про- довательский психоневрологический
филактику алкоголизма, наркомании в институт им. В.М. Бехтерева, Восточно-
среде детей и подростков; У г ' Европейский институт психоанализа).
- решение проблем, связанных со Научный руководитель центра - доктор
своевременным выявлением, воспита- мед. наук, проф. Н.В. Говорин (зав. ка-
нием, обучением, социальной адапта- федрой психиатрии, наркологии и кли-
цией и интеграцией в обществе детей с нической психологии ЧГМА).
различными отклонениями в развитии, За годы работы в стенах центра было
приводящим к школьной дезадаптации проведено 154 различные группы. Среди
(проблемам в обучении и поведенчес- них: психодинамическая - 17, транспер-
ким расстройствам). сональная - 115, телесно-ориентирован-
ная - 16. Общее число пациентов, прошед- Раздел 4. Данные об инновациях,
ших групповую психотерапию, равняет- научных теориях, новых
ся 1400 человек. На базе «Кодара» в 2005 г. психологических идеях,
образован клуб бывших пациентов «Ин- новых организационных формах
теграция», участники которого принима- психологического сопровождения,
ют активное участие как в неформальной наличия аспирантуры
жизни центра, так и являются вспомога- и докторантуры и т.д., которые
тельным ресурсом для психотерапии в зародились и развиваются в регионе
рамках терапевтического сообщества. С
2004 г. работа ЦРИКЛ «Кодар» осущест- 4.1. В ЗабГГПу ведется подготовка в
вляется совместно с кафедройпсихиатрии, аспирантуре по специальностям: 19.00.01
наркологии и клинической психологии Общая психология, психология личности, ис-
ЧГМА. Силами сотрудников центра регу- тория психологии; 19.00.13 Психология раз-
г;^ ' ' г г — лярно проводятся учебные циклы: серти- вития, акмеология; 19.00.07 Педагогическая
фикационные, тематического и общего психология. В связи с удаленностью регио-
усовершенствования по психотерапии. С на от ведущих психологических центров
2006 г. проходят циклы профессиональ- и отсутствием традиций в подготовке ас-
ной переподготовки, продолжитель- пирантов по психологии использовалась
ностью 560 ч. Основные виды помощи: такая форма научно-педагогического
индивидуальная, групповая, семейная сопровождения аспирантов, как межре-
психотерапия, психологические и бизнес- гиональная школа молодых ученых, в ко-
тренинги. Методы, применяемые в рабо- торой принимали участие ведущие уче-
те: психоаналитическая психотерапия, ные в области психологии и педагогики:
индивидуальная и групповая личностно доктор психол. наук, проф. В.Е. Клочко;
ориентированная (реконструктивная) доктор психол. наук, проф. О.М. Крас-
психотерапия, телесно-ориентированная норядцева; доктор пед. наук, проф
психотерапия, трансперсональная психо- Г.Н.Прозументова;докторпед.наук,проф.
терапия, системная семейная психотера- Л.Н. Куликова; доктор пед. наук, проф.
пия, психодраматерапия. ' ' ' ' Г > 1 У ' Г I Н.В. Чекалева и др. Данная форма на-
учно-педагогического сопровождения
3.8. Психологический центр «Успех» ведущими специалистами аспиран-
тов позволила осуществлять успешную
Центр «Успех» создан в 2001 г. и специ- подготовку аспирантов по специаль-
ализируется на оказании комплексной ^ ' і ности 19.00.01 Общая психология, пси-
психолого-педагогической помощи де- хология личности, история психологии в
тям и подросткам, а также их родителям. ЗабГГПу. Теория психологических сис-
Проводятся индивидуальные и группо- тем В.Е. Клочко оказала ключевое влия-
вые консультации по вопросам детско- ние на становление научного и профес-
родительских и семейных отношений, синального мышления психологов-ис-
коррекционные и развивающие занятия следователей. В настоящий период фа-
с детьми разных возрастов. Реализуются культет психологии тесно сотрудничает с
такие развивающие программы для де- ТГу, ПИ РАО и др. научными центрами.
тей, как «Академия раннего развития», 4.2. В ЗабГГПу имеется длительный
«Скоро в школу». Центр «Успех» со- опыт проведения судебно-психологичес-
трудничает с центром содействия ран- ких экспертиз (Н.М. Сараева, В.Я. Гребнев,
нему развитию детей «Умный ребенок» В.И. Екинцев и др). Первые судебно-пси-
( Москва), Институтом практической пси- хологические экспертизы проводились
хологии «Иматон» (Санкт-Петербург). канд. психол. наук, доц. Н.М. Сараевой.
По инициативе В.И. Екинцева в 2002 г. В.Г. Зарубина (СПб.; Чита) осуществлен
в Читинской лаборатории судебных эк- проект «Социально-политические пред-
спертиз МЮ РФ была создана лаборато- почтения населения Читинской области
рия судебно-психологической экспер- (руководитель проекта канд. псих. наук,
тизы. В рамках экспертной психологи- доц. Е.П. Федорова), который положил
ческой практики для решения юриди- начало систематическому исследова-
ческих задач внедряются новые психо- нию социально-политических проблем
логические экспертизы (В.И. Екинцев): Читинской области. С 2004 г. профес-
комплексная психолого-религиоведчес- сиональным сообществом психологов и
кая экспертиза по уголовному делу в социологов по инициативе Е.П. Федо-
г ] отношении военнослужащего, оставив- ровой и А.Г. Янкова была создана авто-
шего воинскую службу по религиозным номная некоммерческая организация
мотивам; психологическая экспертиза «Забайкальское региональное агентство
жеста по фотографии, опубликованной общественных коммуникаций», которая
в газете в гражданском деле о возмеще- на протяжении пяти лет осуществляла
нии морального ущерба и др.; разраба- г У прикладные социально-психологичес-
тывается психологическая экспертиза в кие и маркетинговые исследования в
образовании (экспертиза инновацион- Забайкальском крае. Под руководством
ных программ и др). Е.П. Федоровой в период 2007-2009 гг.
4.3. В регионе имеется практика по- реализован ряд исследовательских про-
литического консультирования и пси- ектов, направленных на изучение со-
хологического сопровождения полити- циально-экономических аспектов де-
ческой рг-деятельности, осуществляе- ятельности крупных предприятий За-
мая группой психологов и психотера- байкальского края. В настоящее время в
певтов (Е.П. Федорова, А.А. Кривошеев, исследовательскую практику внедрено
А.С. Федотов, Н.В. Гузяева). С 1993 г. проведение комплексных программ,
проводится экспертно-консультатив- предполагающих применение количес-
ное сопровождение избирательных твенных и качественных методов в при-
кампаний по выборам в региональные кладном социально-психологическом
исполнительные и законодательные исследовании. Занимаясь реализаци-
органы власти, в числе которых из- ей прикладных исследований и соци-
бирательные кампании: по выборам альных проектов в регионе, в течение
мэра г. Читы (1993); депутатов Государс- 2007 г. АНО «Забайкальское региональ-
твенной думы (1999, 2003 гг.); выборов ное агентство общественных коммуни-
главы администрации (губернатора) каций» осуществило грантовый проект,
Читинской области (1996, 2000, 2004 гг.); ■У г Г / поддержанный Президентом РФ (грант
кампания по подготовке и проведению для некоммерческих организаций
референдума по объединению субъ- № 628-рп от 15 декабря 2006 г.) под на-
I Г 1 ' 'У ^ У ектов РФ - Читинской области и Агин- званием «Профилактика зависимо-
ского Бурятского автономного округа го поведения у детей и подростков»,
(2007 г.); выборы Президента РФ (2004, силами трудового коллектива психо-
2008 гг.). Политическое консультирова- логов-педагогов и социологов вузов
ние сопровождается мониторингом и г. Читы, научное сопровождение которо-
изучением общественного мнения на- 7 У г г го осуществлено кафедрой теоретичес-
селения Читинской области. С 1999 по кой и экспериментальной психологии
2004 гг. социологической группой «Дау- ЗабГГПУ. Агентство является партне-
рия - социо» под научным руководством ром факультета психологии Томского
Г ' ^ У ГУ ^ доктора социологических наук, проф. государственного университета, Инсти-
У ^' Г У Г '
тута Социального Маркетинга (г. Моск- ле с криминальной направленностью,
ва), Института сравнительных социаль- проводить исследования в области юри-
ных исследований (Цессии) (г. Москва), дической психологии.
исследовательской группы «ЦИРКОН» Одной из особенностей Забайкалья
(г. Москва), Института Социологии РАН является его многонациональность,
(Санкт-Петербургское отделение). трансграничное географическое поло-
4.4. В психотерапевтическом центре жение, что требует исследований в об-
развития и коррекции личности «Ко- ласти этнопсихологии, в особенности
цар» апробированы и проводятся реф- этнопсихологические особенности на-
лексивно-динамические группы - раз- родов, проживающих на территории
новидность личностно ориентирован- Забайкалья и на территории пригра-
ной (реконструктивной) групповой ничных государств (Китай, Монголия).
психотерапии (в методике проведения Бурное развитие приграничного со-
А.И. Колчина); трансперсональная пси- трудничества между Китаем и Россией
хотерапия, основанная на методике го- актуализирует необходимость исследо-
1 Е- е ке ик [ Р 1 С і С £ и а на н Е- анн «в X £ К , с ' 1с пи ап Е- С ь у г; " вания проблем межкультурной комму-
рованная психотерапия с элементами никации и межэтнического взаимодейс-
символдрамы. Сотрудниками ЦРИКЛ твия, психологии туризма.
«Кодар» в течение нескольких лет вы- Миграционная служба Забайкаль-
полняется ряд научных исследований, ского края констатирует увеличение
доказывающих эффективность прово- количества прибывающих граждан из
димой ими психотерапии. Китая и стран СНГ. Возрастает и число
организаций, привлекающих иностран-
Раздел 5. Сведения о региональной ную рабочую силу, 29 районов области
специфике, которая требует привлекают иностранных рабочих. Ос-
своего решения в исследовательской новная часть работающих - граждане
и практической психологической КНР (70%), стран СНГ (29%). В связи с
деятельности федеральной программой экономи-
ческого развития Дальнего Востока и
Современное положение детей и под- Сибири (куда вошел и Забайкальский
ростков в Забайкальском крае характе- край), планируется переселение сооте-
ризуется возникновением различных чественников из стран СНГ. В Забай-
форм саморазрушающего поведения. кальском крае планируется реализация
Показатель заболеваемости в г. Чите проектов в горно-добывающей отрасли
выше среднего по России: хроническим (на Юго-Востоке области); ожидается
алкоголизмом в 1,5 раза, алкогольны- приход крупных инвестиций в Читинс-
ми психозами в 3 раза, наркоманией в кую область, что повлечет за собой мас-
3 раза, токсикоманией в 1,5 раза. Пока- совое привлечение трудовых ресурсов, в
затель заболеваемости в г. Чите по ал- том числе из других регионов России. В
когольным психозам среди подростков ситуации острой востребованности тру-
15-17 лет в 5,5 раз превысил средний по довых ресурсов и увеличивающегося
России. В связи с этим необходимо со- притока внешних трудовых мигрантов
вершенствовать превенцию правонару- (в основном из КНР) актуализируется
шений и профилактику аддиктивного необходимость исследования миграци-
поведения среди несовершеннолетних, онной ситуации в Забайкальском крае,
осуществлять психологическую реаби- ее влияния на образ жизни населения
литацию зависимых, изучать психоло- Забайкальского края.
гию молодежных субкультур, в том чис-