Научная статья на тему 'Становление профессиональной идентичности студентов аграрного направления в процессе проектно-исследовательской деятельности'

Становление профессиональной идентичности студентов аграрного направления в процессе проектно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / IDENTITY / PROFESSIONAL IDENTITY / PROJECT ACTIVITY / RESEARCH ACTIVITY / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Наталья Алексеевна, Быков Сергей Александрович

Статья посвящена становлению профессиональной идентичности студентов аграрного направления в процессе проектно-исследовательской деятельности. Мы рассматриваем профессиональную идентичность как интегративный результат профессионального самоопределения и профессионально-личностного развития студентов в процессе освоения профессиональной образовательной программы, в достижении которого ведущая роль отводится самоидентификации в контексте будущей профессиональной деятельности, в процессе которой будущий специалист соотносит себя и свою квазипрофессиональную и профессиональную деятельность с другими видами деятельности, себя как будущего специалиста с «идеальным» образом профессионала в конкретной профессиональной области и с другими специалистами и студентами. Анализ теоретических источников по рассматриваемой проблеме, содержания образовательной программы, а также результатов проведенного исследование актуального состояния профессиональной идентичности студентов аграрного направления позволил нам выдвинуть предположение о том, что процесс развития профессиональной идентичности студентов будет протекать более интенсивно, если: в содержание дисциплин по выбору будут включены индивидуальные задания проектно-исследовательского характера; темы для проектно-исследовательской деятельности будут формулироваться с учетом интересов студентов и потенциальных работодателей; будет обеспечено методическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Наталья Алексеевна, Быков Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of professional identityof agricultural students in the process of design and research

The article is devoted to the formation of professional identity of agricultural students in the process of design and research activities. We consider professional identity as an integrative result of professional self-determination and professional and personal development of students in the process of mastering a professional educational program, in which self-identification plays a leading role in the context of future professional activity, in which a future specialist relates himself and his quasi-professional and professional activity to others activities, yourself as a future specialist with an “ideal” image of a professional in a specific professional field and with other specialists and students. An analysis of theoretical sources on the issue under consideration, the content of the educational program, as well as the results of a study of the current state of professional identity of agricultural students allowed us to suggest that the process of developing students’ professional identity will proceed more intensively if: individual disciplines of a design and research nature will be included in the content of disciplines by choice; topics for design and research activities will be formulated taking into account the interests of students and potential employers; methodological support of design and research activities of students will be provided.

Текст научной работы на тему «Становление профессиональной идентичности студентов аграрного направления в процессе проектно-исследовательской деятельности»

Становление профессиональной идентичности студентов аграрного направления в процессе проектно-исследовательской деятельности

Волкова Наталья Алексеевна,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры общей химии имени проф. И.Д. Комиссарова ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» E-mail: [email protected]

Быков Сергей Александрович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» E-mail: [email protected]

Статья посвящена становлению профессиональной идентичности студентов аграрного направления в процессе проектно-исследовательской деятельности. Мы рассматриваем профессиональную идентичность как интегративный результат профессионального самоопределения и профессионально-личностного развития студентов в процессе освоения профессиональной образовательной программы, в достижении которого ведущая роль отводится самоидентификации в контексте будущей профессиональной деятельности, в процессе которой будущий специалист соотносит себя и свою квазипрофессиональную и профессиональную деятельность с другими видами деятельности, себя как будущего специалиста - с «идеальным» образом профессионала в конкретной профессиональной области и с другими специалистами и студентами. Анализ теоретических источников по рассматриваемой проблеме, содержания образовательной программы, а также результатов проведенного исследование актуального состояния профессиональной идентичности студентов аграрного направления позволил нам выдвинуть предположение о том, что процесс развития профессиональной идентичности студентов будет протекать более интенсивно, если: в содержание дисциплин по выбору будут включены индивидуальные задания проектно-исследовательского характера; темы для проектно-исследовательской деятельности будут формулироваться с учетом интересов студентов и потенциальных работодателей; будет обеспечено методическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности студентов.

Ключевые слова: идентичность, профессиональная идентичность, проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетенции.

Актуальной проблемой современного образования является обеспечение его качества, которое в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определяется как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам» [1]. С.А. Быков [2, 3], Н.М. Фомина [4] и ряд других авторов отмечают, что ФГОС ВО различных направлений подготовки в качестве одного из результатов освоения образовательной программы определяет компетенцию, связанную со способностью к совершенствованию и образованию на протяжении всей жизни. Достижение этого результата, как и других результатов освоения образовательной программы профессионального образования, сопровождается формированием профессиональной идентичности будущего специалиста, которая рассматривается Е.Е. Трандиной как фактор развития профессионального самосознания [5], Н.М. Фоминой - как критерий профессиональной подготовки специалистов [4], С.М. Зининой - как основа для начала выстраивания профессионального пути [6], С.Л. Лесниковой и М.Г. Леуховой - как фактор выстраивания профессиональной карьеры [7], Р.Р. Накоховой и А.Ю. Макоевой - как фактор профессиональной компетентности [8], В.И. Стыч-ковой и М.Г. Резниченко - как фактор формирования профессиональной мобильности [9], Ю.П. Поваренковым и Л.Б. Шнейдер - как многомерный интегративный социально-психологический феномен, характеризующийся целостностью, тождественностью и определенностью и обеспечивающий их человеку [10, 11], С.А. Быковым и Е.В. Неумоевой-Колчеданцевой - как «постоянно формирующееся, проектирующееся, достраивающееся явление, обеспечивающее смысловое единство личности в контексте профессиональной деятельности» [12, с. 301].

Мы рассматриваем профессиональную идентичность как интегративный результат профессионального самоопределения и профессионально-личностного развития студентов в процессе освоения профессиональной образовательной программы, в достижении которого ведущая роль отводится самоидентификации в контексте будущей профессиональной деятельности, в процессе которой будущий специалист соотносит себя и свою квазипрофессиональную и профессиональную деятельность с другими видами деятельности, себя как будущего специалиста - с «идеальным» образом

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

профессионала в конкретной профессиональной области и с другими специалистами и студентами.

Исследователи процесса формирования и развития профессиональной идентичности отмечают, что активизация данного процесса в период освоения будущими специалистами профессиональной образовательной программы возможна под влиянием различных факторов и с использованием самых разнообразных средств.

С.М. Зинина отмечает, что «ситуация необходимости выбора учебно-профессионального учреждения с последующим включением личности в процесс профессиональной подготовки, а также статус студента, автоматически не обеспечивают активизацию процесса профессионального самоопределения, так как, помимо внешних социальных и педагогических условий, для этого необходим и ряд внутренних условий, в частности наличие в структуре самосознания студента такого компонента, как профессиональная идентичность» [6, с. 183].

Ю.П. Поваренкова и Л.Б. Шнейдер отмечают, что на развитие профессиональной идентичности в ходе профессионального образования оказывают влияние процессы самоопределения, самоорганизации, персонализации и рефлексии; становление профессиональной идентичности трактуется авторами как результат личностной и социальной идентичности в условиях профессионально организованной среды [10, 11].

По мнению С.А. Быкова и Е.В. Неумоевой-Колчеданцевой, одним из действенных методов формирования и развития профессиональной идентичности является нарративная практика, предполагающая «автобиографические повествования, посредством которых человек «организует» свою идентичность» [12, с. 301].

О.О. Гофман рекомендует «развитие креативного мышления, способности к рефлексии трудовой деятельности и создание насыщенной профессиональной биографии» [13, с. 91].

Очевидно, что при всей «универсальности» становления профессиональной идентичности существуют особенности содержания деятельности и условий, способствующих ее формированию в зависимости от направлений подготовки будущих специалистов. Так, в ФГОС ВО по направлению «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» отражены компетенции и умения, овладение которыми позволит обучающемуся аграрного направления осуществлять решение задач профессиональной деятельности. Нормативно определенные требования, обусловливающие становление профессиональной идентичности обучающегося, вступают в явное противоречие с отсутствием соответствующего содержания в аграрном образовании. В этой связи остается востребованной и недостаточно решенной задача проектирования содержания деятельности студента, реализация которой позволит целенаправленно управлять процессом становления профессиональной идентичности.

Также следует отметить, что для подбора оптимальных условий и средств стимулирования процесса формирования профессиональной идентичности студентов аграрного направления необходимо учитывать как специфику будущей профессиональной деятельности, так и актуальный статус их профессиональной идентичности. Для этого нами было проведено исследование среди студентов аграрного направления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», в котором приняли участие 55 студентов 1 и 2 курсов Агротехнологического института в возрасте от 17 лет до 21 года. Для проведения диагностики использовалась тестовая методика Дж. Марсия.

Результаты поведенного исследования представлены на рисунке 1.

100% ео% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

66%

1 57%

.¿¿-'С ■ > 11/о 19%

11% г>л/ Г" —

■ шт 1 1

IН еопр еделенн зя идентичность

Намздннал идентичность

Мораторий

IС форзшр об анн ад идентичность

1 хлрс

2 к^рс

о с

и

Рис. 1. Результаты исследования профессиональной идентичности студентов 1 и 2 курсов аграрного направления по методике Дж. Марсия (сентябрь 2018 года, п = 55 чел.)

Как видно из представленных данных, по результатам диагностики у 11% студентов 1 курса выявлена неопределенная профессиональная идентичность: они не соотносят себя с образом профессионала в выбранной профессиональной

сфере, у них, по большей части, отсутствует четкое представление о возможном профессиональном будущем и, соответственно, о способах его достижения.

У 1% испытуемых представления о профессиональном будущем относительно сформированы, но выбор сферы будущей профессиональной деятельности не является самостоятельным, он сделан под влиянием извне (родителей, знакомых).

В статусе моратория находится большая часть первокурсников (66%), они переживают кризис профессионального выбора. Для первокурсников характерна актуализация проблемы выбора дальнейшего профессионального пути, поиска смысла в будущей профессиональной деятельности и себя в ней.

Лишь у 22% студентов первого курса получение профессионального образования по осваиваемой программе профессионального образования явилось результатом самостоятельного осмысленного выбора, и их профессиональные планы детально определены.

У студентов 2-го курса результаты отличаются незначительно: 57% студентов находятся в процессе поиска адекватного решения; 21% студентов демонстрируют неопределенный статус профессиональной идентичности, слабо или вообще не представляя себя в выбранной ими профессии. Навязанная профессиональная идентичность проявляется у 3% второкурсников, определенная -лишь у 19%.

Сравнивая показатели студентов 1 и 2 курса, мы можем наблюдать, что у студентов 2 курса доля студентов с неопределенной профессиональной идентичностью почти в два раза больше, чем у студентов 1 курса (21% и 11% соответственно). На наш взгляд, это может быть обусловлено тем, что в начале профессионального становления студенты не имеют достаточно нечеткие, размытые представления о будущей профессиональной деятельности и возможной карьере. По сути, окончательный выбор сферы профессиональной деятельности еще не сделан, он ограничивается формальной принадлежностью к группе «будущих специалистов».

Показатели навязанной профессиональной идентичности как статуса, являющегося результатом несамостоятельного профессионального выбора, у студентов 2 курса несколько выше, чем у студентов 1 курса (3% и 1% соответственно). Для этих студентов характерно то, что они имеют относительно сформированное представление о характере будущей профессии и, по сути, внутренне приняли как неизбежность возможность профессионального становления именно в данной сфере профессиональной деятельности.

Показатели моратория профессиональной идентичности как статуса, характеризующегося осознанием необходимости выбора дальнейшего профессионального пути и активного поиска адекватного выхода из состояния кризиса зафиксированы у большей части обследованных студентов. Причем у студентов 1 курса доля студентов с показателями моратория профессиональной идентичности выше, чем у студентов 2 курса (66% и 57% соответственно). Это может свидетельствовать о том, что кризис выбора, актуализирующийся у студентов с началом получения профессиональ-

ного образования, по мере освоения образовательной программы профессионального образования, конкретизации профессиональных и личностных требований и «погружения» в профессию постепенно разрешается, усиливается идентификация с образом специалиста, сначала больше интуитивно, а затем все более сознательно выстраивается образ профессионального будущего и путей его достижения.

Доля студентов с показателями сформированной профессиональной идентичности как желаемого результата освоения образовательной программы профессионального образования и статуса, характеризующегося четкостью и относительной конкретностью представлений о себе как профессионале, профессиональных планов и способов их реализации, среди студентов 1 курса несколько выше, чем среди студентов 2 курса (22% и 19% соответственно). Это может быть обусловлено тем, что по мере обучения у студентов происходит конкретизация представлений о будущей профессии, формируется способность более критичного и адекватного оценивания собственной «пригодности», соответствия. Об этом свидетельствует и увеличение доли студентов 2 курса с неопределенной идентичностью: студенты более осознанно и объективно начинают оценивать свои возможности в плане возможного профессионального будущего, все чаще ставят под сомнение то, в чем еще год назад были относительно уверены.

Таким образом, можно констатировать наличие динамики показателей профессиональной идентичности студентов по мере освоения ими программ профессионального образования.

Анализ теоретических источников по рассматриваемой проблеме, содержания образовательной программы, а также результатов проведенного исследование актуального состояния профессиональной идентичности студентов аграрного направления позволил нам выдвинуть предположение о том, что процесс развития профессиональной идентичности студентов будет протекать более интенсивно, если:

- в содержание дисциплин по выбору будут включены индивидуальные задания проектно-исследовательского характера;

- темы для проектно-исследовательской деятельности будут формулироваться с учетом интересов студентов и потенциальных работодателей;

- будет обеспечено методическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности студентов.

В качестве основного способа формирования либо конкретизации представлений студентов о своем профессиональном будущем мы планируем использовать проектно-исследовательскую деятельность, что, на наш взгляд, должно отразиться на показателях профессиональной идентичности и привести к значительному увеличению доли студентов со сформированной профессиональной идентичностью.

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=324021&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.11066511553479752#04781433191088409 (дата обращения 01.10.2019).

2. Быков С.А. Критерии оценивания качества профессионального педагогического образования // Сибирский учитель. 2016. - № 6 (109). - С. 21-23.

3. Быков С.А. Непрерывное образование: содержательный и правовой аспекты // Подготовка педагога новой формации в системе университетского образования: проблемы, практический опыт и перспективы: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием; Тюмень, 22-23 января 2015 г. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2015. - 256 с. - С. 63-72.

4. Фомина Н.М. Профессиональная идентичность студентов как критерий профессиональной подготовки специалистов // Непрерывное образование как стратегия развития профессиональной карьеры: традиции и инновации: мате-ралы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2 декабря 2016 г. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2017. - С. 220-224.

5. Трандина Е.Е. Формирование профессиональной идентичности студентов как фактор развития профессионального самосознания // Перспективы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Тамбов, 30 декабря 2017 г. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. - С. 117-120.

6. Зинина С.М. Профессиональная идентичность студентов и их отношение к профессиональному будущему // Приволжский научный журнал. 2015. № 4 (36). - С. 183-187.

7. Лесникова С.Л., Леухова М.Г. Профессиональное самоопределение студентов вуза как условие профессиональной идентичности: аспект отношения к профессиональной карьере // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. -№ 3 (24). - Т. 7. - С. 253-256.

8. Накохова Р.Р., Макоева А.Ю. Профессиональ-

ная идентичность как фактор профессиональной компетентности будущих медицинских работников // Проблемы современного педагогического образования. 2017. - № 57-3. -С. 131-141.

9. Стычкова В.И. Резниченко М.Г. Профессиональная идентичность как фактор формирования профессиональной мобильности // Инженерное образование. 2016. № 20. - С. 248-251.

10. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: УРАО, 2002. 160 с.

11. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001. - 272 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/sh1/SH1-003-. HTM#$p3/ (дата обращения 28.11.2019)

12. Быков С.А., Неумоева-Колчеданцева Е.В. Показатели сформированности профессиональной идентичности студентов-педагогов в нарративном исследовании // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 24-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 23-24 апреля 2019 г. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. - С. 300-302.

13. Гофман О.О. Сравнительный анализ профессиональной идентичности у специалистов разных профессиональных групп // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. -№ 4. - С. 89-91.

the formation of professional identity of agricultural students in the process of design and research

Volkova N.A.,

State Agrarian University of the Northern Trans-Urals Bykov S.A.,

Tyumen State University

The article is devoted to the formation of professional identity of agricultural students in the process of design and research activities. We consider professional identity as an integrative result of professional self-determination and professional and personal development of students in the process of mastering a professional educational program, in which self-identification plays a leading role in the context of future professional activity, in which a future specialist relates himself and his quasi-professional and professional activity to others activities, yourself as a future specialist - with an "ideal" image of a professional in a specific professional field and with other specialists and students. An analysis of theoretical sources on the issue under consideration, the content of the educational program, as well as the results of a study of the current state of professional identity of agricultural students allowed us to suggest that the process of developing students' professional identity will proceed more intensively if: individual disciplines of a design and research nature will be included in the content of disciplines by choice; topics for design and research activities will be formulated taking into account the interests of students and potential employers; methodological support of design and research activities of students will be provided.

Keywords: identity, professional identity, project activity, research activity, competencies.

References

1. Federal Law of December 29, 2012 N273 - 03 (as amended on May 1, 2019) "On Education in the Russian Federation". URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=-doc&base=LAW&n=324021&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.11066511553479752#04781433191088409 (accessed 01.10.2019).

2. Bykov S.A. Criteria for assessing the quality of professional teacher education // Siberian teacher. 2016. - No. 6 (109). - P. 21-23.

3. Bykov S.A. Continuing education: substantive and legal aspects // Training of a teacher of a new formation in the system of university education: problems, practical experience and pros-

pects: All-Russian scientific-practical conference with international participation; Tyumen, January 22-23, 2015 Tyumen: Tyumen State University, 2015.256 p. - P. 63-72.

4. Fomina N.M. Professional identity of students as a criterion for the professional training of specialists // Continuing Education as a Strategy for the Development of a Professional Career: Traditions and Innovations: Materials of an International Scientific and Practical Conference. St. Petersburg, December 2, 2016 St. Petersburg: Leningrad State University. A.S. Pushkina, 2017. -P. 220-224.

5. Trandina E.E. The formation of students' professional identity as a factor in the development of professional self-consciousness // Prospects for the development of science and education: A collection of scientific papers based on materials of an international scientific and practical conference. Tambov, December 30, 2017. Tambov: LLC "Consulting company Ucom", 2017. -P. 117-120.

6. Zinina S.M. Professional identity of students and their attitude to the professional future // Volga Scientific Journal. 2015. No. 4 (36). - P. 183-187.

7. Lesnikova S.L., Leukhova M.G. Professional self-determination of university students as a condition of professional identity: an aspect of attitude to a professional career // Baltic Humanitarian Journal. 2018. No. 3 (24). - T. 7. - P. 253-256.

8. Nakokhova R.R., Makoeva A.Yu. Professional identity as a factor in the professional competence of future medical workers // Problems of modern teacher education. 2017. - No. 57-3. - P. 131-141.

9. Stychkova V.I. Reznichenko M.G. Professional identity as a factor in the formation of professional mobility // Engineering Education. 2016. No. 20. - P. 248-251.

10. Povarenkov Y.P. The psychological content of the professional development of man. M .: URAO, 2002. - 160 s.

11. Schneider L.B. Professional identity: Monograph. M .: MOSU, 2001.272 s. URL: http://psychlib.ru/mgppu/sh1/SH1-003-.HT-M#$p3/ (accessed 28.11.2019)

12. Bykov S.A., Neumoeva-Kolchedantseva E.V. Indicators of the formation of professional identity of student teachers in a narrative study // Innovations in professional and professional pedagogical education: proceedings of the 24th International Scientific and Practical Conference. Yekaterinburg, April 23-24, 2019 Ekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University, 2019. - P.300-302.

13. Hoffman O.O. A comparative analysis of professional identity among specialists of different professional groups // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2016. No. 4. - P. 89-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.