Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3
Социология
УДК 316.34
Становление предпринимательства в российском обществе
Орлова Л.В.
Кандидат социологических наук, доцент, проректор по учебной работе
Самарской академии государственного и муниципального управления
Статья посвящена анализу проблемного поля малого и среднего бизнеса в России. Рассмотрены факторы, определяющие конкурентоспособность малого и среднего бизнеса, показана значимость малого и среднего бизнеса для формирования и развития среднего класса.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, самозанятость, конкурентоспособность, региональные власти.
Первые явные тенденции развития частного предпринимательства начали прослеживаться в конце семидесятых - начале восьмидесятых годов XX века. Происходило развитие стихийного предпринимательства в сфере торговли. Существовавшие в то время в некоторых ВУЗах программы обмена студентами, а также возможность некоторых предприятий направлять своих сотрудников в командировки за границу, способствовали формированию каналов частного ввоза на наш рынок импортных товаров народного потребления, преимущественно одежды и обуви. Речь шла об очень маленьких партиях товаров (зачастую по предварительному заказу), ввозимых, как правило, под видом личного багажа. Тогда этих новоявленных предпринимателей в сфере торговли называли спекулянтами и фарцовщиками, выгоняли из ВУЗов и клеймили позором на профсоюзных собраниях.
В период с 1986 по 1989 гг. Верховный Совет СССР подписал несколько законодательных актов, позволяющих заниматься предпринимательством на законных основаниях. Все эти законодательные акты носили декларативный характер, ограничивая очень узкий круг конкретных направлений, в которых было позволено вести предпринимательскую деятельность. Тем не менее их появление положило начало созданию в стране «параллельной экономики», которой предстояло оздоровить существующую в те годы хозяйственную систему.
182
К началу 1990 г. формирование в стране института частного предпринимательства было объявлено одной из приоритетных задач, которую необходимо решать в государственном масштабе. Постановление Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 законодательно закрепляло возможность создания малых предприятий «...во всех отраслях народного хозяйства на основе любых форм собственности, включая смешанные.»; кроме того, малые предприятия имели право «.осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами.». В документе также четко определялись задачи, которые должны решить малые предприятия, а именно: «.активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса.». Здесь же было дано распоряжение о формирование в стране «.экономической среды, обеспечивающей широкое развитие малых предприятий».
Постановление рекомендовало различным союзным министерствам и ведомствам оказывать всяческую помощь малым предприятиям. С целью финансовой поддержки было предписано образовывать «.союзные, республиканские и региональные целевые фонды финансовой поддержки малых предприятий за счет добровольных взносов государс-
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3
Социология
твенных, кооперативных, общественных и иных предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных...». Создание таких фондов на тот момент объективно являлось чуть ли не единственной реальной возможностью оказать финансовую поддержку зарождающемуся предпринимательскому сектору [1, с. 36-43].
В начале 90-х гг. произошел полный отход от монополизма специальных банков в связи с созданием на их базе первых нескольких сотен коммерческих и кооперативных банков. Это открывало очень широкие возможности развития рыночного сегмента малого бизнеса, принявшего первоначально форму «челночества» [2, с. 29]. В условиях невозможности доступа к кредитным ресурсам через коммерческие банки предприниматели решали вопросы финансирования бизнеса своими силами (в том числе через рынок «черных» ссуд). Таким образом, малый бизнес самостоятельно преодолевал трудности своего становления и неумолимо двигался вперед в количественном и качественном развитии.
В 1993 г. в России началась деятельность по реализации программ развития российского предпринимательства со стороны международных финансовых институтов. Наиболее широкомасштабной и динамично развивающейся стала программа кредитования в рамках Фонда малого бизнеса Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Базовые подходы к организации процесса кредитования малого и среднего предпринимательства, внедренные в свое время программой ЕБРР, «работают» на нашем рынке до сих пор. Российские коммерческие банки в последние годы очень активно развивали обслуживание малого и среднего бизнеса с учетом меняющегося рынка и потребительских предпочтений различных ниш этого клиентского сегмента.
В ситуации финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. в российской экономике произошло кредитно-денежное сжатие, которое крайне болезненно ударило по малому и среднему бизнесу. Ключевым фактором выживания малого и среднего бизнеса становится возможность получить доступ к товарному кредиту и добиться увеличения отсрочек платежа. Стратегия сокращения издержек и экономии на масштабе наталкивается на серьезные препятствия - резкое сокращение спроса и оборота.
Нарушение денежных потоков представляет собой главную проблему малого и среднего бизнеса, который не имеет больших запасов наличности и в условиях кризиса практически потерял доступ к кредиту (даже краткосрочному - на расширение оборотных средств). Поскольку компании малого бизнеса зачастую вообще не имеют значительных основных фондов, для многих предпринимателей становится актуальной стратегия «временного выхода», когда дешевле закрыть бизнес, чтобы не не-
сти текущие издержки, и возобновить деятельность лишь дождавшись оживления рынка. В целом малый и средний бизнес избрал защитную стратегию.
В последние десятилетия в большинстве стран с развитой рыночной экономикой происходит необычайно быстрый рост числа малых предприятий. Все время видоизменяясь (малые предприятия быстро появляются, но могут и быстро разоряться), система малого бизнеса не только не прекращает своего существования, но и постоянно расширяется. Так, за период с 1980 по 2005 гг. общее количество малых предприятий в США возросло с 13 до 26 млн. Средний показатель доли малых и средних фирм в общей численности занятых составляет 80 % [3, с. 125].
Между тем, если в США основным критерием принадлежности к малому бизнесу выступает число занятых (при этом выделяются фирмы, использующие и не использующие наемный труд, включая самозанятых), то в России в соответствии с Федеральным законом этих критериев несколько: средняя численность работников, суммарная доля участия в уставном капитале, выручка от реализации товаров, работ, услуг.
На малых предприятиях России наблюдается следующая тенденция: при значительном росте среднесписочной численности работников (на 32,4 %) за указанный период происходит незначительный рост средней численности внешних совместителей (на 8,2 %) и сокращение средней численности, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера (на 34,3 %) [3, с. 127]. Данная тенденция свидетельствует об относительной устойчивости российских предприятий малого бизнеса в отношении основного состава работников.
В силу многих объективных причин (криминализации бизнеса и общества, несовершенной государственной политики в отношении малого предпринимательства и ряда других) становление и развитие малого бизнеса в России протекает очень сложно, его динамика неравномерна. Существенный рост числа малых предприятий наблюдался в период с 1992 по 1995 гг., а в дальнейшем их прирост был весьма незначителен.
Рост сектора малого бизнеса, соответственно и прирост новых рабочих мест в этой сфере экономической деятельности, наблюдаемый в последние годы в экономике развитых стран, объясняется следующими причинами.
Во-первых, существуют такие предельные размеры производственных форм, при которых издержки растут быстрее дохода. Темпы роста производительности предприятия, достигнув некоторого уровня, начинают снижаться. Исчезает гибкость обновления ассортимента, усложняется структура управления и т.д.
Во-вторых, существуют традиционные сферы деятельности, где малые предприятия пользуются
183
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3
Социология
бесспорными преимуществами: сфера услуг, строительство, сельское хозяйство и т.д. Это те области, где производство обусловлено ограниченным, постоянным и единообразным спросом и где производственные процессы нельзя стандартизировать.
В-третьих, рост численности малых предприятий и рабочих мест, ими созданных, происходит там, где размеры фирмы ограничены спецификой сферы выбранной ими деятельности, например, причастностью к искусству или ремеслу. Малые предприятия
- неотъемлемые составляющие сферы искусства.
В рыночной экономике весьма острой является проблема занятости.
Малый бизнес тесно связан с развитием самостоятельной занятости. К самозанятым работникам относятся те, кто самостоятельно организует свою работу, владеет средствами производства и отвечает за произведенную продукцию. К сожалению, в условиях российской экономики самозанятость подчас является, скорее, формой выживания для социально уязвимых групп населения (молодежь, женщины, лица с доходами ниже величины прожиточного минимума, безработные, инвалиды), попыткой адаптации к быстроменяющимся условиям хозяйствования.
Следует указать и на неоднозначное воздействие развития малого предпринимательства на процессы занятости, поскольку, с одной стороны, малый бизнес, расширяясь, привлекает все большее количество свободной рабочей силы, но вместе с тем жесткая конкуренция как внутри системы малого предпринимательства, так и между субъектами малого и большого бизнеса приводит к разорению части малых предприятий и потере рабочих мест. Отсюда
- необходимость создания таких условий функционирования системы малого бизнеса, при которых рост занятости был бы стабильным.
Для анализа проблем предпринимателей автором было проведено интервьюирование на основе формализованного опросного листа с закрытыми и открытыми вопросами. Опрос проводился с предпринимателями Нижегородской, Самарской, Саратовской областей, а также Марийской и Мордовской республик в сентябре-декабре 2008 и феврале-марте 2009 гг. Всего было опрошено 80 человек, из которых 56 % - владельцы бизнеса с численностью наёмных рабочих до 50 чел., 13 % - владельцы бизнеса с численностью наёмных работников от 50 до 100 чел., остальные - топ-менеджеры и представители руководства частных предприятий*.
Исходя из анализа проведенных исследований, выделяется три группы проблем, в наибольшей степени сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса: организационные (трудности с юриди-
* Материал подготовлен в рамках проекта, поддержанного РГНФ, № 08-03-00621а, № 09-03-00616а.
ческим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке и др.); проблемы материально-технического обеспечения (нехватка или отсутствие производственных помещений, современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная защищенность деятельности предпринимателя, сложные отношения с местными органами власти и т.д.); материально-финансовые (затруднения в получении капитала для регистрации предприятия, накоплении стартового капитала для обеспечения деятельности предприятия, установлении связей с поставщиками сырья и т.д.).
Вышеперечисленные проблемы малого и среднего бизнеса актуальны как для означенного региона, так и для всей страны в целом. Однако для малых инновационных предприятий характерны и другие факторы (специфические), сдерживающие их развитие.
Во-первых, это отсутствие рыночного механизма интеграции отдельных субъектов интеллектуальной собственности в добровольно создаваемые коллективы разработчиков и производителей, способных воспроизвести цепь «исследование - разработка - производство - продажа».
Во-вторых, это преодоление традиционной для советского периода организации научно-технической и инвестиционной деятельности, когда в структуре НИОКР преобладали разработки, внедряемые в оборонный комплекс; формирование в основном некоммерческих взаимосвязей между организациями на всех стадиях; деление науки на фундаментальную, отраслевую, вузовскую и заводскую, отсутствие интеграционных хозяйственных отношений между ними; преобладание командно-административных и морально-политических методов управления в этой сфере деятельности.
В-третьих, это необходимость возврата в научно-техническую и инновационную сферы высококвалифицированных научных и конструкторских кадров, ушедших в другие сферы деятельности или эмигрировавших из-за изменения системы ценностей общества.
В-четвертых, это необходимость создания на макро- (федеральном), мезо- (региональном) микроуровнях (уровне предприятий) системы инвестирования научно-технической и инновационной деятельности, основными рычагами которой должны стать рыночные составляющие, а организационными формами реализации - целевые программы, ориентированные на приоритетные направления рыночной экономики и социальные проблемы общества.
В-пятых, это необходимость поддержки малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, путем формирования эффективного механизма управления, базирующегося на новой управленческой парадигме.
Важную роль в развитии как малого, так и среднего инновационного предпринимательства должны
184
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3
сыграть регионы. Именно власти регионов конкретно знают свои финансовые и материальные возможности, реальные общественные потребности в тех или иных видах продукции и услуг, наиболее эффективные с точки зрения региона направления использования имеющихся ресурсов по сферам деятельности и формам собственности. Деятельность малых и средних предприятий, по мнению З.З. Сафиной, - должна быть ориентирована, главным образом, на местный рынок, на решение региональных проблем. Малый бизнес должен стать основной базой формирования рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования на основе местного учета особенностей данного региона [4, с. 324].
Экономическое значение малых и средних предприятий для развития регионов определяется повышением социально-экономического уровня жизни населения за счет увеличения налоговых поступлений в региональные бюджеты, трудоустройства значительной части безработного населения и т.д. Малые предприятия позволяют сокращать до минимума потери, обеспечивают более глубокую переработку сырья и повышают добавленную стоимость продукции, а главное, способны повысить экономическую эффективность в сфере производства и предоставления услуг.
Значимость малого и среднего бизнеса видится в том, что он является экономической базой формирования и развития среднего класса, обеспечивающего социальную и политическую стабильность в обществе. Малые и средние фирмы могут быть конкурентоспособнее крупных компаний, когда они производят специализированные товары и ус-
Социология
луги индивидуального назначения. Они могут также иметь преимущество в отраслях экономики, где производство должно осуществляться в особо отведенных местах (в розничной торговле, сельском хозяйстве, общественном питании и гостиницах, строительстве). Существенную роль в развитии предпринимательства играют региональные властные структуры, призванные обеспечить поддержку одного из важнейших секторов российской экономики, вносящего весомый вклад в ее развитие.
Литература:
1. Демкович В. Малый бизнес - этапы «большого пути» // Аналитический банковский журнал.
- 2009 - № 2. - С. 36-43.
2. Ядова Е.Н. Челночество как социальный ресурс трансформационного периода: дис. на соискание уч. степени канд. соц. наук. - М., 2009. - 207 с.
3. Крылова Е.Б. Малое предпринимательство и занятость населения // Проблемы прогнозирования.
- 2009 - № 1. - С. 125-132.
4. Сафина З.З. Совершенствование механизмов поддержки малого предпринимательства с учетом экономических интересов // Экономические науки. - 2008 - № 5. - С. 323-325.
Formation of Business Activities in Russian Society
L. Orlova
Samara Academy of State and Municipal Management
The article refers to the problems of small and medium business in Russia. The author analyzes the factors of competitive ability of small and medium business and its significance for the formation and development of the middle class.
Key words: small and medium business, self-employement, competitive ability, local authorities.
185