Марчук Н.Н., Виноградова Е.В., Примашев Н., Сангаджиев Б.В.
становление полиции в аргентинской РЕСПУБЛИКЕ
цель: Проанализировать процесс становления полиции и правовой регламентации положения лица, осуществляющего полицейские функции в Аргентине.
Методология: Использованы универсальные методы научного познания: исторический, логический, сравнительный.
Результаты: В статье исследованию подверглось становление полиции и развитие правового статуса лица, осуществляющего функции представителя власти, что представляется актуальным в связи с возросшим в последние годы интересом к странам Латинской Америки, проводящим реформы внутреннего правового регулирования государственных органов.
Новизна/оригинальность/ценность: Данная работа является первым в России исследованием, основанным исключительно на аргентинских источниках, что предопределяет ее научную новизну и значимость.
Ключевые слова: реформа полиции, функции полиции в Аргентине, статус полицейского, Полицейское Соглашение Аргентины.
Marchuk N.N., Vinogradova E.V., Primashev N., Sangadzhiev B.V. FORMATION OF POLICE IN THE ARGENTINE REPUBLIC
Purpose: To analyze process of formation of police and a legal regulation of position of the person which is carrying out police functions in Argentina.
Methodology: Universal methods of scientific knowledge historical, logical, comparative are used.
Results: In article formation of police and development of legal status of the person which is carrying out functions of the authority that is represented urgent in connection with the interest in the countries of Latin America undertaking reforms of internal legal regulation of public authorities which has increased in recent years has undergone a research.
Novelty/originality/value: This work is the Russia's first research based only on the basis of the Argentina sources that predetermines its scientific novelty and the importance.
Keywords: reform of police, function of police in Argentina, the status of the police officer, the Police Agreement of Argentina.
Становление органов полиции в Аргентине имеет давнюю историю, уходящую корнями вглубь колониальной эпохи. Поначалу функции полиции и отправления правосудия выполняли кабильдо (городские собрания). Правилами, регулирующими эти вопросы, служили «эдикты о надлежащем управлении и полиции». В конце колониального периода в рамках бурбоновских реформ в Испанской Америке разгорелась полемика о реформе полицейской власти.
Карл III создал в 1782 году в Мадриде Управление Полиции, заимствовав французскую модель централизованного командования. За океаном же районные алькальды (районные главы), напротив, зависели от властей кабильдо, которые обновлялись ежегодно. Вице-король Линье в 1808 г., утверждая, что сотрудники полиции не могли подчиняться главам кабильдо, потому что последние обновлялись регулярно и не успевали обрести необходимые знания для непосредственного управления полицией, считал, что необходимо опираться на централизованную организацию полиции. Члены кабильдо, конечно, выступали против создания единого полицейского управле-
ния, а король долгое время признавал их правоту.
Признание централизованной модели полиции наметилось только в первые годы независимости, когда в 1812 году Триумвират посредством Временного положения о полиции создал полицейское управление, определявшееся как «институт интенданта полиции», т. е. управление и средоточие всех служб, отвечающих за гигиену, чистоту и порядок в столице, ее пригородах, тюрьмах и других общественных местах, заботу о гражданской безопасности и внутреннем мире, изучение и принятие мер против всех преступлений, совершенных или планируемых, насколько они могли вызывать изменения в общественном порядке [7].
Интендантство структурно состояло из корпуса наемных чиновников: алькальда, советника, писаря, трех сотрудников в диспетчерской, швейцара и трех комиссаров (первый следил за порядком на улицах, водохранилищах, дорогах и присматривал за бродягами, второй исполнял обязанности казначея полицейской кассы, а третий патрулировал окраины города и сельскую местность). Интендант мог назначать своих подчиненных должност-
ных лиц, а также брать на себя ответственность за всех районных мэров и «лейтенантов кварталов». Последняя должность была введена незадолго до этого в помощь алькальдам в объездах города, но регламент 1812 г. отстранил алькальдов от осуществления патрулирования, создав для этого «сторожевой отряд» из сотни вооруженных бойцов. Этот орган находился под командованием интенданта.
Таким образом, была создана институциональная модель, которая имела очевидную близость к современной структуре полиции, что предполагало централизованную систему управления, наемный персонал и отряд, одетый в форму стражников.
После политического кризиса 1815 года пост интенданта был упразднен, а полиция перешла в подчинение правительству провинции. Такая ситуация продолжалась до 1819 года, когда по предложению Эустакио Диаса Велеса была воссоздана автономия полицейской магистратуры. Она также существовала недолго, так как в 1820 году Совет представителей снова её упразднил, передав «высокую полицию» судам правосудия, а «низшую полицию» обратно кабильдо. Эта мера, как и само кабильдо, просуществует несколько месяцев.
В 1821 году в процессе административных реформ был создан Генеральный департамент полиции [6]. В Буэнос-Айресе департамент полиции состоял из руководства, секционных комиссаров, районных алькальдов и заместителей алькальдов. Полиция Буэнос-Айреса, таким образом, была окончательно централизована в учреждение, которое, несмотря на несколько реформ, сохраняется и поныне. После 1825 года кабильдо Мендосы, Кордовы, Тукумана, Корриентеса, Санта-Фе также перестали функционировать, и, следуя примеру реформы правоохранительных органов Ри-вадавии, были созданы органы, осуществляющие полицейские функции.
Полиция Буэнос-Айреса впитала де-факто функции управления городским хозяйством, ранее выполнявшиеся кабильдо. Город был разделен на четыре секции, каждая из которых возглавлялась комиссаром, и на 32 квартала, в которые были назначены квартальные алькальды. Корпус охранников был распределен по секциям в пропорции 8 человек на одного комиссара, они должны были проводить дневное и ночное наблюдение. В 1830 году был принят Регламент комиссаров и охранников, который законодательно устанавливал обязанность объезжать город днем и ночью, расширив вспомогательный корпус на 12 «конных охранников» для каждого полицей-
ского участка. Именно тогда полиция Буэнос-Айрес начала использовать на гербе изображение петуха, освещенного солнцем, в центре которого находился глаз, символ наблюдения.
Из-за этого введения вездесущности спустя четыре года корпус надзирателей был разделен на два [5]: дневных охранников и ночных сторожей, которые должны были выполнять «ночные обходы» взамен патрулирования соседей.
В период режима Росаса власть сторожей увеличилась, став инструментом для контроля деятельности на улицах, в домах и предоставления информации правительству. После падения Роса-са, чтобы избежать идентификации с вооруженными силами по защите политического режима, полицейская служба была реформирована. В таком неопределенном состоянии, между полицейским, муниципальным и политическим характером, корпус сторожей сохранялся до 1872 года, когда был упразднен окончательно.
В 1868 году Энрике О'Горман добился одобрения Генерального регламента полиции, подробно определившего все ее функции.
В Буэнос-Айресе второй цикл реформ полиции во многом стал возможным благодаря созданию муниципалитета. Закон, предусматривающий создание муниципального правительства, устанавливал «комитет по безопасности», осуществляющий руководство районными алькальдами, их заместителями, сторожами и тюрьмами. Очевидно, что это было воспринято полицией как покушение на её юрисдикцию. Если к этому прибавить бесчисленные муниципальные задачи, которые полиция продолжала выполнять (общественные работы, очистка, содержание дорог, освещение, уборка), становится понятной причина напряженности между этими двумя институтами на протяжении большей части второй половины Х!Х века.
Полицейская реформа О'Гормана была нацелена на решение вопроса перераспределения дублирующих функций. Второй важной проблемой было отсутствие необходимого количества персонала.
Первый полицейский журнал Буэнос-Айреса (1871 г.) содержал критику предложенной О'Горманом реформы, в рамках которой в Полицейском регламенте предполагалось предусмотреть положения, направленные на децентрализацию, установление модели, которая увеличила бы оперативную автономию секционных полицейских участков и улучшила бы координацию мониторинга службы. Критиковались чрезмерная концентрация решений в руководстве и пре-
евразийская
> 3 (28) 2017 <
адвокатура
небрежение материальным положением полицейских участков (в основном наиболее удаленных от центра).
Сложности организации полиции во многом были связаны и с неопределенностью в отношении статуса столицы, её запутанной зависимостью от политической власти. Так, в 1870-е годы город Буэнос-Айрес являлся столицей одноименной провинции, временной штаб-квартирой национальных органов власти и управленческого пространства муниципальной корпорации. Уже в 1821 году временный регламент разъяснял, что полиция «непосредственно зависит от правительства» (ст. 1) «за исключением любого другого органа» (ст. 9). Но вопрос, какому конкретно правительству она будет подчиняться, определен не был. Формально полиция зависела от правительства провинции до принятия решения о статусе Буэнос-Айреса в 1880 году, когда началась стадия, характеризующаяся отделением полиции столицы от полиции одноименной провинции. После того, как провинциальные власти уступили город национальному правительству, президент Хулио Рока назначил первым начальником столичной полиции Маркоса Паса. В то же время законодательный орган Буэнос-Айрес принял закон от 13 декабря 1880 г. о полиции провинции Буэнос-Айрес, в создании которой приняли участие полицейские участки сельской местности, а позже был утвержден в качестве её первого главы Хулио С. Дантас.
Маркос Пас занялся структурированием провинциальных юрисдикций и сосредоточил усилия на разграничении ответственности между муниципальным управлением и федеральным правительством, чтобы избавиться от всех тех задач, которые не были связаны исключительно с общественной безопасностью.
В то же время Хулио С. Дантас, назначенный главой провинции Буэнос-Айрес, объездил многие полицейские участки, стремясь осуществить то, что требовал от него новый закон Буэнос-Айреса о полиции, т. е. признания нового централизованного руководства учреждения. Для достижения этой цели он назначил комиссаров полиции, которые подчинялись непосредственно ему, и уволил тех, кто ставил под сомнение его авторитет и самостоятельность в спорах с мировыми судьями, исполнявшими до этого двойную, судебную и полицейскую, задачи, либо в своем лице, либо через подчинение комиссаров их юрисдикции.
Принятие Закона о национальных территориях 1884 г. привело к тому, что в некоторых провинциях, например Патагонии, начался процесс
организации территориальной полиции. Но существуют и другие примеры: в Кордове децентрализованная организация полиции (столичная полиция, с одной стороны, и различные департаменты остальной части провинции - с другой) существовала до конца 1970-х годов.
В последние годы XIX и начале XX века столичная полиция продолжала настаивать на необходимости окончательного разделения функций между так называемой «высокой» и «низкой» полицией, стремясь придать полиции специфические задачи по обеспечению общественной безопасности, а другие функции, такие как санитарный контроль, городское планирование и строительство, мониторинг миграции населения, вопросы семьи и меньшинств, передать другим государственным учреждениям. Этот процесс был медленным и во многом зависел от создания органов, способных реализовывать эти задачи.
В городе Буэнос-Айрес все руководители полиции (О'Горман в 1860-е годы, Маркос Пас в 1880-е годы и Рамон Фалькон в начале 1900-х годов) были готовы к реформам, являясь сторонниками профессиональной полиции. Сторонники реформы, во-первых, стремились расширить корпус наемных работников при Департаменте полиции, поэтому в выступлениях реформаторов все время звучали жалобы на нехватку персонала и низкую заработную плату. Во-вторых, постоянно предпринимались попытки найти правовое и институциональное определение функций для каждой должности, что получало нормативное закрепление не только в генеральных регламентах полиции, но и в методических руководствах по подготовке кадров. В результате реформ должна была быть создана централизованная административная система, предполагающая возможности внутренней мобильности сотрудников. Кроме того, особое место отводилось сдерживанию разрастания аппарата за счет введения новых высоких должностей и создания мотивационных схем продвижения по службе, предполагавших стимулирование карьерного роста внутри органа.
Трансформация государственного устройства в 30-е годы ХХ века, наряду с изменением социальных реалий, вновь поставила перед политической властью вопросы реорганизации полиции. Смысл реформ, осуществлявшихся в направлении централизации, заключался в расширении полномочий, определении функций и территориальной подсудности для полицейских расследований, создании и укреплении надзорных органов, отделении задач безопасности от судебной и
административной функций, создании иерархической системы, механизмов стимулирования и продвижения по службе сотрудников полиции. Все эти меры были направленны на снижение сильных институциональных привязанностей, традиционно имеющих корни в системе власти местного уровня.
Следует обратить внимание на то, что административный ресурс для реализации этих изменений был ограничен. Его хватало на решения внутри самого полицейского управления (с его иерархическими и административными органами), где стало возможно добиться высокой степени реализации принятых мер. Это оказало заметное влияние на полицейские комиссариаты в столицах провинций, портах и внутренних регионах, где они были реализованы. В остальные юрисдикции информация непосредственно не поступала, или приказы не выполнялись.
Одним из факторов, которые могли бы оптимизировать деятельность полиции в эти годы, стали признаваться усилия по технологическому обеспечению полицейских органов.
В технологическом плане полиция к середине ХХ века сильно отличалась от таковой в начале века. Уже в 1911 году, учитывая увеличение оборота автоматического оружия (пистолетов и револьверов), всем полицейским агентам были выданы револьверы 38-го калибра, и установлена обязанность носить оружие даже после службы. В 30-е годы полицейские комиссары первыми получили автомобили, затем служба была обеспечена мотоциклами с колясками, позже малолитражными автомобилями.
Распространение разбойных нападений и перестрелок на улицах стимулировало обновление автомобильного парка, включая бронированные грузовики и автомобили «Форд», оснащенные радиоприемником (который работал в унисон с сетью полицейского вещания), пуленепробиваемым лобовым стеклом и круглыми отверстиями, которые позволяли использовать огнестрельное оружие внутри транспортного средства. В свою очередь, полицейские из Гвардии безопасности на случай неудачного патрулирования в этих сложных машинах имели пуленепробиваемые щиты. Мотоциклы с коляской Транспортного отделения получали такую же защиту.
В этот период актуализируется идея противостояния между полицией и преступным миром. Эта идея обосновала увеличение технологического арсенала полиции, необходимого для победы в противостоянии. Позже, в 1931 году, после ряда публикаций в прессе получила распространение
идея сбора пожертвований от населения на нужды полиции, на эти средства предполагалось купить транспортные средства, оружие и учредить службу сигнализации.
Полиция, которая массово внедрила пистолеты «Кольт» 45-го калибра, в середине 30-х годов ввела практику учебных стрельб. В Отделении безопасности столичной полиции был создан пост генерального инспектора по стрельбам, ответственного за огневую подготовку корпуса инструкторов. Все офицеры и младший рядовой состав были обязаны посещать стрельбы на полигонах, оборудованных в полицейской академии и различных полицейские участках.
В качестве технологических достижений можно также упомянуть использование телеграфа для преследования «неконтролируемых путешественников», утвержденного на интерполицейской конференции, организованной в Буэнос-Айресе в 1920 году, где полиции Южной Америки договорились обмениваться картами с антропометрическими данными, отпечатками пальцев и фотографиями лиц, считающихся опасными. На самом деле методы идентификации лиц были одной из областей, наиболее открытых для полицейских инноваций, сначала со стандартизированными фотографиями преступников, а позже с развитием и расширением «аргентинского» метода идентификации (снятие отпечатков пальцев), изобретенного Хуаном Вучетичем из полиции провинции Буэнос-Айрес.
Научные исследования в области идентификации человека сформировали новые функциональные особенности органов полиции. Закрепление этой «полицейской специальности» возродило старые споры о праве власти контролировать процесс расследования уголовного дела [2].
После государственного переворота 1930 года сыскная полиция укрепила свое место в рамках сил безопасности Аргентины за счет участия в идеологическом преследовании противников диктатуры, особенно коммунистов. Новые сложности с организованной преступностью также способствовали повышению роли полиции. Этому способствовала и большая автономия, которой в те же годы пользовались комиссары полиции безопасности в сговоре с местными политическими каудильо (вождями). В связи с этим сыскная полиция была функциональной по отношению к заинтересованности провинциальных властей в нарушении этой независимости. Не случайно в то время, например, были приняты нормы для развития сыскных бригад наряду с расширением функций Генеральной дирекции по расследова-
евразийская
3 (28) 2017
адвокатура
ниям в провинции Буэнос-Айрес с юрисдикцией на всей территории.
Особое место в деятельности полиции в эти годы занимала функция политического надзора. Полиция готовила отчеты о встречах и общественных мероприятиях лидеров оппозиции, которые были частью официальных годовых отчетов. Полиция в федеральной столице, во многих провинциях и на территориях осуществляла эту деятельность, преследуя и заключая в тюрьмы активистов и сторонников неправительственных политических групп.
Следует отметить, что в разных провинциях существовали разные подходы к реализации этих функций. В Буэнос-Айресе эти мероприятия санкционировало само правительство, и они даже имели правовую основу в виде антикоммунистических законов. В Кордове полиция занималась информированием о политической деятельности, но не получала одобрение провинциальных властей, если решалась преследовать или сажать в тюрьму лидеров оппозиции без уважительной причины. В этом смысле кордовское правительство Амадео Сабатини демонстрировало самостоятельную политику, отличающуюся от политики, проводимой национальными властями, так как временно проживающие и находящихся в этой юрисдикции радикально настроенные политики и военные были переселены сюда из столицы именно из-за своих политических пристрастий.
В середине 1940-х годов, после прихода к власти перонистского движения, начался процесс профессионализации полицейских сил. Уже после июньского военного переворота 1943 года на уровне федеральных сил безопасности произошли важные изменения. В 1944 году полиция в столице стала федеральной полицией Аргентины, одновременно были созданы органы национальной безопасности (Национальная жандармерия и Военно-морская префектура). За годы перонизма был образован также Федеральный совет безопасности, который, помимо всего прочего, осуществлял надзор за реорганизацией полиции на национальных территориях.
В Буэнос-Айресе одной из главных целей реформы, проводимой губернатором полковником Доминго Мерканте и начальником полиции подполковником Адольфо Марсильяком, было стремление реорганизовать полицию так, чтобы она отвечала исключительно руководящим принципам высшей провинциальной власти и идентифицировала себя с принципами перонизма, т. е. с принципами Июньской революции 1943 года.
Таким образом, профессионализация полиции, проводимая с целью её сближения с институтами гражданского общества и во избежание влияния политических и недобросовестных секторальных и местных лидеров, особенно в 30-е годы, испытывала сильное воздействие военных. «Реформа Марсильяка сокращала первое, но не приводила к исчезновению второго» [1].
Что касается провинциальных полиций, ключевыми изменениями в их организации были, как правило, централизация, укрепление иерархической власти и системы званий в соответствии с руководящими принципами военного порядка и доктрины.
В Буэнос-Айресе перонисты ввели организацию военного и бюрократического типа для независимого и исключительного управления провинциальной общественной безопасностью [1]. Офицерский состав, сформировавшийся при Марсильяке, не был готов отказаться от той части социального и уравнительного содержания перонистской идеологии, которую они изучали на лекциях, курсах и выступлениях начальника-реформатора полиции, и они использовали унаследованную от начальника организацию для того, чтобы теперь осуществить цель социального контроля, чего требовали от них власти «освободительной революции» и другие противники перонистов. Как это ни парадоксально, провинциальное перонистское правительство помогло успешно реформировать полицию, которая благодаря этому стала эффективной и играла важную роль в организации политических репрессий во второй половине ХХ века [1].
На сегодняшний день полиция в Аргентине действует на основе Полицейской конвенции, которая была подписана 19 апреля 1947 года по общей воле всех сотрудников полиции и сил безопасности страны и объединяет 27 членов (все полиции безопасности и силы безопасности страны) [4]. Её предпосылки сформировались уже в первые годы ХХ века, когда существовали различные совещания, созываемые этими учреждениями. В последующие годы полиция и силы безопасности страны собирались трижды (в 1934, 1941 и 1942 гг.). На этих встречах и были сформулированы принципы участия в Полицейской конвенции Аргентины, принимались обязательства обмениваться научной, технической и административной информацией по ежедневной работе полиции. Но только в 1947 году, следуя общей воле всех подписавших этот документ на Первом съезде начальников полиции и сил безопасности страны, была создана Полицейская конвенция Аргенти-
eurasian
3 (28) 2017
advocacy
ны. С этого момента шли встречи в пользу обмена научно-технической информацией, направленной на оптимизацию полицейских служб по всей стране.
Полицейская конвенция Аргентины определяет внутренний регламент, регламент церемониала и протокол, национальные дни полицейского образования, содержит исторические обобщения и памятные даты. Она призвана внести вклад в поиск оптимальных способов сотрудничества во всех их формах и проявлениях. Она включает в себя полицию безопасности и другие силы безопасности страны, которые придерживаются данного регламента, и имеет свое постоянное место дислокации в федеральной столице.
Для достижения заявленной миссии Полицейская конвенция Аргентины выполняет следующие функции:
а) активизирует общий информационный обмен с организациями-членами;
б) поощряет повышение профессиональной подготовки;
в) поощряет оптимизацию служб безопасности, пожарных подразделений и служб коммуникаций;
г) обменивается информацией о порядке, общественной безопасности и уголовном розыске во всех его формах, стремясь к постоянной эволюции, с тем чтобы каждый из подписавших знал расследуемое преступление в общенациональном порядке;
д) обменивается информацией о процедурах, особенно в техническом плане для предупреждения и пресечения преступлений;
е) поощряет развитие системы Полицейского Соглашения Аргентины и ее доктрины, а также совершенствует полицейскую политику безопасности.
Полицейская конвенция Аргентины действует через съезд начальников полиций и сил безопасности страны, постоянный совет полиции, районы, подписавшие соглашение стороны, секретариат заседаний съезда и офис.
Съезд начальников полиций и сил безопасности страны, состоящий из глав полицейских учреждений и сил безопасности страны, стимулирует исполнение его полномочий, выполняет функции посредничества в возникающих конфликтах между организациями-членами, проводит анализ и принимает решения по рассматриваемым проектам, осуществляет надзор за выполнением функций постоянного совета полиции и офиса Полицейской конвенции Аргентины.
Постоянный совет полиции состоит из одного представителя каждой из областей в статусе начальника полиции или его заместителя. Эти посты они занимают в течение не менее двух лет, а Совет может собираться на сессии, когда председатель сочтет это целесообразным, или по просьбе одного из своих членов. Функциями Совета являются рассмотрение и принятие решений по неотложным вопросам, разработка проектов регламентов, анализ вопросов, относящихся к его компетенции и распределяемых по рабочим комитетам Съезда. Решения и рекомендации Совета подлежат исполнению подписавшими сторонами в соответствии с положениями статьи 40 регламента до следующего заседания Съезда. В компетенции членов Совета подписание договоров, которые заключены Полицейской конвенцией Аргентины с третьими сторонами. Для этого они должны располагать предварительно одобренным Съездом соответствующим проектом.
В Полицейскую конвенцию входят также представители девяти зон, на которые разделена территория Аргентины. Представители каждой зоны избираются на два года. В ситуациях, когда необходимо решать вопросы, касающиеся компетенции учреждений, входящих в зону, представители могут встречаться для их решения, за исключением вопросов, входящих в компетенцию высших органов. Председательство зоны осуществляет должностное лицо, действующее в качестве представителя зоны. Решения зон принимаются единогласно присутствующими членами. В противном случае вопрос рассматривается Постоянным советом полиции.
В соответствии с Полицейской конвенцией Аргентины в качестве постоянного органа технической поддержки, который несет ответственность за централизацию административных дел, обработку и распространение информации, представляющей интерес для организации в целом, создан Офис Полицейской конвенции Аргентины. Функциями Офиса являются: координация осуществления резолюций, рекомендаций и решений Съезда и Постоянного совета полиции; координация, регистрация, хранение и оформление информации по функциональным вопросам; распространение положений общего или частного характера, представляющих интерес для подписавших сторон; направление запросов подписавших сторон на пользование услугами Международной организации Уголовной полиции через Национальное центральное бюро Интерпола Федеральной полиции Аргентины; рассмотрение всех вопросов, относящихся к протоколу;
евразийская
3 (28) 2017
адвокатура
координация поддержки организации Полицейской конвенции, подготовка и распространение повестки дня и проектов материалов, а также ведение протоколов, которые необходимы Съезду или Постоянному совету полиции; выполнение любой другой функции, которая доверена ему руководящими органами системы.
Не менее двух раз в год, в первом и третьем квартале, проводятся заседания Консультативной комиссии по информатике, созываемые Постоянным советом полиции.
Руководящим органом Национальных конференций полицейского образования является Полицейский совет Аргентины при посредничестве Постоянного совета полиции. Организующая подписавшая сторона образует Комитет, председатель которого становится связующим звеном с Советом [3].
С 2017 года полиция Буэнос-Айреса имеет новую структуру. Указ о внедрении реформы полиции, подписанный министром безопасности провинции Кристиано Ритондо, был разработан после широкого общественного обсуждения.
Некоторыми ключевыми моментами реформы являются сокращение количества генеральных комиссаров (с 44 до 26), декларирование доходов большого количества (7800) должностных лиц, начиная с заместителей генеральных комиссаров и заканчивая генеральными комиссарами, укрепление структуры полиции безопасности дорожного движения в соответствии с моделью полиции Кордовы, реформирование подразделений по борьбе с наркотиками, выделение крупных средств на покупку оборудования, появление новых центров мониторинга с помощью камер видеонаблюдения и др. [3].
Таким образом, статус полицейского в Аргентине, совокупность его прав и обязанностей с момента создания функциональных подразделений, призванных обеспечивать общественный порядок, и до сегодняшнего дня трансформировались под влиянием политических тенденций, социальных явлений, технологических достижений, сформировав некий образ лица, способного обеспечивать свое предназначение.
Пристатейный библиографический список
1. Barreneche O.R., Galeano R.D. Notas sobre las reformas policiales en la Argentina, siglos XIX y XX. P. 73112 [Электронный ресурс]. URL: http://www.minseg. gob.ar/sltes/default/flles/cuadernos/08_barreneche_g.pdf.
2. García Ferrari M. «El Único Hilo para guiarse en el Laberinto del bajo Fondo Social». Fotografía de Identificación en la Década de 1880. Buenos Aires, 28 y 29 de agosto del 2008 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.crimenysociedad.com.ar/files/submenu7-item2. html.
3. Las diez claves de la reforma de la Policía Bonaerense // La Nación. Buenos Aires, 18 de Marzo de 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.lanacion. com.ar/1881128-las-diez-claves-de-la-reforma-de-la-policia-bonaerense.
4. República Argentina. Convenio Policial Argentino [Электронный ресурс]. URL: http://escuelasuperior.com. ar/instituto/wp-content/uploads/2015/02/reglamento-convenio-policial-argentino.pdf.
5. Romay F.L. Los serenos de Buenos Aires (policía nocturna). Buenos Aires: Editorial Policial, 1947.
6. Ternavasio M. Las reformas rivadavianas en Buenos Aires y el Congreso General Constituyente // Goldman N. (dir.). Revolución, República, Confederación (1806-1852). Buenos Aires: Sudamericana, 2005.
7. Vaccaroni A. Prácticas policiales en la Revolución de Mayo. Una aproximación a las relaciones entre vigilantes y vigilados en Buenos Aires (1812-1821) // Revista de historia del derecho. Buenos Aires, dic. 2016. No. 52 [Электронный ресурс]. URL: http://www.scielo.org.ar/scielo. php?script=sci_arttext&pid=S1853-17842016000200006.
References (transliterated)
1. Barreneche O.R., Galeano R.D. Notas sobre las reformas policiales en la Argentina, siglos XIX y XX. P. 73112 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.minseg.gob. ar/sites/default/files/cuadernos/08_barreneche_g.pdf.
2. García Ferrari M. «El Único Hilo para guiarse en el Laberinto del bajo Fondo Social». Fotografía de Identificación en la Década de 1880. Buenos Aires, 28 y 29 de agosto del 2008 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. crimenysociedad.com.ar/files/submenu7-item2.html.
3. Las diez claves de la reforma de la Policía Bonaerense // La Nación. Buenos Aires, 18 de Marzo de 2016 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.lanacion.com. ar/1881128-las-diez-claves-de-la-reforma-de-la-policia-bonaerense.
4. República Argentina. Convenio Policial Argentino [Jelektronnyj resurs]. URL: http://escuelasuperior.com.ar/ instituto/wp-content/uploads/2015/02/reglamento-con-venio-policial-argentino.pdf.
5. Romay F.L. Los serenos de Buenos Aires (policía nocturna). Buenos Aires: Editorial Policial, 1947.
6. Ternavasio M. Las reformas rivadavianas en Buenos Aires y el Congreso General Constituyente // Goldman N. (dir.). Revolución, República, Confederación (1806-1852). Buenos Aires: Sudamericana, 2005.
7. Vaccaroni A. Prácticas policiales en la Revolución de Mayo. Una aproximación a las relaciones entre vigilantes y vigilados en Buenos Aires (1812-1821) // Revista de historia del derecho. Buenos Aires, dic. 2016. No. 52 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.scielo.org.ar/scielo. php?script=sci_arttext&pid=S1853-17842016000200006.