ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2009. № 3
В.М. Кузьмин, канд. ист. наук, доц. Российского государственного университета им. И. Канта*
СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИМОЛОГИИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК О ГРАНИЦАХ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
В статье рассмотрены основные вопросы, связанные с формированием новой научной дисциплины лимологии и ее основных разделов, в частности политической лимологии как составной части политологии и политической регионалистики.
Ключевые слова: граница, приграничные регионы, приграничное и трансграничное сотрудничество, еврорегионы, теоретическая и прикладная лимо-логия, терра-, аква-, аэро-, спэйслимология.
There can be no doubt about relevance of studying questions concerning border, cross-border and transboundary co-operation, limology as a science.
Key words: border, boundary, limes, frontier, border regions, cross-border, interregional and transnational cooperation, euroregions, limology (borderlands studies).
Лимология (букв. — наука о границах, границеведение (от лат. limes — граница)) — научная дисциплина, изучающая природу и функции границ, приграничные территории (регионы), пограничные институты, приграничные процессы и т.п. Лимология — это название отечественного происхождения, в западной науке чаще используются обозначения border research, borderlands studies, frontier research, cross-border studies, trans-border studies. Как правило, она рассматривается в качестве раздела политической географии1, хотя в последнее десятилетие довольно часто изучение пограничной проблематики было связано с политическими, экономическими, социальными, антропологическими, культурологическими, военными, экологическими и другими ее аспектами2.
* Кузьмин Владимир Михайлович — kuzminvladimir@rambler.ru
1 Приграничное и трансграничное сотрудничество. Словарь терминов // http:// www.obraforum.rubook/ biblio.htm; Minghi J.V. Boundary Studies in Political Geography // Annals of the Association of American Geographers. 1963. Sept. Vol. 53. N 3. Р. 407—428; Puhulis A. Application of Concept of Boundaries in Geographical Studies // Modelling the European Future: Integrating the Old and the New. Vol. 4. Klaipeda, 2008. Р. 6—15.
2 Hcmevar D.K. Studying International Borders in Geography and Anthropology: Paradigmatic and Conceptual Relations // Geografski zbornik. 2000. N XXXX. Р. 82—98.
В рамках данной дисциплины можно выделить теоретическую3 и прикладную4 лимологию. Теоретическая лимология исследует следующие проблемы:
— природу и функции границ;
— теорию охраны границ;
— историю границ и приграничных регионов;
— методы исследования границ и различных форм взаимодействия на сопредельных территориях;
— сохранение национальной идентичности в приграничье и т.д.
Прикладная лимология (погранология) — это дисциплина,
имеющая целью научное обеспечение пограничной политики, в первую очередь тех ее аспектов, которые связаны с пограничной безопасностью, деятельностью субъектов охраны границы, развитием сотрудничества на сопредельных территориях. Приоритетными направлениями погранологических исследований являются:
— вопросы влияния геополитической ситуации на характер реализации и защиты национальных (государственных) интересов в пограничном пространстве (на приграничных территориях);
— проблемы обеспечения пограничной безопасности;
— практика охраны границ;
— механизмы и способы мирного разрешения пограничных проблем (лимологическая конфликтология);
— политические, социально-экономические, военные и другие аспекты приграничного и трансграничного сотрудничества;
— влияние миграционного фактора на процессы и явления в приграничном пространстве;
— национальный вопрос в приграничной политике;
— положение национальных меньшинств на приграничных территориях и т.д.
В соответствии с характером границ лимология подразделяется на терралимологию (сухопутная граница), аквалимологию (водная
3 См.: Колосов В.А. Теоретическая лимология: новые подходы // Международные процессы. 2003. Сент.—дек. № 3. С. 44—59 (http://www.nadbank.org/); Кузьмин В.М. Теоретико-методологические основания исследования границ и приграничных территорий // Теоретико-методологическое осмысление феномена трансграничья, региональная экономика, международное сотрудничество: мат-лы науч.-практич. конф. "Трансграничье в изменяющемся мире: Россия — Китай — Монголия" (18—20 октября 2006 г.). Чита, 2006. С. 89—99.
4 См.: Колесник В.П. Интернациональные связи трудящихся приграничных областей СССР и европейских социалистических стран. Львов, 1984; Колесник В.П., Калениченко П.М. Граница дружбы и мира: (О советско-польском приграничном сотрудничестве, 1956—1979). Львов, 1980; Кузьмин В.М. Роль еврорегионов в трансграничном сотрудничестве Российской Федерации и Европейского союза в регионе Балтийского моря // Россия и Европейский союз: в поисках оптимальной модели сближения. Мат-лы Междунар. науч. конф. ф-та международных отношений СПбГУ, 20 октября 2006 г. СПб., 2007. С. 135—157.
граница), аэролимологию (воздушная граница) и спэйслимологию (космическая граница).
Если изначально лимологией занимались только антропологи, географы, историки, экономисты5, то сейчас она привлекает к себе внимание ученых в области социологии, политологии, культуры, литературы, лингвистики6. Это обусловило выделение в лимологии различных субдисциплин: географической, антропологической, исторической, социальной, политической, экономической, культурной, литературной, лингвистической, экологической, военной, лимологической.
Подобный прогресс обозначился на фоне возрастающего внимания к историческим аспектам границ, особенно в США, где интерес к лимологии в последние годы произвел бум во множестве научных дисциплин. В Северной Америке лимология (borderlands studies) рассматривается как одно из наиболее значимых теоретических направлений последних десятилетий, поскольку эта научная область тесно связана с политикой, социологией, культурой и этнологией. Она выявляет актуальные вопросы, относящиеся не только к границам в рамках научной дисциплинарности и возможностям междисциплинарности, но и к идентичности и культурной политике. В то же время в Европе данные фундаментальные знания находятся в рамках традиционных дисциплин, исследовательских подходов и вопросов, ориентированных главным образом на современные процессы. Лимология приобрела здесь большое значение в ходе расширения Европейского Союза с начала политических трансформаций 1989—1990-х гг.
Центральная роль в общем процессе создания и реконструкции границ и их особенностей в ходе переговоров и культурных порядков принадлежит исторической науке. А для того чтобы они были приняты сообществом, необходимо их историческое признание. Любые исторические события: вопросы об их истоках, культуре — требуют научного подтверждения. В данном контексте вопросы о природе границ и их различиях не являются исключением. В этой ситуации обычно обращаются к опыту прошлого в интересах настоящего и будущего. Для того чтобы прийти к единому мнению, необходимы исчерпывающие доказательства, чтобы найти объяснение, достоверные факты; чтобы достичь соглашения, нужны
5 См.: Бильчак В.С. Приграничная экономика. Калининград, 2001; Hoиevar D.K. Op.cit. Р. 82—98; Minghi J.V. Op.cit. Р. 407—428.
6 См.: Болотов Д.А., Межевич Н.М., Шураев В.В. Приграничное (международное) сотрудничество в системе межмуниципального взаимодействия. СПб., 2005; Вардомский Л.Б. Международная деятельность субъектов Российской Федерации и приграничное сотрудничество: экономические, правовые, политические аспекты. М., 2005.
культурные традиции: символика, обряды, церемонии и праздники — более яркие доказательства, чем какие-либо речи, поскольку именно первые вносят большую ясность и правдоподобность в картину происходящего. Из-за чрезвычайно важного значения культуры и истории в лимологии необходимо не только опираться на антропологический, политический и социологический подходы, но и принимать в расчет культурную и историческую стороны.
Связь между границами и национальной, региональной и другими формами культурной идентичности — это вопрос, ставший наиболее важным в последние десятилетия. При ответе на него необходимы учет множества концептуальных и методологических проблем, объединение разных уровней исследования для того, чтобы проанализировать нестабильную природу особенностей приграничных территорий, как того требует предмет изучения теоретической лимологии.
Последние два десятилетия стали важными в развитии политической лимологии7. Она приобрела новый импульс по мере и как следствие своего развития. Подтверждением тому является не только огромное количество международных и национальных научных и практических конференций, а также публикаций о приграничном и трансграничном сотрудничестве8, но и создание новых лимоло-гических научно-исследовательских центров.
Ученые пытаются дать объяснение противоречию, в рамках которого, с одной стороны, мы являемся свидетелями снижающейся важности и большей открытости границ при воздействии глобализации, в то время как, с другой стороны, тенденция к децентрализации в Западной Европе привела к быстрому увеличению национальных и наднациональных границ9. Была признана важность пограничных районов для культурной коммуникации между нациями, как имеющая влияние на формирование идентичности пограничных районов. Границы теперь оцениваются как результат взаимодействия между общественными элитами и народами, живущими на границе, и преодолевают свою статичность, становясь не только политическими, но и социально и культурно устроенными, интегральными и динамическими.
Изучение границ в терралимологии подверглось существенному изменению. Это в значительной степени отражает параллельные изменения в функциях границ, поскольку мировая политическая
7 См.: Кузьмин В.М. Политическая лимология в системе наук о границах: исследование приграничных регионов // Вестн. РГУ им. И. Канта. Сер. Гуманитарные науки. 2008. Вып. 6. С. 65—71.
8 См.: Колосов В.А. Указ. соч.
9 См.: Яровой Г.О. Регионализм и трансграничное сотрудничество в Европе. СПб., 2007.
карта испытала преобразования не только в отношении территориальной конфигурации государств и суверенных территорий, но также и в функциональной роли границ в условиях глобализации.
Контроль за нерушимостью границ всегда являлся одной из основных функций любого государства. Однако в настоящее время государственные границы как линии, определяющие пределы территории государств, постепенно теряют свое значение. Причиной этого стали процессы международной интеграции и глобализации. В подавляющем большинстве стран мира границы стали намного более "прозрачными", чем полвека назад. Фактически, границы, в том виде, как их понимали в начале ХХ в., сохраняются у немногих стран, например у КНДР. Остальные государства мира в середине ХХ в. столкнулись с необходимостью обеспечения беспрепятственного перетекания огромных сумм денег, товаров, информации. Кроме того, человечество столкнулось с глобальными проблемами, такими, как эпидемии, наркоторговля, терроризм10, борьба с которыми возможна лишь при условии активного международного сотрудничества. В результате все чаще спецслужбы и правоохранительные органы одних стран действуют на территориях других стран. В прошлом это могло послужить поводом для объявления войны. Так произошло, например, после убийства сербским националистом эрцгерцога Австро-Венгрии в Сараево в 1914 г. Австрийские власти потребовали от Сербии разрешения на то, чтобы австрийские правоохранительные органы участвовали в проведении расследования убийства на территории Сербии. Сербия посчитала это попыткой нарушения своего национального суверенитета и отказалась выполнить это требование, что стало формальным поводом для начала Первой мировой войны.
"Открытие границ" в Европейском союзе привело к увеличению миграции, потоков товаров, капитала и информации через границы, что заставляет пересматривать само понятие "граница". Сегодня граница означает в меньшей степени "ограничение". На современном этапе это "место встречи, сотрудничества, соседства". Будучи перифериями национальных государств, приграничные территории благодаря своему промежуточному положению уже выступают в качестве "центров развития". Подобная смена статусов и смыслов приграничья в определенной степени производит детерриторизацию: социальные образования, формируемые в рамках национальных государств, накладываются на экономические, политические, этнические периферии соседнего государства, что
10 O'NeillB. Cross-Border Terrorism: a Mess Made by the West. How "Humanitarian Intervention" Made a World in Which Stateless Terror Could Flourish // Spiked-Politics. 2003. 24 July (http://www.spiked-online.com/Articles/00000006DE7B.htm).
фактически разрушает идею о "полном совпадении территориальных границ и границ распространения определенной национальной идеи"11. Исследовательский интерес к границам был также спровоцирован дискуссией о постколониализме, во многом вызванной послевоенными и постсоветскими процессами переопределения национальных идентичностей. Актуализация исследования границ в свою очередь привлекла внимание к некоторым важным моментам в спорах о транснациональных потоках.
В рамках лимологии особый интерес представляет аквалимоло-гия, в центре внимания которой находятся межгосударственные водные вопросы. Моря и океаны омывают берега 150 стран. Естественно, что использование водных акваторий ранее порождало множество международных конфликтов12, разрешение которых было трудно найти из-за отсутствия каких-либо глобальных соглашений об использовании океана.
Вода обеспечивает три важнейшие для человечества функции: производство продовольствия, энергии и промышленной продукции, бытовое водопотребление и удовлетворение санитарно-гигиенических потребностей. Нет сомнений в том, что проблема дефицита пресной воды становится весьма существенным фактором мировой политики. Обеспечение международной безопасности потребует самого серьезного отношения к ней, а открывающиеся для носителей передовых технологий экономические перспективы, подогреваемые сопутствующими политическими возможностями, обусловят интерес к ней структур бизнеса. Проблемы пресной воды станут сюжетом глобальных политических и экономических игр. Непродуманные решения в такой ситуации могут привести к негативным последствиям. Уже сейчас существуют политические проблемы, связанные с использованием воды, обусловленные принадлежностью многих водных объектов одновременно к разным странам. Высокие гидрологические показатели водообеспеченно-сти на душу населения на самом деле не всегда отражают реальную экономическую картину, так как освоение, казалось бы, доступных ресурсов может оказаться экономически нецелесообразным в силу неэффективности или даже практически невозможным в силу каких-либо политических, социальных, экологических и иных причин. Специфическая ситуация возникает с так называемыми международными водами, когда на территории, например, Балтийского моря расположено несколько государств.
Особенностью Европы является наличие большого количества международных вод — трансграничных и пограничных водных объек-
11 Кутузов М. Преодоление границ // http://www.rusrev.org/content/teview/default. asp?shmode=2&ids=32&ida=1361
12 Gleick P.H. Water Conflict Chronology // www.worldwater.org/conflictchronology.html
тов. Их использование и особенно загрязнение порождает много проблем. Человечество использует водные объекты как транзитные и очистные системы для отходов, а также для захоронения отходов. Именно этот способ водопользования требует наибольшей массы воды, хотя в расчетах водопотребления он практически не учитывается, видимо, в определенной мере из-за возникающих здесь методологических и информационных трудностей.
Неудивительно, что беспрецедентный рост мировой экономики в ХХ в. стал причиной возникновения дефицита воды во многих регионах мира. Конечно, с нехваткой воды человечество знакомо едва ли не с момента своего возникновения, но ее сегодняшние масштабы совершенно беспрецедентны. Однако в Европе эти проблемы решаются путем соглашений с учетом интересов сторон. Существует множество двусторонних и многосторонних соглашений по управлению трансграничными водами. В 1992 г. была принята Конвенция по охране и использованию трансграничных рек и международных озер, направленная на усиление национальных водоохранных мероприятий. Европейский союз разрабатывает единую водную политику, что в значительной степени будет способствовать решению водных проблем для всех его членов на всем континенте.
Вопросы изучения воздушных границ в настоящее время отнесены к аэролимологии. С появлением первых летательных аппаратов в начале XX в. в юридической науке развернулась острая дискуссия относительно воздушного пространства и прав государств в его отношении в пределах их сухопутной территории. По мнению одних ученых, воздушное пространство над государственной территорией должно быть свободным и открытым, в том числе для полетов воздушных судов. Другие же отстаивали необходимость распространения суверенитета на воздушное пространство, расположенное над государственной территорией13.
Обосновывая теорию "свободы воздуха", известный французский ученый П. Фошиль утверждал, что "свобода воздуха" определяется естественными и правовыми причинами: физическая природа воздуха неподвластна человеку, реально на него он воздействовать не может, а с юридической точки зрения действие права собственности могло распространяться лишь на высоту строения. В 1904 г., когда П. Фошиль обосновал теорию "свободы воздуха", самым высоким сооружением в мире была Эйфелева башня (330 м). Ориентируясь на ее высоту, ученый пришел к выводу, что за ее пределами воздушное пространство неподвластно никому, и оно свободно для воздушных передвижений. Все это привело П. Фошиля к выводу о невозможности подчинения воздуха как такового
13 См.: БордуновВ.Д. Международное воздушное право. М., 2006. С. 61.
вследствие его физических свойств суверенитету государства, а потому провозглашение "свободы воздуха" является естественным и юридически правильным решением. Одновременно с этим ученый допускал, что государства вправе накладывать некоторые ограничения на "свободу воздуха": запрещать полеты иностранных воздушных судов над своей территорией, принимать меры предосторожности в целях обеспечения своей национальной безопасности, защищать свои коммерческие интересы от конкуренции других государств.
Фактическим итогом теоретических дискуссий и практических попыток закрепить "свободу воздуха" в Международном воздушном кодексе (ст. 1), разработанном Международным юридическим комитетом авиации в 1911 г., стало французско-германское соглашение 1913 г. В нем впервые было закреплено право государств распоряжаться своим воздушным пространством, и в этом состоит большое историческое значение этого соглашения.
Право государства распоряжаться воздушным пространством вытекает из принципа суверенитета над ним и относится к области его суверенных прав, которые оно осуществляет посредством распоряжения, владения и пользования своим суверенным воздушным пространством.
Каждое государство осуществляет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства, расположенного над его государственной территорией, что отражено в воздушных кодексах большинства государств и подтверждено в ст. 1 Чикагской конвенции 1944 г. Суверенитет над воздушным пространством есть составная часть государственного суверенитета. Поэтому его общее свойство — верховенство на всей территории и независимость в международных отношениях — распространяется и на воздушное пространство над государственной территорией. В силу этого воздушное пространство над государственной территорией суверенно, т.е. оно не подчиняется никакой власти, кроме той, что исходит от государства, над территорией которого оно расположено. Осуществление государством всей полноты власти, являющейся высшей, верховной и исключающей какую-либо иную публичную власть в пределах национального воздушного пространства, проявляется в закреплении государством принципа полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством в национальном законодательстве.
Суверенитет над воздушным пространством реализуется государством в разных формах. Суверенитет над воздушным пространством — юридическая основа обеспечения национальной безопасности каждого государства, ограждает и защищает его суверенные права и законные интересы от незаконных посягательств извне. В международных отношениях в силу суверенитета государство
независимо от других государств определяет режим и порядок использования национального воздушного пространства в целях осуществления внутренних и международных воздушных сообщений. Внутри суверенитет проявляется в форме верховенства, которое позволяет государству осуществлять полную и исключительную власть в отношении воздушного пространства, расположенного над его территорией.
Право государства распоряжаться воздушным пространством вытекает из принципа суверенитета над ним и относится к области его суверенных прав, которые оно осуществляет посредством распоряжения, владения и пользования своим суверенным воздушным пространством. Для государства его воздушное пространство является такой же публично-правовой собственностью, как и его территория. Выступая в качестве собственника воздушного пространства, государство, с одной стороны, защищает его от незаконных посягательств, принуждает тех, кто его эксплуатирует, к безопасному использованию воздушного пространства, требует от них соблюдения правил и условий выполнения международных полетов над государственной территорией, а с другой — не абсолютизирует права собственности и не делает его недоступным для полетов иностранных воздушных судов. Напротив, как собственник государство заинтересовано в вовлечении собственного воздушного пространства в хозяйственный оборот и получении экономических выгод от его использования. Исходя из своих экономических интересов, практически все государства мира открывают воздушное пространство для международных полетов воздушных судов из других государств на основе международного права и национального закона.
Возможности выхода ведущих стран на околоземную орбиту породили новый комплекс проблем, связанных со спэйслимоло-гией. Космическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизации. В космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых пока никому не принадлежат и могут быть в перспективе использованы человеком. Космос в настоящее время практически безграничен. В отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования. Космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека, поскольку в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных.
Вместе с тем при освоении космического пространства ведущие державы уже сегодня всячески пытаются обозначить свое первенство и присутствие на вновь осваиваемых космических объектах
8 ВМУ, социология и политология, № 3
113
в виде установки обозначений особого рода и закладки памятных знаков, что в перспективе может стать основой для постановки ими вопроса о принадлежности того или иного небесного тела определенному государству или о проведении на небесных объектах разграничительных линий. Это также может быть отнесено и к разграничению сфер влияния в различных секторах космического пространства.
Изменение в понимании значения и роли границ обозначило потребность в приграничном и трансграничном сотрудничестве. Оно возникло уже после Второй мировой войны, когда крупные транснациональные корпорации были озабочены возможностями наиболее выгодного размещения своих производств и создания новых транспортных схем с крупными авиационными комплексами, портами, железнодорожными узлами.
Приграничное и трансграничное сотрудничество — явление по современным меркам довольно новое. Развитию данных процессов долгое время препятствовали различные барьеры. Одним из таких барьеров, зачастую непреодолимым для народов, проживающих в разных национальных государствах, была граница.
В 50-е гг. ХХ в. возникла идея формирования неких пространств, которые смогли бы сосредоточить в себе все преимущества европейских законодательств, минимизировав их недостатки и противоречия. Идея воплотилась в проекте еврорегионов14, который был запущен как экспериментальный в конце 1950-х гг. и сегодня является наиболее "раскрученной" технологией приграничного и трансграничного сотрудничества.
Результатом распространения данного вида взаимодействия сопредельных территорий в формате еврорегионов должно стать возникновение полноценных многомерных приграничных регионов. Международные границы в будущем должны соединять, а не разделять территории. Другими словами, приграничные территории повсюду в Европе станут сосуществовать на договорной, а не на конфликтной основе. Необратимость инициатив приграничного и трансграничного сотрудничества также гарантируется систематическим развитием в Европе лимологических институтов разных видов и решением задач, направленных на усиление приграничного и трансграничного сотрудничества, а также важностью приграничных регионов для государств и для европейских институтов в Брюсселе и Страсбурге как показателей и символов Европейского Союза.
14 См.: Кузьмин В.М. Роль еврорегионов в трансграничном сотрудничестве Российской Федерации и Европейского союза в регионе Балтийского моря.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бильчак В.С. Приграничная экономика. Калининград, 2001.
Болотов Д.А., Межевич Н.М., Шураев В.В. Приграничное (международное) сотрудничество в системе межмуниципального взаимодействия. СПб., 2005.
Бордунов В.Д. Международное воздушное право. М., 2006.
Вардомский Л.Б. Международная деятельность субъектов Российской Федерации и приграничное сотрудничество: экономические, правовые, политические аспекты. М., 2005.
Колесник В.П. Интернациональные связи трудящихся приграничных областей СССР и европейских социалистических стран. Львов, 1984.
Колесник В.П., Калениченко П.М. Граница дружбы и мира: (О советско-польском приграничном сотрудничестве, 1956—1979). Львов, 1980.
Колосов В.А. Теоретическая лимология: новые подходы // Международные процессы. 2003. Сент.—дек. № 3 (http://www.nadbank.ort/).
Кузьмин В.М. Теоретико-методологические основания исследования границ и приграничных территорий // Теоретико-методологическое осмысление феномена трансграничья, региональная экономика, международное сотрудничество: Мат-лы науч.-практ. конф. "Трансграничье в изменяющемся мире: Россия — Китай — Монголия" (18—20 октября 2006 г.). Чита, 2006.
Кузьмин В.М. Роль еврорегионов в трансграничном сотрудничестве Российской Федерации и Европейского союза в регионе Балтийского моря // Россия и Европейский союз: в поисках оптимальной модели сближения: Мат-лы Междунар. науч. конф. ф-та международных отношений СПбГУ, 20 октября 2006 г. СПб., 2007.
Кузьмин В.М. Политическая лимология в системе наук о границах: исследование приграничных регионов // Вестн. РГУ им. И. Канта. Сер. Гуманитарные науки. 2008. Вып. 6.
Кутузов М. Преодоление границ // http://www.rusrev.org/content/review/ default.asp?shmode=2&ids=32&ida=1361
Приграничное и трансграничное сотрудничество: Словарь терминов // http://www.obraforum.ru/book/ biblio.htm
Яровой Т.О. Регионализм и трансграничное сотрудничество в Европе. СПб., 2007.
Gleich P.H. Water Conflict Chronology // www.worldwater.org/conflictchro-nology.html
Иоивуаг D.K. Studying International Borders in Geography and Anthropology: Paradigmatic and Conceptual Relations // Geografski zbornik. 2000. N XXXX.
Minghi J.V. Boundary Studies in Political Geography // Annals of the Association of American Geographers. 1963. Sept. Vol. 53. N 3.
O'Neill B. Cross-Border Terrorism: a Mess Made by the West. How "Humanitarian Intervention" Made a World in Which Stateless Terror Could Flourish // Spiked-Politics. 2003. 24 July (http://www.spiked-online.com/ Articles/00000006DE7B.htm).
Puzulis A. Application of Concept of Boundaries in Geographical Studies // Modelling the European Future: Integrating the Old and the New. Vol. 4. Klaipeda, 2008.