org/main/2434-prinyatie-uek-otrechenie-ot-hrista-
rb-grigoriy.html
14. Печать на чело 2012-2019 [Электронный ресурс]. URL: http://pr0tivkart.0rg/main/page/2/
15. Российская газета. Федеральный выпуск. 2009. № 5065. 16 дек. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2009/ 12/15/ gosuslugi-portal-site. html/
16. Русская народная линия [Электронный ресурс]. URL: http://ruskline.ru/analitika/2012/10/ 23/o_yavyh_znameniyah_vremen
17. Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.minprom.qov.ru/docs/order/88. http://www. qarant.ru/prime/20071016/91853. htm/
18. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http:// base.consultant.ru/cons/cqi/online
19. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Рос. газ. 2010. № 168. 30 июля.
20. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // Рос. газ. 2006. № 165. 29 июля.
21. Филимонов, В. О явных знамениях времен [Электронный ресурс]. URL: http:// ruskline.ru/analitika/2012/10/23/o_yavyh_zname-niyah_vremen/
22. Филимонов, В. Не участвуй в бесплодных делах тьмы [Электронный ресурс].
URL: http://ruskline.ru/analitika/2013/02/20/ne_
uchastvvujte_v_besplodnyh_delah_tmy_ef51011/3
23. Чуриков, Л. Переселение карточных душ [Электронный ресурс]. URL: www.banki.ru
24. Яковлева, О. А. Новые технологии и права человека. Рязань, 2012. 208 с.
Список источников
25. http:// www.ultop.ru/ news/9345; http:// www.yotube.com/
26. http://protivkart.org;. http://notinn.ru/
27. http://video.yandex.ru/users/uudanet/view/
28. http://protivkart.org/main/2429-molchaniem-predaetsya-bog-novyy-film-galiny-carevoy-video-skachat.html
29. http://www. ruskline.ru
30. http://www. chistian-spirit.ru/
31. http://www.rg.ru/2009/12/14/electron-pravi-telstvo-site.html)
32. http://www.cnews.ru/news/top/index.sht-ml?2010/02/25/380539)
33. http://www.rg.ru/2011/12/14/reg-szfo/gos-uslugi.html)
34. http: www.rg.ru / 2009/12/14/electron-pravitelstvo-site.html)
35. http://www.rg.ru/printable/2011/02/11/do-kumenty-site.html/
36. http://www.yandex.ruschudo.ru/media-cen-ter/conference1060/index.html/
37. http://www.yandex.ruschudo.ru/mediacen-ter/conference1060/index.html
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).
Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 201-208.
И. В. Жилавская
СТАНОВЛЕНИЕ ОТРАСЛИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА
Медиаобразование осмысливается как отрасль деятельности, которая на стадии своего формирования приобретает черты отрасли духовного производства, раскрывающейся в институционализации, профессионализации, технологизации и социализации медиаобразовательных процессов. Медиаобразование как отрасль деятельности отличается специфической организацией производства и особыми технологиями, а также уникальным видом производимой продукции, которой является медиаграмотная личность и медиаграмотное общество. Высокое качество данного «продукта» обеспечивает гарантии медиабезопасности как отдельной личности, так и общества в целом.
Ключевые слова: медиаобразование как отрасль духовного производства, медиабезопасность, медиаповедение, медиаграмотная личность, медиаграмотное общество, институционализация, массовая информация, система медиаобразования.
Информационная эпоха отличается от всех предыдущих эпох тем, что информация становится одним из основных ресурсов, который определяет уровень развития общества, его социально-экономический, политический, культурный потенциал. Вопрос качества информации из разряда технологического, операционного управления переходит в область креативных концепций, в сферу идей и смыслов. Сегодня качество информации по-прежнему зависит от достоверности, релевантности, оперативности, полноты и важности. Особую значимость приобретают технологии трансляции информации, каналы доставки контента пользователю, медиаинфраструктура, которые оказывают влияние на качество информационного продукта. К примеру, одно и то же событие, освещаемое различными каналами массмедиа, может иметь разную окраску; либо информация, полученная через социальные сети, в отличие от официальных ретрансляторов, как правило, носит субъективный характер, имеет свои особенности восприятия и вызывает особую медийную активность.
Под медиаинфраструктурой мы понимаем систему жизнеобеспечения медиаотрасли. Согласно теории журналистики Е. П. Прохорова [8] к составляющим медиаинфраструктуры можно отнести:
- производственно-технические подразделения (типографии, технические центры телевидения и радио, производители бумаги и прочее), службы связи, доставки и распространения продукции СМИ;
- организации, связанные с подготовкой кадров;
- организационно-управленческую инфраструктуру, включая ассоциации издательских и вещательных организаций; социальные институты разного уровня; государственные органы, ведущие регистрацию и лицензирование.
Эта система долгие годы обеспечивала бесперебойное функционирование медиаотрасли, способствовала доставке создаваемого информационного продукта потребителю. Однако сегодня ситуация изменилась настолько, что возникает потребность в пересмотре традиционных принципов формирования системы коммуникаций и возникновении инновационных отраслей экономики информационного общества.
В настоящее время законы в медиаотрасли устанавливает аудитория, а не СМИ. Она в значительной степени генерирует контент и влияет на его содержание, она задает пара-
метры качества информационного продукта, этические нормы и правила, она же определяет потребительский спрос на производимую продукцию. Поэтому главной задачей для массме-диа сегодня является удовлетворение потребностей аудитории в удобное для нее время, на соответствующем носителе информации и соответствующего качества.
«Нет больше времени подписания газеты, нет больше времени выхода в эфир, есть новость здесь и сейчас, - утверждает заместитель главного редактора РИА Новости Наталья Лосева. - Изменилась структура источника информации. Никогда раньше наша отрасль так не опиралась на то, что дает мир, непрофессиональные источники информации. Очень важно понимать, что не мы правим бал сегодня в отрасли, законы формирует аудитория, она выбирает тот носитель, который ей удобен сейчас, в этой ситуации, в этот момент, в этих обстоятельствах» [5].
Сегодняшняя аудитория предпочитает получать информацию уже не на нашей площадке. Мы потеряли монополию, мы перестали быть хозяевами, которые принимают гостей у себя дома. Мы сегодня хозяева, которые спешат увидеть своих гостей там, где будет удобно гостям.
Но самый главный вызов для медиа, тот, что сегодняшняя аудитория больше не готова принимать последовательное освещение информации. Она требует от нас синхронного освещения событий, то есть фактически все время онлайн. Больше нет мононосителя, нет такой последовательности: газета - бумага, радио -эфир, телевизор - эфир. Меняется система оборота информации. Каждая заметка должна быть максимально таргетированна, не только с точки зрения географии, но и с точки зрения интересов аудитории. Для будущего СМИ это означает, что мы больше не можем делать один гармоничный, очень красивый, сбалансированный, взвешенный продукт. «Чтобы достигнуть каждого конкретного пользователя, мы должны научиться распылять продукт очень умными, точно таргетированными молекулами», -утверждает Н. Лосева [5].
Роль аудитории в формировании медиасреды в настоящее время столь велика, что от уровня ее медиаактивности и медиаинформа-ционной грамотности зависит целостность медиапространства и его безопасность со всеми, входящими в него элементами. Данные трансформации в системе массовых коммуникаций
обуславливают актуализацию медиаобразования аудитории, которая сегодня стала активным субъектом информационных отношений. Нам представляется, что в этой ситуации именно СМИ могут и должны включиться в процесс институционализации медиаобразования и самоопределения его как автономной отрасли современной экономики. Для организаций массмедиа - это жизненная необходимость, которая в определенном смысле поможет сохранить институт журналистики и самой медиаотрасли выйти на новый уровень социальноэкономических отношений.
Категория отрасли как способ сегментации общественного производства. Этимологические и толковые словари (С. И. Ожегов, Д. Н. Ушаков, Т. Ф. Ефремова) раскрывают значение слова «отрасль» как побег, ветвь растения, ответвление горы, отрог, потомок, обособившаяся разновидность чего-либо, отдельная область какого-либо рода деятельности [1]. В сфере экономики под отраслью понимается отдельная область хозяйственной деятельности, науки, производства, которая отличается определенными видом производимой продукции, предметом и орудиями труда, технологией и организацией производства.
К отраслям материального производства относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, энергетика, строительство, транспорт, нефтяная и газовая отрасли. Вся советская экономика строилась по отраслевому принципу, который создавал систему государственного управления на территории бывшего союзного государства. Экономическая эффективность функционирования отрасли оценивается конкурентоспособностью продукции, его рыночной стоимостью, что в условиях советской экономики не было востребовано. Этот фактор в конце XX в. существенным образом повлиял на перестройку российской экономики. Для решения многих государственных проблем стал применяться межотраслевой подход.
К отраслям социально-культурной сферы относят культуру, образование, связь, науку, право, социальное обеспечение, торговлю, управление. Среди них особое место занимают сферы духовного производства, такие как культура, образование, наука, которые отличаются специфическими технологиями и уникальными продуктами производства. Данные отрасли экономики направлены на развитие интеллектуального и духовного потенциала общества, раскрытие личности каждого его члена.
Отрасли сегментируют общественное производство в зависимости от производимого продукта. Грань между отраслями материального и духовного производства по типу производимого продукта провести достаточно сложно. И наука, и культура, и образование, кроме духовных ценностей в виде идей, научных открытий, интеллектуального развития, могут производить учебники, книги, другие продукты творческой деятельности в виде картин, скульптур, архитектурных комплексов и т. д. Тем не менее, главным продуктом отрасли духовного производства является высокоразвитая самостоятельная, гуманистически сформированная личность.
В этом смысле особый интерес представляет сложившаяся на данном этапе развития медиа система медиаобразования как элемент более широких систем образования, гражданского общества, медиасферы. Кроме того, медиаобразование сегодня представляет собой уникальный социальный институт, который отличается распределением функций участников институционального взаимодействия, профессионализацией кадров, устоявшимися механизмами регуляции поведения индивидов за счет социальных норм и социального контроля, наличием учреждений и организаций, в рамках которых организуется деятельность социального института, а также наличием необходимых ресурсов для осуществления деятельности.
В настоящее время медиаобразование или медиа-информационное образование в определенной мере может рассматриваться как часть экономики, поскольку сегодня медиа и информация становятся ресурсами экономического развития общества и государства. Наличие разветвленной, многоуровневой сетевой медиаинфраструктуры позволяет участникам бизнеса реализовывать эффективные рыночные стратегии, успешно конкурировать на мировом и внутреннем рынках. Кроме того, медиаличность является активным субъектом рыночных отношений, за время и внимание которой борются агенты медиа. И, наконец, медиа-информацион-но грамотная личность представляет собой гарант медиабезопасности общества, что является условием его социального благополучия.
Таким образом, у нас есть все основания полагать, что медиаобразование на данном этапе своего развития находится в процессе формирования автономной, самостоятельно функционирующей отрасли духовного произ-
водства, имеющей специфические организационно-управленческих структуры, технологии и особый, востребованный обществом духовный продукт.
Формирование отрасли медиаобразования. Для описания медиаобразования как нарождающейся отрасли экономики возьмем за основу подход, используемый коллегами кафедры «Информационная безопасность» Южно-Уральского государственного университета в монографии «Информационная безопасность региона: традиции и инновации» (под научной ред. Л. В. Астаховой).
Каждая новая отрасль деятельности в процессе своего развития проходит структурные преобразования, которые можно обозначить как институционализация, профессионализация, технологизация и социализация [2. С. 7]. Это не стадии развития, которые один за другим разворачиваются во времени, данные процессы могут протекать одновременно, что-то может запаздывать либо развиваться стремительно и, на первый взгляд, нелогично. В становлении отрасли важно наличие хотя бы отдельных сегментов каждого из процессов. Мы рассмотрим процесс формирования отрасли медиаобразования в предложенной последовательности.
Институционализация - это процесс, представляющий собой этап становления института, включающий в себя законодательное оформление статуса, формирование организационной инфраструктуры, накопление материальных ресурсов. Это процесс создания и последующего принятия людьми тех или иных институциональных кодексов поведения, норм, принципов управления, обусловленных определенной управленческой культурой, где выстраиваются четкие управленческие стратегии, связанные с обретением правового статуса социального института [3]. Следует отметить, что в Министерстве связи и массовых коммуникаций признают, что сейчас медиаотрасль не представлена в российском правовом поле как структурный элемент национальной экономики, хотя фактически им является.
В процессе институционализации происходит формализация и упорядочение процессов производства, организации политических отношений, ведущие к воспроизводству политической системы общества, воспроизводству сложившихся общественных (политических, социальных, экономических, духовных) отношений.
Понятие «институт» отсылает нас к латинскому слову «¡тШиНо», имеющему такие значения, как «устройство», «образ действия», «обычай», «наставление» и др. В современной науке понятием «институт» обычно обозначается система устойчивых отношений по поводу согласования (упорядочения) форм совместных взаимодействий индивидов на основе использования норм и правил, разделяемых участниками взаимодействий [4].
Согласно известному определению Д. Норта, институты - это правила, а также механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми [6. С. 73]. Институты представляют собой структуры, которые люди накладывают на свои взаимоотношения, определяя, таким образом, стимулы и ограничения, очерчивающие границы выбора, а они, в свою очередь, задают рамки функционирования экономики и общества в течение того или иного периода времени [7. С. 6].
Общественный институт - это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится эта деятельность на основе конвенциональ-ности. Например, институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования. Различают четыре сферы жизнедеятельности общества, которые регулируются общественными институтами. Это экономическая сфера, к ней относятся разного рода предприятия, банки, рынки, фирмы. Социальная сфера включает в себя системы здравоохранения, социального обеспечения, предприятий досуга. Политическая сфера представляет собой институты государства, парламента, правительства, судебной системы, политических партий. И, наконец, духовная сфера, в область которой входят учреждения образования, науки, театры, музеи. К этой области человеческой жизнедеятельности относится и медиаобразование.
В структуру понятия «общественный институт» входят научно-практические конструкты, охватывающие собой весь цикл формирования института от зарождения идеи до формализации результатов, полученных в ходе многочисленных исследований, экспериментов и их апробации. Каждый из этих конструктов имеет свою историю, внутреннюю логику развития и определенные реперные точки, которые являются точками отсчета и ориентирами для по-
следователей. Применительно к духовной сфере к таким конструктам относятся:
- идея, концепт, концепция, теория;
- отдельные ученые, группы исследователей, научные школы;
- отдельные статьи, научные разработки, монографии, учебники;
- научные лаборатории, научно-образовательные комплексы, организации;
- открытие новых направлений, специальностей.
Медиаобразование как социальный институт имеет в России непродолжительную историю, несмотря на то, что само явление существует в российском медиапространстве с того момента, как в системе коммуникаций появились печать, радио, телевидение. Цифровая эпоха еще более актуализировала задачу медиаобразования и задала ей иной уровень осмысления. С одной стороны, современные информационные технологии привнесли в нашу жизнь особый динамизм и сетевое мировоззрение, которое открыло новые горизонты и возможности для саморазвития, с другой, медиатизация всех сфер жизнедеятельности человека существенным образом изменила его медиаповедение. Противоречивые отношения человека с миром медиа, кроме многочисленных проблем психологического, гносеологического, прогностического, идеологического характера, обусловили необходимость выработки защитных механизмов от усиливающейся информационной экспансии. Вся система анализа встроенности индивида в медиапространство и его адаптации в информационном мире фокусируется сегодня в таком социальном институте как медиаобразование.
В России к разработке понятийного аппарата медиаобразования первыми приступили педагоги. Они надолго определили вектор его развития, сформировав педагогическую модель медиаобразования, которая длительное время существовала изолированно от медиасообщества и вне реального информационного пространства. Основными и часто единственными площадками для применения медиаобра-зовательных технологий были школы, которые традиционно отличаются авторитарностью и патернализмом. Отношения между учителем и учеником строятся строго по вертикали. Поэтому медиаобразование рассматривается в этот период времени в основном как форма передачи учащимся необходимых знаний о сфере массмедиа и формирования навыков работы
с информацией. Российские медиапедагоги в большей степени действуют в рамках концепций эстетического медиавоспитания, нравственных и философских проблем, визуальной грамотности, информационной защиты. При этом средства массовой коммуникации превращаются в иллюстративный материал и не решают глобальных задач медиаобразования.
Многие руководители образования стараются не замечать изменений в современном медиатизированном мире. Большинство российских педагогов имеют слабое представление о природе медиа, что является ключевым для понимания сущности медиаобразования. За пределами понимания традиционных медиапедагогов остаются представления о медиаобразовании как о механизме формирования гражданского общества, нового медиасознания.
Кроме того, российские журналисты, представители медиасообщества слабо заинтересованы в процессе медиаобразования населения. Они заняты реформированием медиасистемы, отношениями на рынке средств массовой информации, вопросами конкуренции и рейтингами программ. Далеко не все проявляют гражданскую активность в этом вопросе. Исключения составляют Издательский дом «Алтапресс» (он уже много лет участвует в международной программе Всемирной газетной ассоциации «Газета в образовании»), газета «Аргументы и факты», Информационное агентство РИА Новости, «Российская газета» и некоторые другие издания регионального и федерального уровня, которые реализуют медиаобразовательные проекты. Только сейчас приходит понимание того, что без медиаграмотной аудитории у массме-диа нет будущего. Медиакомпании заходят в тупик: нетребовательная аудитория приводит к некачественному контенту. Низкий уровень контента порождает сокращение аудитории.
Трудности институционализации медиаобразования в настоящее время во многом обусловлены и авторитарностью системы управления государством. Для тоталитарных режимов медиаобразование населения не является приоритетным. Более того, для власти неприемлемы фундаментальные идеи медиаобразования - открытого общества, доступа к информации, равенства прав граждан на получение достоверной информации. В стране, где большая часть средств массовой информации в том или ином виде принадлежат государству сложно говорить о критическом мышлении и подлинной свободе слова.
Профессионализация - формирование профессионального сообщества и системы профессиональных коммуникаций, выработка основных квалификационных требований к профессии, поиска решений в области профессионального образования.
По мнению специалистов в области социологии, развитое социальное сообщество обладает рядом признаков:
- сходством, близостью условий жизнедеятельности людей (например, участие их в ассоциации);
- потребностью людей в создании сообщества;
- наличием совместной деятельности или взаимного обмена ценностями;
- повышением собственного профессионализма, мастерства;
- укреплением организации сообщества, созданием системы управления и самоуправления группы, коллектива, сообщества;
- социальной идентификацией членов сообщества, их самопричислением к этой группе [3].
Как нам представляется, медиаобразователь-ное сообщество - это совокупность открытых групп специалистов различных сфер деятельности, занятых решением общих для медиаобразования проблем на основе сетевых технологий и профессиональных коммуникаций.
В нашей стране профессиональное медиа-образовательное сообщество разнообразно, полифонично и не всегда целостно. В России сложились научные школы и исследовательские центры медиаобразования. С 1988 г. действует Ассоциация кинообразования и медиапедагогики (с 2003 г. ее возглавляют профессора А. Г. Поличко и А. В. Федоров). В Иркутске уже много лет существует ВосточноСибирский центр для учителей и преподавателей педагогических колледжей, вузов, который занимается проблемами формирования медиаобразованности будущего учителя в системе непрерывного педагогического образования (Л. А. Иванова). В Екатеринбурге успешно реализует журналистскую модель медиаобразования А. Р. Кантор, руководитель Уральского центра инновационных образовательных технологий. В Кировской области активно организует процесс медиаобразования преподаватель Института развития образования Кировской области, руководитель медиастудии «ЛевКино» М. В. Кузьмина. В Томске в 2007 г. была официально зарегистрирована Сибирская ассоциация медиаобразования (И. В. Жилавская), к
тому времени неформально существовавшая более 15 лет. Особенностью этой ассоциации стало привлечение профессионалов из сферы СМИ к работе с молодежью. Проблемами школьной прессы как социального института медиаобразования занимается Л. Б. Доржи-ева, председатель Лиги юных журналистов Бурятии, преподаватель Республиканского института кадров управления и образования. В 2011 г. в России создана Национальная ассоциация исследователей массмедиа (Е. Л. Вартанова), в которой медиаобразование принято как отдельное направление.
При всем разнообразии форм самоорганизации медиаобразовательного сообщества России, оно не отличается стремлением к созданию системы самоуправления, самоукре-пления группы. Теоретическая и практическая рассогласованность, географическая отдаленность и другие субъективные причины ведут к распылению сил и потенциала сообщества. В таком неструктурированном состоянии российскому медиаобразованию сложно решать вопросы межотраслевого взаимодействия с другими отраслями экономики, такими как образование, культура, связь.
Технологизация - формирование специальных технологий и методов деятельности.
С технологической точки зрения российское медиаобразование существенно продвинулось в своем развитии. В частности, в Таганрогском государственном педагогическом институте сформировалась научная школа по медиаобразованию и медиакомпетентности, которая внесла существенный вклад в развитие российского медиаобразования. Специалистами и исследователями этой школы были описаны теоретические модели и концепции медиаобразования, созданы глоссарии и библиографические списки, имеющие самостоятельную ценность. С 2002 г. в Таганрогском институте организована подготовка педагогов дополнительного образования по специализации «Медиаобразование». В Московском государственном гуманитарном университете им. М. А. Шолохова впервые в России открыта кафедра журналистики и медиаобразования. Здесь же в 2012 г. осуществлен первый в России набор в магистратуру по профилю «Медиаобразование». Аналогичная кафедра открыта и в Челябинском государственном университете. В течение ряда лет Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова ведет медиаобразовательный проект «Конкурс на
лучшее школьное издание». Это свидетельствует о том, что российские факультеты журналистики пытаются найти свое место в системе медиаобразования.
В России действуют двуязычные цифровые ресурсы по медиаобразованию. На портале Министерства образования и науки Российской Федерации создан сайт Электронная научная библиотека «Медиаобразование». С 2005 г. издается российский журнал «Медиаобразование», который включен в официальный международный реестр научных журналов. Выходят электронные журналы «Медиадошкольник», научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация», научно-педагогический журнал Восточной Сибири «Magister Dixit» и другие.
Следует отметить, что достаточно высокая технологичность формирующейся отрасли медиаобразования обусловлена самим предметом ее исследования. Современные информационные технологии, которые лежат в основе ме-диа-информационного образования позволяют осуществлять коммуникативные процессы технологично и эффективно.
Социализация - становление и признание значимости отрасли в глазах общественности, формирование высокого социального статуса, появление ученых, публицистов, которые путем пропаганды и популяризации доносят до внимания общественности актуальность вопросов отрасли.
В этом смысле следует отметить, что в последнее время медиаобразовательные проекты были поддержаны рядом научных фондов России - Российским гуманитарным научным фондом, Программой «Университеты России», Программой Президента Российской Федерации «Поддержка ведущих научных школ России». Исследовательская группа «ЦИРКОН» в июне 2012 г. по заказу Министерства связи и массовых коммуникаций РФ провела социологическое исследование на тему «Оценка текущего состояния и перспектив изменения уровня медиаграмотности населения Российской Федерации». Планируется, что результаты этого исследования будут использованы при разработке мер государственной политики в области повышения уровня медиаграмотности населения в России.
Сегодня необходимость в медиаобразова-тельной политике в России назрела. Об этом говорят профессионалы, осознают эту потребность и административные работники. Извест-
но мнение на этот счет бывшего Министра связи и массовых коммуникаций РФ И. Щеголева, который еще в 2009 г. в своей статье в «Известиях» [9] говорил о важности развития медиаобразования и обращался к представителям сферы образования с предложением начать в школе обучать детей медиаграмотности.
В настоящий момент российское медиаобразование имеет исторический шанс для выхода на новый уровень осмысления накопленного опыта и формирования новой концепции. Этот шанс связан, во-первых, с уникальными наработками российских исследователей, специалистов, практиков в сфере медиаобразования, и, во-вторых, с деятельностью Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (Е. И. Кузьмин), по инициативе которого в 2013 г. в Москве состоялась первая Всероссийская конференция «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе». В ней приняли участие более 130 представителей органов власти, ведущих ученых и практиков в сфере образования, науки, СМИ, информационно-библиотечного дела. Конференция была направлена на интеграцию усилий сторон, заинтересованных в осознании важности, масштаба и остроты проблем формирования медиа- и информационной грамотности на различных уровнях в сферах образования, науки, культуры, СМИ, коммуникации и среди широкой общественности.
Открывая конференцию, заместитель руководителя Роспечати В. В. Григорьев, подчеркнул, что усложняющееся информационномедийное пространство порождает необходимость в появлении нового понимания грамотности, которое предполагает объединение навыков коммуникации и работы с информацией. Оба вида грамотности - информационная и медийная - являются жизненно важными. Заместитель министра связи и массовых коммуникаций А. К. Волин отметил, что мы живем уже не в информационном, а в постинформа-ционном мире, в котором главная проблема состоит не в получении информации, а в ее правильном отборе, в том, чтобы научиться отделять информацию от мнения. Причем такое обучение должно продолжаться всю жизнь.
Все это свидетельствует о том, что российскому медиаобразованию сегодня следует самоопределиться как отрасли духовного производства, направленной на формирование медиа-информационно грамотной личности, выступающей гарантом медиабезопасного
общества. Определенная степень зрелости данных преобразований свидетельствует об определенной стадии развития нарождающейся отрасли и реализации ее основных функций.
Список литературы
1. Большой словарь русского языка [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.dict.t-mm. т/аП/ой'асЮ.Йт1
2. Информационная безопасность региона: традиции и инновации / под ред. Л. В. Астаховой. Челябинск, 2009.
3. Кильберг-Шахзадова, Н. В. Институализация конструкта: теоретический анализ. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://sibac.info/ ^ех^р/2009-07-01-10-21-16/1738-2012-03-28-04-17-17
4. Лебедева, Н. Н. Институциональный механизм экономики: сущность, структура, развитие. Волгоград, 2008. 45 с.
5. Лосева, Н. Медиаотрасль ждут «10 фантастических лет». Медиа будущего: между-нар. форум. [Электронный ресурс]. URL: http:// fmf2011.ria.ru/news/20110627/367270362.html
6. Норт, Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. Т. 1. Вып. 2. М., 1993.
7. Норт, Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопр. экономики. 1997. № 3.
8. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики : учеб. пособие. М., 2001.
9. Савиных, А. Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев: «С информацией, как с едой, надо быть осторожнее» // Изв. 2009. 15 июня.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).
Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 208-211.
М. В. Загидуллина
ШОКОТЕРАПИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАКТИКИ И ПРОБЛЕМА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СООБЩЕСТВА
Обсуждаются проблемы глобализации информационного пространства, имеющие среди многих других и имагологические эффекты - формирование и корректировку сложившихся представлений о национальных сообществах и целых странах. В контексте проблем медиабезопасности в случаях ярких событий, выводящих нацию на глобальный уровень информационного пространства, создается основа для интернациональных оценок, базирующихся на восприятии лицами иных наций спонтанной реакции оцениваемого сообщества на событие. Эти оценки могут быть источником межнационального напряжения и иных негативных последствий. В связи с этим особую остроту приобретает задача медиапросвещения широких масс населения и воспитания ответственности за публичное слово каждого участника открытого информационного обмена.
Ключевые слова: медиабезопасность, имагология, информационное пространство, медиапросвещение, информационный обмен, интернациональные информационные реакции, коммуникативные тактики.
Крупные события национального масштаба внимание представителей других наций к сов современных информационных условиях сра- бытиям в стране этого события. Так создаются зу же становятся достоянием интернациональ- предпосылки для имагологических эффектов. ного сообщества. Это обеспечивается актив- Под имагологией в современной науке по-ностью многомиллионной пользовательской нимается «сфера исследований в разных гума-
аудитории социальных сетей, блогеров, мгно- нитарных дисциплинах, занимающаяся изуче-
венно разворачивающимся обменом коммен- нием образа «чужого» (чужой страны, народа)
тариями и другими формами коммуникации. в общественном, культурном и литературном
Главной особенностью современного инфор- сознании той или иной страны, эпохи»1. Од-
мационного обмена является его открытость. нако в большинстве случаев специалисты,
Чем ярче событие, тем больше приковывается занятые этой проблематикой, обращаются к