Научная статья на тему 'Становление Оренбургской женской гимназии на рубеже 1860-1870-х гг'

Становление Оренбургской женской гимназии на рубеже 1860-1870-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
533
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРЕНБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ПОРЕФОРМЕННАЯ РОССИЯ / FEMALE EDUCATION / ORENBURG REGION / LATE IMPERIAL RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Любичанковский Сергей Валентинович

В статье дан анализ процесса становления первого женского учреждения среднего образования в Оренбургской губернии – Оренбургского женского училища. Рассмотрены особенности его организации, порядок финансирования, численность и состав учениц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE ORENBURG FEMALE GYMNASIUM AT THE BORDER OF THE 1860S AND THE 1870S

The paper deals with formation of the Orenburg female school, the first institution of the female secondary education at the Orenburg region. The author analyzes the specifics of its organization and funding, the number and social composition of schoolgirls.

Текст научной работы на тему «Становление Оренбургской женской гимназии на рубеже 1860-1870-х гг»

УДК 94 (470) 16/18

СТАНОВЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ НА РУБЕЖЕ 1860-1870-х гг.

© 2013 С.В. Любичанковский

Поволжский филиал Института российской истории РАН, г.Самара, Оренбургский государственный педагогический университет

Поступила в редакцию 29.07.2013

В статье дан анализ процесса становления первого женского учреждения среднего образования в Оренбургской губернии - Оренбургского женского училища. Рассмотрены особенности его организации, порядок финансирования, численность и состав учениц.

Ключевые слова: женское образование, Оренбургская губерния, пореформенная Россия.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ ««Оренбургский край - трансграничный и поликультурный регион Российской империи»: научный (академический) сборник документов по истории Оренбургского края в дореволюционный период», проект №12-31-01281/а2.

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.B37.21.0963 (тема научно-исследовательской работы -«Роль государств эпохи средневековья и нового времени в процессе формирования этнокультурной карты Южного Урала и Прикамья»).

Первые женские гимназии возникли в России к началу 60-х гг. XIX в. 10 мая 1860 г. было переработано положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения (1858 г.). В соответствии с ним женские учебные заведения делились на два вида: училища II разряда, приближавшиеся к типу начальной школы, и училища I разряда, приближавшиеся к типу неполноценной гимназии.

Необходимость открытия в Оренбурге училища I разряда возникла уже в 1865 г., в связи с переездом в город из Уфы всей гражданской губернской администрации. К тому же, существовавшие в то время Николаевский женский институт (исключительно для детей из дворян) и женское училище II разряда (затем, в 80-х гг. -прогимназия) не могли удовлетворить потребность 35-тысячного населения города. Поэтому начальник Оренбургского края генерал-адъютант Н.А. Крыжановский развернул деятельность по поиску средств для открытия нового учебного заведения1.

11 января 1868 г. на общем собрании в составе Оренбургского губернского предводителя дворянства И.Д. Шотта, Оренбургского городского главы А.Б. Оглодкова и штатного смотрителя оренбургских училищ И.Н. Васильева, в присутствии окружного инспектора Казанского

Любичанковский Сергей Валентинович, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Поволжского филиала ИРИРАН, профессор Оренбургского государственного педагогического университета. E-mail: [email protected]

Учебного Округа Р.Г. Залежского, было заслушано предложение Оренбургского генерал-губернатора генерал-адъютанта Н.А. Крыжановского с разрешения министра народного просвещения открыть в Оренбурге женское училище I разряда и образовать для управления им, на основании Положения 1860 года, Попечительный Совет2.

Попечительный Совет должен был ведать делами училищ: вопросами финансового обеспечения, назначением педагогов на должности и т.д. В состав Попечительного Совета оренбургских женских училищ I и II разряда на июнь 1868 г. входили: Оренбургский городской глава Оглодков, штатный смотритель Васильев, член от Киргизской Зауральской Орды Батыршин и начальница женского училища II разряда Граховская3.

Руководствуясь упомянутым выше Положением, на указанном совещании было решено предложить пост попечительницы гимназии супруге генерал-губернатора - О.К. Крыжанов-ской. На должность начальницы училища была назначена жена генерал-майора Э.Д. Гершау баронесса Мария Ивановна фон Гершау4.

На наш взгляд, предложение занять пост попечительницы гимназии жене генерал-губернатора было вызвано как отечественной традицией привлекать жен высокого начальства к общественной деятельности, так и практическим расчетом на то, что влиятельная дама сможет легче решать многие проблемы нового образовательного учреждения.

Попечительным Советом решено было принять все меры к открытию женского училища в

августе 1868 года, с началом будущего академического года, т. е. со второй половины августа. Попечительный Совет определил: 1) снять квартиру под открываемое училище в г.Оренбурге у гражданки Дьявой, состоящую из двух угловых деревянных домов со всеми при них строениями и садом за 800 руб. в год...; 2) просить губернского архитектора Реймерса освидетельствовать снятую квартиру и сделать указания в необходимых исправлениях.; 3) открыть 6-классное училище I разряда с пансионом на одиннадцать девиц казачьего сословия. Но первоначально было открыто всего 3 класса. Публичное открытие училища было назначено на 3 декабря 1868 г.5 А в 1871 г. оно было переименовано в гимназию.

Девочки в училище принимались по прошению о поступлении в училище, подаваемому в Попечительный Совет, к которому прилагались документы о возрасте, звании родителей и медицинское свидетельство. Плата за право учения назначалась по двадцать пять рублей в год с каждой ученицы - за обязательные предметы: 1) Закон Божий; 2) русский язык, грамматика и словесность; 3) арифметика и понятия об измерениях; 4) география всеобщая и русская; 5) история всеобщая и русская; 6) чистописание и др. -по 15 руб.; а за необязательные предметы: 1) французский и немецкий языки; 2) рисование; 3) музыка; 4) пение и танцы - по 10 руб. в год6.

Остановимся на финансировании нового образовательного учреждения. При основании Оренбургской 1-й женской гимназии в ее основной капитал поступили деньги от киргизов Зауральской Орды - 25 тыс. руб., от Оренбургских обществ - 10 тыс. руб., от дворян - 70 руб., от Оренбургского казачьего войска - 6848 руб. 73 коп7., и перечислено 16627 руб. 71 коп., оставшихся от упраздненного в 1867 г. училища земледелия и лесоводства, всего 23496 руб. 44 коп.8, т.е. от Оренбургского казачьего войска в казну гимназии поступило помимо указанных выше 6848 руб. 73 коп. еще 23496 руб. 44 коп. Дело в том, что 16627 руб. 71 коп. образовались не из денег, которые ежегодно были отпускаемы из казны на содержание оренбургского училища земледелия и лесоводства, а от хозяйственных оборотов бывшей при училище фермы: от продажи пшеницы, скота и продуктов фермерского хозяйства. Училище и ферма со времени учреждения до закрытия пользовались землей от Оренбургского казачьего войска, поэтому принадлежали Оренбургскому войску, а не Государственному казначейству.

Помимо этой суммы решено было ассигновать еще из войсковых сумм Оренбургского казачьего войска на содержание в гимназии 11 вакансий пансионерок и 24 вакансии для вольно-

приходящих учениц из детей бедных лиц войскового сословия по 1000 руб. ежегодно9.

С учетом значительного вклада в организацию работы училища Оренбургского казачьего войска, дворян Оренбургской губернии, киргизов Зауральской Орды дети этих категорий освобождались от оплаты за обучение.

Кроме того, городское общество в своем постановлении 9 августа 1866 г. решило пожертвовать из капитала женского разряда 10 тыс. руб. и назначило отпускать на содержание гимназии из прибылей городского общественного банка ежегодно по 3 тыс. руб. до тех пор, пока капитал гимназии окончательно не сформируется10.

Необходимо отметить, что получить деньги от государства было весьма затруднительно. Попечительный Совет оренбургских женских училищ подал прошение в марте 1870 г. о том, чтобы Городская Дума отпустила на содержание гимназии еще одну тысячу рублей к уже имеющимся двум тысячам. А в октябре того же года повторил свое прошение, т. к. гимназия нуждалась в этих деньгах11. Денег же из Петербурга пришлось ждать практически полгода. А эти деньги были необходимы для выплаты жалованья начальнице училища, воспитательнице и преподавателям, для оплаты за наем дома, на продовольствие для пансионерок и т.д.12 В основном Оренбургская 1-я женская гимназия содержалась за счет частной и общественной инициативы.

При Оренбургской женской гимназии существовал пансион, в котором находилось 11 воспитанниц, из них 5 девочек воспитывались за счет процентов с капитала, пожертвованного первоначально училищу, содержание 4-х девиц оплачивало Оренбургское казачье войско, т.к. воспитанницы принадлежали к войсковому сословию, а также 2 пансионерки.

Стоимость содержания пансионерки в 1872 г. обходилась в 150 руб. Пансионерки обучались в классах гимназии вместе с другими девочками. После окончания вечерних занятий надзор поручался дежурной надзирательнице. Затем при пансионерках оставалась дама, которая ночевала с воспитанницами13.

Если говорить о постановке учебно-воспитательного процесса, то важно подчеркнуть, что в училище принимались девочки не моложе 8 лет. Во все следующие классы училища принимались «имеющие соответственное классу познание и возраст». От поступающих в первый класс училища требовалось: 1) умение читать внятно и понятно, с надлежащими остановками и интонациями; 2) писать, по крайней мере, согласно с произношением; 3) знание молитв: Царю Небесному, Святый Боже, Отче наш, Богородице-Деве, св. Ангел Хранитель, одну молитву утреннюю «Господи Боже

наш», молитвы перед учением и после учения, перед обедом и после обеда. Из арифметики: сложение, вычитание и таблица умножения.

Как мы видим, девочкам, для того чтобы поступить, нужно было иметь определенные знания. Для поступления во 2-й класс требовалось сверх познаний, необходимых для поступления в 1 класс, еще следующие:

из Закона Божьего: изучение главнейших молитв - осмысленное, с пониманием всех слов и священной истории Ветхого завета.

из Русского языка: объяснительное чтение.

Диктовка, разбор и объяснение статьи. Ознакомление с частями речи и понятие о предложениях. из Арифметики: решение задач над числами простыми, именованными и дробными от 1 до 10. Выкладки на счетах. из Географии: ознакомление с местнос-

тью, где находится училище, и знакомство с географической терминологией на этой местности. Обозначение всех частей света с указанием главнейших материков и морей. Первоначальное знакомство с глобусом. из Французского языка: чтение и письмо.

Для поступления в третий класс, из познаний предшествующих, еще следующие: из Закона Божьего: молитвы и Священная

история Нового завета. из Русского языка: обязательное чтение.

Практическое знакомство с глаголами, правилами синтаксиса. Письмо под диктовку и заучивание стихов наизусть. из Арифметики: решение задач от 10-100

на тысячи, правила. из Географии: более подробное обозна-

чение частей света и общее обозначение Европы и Азиатской России. из Французского языка: заученные наизусть слова, переводы отдельных предложений и диктовка заученного.

из Немецкого языка: чтение, заученные наизусть слова, диктовка заученного и перевод отдельных предложений14.

В Уставе Министерства народного просвещения говорилось, что гимназическое образование доступно для всех сословий. Но если внимательно изучить перечень необходимых знаний для поступления в гимназию, то возникает ясное понимание всей условности этого правила. Разве представители из крестьянства могли дать дочерям необходимые познания для поступления в училище? Это было редкостью. Так, в 1873 учебном году в гимназии училось 114 девушек из дворянского сословия, 8 из духовенства, 37 из городского сословия и всего 2 из сельского.

В том же Уставе оговаривалось, что образование доступно девочкам всех вероисповеданий. В 1873 г. в гимназии училось 161 ученица, из них 146 - православного вероисповедания, 4 - римско-католического, 8 - лютеранского, 3 - иудейского15. Девочки неправославного вероисповедания Закону Божьему не обучались, в этой графе в их аттестатах стоял прочерк16.

Численный состав училища в 1868 г. составлял всего 61 человек. В первый класс поступило 33 девочки, во второй - 16, а в третий - только 12. Скорее всего, это было связано с тем, что не все девушки смогли поступить в третий класс. Всего за 1 месяц численность учащихся возросла на 9 человек. В 1-й класс - 9 человек поступило, во 2-й - 3, в 3-й - 117.

Преподаватели в гимназии имели среднее и высшее образование. Так, начальница гимназии баронесса Мария Ивановна Гершау имела православное вероисповедание, учительница французского и немецкого языков (1870 г.) - баронесса Мария Карловна Гершау, православного вероисповедания, получила звание домашней учительницы; учительница русского языка (1870 г.) -А.А. Григорьева получила образование в Оренбургском Николаевском институте; воспитательницы тоже окончили Оренбургский Николаевский институт; учительница рукоделия А.С. Тупы-лева получила домашнее образование18.

Дисциплина в гимназии была строгой. Существовали специальные правила для ее учениц, за соблюдением этих правил следил Педагогический Совет. Девушки должны были участвовать в общей молитве перед началом учения, и поэтому должны являться на уроки в s 9-го часа, но не раньше 8 часов. После молитвы ученицы расходились по классам и занимались, а по окончании занятий участвовали в общей молитве. Ходить девочки должны были в форме, выглядеть опрятно, но без намека на щегольство. Во время уроков они должны были быть внимательны и держать себя прилично, на вопросы преподавателей отвечать стоя и при закрытых учебниках; не подсказывать, не отвечать, когда спрашивают другую, не разговаривать между собою.

Ученицы должны были быть почтительны к тем лицам, кто их обучает. В отношениях между собою ученицы обязаны были быть вежливы, не употреблять неприличных для образованного человека выражений, а тем более не заводить ссор. Пропускать уроки можно было лишь по болезни, а в других случаях необходимо было разрешение начальницы.

У учениц были прообразы дневников - т.н. классные тетради, в которых классные надзирательницы отмечали полученные баллы, а начальница записывала замечания по поведению.

Ученицы, у которых по всем предметам в среднем годовой балл был не менее «4», освобождались от переводных экзаменов.

Каждая воспитанница православного вероисповедания должна была по возможности в воскресные дни и праздники посещать церковь и обязана была ежегодно приобщаться Св. Тайне, о чем затем предъявляла начальнице свидетельство духовного отца19.

Судя по сохранившимся документам, серьезных нарушений дисциплины не было. Педагогический Совет делал замечания в основном относительно непослушания и дерзости, а также несоблюдения правил для учащихся в гимназии. Известен случай, когда девочка получила выговор за то, что, несмотря на замечания начальницы, две недели носила короткую юбку20.

При гимназии существовали педагогические курсы, после их окончания девочки получали аттестаты. Имеющие аттестат с отличием полу-

чали звание домашних наставниц, другие девочки имели звание домашних учительниц.

Таким образом, в 1868 г. по ходатайству генерал-губернатора Н.А. Крыжановского в Оренбурге было открыто женское училище I разряда, которое в 1871 г. было преобразовано в Оренбургскую 1-ю гимназию. Это было первое женское средне-образовательное учреждение не только в Оренбурге, но и во всей огромной Оренбургской губернии. Его открытие стало важной вехой в развитии образования и гражданского общества в регионе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Государственный архив Оренбургской области (далее -ГАОО). Ф.85. Оп.1. Д.263. Л.10.

2 ГАОО. Ф.85. Оп.1. Д.208. Л.2.

3 ГАОО. Ф.85. Оп.1. Д.208. Л.96.

4 ГАОО. Ф.85. Оп.1. Д.208. Л.3, 14.

5 ГАОО. Ф.85. Оп.1. Д.208. Л.5.

6 ГАОО. Ф.85. Оп.1. Д.208. Л.149.

7 ГАОО. Ф.85. Оп.1. Д.263. Л.11.

8 ГАОО. Ф.85. Оп.1. Д.269. Л.96.

9 ГАОО. Ф.85. Оп.1. Д.263. Л.5-7.

10 ГАОО. Ф.85. Оп.1. Д.221. Л.51.

11 ГАОО. Ф.85. Оп.1. Д.216. Л.145.

12 ГАОО. Ф.85. Оп.1. Д.211. Л.10.

13 ГАОО. Ф.85. Оп.1. Д.8. Л.4.

14 ГАОО. Ф.85. Оп.1. Д.208. Л.149-152.

15 ГАОО. Ф.85. Оп.1. Д.8. Л.1.

16 ГАОО. Ф.85. Оп.1. Д.24. Л.14.

17 ГАОО. Ф.85. Оп.1. Д.209. Л.1-3.

18 ГАОО. Ф.85. Оп.1. Д.3. Л.36.

19 ГАОО. Ф.85. Оп.1. Д.225.Л. 6.

20 ГАОО. Ф.85. Оп.1. Д.2. Л.13.

FORMATION OF THE ORENBURG FEMALE GYMNASIUM AT THE BORDER OF THE 1860s AND THE 1870s

© 2013 S.V. Lyubichankovskiy

Volga Region Branch of Institute of Russian History of the RAS, Samara Orenburg State Pedagogical University

The paper deals with formation of the Orenburg female school, the first institution of the female secondary education at the Orenburg region. The author analyzes the specifics of its organization and funding, the number and social composition of schoolgirls. Keywords: female education, Orenburg region, late imperial Russia.

Sergey Lyubichankovskiy, Doctor of History, Senior Research Fellow. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.