В. В. Торгонский
СТАНОВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ЭКОС»
Работа представлена кафедрой педагогики Славянского-на-Кубани государственного педагогического института.
Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доктор исторических наук, профессор В. А. Штурба
Автором сформулированы приоритеты и пути решения задачи становления нравственности подростков. Предложено своеобразное «выращивание» личности с нравственно устойчивой «Я-концепцией», потребностью активного преобразования. Описаны условия среды воспроизводства духовно-нравственных ценностей, укрепления нравственных отношений. Создана авторская технология и содержание педагогической игры «ЭКОС».
Ключевые слова: нравственность подростков, временный детский коллектив, педагогическая игра «ЭКОС», фазы социализации.
V. Torgonsky
FORMING OF TEENAGERS' MORALITY THROUGH REALISATION OF THE CONTENT OF THE PEDAGOGICAL GAME "EKOS"
The author of the article formulates the priorities and ways ofrealisation of teenagers' morality forming. The original method of"cultivation" ofa person with a morally stable "self-concept" and a need for active transformation is proposed. The conditions in the environment of moral values reproduction and moral relations strengthening are described. The author's technology and the content of the pedagogical game "Ekos" are presented.
Key words: morality of teenagers, short-term children's collective, pedagogical game "Ekos", phases of socialisation.
В современных условиях развития общества востребована творческая личность, способная превратить всю жизнедеятельность в творческий процесс, личность со сформированной «Я-концепцией», с потребностью созидания, самосозидания и эффективно функционирующая [2, с. 53].
На пути формирования личности подростка и его самореализации возникает острая необходимость усиления социальными институтами психолого-педагогического сопровождения в организации педагогически целесообразных условий развития и приобретения положительного опыта жизнедеятельности через создание привлекательной положительно-эмоциональной эстетико-творческой среды [4, с. 142].
Средовые условия относительно замкнутого (суверенного) пространства, которым является детский летний лагерь, позволяют произвести духовно-нравственную коррекцию, укрепляют нравственные идеалы через теоретически грамотно сформированное ядро ценностей в коллективных отношениях. Тогда насыщенная ду-
ховными ценностями модель социальных отношений в относительно замкнутом пространстве локализует фрустрационное состояние, формирует нравственные ориентации подростков, предоставляет положительный опыт выхода из стресса посредством становления нравственной позиции.
Нами смоделированы антропологические условия организации летнего отдыха детей через реализацию технологии формирования временного детского коллектива и содержание педагогической игры «ЭКОС» (ДБО «Смена», г. Анапа). Мы убеждены, что становление нравственности подростков в короткие сроки оптимально происходит в нравственно окрашенных коллективных взаимоотношениях.
В содержании педагогической игры «ЭКОС» заложено формирование ценностных установок, мотивов, таких как:
• я в ответе за все;
• я в мире, мир во мне;
• мы рождены, чтобы сделать мир лучше;
• то, что отдал — умножил, что укрыл — потерял;
• если не я, то кто же;
• смог сам — подскажи другому как;
• человек без прошлого не имеет будущего;
• победи «дракона» в себе;
• я живу по законам Любви, Красоты, Добра;
• хочешь быть счастливым — будь им и др.
Технологический алгоритм формирования
временного коллектива подростков через организацию педагогической игры «ЭКОС» выстроен с учетом фаз социализации (вхождения) личности в коллектив: адаптации, индивидуализации, интеграции, персонификации [5, с. 210].
1. Адаптация обеспечивается активным одновременным добровольным принятием законов, правил, договора, нравственных норм, этикета, ритуалов приветствия (аплодисменты), знакомством с легендой, созданием собственной (коллективной) легенды, подготовкой к презентации, проведением ряда психологических игр на знакомство (оргпериод коллективной жизни). Воспитатель принимает позицию «режиссера» коллективной жизни. Руководство воспитателя-режиссера имеет свои особенности: создание мотивационного резонанса и побуждение желания у каждого ребенка включиться в коллективное дело методами «погружения» и «заражения» творчеством. Педагогический отряд создает привлекательность будущего результата и вызывает эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. При достигнутой мотиваци-онной обеспеченности органично осуществляется переход к организации деятельности по совместному планированию. На данном этапе важно распределение ролей с учетом желания, способностей и возможностей каждого.
2. Индивидуализация характеризуется противоречием между достигнутой (в течение трех дней) адаптацией и неудовлетворенной пока потребностью подростков проявления своего индивидуального «Я». В содержание технологического алгоритма педагогической игры «ЭКОС» включены такие формы коллективной и групповой деятельности, которые позволяют выявить личностный потенциал при одновременном 100% включении каждого во все виды творческой деятельности. Это «Станции творчества», «открытие Олимпа ЭКОС», «Презен-
тация отрядов на линейке (принятие в жители Острова), «Фестиваль приключений» и др. На протяжении первой недели выявляются способности, потребности самореализации, уровень притязаний, определение социальных ролей и сфер самоактуализации для каждого подростка. Важных социальных ролей в игре хватает на каждого. «Заражение» творчеством происходит через совместные творческие проекты с воспитателями, где проиходит «вбрасывание», встраивание во внутрь (присваивание) ценностей и качеств добровольно принятого образца вожатого (механизмы идентификации и интроек-ции). Ярко проявляется феномен «отраженной субъектности» (А. В. Петровский), т. е. идеальная представленность и продолжение одного человека в другом [6, с. 196]. «Отражаясь» в подростках, идеально подобранный и качественно подготовленный на курсах комплексной подготовки педагогических кадров вожатый (мастер-технолог) выступает как субъективный микрофактор изменения взглядов, поведения, установок, ценностных ориентаций и побуждения к возникновению интереса, потребности в новой нравственной модели жизнедеятельности (основной период коллективной жизни).
Деятельность мастера-технолога отличается от процесса воспитания тем, что он не воспитывает, а руководит, направляет, корректирует и анализирует процесс формирования личности, соблюдая и учитывая закономерности антропологического развития ребенка.
При поддержке мастеров-технологов (воспитателей Эльфов, знающих, как быть счастливым) подростки в игре сходятся быстро, и любой ее участник интегрирует опыт, полученный от других играющих. Вступая в педагогическую игру, коллективы (отряды, пассажиры вагонов) и каждый подросток берут на себя ряд моральных нравственных обязательств перед партнерами. Часть этих обязательств заложена в правилах педагогической игры, часть находится вовне и регулируется дополнительно в отрядной работе специально организованными коммуникативными и психологическими играми.
Диалоговая позиция, которую принимает мастер-технолог, позволяет коллективно и индивидуально искать оптимальные решения,
раскрывать нравственные достоинства подростка и обеспечивать их действенную результативность. Этот этап формирования коллектива характеризуется развитием самоуправления и стадией индивидуализации личностей, что может повышать уровень конфликтности ситуации в межличностных отношениях.
Но множество социальных ролей и выполнение деятельности по собственному желанию локализуют конфликт, отражаются в продуктивной общей сформированности, нравственной направленности коллектива (индивидуализация и коллективизм одновременно). По мере развития коллектива подростков воспитатель-режиссер (мастер-технолог) переходит на позицию равноправного участника совместной деятельности с детьми, где достигает высокого уровня сотрудничества, занимая позиции консультанта, советника в творческом взаимодействии, ведя за собой.
3. Интеграция. Коллектив принимает каждую личность, оценив ее индивидуальность, устанавливаются нравственные отношения сотрудничества между всеми членами социума. Нивелированность, схожесть нравственных качеств и позиций участников взаимодействия, равнозначность и равноправие служат причинами наступления кризиса, который учтен в алгоритме реализации педагогической игры «ЭКОС». Неудовлетворенность потребности в максимальной персонификации, некоторая эмоциональная усталость от соборности и жизнедеятельности в режиме повышенной эмоционально насыщенной со-бытийно-сти требуют перехода на другие формы работы. Это со-бытия маршрута, построенные на организации индивидуальных конкурсных форм, таких как «Мисс ЭКОС», «Мистер ЭКОС», постановки сказок и другие зрелищные формы, задействующие только самых неутомимых «персон» (подростков). Остальные — в роли поддерживающих зрителей (закрепляем эстетическую и этическую нравственную культуру, потребность восприятия ценности другого). Соревнования лидеров и творческих активистов организовываются на принципах обязательного поощрения всех участников (система награждения по номинациям).
В период проживания фазы интеграции активно задействуется механизм эмпатии. Подростки обучаются радоваться успеху другого, работать всем коллективом на одного. Закрепляются ценности дружбы, справедливости, счастья от совместной деятельности на благо одного как общее благо. Появляется привычка испытывать эмоции радости за чужую победу, принимать радость победы другого как свою и коллективную радость. Диагностика ценностей, уровня нравственности методами анкетирования, бесед, наблюдений в начале педагогической игры «ЭКОС» и повторное диагностирование в процессе ее реализации позволяет на научно-практическом уровне констатировать продуктивность технологического алгоритма формирования временного коллектива подростков в аспекте динамики изменения, идентификации, восприятия и закрепления нравственных ценностей и становления нравственной позиции у всех членов коллектива (закрепляющий период коллективной жизни).
4. Персонификация — фаза влияния личностных достижений на дальнейшее развитие коллективных отношений. В процессе реализации педагогической игры «ЭКОС» действуют творческие мастерские «Фабрики звезд» для подготовки совместной с воспитателями программы «Звезды ЭКОС». Это готовит эмоциональный «взрыв» коллективных отношений. Мы наблюдаем феномен «отраженной субъектности» и умения подростков проецировать уже свои нравственные положительные качества на других детей.
Заключительный период в формировании коллективов (последние 3 дня) характеризуется переживанием стресса от ситуации скорого расставания и имеет, как правило, тенденцию к появлению криминальной обстановки. Это своеобразный протест предстоящей разлуке, защитная реакция в виде «бунта», вытеснение в сознание агрессии, подавленной механизмом сублимации.
Мы отработали технологию избегания традиционных «королевских ночей». Скопившуюся отрицательную энергию необходимо потратить, «сжечь», направить в социально одобряемое русло. Содержанием педагогической
игры «ЭКОС» предусмотрены формы со-бы-тий в алгоритмической цепочке запланированных ярких праздниках нечистой силы («Шабаш на Лысой горе», «Ужастик Парк», «Пятница, 13»). Кроме этого, подготовка больших праздников (сублимационные дела), таких как «Выпускной Бал Фабрики звезд», «Закрытие лагерной смены», «Праздник Нептуна», требуют усиленных репетиций и массовой подготовки. Это локализует мысли подростков о совершении бунта, коллективных беспорядков, снова насыщает их жизнь радостью совместного творчества, дает навык сопротивления негативным проявлениям психики, предоставляет способы выхода из стрессов в положительных социально одобряемых формах. Это своего рода проверка на прочность системы ценностной направленности ориентаций коллективов и устойчивости нравственной позиции каждой личности на пике развития коллективных отношений в конце смены. Стабильно выраженное желание попасть на Остров Счастья еще раз позволяет нам констатировать эффективность и качественную продуктивность действия «Образовательной технологии комплексной подготовки педагогических кадров к формированию временного подросткового коллектива детей и подростков через организацию педагогической игры «ЭКОС» (курсы, организованные СГПИ, удостоенные сертификата качества) [3, с. 216].
Принципы, на которых строят индивидуальную работу в отрядах воспитатели (Эльфы) в педагогической игре «ЭКОС», можно свести к следующим:
• принятие ребенка и восприятие детей не таковыми, какие они есть, а идеальными, какими взрослые хотят их видеть (оптимистическая гипотеза);
• установление дозволенности (свободы) в рамках правил как осознанная подростком необходимость;
• предоставление возможности ребенку самостоятельно выбирать нравственную линию поведения, закрепляя его на нравственную позицию;
• форсирование эмоционального состояния (по закону постоянной психологической «готовности») подростков ярко и открыто вы-
ражать свои эстетически окрашенные чувства в рамках нравственности.
Главные позиции взрослого в педагогической игре по отношению к играющим подросткам — партнер, лидер, старший товарищ, образец разнообразного опыта, фасилитатор.
Игра, по сути, эгоцентрична, в ней ребенок обозначает свою позицию, характеризующуюся фиксацией на собственных целях, стремлениях, переживаниях [8, с. 347]. Но созданные педагогической игрой «ЭКОС» антропологические условия обеспечивают эту центрацию и субъективную нравственную позицию, не противоречащую позициям других субъектов на основании добровольного коллективного принятия нравственных правил взаимодействия.
Подростки осознают, понимают и принимают то содержание, которое лежит в основе сюжета, фабулы педагогической игры «ЭКОС».
Таким образом, педагогическая игра — существенное условие подготовки детей к явлению героики и одновременно сфера, дающая детям возможность «побыть» в героических ролях на уровне созданной сообществом сверстников легенды. Это удовлетворенная потребность быть героем, выделиться, занять активную позицию, регулирующую рамками нравственности.
В процессе реализации содержания педагогической игры «ЭКОС» мы наблюдаем действие двух уровней — уровень стереотипа (стандарта) и уровень импровиза (внезапного, неожиданного) [8, с. 205].
Первый уровень — отражение нравственной устойчивости антропологических внешних условий реализации педагогической игры в приобретенном опыте поведения, с опорой на опыт окружающих взрослых и сверстников (отработка стереотипа нравственного поведения).
Второй — характеризуется новообразованиями интегративных качеств личности, осознанием собственной нравственной позиции подростком, новым стилем поведения в часто меняющихся игровых условиях его жизнедеятельности. Важны оба уровня. Стереотип закрепляет устойчивость нравственной позиции. Импровизация обеспечивает ее дальнейшее развитие в иных разнообразных будущих жиз-
ненных условиях. Поскольку все ценности в жизненных ситуациях входят в противоречие, то именно закрепленная способность делать нравственный свободный выбор и характеризует нравственную устойчивость личности, ее направленность. Ребенок живет и развивается тогда, когда он живет в свободно избранной деятельности. Уровень импровизации возникает лишь в условиях свободы самопроявления. Свобода ребенка — это его «хочу». «Хочу» — это интересы и потребности, желания и вольности. Выбор вольности — уже мотивы, цели, позиции, убежденности, его «могу».
Детское «хочу» трансформируется в «могу» и «не могу не хотеть» при тонкой регуляции в педагогической игре. Подростки охотно играют в то, чего им не хватает в жизни, а именно: нравственности, веры в справедливость, любви, надежды, доверия и других нравственных ценностей. Педагогическая игра обеспечивает объективную гармонизацию их внутренних установок, мотивов, потребностей, ценностей с внешними условиями жизни на Острове Счастья «ЭКОС», где существует разумная пропорция нравственных стереотипов и творческой индивидуализации, импровизации.
Таким образом, реализуется концептуальная идея педагогической игры «ЭКОС» — становление и развитие нравственной личности с учетом индивидуальности и неповторимости каждого подростка. Подвижность формы и возможность выстроить реально гуманистические творческие отношения между взрослыми и детьми, дифференцированный и антропологический подходы обеспечивают:
• получение опыта позитивного нравственного взаимодействия со сверстниками;
• сформированность временного коллектива как свободного объединения автономных личностей;
• условия для нравственного самоопределения и ситуативного выбора;
• развитие способности выбирать и получать опыт ответственности за свой выбор;
• закрепление ценностной ориентации, становление нравственной позиции;
• формирование опыта нравственного естественного самоопределения в искусственно созданной игровой «государственной» модели.
Таким образом, педагогическая игра «ЭКОС»:
• форма организации нравственно окрашенных, эстетических видов деятельности подростков, в которой изучается, осознается окружающий и внутренний мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения;
• система, обеспечивающая антропологические условия реализации потребностей растущего ребенка, развитие его психики, интеллекта;
• модель коллективных отношений в целом обществе, доступных пониманию и осознанию каждым с выходом на личный социальный опыт повторения в нравственной социальной практике;
• среда, позволяющая проявлять свободу творческого самораскрытия, нравственного становления с опорой на подсознание (установки), разум (осознание);
• сфера общения детей, в которой решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества;
• явление, обладающее синтетическим свойством, вбирающее в себя многие стороны видов деятельности, выступающее в жизни подростка многогранным феноменом самоценности.
В содержании педагогической игры «ЭКОС» моделируются абсолютно реальные нравственные общественные отношения, складывающиеся между играющими подростками и взрослыми. Делая подростков счастливыми, мы побуждаем в них все хорошее к жизни. Это и есть, по нашему мнению, то главное, что создается в процессе педагогической игры «ЭКОС».
ПЕДАГОГИКА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 234 с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 97 с.
3. Каталог Программы «100 лучших товаров России». Т. 4: Услуги. М., 2006. 390 с.
4. Кочетов А. И. Теория формирования личности: в 2 ч. Ч. 1: Факторы, структура, сущность формирования личности. Мн.: НИО, 1997. 207 с.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 301 с.
6. Максакова В. И. Педагогическая антропология. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2004. 208 с.
7. Непомнящая Н. И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. М.; Воронеж, 2000. 162 с.
8. Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Академия, 2005. 400 с.
9. Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 240 с.