ШШОМШНМ
ОСМЫСЛЕНИЕ НООСФЕРЫ
УДК 140.8 ББК 87.6
А.И. Субетто
СТАНОВЛЕНИЕ НООСФЕРНОГО СОЮЗА ЦИВИЛИЗАЦИЙ -СТРАТЕГИЯ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НА ЗЕМЛЕ И УСТАНОВЛЕНИЯ МИРА БЕЗ ВОЙН И НАСИЛИЯ
Раскрываются основания становления Ноосферного союза цивилизаций на Земле в XXI веке. Это становление одновременно представляет собой стратегию экологического выживания человечества на Земле, в свою очередь требующую «мира без войн и насилия». Ноосферизм и, в частности, концепция «Закона интеллектно-информационно-энергети-ческого баланса» и ноосферная парадигма универсального эволюционизма определяют XXI век как эпоху великого эволюционного перелома и перехода к планетарной, ноосферной кооперации народов, этносов и цивилизаций при сохранении их разнообразия, отражающего разнообразие природных условий их воспроизводства.
Ключевые слова:
геополитические противоречия, глобальный экологический кризис, ноосферное общество, ноосферный союз цивилизаций, общественный интеллект, рынок, социоприродная эволюция.
Субетто А.И. Становление Ноосферного союза цивилизаций - стратегия выживания человечества на Земле и установления мира без войн и насилия // Общество. Среда. Развитие. - 2020, № 4. - С. 48-51.
© Субетто Александр Иванович - доктор философских наук, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ, директор Центра ноосферного развития научно-исследовательской лаборатории россиеведения, евразийства и устойчивого развития, Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, Санкт-Петербург; e-mail: subal1937@yandex.ru
см о см
О
3
ю О
Мир вступил в Эпоху Великого Эволюционного Перелома
Человечество вступило на рубеже 198090-х годов в эпоху Великого эволюционного перелома, «вестником» начала которой стал переход глобального экологического кризиса в первую фазу Глобальной экологической катастрофы, процессы которой набирают силу. Отметим, что именно в этот период Д.К. и Д.Л. Медоузы, Й. Ран-дерс публикуют свой доклад «За пределами роста». В 1991 г. по заказу Мирового банка появляется Доклад, подготовленный под руководством и редакторством Р. Гудленда, Г. Дейли и С. Эль-Серафи, в котором был вынесен своеобразный «вердикт»: в экологически заполненной земной нише, которую занимает человечество, рынок как механизм развития экономики исчерпал себя. Де-факто это было признанием передовыми учеными, что природа подписала экологический приговор всей ми-
ровой рыночно-капиталистической системе, которая на фоне перехода глобального экологического кризиса в первую фазу Глобальной экологической катастрофы, превратилась в систему экологического самоубийства человечества. А войны как инструмент решения геополитических противоречий и борьбы за господство над мировыми ресурсами со стороны мировой финансовой капиталократии превратились в механизм ускорения процессов этого экологического самоубийства.
Закон интелллектно-информационно-энергетического баланса. Императив экологического выживания человечества как императив перехода к Ноосферизму - управляемой социоприродной эволюции
Возник императив экологического выживания человечества как императив его перехода к новой, ноосферной парадигме
истории, теоретической базой которого служит ноосферизм - научно-мировоззренческая система (и одновременно стратегия выхода человечества из экологического тупика стихийной истории, включая развернувшийся рыночно-капиталисти-ческий экоцид планеты).
Научное учение о переходе биосферы в ноосферу было разработано в ССС в первой половине ХХ века академиком В.И. Вернадским. Но Вернадский даже не мог предполагать, что становление ноосферы как охваченной энергетическим воздействием человечества на базе научно-технического прогресса биосферы будет переживать глобальной экологический кризис.
Глобальный экологический кризис, проявившийся в середине ХХ века, затем, к концу того века совершивший переход в первую фазу Глобальной экологической катастрофы, есть своеобразная «материализация» несовместимости скачка в энергетике «давления» мирового хозяйства на живое вещество биосферы, измеряемое 7-ю порядками, со стихийными регуляторами рыночно-капиталистического формата развития. Действует открытый автором закон интеллектно-информационно-энергетиче-ского баланса, в соответствии с которым:
- чем больше со стороны хозяйства (экономики) социальной системы по своей энергетической мощи воздействие на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля как суперорганизмов, тем с большим лагом упреждения должно осуществляться прогнозирование негативных экологических последствий от такого хозяйственного воздействия, и
- тем более долгосрочным должно быть научное управление социоприродной эволюцией со стороны совокупного (общественного) интеллекта социальной системы (т.е. тем более наукоемкими, интеллектоём-кими, образовательноёмкими должны быть общество, государство, все виды управления социально-экономическим развитием).
Именно поэтому грядущее ноосферное общество как основа выживания человечества есть научно-образовательное общество, в котором наука становится производительной силой и силой управления, а образование - базисом базиса духовного и материального воспроизводства.
Именно поэтому императив выживаемости человечества в XXI веке есть переход к единственно возможной ноосферной парадигме устойчивого развития - управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества, которая в теорети-
ческой системе ноосферизма и есть новое 49 состояние биосферы - ноосфера. Отметим, что ноосферное управление взаимодействием человечества в Арктике и Антарктике с природой входит в этот императив.
В этом контексте ноосферизм есть новый путь развития человечества, стратегия выхода из первой фазы Глобальной экологической катастрофы через переход к управляемой социоприродной эволюции и одновременно - «идеология XXI века», рождающаяся в России и спасающая человечество от экологической гибели.
Ноосферная парадигма универсального эволюционизма и предстоящий переход к планетарной кооперации народов-этносов и цивилизаций
Теоретическим ядром ноосферизма служит ноосферная парадигма универсального эволюционизма, в соответствии с которой в любой прогрессивной эволюции, в том числе в эволюции вселенной, в эволюции биосферы на Земле и в социальной эволюции человечества (в социальной истории) действуют два метазакона:
- метазакон сдвига от доминанты Закона конкуренции и механизма естественного отбора к доминанте Закона кооперации и механизма интеллекта (для социальной эволюции - механизма общественного интеллекта);
- метазакон интеллектуализации (или «оразумления») прогрессивной эволюции, приводящий к закономерному переходу последнеей в ноосферную эволюцию.
Поэтому эпоха Великого эволюционного перелома, в которой оказалось современное человечество, есть эпоха перехода от стихийной, на базе доминирования Закона конкуренции (и механизма рынка), парадигмы истории к ноосферной, на базе доминирования Закона кооперации (и механизма планирования и управления социально-экономическим развитием), парадигме истории.
Одновременно эта эпоха означает собой «роды» действительного - ноосферно-го - человечества, олицетворяющего собой «мозг» или «разум» всей биосферы Земли. Только пройдя через испытание этими «родами», человечество окажется готовым именно в этом своем качестве осваивать космические пространства, приобретая качество космического разума.
Сделаем вытекающий из этой предстоящей в XXI веке ноосферной трансформации человечества вывод: выживание человечества на Земле связано с доминированием Закона кооперации над Зако- 0
см о см
о
3
ю о
ном конкуренции; именно планетарная кооперация народов-этносов, локальных цивилизаций, государств мира (пока будут сохраняться государства как институты управления развитием наций) становится основой появления ноосферного (коллективного) разума человечества на Земле, способного управлять социоприродной (социо-биосферной) эволюцией, обеспечивая тем самым устойчивое развитие биосферы и собственное развитие на Земле.
Именно этот теоретический вывод, вытекающий из ноосферизма, присутствует в фантастическом романе «Час быка» И. Ефремова, ученого-палеонтолога, последователя учения о ноосфере В.И. Вернадского, в котором в конце 1960-х годов он в художественно-пророческой форме указал на императив выживания человечества и становления разумных космических цивилизаций - императив перехода от «Эры Разобщенного Мира» (ЭРМ) к «Эре Встретившихся Рук» (ЭВР), которая и есть «Эра доминирования Закона кооперации».
К этому следует добавить и горькую рефлексию А.Дж. Тойнби в книге «Постижение истории», сделанную в начале 1970-х годов: «Запад способен гальванизировать и разъединять, но ему не дано стабилизировать и объединять... человечество не сможет достичь политического и духовного единства, следуя западным путем. В то же время совершенно очевидна насущная необходимость объединяться, ибо в наши дни единственная альтернатива миру -самоуничтожение, к нему подталкивает человечество гонка ядерных вооружений, невосполнимое истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и демографический взрыв».
«Западный путь» - это и есть «путь капитализма» (того «капитализма», который И. Валлерстайн назвал «болезнью», разрушающей общество), который абсолютизирует конкуренцию и сопровождающие её войны, и который в XXI веке ведет человечество к экологической гибели.
Ноосферный союз цивилизаций - стратегия выживания человечества на Земле и становления мира без войн и насилия
Повторим спустя почти 50 лет мысль Тойнби: «совершенно очевидна насущная необходимость объединяться, ибо в наши дни единственная альтернатива миру - самоуничтожение».
Первая фаза Глобальной экологической катастрофы де-факто стала своеобразным «сигналом» того, что человечество во взаимодействии с биосферой и планетой Зем-
ля как суперорганизмами выступает единым целым, но негативным целым, которое внутри себя из-за конкуренции на рынке, геополитической конкуренции, принципа Гоббса «человек человеку - волк» и «война всех против всех», разобщено. Эпоха Великого эволюционного перелома одной из своих миссий имеет реализацию императива трансформации негативной целостности человечества - в позитивную ноосфер-ную целостность человечества (на базе действия Закона Кооперации), скреплющим элементом которой и выступает коллективный ноосферный разум человечества, управляющий социоприродной эволюцией и обеспечивающий выполнение требований Закона ноосферной гармонии как Закона целостности ноосферы.
Одним из этапов на пути к становлению такой позитивной ноосферной целостности человечества и является становление Ноосферного союза цивилизаций.
Человеческая цивилизация как планетарная земная цивилизация состоит из ряда локальных цивилизаций, к которым относятся русская, европейская или рома-но-германская, англо-американская, латино-американская, арабская, тюркско-ис-ламская, китайская, индийская и др. цивилизации. Существует несколько типологий локальных цивилизаций, авторами которых являются Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Дж. Тойнби, Ю.В. Яковец и др. Иногда выделяются цивилизацион-ные комплексы («миры»), разделяемые по религиозному основанию: православный, католический, протестантский, исламский, конфуцианский, индуистский (буддийский). По «границам» локальных цивилизаций и «религиозных миров» периодически «вспыхивают», по Хантингтону, военные конфликты, которые, по нашей оценке, инициируются тайными стратегиями управления миром со стороны «верхов» мировой капиталократии (по Дж. Ко-леману, - «тайного мирового правительства»). На это указывает и Наоми Клайн в работе «Капитализм катастроф».
Известный ученый-геополитолог Л.Г. Ивашов в недавнем выступлении на «Круглом столе Изборского клуба» под названием «Мир, коронованный вирусом» так выразил свое отношение к проблеме цивилизаций на Земле: «Сегодня происходит армяно-азербайджанский конфликт - это формирование мировых этнокультурных организаций со своей религией, со своей экономикой. Мы видим такие этнокультурные организации: Китай (он давно шел к этому), Индия, Латинская Америка, Запад-
ная (Северо-Американская и Европейская). Россия выпала из когорты мировых цивилизаций. Эрдоган собирает исламскую цивилизацию, она определена: тюркский, суннитский, мир, далее придут к соглашению с иранцами. Мы же движемся непонятно куда, то на Запад побежали, то в Китай. Мы делаем всё, чтобы разрушить свои цивили-зационные основы, чтобы стащить, украсть, куда-нибудь пристроиться. При таком положении и настрое будущего у нас нет».
Возникает вопрос, а есть ли резерв исторического времени для такого цивилиза-ционно-этно-культурного самоопределения по регионам планеты у человечества? Не является ли этот, если встать на позицию Ивашова, процесс этнокультурного цивилизационного самоопределения на базе геополитической конкуренции между такими цивилизационными образованиями путем к мировой войне и к экологической гибели на Земле? По нашему мнению, является! Планетарный «коронакризис» мировой экономики есть только отражение так и не осознаваемых умами человечества процессов экологической гибели, за которыми скрываются «реакции» обратных связей гомеостатических механизмов биосферы на растущее антропогенное (мирохозяйственное) давление на эти механизмы.
Над миром звенит колокол экологической тревоги. Биосфера предъявила человечеству ультиматум:
- или человечество меняет механизмы своего взаимодействия с биосферой на базе перехода к ноосферной парадигме истории с доминирующей ролью Закона кооперации и научным управлением со-циоприродной эволюцией, предполагающим Ноосферный союз цивилизаций и мир без войн и насилия;
- или оно обрекает себя на экологическую гибель, которая может произойти уже в XXI веке.
Россия всей логикой своей истории в ХХ-м веке, русской ноосферной научной
Список литературы:
[1] Субетто А.И. Арктический Ноосферизм / Под науч. ред. проф. В.В. Семикина. - СПб.: Астерион, 2020. - 208 с.
[2] Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. - СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. - 537 с.
[3] Субетто А.И. Ноосферная миссия России XXI века (философско-социально-экономические очерки) / Вступ. ст. Л.А. Зеленова; под нач. ред. Президента Академии гуманитарных наук, д.э.н., проф. В.Т. Пуляева. - СПб.: Астерион, 2020. - 152 с.
[4] Субетто А.И. Ноосферная Россия: стратегия прорыва (основания ноосферного россиеведения) / Под науч. ред. В.В. Лукоянова. - СПб.: Астерион, 2018. - 340 с.
[5] Субетто А.И. Роды действительного разума / Под науч. ред. Л.А. Зеленова. - СПб.: Астерион, 2015. -200 с.
[6] Субетто А.И. Сочинения в 13 т. Ноосферизм, тт. XI. - СПб.-Кострома, 2006-2011.
школой, потенциалом русского космизма, устремленностью не к господству над миром, а миротворению, всемирной отзывчивости, по В.С. Соловьеву, призвана возглавить ноосферынй прорыв человечества.
Россия предлагает миру ноосферную идеологию как идеологию экологического спасения человечества в XXI веке и ставит как императив выживаемости становление Ноосферного союза цивилизаций и переход к миру без войн и насилия на базе доминирования Закона кооперации.
Миру корысти, прибыли, конкуренции, войне за господство над природными ресурсами, «миру избранных для господства над неизбранными, людьми худшего сорта, низшей расы», «миру, в котором процветает цифровое управление манипуляцией сознания трудящихся масс», подписан экологический приговор. И ко-ронавирусная пандемия - только первый сигнал его действия приговора.
У человечества есть только единственная стратегия выживания в XXI веке - но-осферизм как новый путь развития, включающий в себя установление Ноосферного союза цивилизаций и мира без войн и насилия на Земле.
Только все человечество как единое позитивное ноосферное целое, живущее в гармонии с природой и управляющее социо-природной эволюцией (на базе подготовки управленцев ноосферной формации), имеет будущее на Земле и способно совершить в этом будущем переход в статус космической цивилизации.
Великий Гёте оставил нам великий завет: «Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя в целом». Теперь этот гё-тевский завет обретает ноосферное содержание и является важным целевым ориентиром стратегии выживания человечества на Земле.
о