Научная статья на тему 'Становление налогового аудита в Российской Федерации и ключевые проблемы на современном этапе'

Становление налогового аудита в Российской Федерации и ключевые проблемы на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ АУДИТ / МСА / АУДИТ / ПРОЦЕДУРЫ АУДИТА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СТАНДАРТЫ / АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА / TAX AUDIT / ISAS / AUDIT / AUDIT PROCEDURES / LEGISLATIVE REGULATION / TAX SYSTEM / STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айгунова Р. С.

В статье рассмотрены становление налогового аудита в Российской Федерации и ключевые проблемы на современном этапе, трудности перехода нашей страны к международным стандартам аудита, а также аспекты, которые стали решающими в увеличении роли налогового аудита как самостоятельной процедуры. Налоговый аудит это инструмент для получения своевременной, полной и достоверной информации о соответствии ведения налогового учета всем требованиям законодательства. Аудит налогов не является обязательной мерой и не выделяется в законодательной базе как самостоятельный вид аудита. Развитие и применение налогового аудита в России сталкиваются со множеством неурегулированных вопросов. В настоящий момент в отечественной практике не решен ряд вопросов аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам: неоднозначное трактование понятий, отсутствие единообразия в подходах к проведению данного раздела проверки отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key problems and reasons for the formation of tax audit in the Russian Federation at the modern stage

The author of the article dwells on the key problems and reasons for the establishment of a tax audit in the Russian Federation at present stage. Among the problems discussed, the difficulties of transition to international audit standards, alongside the decisive aspects in increasing the role of tax audit as an independent procedure are raised. Tax audit is a tool for obtaining timely, complete and reliable information about the compliance of tax accounting with all legal requirements. Tax audit is not a mandatory measure and is not allocated in the legislative base as an independent type of audit. The development and application of tax audit in Russia face a number of many pending issues. At present, in domestic practice, a number of issues have not been resolved in the audit of s of taxes and fees calculation: ambiguous interpretation of concepts, lack of uniformity in approaches to the implementation of this section of the audit of reports.

Текст научной работы на тему «Становление налогового аудита в Российской Федерации и ключевые проблемы на современном этапе»

УДК 338.242

Б01: 10.21779/2500-1930-2019-34-4-56-60 Р. С. Айгунова

Становление налогового аудита в Российской Федерации и ключевые проблемы

на современном этапе

Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; [email protected]

В статье рассмотрены становление налогового аудита в Российской Федерации и ключевые проблемы на современном этапе, трудности перехода нашей страны к международным стандартам аудита, а также аспекты, которые стали решающими в увеличении роли налогового аудита как самостоятельной процедуры.

Налоговый аудит - это инструмент для получения своевременной, полной и достоверной информации о соответствии ведения налогового учета всем требованиям законодательства. Аудит налогов не является обязательной мерой и не выделяется в законодательной базе как самостоятельный вид аудита. Развитие и применение налогового аудита в России сталкиваются со множеством неурегулированных вопросов.

В настоящий момент в отечественной практике не решен ряд вопросов аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам: неоднозначное трактование понятий, отсутствие единообразия в подходах к проведению данного раздела проверки отчетности.

Ключевые слова: налоговый аудит, МСА, аудит, процедуры аудита, законодательное регулирование, система налогообложения, стандарты, аудиторская проверка.

Налоги - это одно из ключевых звеньев системы экономических взаимоотношений в социуме, начиная с периода зарождения государства. Они выступают в качестве эффективного механизма косвенного влияния на состояние экономики и параллельно с этим представляют собой главный источник пополнения государственной казны.

В связи с недостаточной проработкой и имеющимися нестыковками в налоговом законодательстве страны, а также проблемой сокрытия необходимой информации от налогоплательщиков, высок риск появления ошибок в определении налогооблагаемой базы, из-за чего вводятся штрафные санкции от налоговых органов по отношению к нарушителям. В целях гарантии оперативной корректировки расчетов по налогам и исправления существенных имеющихся ошибок возникает необходимость в проведении налогового аудита [8].

Налоговый аудит представляет собой одно из важнейших и востребованных подразделений аудита. Аудит правильности налогообложения - это независимая экспертная проверка и оценка состояния систем бухгалтерского и налогового учета на предприятии для получения ответов на следующие важные вопросы:

1. Правильно ли была сформирована налогооблагаемая база? Верно ли были исчислены и уплачены в бюджет налоги и сборы за исследуемый временной период?

2. В каком состоянии находятся расчеты организации с бюджетом и различными внебюджетными фондами?

3. Насколько система бухгалтерского учета и налогообложения в компании соответствует требованиям действующего на проверяемый период законодательства?

По ходу функционирования у фирмы могут возникать проблемы с налоговой частью разной степени. По причине существующих на данный момент высокой налоговой нагрузки и прочих внешних неблагоприятных факторов предприятие стремится к оптимизации своих налоговых платежей. Это в абсолютном большинстве случаев трактуется контролирующими органами как попытка уклонения от уплаты обязательных налогов.

Данное положение послужило основной причиной быстрого развития налогового аудита, который стал применяться уже на стадии составления учетной политики организации для целей налогообложения, контроля за его соблюдением, оценивания качества формируемых первичных документов. По итогам проводимого аудита налогообложения логичным завершением станет сведение возможных налоговых рисков фирмы к минимальному значению.

Одной из самых актуальных проблем аудита в нашей стране в последние годы являлся процесс внедрения и эффективного применения международных стандартов аудита.

Основными причинами перехода России на МСА стали развитие национальной экономики в целом и процесс глобализации, который подразумевает наличие общего и понятного для всех подхода к основным принципам аудита, а также имеющихся у аудитора прав и обязанностей. Для устранения этих проблем и было принято решение внедрения МСА в нашей стране [3].

На территории Российской Федерации действуют 48 стандартов, которые носят обязательный характер и к применению которых окончательно обязали с 1 января 2017 года.

Главной проблемой при внедрении МСА в нашей стране стал контроль за выполнением данных поручений аудиторскими организациями. На протяжении долгого времени квалификация работников аудиторских компаний и контролирующих органов не давала возможности полностью разобраться в тонкостях ведения аудита по МСА.

Одним из ключевых изменений является смена формы и содержательной части аудиторского заключения. Если ранее аудиторам приходилось обрабатывать огромное количество информации и при этом выдавать очень краткое заключение, то по новым правилам заключение стало включать в себя даже самые несущественные замечания аудитора. Кроме этого, внедрение МСА увеличило трудоемкость проведения аудита из-за большого количества аудиторских процедур, требований заполнять новые формы и таблицы и т. д.

В целях наиболее безболезненного и успешного внедрения МСА в РФ была проведена слаженная работа различных сторон, например Министерства финансов РФ, объединений профессиональных аудиторов и непосредственно участников рынка. В результате на сегодняшний день можно сделать вывод о плавном переходе на МСА с минимальным количеством потерь. Были созданы механизмы, которые призваны обеспечить четкое исполнение этих стандартов всеми сторонами рынка аудиторских услуг в ходе осуществления своей деятельности, что, в свою очередь, поможет повысить качество аудита в РФ.

Однако в процессе развития и применения налогового аудита в нашей стране возникало большое количество нерешенных вопросов. Среди них такие, как отсутствие:

- должного уровня законодательного регулирования спорных моментов, которые связаны с процессом проведения налогового аудита;

- проработанных методик оказания услуг налогового аудита в разных отраслях экономики;

- сформированных вопросов, которые должны быть в обязательном порядке рассмотрены в ходе налогового аудита.

Основной проблемой на начальном этапе развития налогового аудита являлось его нормативное закрепление. В условиях рыночной экономики стало важным наличие закрепительных документов, которые смогут в полной мере регламентировать и регулировать процесс и порядок оказания услуг по налоговому аудиту [10]. Это объясняется в первую очередь тем, что процесс проверки на правильность исчисления и уплаты налогов всегда является важным вопросом для руководства и собственников организации, и зачастую данные организации нуждаются лишь в проверке правильности формирования системы налогового учета и расчетов с бюджетом. Этому также послужили состояние и тенденции бухгалтерского учета в целом по стране, который все больше и больше стремится к уходу от жесткой регламентации принципов ведения учета на предприятии любыми способами - как законными, так и незаконными. Это и стало причиной большей ориентированности российского аудита на проверку конкретно налогов, а не всей финансовой отчетности, которая не дает полной и достаточной для заинтересованных пользователей информации.

Следующим фактором, свидетельствующим о необходимости нормативного регулирования налогового аудита, стала потребность в регулировании алгоритма шагов аудиторских организаций в случае рассмотрения налоговых вопросов, которые выходят за рамки общего аудита [6].

Возникла также необходимость в однозначном понимании задач, которые стоят перед аудитором в процессе проведения им налогового аудита.

До сих пор нерешенным остается вопрос о том, какой статус должен иметь основной документ, который будет регламентировать вопросы налогового аудита.

Многие российские ученые сходятся во мнении, что главные вопросы регулирования налогового аудита могут быть решены разработкой и принятием данных документов:

а) полноценный отдельный стандарт по налоговому аудиту;

б) согласованный с налоговыми органами документ, который будет носить обязательный характер;

в) разработка методики проведения налогового аудита, которая также будет носить обязательный характер;

г) проработка методических рекомендаций.

По нашему мнению, наличие Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и переход на МСА» не обеспечивает достаточного уровня нормативного регулирования вопросов налогообложения. Необходима разработка самостоятельного документа, регламентирующего конкретно налоговый аудит как самостоятельный вид аудита, а не как вид сопутствующих услуг при общем аудите.

Для достижения этой цели следует:

1) ввести стандарт, который будет регламентировать только налоговой аудит;

2) разделить правовое регулирование налогового аудита и прочие сопутствующие аудиту услуги, такие, как налоговые консультации и т. п.;

3) прописать перечень вопросов, которые подлежат обязательной проверке в процессе оказания услуг по налоговому аудиту.

Следует также понимать, что в рамках МСА невозможно создать и утвердить стандарт, регламентирующий вопросы налогового аудита, по причине того, что каждая страна имеет собственные особенности в налоговых системах, системах налогового контроля, взаимоотношений экономических субъектов с налоговыми органами и т. д.

Мы считаем, что данную проблему смогут решить разработка и утверждение международных требований к аудитору, обязательных к выполнению при проведении налогового аудита.

В заключение отметим, что многие вопросы внедрения и развития налогового аудита уже решены. Однако отсутствие отдельного законодательного регулирования налогового аудита до сих пор является одной из ключевых проблем, которая должна быть решена в ближайшем будущем.

Литература

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

2. Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000, протокол № 1).

3. Богданова М.М. Аудит налогообложения: учебное пособие. - Барнаул: ИП Колмогоров, 2017. - 118 с.

4. Богданович И.С., Балашова Е.А. Организация аудиторской проверки использования нераспределенной прибыли // Сибирская финансовая школа. - 2016. - № 5 -С. 47-52.

5. Гаджиев Н.Г., Толчинская М.Н. Контроль качества аудита: институциональный подход // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Общественные науки. - 2016. - Вып. 3. - С. 24-29.

6. Зайцева О.Ю., Зиновьева И.С. Проблемы обеспечения качества аудиторской деятельности // IX Межд. студ. электронная науч. конф. «Студенческий научный форум

- 2017». - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2017/pdf/35511.pdf (дата обращения: 06.03.2019).

7. Налоговый аудит налогов - проверка правильности ведения налогового учета.

- Режим доступа: https://vesbiz.ru/buxuchet/nalogovyj-audit-nalogov.html (дата обращения: 06.03.2019).

8. Орлов Д.В. К вопросу о понятии «налоговый учет» // Вестник Пермского университета. - 2017. - № 4. - С. 6-18.

9. Орлов Д.В., Шешукова Т.Г. Налоговый аудит как самостоятельное направление аудиторской деятельности // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. -2011. - Вып. 1. - С. 62-70.

10. Фиськова Е.И. Проблемы налогового аудита // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования; сб. ст. по материалам XIII Межд. студ. науч.-практ. конф. № 2 (13). - Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/2(13).pdf (дата обращения: 07.03.2019).

11. Что дает аудит налогообложения и как он проводится. - Режим доступа: https://www.kp.ru/guide/nalogovyi-audit.html (дата обращения: 06.03.2019).

12. Щербакова Н.А. Современный аудит: проблемы и пути их решения // X Межд. студ. науч. конф. «Студенческий научный форум - 2018». - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018004522 (дата обращения: 06.03.2019).

Поступила в редакцию 5 декабря 2019 г.

UDC 338.242

DOI: 10.21779/2500-1930-2019-34-4-56-60

Key problems and reasons for the formation of tax audit in the Russian Federation

at the modern stage

R.S. Aigunova

Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; [email protected]

The author of the article dwells on the key problems and reasons for the establishment of a tax audit in the Russian Federation at present stage. Among the problems discussed, the difficulties of transition to international audit standards, alongside the decisive aspects in increasing the role of tax audit as an independent procedure are raised.

Tax audit is a tool for obtaining timely, complete and reliable information about the compliance of tax accounting with all legal requirements. Tax audit is not a mandatory measure and is not allocated in the legislative base as an independent type of audit. The development and application of tax audit in Russia face a number of many pending issues.

At present, in domestic practice, a number of issues have not been resolved in the audit of s of taxes and fees calculation: ambiguous interpretation of concepts, lack of uniformity in approaches to the implementation of this section of the audit of reports.

Keywords: tax audit, ISAs, audit, audit procedures, legislative regulation, tax system, standards, audit.

Received 5 December, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.