ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
УДК 069(410.13)»1900/1925»
М. И. Бурлыкина
СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (первая четверть ХХ в.)
До революции современная территория Республики Коми условно именовалась Зырянским краем как место проживания зырян/коми. В его состав входили Усть-Сысольский, Яренский уезды Вологодской губернии, Печорский уезд Архангельской губернии, незначительная часть Пермской и Вятской губерний. Городов было два - Усть-Сысольск (с 1930 г. - Сыктывкар) и Яренск. Оба учреждены Указом Екатерины II в 1780 г.
Первые музеи (кабинеты музейного типа) в Зырянском крае появились в XIX в. Им предшествовали частные коллекции, а также временные экспозиции, организованные как на территории региона, так и за его пределами.
Богатства Севера, изделия самобытных зырянских мастеров демонстрировались на международных и всероссийских выставках, учредители которых экспонировали наиболее значимые достижения человечества. В дореволюционный период заметную активность проявляли зырянский краевед Василий Николаевич Латкин (1809 - 1867) и предприниматель Михаил Константинович Сидоров (1823 - 1887). Они представляли на выставки предметы прикладного искусства, этнографический материал (в том числе, костюмы на манекенах), модели речных судов, образцы минералов, нефтяные изделия, а также печорскую лиственницу, кедр, пихту, оленьи шкуры, питательные вещества, употребляемые для замены хлеба при недостатке его в неурожайные годы (болотный мох, пихтовая древесная мука, мука из рябиновых листьев, мука из соломы, сосновая древесная кора, «хлеб» из сосновой коры наполовину с примесью рисовой муки) и т.д. Выявлено их участие в 1862 г. во Всемирной выставке в Лондоне, в 1867 г. - в первой специализированной выставке предметов с Севера в Санкт-Петербурге и Всемирной выставке в Париже, в 1872 г. - на Политехнической выставке в Москве, в 1873 г. - Всемирной выставке в Вене, в 1876 г. - Всемирной выставке в Брюсселе и других1. Экспоненты отмечены орденами (Св. Станислава, Св. Анны, Императора Франца-Иосифа), золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, дипломами.
На выставки представляли свои материалы и другие участники. Так, в декабре 1895 г. на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве образцы почв и очерк зырянского почвоведа В. Ф. Попова «К характеристике почв Усть-Сысольского уезда» были отмечены Золотой медалью. В 1896 г. на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде демонстрировались чугунолитейные изделия, издана брошюра «Кажымские заводы наследников Д. Е. Бенардаки в Усть-Сысольском уезде Вологодской губернии». Чугунное
1 Королев В. России беспокойный гражданин. Сыктывкар, 1987. С. 84-85.
литье отмечено Большой серебряной медалью. Летом 1900 г. в Париже проходила Всемирная выставка. Там присутствовали Ф. И. Шаляпин, В. В. Андреев со своим оркестром. В русском павильоне успешно экспонировались музыкальные инструменты уроженца Зырянского края, балалаечных дел мастера, «российского Страдивари» Семена Ивановича Налимова (1858 - 1916)2. Налимовские инструменты получили также награды первой Всероссийской выставки музыкальных инструментов «Музыкальный мир» (Санкт-Петербург, 1907 г.)3.
Выставки проводились и на территории Зырянского края. 3 июня 1898 г.Усть-Сысольск посетил Великий князь Сергей Александрович (1857 - 1905), сын Александра II, московский генерал-губернатор в 1891 - 1905 гг. В честь этого события была устроена кустарная выставка во дворе земской управы, построены охотничья и рыболовная избушки. В них сидели рыбак (вязал сеть), охотник (чистил ружье). Титулованный гость одобрил экспозицию и принял в дар фисгармонию, изготовленную местными умельцами4.
Материалы из Зырянского края экспонировались также в музеях разных стран. В Гельсингфорсский музей (Хельсинки) привезены этнографические предметы, собранные в 1907 г. одним из основоположников финской этнографической школы, профессором Гельсингфорсского университета Уно Тави Сирелиусом (1872 - 1929)5. Огромное количество зырянских экспонатов поступило в Будапештский музей. Так, в 1910 г. из региона было вывезено около 25 пудов памятников старины: деревянные орнаментальные изделия, посуда, женские национальные костюмы и т.д.6 Небольшое собрание хороших ранних «чудских вещей» с Печоры поступило в Варшавский музей: медная стрела, кинжал, головка с тремя лучами и т.д.7
Идея создания музеев на территории Зырянского края неоднократно обсуждалась на различных уровнях, выдвигалась краеведами, обеспокоенными активным вывозом уникальных предметов.
23 октября 1884 г. на заседании Земского собрания член Училищного совета
В. Е. Кичин ставил вопрос о создании музея при местной земской управе, «куда учителя начальных училищ обязаны будут предоставлять собираемые ими растения. Таким образом, коллекция местной флоры будет представлять существенный вклад в науку отечественного естествознания». На заседании было принято решение разослать по училищам информацию о создании музея, с просьбой собирать не только растения, но и насекомых8.
Значительный вклад в развитие культуры региона внесли учебные музеи. К 1917 г. на территории Зырянского края действовало 320 училищ, гимназий, семинарий и других учебных заведений различного подчинения. Земство ассигновало на создание и развитие музеев при начальных училищах единовременную сумму 4000 рублей и ежегодную по 1500 рублей9.
2 Орлов М. А. Всемирная Парижская выставка 1900 года в иллюстрациях и описаниях. СПб., 1900. С.223.
3 Пересада А. Балалаечных дел мастер. Сыктывкар, 1983. С. 25.
4 Вологодские губернские ведомости. 1898. № 27.
5 Сирелиус У. Т. Из путешествия по Северо-Востоку России // Арт. 1997. № 1. С. 114-117; 1998. № 1.
С. 118-125; № 3. С. 172-177.
6 Журналы Усть-Сысольского уездного земского собрания. Усть-Сысольск, 1912. С. 543.
7 Спицын А. А. Древности Севера. Тотьма, 1926. С. 11.
8 Панюков А. И. «Спецхран» культуры // Вестник культуры Коми ССР. 1992. № 3. С. 73-75
9 Ползунов П. П. История Усть-Сысольского городского училища. Усть-Сысольск, 1912. С. 134.
В Усть-Сысольском городском училище располагались музей наглядных пособий, физический и естественноисторический кабинеты. Интересно была организована работа кабинета музейного типа - класса графических искусств. С 1906 г. в училище преподавал выпускник Московского Строгановского центрального художественно-промышленного училища А. Н. Поросятников (1885 - 1960). Для класса были приобретены гипсовые орнаменты, чучела разных птиц, искусственные цветы, посуда «как стильная, так и местных кустарей», всевозможные печатные издания (русские народные сказки с иллюстрациями известных художников, заграничные иллюстрированные издания, в том числе, пособия по черчению и рисованию и т.д.). А. Н. Поросятников слепил из глины «несколько стильных пособий». Учащиеся на занятиях рисовали с «выпуклых орнаментов», а также с натуры. Класс ручного труда (мастерские) размещался рядом с учебным корпусом в деревянном здании. Ребята научились делать столярные изделия: полочки, ящики на щипах, ложки, пресс-бювар, шкатулки, этажерки и многие другие бытовые предметы, которые старались украсить резьбой, инкрустацией или орнаментом. Изготавливались предметы также из жести: коробки с крышкой, кружки, кофейники и т.д.10
В 1907 г. в помещении земской управы (по просьбе земского собрания) из ученических работ Усть-Сысольского городского училища была организована выставка изобразительного и прикладного искусства, которая получила высокую оценку («все гласные остались довольны и выразили благодарность руководителям работ»)11. В 1908 г. выставку организовали вновь, но уже в помещении класса ручного труда. Зал был украшен хвоей, декорирован цветными тканями. Экспозиция показала, каких значительных успехов достигли ученики: работы были настолько хорошо выполнены, что вызвали сомнение у некоторых почетных посетителей. Подобные выставки стали ежегодными. Одну из выставок (3 мая 1908 г.) посетил Вологодский вице-губернатор (позднее губернатор) Н. В. Мономахов. Он отметил в визитационной книге: «Мною были осмотрены работы учеников по рисованию, причем невольно обращает на себя внимание как систематичность преподавания, так и значительность самой программы. В мастерской при училище осмотрены мною работы учеников столярные и токарные и из жести. Везде видно участливое, заботливое и серьезное отношение к задаче воспитания, обучения и общего развития детей .. ,»12.
В 1910 г. для Усть-Сысольского городского училища были приобретены выжига-тельные приборы и набор инструментов для металло-пластики. Приспособили один из классов для занятий днем при искусственном освещении, для чего были устроены ставни и приобретены керосино-калильные лампы новейшей конструкции, установили специальный стол для лепки и 25 табуретов с мольбертами. В училище часто устраивались праздничные мероприятия, посвященные историческим событиям, юбилеям известных деятелей культуры. Проводились народные чтения с использованием «туманных картинок», ставились спектакли. Так, декорации для пьесы в четырех действиях «Жизнь для царя» оформлял А. Н. Поросятников, который привлекал к работе также своих учеников. В 1911 г. в Усть-Сысольском училище был устроен праздник древонасаждения, а также экскурсии на кожевенный завод, в Усть-Сысольскую типографию, в крестьянскую мастер-
10 Там же. С. 158.
11 Там же. С. 165.
12 Там же. С. 181.
скую глиняных изделий, в кузницу. В результате ученики для музея сформировали четыре коллекции13.
В 1911 г. состоялся съезд преподавателей Усть-Сысольского уезда, на котором была выработана Программа развития музеев. Она включала комплектование наглядных пособий по всем предметам: Закон Божий, арифметика, русский язык, история, география, естествоведение (ботаника, зоология, минералогия, физиология, физика) и т.д. В музеи приобретались различные модели: мебели (стол, стул, диван, шкаф, комод, скамейка, табурет, кровать), посуды кухонной (кастрюли, горшки, чашки, тарелки, ложки, кадки, ведра), посуды чайной (самовар, чайник, чайные приборы), орудий производства (швейная машина, ткацкий станок, прялка), экипажей (телега, сани, дровни, вагон, карета, дрожки, паровоз), оружия (ружье, револьвер, пушка, сабля, кинжал), столярных инструментов (пила, топор, рубанок, долото, напилок, буравчик, шило), рыболовных снарядов (невод, сеть, удочка), животных (лошади, коровы, собаки, кошки, медведь, волк, лисица, заяц, белка, лев, верблюд, слон). В зоологическом кабинете формировались также коллекции чучел различных птиц. В ботаническом кабинете создавался гербарий. Демонстрировались также образцы деревьев, полезных растений, изделия из них и орудия обработки. Так, были представлены коллекции кедра, можжевельника, пихты, рябины, черемухи, липы, березы, клена, осины, ивы, сосны, хлопка, льна. Создавались коллекции минералов, гранита и «во что он обращается», железа, меди и «из чего они добываются», магнит и баночка с железными опилками. В обязательный список экспонатов входили также сто пробирок для жидких и сыпучих тел (соль, песок, мука, олово, свинец, шерсть, масло и т.д.)14.
С 1905 г. в Яренске действовал музей наглядных пособий при мужском приходском училище. Однако в 1913 г. там случился пожар. Музей был восстановлен в 1915 г., но уже в здании женского приходского училища. В нем экспонировались изделия учащихся земских, министерских и церковно-приходских школ уезда, а также учеников Айкинской ремесленной школы. Позднее, в марте 1919 г., в здании бывшей гимназии открылся районный Педагогический музей - «выставка трудовой школы»15.
В 1912 г. на базе Объячевского земского училища по инициативе его директора Меле-тия Семеновича Русанова (? - 1918) был организован подвижной музей с большим набором наглядных пособий, которым могли пользоваться учителя ближайших волостей. М. С. Русанов запомнился своим современникам как неординарная личность, энтузиаст-практик, который сочетал в себе дар педагога и организатора. За свои успехи он был награжден серебряной (1898 г.) и золотой (1908 г.) медалями «За усердие»16.
Первый научный музей на территории Зырянского края был основан в 1906 г. в селе Усть-Цильма на естественноисторической станции, организованной в 1905 г. (с 1911 г. -Печорская сельскохозяйственная станция). В экспозиции демонстрировались образцы продукции, а также предметы быта, культуры старообрядческого населения. Основателем станции и музея был Андрей Владимирович Журавский (1882 - 1914) - русский ботаник, географ, выпускник Санкт-Петербургского университета. Еще в студенческие годы он осуществил четыре экспедиции в Большеземельскую тундру, провел исследовательскую
13 Там же. С. 173.
14 Там же. С. 136.
15 Известия Яренского уездного совета крестьянских депутатов. 1919. 21 мая.
16Малкова Т. Педагог // Связь времен. Сыктывкар, 2000. С. 238.
работу, собрал коллекции минералов, насекомых, растений, предметов быта северных народностей, археологические находки, основная часть которых вошла в фонды Санкт-Петербургской Кунсткамеры. Будучи заведующим станцией, А. В. Журавский успешно выращивал там сельскохозяйственные культуры, которые произрастали в Подмосковье. Результаты деятельности станции демонстрировались не только в собственном музее, но и за пределами Зырянского края. Так, около тысячи образцов различных культур экспонировались на Царскосельской выставке в Санкт-Петербурге17.
В сентябре 1911 г. слушательница Высших женских курсов В.П.Кулакова обратилась в Земское собрание с предложением основать в Усть-Сысольске Музей редкостей и древностей Зырянского края, чтобы со временем его дополнить разными отделами, в том числе, ботаники и зоологии. Иначе из-за нашествия «варягов», по мнению Веры Платоновны, могла случиться совершенная утрата вещей «по невежественности их владельцев»18.
Первый публичный музей (он тогда именовался Музеем археологии и этнографии) был основан 4(17) октября 1911 г. Инициаторами выступили члены Усть-Сысольского отделения (отдела) Архангельского общества изучения Русского Севера (учреждено в 1910 г.) и в первую очередь председатель комитета, губернский секретарь, активный краевед Андрей Андреевич Цембер (1874 - 1957). Первым документом стало решение земского собрания: «Ассигновать по смете с будущего 1912 года пособие Усть-Сысольскому отделу Общества изучения русского Севера 100 рублей»19. Основу коллекции составили около ста этнографических и археологических предметов, поступивших от членов общества, местного населения. В числе первых экспонатов оказался деревянный гребень, оцененный в
5 копеек. Приобретены элементы национальной одежды, глиняные горшки, деревянные, берестяные изделия. Экспонаты хранились в здании городской думы в одной из комнат городской библиотеки-читальни. Профессор Будапештского университета Давид Рафаэль Фокош-Фукс (1884 - 1977), побывавший в Усть-Сысольске в составе экспедиции, нашел коллекцию весьма интересной с этнографической точки зрения20.
После революции музей продолжил свою деятельность. В 1918 - 1925 гг. его возглавлял выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, первый зырянский художник, архитектор Александр Викентьевич Холопов (1880 - 1942)21. В 1919 г. экспонаты размещались на Набережной улице (ныне - улица Кирова) в доме Суворова. В том же году музей был переведен в дом Оплеснина на Коммунистическую улицу. Доцент Вологодского института Алексей Николаевич Грен, побывавший в музее, отметил интересные экспонаты. В их числе он назвал котел и круг из бронзы, найденные в одной из чудских ям, крест с надписью, каменную неолитическую стрелку, коллекции мамонтовых костей и окаменелых кораллов, разные предметы обихода, костюмы зырян22.
Важным событием для развития культуры региона стал первый Северо-Двинский губернский съезд по просвещению зырян (состоялся 12 - 14 сентября 1920 г.). На его
17 Рочева Л. К. Печорская опытная сельскохозяйственная станция // Музеи и краеведение. Сыктывкар, 2001. Вып. 3. С. 237-241.
18 ПанюковА.И. «Спецхран» культуры. С. 73-75.
19 Журналы Усть-Сысольского уездного земского собрания. Усть-Сысольск, 1912. С. 723
20 Сова В. А. История в событиях и лицах. Сыктывкар, 2011. С. 5.
21 О нем см.: Кочерган Л. И. Значение фондов региональных художественных музеев в изучении творческой биографии деятелей искусства: на примере собрания Национальной галереи Республики Коми // Вопросы музеологии. 2012. № 1 (5). С. 184-190.
22 Государственный архив Вологодской области. Ф. 81. Оп.1. Д. 2106. Л. 1.
заседаниях большое внимание уделено было и обсуждению проблем музейной деятельности. В постановлении отмечалось: «Для надлежащей постановки музейного дела принять решительные меры к оживлению и расширению существующего в г. Усть-Сысольске национального музея с естественно-историческими, этнографическими и археологическими отделениями и в то же время к охранению памятников старины и искусств»23.
20 января 1921 г. в Усть-Сысольске открылся Зырянский институт народного образования (далее - ЗИНО), первый ректор которого Алексей Семенович Сидоров (1892 -1953), в будущем доктор филологических наук, значительное внимание уделял развитию музейного дела, выезжал в экспедиции для сбора экспонатов. Он обучал студентов основам музееведения. Музейно-выставочный цикл включал: доисторическую архитектуру, христианскую архитектуру, нумизматику, археографию, геологию и минералогию, зоологию, антропологию, историю революций, историю финских народов, сравнительную грамматику финских языков, историю и практику выставочного и музейного дела, историю искусств24.
В 1921 г. музей стал располагаться в здании ЗИНО, был доступен публике, для посетителей проводились экскурсии («давались объяснения»). Экспозиция размещалась во дворе института, затем для нее выделили две комнаты на нижнем этаже здания25.
В 1920-е гг. в стране наблюдается очень тесная связь краеведения с музееведением: они взаимно дополняли друг друга. При краеведческих обществах формировались музейные коллекции, создавались новые музеи. Члены обществ курировали ранее созданные музеи. Музеи являлись передатчиками традиций народа, его обычаев, быта от прошлого к настоящему и будущему. «Музейное собрание есть вместе с тем и основная краеведная работа», - отмечал профессор В. В. Богданов26.
Огромную роль в дальнейшем развитии Областного музея в Усть-Сысольске сыграло Общество изучения Коми края, основанное 16 мая 1922 г. На его заседаниях неоднократно обсуждались вопросы, связанные с проблемой сохранения культурного наследия. Так, 4 ноября 1923 г. члены президиума Общества изучения Коми края рассматривали проблему подчиненности музея. Он находился в ведении Коми областного Отдела народного образования. Ставился вопрос о передаче «идейного руководства музеем Обществу», расходы же должны были оставаться за отделом27.
Вскоре музей был передан под научно-методическое кураторство историко-этнографического отдела Общества изучения Коми края (А. С. Сидоров). На одном из заседаний Общества, 30 декабря 1923 г., выступал заведующий музеем А. В. Холопов. Члены Общества очень активно обсуждали музейные проблемы, прозвучало много предложений по дальнейшему развитию музея. Краеведы постановили: просить у руководства Области Коми под музей соответствующее помещение. 20 апреля 1924 г. состоялось заседание президиума с обширной программой - заслушивалось 18 вопросов. Председательствовал А. С. Сидоров. Обсуждались различные краеведческие проблемы, в том числе, об оформлении передачи музея Обществу для непосредственного руководства; о создании естественноисторического кабинета для изготовления препаратов; об объединении
23 Коми му (Коми земля). 1924. № 3. С. 4.
24 Национальный архив Республики Коми (далее - НАРК). Ф. 235. Оп. 1. Д.17. Л. 39 об.
25 НАРК. Ф. 235. Оп. 1. Д. 31. Л. 145
26 Богданов В. В. Значение областных музеев для задач краеведения // Краеведение. 1923. № 1.
27 Коми му. 1924. № 1-2. С. 4.
музеев областных учреждений и краеведческих библиотек; о дополнительной смете на музей и т.д.28
13 мая 1924 г. Коми облисполкомом было принято очень важное и актуальное постановление за № 3608 «Об охране памятников искусства, природы и старины в пределах Коми области», в соответствии с которым «все историческо-археологические памятники в Коми области - чудские городища, чудские кладбища, курганы, места древних исторических поселений, тайники, заповедные места, памятники гражданской и церковной старины» и т.д. объявлялись народным достоянием. Воспрещалось их уничтожение, порча и хищение, запрещалась перестройка и ремонт старинных зданий и церквей без разрешения Коми облисполкома. Все старинные вещи и документы, хранившиеся у частных лиц, подлежали регистрации в Обществе изучения Коми края, а обнаруженные кем-либо «предметы древнего происхождения» следовало сдавать в музей Общества. При нем же была создана специальная комиссия по охране памятников искусства, природы и старины29.
С целью правильной организации краеведческой работы и грамотного сбора экспонатов Общество подготовило к изданию брошюру «Программы по изучению Коми края»30, которая включала ряд разделов: «При каких условиях собираемые предметы и сведения являются интересными для Музея» (О. Визель), «Программа по изучению естественной истории края» (Д. Батиев). Один из основных разделов (почти 2/3 объема) был составлен А. Сидоровым, он назывался «Программа по историко-этнографическому изучению края Коми» («Материальный быт»; «Программа для собирания терминов родства»).
Областной музей полностью перешел в подчинение Общества изучения Коми края.
22 мая 1924 г. Постановлением Президиума облисполкома под экспозицию был выделен нижний этаж одного из самых старинных зданий Усть-Сысольска по улице Республиканской, дом 1 (ныне - улица Орджоникидзе, 2), рядом с городским садом. Когда-то оно принадлежало богатейшим купцам края Сухановым, разорившимся в середине XIX в. Двухэтажное здание перешло городу, там стали размещаться учебные заведения: уездное, затем городское училище, в 20-е годы ХХ в. - Советская партийная школа.
Членами Общества изучения Коми края проводилась большая работа по подготовке экспозиции к открытию. А.С.Сидоров был назначен заведующим административной частью музея. Бывшее помещение совпартшколы ремонтировалось, со 2 сентября стали переноситься экспонаты. В связи с предстоящим торжественным открытием музея была создана организационная комиссия в составе А. В. Холопова, А. С. Сидорова, Д. А. Бати-ева. 2 ноября 1924 г., в воскресенье, Областной музей - его назвали в прессе «книга жизни коми народа» - распахнул двери для трудящихся масс31.
Члены Общества хлопотали, чтобы для музея предоставили здание полностью. Тогда на тот период оно бы вполне удовлетворило фондовые и экспозиционные нужды. Позднее этот вопрос был решен положительно. В процессе подготовки к открытию экспозиции активно пополнялись фонды. При музее функционировали библиотека, чучельная, столярная мастерская32. В 1925 г. Областной музей состоял из двух отделов: художественно-
28 Бурлыкина М. И. А. С. Сидоров. Жизнь и творчество. Сыктывкар, 2007. С. 160.
29 Она же. Ученый-энциклопедист А. С. Сидоров. Сыктывкар, 2007. С. 174.
30 Программы по изучению Коми края. Усть-Сысольск, 1924.
31 Югыд туй (Светлый путь). 1924. 11 ноября.
32 Коми му. 1924. № 4-6. С. 128-129.
исторического и общего33. В 1927 г. действовало уже шесть отделов: естественноисторический (с материалами о полезных ископаемых Коми области, о древних животных, о современном растительном и животном мире края), «быта коми народа» (хозяйство, одежда, детские игрушки и т.д.), истории, библиотечный, церковно-исторический, худо-жественный34.
В 1920-е годы из Всероссийского музейного фонда поступили сотни живописных полотен, скульптурных изображений, фарфоровых изделий известных отечественных и зарубежных мастеров, ранее принадлежавших российским коллекционерам35. Среди них -подлинные произведения В. Тропинина, И. Иванова, И. Айвазовского, И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана, Н. Дубовского, А. Куинджи, И. Прянишникова, В. Маковского и других художников (в настоящее время экспонируются в Национальной галерее Республики Коми, основанной в 1943 г.). Коми областной музей продолжал развиваться, накапливать ценные экспонаты, расширять экспозиционное пространство. В 1940 г. он стал именоваться Краеведческим музеем Коми АССР, в 1993 г. - Национальным музеем Республики Коми.
Таким образом, первые выставки и музеи создали предпосылки для организации разветвленной музейной сети на территории региона. В настоящее время в городах и других населенных пунктах Республики Коми действует свыше двухсот музеев различного профиля и ведомственной подчиненности. Они ведут активную исследовательскую и выставочную деятельность, весьма популярны среди населения.
Информация о статье
Автор: Бурлыкина Майя Ивановна - докт. культурологии, профессор, Россия, Сыктывкарский государственный университет, mipkk@svktsu.ru
Заглавие: Становление музейного дела в Республике Коми (первая четверть ХХ в.).
Абстракт: Формирование музейной сети в России происходило неравномерно. Первые музеи, главным образом, в Москве и Санкт-Петербурге, возникли еще в XVIII в. Однако во многих регионах музеи создавались только в конце XIX - начале XX вв. К ним относится и современная Республика Коми. Первоначально это были кабинеты музейного типа в учебных заведениях, которых к 1917 г. на территории насчитывалось свыше 300. Прежде чем создать собственный музей, местное население активно участвовало во внешних выставках - международных, всероссийских. Первым музеем в регионе стал научный музей, основанный в 1906 г. в селе Усть-Цильма. Первый публичный музей возник в 1911 г. в городе Усть-Сысольске (ныне - Сыктывкар). Его особенностью явилось то, что он был создан научным обществом, что с самого начала предопределило достаточно высокий уровень развития. В работе музея наблюдается системный подход к комплектованию фондов: сбор коллекций осуществлялся главным образом во время экспедиций, хотя приветствовались также частные пожертвования. Члены Общества стремились к образовательной и воспитательной деятельности музея и сделали его общедоступным для всех категорий посетителей. После Октябрьской революции музей продолжил свое существование, вскоре перешел в подчинение нового научного общества -Общества изучения Коми края, члены которого достигли значительных успехов в музейном деле.
33 Коми му. 1925. № 12. С. 54-55.
34 Сидоров А. С. Из работ по этнографическому изучению области Коми (Зырянского края) // Этнография. 1927. № 1-2. С. 243-526.
35 Коми му. 1926. № 12. С. 41; За новый Север. 1935. 18 февраля.
Ключевые слова: Россия, Республика Коми, музеи, краеведение, научные общества.
Information on article
Author: Burlykina Maya Ivanovna - Doctor of Culturology, Professor, Russia, Syktyvkar State University. mipkk@syktsu.ru
Title: The formation of museums in the Republic of Komi (first quarter of XX century).
Abstract: Formation of a museum network in Russia happened unevenly. The first museums, mainly, in Moscow and St. Petersburg, arouse in the XX century. The modern Komi Republik treats them also. Originally it were offices of museum type in educational institutions which by 1917 in the territory was over 300. Before creating own museum, the local population actively participated in external exhibitions - international, All-Russian. The scientific museum based in 1906 in the village of Ust-Tsilm became the first museum in the region. The first public museum arouse in 1911 in the city of Ust-Sysolsk (nowadays - Syktyvkar). Its feature was that it was created by scientific organization that from the very beginning predetermined rather high level of development. In work of a museum system approach to completing of funds is observed: collecting collections was carried out mainly during expeditions though also private donations were welcomed. Members of Society sought for educational and educational activity of a museum and made it public for all categories of visitors. After educational activity of a museum also made it public for all categories of visitors. After October revolution the museum continued the existence, soon turned of studying of Komi of the edge which members achieved considerable successes in museum business.
Key words: Russia, Republic of Komi, museum, academic society.