УДК 347.97/.99 ББК 67.71
DOI 10.22394/1682-2358-2019-1-26-32
A.R. Isakov, Candidate of Sciences (Law), Docent of the Constitutional and Administrative Law Department, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov
M.M. Tochieva, master's
student of the Constitutional and Administrative Law Department, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov
FORMING JUSTICES OF THE PEACE IN FoREIGN COUNTRIES: THE EXPERIENCE OF THE UK AND FRANCE
Forming justices of the peace in a number of foreign countries is analyzed. The process of historical formation of local courts, their role in the overall judicial system, the legal basis of their activities, the terms of reference are considered. The modern judicial system in Great Britain and France is studied. The possibility of using positive experience of foreign countries in this field within the domestic legal reality is proposed.
Key words and word-combinations: justices of the peace, magistrates, judicial system of Great Britain, judicial system of France.
А.Р. Исаков, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Кабардино-Балкарского государственного университета им. ХМ. Бербекова (email: isaslan@mail.ru)
М.М. Точиева, магистрант кафедры конституционного и административного права Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (email: madina95t@ gmail.com)
СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЙ
юстиции
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ
Аннотация. Анализируется становление мировой юстиции на опыте ряда иностранных государств. Рассматривается процесс исторического формирования местных судов, их роль в общей судебной системе, правовые основы их деятельности, круг полномочий. Изучается современное судоустройство Великобритании и Франции. Предлагается возможность использования в рамках отечественной правовой действительности позитивного опыта зарубежных стран.
Ключевые слова и словосочетания: мировая юстиция, магистраты, судебная система, Великобритания, Франция.
В
рамках отечественной судебной реформы, важнейшая задача которой состоит в повышении эффективности деятельности мировых судей, представляется целесообразным рассмотрение зарубежного опыта
26
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 1
правового регулирования в данной сфере. В большей части развитых стран в процессе исторического развития сформировались институты местных судов, роль которых в различных государствах определялась подобными функциями. Анализ истории формирования зарубежных судебных систем позволил в становлении мировой юстиции выделить две модели [1].
Согласно первой модели, получившей название англосаксонской (английской), организационно-правовой статус мировых судей как представителей местного суда обладает и общими свойствами, присущими единой судебной системе государства, и специфичными, выступая в роли ее особенной части [2]. В соответствии со второй моделью мировой суд выступает в качестве составной части, нижнего звена системы судов общей юрисдикции.
Первоосновы мировой юстиции зародились в Англии [3, с. 198]. Стабильность ее правовой системы в течение длительного исторического периода дает возможность проследить парадигму становления англосаксонской правовой системы. В результате неэффективной деятельности средневековых шерифов по борьбе с преступностью возникла объективная необходимость перераспределения полномочий в существовавшей системе судебных органов в пользу мировых судей, которые в соответствии с Королевской прокламацией 1195 г. именовались помощниками шерифов, «рыцарями мира» (в XIV в. — «стражами мира»). Существенным актом, наделившим мировых судей судейскими полномочиями и определившим их основные задачи, был Глостерский Статут 1278 г. [4, с. 2].
С течением времени роль и полномочия мировых судей возросли, вплоть до их наделения контрольными функциями даже по отношению к шерифу в случае должностных злоупотреблений [5, с. 35]. Верховенство судей над шерифами было окончательно закреплено Актом 1461 г., в котором устанавливалось, что все обвинительные заключения и представления, обычно выносившиеся шерифом в процессе председательствования на сессиях каждой сотни в своем графстве в отношении таких мелких правонарушений, как драки и скандалы, в будущем передаются судьям.
С 50—60-х годов XIV в. судьи получили четкое определение не только в качестве основной миротворческой силы, но и как главный инструмент местного самоуправления. В обычную практику вошла передача им всех подобных административных полномочий. В период с конца XIV в. по 1640 г. полномочия мировых судей в ряде областей существенно расширились. Так, управленческие функции мировых судей прослеживаются в их контроле над бездомными, которым разрешалось попрошайничество в пределах только своих округов. Отслеживание соблюдения данных норм входило в компетенцию мировых судей. Расширение полномочий судей распространилось также на регулирование торговли и промышленности. Во время правления Генриха VIII за судьями закреплялась обязанность по содержанию дорог и мостов. В XVIII в. полномочия английских магистратов достигли пика и распределялись по нескольким уровням.
Наивысший уровень — четвертные сессии, охватывавшие все магистраты округа, после 1689 г. они стали высшим органом власти округа и осуществляли основную часть административно-хозяйственных дел. На другом уровне
Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 1 2 /
проводились встречи групп магистратов в конкретном населенном пункте. Они подразделялись на специальные и мелкие сессии. Специальные сессии представляли собой ежемесячные совещания магистратов в конкретных районах страны. В своей административной роли магистраты отвечали за организацию округа. Контроль магистратов над местными чиновниками был установлен еще до Гражданской войны, но в XVII—XVIII вв. этот контроль усилился. Например, в 1662 г. прерогатива назначения окружных констеблей была передана мировым судьям, а по закону, принятому в 1691 г., им делегировались полномочия по назначению инспектора автомобильных дорог.
Таким образом, период становления мировых судов в Англии охватывает обширный исторический период, анализ которого позволяет выделить определенные особенности раннего развития магистратов, отражающие суть англосаксонской модели построения мировой юстиции. Между 1361 и 1640 гг. круг полномочий, возложенных на мировых судей, вырос до уровня юрисдикции, охватывавшей практически за все аспекты местного самоуправления. Подобное развитие событий происходило в соответствии с закономерностями социально-политического развития в тот период. В частности, рост магистратов был обусловлен увеличением численности дворянства. Функция магистратов как властной базы дворянства усилилась в XVIII в. и оказала значительное влияние на события в XIX в.
В XIX столетии магистраты претерпели трансформацию, в ходе которой лишились большей части административных полномочий и приняли современную форму суда низшей инстанции правосудия. Между 1828 и 1835 гг. был принят ряд актов, положивших конец доминированию местного самоуправления. За этот короткий период мировых судей лишили следующих полномочий: контроля за продажей спиртных напитков; проверки хлопковых заводов; управления автомагистралями; управления тюрьмами, которое было поставлено под более строгий контроль Министерства внутренних дел; надзор за бродяжничеством делегировался выборным органам (попечительским советам).
В современной Англии согласно Закону «О суде» 1952 г. действует самая многочисленная и наиболее популярная категория судов — магистратские суды [4]. В них вершат правосудие в большинстве своем непрофессионалы, без юридического образования. Магистратским является суд, состоящий из одного или нескольких мировых судей, действующих на основании закона, или в силу поручения, или на основании общего права. Английские магистратские суды имеют уголовную, гражданскую юрисдикцию и юрисдикцию по делам несовершеннолетних.
Основанный более 650 лет назад магистрат признан неотъемлемой частью судебной власти Англии и Уэльса. По состоянию на апрель 2016 г. насчитывалось 17 552 служащих магистратов, известных как «судьи мира», или «справедливые судьи» [6]. Магистраты занимаются более чем 90% уголовных дел и значительной частью некриминальной работы, в том числе по делам о семейном праве. В суде они обычно заседают как группа из трех человек при поддержке обученного юрисконсульта, который является помощником судей.
Вторая модель мирового судопроизводства свойственна Франции. На протяжении всей истории существования судебная система страны менялась па-
28 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 1
раллельно динамически развивающемуся обществу. Первоначально судебная власть концентрировалась в руках короля или лиц, уполномоченных от его имени. Считалось, что они отражают волю Бога. Образ короля-судьи являлся сильным символом. В силу распространенности теологических представлений о сущности власти монарха в период Средневековья решения правителя обладали статусом справедливых и истинных волеизъявлений. Например, Луи IX, более известный как Святой Луи — яркий пример в этом отношении, так как умело пользовался репутацией справедливого правителя.
В 1604 г. статус судей стал наследуемым. Денежное содержание судей было незначительным, поэтому основное бремя по их обеспечению перекладывалось на стороны спора, в связи с чем доступ к правосудию существенно ограничивался. Запутанная система судов, а также многочисленные возможности для апелляции приводили к затягиванию разбирательств, вплоть до десятилетий или даже переходить от одного поколения к другому.
В течение XVIII в. предпринималось несколько попыток рационализировать организацию судов. Однако из-за противодействия оппозиции предложенные реформы потерпели неудачу. Извлекая уроки из недостатков королевской системы правосудия, Французская революция 1789 г. привела к реформам как в судебной организации, так и в статусе судей, сметая монархические и религиозные концепции судебной системы.
Руководствуясь идеями Просвещения, французские революционеры 26 августа 1789 г. приняли Декларацию прав человека и гражданина [7] и установили основные принципы, которые легли в основу законодательства и судебной системы. В Законах от 16 и 24 августа 1790 г. излагались основные принципы, на которых французская судебная система базируется и сегодня: разделение между двумя типами судов (административные и «судебные»); право на апелляцию; равенство перед законом; судебное разбирательство, осуществляемое бесплатно (судьи отныне оплачиваются государством); введение присяжнных заседателей по уголовным делам [8, с. 107].
По гражданским делам функционировали два уровня судов. На первом уровне juges de paix (мировые судьи) пытались примирить стороны в спорах по бытовым вопросам. Следующий уровень — трибунал округа — включал пять избираемых судей и публичного министра, они выступали в качестве апелляционного суда для решений, вынесенных мировыми судьями. Жалобы на решения трибунала округа направлялись в соседний аналогичный орган, выбираемый сторонами, так как в этот период не было вышестоящего суда.
Система уголовного правосудия была разделена на три типа судов, каждый из которых рассматривал конкретную категорию правонарушений. Так, во всех муниципалитетах существовали полицейские трибуналы для разбирательств по незначительным правонарушениям. Суд проходил под председательством судьи трибунала округа. На уровне кантонов имелись трибуналы полицейской коррекции для борьбы с более серьезными правонарушениями. Уголовные трибуналы создавались в главном городе каждой области и состояли из четырех судей и жюри в количестве двенадцати граждан, выбиравшихся жребием. В процессе развития эти учреждения стали судами присяжных.
Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 1 /9
Tribunaux d'appel (апелляционные суды) и кассационный трибунал, также созданные в 1790 г., должны были обеспечить соблюдение закона при принятии решений нижестоящими судами. Кассационный суд трибунала не обладал полномочиями, которыми пользуется современный Cour de Cassation (Высший Апелляционный Суд).
Достаточно существенные изменения в правовой жизни Франции произошли с приходом к власти Наполеона Бонапарта в 1804 г. Он инициировал ряд крупных нововведений в отношении отдельных институтов и права в целом. Именно благодаря ему во Франция были приняты Гражданский кодекс, или Наполеоновский кодекс (1804), Гражданский процессуальный кодекс (1806), Торговый кодекс (1807), Уголовно-процессуальный кодекс (1808) и Уголовный кодекс (1810).
Организация гражданского правосудия была реформирована наряду с методом назначения судей. Отныне они больше не избирались, а назначались правительством, а организация судов становилась гораздо более иерархичной. На самом низком уровне мировые судьи сохранялись на уровне кантона, осуществляя роли арбитров и посредников. На следующем уровне в каждом городском округе организовывался гражданский трибунал (гражданский суд), состоящий из трех судей. Их юрисдикция была общей в первой инстанции, они также пересматривали решения, вынесенные мировыми судьями. Далее следовали апелляционные трибуны, которые в 1804 г. стали апелляционными судами, обычно с юрисдикцией над тремя областями. Высшая судебная инстанция — Кассационный трибунал — в 1804 г. был переименован в Кассационный суд. Он сохранил юрисдикционные полномочия революционного периода, а также имел дисциплинарные полномочия по отношению ко всей судебной системе.
В Уголовно-процессуальном кодексе 1808 г. впервые изложены принципы уголовного судопроизводства и значительно измененные процедуры. Так, на прокуратуру возлагалась ведущая роль в инициировании судебного преследования, поскольку ее главной функцией было выявление и доказывание вины правонарушителей в суде.
В период после падения Наполеона до середины XX в. организация гражданских и уголовных судов не претерпела существенных изменений. Тем не менее постепенно внедрялась в жизнь система административных судов, структурно устроенных по образу гражданских судов. Основные изменения произошли в 1958 г. с приходом к власти Шарля де Голля. Судебная система подверглась реформе с учетом демографических изменений, улучшения транспортной инфраструктуры, совершенствования методов коммуникации и судебной деятельности.
Из-за увеличения объема судебной нагрузки в некоторых районах были созданы новые апелляционные суды с расширением их полномочий. В дальнейшем в их функции вошло рассмотрение жалоб, возбужденных против судебных решений, вынесенных всеми судебными инстанциями (судами первой инстанции), включая специализированные суды. Мировые суды заменялись tribunal d'instance (районными судами), созданными в каждом районе. Tribunal de grande instance (высокий суд) заменил tribunal civil (гражданский суд) в главном городе каждого округа. Судебная система окончательно была унифицирована, и всем ее членам предоставлялся единый статус.
30 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 1
В настоящее время организация французских судов основана на нескольких принципах (разделении административных органов и судов, праве на апелляцию, беспристрастности и т.п.), обеспечивающих соблюдение основных свобод. Все суды делятся на два основных типа (суды общей юрисдикции, то есть гражданские и уголовные суды, и административные), что способствует обеспечению соблюдения прав граждан (рисунок).
Гражданские и уголовные суды обладают полномочиями по рассмотрению споров между частными лицами и по уголовным делам. Так, гражданские суды рассматривают споры между арендодателем и арендатором, потребителями и производителями, о наследовании и т.п., но не налагают штрафов. Уголовные суды наказывают за преступления тех, кто причиняет вред другим, наносит ущерб имуществу или обществу в целом.. Административные суды рассматривают споры между частными лицами и государством, местным органом власти, государственным органом, которые предоставляют государственные услуги [9, с. 162] .
Судебная реформа, проведенная в 2007 г., уменьшила число судов с 1190 до 863. В рамках всей судебной системы мировым судьям подведомственны гражданские дела, связанные с претензиями, не превышающими 4000 евро, и незначительные правонарушения (например, нарушения правил дорожного движения).
Административные суды
The tribunal administrative Cour administrative d'appel Conseil d'État
(Административные -► (Административный -(Государственный
трибуналы) апелляционный суд) совет)
Суды общей юрисдикции
The tribunal de grande instance_
(Высокий суд)
The tribunal d'instance (Районный суд)
The tribunal de commerce _
(Коммерческий суд)
Thé Conseil des prud'hommes (Трудовой суд)
Tribunal des affaires de sécurité sociale (Суд по делам социального обеспечения)
Tribunal pour enfants (Суд по делам детей)
Juridiction de proximité (Местные суды)
The tribunal de police (Полицейский суд)
The tribunal correctionnel _
(Исправительный суд)
Cour d'assises Appel
The Cour d'assises _
(Суд присяжных)
The Cour d'appel (Апелляционный суд)
Cour de cassation (Кассационный суд)
(Апелляционный суд присяжных)
Судебная система франции
Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 1
31
Итак, богатый исторический опыт реформирования организационно-правового статуса мировых судей в зарубежных государствах, на наш взгляд, может служить источником заимствования наиболее удачных преобразований в рамках отечественной правовой действительности.
Для российской правовой действительности весьма актуальна проблема большой загруженности судей различных уровней, что усугубляется ежегодным увеличением количества рассматриваемых дел. В связи с этим представляет интерес созданная и действующая разветвленная система узкоспециализированных судов во Франции, которая позволяет равномерно распределить нагрузки между ними, существенно облегчает работу самих судей путем сужения круга подсудных дел на основе их правовой природы.
Библиографический список
1. Лонская С.В. Типология мировой юстиции // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2012. № 9. С. 7-12.
2. Чулкова Т.В. Англосаксонская модель мировой юстиции // Инновационная наука. 2018. № 5-2. С. 72-76.
3. Назаров И.В. Судебная система Великобритании и ее реформирование в связи с членством в Европейском союзе // Проблемы законности. 2011. С. 198-207.
4. Рассказов Л.П. Англосаксонская правовая семья: генезис, основные черты и важнейшие источники // Научный журнал КубГАУ 2015. № 105(01). С. 1-15.
5. УолкерР. Английская судебная система. М., 1980.
6. Сош1з and tribunals judiciary. URL: https://www.judiciary.uk
7. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. URL: http://larevolution.ru/dedaration.html
8. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: учебник: в 2 т. 3-е изд., испр. М., 2000. Т. 2.
9. Исаков А.Р. Зарубежный опыт оптимизации взаимодействия должностных лиц и граждан // Правозащитная политика в современной России: К 20-летию Основного Закона государства: сборник по материалам круглого стола и Всероссийской научно-практической конференции, Ульяновск, 9 декабря 2013 г. Ульяновск, 2013 С. 160-164.
32
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 1