Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ПЕРИОД С 1950 г. ДО 1990 г.'

СТАНОВЛЕНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ПЕРИОД С 1950 г. ДО 1990 г. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2060
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Т. Н.

В статье анализируется развитие курса информатики в российском образовании в период с 1950 г. до 1990 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ПЕРИОД С 1950 г. ДО 1990 г.»

СТАНОВЛЕНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ПЕРИОД С 1950 г. ДО 1990 г.

Лебедева Т.Н. - к.п.н., доцент ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

В статье анализируется развитие курса информатики в российском образовании в период с 1950 г. до 1990 г.

В эпоху постоянно возрастающих объемов информации многие из нас не мыслят свою деятельность без использования компьютерных технологий, с помощью которых создаются реальные модели, образы объектов действительности, исследуются их свойства и делаются прогнозы на дальнейшее использование в науке и технике.

Основу любой деятельности составляет такая работа, в которую заложено выполнение некоторого алгоритма. Алгоритм может быть задан изначально (в этом случае говорят о его формальном исполнении), а чаще всего алгоритм следует построить в короткие сроки и наилучшим способом. Общие представления об алгоритмических процессах и способах их описания, технологии разработки формировались в сознании учащихся при изучении школьных дисциплин еще до появления информатики.

Исторически ведущую роль при формировании понятий, связанных с построением алгоритмов, выделением основных этапов при их разработке, доказательств правильности и корректности построенных алгоритмов и программ, играла математика. Одним из существенных элементов учебной деятельности при ее изучении являлись операционные и алгоритмические действия, воспитание умений действовать по заданному алгоритму и конструирование новых алгоритмов.

По мнению А.И. Бочкина, Н.П. Лапчика, появление и начальное становление информатики как науки принято отсчитывать от второй половины прошлого века, когда возникла новая научная дисциплина - кибернетика (основатель Н. Винер, книга «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине», 1948 г.). В самостоятельную область информатика выделилась в 60-70-е гг. XX в., постулировав следующие основные понятия: «информация», «способы ее представления, передачи и обработки» [3, 14].

От возникновения научной дисциплины «информатика» до осознания ее общеобразовательной значимости и включение ее основ в школьное

296

образование прошло меньше 30 лет (с 1985 г.). За это время курс информатики претерпевал большие изменения, связанные с изменением в развитии компьютерной техники, социального заказа, концепции, содержании самого курса, функций образования, используемых форм и методов обучения.

Придерживаясь мнения В.В. Гриншкуна, И.В. Левченко, мы считаем, что определение места курса информатики, в частности, одного из его разделов -раздела алгоритмизации и программирования, в системе школьного образования, особенностей его развития на современном этапе, выявление концепций, содержания обучения школьной информатике позволяют понять предпосылки развития предмета «Информатика и ИКТ» в условиях фундаментализации образования [5].

Известно, что в 1950-е гг. научными работниками НИИ, преподавателями вузов было организовано обучение школьников началам программирования и элементам кибернетики. Здесь широко известен опыт преподавания программирования учащимся ряда школ с математическим уклоном г. Новосибирска А.П. Ершовым и его сотрудниками. Были разработаны первые учебные программы, специализированные учебные пособия по курсу программирования, ориентированные на учащихся средних школ.

Благодаря изменению базисного учебного плана (БУП) в 1960-е гг. в школы были введены факультативы. Обоснование необходимости их включения в структуру общего образования курсов было сформулировано В.С. Ледневым. Так, например, под руководством В.С. Леднева и А.А. Кузнецова в курсе математики и ее приложений в экспериментальном виде были введены разделы «Основы кибернетики», «Программирование», «Вычислительная математика», «Векторные пространства и линейное программирование». С точки зрения прикладного аспекта кибернетики учащиеся могли познакомиться с программированием и основными устройствами ЭВМ (В.М. Монахов, С.И. Шварцбурд и др.).

Низкий уровень методической подготовки учителей и отсутствие материально-технической базы в школах препятствовали широкому распространению подобных факультативных курсов. Такие курсы основывались на «безмашинном» обучении. В середине 70-х гг. XX в. курс «Основы кибернетики» был включен в число факультативных курсов средней общеобразовательной школы в объеме 140 часов.

297

А.П. Ершовым было проведено сравнение уровня преподавания программирования в школах СССР и США в 1960-е гг., на основании которого он сделал вывод о совпадении тенденций в образовании с наличием определенного разрыва во времени исполнения замыслов. Объяснялось это тем, что в США получило широкое распространение общая пропаганда вычислительной техники и ее применений, однако А.П. Ершов отмечал отсутствие общенациональных программ и плохую организацию систематического изучения вычислительного дела в средних школах [10]. В Советском Союзе в этот период существовали физико-математические школы и классы программистов.

В начале 1970-х гг., преимущественно в школах Москвы, Ленинграда и Новосибирска стала осуществляться комплексная подготовка учащихся по специальностям, связанных с ЭВМ. В это время получила развитие система межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК), часть специализаций которых относились к профессиональной подготовке учащихся старших классов в области применения вычислительной техники (оператор ЭВМ, оператор устройств подготовки данных для ЭВМ, электромеханик по ремонту и обслуживанию внешних устройств ЭВМ, регулировщик электронной аппаратуры, программист-лаборант, оператор вычислительных работ).

Позже благодаря появлению многотерминальных комплексов на базе малых ЭВМ, диалоговых вычислительных систем и персональных компьютеров в УПК стали появляться новые специальности в подготовке учащихся, связанные с обработкой информации на компьютере. В начале 1990-х гг. численность УПК резко сократилась, лишь немногие из них осуществляли подготовку пользователей персонального компьютера и компьютерных дизайнеров.

С основными понятиями алгоритмизации (алгоритмом, алгоритмическим процессом, способами представления алгоритмов, видами алгоритмов и пр.) учащиеся сталкивались при изучении различных дисциплин школьного образования. Конечно, при появлении ЭВМ, массовом ее использовании алгоритмические представления, умения и навыки стали приобретать самостоятельное значение. Благодаря этому они были включены в содержание общего школьного образования, получив название «алгоритмической культуры».

298

Формирование алгоритмической культуры предполагалось осуществлять средствами различных школьных предметов. В частности, в середине 1970 гг. в учебник по алгебре для 8 класса был включен раздел «Алгоритмы и элементы программирования». Тем не менее, идея глубокого влияния программирования и алгоритмизации на содержание и процесс обучения дала толчок развитию школьной дидактики в этом направлении перед началом эры компьютеризации. В 80-90-х гг. XX в. в математических журналах стали появляться статьи ученых-педагогов о методах и системах программирования.

В конце 1970-х гг. в школах и вузах стали появляться программируемые микрокалькуляторы. С их помощью можно было производить как быстрые вычисления, так и создавать программы, описывая алгоритмические процессы, занося определенные значения переменных в стек, обменивать их в памяти и получать новые значения.

Одновременно с их введением в школы появились методические разработки, которые позволили обеспечить массовое обучение учащихся программированию на микрокалькуляторах. Однако персональные компьютеры стали вытеснять из школьного образования такой вид техники. Следует заметить, что изучение особенностей программируемых микрокалькуляторов, вычислений входили в курс алгебры 9 класса в 1995 г. в раздел «Вычисления на программируемом калькуляторе» [1].

Вопрос об обязательном изучении информатики в школе был поставлен в 1984 г. (в апреле) на Пленуме ЦК КПСС и Верховного Совета СССР. Решением Пленума в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» перед педагогикой была поставлена задача вооружения учащихся знаниями и навыками использования современной вычислительной техники, обеспечения широкого применения компьютеров в учебном процессе» [19].

В это же время для рассмотрения Академии наук СССР, Академии педагогических наук СССР, НИИ содержания и методов обучения предлагается первая пробная школьная программа по информатике [7]. В пояснительной записке данной программы А.П. Ершов указывал, что главной задачей курса информатики и вычислительной техники является не столько обучение практическим навыкам написания простых и средней сложности программ и приемам работы с конкретными ЭВМ, сколько формирование у всех учащихся

операционного стиля мышления и умения оптимально организовать и описать

299

свои мыслительные действия. Навыки оптимальной организации деятельности, выбор наиболее рациональных способов решения проблем актуальны и по сей день.

Бурное развитие вычислительной техники, ее массовое использование на производстве, разработка эффективных алгоритмов, способов и средств обработки, хранения и передачи информации повлекли за собой изменение социального заказа, обращенного к целям и задачам школьного образования. Информатика как обязательный учебный предмет была введена во все средние учебные заведения СССР 1 сентября 1985 г. и носила название «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ).

Несмотря на растущий интерес молодежи к использованию ЭВМ в различных отраслях (науке, технике, производстве), возможности непосредственного знакомства с машинами были ограничены. По этой причине в школах обучение учащихся 9-10 классов также реализовывалось в «безмашинном» варианте. А.П. Ершов считал, что именно при таком варианте преподавания информатики в школе учащиеся смогут лучше усвоить основные понятия программирования.

Первый этап введения информатики в массовое школьное образование является самым сложным. Главным образом это касалось аппаратного и программно-методического обеспечения (оснащения школ компьютерной техникой, базового программного обеспечения), а также методической подготовки учителей информатики. Для этого в сжатые сроки многие учителя физико-математического направления прошли специальные курсы переподготовки, а в педагогических институтах стала осуществляться регулярная подготовка учителей информатики.

Согласно первой учебной программе по информатике, целью обучения являлось формирование представлений об основных правилах и методах реализации решения задачи на ЭВМ и элементарных умений пользоваться микрокомпьютерами для решения задач, а также ознакомление учащихся с ролью ЭВМ в современном общественном производстве и перспективами развития вычислительной техники. Данная цель обобщенно формулирует элементы компьютерной грамотности, которая состояла из теоретических знаний и практических умений.

Теоретические знания включали в себя:

300

1) знания способов представления основных характеристик объекта в виде, удовлетворяющем требованиям компьютерного исследования математической модели;

2) знания типов алгоритмов;

3) знания форм представления алгоритмов;

4) знания элементов и синтаксиса алгоритмического языка (ориентированного на человека);

5) знания одного из языков программирования (ориентированного на машину) и представление о программном обеспечении и пакетах прикладных программ.

В практические умения входили такие умения, которые позволяли учащемуся осуществлять алгоритмизацию, программирование и решение учебных задач с помощью ЭВМ. Несмотря на то, что курс информатики представлен только в старшей школе, Л.Л. Босова в своей статье говорила, что этот период представляет собой становление линии алгоритмизации в курсах информатики для младших школьников [16].

Данный этап должен был ликвидировать отставание в информационном образовании, по сравнению с Западом, поэтому целью обучения информатике и явилось формирование компьютерной грамотности. Наиболее полно ее элементы описаны в методическом руководстве для учителей, составленном А.П. Ершовым, В.М. Монаховым, А.А. Кузнецовым и др. [2].

Так, например, в содержание компьютерной грамотности эта группа авторов вкладывали следующие компоненты:

1) понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов, программе как форме представления алгоритма для ЭВМ;

2) основы программирования на одном из языков программирования;

3) практические навыки обращения с ЭВМ;

4) принцип действия и устройство ЭВМ и ее основных элементов;

5) применение и роль компьютеров в производстве и других отраслях деятельности человека.

Первая группа вопросов, по мнению А.П. Ершова и В.М. Монахова, описывает алгоритмическую культуру учащихся, знание современных языков программирования и овладение приемами составлять программы на этом языке, а также навыки работы на ЭВМ. Огромное влияние на содержание предмета «Основы информатики и ВТ» (1985-1989 гг.) оказал лозунг академика А.П. Ершова «Программирование - вторая грамотность» (1981 г.) [21].

301

Часть критиков придерживается того мнения, что не нужно всех обучать программированию, так как это трудно и не всем доступно. «Андрей Петрович возражал своим оппонентам такой аналогией: мало кто станет писателем, однако писать сочинение в школе учат всех, нельзя лишать детей возможности творчества и самовыражения, а программирование - процесс творческий» [10].

A. П. Ершов и его коллеги разделяют точку зрения, согласно которой «навыки и стиль мышления, формируемые информатикой (умение алгоритмически мыслить, строить информационные структуры для описания объектов и систем, организовать поиск информации для решения поставленной задачи и т. п.), необходимы в современном мире практически каждому человеку, независимо от его образовательного уровня и сферы приложения его профессиональных интересов» [10].

Неслучайно в своей статье А.П. Ершов говорит о гармонии человеческого ума, формирование которого строится на основе грамотности и

программирования, их тесной интеграции [6]. По мнению А.П. Ершова,

B. М. Монахова, Ю.А. Первина и др., алгоритмическая культура должна стать частью общей культуры человека и целенаправленного развития таких общекультурных познавательных умений и навыков, как планирования, эффективного поиска информации, владения школьниками «операционным стилем мышления» и т. д.

В методическом руководстве для учителей А.П. Ершов и В.М. Монахов в алгоритмическую культуру включают:

1) «интуитивное понимание сущности алгоритма и его свойств, представление о возможности автоматизации той области деятельности, где существует ее алгоритм;

2) умение представить алгоритм с помощью определенных средств и методов описания;

3) знание основных типов алгоритмов (линейного, разветвляющегося, циклического)» [8].

В связи с развитием языков программирования, методологий программирования, понятие «алгоритмическая культура» (как отдельный компонент компьютерной грамотности) расширилось, однако основные ее компоненты были сформулированы именно А.П. Ершовым.

А.П. Ершовым и В.М. Монаховым был выпущен первый школьный учебник по информатике, в котором большая часть теоретического и

302

практического материала относилась к программированию алгоритмов [16]. В этом учебнике были представлены следующие понятия: «компьютер», «исполнитель», «алгоритм», «программа».

Курс информатики был сильно «математизирован», так как учащимся предлагались задачи на нахождение корней квадратного уравнения, вычисления площадей фигур, используя различные методы их отыскания, в связи с чем информатика оставалась «далекой страной» для многих учащихся.

По мнению В. Долматова и А. Кузнецова, формирование алгоритмической культуры происходит в теоретической части курса информатики, включая навыки анализа и формализации предметных задач, а также ознакомление с такими понятиями, как «исполнитель», «алгоритм», «структура алгоритмов», «виды величин» [11].

В 1986 г. выходит первый номер методического журнала «Информатика и образование», который содержит научные и методические статьи, связанные с преподаванием информатики в школе и вузе. Значительная часть статей относится к разделу алгоритмизации и программирования. Под руководством А. Дуванова, Ю. Первина, Я. Зайдельмана начинается разработка программного пакета «Роботландия», который используется до сих пор учителями информатики при преподавании раздела алгоритмизации. Посредством различных исполнителей программного пакета «Роботландия» учащиеся знакомятся с миром исполнителей, их системами команд, средами (окружением), учатся создавать простейшие алгоритмы.

В виду разнородности компьютерной техники, установленной в школах (Агат, Корвет, БК, Ямаха, УКНЦ и др.), не было единого программного обеспечения и образовательных сред, что сказывалось на сложности преподавания. В 1987 г. был объявлен конкурс школьных учебников. В результате в школах стали использоваться учебники В.И. Каймина и др., А.Г. Гейна и др., А.Г. Кушниренко [4, 13, 17].

Авторы данных учебников предлагали разные подходы к определению содержания общеобразовательного курса информатики и, как следствие, имели разные представления о содержании итоговой грамотности учащихся в данной предметной области. Важность построения алгоритмов, согласно заданной схеме, соблюдение всех намеченных этапов, решение задач рассматривались многими авторами учебников.

303

Например, в предисловии к учебнику «ОИВТ» А.Г. Гейна, В.Г. Житомирского, Е.В. Линецкого, М.В. Сапира, В.Ф. Шолоховича очерчивается круг задач, которые будут решаться на уроках информатики, упоминаются этапы решения задач с помощью ЭВМ и без нее. Центральным понятием, отраженным в данных учебниках, были алгоритмы, а основным содержанием учебной деятельности являлось составление и анализ алгоритмов

[4].

Таким образом, курс информатики базировался на мировоззренческом аспекте, который предполагал раскрытие роли вычислительной техники в автоматизации деятельности человека в современном мире. Курс информатики, представленный в основном алгоритмизацией и программированием, не прижился в школьном образовании и не смог реализовать свой бесспорный потенциал в области повышения существенного улучшения уровня подготовки учащихся к практической деятельности.

Список литературы:

1. Алимов, Ш.А. Алгебра: учебник для 9-х классов общеобразовательных учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1995. - 223 с.

2. Босова, Л.Л. Этапы становления пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2010/Troitsk/I/I-0-9.html.

3. Бочкин, А.И. Методика преподавания информатики: учебное пособие / А.И. Бочкин. - Мн.: Вышая школа., 1998. - 431 с.

4. Гейн, А.Г. Основы информатики и вычислительной техники / А.Г. Гейн, В.Г. Житомирский. - Свердловск: Издательство Урал, ун-та, 1989. -272 с.

5. Гриншкун, В.В. Школьная информатика в контексте

фундаментализации образования / В.В. Гриншкун, И.В. Левченко // Вестник РУДН. - 2009. - №1.

6. Ершов, А.П. Программа изучения основ информатики и

вычислительной техники в средней общеобразовательной школе. Пробный вариант / А.П. Ершов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.ershov.ras.ru/archive/eaimage.asp?lang=1&did=8256&fileid=115282.

304

7. Ершов, А.П. Программирование - вторая грамотность / Архив А.П. Ершова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/ russian/ second_literacy/article .html.

8. Изучение основ информатики и вычислительной техники: метод. пособие для учителей и преподавателей сред. учеб. заведений. В 2-х ч. Ч. 1. / А.П. Ершов, В.М. Монахов. - М.: Просвещение, 1985. - 191 с.

9. Каймин, В.А. Основы информатики и вычислительной техники: учебное пособие для 10-11 классов / В.А. Каймин, А.Г. Щеголев. - М.: Просвещение, 1989. - 272 с.

10. Крайнева, И.А. Путь программиста / И.А Крайнева, Н.А. Черемных. - Новосибирск: Нонпарель, 2011. - 222 с.

11. Кузнецов, А. Методическая система обучения ОИВТ: структура и функции, состояние и перспективы / А. Кузнецов, В. Долматов // Информатика и образование. - 1989. - №1. - С. 3-8.

12. Кузнецов, А.А. Современный курс информатики: от концепции к содержанию / А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина // Информатика и образование. - 2004. - №2. - С. 2-6.

13. Кушниренко, А.Г. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать / А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев // Информатика. - 1999. - №1. - С. 2-15.

14. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: учебное

пособие для студ. пед. вузов/ М.П. Лапчик, И.Г. Семакин. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 624 с.

15. Леднев, В.С. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе / В.С. Леднев, А.А. Кузнецов / В.С. Леднев // Информатика и образование. - 1998. - №3. - С. 76-78.

16. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2-х ч. Ч. 2 / А.П. Ершов, В.М. Монахов, А.А. Кузнецов и др.; под ред. А.П. Ершова, В.М. Монахова.- М.: Просвещение, 1986. - 143 с., ил.

17. Основы информатики и вычислительной техники: программа для сред. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1985. - 102 с.

18. Ракитина, Е.А. Теоретические основы построения концепции непрерывного курса информатики / Е.А. Ракитина. - М.: Информатика и образование, 2002. - 88 с.

305

19. Самолысов, П.В. Непрерывный образовательный процесс: историкоинформационный подход [Электронный ресурс] / П.В. Самолысов. - Режим доступа: http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view& id=636.

20. Семакин, И.Г. Научно-методические основы построения базового курса информатики: автореф. дисс... докт. пед. наук / И.Г. Семакин. - Омск, 2002. - 42 с.

21. Семенов, А.Л. Образование, информатика, компьютеры / А.Л. Семенов // Информатика и образование. - 1995. - №5. - С. 6-11.

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ВСТРОЕННОГО ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ 1С КАК ВТОРОГО И ПОСЛЕДУЮЩЕГО

Носова Л.С. - к.п.н., преподаватель ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье описаны особенности изучения студентами языка программирования 1С, встроенного в технологическую платформу «1С: Предприятие» версии 8. Приведены характеристики языка, методика его изучения как второго и последующего. Проведен анализ основных ошибок, совершаемых студентами при его изучении, а также рассматривается возможность продолжения работы с ним.

В настоящее время в связи с повышением требований работодателей, тенденциями нового федерального государственного образовательного стандарта актуально формирование алгоритмического стиля мышления будущих выпускников вузов (в том числе будущих учителей информатики) и их владение языками программирования.

Целью нашего исследования являлось выявление особенностей изучения встроенного языка 1С как второго языка программирования и последующего у студентов вузов. Объектом исследования выступает встроенный язык программирования 1С, предметом исследования - процесс изучения студентами встроенного языка 1С как второго языка программирования.

Задачи исследования заключаются в том, чтобы:

1) рассмотреть особенности встроенного языка программирования 1С;

2) разработать курс для знакомства студентов с возможностями языка программирования 1С;

3) провести апробацию курса на студентах с различным уровнем подготовки по программированию;

306

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.