УДК 378+316.7
Омельченко Елизавета Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, eliam@mail.ru, Новосибирск
СТАНОВЛЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье представлен авторский взгляд на создание условий для профессиональной самореализации будущих педагогов с использованием особенностей становления самопознания, мотивационно-эмоционального, аксиологического, гносеологического, деятель-ностного, рефлексивно-оценочного компонентов их культуры самовыражения. Для выявления соответствующих возможностей использованы теоретический анализ, сравнение и сопоставление процессов становления культуры самовыражения обучающихся педагогического вуза и профессиональной самореализации. В результате установлено, что такие особенности первого процесса, как реализация стремления к личностному росту, степень удовлетворенности выбором сферы профессиональной деятельности, осмысление, анализ, оценка присвоенных норм педагогического труда, осуществление субъектных функций в учебно-профессиональной деятельности способствуют созданию условий для успешного протекания профессиональной самореализации студентов.
Ключевые слова: культура самовыражения, компоненты культуры самовыражения, становление компонентов культуры самовыражения, студенты педагогического вуза, самореализация, профессиональная самореализация.
Введение в проблему. Построение современного высшего педагогического образования, базирующегося на выполнении требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО), предполагает создание условий для формирования и развития у студентов комплекса профессиональных компетенций. Анализ их состава, проведенный нами, показал, что в соответствии со ФГОС ВО по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), 44.03.02 Психолого-педагогическое образование выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать такими компетенциями, как способность к самоорганизации, готовность сознавать социальную значимость будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности, способностью проектировать траектории своего профессионального роста и развития. В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование выпускник, освоивший программу магистратуры, готовится, в частности, к профессиональному самообразованию и личностному росту, проектированию дальнейших образо-
вательных маршрутов и профессиональной карьеры [3; 9; 10].
Перечисленные компетенции в полной мере соотносятся со сложившимся в педагогике взглядом на профессиональную самореализацию личности, представляющую собой «формирование профессиональной компетентности в определенной области деятельности, готовность к постоянному профессиональному развитию и расширению сферы компетенции в соответствии с мотивами и потребностями личности профессионала» [2, с. 33]. Данное определение в отношении студентов было конкретизировано, например, Л. В. Цуриковой с учетом связи названного процесса с получением образования: «Профессиональная самореализация студента - динамическое саморазвертывающееся взаимодействие с миром в рамках учебно-профессиональной сферы жизнедеятельности, способствующее актуализации и развитию потенциальных возможностей» [8, с. 6-7].
Профессиональная самореализация личности представляет собой частный случай самореализации, которая, по мнению В. И. Мулера, может быть рассмотрена «как процесс осознанного, наиболее полного и свободного опредмечивания сущностных
сил личности в ходе ее многообразной жизнедеятельности» [6, с. 11]. Здесь под опредмечиванием сущностных сил личности мы подразумеваем процесс, ведущий к воплощению способностей человека в определенном внешнем результате. Его протекание основано на реализации внутреннего стремления личности предъявить себя миру, которое в психологии и педагогике называют потребностью в самовыражении.
Обращаясь к вопросам становления будущих педагогов, подчеркнем важность и необходимость исследовать не просто самовыражение в произвольных вариантах его осуществления (что может подразумевать отрицательную направленность действий человека), а культуру самовыражения.
Далее рассмотрим возможности использования особенностей становления содержательных компонентов культуры самовыражения студентов педагогического вуза для создания условий, в которых будет успешно протекать их профессиональная самореализация.
Теоретический анализ проблемы. В педагогике еще не разработаны теоретические и практические подходы, позволяющие решать задачу формирования профессиональных компетенций будущих педагогов, используя возможности становления компонентов их культуры самовыражения. Однако существуют взгляды на решение некоторых проблем становления культуры самовыражения (Е. А. Омельченко, С. А. Прохорова) и профессиональной самореализации личности (О. О. Богатырева, А. А. Волков, С. А. Воломеев, Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев, Е. В. Киенко, А. А. Мишин, И. С. Морозова, В. И. Мулер, А. А. Орел, С. П. Свидерская, Л. В. Цурикова и др.).
Нами показано, что «культура самовыражения педагога - особенности, способы, результаты самоорганизуемой педагогической деятельности, которые он обретает или создает в соответствии с собственными индивидуальными, личностными, профессиональными предпочтениями и в результате взаимодействия с культурой сообщества» [7, с. 57]. Ее становление подразумевает протекание непрерывного, циклично и спиралевидно разворачивающегося во времени качественного или количественного изменения, происходящего на основе самопознания с ее мотивационно-эмоциональным, аксиологи-
ческим, гносеологическим, деятельностным и/или рефлексивно-оценочным компонентами.
Опишем, какие существуют возможности для профессиональной самореализации студентов - будущих педагогов в процессе становления каждого из указанных компонентов.
«Самопознание - процесс познания самого себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. д.» [1, с. 44]. Оно включает непрерывный мониторинг студентами своих внутренних состояний и деятельности, в которую они включаются в ходе получения профессионального образования, предоставляя сведения, используемые в самовыражении.
К особенностям становления самопознания студентов как будущих педагогов относится изучение собственных профессионально значимых качеств, построение и коррекция представлений о себе как представителе определенной сферы деятельности. На основе этого у них появляется стремление к личностному росту. Его удовлетворение, по мнению Sh. Brown и R. Gundermann, - важное условие содействия профессиональной самореализации [12].
Р. А. Зобов и В. Н. Келасьев отмечают, что на самореализацию человека влияют, в основном, две группы факторов: не зависящие от него (уровень жизни в стране, социальная ситуация и др.) и зависящие от него (ценностные ориентации, готовность к самореализации, гибкость мышления, воля и др.) [4]. В рамках нашей статьи факторы первой группы мы не рассматриваем, т. к. они существуют вне индивидуальной культуры личности, в состав которой входит культура самовыражения. Со второй группой связаны мотивационно-эмоциональный, гносеологический, деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты культуры самовыражения.
Мотивационно-эмоциональный компонент основан на том, что любая деятельность, в том числе самоорганизуемая, как фундамент культуры самовыражения будущих педагогов, осуществляется, когда существуют причины, побуждающие поставить цель и предпринять шаги для ее достижения, т. е. начинается с мотивов. Следовательно, особенностью становления этого компо-
нента выступает формирование у студентов системы мотивов выполнения педагогической деятельности как профессиональной. Начинаться такая работа в вузе может как обсуждение с обучающимися причин выбора педагогической профессии. Продолжить ее стоит организацией учебно-профессиональной деятельности, предполагающей максимальное использование будущими педагогами имеющегося у них субъектного опыта. Реализация этих этапов станет одним из условий, способствующих протеканию профессиональной самореализации.
Мотивация, как установлено психологами, тесно связана с эмоциями, в которых проявляется переживание будущими педагогами отношений к себе, обществу, профессиональной деятельности. Благодаря эмоциям они понимают, насколько удовлетворены выбором сферы приложения профессиональных усилий. S. А1-ЭиЬа^ К. Ganasegeran, Ж Perianayagam, К. Rampal [11] в своих исследованиях установили взаимосвязь удовлетворенности выбором сферы профессиональной деятельности и наличием возможностей для профессиональной самореализации.
Без эмоциональной реакции невозможно понять, что студенты испытывают от удовлетворения потребности в выражении своего отношения к миру, от предъявления во вне своих личностно-профессиональных взглядов, от демонстрации того, что для них имеет особую значимость в жизни и в будущей профессиональной педагогической деятельности. В этом случае речь идет о том, что в культуре самовыражения отражаются личностные ценности обучающихся, представляющие в комплексе ее аксиологический компонент.
М. Rokeach определяет ценности с психологических позиций как «устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [13, с. 5]. К числу особенностей становления данного компонента культуры самовыражения принадлежит то, что ценности открывают будущим педагогам возможности сделать осознанный выбор средств, способов самовыражения в педагогической деятельности, согласуясь как со
своим внутренним миром - своими индивидуально-личностными особенностями, так и с общественными нормативами. У них развивается чувство ответственности за результаты педагогической деятельности, что в конечном счете является движением студентов в направлении профессиональной самореализации. Этому также будет содействовать создание преподавателями вуза ситуаций, в которых уже сложившиеся у обучающихся нормы педагогической деятельности и поведения, подвергались бы переосмыслению или совершенствованию.
Следующий компонент культуры самовыражения студентов, выделенный нами, -гносеологический. В качестве особенности его становления отметим удовлетворение молодыми людьми стремления к познанию, в результате они могут демонстрировать свои предпочтения в профессиональной деятельности, желания, ценности, т. е. осуществлять самовыражение и обретать устойчивые характеристики культуры самовыражения. Это означает, что при становлении рассматриваемого компонента происходит, в частности, реализация желаний и стремлений обучающихся усвоить совокупность компетенций, необходимых в педагогической деятельности, что ведет к профессиональной самореализации.
В наибольшей степени о профессиональной самореализации студентов можно судить на основании изменений деятельност-ного компонента культуры самовыражения, т. к. средствами самоорганизуемой педагогической деятельности обучающийся способен совершенствовать себя, формировать волю, характер, развивать педагогические способности, необходимые для повышения уровня развития профессиональных компетенций и в итоге профессиональной компетентности. Он может подвергать изменениям окружающий мир, влиять на других людей. При этом особое значение, по мнению О. А. Милинис, для самореализации будущего педагога имеет его творчество в профессиональной сфере [5]. Следовательно, условием профессиональной самореализации студентов способно выступать расширение их субъектных функций, подразумевающее активное участие в организации и осуществлении элементов профессиональной деятельности как в период учебной
и производственной практики, так и на аудиторных занятиях в вузе.
Самоорганизуемая педагогическая деятельность - основа культуры самовыражения студентов, и в соответствии со структурой любой человеческой деятельности завершается осмыслением и оценкой сделанного. Следовательно, целесообразно наличие в культуре самовыражения будущих педагогов рефлексивно-оценочного компонента. Профессиональной самореализации студентов в ходе его становления будет способствовать рефлексивное управление их деятельностью со стороны преподавателей вуза, а также определение самими обучающимися допустимости, приемлемости, рациональности предполагаемого, актуального или уже реализованного самовыражения в педагогической деятельности, востребованности его результата.
Заключение. Учитывая изложенную суть каждого компонента культуры самовыражения будущих педагогов и возможности, имеющиеся для профессиональной самореализации при их становлении, мы отмечаем, что на профессиональную самореализацию студентов оказывают существенное влияние условия, создаваемые преподавателями педагогического вуза, в которых начинают раскрываться педагогические способности обучающихся, формируются или совершенствуются их профессиональные умения, постепенно складываются в единое образование элементы профессиональной компетентности.
Важно, что опыт профессиональной самореализации, который студенты получают в период обучения в вузе, существенно влияет на педагогическую деятельность, которую они будут выполнять самостоятельно.
Библиографический список
1. Блинова В. Л., Блинова Ю. Л. Психологические основы самопознания и саморазвития. - Казань; ТГГПУ, 2009. - 222 с.
2. Волков А. А. Профессиональная самореализация сотрудников милиции общественной безопасности. - М.: Кредо, 2010. - 180 с.
3. Горбунова А. Е., Чеснокова Г. С. Развитие учебно-познавательной компетенции студентов педагогического вуза // Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - С. 18-20.
4. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Самореализация человека: введение в человекознание. - СПб.: СПбУ, 2015. - 244 с.
5. Милинис О. А. Интеграция педагогических подходов при проектировании развития культуры творческой самореализации личности в системе непрерывного педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 1. - С. 28-33.
6. Мулер В. И. Самореализация личности как социальный процесс: автореф. дис. ... канд. фи-лос. наук. - Киев, 1990. - 24 с.
7. Омельченко Е. А. Становление культуры самовыражения будущих педагогов в учебном процессе вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 1. - С. 56-61.
8. Цурикова Л. В. Самореализация студентов в учебно-профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2005. - 20 с.
9. Черникова Ю. С., Винер Ю. В., Чеснокова Г. С. Формирование социальной активности студента педагогического вуза: факторы и психолого-педагогические условия // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - С. 96-99.
10. Чеснокова Г. С. Особенности организации воспитательной работы в вузе // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - С. 5-7.
11.Al-DubaiS., GanasegeranK., Perianayagam W., Rampal K. Emotional bumout, perceived sources of job stress, professional fulfillment, and engagement among medical residents in Malaysia [Электронный ресурс] // The Scientific World Journal. -2013. - URL: https://www.hindawi.com/journals/ tswj/2013/137620/ (дата обращения: 04.01.2017).
12. Brown Sh., Gunderman R. Enhancing the professional fulfillment of physicians // Academic Medicine. - 2006. - № 81. - Р. 577-582.
13. Rokeach M. The nature of human values. -N. Y.: Free Press, 1973. - 597 р.
Поступила в редакцию 12.12.2016
_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_
Omelchenko Elizaveta Aleksandrovna
Cand. Sci. (Pedag.), Prof. of Theory and Methodology of Preschool Education, Novosibirsk State Pedagogical University, eliam@mail.ru, Novosibirsk
THE FORMATION OF THE SELF-EXPRESSION'S CULTURE COMPONENTS OF STUDENTS OF TEACHER TRAINING UNIVERSITY AS A CONDITION OF THEIR PROFESSIONAL SELF-REALIZATION
Abstract. The author's view on the creation of conditions for future teachers' professional self-realization with usage of features of self-discovery's formation, motivational and emotional, axiolog-ical, epistemological, activity, reflexive-evaluative components of their self-expression's culture is presented in the article. It is used theoretical analysis, comparison and matching of the formation processes of teacher training university students' self-expression culture and professional self-realization to identify appropriate opportunities. As a result it is ascertained that such first process's features, as the realization of the desire for personal development, satisfaction from choosing the professional activity sphere, reflection, analysis, taken norms' assessment of pedagogical work, the subject functions' implementation in educational and professional activity contribute to the creation of conditions for successful passing of students' professional realization.
Keywords: self-expression's culture, components of the self-expression's culture, the formation of components of the self-expression's culture, students of teacher training university, self-realization, professional self-realization.
References
1. Blinova, V. L., Blinova, Yu. L., 2009. Psixo-logicheskie osnovy samopoznaniya i samorazvitiya [Psychological foundations of self-knowledge and self-development]. Kazan': TGGPU Publ., 222 p. (in Russ.).
2. Volkov, A. A., 2010. Professional'naya samo-realizaciya sotrudnikov milicii obshhestvennoj bezo-pasnosti [Professional self-fulfillment of employees of militia of public security]. Moscow: Kredo Publ., 180 p. (in Russ.).
3. Gorbunova, E. A., Chesnokova, G. S., 2014. Razvitie uchebno-poznavatel'noj kompetencii stu-dentov pedagogicheskogo vuza [Development of learning and cognitive competence of students of pedagogical universities]. Sovremennye problemy psixologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya det-stva: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Modern problems of psychological and pedagogical support of childhood: materials of all-Russian scientific-practical conference]. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 18-20 (in Russ.).
4. Zobov, R. A., Kelasev, V. N., 2015. Samore-alizatsiya cheloveka: vvedenie v chelovekoznanie [Human's self-realization: an introduction to human knowledge]. St. Petersburg: SPbU Publ., 244 p. (in Russ.).
5. Milinis, O. A., 2012. Integraciya pedagogich-eskix podxodov pri proektirovanii razvitiya kul'tury tvorcheskoj samorealizacii lichnosti v sisteme ne-preryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Inte-
gration of pedagogical approaches at designing of development of culture of creative self-realization of the person in system of continuous pedagogical education]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 1, pp. 28-33 (in Russ., abstr. in Eng.).
6. Muler, V. I., 1990. Samorealizaciya lichnosti kak social'nyj process [Self-realization of personality as a social process]. Cand. Sci. (Philos.). Kiev, 24 p. (in Russ.).
7. Omelchenko, Ye. A., 2016. Stanovlenie kul'tury samovyrazheniya budushhix pedagogov v uchebnom processe vuza [A culture of self-expression of future teachers in educational process of high school]. Sibir-skij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 1, pp. 56-61 (in Russ., abstr. in Eng.).
8. Tsurikova, L. V., 2005. Samorealizaciya stu-dentov v uchebno-professional'noj deyatel'nosti [Self-realization of students in educational-professional activities]. Cand. Sci. (Pedag.). Belgorod, 20 p. (in Russ.).
9. Chernikov, Y. C., Wiener, Yu., Chesnokova, G. S., 2013. Formirovanie social'noj aktivnosti studenta pedagogicheskogo vuza: faktory i psixolo-go-pedagogicheskie usloviya [Formation of social activity of students of pedagogical high school: factors and psycho-pedagogical conditions]. Sovremen-nye problemy obshhej i korrekcionnoj pedagogiki i psixologii detstva: materialy IX Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii [Modern problems of
General and correctional pedagogy and psychology of childhood: materials of the all-Russian scientific-practical conference]. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 96-99 (in Russ.).
10. Chesnokova, G. S., 2014. Osobennosti or-ganizacii vospitatel'noj raboty v vuze [Features of organization of educational work in higher education]. Sovremennye napravleniya psixologo-peda-gogicheskogo soprovozhdeniya detstva: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Modern directions of psychological and pedagogical support of childhood: materials of all-Russian scientific-practical conference]. Novosibirsk: NSPU
Publ., pp. 5-7 (in Russ.).
11. Al-Dubai, S., Ganasegeran, K., Perianayagam, W., Rampal, K., 2013. Emotional burnout, perceived sources of job stress, professional fulfillment, and engagement among medical residents in Malaysia [online]. The Scientific World Journal. Available at: https://www.hindawi.com/journals/ tswj/2013/137620/ (Accessed 4 January 2017).
Brown, Sh., Gunderman, R., 2006. Enhancing the professional fulfillment of physicians. Academic Medicine, 81, pp. 577-582.
Rokeach, M., 1973. The nature of human values. N. Y.: Free Press, 597 p.
Submitted 12.12.2016