УДК 159.9
СТАНОВЛЕНИЕ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ
© 2019 Е. В. Беляева1, Н. А. Галкина2
1канд. психол. наук, доцент кафедры психологии,
e-mail: lena-bel@yandex.ru 2канд. психол. наук, доцент кафедры психологии, e-mail: nadezhda.galkina2019@mail.ru
Курский государственный университет
В статье рассматривается проблема становления карьерных ориентаций в студенческом возрасте. Дается анализ результатов исследования роли карьерных ориентаций студентов выпускных курсов в их будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: карьера, карьерные ориентации, профессиональное самоопределение.
Во все времена потребность построить для себя надёжное будущее была для человека самой актуальной. В силу этого одной из главных задач для молодых людей становится выбор своего собственного пути, по которому будет развиваться их карьера. Карьера - это фундамент будущего, поэтому очень важно сделать правильный выбор, от которого будет зависеть качество жизни человека. Человек посвящает своей карьере немалую часть жизни, поэтому желательно проводить это время за любимым занятием. К сожалению, не всем удаётся достигнуть успеха в карьере. Причинами этого могут являться различные факторы - например, неопределённость своих карьерных предпочтений и разочарование в поспешно сделанном выборе.
На протяжении своей профессиональной деятельности молодые люди могут сталкиваться с несоответствием своих ценностей, потребностей, мотивов, представлений о самих себе с выбранной профессией, что может привести к повышению психического напряжения, неудовлетворенности собой и результатами своей деятельности.
Весьма значимым этапом формирования карьерных ориентаций считается период обучения в высшем учебном заведении. Именно в это время идет интенсивный процесс определения карьерных целей и построения планов, которые впоследствии будут определять успехи карьерно-профессионального развития в целом. На этом этапе возрастного развития субъекта присваиваются ясные представления, связанные с будущим в рамках определенной профессии и личностных ориентиров, а также с предъявляемыми профессиональными требованиями.
Психологи Л.С. Грановская, И.А. Зимняя, Ю.Н. Кулюткин, И.С. Кон, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин, В.А. Якунин замечают, что к концу обучения в вузе становится достаточно актуальным кризис профессионального становления, связанный с вопросами становления карьеры и поиском будущего трудоустройства, с последующей перспективой профессионального становления .
Требования реальной жизни не всегда соответствуют представлениям выпускника о ней. Часто эта ситуация переживается студентами очень глубоко и приобретает характер кризиса [Веретнов 2007].
Профессиональная ориентация - попытка ответить на вопрос «что я собой представляю». Важной детерминантой профессионального становления личности
является его представление о себе, профессиональная Я-концепция, которая реализуется во множестве карьерных решений. При этом зачастую решения эти принимаются человеком неосознанно. Каждому человеку присущи определенная личностная концепция, способности, мотивы, интересы и ценности, которыми он не может пожертвовать при построении карьеры [Чикер 1981].
Начальным этапом профессионализации является период обучения в высшем учебном заведении, где студент, опираясь на полученные знания умения и навыки, знакомится с опытными профессионалами в данной профессии, уточняет свое исходное представление о той деятельности, которой он в будущем решил заниматься, поступая в данное учебное заведение [Акопов 2000].
Для более глубокого понимания данной проблемы нами было организовано и проведено исследование, задачей которого явилось исследование роли карьерных ориентаций студентов выпускных курсов в их будущей профессиональной деятельности [Беляева, Сухих 2015].
Исследованием были охвачены выпускники различных вузов (КГУ, КГМУ, ЮЗГУ): пятьдесят юношей и пятьдесят девушек в возрасте двадцати - двадцати пяти лет.
В качестве методического материала использовались следующие опросники: диагностики уровня профессиональной направленности студентов Т. Д. Дубовицкой; «Якоря карьеры» Э. Шейна [Дубовицкая 2004].
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Самый высокий уровень профессиональной направленности был выявлен у будущих юристов (среднее арифметическое составило 16,6 балла), у студентов-психологов (9,7 балла), выпускников художественно-графического факультета и у будущих врачей средние арифметические показатели профессиональной направленности составили соответственно 15,3 и 14,4 балла.
Соотношение числа студентов, набравших низкое, среднее и высокое количество баллов (в %)
Факультет Кол-во 0-6 баллов 7-12 баллов 13-18 баллов
студентов (низкий уровень проф. направленности) (средний уровень проф. направленности) (высокий уровень проф. направленности)
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Юридический 22 0 0 1 4,8 20 95,2
Педагогики и 16 7 43,8 3 18,7 6 37,5
психологии
Художественно -графический 19 1 5,3 2 10,5 16 84,2
Лечебный 18 1 5,5 1 5,6 16 88,9
Высокие показатели говорят о том, что выпускники желают овладеть выбранной профессией. Студентам нравится получаемая профессия, они хотят в будущем работать и далее повышать свой профессиональный уровень в выбранном направлении. Свободное время они посвящают занятиям, связанным с будущей профессией. В круг их знакомых входят специалисты в области избранной профессии. Многие испытуемые считают выбранную профессию делом своей жизни.
Низкие показатели говорят о том, что студент вынужден в силу разных обстоятельств учиться на этом факультете. Поступление в учебное заведение обусловлено не заинтересованностью профессией и стремлением работать в данном профессиональном направлении, а другими причинами: влиянием родителей, удобным расположением учебного заведения и др. Студент не находит ничего положительного для себя в приобретаемой профессии, которая ему малоинтересна; при первой же
возможности предполагает сменить профессию, приобрести другую специальность и работу по ней.
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что наиболее ярко выражено стремление работать по получаемой профессии у будущих юристов - 95,3% из общего количества тестируемых данной группы. Достаточно высокие показатели профессиональной направленности у этих респондентов можно объяснить тем, что некоторое время назад в нашем обществе профессия юриста была достаточно популярна, престижность ее сохраняется и в наши дни.
Несколько ниже этот уровень у выпускников художественно-графического факультета и будущих врачей - 84,2% и 88,9% соответственно.
В то же время у студентов-психологов показатель УПН значительно ниже, чем у студентов других факультетов - 43,8%, что свидетельствует о несформированной уверенности в правильности выбора данной профессии и нечеткости границ в дальнейшей работе в рамках этой профессии. Низкий уровень карьерной направленности у молодых психологов, вполне возможно, объясняется тем, что зачастую выпускники данных факультетов не знают, где им работать после окончания вуза, так как в нашей стране наблюдается сильная размытость границ этой профессии, а практическая направленность данной деятельности требует большой ответственности и сформированности профессиональных умений и навыков. Это, в свою очередь, предполагает широкий жизненный опыт в данной области.
Опросник карьерных ориентаций «Якоря карьеры» (Э. Шейн). Результаты опроса респондентов по данной методике показали следующие результаты.
Средние арифметические показатели карьерных ориентаций студентов (в баллах)
Факультет/ направленность Проф. компетентность Менеджмент Автономия Стабильность работы Стабильность места жительства Служение Вызов Интеграция стилей жизни Предпринимательство Среднее
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Юридический (ЮЗГУ, 5 курс) 6,12 6,62 6,81 8,36 3,89 8,0 6,36 7,08 5,67 6,5
Педагогики и психологии (КГУ, 5 курс) 5,3 6,01 7,46 8,24 4,48 8,15 5,83 7,80 5,3 6,5
Художественно - графический (КГУ, 5-6 курс) 6,35 6,80 7,61 8,58 4,51 7,04 5,93 6,99 6,48 6,70
Лечебный (КГМУ, 6 курс) 6,97 6,61 7,36 9,08 5,49 8,02 6,71 7,16 6,19 7,1
Средний балл по показателю 6,18 6,51 7,31 8,56 4,59 7,8 6,2 7,25 5,91 6,7
Рейтинг карьерных якорей
Средний балл
Таким образом, ведущими карьерными ориентациями у выпускников студентов являются следующие ориентиры: стабильность работы, служение, автономия и интеграция стилей жизни.
Детальный анализ каждого направления карьеры показал следующие тенденции.
Самые высокие показатели по шкале «профессиональная компетентность» были выявлены у студентов-медиков (6,9 балла), самые низкие показатели - у будущих психологов (5,3 балла). У студентов выпускных курсов факультета юриспруденции они составили 6,1 балла, у дизайнеров - 6,4 балла. Люди, показавшие высокие результаты по данной шкале, обычно хотят быть достойными профессионалами в своем деле. Вопросы управления другими людьми могут быть важными только в рамках развития карьерного роста. Очень важно для таких людей постоянно совершенствоваться в своей профессиональной деятельности. Ради этого они готовы приносить в жертву собственные интересы и личное время. Они ищут высокую оценку своих способностей, что должно подтверждаться статусом, соответствующим их профессионализму. Они способны руководить другими в рамках своей зоны ответственности, но управление как таковое не является для них интересным. По этой причине многих из них не привлекает руководящая должность, управление рассматривается ими как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной области. Данная направленность наиболее ярко выражена у студентов лечебного факультета, чего нельзя сказать про студентов-психологов, по-видимому, это и определяет невысокие показатели карьерной ориентации «профессиональная компетентность» у студентов -психологов
У выпускников художественно-графического факультета (специальность дизайнер) был выявлен наибольший показатель «менеджмент» (6,81 балла), немного ниже оказались результаты у будущих юристов и врачей (по 6,6 балла). Респонденты со
значительными показателями по данной шкале обращают свои силы на объединение усилий других людей, включенных в совместную деятельность и приведение к общему знаменателю разнообразных функций организации. С развитием личности в течение жизни эта карьерная ориентация выражается более интенсивно. Возможности для руководства, высокого заработка, повышенной ответственности и вклад в развитие своего предприятия являются основными интересами и ценностями. Основной мотив для них - управление людьми, проектами и т.п. Для подобных людей профессиональное развитие заключается в вопросах власти и возможности принятия основных решений. Конечная цель карьеры такого сотрудника - должность с широким спектром управления различными сторонами деятельности организации.
Шкала карьерной ориентации «автономия» на значительном уровне выявлена у студентов-дизайнеров (7,6 балла). Тут будет очень важна свобода во всем - в принятии решений и организации собственного времени и трудовой деятельности. Любые правила и нормативы будут восприниматься агрессивно, подобная личность ориентирована на независимость от любых ограничений и предписаний. Все вопросы, связанные с границами рабочего времени, дисциплиной, одеждой, рабочим графиком, вызывают трудности. Выпускники всегда выберут возможность работать по своим стандартам, в собственном темпе. Самостоятельность и независимость являются столь значительной ценностью, что они скорее выберут непрестижную, низкоквалифицированную работу, чем откажутся от нее. Предпочтут скорее работать «на самого себя», автономно, достигая собственного пути профессионального развития, выбирая самостоятельные направления для достижения тех или иных целей. Способ реализации собственной свободы и независимости - вот основная цель карьеры, следовательно, любое ограничение их независимости может привести к отказу даже от очень перспективного профессионального предложения. Такой работник плохо встраивается в организационную структуру, не осознает своих профессиональных обязанностей. Доминирующими для реализации ориентации «автономия» будут профессии творческой направленности, где вид самой деятельности предполагает свободный график работы и индивидуальный стиль в выборе способов организации деятельности. Несколько ниже оказался показатель «автономия» у студентов-психологов и врачей (7,5 и 7,4 балла). Работа юриста предполагает значительные организационные ограничения, связанные с графиком работы, ее объемом в организациях, она в значительной степени зависит от дисциплинарных правил и предписаний, поэтому эта группа студентов проявляет большую готовность подчиняться на работе установленным дисциплинарным правилам и ограничениям, набрав при этом наименьшее количество баллов по карьерной ориентации «автономия».
Отдельным вопросом стоит мотив «стабильности работы», который для многих выпускников является ведущим ценностным ориентиром для построения карьеры. Постоянное место работы, безусловно, дает стабильность и некоторую безопасность, социальную защиту, возможность прогнозировать свое будущее. К тому же многие студенты к моменту окончания вуза имели опыт временного трудоустройства и сталкивались со всеми минусами данного вида трудовой деятельности. Выпускники, ориентированные на мотив «стабильность работы», будут выбирать работодателя, который может предложить постоянную работу на длительный период, социальный пакет. Если работодатель является предпринимателем, то он должен иметь стабильное положение на экономическом рынке. Это будет существенно ограничивать выбор вариантов карьеры и зачастую не даст возможности быстрого продвижения по карьерной лестнице, кроме того, возможны потери в оплате труда. Такие люди охотнее выберут стабильное государственное предприятие, пусть и не с очень высокой
заработной платой, чем участие в краткосрочном проекте в молодой развивающейся компании, так называемые «startup» их вряд ли привлекут.
В результате нашего исследования было доказано, что данная направленность наиболее ярко выражена у студентов лечебного факультета - 9,8 балла.
Есть категория молодых людей, для которых приоритетным в выборе будущей работы является жизнь в своем городе и даже районе, переезд и частые командировки для них неприемлемы. Это респонденты с предпочтением позиции «стабильность места жительства», для них важнее остаться на одном месте жительства, чем получить престижную высокооплачиваемую работу.
Однако следует отметить, что эта направленность карьерной ориентации среди всех показателей имеет наименьшую значимость для студентов всех групп, участвующих в опросе, средний балл по всем группам сложился на уровне всего 4,5 -4,6 балла.
Как показывают результаты, данная направленность наиболее ярко выражена у студентов лечебного факультета (5,5 балла), в то же время студенты юридического факультета демонстрируют большую мобильность при выборе места жительства (3,9 балла).
Карьерная ориентация «служение» свойственна людям, опирающимся в процессе построения карьеры на общечеловеческие ценности: «приносить пользу людям», «сделать что-то полезное для своего края, города, страны», «желание сделать мир лучше». Для таких людей важна благородная миссия быть полезным для людей, для своего города и своей страны, им необходимо видеть конкретные результаты своего труда, даже если они не подкрепляются материально. В построении своей карьеры приоритетным будет получение возможности использовать наилучшим образом свои способности для реализации социально значимых ценностей.
Люди, ориентированные на служение, общительны, но часто консервативны. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая не поддерживает его цели и ценности. Человек с ориентацией «служение» будет искать для трудоустройства организацию, поддерживающую его гуманистические цели и ценности. Такие люди очень консервативны, хотя отличаются высокой коммуникативностью.
Данная направленность наиболее ярко выражена у студентов-психологов, набравших 8,2 балла по этому показателю. Незначительно отстают от них, получив практически одинаковое количество баллов (8,01), студенты лечебного и юридического факультетов, в то же время будущие художники набрали наименьшее количество баллов по данному показателю, что объясняется малой степенью служения общественным целям, большей направленностью на реализацию индивидуальных задач.
Карьерная ориентация «вызов» объединяет людей, ведущим мотивом деятельности которых считается преодоление препятствий, выигрыш или решение сложных проблем. Конкуренция и борьба - вот стиль их жизни. Вызовом может быть и опасная работа, и необходимость построения сложных межличностных отношений, и многое другое. Они способны искать решение сложных задач, идти через препятствия ради победы в конкуренции. Они счастливы, когда включены в соревновательную ситуацию. Окружающая ситуация рассматривается с позиции «выигрыша -проигрыша». Карьера для них - это постоянный вызов их профессионализму. Процесс борьбы и победа для этих людей являются более важными, чем конкретная должность или квалификация.
Данная направленность наиболее ярко выражена у студентов лечебного факультета (6,7 балла).
Высокие баллы по карьерной ориентации «интеграция стилей жизни» обнаружились у студентов-психологов. Такие результаты говорят о том, что эти испытуемые заинтересованы в большей степени не в построении карьеры как таковой, а в деятельности, которая позволила бы совмещать работу и семью. Возможно, это связано отчасти с тем, что на факультете психологии среди обучающихся преобладают девушки.
Выпускники отдают приоритеты личностной самореализации, а не конкретной работе, должности или карьерному росту в целом. По нашему мнению, в предпочтении самореализации и саморазвития большое значение имеет профессиональная идентичность. Одной из задач профессии психолога является развитие личности клиента, что невозможно без развития личности самого консультанта.
Для испытуемых, входящих в эту категорию, карьера ассоциируется с общим стилем жизни и должна уравновешивать потребности человека, семьи и карьеры. Им необходимо, чтобы организационные отношения отражали уважение к их личным и семейным проблемам. Следовать определенному образу жизни для них предпочтительнее, чем добиваться успеха в карьере. Карьерный рост их интересует только в том случае, если он не вступает в противоречие с привычным им стилем жизни. Таким людям не свойственно жертвовать чем-то одним ради другого.
Такие испытуемые в своем поведении обычно проявляют конформность (тенденция изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей, чтобы оно соответствовало мнению окружающих).
Данная направленность наиболее ярко выражена у студентов-психологов (7,8
балла).
Низкое значение «предпринимательства» в карьерных ориентациях, возможно, обусловлено тем, что у студентов присутствует страх быть независимым и организовывать собственное дело в силу ощущения недостаточной компетентности и наличия минимального жизненного и профессионального опыта. У людей с высоким показателем «предпринимательства» присутствует ярко выраженный интерес к созданию новых организаций, товаров или услуг, которые могут быть отождествлены с их усилиями. Работать на не входит в сферу их интересов, они - предприниматели по духу. Цель и вершина их карьеры - создать что-то новое, организовать свое дело, воплотить в жизнь идею, которая полностью принадлежит только им. Данная направленность наиболее ярко выражена у студентов художественно-графического факультета (6,5 балла).
Обобщая результаты проведенного исследования, мы можем утверждать, что карьерные ориентации являются важной и необходимой составляющей профессионального становления и отражают личностную направленность на нормы и ценности, необходимые в построении карьеры.
Карьерные ориентации начинают формироваться еще во время обучения в вузе. На выпускных курсах специфические особенности карьерных ориентаций студентов выражаются в их умении ставить карьерные цели, а также в дальнейшем профессиональном самоопределении.
Карьерные ориентации выступают в роли внутренних источников профессиональных целей человека и выражают те стороны жизни, которые являются для него наиболее важными и обладают личностным смыслом в профессиональной деятельности. Таким образом, система карьерных ориентаций определяет пути для личностного роста и саморазвития, включая в себя одновременно их направление, результаты и способы осуществления.
Процесс выбора карьерных ориентаций студентами выпускных курсов зависит от множества факторов. Студенчество, как наиболее чувствительная к переменам
социально-возрастная группа, в качестве приоритетной карьерной ориентации выбирает направленность на стабильность. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что студенты вовлечены в нестабильную социально-экономическую ситуацию и понимают необходимость активного включения в профессиональную деятельность.
Большинство студентов, принимавших участие в исследовании, на первое место в своей дальнейшей жизни ставят вопрос построения карьеры по избранной специальности.
Представители юридической, медицинской и художественно-графической специальностей имеют большую уверенность в своем дальнейшем трудоустройстве, при выборе профессии изначально имели более высокую мотивацию в получении именно этой профессии. Возможно, это объясняется тем, что дизайнеры и врачи имеют очень узкую специализацию и уверены в востребованности профессионалов в данной сфере деятельности.
За последние годы в нашей стране существенно изменились требования к молодому специалисту. В настоящее время наибольшую ценность приобретают такие качества, как гибкость, мобильность организационного поведения, творческий подход к решению профессиональных задач, заинтересованность и умение планировать собственный карьерный рост, способность к возможно более полному использованию личных ресурсов. Перечисленные качества и умения выступают в роли важных факторов социальной защищенности работников, их профессионального самосохранения.
Постепенное повышение уровня профессионального самоопределения, формирование осознанного отношения к самостоятельному построению карьерных планов, их реализации и корректировке - важнейший принцип психологической поддержки выпускников на этапе окончания высшего учебного заведения. Задача такой поддержки - сформировать у будущих профессионалов готовность и желание рассматривать себя развивающимися во времени, умение находить самостоятельно личностные смыслы в своей будущей профессиональной деятельности.
Психолого-педагогическая поддержка призвана создавать условия для полноценного профессионального становления личности, оказывать своевременную помощь, а в случае необходимости - осуществлять коррекцию профессионального развития выпускников высших учебных заведений.
Библиографический список
Акопов Г.В. Социальная психология образования. М.: МПСИ, 2000. 296 с.
Беляева Е.В., Сухих Н.А. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов вузов // Ресурсы развития социально-профессиональной траектории учащейся молодежи: вызовы ХХ1 века: материалы всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием. Ч. 2. Курск, 2015. С. 135-138.
Борзенкова И.В., Беляева Е.В. Проблема развития креативности в юношеском возрасте // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/040-025.pdf (дата обращения: 29.04.2019).
Веретнов А.И. Влияние рынка труда на профессиональную ориентацию студентов: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2007. 20 с.
Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. № 2.
Чикер В.А. Связь интеллектуальных особенностей личности с эффективной деятельностью инженеров: дис. ... канд. психол. наук. Л., 1981. 154 с.